Скачать 1.57 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Юридический факультет УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ, ПЛАНЫ И ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ Направление подготовки: 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ. Квалификация (степень) выпускника – бакалавр. Очная форма обучения. КАЗАНЬ 2013 УДК 344 ББК 67.408 Б Печатается по решению Учебно-методической комиссии юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета от «» 2013г. Протокол № Составитель: кандидат юридических наук, доцент Балеев С.А. Рецензенты: доктор юридических наук, профессор Сидоров Б.В. доктор юридических наук, профессор Талан М.В. Б Уголовное право. Особенная часть: Методические указания, планы и задания к практическим занятиям / Сост. С.А. Балеев.- Казань: Изд-во Казанского (Приволжского) федерального университета Методические указания, планы и задания к практическим занятиям предназначены для студентов 3 курса очного отделения юридического факультета, обучающихся по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» и получающих квалификацию (степень) выпускника – бакалавр при изучении учебной дисциплины «Уголовное право. Особенная часть». © Балеев С.А., 2013. © Казанский (Приволжский) федеральный университет», 2013. Методические указания предназначены для оказания помощи студентам, изучающим положения Особенной части уголовного права. С этой целью в указаниях даны вопросы к темам практических занятий, перечень задач для решения, рекомендованы основная и дополнительная литература, международные нормативно-правовые акты, федеральные законы и подзаконные нормативные акты, а также постановления Пленума Верховного Суда РФ. Знание уголовного права, как и любой другой отрасли права, складывается из трех составляющих: знание положений закона, знание практики его применения, знание теории вопроса. Поэтому Особенную часть уголовного права рекомендуем изучать по следующей схеме: самостоятельный анализ закона – изучение основной и дополнительной учебной и научной литературы – изучение практики применения закона – решение задач из практикума, подготовленного кафедрой уголовного права. Следует помнить, что изучение вопросов Особенной части уголовного права предполагает постоянное обращение к положениям Общей части, поэтому рекомендуется регулярное использование в процессе обучения учебной литературы по Общей части уголовного права. Самостоятельный анализ закона дает студенту навык для дальнейшей практической работы. Знание закона предполагает не заучивание наизусть его текста, а умение правильно толковать те положения, которые в законе закреплены. Чтобы избежать ошибок в понимании того, как можно и как нельзя толковать действующий закон, необходимо попытаться уяснить положения закона комплексно: с точки зрения грамматики, логики, соотношения с иными нормами уголовного закона и иных отраслей права, объема нормы (для этого необходимо вспомнить виды толкования закона, а также виды диспозиций уголовно-правовых норм). Такой подход к изучению Особенной части основан на том, что студент обладает уже базовыми знаниями, полученными при изучении Общей части, а потому есть все предпосылки для того, чтобы изучение каждой темы из курса Особенной части начиналось именно с попытки самостоятельного толкования действующего закона. Анализ каждого конкретного состава преступления дается по следующей схеме: 1. объект преступления - родовой - видовой - непосредственный - предмет преступления и (или) потерпевший от преступления 2.объективная сторона - деяние (действие, бездействие) - общественно опасные последствия - причинная связь - место, время, обстановка, способ, орудия и средства совершения преступления 3. субъективная сторона - вина, ее форма и вид - мотив, цель, эмоции 4. субъект. - общие признаки (физическое лицо, возраст, вменяемость) - специальные признаки. При анализе субъективной стороны состава преступления следует помнить, что ее признаки устанавливаются на основе подробного анализа всех обстоятельств дела до и после совершения преступления, а также признаков объективной стороны (см. например, пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 27.01.1999 г. «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)»). Сначала необходимо проанализировать основной состав преступления, а затем дать анализ признаков квалифицированного и особо квалифицированного составов. В том случае, если норма является бланкетной, анализ ее невозможен без обращения к соответствующим нормативным актам из других отраслей права, перечень которых представлен в списке рекомендованной литературы. Если преступление является конвенционным, то необходимо изучить текст соответствующей конвенции и сопоставить его с текстом действующего уголовного закона. Необходимо всегда иметь в виду, что законодательство, уголовное в том числе, базируется на Конституции РФ, к которой также требуется обращаться при изучении Особенной части уголовного права. Изучение учебной литературы (учебники, учебные пособия, схемы, таблицы и т.п.) – следующий шаг в освоении курса Особенной части. Предлагается именно такая последовательность в изучении материала, поскольку именно в учебной литературе толкование уголовного закона дается исключительно в позитивном ключе: как следует понимать действующий закон и какова существующая практика его применения. Учебник обычно не содержит полемики и излагает, как правило, точку зрения, принятую большинством ученых. Анализ практики применения закона по конкретным категориям уголовных дел предполагает как изучение постановлений Пленума Верховного Суда РФ (в части, не противоречащей действующему закону, также постановлений Пленумов Верховного Суда РСФСР и СССР), так и судебных решений по конкретным делам. Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации». В его номерах публикуются обзоры практики по некоторым категориям дел. В таких обзорах содержатся указания на характерные ошибки, допускаемые судами при рассмотрении дел соответствующей категории, приводятся примеры. Все материалы, публикуемые в «Бюллетене Верховного Суда РФ» по номерам за последние 5 лет, обзоры судебной практики, иные материалы Верховного Суда доступны на официальном веб-сайте www.supcourt.ru, а также в справочно-информационной системе Консультант Плюс. В системе Консультант Плюс можно найти также большое количество научных статей, а также некоторые монографии. В монографиях и научных статьях в большей степени рассматриваются спорные вопросы теории и практики, а также высказываются предложения по совершенствованию уголовного закона и практики его применения, поэтому изучение монографий и научных статей рекомендуется после ознакомления с учебной литературой и практикой применения уголовного закона. Изучив монографическую литературу, студент будет иметь представление о тех спорных вопросах, которые возникают в уголовно-правовой теории и правоприменительной практике. По возможности рекомендуем обратиться к анализу зарубежного законодательства, а также к прежним редакциям УК РФ 1996 и уголовному законодательству дореволюционной России, поскольку обращение к зарубежному опыту и истории российского уголовного законодательства может быть весьма плодотворным для получения представления о том, каким образом можно было бы изменить действующий закон или практику его применения для преодоления спорных моментов. Решение задач позволяет закрепить материал, полученный на основе изучения закона, учебной и научной литературы, практики применения закона. Решение задач способствует выработке у студента способности к самостоятельной юридической оценке реальной жизненной ситуации. Выводы при решении казусов должны строиться на основе анализа норм действующего российского уголовного законодательства, с учётом имеющихся разъяснений и толкования норм законодательными и судебными органами (примечания к отдельным статьям УК, постановления Пленума и Президиума Верховного Суда РФ по отдельным категориям дел и отдельным делам, публикуемым в журнале «Бюллетень Верховного Суда РФ»), а также доктринального толкования (комментарии к Уголовному кодексу РФ, статьи, опубликованные в журналах «Уголовное право», «Журнал российского права», «Законность», «Российская юстиция», «Государство и право», «Правоведение», монографии и др. источники). Предложенные для решения задачи – это, как правило, случаи, взятые из местной или российской опубликованной судебной практики. При решении задач студентам следует исходить из того, что все фактические обстоятельства, изложенные в тексте, предполагаются установленными и доказанными, а лица, фигурирующие в задаче, осведомлены об этих обстоятельствах и осознают их значение, если иное не оговорено в условиях. Методика решения задач должна быть рассмотрена на вводном занятии. При домашней подготовке студенты обязаны хорошо изучить фабулу дела, ознакомиться с положениями уголовного закона и иным нормативным материалом, руководящими разъяснениями Пленумов Верховного Суда СССР, РСФСР и Российской Федерации, а также положениями теории уголовного права (учебник, лекции, Комментарии к УК РФ и т. д.). Решение задач должно быть письменным, с записью поставленных вопросов, ответов на них и ссылок на соответствующий нормативный материал или иные источники. При решении задач нужно понимать, что единственно верного решения задачи может и не быть. Рекомендуется решать предлагаемые задачи (если изложенная в задаче фабула позволяет это сделать) с разных позиций: с позиции обвинения и с позиции защиты. При этом важно, чтобы предлагаемые варианты решения получали убедительную аргументацию. Спорные моменты рекомендуется обсудить с преподавателем либо на занятии, либо на консультации. Следует внимательно следить за всеми изменениями УК РФ не только в статьях Особенной части, но и в статьях Общей части, поскольку такие изменения могут самым непосредственным образом касаться толкования норм Особенной части, а также практики их применения. Нормативный материал, литература и судебная практика ко всем темам практических занятий по Особенной части уголовного права Международные нормативно-правовые акты
|
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо | Практикум по литературной критике Направление подготовки Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения Казанский (Приволжский)... | ||
Программа учебной дисциплины Редакционная подготовка издания Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения Казанский (Приволжский)... | Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо третьего... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский)... | ||
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Ф едеральное государственное автономное образовательное учреждение... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Ф едеральное государственное автономное образовательное учреждение... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методическое пособие федеральное государственное автономное... Методическое пособие предназначено для студентов отделений и факультетов журналистики, обучающихся по специальности 030601. 65 Журналистика.... | Федеральное агентство по образованию федеральное государственное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
«Дальневосточный федеральный университет» (двфу) Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | «Дальневосточный федеральный университет» (двфу) Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |