Ермолаева П. О. Концептуализация коррупции студенчеством г. Казани





НазваниеЕрмолаева П. О. Концептуализация коррупции студенчеством г. Казани
Дата публикации31.07.2013
Размер43.8 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Ермолаева П.О.
Концептуализация коррупции студенчеством г. Казани
Академическая коррупция в настоящее время является одной из самых популярных тем, о чём свидетельствует рост научного сообщества, стабильно приводящиеся эмпирические исследования [1].

В данной статье представлены результаты исследования, задачами которого стало выявление особенностей восприятия проблем коррупции в системе высшего образования, концептуализация самого явления коррупции. Исследование проведено в 2008 году в г. Казани по заказу журнала «Право и жизнь» в рамках реализации Республиканской программы по антикоррупционной политике Республики Татарстан на 2006-2008 гг., утвержденной постановлением Кабинета Министров от 16.10.2006 г. (№ 516), «Неформальные платежи в высшем образовании: мнения студенчества», основанное на фокус-группах со студентами различных вузов столицы республики. Для этого автор провел 4 фокус группы со студентами и аспирантами из 8 вузов г. Казани в ноябре 2008 г. Всего в исследовании приняло участие 27 студентов1.

Несмотря на рост популярности исследований коррупции, все же в настоящее время в научной среде нет однозначного прочтения данному явлению: большинство исследований выполнено в междисциплинарных границах социологии и юридических наук. В социологической науке коррупция может определяться как "отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти ради незаконной личной выгоды" [2] В юридической науке можно встретить следующее определение коррупции: "коррупция - это социальное явление… выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах" [3].

Результаты исследования демонстрируют, что среди студенчества г. Казани нет консенсуса относительно определения коррупции. Довольно многочисленная группа студентов считает, что коррупция – это все виды взяток, которые даются чиновникам, государственным служащим. Это "денежные или какие-то материальные эквиваленты, которые… даются людьми для получения каких-то своих…результатов. С другой стороны, это вымогательство…" (студент КГУ).

Коррупция понимается также как сделка между двумя агентами, например, между студентом и преподавателем за какую-то услугу (например, за положительную оценку на экзамене). Другая категория студентов считают, что такие подарки как коробка конфет, бутылка вина, цветы не являются коррупцией¸ а скорее является невербальной благодарностью за оказанную услугу, комплиментом, хорошей традицией. "Я считаю, что далеко не всегда такие вещи, как коробка конфет или цветы являются взяткой. Это просто благодарность, например преподавателю за помощь в подготовке курсовой…." (студент КГМУ)

Коррупция, по мнению некоторых студентов, выражается в любой денежной сумме, которая обговариваться предварительно. "…Если даже дарят деньги в качестве благодарности, и без каких-либо договорённостей, это не взятка и не относится к коррупции " (студент КГУ). Другими словами, для этой категории студентов существует разница между взяткой и благодарностью, выражающееся в том, что взятка дается до оказания какой-либо услуги со стороны заинтересованного нами лица, а благодарность - после. Вместе с тем, по мнению студентов, очень многое зависит также от контекста, от конкретной ситуации, в котором преподносится подарок. Если, например, коробка конфет дарится группой на день рождение или другой праздник преподавателю в качестве благодарности, то коробку конфет можно рассматривать в качестве подарка, а не взятки. "Если это дариться под предлогом того, что скоро экзаменационная сессия, то да, разумеется, это является коррупцией." (студент КГЭУ).

Для категории студентов, относящихся к коррупции нейтрально, произошла натурализация коррупции – у ряда студентов выработалось отношение к коррупции, как к чему-то естественному, не противоправному. "Это уже, по-моему, обычным делом становится. Ничего в этом удивительного нет. Хотя как-то пытаются с этим бороться" (студент, КГТУ им. Туполева).

Большинство студентов - участников фокус-групп все же негативно отнеслись к коррупции в вузах: «конечно же, коррупция ничего хорошего не приносит. Она делает студентов не субъектами обучения в ВУЗе, а наоборот, объектами, которые считают, что их всегда вытащат с помощью взятки, что им всегда помогут» (студент, КГЭУ).

Студентами было отмечено, что коррупция имеют системный характер, соответственно, необходимо предпринять комплекс мер в разных социальных сферах для уменьшения уровня коррупции в стране. Студентами были предложены следующие антикоррупционные меры: достойная материальная поддержка государства работников системы высшего образования, дифференциация услуг на платные и бесплатные, перевод обучения на балльную систему, повышение размера взятки, как мощный сдерживающий фактор от вступления в коррупционные практики, повышение правовой культуры населения, ужесточение законов, изменение мировоззрения, менталитета, психологии через каналы СМИ, создание массовой антикоррупционной пропаганды, формирование единой по всей стране базы, куда бы заносились имена сотрудников, замешанные в коррупционных сделках.

Таким образом, понимание студентами явления коррупции варьируется от коррупции, как «сделки между двумя агентами» до «благодарности», которая предоставляется до оказания какой-либо услуги. Большинство участников фокус групп солидарны в том, что коррупция в системе высшего образования оказывает негативное влияние, как на вуз, в котором они обучаются, так и на разные социальные институты. Коррупция сказывается на качестве образования, влияет на качество услуг, в конечном итоге, страдают сами же агенты коррупционного действия.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Нагимова А.М. Коррупция как социально-экономическое явление современного общества. // Экономический вестник Республики Татарстан, 2008, № 2.; Кузнецова-Моренко И.Б., Ермолаева П.О. Краткий анализ социологического исследования коррупции в предпринимательской деятельности и вузах // Право и жизнь. №2/55., 2009. – Казань. – 55 с.

  2. Джерри Д., Джерри Дж. Большой толковый социологический словарь. Т.1. / Пер. с англ. – М.:Вече. АСТ, 2001. С.332.

  3. Уголовное право России. M., 1998. С.656.


1 В ходе исследования были получены качественные данные, которые позволяют охарактеризовать уровень и структуру коррупции в вузах, причины коррупции и отношения студенческой молодежи к ней, а также оценить антикоррупционные меры. Выявить степень распространенности этих позиций для всех представителей данной целевой группы в рамках данной методики не представляется возможным. Для соблюдения анонимности мы не приводим фамилии студентов, а в ряде случаев не приводим название вуза.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ермолаева П. О. Концептуализация коррупции студенчеством г. Казани iconПланы семинарских занятий тема проблема коррупции: понятие и виды
Проблема определения коррупции. Уровни восприятия коррупции: бытовой, научный, практический
Ермолаева П. О. Концептуализация коррупции студенчеством г. Казани iconЗакон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-фз "О противодействии коррупции"
Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения...
Ермолаева П. О. Концептуализация коррупции студенчеством г. Казани iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гимназия №125 г. Казани, Гимназия №27 г. Казани, Гимназия №5 г. Зеленодольска, сош №132 г. Казани
Ермолаева П. О. Концептуализация коррупции студенчеством г. Казани iconКонцептуализация русских писателей-классиков XIX века Л. Н. Толстого...
Концептуализация русских писателей-классиков XIX века Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского в англоязычной лингвокультуре
Ермолаева П. О. Концептуализация коррупции студенчеством г. Казани iconПоложение об открытой городской научно-практической конференции учащихся
Моу «Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г. Казани совместно с...
Ермолаева П. О. Концептуализация коррупции студенчеством г. Казани iconМетодические рекомендации по проведению антикоррупционной экспертизы. Тема 4
Содержание коррупции как социально-правового явления. Отношение к коррупции в обществе
Ермолаева П. О. Концептуализация коррупции студенчеством г. Казани iconРешение Казанской городской Думы от 18 октября 2006 г. N 4-12 "о...
Казани, Казанская городская Дума отмечает, что в соответствии с Федеральным законом от 06. 10. 2003 n 131-фз "Об общих принципах...
Ермолаева П. О. Концептуализация коррупции студенчеством г. Казани iconЗакон «О противодействии коррупции» 1 Закон «О лоббировании»
Уровень коррупции в Российской Федерации и некоторые антикоррупционные приоритеты
Ермолаева П. О. Концептуализация коррупции студенчеством г. Казани iconДоклад о реализации районной Программы по противодействию коррупции...
Кардымовский район одним из первых среди муниципальных образований в Смоленской области начал работу в направлении предупреждения...
Ермолаева П. О. Концептуализация коррупции студенчеством г. Казани iconУказ президента российской федерации о национальной стратегии противодействия...
Совет депутатов муниципального образования – сельское поселение «верхне-мангиртуйское»
Ермолаева П. О. Концептуализация коррупции студенчеством г. Казани iconПлан мероприятий по противодействию коррупции в Министерстве культуры...
Чеченской Республики по противодействию коррупции в Чеченской Республике на 2012-2013 годы» и постановления Правительства Чеченской...
Ермолаева П. О. Концептуализация коррупции студенчеством г. Казани iconРеферат о коррупции
России, мешающая строить и развиваться стране. Не затрагивая историю взяточничества в царской России(об этом можно прочитать в произведениях...
Ермолаева П. О. Концептуализация коррупции студенчеством г. Казани iconПрограмма районного семинара для учителей технологии школ г. Казани
Место проведения: моу «Средняя общеобразовательная школа №85 с углубленным изучением отдельных предметов Ново – Савиновского района...
Ермолаева П. О. Концептуализация коррупции студенчеством г. Казани iconПлан мероприятий по противодействию коррупции в сфере образования области на 2010 год
В соответствии с планом противодействия коррупции в органах государственной власти Ростовской области от 18. 09. 2008, министром...
Ермолаева П. О. Концептуализация коррупции студенчеством г. Казани iconРабочая программа дисциплины (модуля) Понятие коррупции и проблемы...
Целью дисциплины является формирование у студентов комплекса теоретических знаний о формах коррупции, особенностях ее проявления...
Ермолаева П. О. Концептуализация коррупции студенчеством г. Казани iconОтчет о состоянии коррупции и реализации антикоррупционной политики...
А в 2012 году информация о выявлении преступлений коррупционной направленности в органах местного самоуправления Высокогорского муниципального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск