Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/18
Дата публикации30.01.2014
Размер3.16 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Методические материалы
по профилактике

терроризма и экстремизма
Учебно-методическое пособие

Уфа - 2012

УДК 323/324(470.57)

ББК 74.200.50

М 54

Методические материалы по профилактике терроризма и экстремизма: Учебно-методическое пособие / Сост.: Галанов А.Б., Сапожникова В.А., Халикова Л.Р., Ижбулатова Э.А., Лысов С.С., Тимерьянова Л.Н., Шафигуллина Р.Р. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2012. – 190 с.

Учебно-методическое пособие содержит методические материалы для проведения в образовательных учреждениях циклов лекций и бесед по профилактике терроризма, преступлений против личности, общества и государства. Приведены сведения об основных понятиях и нормативно-правовом обеспечении, представлены пути и способы организации профилактики в общеобразовательных учреждениях. Даны рекомендации по использованию методических материалов.

Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей системы образования – руководителей, педагогов, психологов, социальных педагогов, медицинских работников образовательных учреждений, а также педагогической общественности, занимающейся изучением и информационно-разъяснительной работой по профилактике терроризма и экстремизма в учреждениях образования различного типа и вида, в учреждениях дополнительного образования детей.

В пособии использованы материалы МВД РФ и РБ.

Рецензенты:

А.Н. Данилко, и.о. начальника Центра по противодействию экстремизму МВД по Республике Башкортостан, подполковник полиции;

В.Э. Штейнберг, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы»;

Т.З. Уразметов, кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы».

© Составители, 2012.

© Издательство ИРО РБ, 2012.

содержание




Введение …………………………………………………………….


4


Раздел 1.

О толерантности и противодействии нетерпимости
и экстремизму в российском обществе …………………………..


7


Раздел 2.

Противодействие религиозному экстремизму как основа
мирного сосуществования различных конфессий в Республике Башкортостан ……………………………………………………….

30


Раздел 3.

Психологические аспекты профилактики экстремизма
и терроризма среди старшеклассников …………………………..


54


Раздел 4.

Правовые и организационные основы противодействия
проявлениям экстремизма и терроризма …………………………


134


Приложения ………………………………………………………...


157


ВВЕДЕНИЕ
Экстремизм и терроризм являются сложными социально- политическими проблемами современного российского общества, что связано с разнообразностью экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистского характера, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку.

По данным МВД России, на учете органов внутренних дел состоит 302 неформальных молодежных объединения, 50 из которых представляют наибольшую общественную опасность. В последние годы отмечается активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. По экспертным оценкам, в среднем 80% участников организаций экстремистского характера составляют лица, возраст которых не превышает 30 лет.

В России в течение последних лет в ряде регионов активизировались неформальные молодежные группировки право- и леворадикальной направленности, участились случаи нападения на иностранных граждан со стороны активистов молодежных группировок скинхедов. По данным ряда социологических исследований, в настоящее время изменилась не только динамика нападений экстремистски настроенных молодых людей, но претерпела изменения и тактика подобных акций. Отмечается тревожная тенденция увеличения смертельных исходов в результате националистически мотивированного насилия1.

В Республике Башкортостан в последние годы активизируется функционирование организаций, ориентированных на осуществление экстремистской деятельности или признающих возможность использования террора как формы борьбы для достижения своих преступных целей. Сегодня отмечается рост численности радикальных группировок (организаций, объединений), основанных на идеологии национальной, расовой и религиозной нетерпимости. В настоящих условиях деятельность данных организаций имеет своей целью обострение и дестабилизацию общественно- политической обстановки в республике, захват или передел власти, территориальный передел, насильственное изменение конституционного строя в Российской Федерации в целом.

В Республике Башкортостан, как и в Российской Федерации в целом, экстремизм стал для деструктивных сил средством попыток дезорганизации ситуации на основе совершения преступлений по мотивам расовой, национальной, религиозной неприязни. Радикальные силы в своих интересах умело манипулируют протестными настроениями в обществе, искусственно провоцируют возникновение межнациональных и межконфессиональных конфликтов.

Возникшая неустойчивость социальной, экономической, идеологической обстановки, дискредитация многих нравственных ориентиров сказы­вается на подрастающем поколении. Это сопровождается ослаблением многих факторов, обладающих потенциалом противодействия нарастающим негативным влияниям. В их числе проявляется ослабление института семьи и рост негативного эффекта в информационном пространстве. В последнее время наблюдается увеличение отклоняющегося поведения среди подростков и старшеклассников. У молодых людей, наиболее подверженных деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Это приводит к тому, что молодежь пополняет ряды экстремистских и террористических организаций. Они, в свою очередь, активно используют молодое поколение в своих политических интересах.

