О соотнесении постановления президиума ран №196 от 25. 04. 2008 с нормами действующего законодательства





Скачать 330.62 Kb.
НазваниеО соотнесении постановления президиума ран №196 от 25. 04. 2008 с нормами действующего законодательства
страница1/3
Дата публикации04.08.2013
Размер330.62 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Право > Закон
  1   2   3
О СООТНЕСЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА РАН № 196 от 25.04.2008
С НОРМАМИ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Аннотация
Проводящаяся в организациях РАН внеочередная аттестация всех научных работников проводится на основе использования квалификационных характеристик, приведенных в Постановлении Президиума РАН N 196 от 25.03.2008 "Об утверждении квалификационных характеристик по должностям научных работников научных учреждений, подведомственных Российской академии наук".

При этом, как минимум, грубо нарушаются следующие нормы действующего законодательства:

1. Требования к квалификации, предъявляемые Президиумом РАН радикально расходятся с законодательно установленными (в т.ч. в Квалификационных справочниках). При этом полностью игнорируется, что Квалификационные характеристики (наиболее тонкую часть которых и составляют требования к квалификации), будучи основой для проведения аттестаций работников, всегда являлись и являются предметом очень строгого законодательного регулирования (как и вообще все вопросы, касающиеся трудовых отношений, которые всегда удостаиваются повышенного внимания законодателей).

2. Президиум РАН самостоятельно издает постановление, об "утверждении" некоего своего набора квалификационных характеристик, в корне отличающихся от законодательно установленных квалификационных характеристик для тех же должностей. При этом неясным остается вопрос о правовом статусе понятия "утверждает" (полномочиями утверждать изменения норм действующего законодательства Президиум РАН не обладает). Ранее делавшиеся Президиумом РАН попытки внести в Правительство РФ предложения о соответствующем изменении законодательства (в порядке, установленном постановлением Правительства РФ "О Российской академии наук") были отвергнуты уже на стадии попытки согласования в Минздравсоцразвития (отвечающего за все вопросы, связанные с трудовым законодательством) и в Минобрнауки. Тем не менее, в организациях РАН автоматически начинается работа по проведению аттестации именно на базе этих должностных характеристик.

3. В процессе подготовки аттестаций выпадают из поля зрения не только положения законодательно закрепленного Квалификационного справочника, но и другого нормативного документа – Порядка использования этих характеристик, в которых также есть целый ряд моментов, обязательных при проведении собственно самой аттестации. Например, нередки случаи, когда научный работник, работая над некоторой сложной или просто трудоемкой проблемой, длительное время прямо не участвует в широкой публичной научной деятельности, оставаясь в то же время высококвалифицированным научным работником, мнение которого весьма ценится, а квалификация используется коллегами. В этом случае, хотя напрямую внешняя сторона его работы может представляться не вполне отвечающей отдельным моментам требований к квалификации (особенно трактуемым в духе, предлагаемом Президиумом РАН), аттестационная комиссия вполне вправе применить п.8 Порядка применения единого квалификационного справочника и аттестовать его без всяких натяжек.

4. Законодательные нормы, закрепленные в ТК РФ, Постановлениях Правительства РФ, Приказах Минздравсоцразвития, в утвержденных ими Квалификационном справочнике и Порядке использования квалификационного справочника, ни в коем случае не позволяют использовать при аттестации квалификационные характеристики, отличающиеся от законодательно установленных в этих документах. Равно как и не допускают отклонения от установленного в них порядка использования этих характеристик при аттестации. Поэтому все действия, предпринимаемые по проведению аттестаций на основе любых других, законодательно не закрепленных в указанных документах квалификационных характеристик и в порядке, им не соответствующем являются незаконными, а их последствия - юридически ничтожными. А именно это и имеет место при применении в процессе аттестации должностных характеристик Президиума РАН.

5. Указанными законодательными нормами точно устанавливается, что любые изменения и дополнения квалификационных характеристик допускаются только после утверждения в установленном порядке. В данном случае порядок устанавливается постановлением Правительства РФ "О Российской академии наук", в п.4 которого указаны требования к процедуре совместной подачи в Правительство предложений соответствующих ведомств о внесении изменений в законодательство совместно с РАН (и ссылка на который имеется даже в самом постановлении Президиума РАН). В настоящее время никаких новых изменений в эти документы внесено не было, а учитывая позицию Минздравсоцразвития и Минобрнауки, подобные изменения Правительством РФ, очевидно, приняты не будут. В любом случае на момент проведения аттестации остаются нетронутыми положения Квалификационного справочника и Порядка его применения по состоянию на 17.09.2007, абсолютно несовпадающие в части требований к квалификации с "принятыми" Президиумом РАН.

6. Единственное, что допускает действующее законодательство в отношении модификации должностных характеристик – это выработку на их основе, но с возможными модификациями для конкретных условий, должностных инструкций. Но использование должностных инструкций при аттестации потому как раз и невозможно, что они не являются частью действующего законодательства, в отличие от законодательно закрепленных должностных характеристик. Вообще, подобные "публичные характеристики" могли бы быть уместны (и то с большими оговорками), скажем, при рассмотрении конкурсных вопросов, но никак не при определении уровня квалификации.

7. Законодательно установленные требования к квалификации по определению законодателя "определяют уровень профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения предусмотренных должностных обязанностей". Президиум РАН заменяет это положение на некий конкретный набор выпущенных статей, докладов и т.д. с точным числом их для каждой должности. Подобный "набор" вообще не связан с требуемым законом уровнем профессиональной подготовки. Неслучайно законодатель не вводит подобных "цифровых характеристик публичной продуктивности", а ограничивается действительно некими общепринятыми критериями именно профессиональной подготовки. Даже в посвященном ПРНД известном совместном приказе Минобрнауки, Минздравсоцразвития и РАН от 03.11.2006 г. N 237/745/68 было четко проведено разграничение между "публичной составляющей" научного работника и его квалификацией.

8. В "Положении о порядке аттестации научных работников организаций, подведомственных Российской академии наук", вводимым приказом Минобрнауки, Минздравсоцразвития и РАН от 23.05.2007 № 144/352/33 , имеется пункт 2.5 : "2.5. Графики проведения аттестации и списки научных работников, подлежащих аттестации, утверждаются руководителем организации до начала календарного года, в котором будет проводиться очередная аттестация...". Учитывая это, ясно, что аттестация по 195-му постановлению не может начаться раньше 1-го февраля 2009 года.

9. Совершенно неопределенным оказывается и вопрос, связанный недопустимостью придания обратной силы любому нормативно-распорядительному документу. Если даже использовать 196-ое постановление в качестве такого документа, то все его нормы могут вступить в силу только через пять лет, т.к. все требования в нем отнесены к пятилетнему сроку. В крайнем случае, можно рассмотреть возможность его "кратного" использования, но тогда, учитывая, что по нему же аттестация должна быть проведена в трехмесячный срок с момента выхода постановления, то все присутствующие там цифры должны быть изменены в пропорции отношения трех месяцев к пяти годам - т.е. уменьшены в двадцать раз.
Полная версия
О НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ АТТЕСТАЦИИ В РАН.
Аналитический обзор нормативно-правовой базы предстоящей
внеочередной аттестации научных работников в РАН.



ОПИСАНИЕ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ
В РАН в настоящий момент возникла парадоксальная ситуация, когда не согласованные и не утвержденные квалификационные характеристики становятся основой проведения срочной внеочередной аттестации во всей РАН. Более того, эти характеристики не только не были приняты в законном порядке, но и радикально отличаются от законодательно закрепленных в "Квалификационных характеристиках должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях" (раздел 2 "Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих"), являющихся единственно законным источником этих характеристик. Кроме того, использование для целей аттестации 196-го Постановления Президиума РАН по факту исключило бы и применение не только норм упомянутого "Единого квалификационного справочника…", но и норм "Порядка применения единого квалификационного справочника…", где также приводится целый ряд законодательно закрепленных положений, учет которых совершенно необходим при проведении аттестаций – в частности п.8 этого "Порядка…".

СУТЬ ВОЗНИКШЕЙ ПРОБЛЕМЫ
Вопросы, касающиеся трудовых отношений, всегда удостаиваются повышенного внимания законодателей. В этом плане весьма интересной явилась коллизия, возникшая в конце марта – начале апреля в Российской академии наук и подведомственных ей организациях. Коротко суть ее заключается в следующем.

Квалификационные характеристики, будучи основой для проведения аттестаций работников, всегда являлись и являются предметом очень строгого законодательного регулирования. Достаточно сказать, что для этих целей существует единый документ – "Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих", где все они собраны – никакие другие трактовки квалификационных характеристик законом не допускаются. Для любых изменений или дополнений входящих в него квалификационных характеристик существует законодательно установленная процедура согласований и утверждений – от смежных ведомств до Минздравсоцразвития, Минюста и Правительства РФ. В частности, такой порядок по отношению к обсуждаемым вопросам устанавливается как раз п.4 постановления Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. N 785 "О Российской академии наук", предусматривающий подачу согласованных с Минздравсоцразвития, Миннауки, РАН и другими заинтересованными ведомствами предложений на утверждение в Правительство РФ.

Кроме того, существует, наряду с самими квалификационными характеристиками, и отдельно разрабатываемый и проходящий те же процедуры согласований и утверждений "Порядок применения единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих".

Оба эти документа (как и изменения в них) после прохождения указанных процедур вводятся в действие специальными Постановлениями Минздравсоцразвития РФ, основанными на соответствующих Постановлениях Правительства РФ. Таков общий порядок, касающийся использования и введения в законную силу квалификационных характеристик.

Теперь – о том, что происходит сейчас вокруг этого вопроса в РАН. В конце марта Президиумом РАН принимается Постановление N 196 от 25.03.2008 "Об утверждении квалификационных характеристик по должностям научных работников научных учреждений, подведомственных Российской академии наук". В постановлении имеется ссылка, что оно принято в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. № 785 «О Российской академии наук» - а именно для представления этих характеристик в 1-м квартале 2008 г. на дальнейшее согласование в Правительство РФ. Естественно, приведенные там изменения квалификационных характеристик не прошли никаких из указанных выше согласований и утверждений (более того, они получили отрицательный отзыв Минздравсоцразвития, основным экспертным и законодательным органом по этому кругу вопросов) и на этом этапе не могут иметь никакой юридической силы.

Одновременно с этим постановлением, Президиум РАН принимает другое постановление N 195 от 25.03.2008 "О проведении внеочередной аттестации научных работников организаций, подведомственных Российской академии наук". Одновременность появления этих двух постановлений приводит к тому, что в большинстве подведомственных РАН организаций, они связываются в единое логическое целое и аттестационные комиссии получают указания при аттестации использовать уже измененные должностные характеристики. При этом не обращается внимания на то, что эти два постановления не имеют никаких ссылок друг на друга, что предлагаемые новые должностные характеристики, не пройдя всей вышеуказанной процедуры, не имеют никакой законной силы и что в посвященном им постановлении имеется ссылка, указывающая, что они предназначены лишь для передачи к установленному законом сроку в Правительство на дальнейшее согласование (косвенно это подтверждается и самим форматом приведенных в 196-м Постановлении характеристик, в точности повторяющем аналогичный формат имеющего законную силу Квалификационного справочника). Не обращают внимания также на то, что в этом постановлении ни слова не говорится о второй стороне вопроса – порядке использования этих характеристик, без чего их правомерное применение при аттестациях вообще невозможно, а права аттестационных комиссий становятся неопроеделенными.

К сожалению, дальнейшее развитие событий лишь еше более обострило ситуацию – вышло распоряжение Президиума РАН № 10105-270 от 28.04.2008 "О порядке проведения внеочередной аттестации научных работников организаций, подведомственных РАН", которым Президиум РАН дает прямое распоряжение использовать при аттестации именно характеристики 196-го Постановления.

Настоящий документ и делает попытку проведения подробного нормативно-правового анализа сложившейся ситуации.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
[1] Постановление Президиума РАН N 195 от 25.03.2008 "О проведении внеочередной аттестации научных работников организаций, подведомственных Российской академии наук"

[2] Постановление Президиума РАН N 196 от 25.03.2008 "Об утверждении квалификационных характеристик по должностям научных работников научных учреждений, подведомственных Российской академии наук"

[3] Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. № 785 "О Российской академии наук" (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.01.2008 N 9)

[4] Постановление Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 "О порядке утверждения единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2003 N 766)

[5] Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 9 февраля 2004 г. N 9 "Об утверждении порядка применения единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих"

[6] "Порядок применения единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих". Утвержден Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 9 февраля 2004 г. N 9 в качестве Приложения к нему.

[7] Постановление Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37 "Об утверждении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих" (действие распространено на все изменения "Справочника…" по 17.09.2007)

[8] "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих". Утвержден Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37 (в ред. Постановлений Минтруда РФ от 21.01.2000 N 7, от 04.08.2000 N 57, от 20.04.2001 N 35, от 31.05.2002 N 38, от 20.06.2002 N 44, от 28.07.2003 N 59, от 12.11.2003 N 75, Приказов Минздравсоцразвития РФ от 25.07.2005 N 461, от 07.11.2006 N 749, от 17.09.2007 N 605)

АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

(По каждому документу приводится: Его наименование (жирный прямой Times), цитируемая часть документа (обычный курсив Times) и комментарий (жирный курсив Arial))
[1]

Постановление Президиума РАН N 195 от 25.03.2008 "О проведении внеочередной аттестации научных работников организаций, подведомственных Российской академии наук"
Президиум Российской академии наук постановляет:

1. Провести во 2-ом квартале 2008 г. внеочередную аттестацию научных работников организаций, подведомственных РАН, в соответствии с Положением о порядке аттестации научных работников организаций, подведомственных Российской академии наук, утвержденным совместным приказом Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России и РАН от 23 мая 2007 г. № 144/352/33

3. Утвердить формы протокола заседания аттестационной комиссии (приложение 1) и аттестационного листа (приложение 2).
В постановлении нигде не содержится указание на основе каких квалификационных характеристик производится аттестация. Отсутствие такого указания автоматически свидетельствует о ее проведении на основе действующих на момент принятия Постановления норм действующего законодательства. Предлагаемые же Постановлением Президиума РАН N 196 от 25.03.2008 новые версии Квалификационных характеристик смогут стать нормой действующего законодательства только после их согласования в Правительстве РФ и внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты, касающиеся деятельности государственных академий наук, как это и указано в п.4 постановления Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. № 785.

(В виде казуса можно отметить, что в пользу изложенного свидетельствует также и то, что на на момент принятия Постановления №195 даже формально еще не было принято Постановление №196. Следовательно – новых квалификационных характеристик даже вне законодательного поля на момент принятия Постановления №195 не было, а ссылка на них, как принимаемых позже, в нем также отсутствует. Что любопытно, в нем пропущен п.2, где, как раз, такая ссылка и могла находиться…).

Более того, наличие в документе ссылки на "Положение о порядке аттестации научных работников организаций, подведомственных Российской академии наук, утвержденным совместным приказом Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России и РАН от 23 мая 2007 г. № 144/352/33" заведомо исключает предположение о том, что в документе имеется в виду использование при аттестации предложенных РАН измененных квалификационных характеристик, т.к. они не только не были согласованы с Минобрнауки и Минздравсоцразвития, но были ими отклонены, а потому их невозможно использовать при исполнении Приказа, подписанного совместно с этими организациями и предполагающего в своих формулировках имевшиеся (и сохранившиеся до настоящего момента) законодательно закрепленные в Едином квалификационном справочнике квалификационные характеристики.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О соотнесении постановления президиума ран №196 от 25. 04. 2008 с нормами действующего законодательства icon3. Состав средств локальной сети
Настоящее Положение имеет статус локального нормативного акта школы. Если нормами действующего законодательства Российской Федерации...
О соотнесении постановления президиума ран №196 от 25. 04. 2008 с нормами действующего законодательства iconРоссийской Академии Наук Институт проблем нефти и газа со ран министерство...
Председатель – Александр Федотович Сафронов, чл корр. Ран, председатель Президиума Якутского научного центра со ран, директор ИПНГ...
О соотнесении постановления президиума ран №196 от 25. 04. 2008 с нормами действующего законодательства iconУчебной практики предисловие
Поиск и использование действующего законодательства с учетом огромного нормативного правового массива, постоянного динамического...
О соотнесении постановления президиума ран №196 от 25. 04. 2008 с нормами действующего законодательства iconПриказ от 23 апреля 2014 г. N 255 о мерах по реализации в вооруженных...
Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений (Собрание законодательства Российской Федерации,...
О соотнесении постановления президиума ран №196 от 25. 04. 2008 с нормами действующего законодательства iconВнешних
Участие в государственных научно-технических программах, федеральных целевых программах, интеграционных программах со ран, программах...
О соотнесении постановления президиума ран №196 от 25. 04. 2008 с нормами действующего законодательства iconВнешних
Участие в государственных научно-технических программах, федеральных целевых программах, интеграционных программах со ран, программах...
О соотнесении постановления президиума ран №196 от 25. 04. 2008 с нормами действующего законодательства iconВнешних
Участие в государственных научно-технических программах, федеральных целевых программах, интеграционных программах со ран, программах...
О соотнесении постановления президиума ран №196 от 25. 04. 2008 с нормами действующего законодательства icon«Нейтринная Физика» программа фундаментальных исследований президиума ран
Полученная величина с учётом результатов других экспериментов с солнечными нейтрино даёт прямое экспериментальное доказательство...
О соотнесении постановления президиума ран №196 от 25. 04. 2008 с нормами действующего законодательства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
О соотнесении постановления президиума ран №196 от 25. 04. 2008 с нормами действующего законодательства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
О соотнесении постановления президиума ран №196 от 25. 04. 2008 с нормами действующего законодательства iconОбщая характеристика системы
Организация контроля по исполнению действующего законодательства в сфере обеспечения прав детей на образование
О соотнесении постановления президиума ран №196 от 25. 04. 2008 с нормами действующего законодательства icon1 Данное положение разработано на основании действующего законодательства РФ
Федерального закона от 29. 12. 2012 №273- фз «Об образовании в Российской Федерации»
О соотнесении постановления президиума ран №196 от 25. 04. 2008 с нормами действующего законодательства iconМалкова Л. А., Миничева С. В., Данилов Д. Д. Российская и Всеобщая...
Рао (от 07. 07. 2006) и ран (от 16. 10. 2006), заключения рао (от 03. 11. 2005) и ран (от 03. 10. 2005), заключения рао (от 06. 08....
О соотнесении постановления президиума ран №196 от 25. 04. 2008 с нормами действующего законодательства iconТемы курсовых работ для студентов 1 (4) курса заочного отделения (ускоренное обучение)
Критерии разграничения ничтожных и оспоримых сделок с точки зрения действующего гражданского законодательства
О соотнесении постановления президиума ран №196 от 25. 04. 2008 с нормами действующего законодательства iconПлан работы кафедры «Бухгалтерского учета, анализа, аудита и налогообложения»...
Обновить тесты по читаемым дисциплинам, которых коснулись изменения действующего законодательства
О соотнесении постановления президиума ран №196 от 25. 04. 2008 с нормами действующего законодательства iconРегламент ведения Электронного классного журнала
Данный регламент разработан на основании действующего законодательства РФ о ведении документооборота и учета учебно-педагогической...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск