Скачать 215.83 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» УТВЕРЖДАЮ Директор Юридического института__________________/ И.В. Шишко/ « » 2008 г. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина ГСЭ.В3 Социальная этнография и демография Укрупненная группа 040000 Социальные науки Направление 040100.62 Социальная работа Институт Юридический Кафедра Теории и методики социальной работы Красноярск 2008 УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 040000 «Социальные науки» направления 040100.62 «Социальная работа» Программу составила доцент кафедры теории и методики социальной работы Плющ И.В. ____________ ( подпись) Заведующий кафедрой Жижко Е.В. ________________ (подпись) «25» декабря 2007 г. Учебная программа обсуждена на заседании кафедры теории и методики социальной работы «25» декабря 2007 г. протокол № 3/07-08 Заведующий кафедрой Жижко Е.В. ________________ (подпись) Учебная программа обсуждена на заседании НМСИ Юридического института «07» февраля 2008 г. протокол № 4 Председатель НМСИ Басалаева С.П. _____________ (подпись) Дополнения и изменения в учебной программе на 200 __/200__ учебный год. В учебную программу вносятся следующие изменения: _____________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______ «____» _____________ 200__г. протокол № ________ Заведующий кафедрой _________________________ (фамилия, и.о., подпись) Внесенные изменения утверждаю: Директор ______________________________ института (фамилия, и. о., подпись) 1. Цели и задачи изучения дисциплины
Учебный курс «Социальная демография и этнография» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин учебного плана направления «Социальная работа» и соответствует требованиям государственного стандарта, предъявляемым к подготовке специалистов по социальной работе в высших учебных заведениях. Изучение основ социальной демографии и этнографии ориентировано на следующие цели: формирование комплекса знаний, умений и навыков по работе с демографической информацией, знакомство с современными тенденциями развития демографических и этнических процессов. Данный курс рассчитан на один семестр (36 часов лекций и 36 часов семинарских занятий). Полный курс, включающий историю науки, методику статистической обработки информации, анализ демографических моделей и т.д., входящих в проблематику классических курсов по демографии, занимает два и более семестра. Отсутствие этих тем в данном курсе определяется спецификой работы специалистов по социальной работе, требующей, скорее, ориентирования среди общих закономерностей, тенденций, зависимостей, чем навыков математической обработки показателей. В программе курса отсутствует и такая классическая тема, как «Этносоциальные проблемы семьи». Оправданность именно такого построения программы в этом случае, наоборот, связана с необходимостью более подробного изучения социального института семьи. Для студентов отделения социальной работы разработаны и читаются спецкурсы «Семьеведение» и «Семейная педагогика», что и позволило сократить объемы изучения этой темы в предлагаемом курсе. Курс «Социальная демографии и этнография» рассчитан на один семестр и предусматривает чтение лекций, проведение семинарских занятий, разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику. Необходимыми условиями для успешного усвоения материала курса являются: посещение лекций, активное участие в работе на семинарах, написание всех контрольных работ, чтение литературы по курсу, кроме этого, должен быть представлен самостоятельно собранный фактический материал. Контроль знаний студентов по курсу осуществляется в форме зачета. К зачету допускаются только те студенты, которые до начала зачетной недели текущего семестра получили положительные оценки за все обязательные практические работы. 1.2. Задачи изучения дисциплины Основными задачами изучения социальной демографии и этнографии являются: Реализация цели осуществляется последовательным прохождением обозначенных этапов:
1.3. Межпредметная связь В основе успешного освоения курса социальной демографии и этнографии лежат в первую очередь дисциплины, позволяющие выявить сущность влияния демографических процессов и их взаимосвязей на развитие общества и государства, то есть концепции современного естествознания, социология и социальная психология. Не менее важны для освоения курса социальной демографии и этнографии знания и навыки, полученные в процессе прохождения курса философии, лежащие в основе понимания философских аспектов взаимодействия общества и его отдельных групп; а также политологии, как основы понимания и формирования демографической и национальной политики. Социальная демография и этнография является основой при изучении следующих базовых для данной специальности курсов: основы социальной медицины, антропология, прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе; социальная политика, экономические основы социальной работы, а также курсов: методика исследований в социальной работе и социальная статистика; организация, управление и администрирование в социальной работе, мониторинг социальной сферы, актуальные проблемы теории и практики социальной работы, занятость населения и ее регулирование. Подготовленность в изучении больших групп населения и способность размышлять на уровне целостных систем развивает навыки анализа, обобщения, моделирования и прогнозирования, позволяет осознать значимость длительных временных рядов мониторинга. 2. Объем дисциплины и виды учебной работы 2.1. Распределение часов дисциплины «Демография и этнография» по темам и видам работ для студентов дневной формы обучения по направлению «Социальная работа» (бакалавриат)
3. Содержание дисциплины 3.1. Темы лекционных и семинарских занятий по курсу «Демография и этнография» Тема 1. Социальная демография и этнография как научное направление и учебная дисциплина Предмет и задачи курса. Происхождение и этапы развития демографии и этнографии. Демография как наука, влияние мировоззрения и идеологии на демографические исследования. Противоречия социально-демографического и этнического развития мировой и локальных цивилизаций. Исторические формы и этапы понимания демографических процессов. Генезис теоретических представлений о характере и специфике демографических и этнических процессов. Проблемы разработки демографической теории. Этапы развития демографии и этнографии и выделение демографии как научного направления. Место социальной демографии и этнографии в системе наук. Методы получения информации в демографии и этнографии. Источники данных о населении. Современные демографические проблемы и их связь с другими глобальными проблемами. Тема 2. Основные демографические концепции Динамика численности населения мира, её региональные особенности. Роль демографических концепций в изучении населения. Основные положения теории демографического перехода (демографической революции). Концепция эволюционного развития населения. Европейский «демографический взрыв». Изучение генеральных тенденций развития населения. Понятие депопуляции населения. Теория оптимума населения. Современный демографический кризис. Глобальная демографическая проблема. Процессы глобализации и и их влияние на развитие населения. Постановка проблемы о взаимозависимости социально-экономических и демографических процессов. Экономико-демографические модели. Экономический оптимум населения. Тема 3. Естественные процессы развития современного общества Рождаемость как демографический процесс. Основные концепции исторической эволюции рождаемости. Мировые закономерности региональных особенностей рождаемости. Этапы развития рождаемости в России. Региональные особенности рождаемости в России. Критерии оценки рождаемости. Перспективы в области рождаемости. Факторы влияния на динамику рождаемости. Методы анализа рождаемости (статистико-демографические, математические, социологические). Смертность как демографический процесс. Динамика смертности в России. Особенности развития смертности в России в 1990-2000 гг. основные закономерности динамики продолжительности жизни в России. Дифференциация смертности в РФ. Региональные особенности смертности. Тенденции и перспективы развития смертности в России. Тема 4. Механические демографические процессы Современная семья: демографические и экономические проблемы Семья как объект междисциплинарного исследования. Число семей. Браки и разводы. Число детей в семье. Историчность понятия «многодетность». Размер семьи. Территориальные различия семей, влияние конфессионального и этнического аспекта. Динамика функций семьи и ее влияние на демографические характеристики семьи. Влияние демографической ситуации на демографическую структуру семьи. Эволюция или кризис семьи и ее отражение в демографических характеристиках семьи. Социальное и экономическое положение семьи. Миграция населения. Вопросы теории и классификации миграционного движения. Процесс урбанизации. Модель развития миграционного движения В. Зелинского. Некоторые особенности статистики и учета миграции населения. Современные закономерности мировых миграций. Исторический обзор миграционного движения в России. Классификация моделей миграции. Модели миграционных потоков. Модели миграционной структуры. Микромодели миграции. Тема 5. Опыт и эффективность управления демографическими процессами Демографическое прогнозирование. Исторический опыт демографического прогнозирования. Современные методологические проблемы демографического прогнозирования. Методы оценки на перспективу общей численности. Методы расчета на перспективу структуры населения. Демографическая политика. Политика в области народонаселения: понятия, определения, концепция. История демографической политики. Современная демографическая политика. Опыт демографической политики различных стран мира. Демографическая политика в СССР и России. Концепция демографического развития РФ до 2025 г. Тема 6. Качество населения Население: эволюция подходов к роли населения в развитии государства. Теоретические основы изучения качества населения. Критерии и показатели качества населения. Анализ влияния качества населения на макроэкономические процессы. Качество населения в регионах РФ. Тема 7. Основные тенденции развития населения Основные особенности и динамика численности населения мира. Современный демографический «взрыв». Современный демографический кризис. Развитие урбанизации и миграции населения мира. Глобальная демографическая проблема. Роль мирового сообщества (международных организаций) в решении глобальной демографической проблемы. Тема 8. Этнические процессы и их роль в современном обществе Национальный и расовый состав населения. Народ, этнос, нация: соотношение понятий. Социальная структура наций и народностей. Расовый состав населения мира. Этническая эволюция населения мира. Типы этнических общностей. Формы этносов. Этнически однородные государства. Тема 9. Современные этносоциальные проблемы Национальная идентификация. Городской образ жизни: общее и национально-особенное. Этносоциальные проблемы города. Этносоциальные аспекты адаптационных процессов в городской среде. Этнокультурный аспект социально-демографического воспроизводства городской территориальной общности. Этнокультурное развитие сельской местности. Этнические конфликты: причины и факторы развития. Способы урегулирования этнических конфликтов. Кавказский регион как российский полигон межэтнических и межнациональных конфликтов. Демографические аспекты межнациональных и социальных конфликтов. Международное вмешательство в межэтнические конфликты и его последствия. Темы рефератов
Вопросы к зачету
44. Основные подходы к классификации этносов. 45. Сущность этнической самоидентификации. Этническое сознание. 46. Динамика развития этнического конфликта. 47. Классификация этнических конфликтов. 48. Этнические конфликты постсоветского пространства. 49. Этнический имидж народов мира (по выбору). 50. Этнический характер – понятие, теории. 4. Учебно-методические материалы по дисциплине
4.3. Интернет-источники
Афганистан: Справочник. М., 2000. Баженова Е.С. Китай в демографическом измерении. М., 1992. Баженова Е.С, Островский А.В. Население Китая. М., 1991. Брук СИ. Население мира: Этнодемографический справочник. М, 1986. 5. Весь мир. Минск, 1996,
Сб. переводных статей. М., 1977. 15. Российский статистический ежегодник. М., 1999.
4.5. Рекомендуемые периодические издания
Статистические источники
|
![]() | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Список дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса данной дисциплины | ![]() | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Целью дисциплины является изучение современных методов программирования приложений, использующих в своей работе среду Internet. А... |
![]() | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Формирование умений и навыков в области метрологии и сертификации программных средств (ПС) | ![]() | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Целью дисциплины является приобретение базовых знаний и навыков программирования, проектирования и разработки приложений с применением... |
![]() | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем. 10 | ![]() | Рабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент» Рабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта... |
![]() | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Целью изучения дисциплины «Основы информационной безопасности» является освоение основ информационной безопасности, необходимых специалисту... | ![]() | Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «лыжная подготовка» Учебно-методический комплекс. Учебная программа для студентов направления 032100. 62 |
![]() | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Компьютерная графика применяется как для решения математических, инженерных экономических задач, так и для игровых и развлекательных... | ![]() | Учебная программа дисциплины современное отечественное литературоведение... Учебная программа составлена А. Ю. Колпаковым, к ф н., доцентом каф русской литературы |
![]() | Рабочая учебная программа дисциплины Практические технологии отрасли,... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Рабочая учебная программа дисциплины опд. Ф. 01. 1 «Введение в языкознание» Рабочая учебная программа составлена к ф н., доцентом кафедры французской филологии Сотниковой Т. В |
![]() | Рабочая учебная программа дисциплины «Проектная логистика» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент» | ![]() | Рабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080110. 51 «Банковское дело» |
![]() | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Оп – образовательная программа (впо – высшее профессиональное образование, спо среднее профессиональное образование) | ![]() | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Оп – образовательная программа (впо – высшее профессиональное образование, спо среднее профессиональное образование) |