Молодежь является той частью общества, в которой более активно происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки.

Башкирия всегда была многонациональной республикой. Поэтому вопрос о взаимодействии с этнокультурным окружением для нашего населения, а значит и для наших школ, является актуальным.

Основным ресурсом профилактики экстремизма и терроризма среди молодых людей является система образования, представляющая собой наиболее организованный, проникающий практически во все сферы жизнедеятельности общества институт.

Профилактическая деятельность должна осуществляться с учетом социальных условий и возрастных особенностей старшеклассников. Наиболее уязвимым, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет.

Подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время старшеклассник стремится найти свою группу, озадачен поиском собственной идентичности. В то же время в этом возрасте может проявляться неустойчивость психики, что может привести к подверженности внушению и манипулированию. Поиск идентичности, не всегда удачные попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация.

В пособии «Методические материалы по профилактике экстремизма и терроризма» представлены основные направления организации профилактической деятельности в общеобразовательных учреждениях.

В первом разделе пособия рассматриваются основные понятия и определения экстремизма; дается характеристика экстремистской деятельности; представлена информация о радикальных молодежных объединениях, действующих на территории Российской Федерации.

Во втором разделе освещаются вопросы противодействия религиозному экстремизму как основы мирного сосуществования различных конфессий в Республике Башкортостан.

Третий раздел посвящен психологическим аспектам профилактики экстремизма и терроризма среди старшеклассников. В этой части работы представлены материалы для лекций и бесед со старшеклассниками по оптимизации и содействию личностному развитию, жизненному и личностному самоопределению. Предлагается методический материал для занятий по формированию навыков конструктивного общения и толерантности; содействию гармонизации эмоциональной сферы, развитию саморегуляции и рефлексии старшеклассников.

В четвертом разделе раскрываются правовые и организационные основы противодействия проявлениям экстремизма и терроризма.

Материалы данного пособия могут быть полезны и интересны педагогам, психологам образовательных учреждений.
Раздел 1.

О ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
НЕТЕРПИМОСТИ И ЭКСТРЕМИЗМУ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

В России проживает сложное по этническому и религиозному составу население. Российский народ обладает историческим опытом межрелигиозного и межэтнического взаимодействия, опытом поддержки и развития больших и малых культур. Россия не может быть отнесена к категории государств, где существует открытая дискриминация этнических и религиозных меньшинств. Все группы признаются государством, их права на сохранение культуры и целостности гарантируются Конституцией. В Российской Федерации обеспечиваются условия для воспроизводства культур и для обеспечения прав и запросов граждан, основанных на их принадлежности к той или иной национальности. В федеральных органах власти и в других общественных сферах в достаточной мере представлены граждане разных национальностей. Утверждение федерализма отражает толерантную природу самого государственного устройства Российской Федерации. В России приняты законы, которые гарантируют права граждан, принадлежащих к этническим, языковым и религиозным меньшинствам, а также ратифицированы и соблюдаются международные конвенции в этой сфере.

В то же время в России, прежде всего в крупных городских центрах, имеют место проявления экстремизма, рост расистского и иного мотивированного межгрупповой ненавистью насилия, повышение агрессивности в проявлениях бытовой ксенофобии. Серьезную угрозу представляет радикальный национализм, который разделяет россиян по этническому признаку и препятствует утверждению общероссийской идентичности. Под влиянием подобных лозунгов и других факторов экстремисты прибегают к насилию в отношении этнических меньшинств, мигрантов и иностранных граждан. Это уже привело к многочисленным случаям погромов, избиениям сотен и убийствам десятков людей. Неприемлемым для страны, которая внесла решающий вклад в разгром фашизма во Второй мировой войне, является появление неофашистской идеологии и деятельность профашистских групп, распространение фашистской символики и литературы, пропаганда экстремизма и ненависти, в том числе и через Интернет. Язык вражды и группы ненависти присутствуют главным образом среди молодежи, хотя идеологами и организаторами выступают взрослые люди, в том числе политики и интеллигенция.

Радикальный национализм проявляется также в узурпации власти и ресурсов в пользу представителей одной этнической группы, в попытках изменить состав населения путем насильственного изгнания этнических «чужаков», в сужении жизненных возможностей для так называемого «нетитульного» населения в ряде российских республик. Регионом с наиболее выраженной русофобией являются республики Северного Кавказа, где произошло массированное «выдавливание» русскоязычного населения, сопровождавшееся насилием и убийствами.

Экстремизм является одной из наиболее сложных социально- политических проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.

Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженной деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих политических интересах.

Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала.

По данным МВД России, на учете органов внутренних дел состоит 302 неформальных молодежных объединения, 50 из которых представляют наибольшую общественную опасность.

Кроме того, анализ статистических данных показывает, что из 428 лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности в 2009 году за совершение преступлений экстремистской направленности – 344 (более 80%) молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет, 112 из них – несовершеннолетние. В составе организованной группы совершено 121 такое преступление, 5 преступлений совершены преступным сообществом (организацией).

В первом полугодии 2010 года расследовано 362 преступления экстремистской направленности, из которых 120 совершены в составе организованной группы, а 19 – преступным сообществом (организацией). Выявлено 245 лиц, их совершивших, из них 171 – в возрасте от 14 до 29 лет, в том числе 52 – несовершеннолетних.

В последние годы отмечается активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. По экспертным оценкам, в среднем 80% участников организаций экстремистского характера составляют лица, возраст которых не превышает 30 лет.

Толерантность и либерально-рыночные реформы оказались трудно совместимыми. Преуспевающие в бизнесе часто демонстрируют неспособность к самоограничению, гражданской солидарности и уважительности к другим. Получившие власть проявляют нетерпимость к своим предшественникам, личную алчность и нескромность. Освобожденная от политического контроля культура и информация не смогли столь быстро сформировать этику самоограничения, терпимости и взаимного уважения, уступая штампам насилия и другим формам коммерческого примитива. Деструктивную роль играют средства массовой информации, не имеющие общепринятого этического кодекса, когда усилиями журналистов распространяются негативные этнические стереотипы, экстремистские взгляды и ксенофобия. Общегосударственные информационные и образовательные системы недостаточно отражают культурное многообразие населения России и установки на толерантное восприятие различных традиций и ценностей. Государственные информационно-образовательные системы в ряде республик предпочли пропаганду местного национализма и отторжение общероссийских ценностей и русской культуры.

Общество и государство в России пока не смогли предложить адекватные ответы на вызовы радикального национализма и экстремизма. Принятый в 2002 году Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» пока действует слабо. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)» закончилась преимущественно методическими разработками и не переросла в общественную кампанию и в практическую деятельность. Предпринимаемые в некоторых регионах страны усилия и проводимые в рамках политики многокультурности и по обеспечению этноконфессионального согласия мероприятия не получают должного освещения и поддержки. Но самое главное – это провал правоприменительной практики по части быстрого реагирования и адекватной, в том числе и судебной, оценки индивидуальных и групповых форм проявлений экстремизма и насилия.

Сегодня Россия не может быть отнесена к странам, где имеет место притеснение свободы слова и интеллектуальной деятельности. Однако политическая либерализация столкнулась с проблемой политической нетерпимости. Отсутствие культуры самоограничения, консенсуса, ответственного гражданского поведения, подчинения закону порождают агрессивную риторику и межличностную вражду в сфере политики. Недостаток терпимости в политике затрудняет строительство партийных коалиций и нормальное осуществление демократических процедур. Политический стиль нетерпимости и низкая мораль политиков, включая коррупцию и правовые нарушения, отчасти обусловлены прошлым наследием и недостаточным социальным уровнем жизни, но это и результат недостатка просвещенности, низких морально-этических стандартов, непонимания того, что демократия имеет свою цену и издержки.

Что касается проблемы религиозного экстремизма, то его проявления не получили широкого распространения в России. Тем не менее, в некоторых регионах нашей страны религиозный фактор в его экстремистских формах используется в целях политической мобилизации и террористической деятельности. Вместе с тем остается проблема возвращения достойного статуса церкви как общественного института и уважения чувств и потребностей верующих. И это одно из важных направлений утверждения гражданского согласия. Более того, все мировые религии и верования, а для России это прежде всего православие и ислам, заключают в себе большой потенциал терпимости. В России именно религия может способствовать развитию чувств и установок на терпимость и ненасилие, возрождению нравственных норм в обществе.

Таким образом, нетерпимость и экстремизм являются одним из основных препятствий на пути достижения гражданского согласия, утверждения демократических порядков и обеспечения безопасности в России. Все это обусловливает необходимость совместных усилий общества и государства по противодействию экстремизму и утверждению принципов толерантности в российском обществе.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск