Скачать 255.41 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ИЖЕВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной и воспитательной работе К.Г. Дедюхин «____» ___________ 20___ г. НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 030901 – ПРАВОвое обеспечение национальной безопасности, КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – СПЕЦИАЛИСТ кафедра физической культуры и специальной подготовки Профессиональная этика и служебный этикет УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Ижевск 2013 Составитель: Наговицын С.Г. – кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Ижевского юридического института (ф) РПА Минюста России Рецензенты: Калиниченко А.Н. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры мобилизационной подготовки и медицины катастроф Ижевской государственной медицинской академии Вахрушев В.Е.- старший преподаватель кафедры права социального обеспечения Ижевского юридического института (ф) РПА Минюста России, заслуженный работник народного образования УР Рабочая программа подготовлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки Правовое обеспечение национальной безопасности, квалификация (степень) выпускника «Специалист» с учётом специфики обучения студентов Ижевского юридического института (ф) РПА Минюста России. Рабочая программа содержит целевую установку (организационно-методические указания), тематический план, учебно-методическое обеспечение дисциплины, методические рекомендации преподавателям и методические указания студентам, вопросы для подготовки к экзамену, вопросы (задания) для самостоятельной работы. Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры физической культуры и специальной подготовки. Протокол № от « » 201__г © Ижевский юридический институт (ф) РПА Минюста России, 2013 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Организационно-методический раздел………………………………..4 2. Место дисциплины в структуре ООП………………………………….5 3. Требования к результатам освоения дисциплины ……………………5 4. Объем дисциплины и виды учебной работы………………………....7 5. Содержание дисциплины………..…………………………………….10 6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.16 1.Организационно-методический разделЦель дисциплины: Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые универсальные и профессиональные качества и успешно работать в избранной сфере деятельности. Содержание обучения строится в соответствии с основными видами и задачами профессиональной деятельности: а) нормотворческая: участие в подготовке нормативных актов; б) правоприменительная: – обоснование и принятие решений, совершение действий по должности; – составление юридических документов; в) правоохранительная: – обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности и общества; – предупреждение и расследование правонарушений; – защита действующих форм собственности; г) консультационная: оказание юридической помощи по вопросам права. В области воспитания целью преподавания является формирование у студентов следующих социально-личностных и профессионально значимых качеств: гражданственность; патриотизм; глубокое уважение к закону и идеалам правового государства; чувство профессионального долга; организованность; коммуникативность; толерантность; общая культура. Учебная дисциплина «Профессиональная этика» ориентирована на воспитание у выпускника таких качеств, как: – готовность применять знания гуманитарных, экономических и социальных наук в профессиональной деятельности; – способность ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, происходящих в обществе; – патриотизм и готовность к выполнению гражданского долга; – готовность к выполнению профессиональных задач в соответствии с нормами морали, профессиональной этики; – способность к работе над собой в целях повышения личной культуры. В процессе преподавания предполагается: – развить имеющиеся у студентов способности, в том числе – к самостоятельной работе, с применением знаний, умений и навыков, полученных на предшествующих уровнях образования; – углубить мировоззренческую и философско-этическую подготовку студентов для совершенствования профессиональных качеств; – повысить правовую культуру в целях выполнения профессиональных задач, развить навыки самостоятельного образования в области юридической этики; – сформировать умение творчески применять профессионально-этические знания в юридической деятельности. 2. Место дисциплины в структуре ООП:__Б-04_____ Дисциплина «Профессиональная этика» относится к дисциплинам базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла. Преподавание дисциплины опирается на знания, полученные на предыдущих уровнях образования. Современное информационное общество предъявляет повышенные требования к личным качества его граждан. Уровень профессионального мастерства современного конкурентоспособного специалиста необходимо должен быть дополнен его нравственной порядочностью, ответственностью, гражданской зрелостью, а это делает необходимым глубокое изучение каждым юристом основ современной морали. Специальная область знаний – «Профессиональная этика»- занимает особое место в правовой системе современной постперестроечной России, когда перед обществом поставлена задача гуманизации общественной и государственной жизни, человек провозглашен Конституцией РФ высшей ценностью. Основные понятия профессиональной этики – нравственные нормы профессии и кодексы поведения, кодексы чести, понятия профессионального долга, риска и ответственности, этикетные нормы – обеспечивают нравственный характер взаимоотношений между людьми, возникающих в профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность конкретизирует общие моральные требования применительно к своеобразию соответствующей профессии. «Профессиональная этика» органично взаимосвязана со всей культурой общества, совсеми дисциплинами гуманитарного, социально-экономического цикла(философией, социологией, политологией, логикой, экономикой). 3. Требования к результатам освоения дисциплины: В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции: 1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: Знать:
Уметь:
Владеть:
4. Объем дисциплины и виды учебной работы Тематический план(распределением часов) очное отделение
Заочное отделение
Заочное отделение (сокращенное)
5. Содержание дисциплины
Этика как наука о морали. Объект и предмет этики. Структура и функции этики как науки. Этапы становления. Понятие морали. Ее генезис и сущность. Мораль как форма общественного сознания. Содержание и квалификация моральных норм. Понятие нравственной регуляции Специфика профессиональной морали как результат преломления общих нравственных принципов и норм в профессиональной деятельности. Мораль как регулятор отношений. Основные принципы профессиональной морали. Мораль и нравственность. Единство принципов справедливости и законности. 2. Понятие этических категорий и их квалификация (2час.) Этика и ее разновидности. Основные категории этики. Добро и зло. Совесть. Долг и его виды. Честь и достоинство. Нравственный долг, специфика его проявления в профессиональной деятельности. 3. Юридическая деонтология (2час.) Предмет, метод, структура юридической деонтологии как науки. Правовая культура юриста как профессионала. Профессиограммы юридических профессий. Политическая культура юриста. Этическая культура юриста.. 4. Юридическая этика – вид профессиональной этики. (2час.) Понятие профессиональной этики. Содержание профессиональной этики. Профессиональные моральные нормы. Виды профессиональной этики. Специфические понятия профессиональной этики и профессионального нравственного сознания. Понятие профессиональной этики юриста. 5. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности. (2 час.) Нравственные основы международно-правовых норм о правах человека. Нравственное содержание Конституции РФ. Влияние международных стандартов в сфере прав и свобод человека на нравственное содержание Конституции РФ. Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства. 6. Этика предварительного следствия. (2 час) Общие нравственные требования к деятельности следователя. Специфика условий деятельности следователя. Соотношение нравственных норм и тактических приемов во взаимоотношениях следователя участниками в деле лицами. Этика производства следственных действий. Понятия следственных действий. 7. Нравственные начала осуществления правосудия. (2 час.) Нравственные требования к деятельности судебной власти. Справедливость как важнейшее требование к судебной власти. Объективность, беспристрастность, компетентность, справедливость как важнейшие нравственные требования к деятельности судебной власти. Роль судьи, в обеспечении нравственного характера судебного разбирательства. Нравственное содержание приговора и других решений 8. Этика судебных прений. (2 час.) Судебные прения как самостоятельный этап судебных разбирательств: общая характеристика, состав профессиональных участников судебных прений, порядок выступления в прениях, общие нравственные требования к участникам прений. Этика обвинительной речи. Этика речи защиты. 9. Духовный интеллект и его роль в деятельности юриста. (2 час.) Понятие интеллекта. Интеллект и его разновидности. Взаимосвязь нравственного и духовного начала в правосудии. Основные направления развития духовного интеллекта. Справедливость - важнейшее требование в деятельности юриста. Объективность и беспристрастность. Компетентность. Коллегиальность. Единство нравственной цели и средств. 10. Нравственные качества юриста. (2 час.) Общая характеристика принципов морали. Специфика профессиональной морали как результат преломления общих нравственных принципов и норм в профессиональной деятельности. Мораль как регулятор отношений. Основные принципы профессиональной морали. Мораль и нравственность. Единство принципов справедливости и законности. Темы семинарских (практических) занятий Занятие 1-2 Мораль и этика: основные понятия. Особенности моральной регуляции. (4 час.) Форма проведения занятия: семинар 1. Содержание и квалификация моральных норм. 2.Понятие нравственной регуляции. 3. Специфика профессиональной морали как результат преломления общих нравственных принципов и норм в профессиональной деятельности. 4. Мораль как регулятор отношений. Основные принципы профессиональной морали. Мораль и нравственность. Единство принципов справедливости и законности. Литература:
Занятие 3-4. Понятие этических категорий и их квалификация.(4час.) Форма проведения занятия: практическое занятие
Литература: 1. Апресян Р. И др. Этика. Учебник для вузов. М.: 2006. 2. Аристотель. Никомахова этика//:В 4-хт.-Т.4.-М.,1984.-С. 54-77. 3. Волченко Л.Б. Добро и зло как этические категории. – М.: 1975. 4. Широкова И.Г. Этика. М.: ПРИОР, 2000. Занятие 5-6. Юридическая этика – вид профессиональной этики. (4 час.) Форма проведения занятия: игровое моделирование 1.Этикет, такт и манеры поведения. 2.Культура речи и внешнего облика. Литература:
Занятие 7-8 Юридическая деонтология (4 час.) Форма проведения занятия: семинар 1. Место и социальное назначение юриста в обществе. Престиж юридической профессии 2. Квалификационный паспорт юриста и его структурная характеристика 3. Конфликты в юридической практике и стили их решения 4. Психологическая диагностика в юридической практике. Тестирование 5. Понятие правовой культуры и ее виды 6. Профессия, специальность и квалификация юриста 7. Юридическая практика, ее место и назначение в гражданском обществе и государстве 8. Профессиограммы юридических профессий:общая характеристика 9. Политическая культура и ее виды 10 Этика и ее объект изучения - мораль. Соотношение норм морали и норм права 11.Моральная деформация юриста: ее причины. Моральная ответственность 12.. Эстетика и правовая эстетика: понятие. Место в них эстетической культуры юриста Литература: 1. Аракелов Ю. Профессиональная этика юриста. М.: 2006. 2.Кукушин В.М. Твоя профессиональная этика. М.: 2003. 3. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. М.: Дело. 2000. 4. Скакун О.Ф. Юридическая деонтология. Учебник Х., 1998 - 270 с. Занятие 9 Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности. (2 час.) Форма проведения занятия: дискуссия
Литература:
Занятие 10 Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности. (2 час.) Форма проведения занятия: дискуссия 1. Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства РФ. Литература: 1. Витрук Н.В. Права человека: состояние и перспективы развития/Право и власть. – М., 1990.-С.!58. 2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. 3. Конституция РФ. – М.: Юридическая литература 1993. Занятие 11 Нравственные начала осуществления правосудия (2 час.) Форма проведения занятия: метод анализа конкретных ситуаций
Литература: 1. Ефимичев С.П., Кулагин С.П. и др. Допрос.- Волгоград, 1978. 2. Кокорев Л.Ж., Котов Д.П. Этика уголовного процесса: учебное пособие. – Воронеж, 1993. Конституция РФ: комментарий/ под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина.-М.,1994.-С.150 Занятие 12 Нравственные начала осуществления правосудия (2 час.) Форма проведения занятия: метод анализа конкретных ситуаций 1.Нравственное значение свободной оценки доказательств. 2.Этические основы использования отдельных видов доказательств. Литература: 1. Ефимичев С.П., Кулагин С.П. и др. Допрос.- Волгоград, 1978. 2. Кокорев Л.Ж., Котов Д.П. Этика уголовного процесса: учебное пособие. – Воронеж, 1993. Конституция РФ: комментарий/ под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина.-М.,1994.-С.150 Занятие 13-14. Этика предварительного следствия.(4 часа). Форма проведения занятия: семинар 1. Общие правовые и нравственные требования к деятельности следствия. 2. Соотношение процессуальных, тактических и нравственных требований к предварительному следствию. 3. Этика производства основных следственных действий (допрос, очная ставка, предъявление для опознания, освидетельствование, обыск, осмотр, следственный эксперимент). Литература: 1. Ефимичев С.П., Кулагин С.П. и др. Допрос.- Волгоград, 1978. 2. Кокорев Л.Ж., Котов Д.П. Этика уголовного процесса: учебное пособие. – Воронеж, 1993. Конституция РФ: комментарий/ под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина.-М.,1994.-С.150 Вопросы (задания) для самостоятельной работы |
Профессиональная этика и служебный этикет Этика и деонтология в урологии (тренировочные тесты для студентов лечебно-профилактического и педиатрического факультетов) | «Профессиональная этика и этикет» | ||
Терминологический словарь по дисциплине «Профессиональная этика и... Мбоу «Камско-Устьинского татарская средняя общеобразовательная школа» Камско-Устьинского муниципального района рт | Программа «Этика и этикет» Направленность дополнительной образовательной программы «Этика и этикет» социально-педагогическая | ||
Программа дисциплины профессиональная этика юриста, специальность... Дисциплина «Профессиональная этика юриста» это комплексная междисциплинарная наука, затрагивающая широкий спектр вопросов этического... | Методическое пособие содержит программу курса «Профессиональная этика и этикет» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Профессиональная этика А – профессиональная этика адвоката и её значение в различных сферах его деятельности | Рабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование... Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине Профессиональная этика и этикет Гос впо направления (специальности) 230500 Социально-культурный сервис и туризм, рег. №293 св/сп от 27 марта 2000 | Учебное пособие по дисциплине «Профессиональная этика» Автор (составитель) учебного пособия по дисциплине «Профессиональная этика» кандидат педагогических наук, доцент Бурмистрова Светлана... | ||
Рабочая программа дисциплины «профессиональная этика» Дисциплина «Профессиональная этика» соответствует целям Ц1, Ц3 образовательной программы 031600 Реклама и связи с общественностью... | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 4 Профессиональная... Б 4 Методология и методы ппд: профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Попробуйте сформулировать свое определение «этики» и «этикета». Одно из значений слова «этика» – система норм нравственного поведения... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика» Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика». Автор-составитель Лобанова И. Н. Дзержинск: Филиал ноу впо «Санкт-... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Служебный этикет в общении с начальником и представителями органов государственной власти | Рабочая учебная программа по дисциплине «Профессиональная этика»... Профессиональная этика [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 26 с |