ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2011 г. N 460-ПП ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ГОРОДА МОСКВЫ
"ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА" НА 2012-2016 ГГ. (в ред. постановления Правительства Москвы
от 22.02.2012 N 64-ПП) В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 2 февраля 2011 г. N 23-ПП "Об утверждении перечня первоочередных государственных программ города Москвы" и распоряжением Правительства Москвы от 28 июня 2011 г. N 487-РП "О Плане работы Правительства Москвы на второе полугодие 2011 года" Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Государственную программу города Москвы "Градостроительная политика" на 2012-2016 гг. согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Хуснуллина М.Ш. Мэр Москвы
С.С. Собянин Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 3 октября 2011 г. N 460-ПП ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
ГОРОДА МОСКВЫ "ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА" НА 2012-2016 ГГ. (в ред. постановления Правительства Москвы
от 22.02.2012 N 64-ПП) Раздел 1. ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ┌────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Ответственный │Департамент градостроительной политики города Москвы │
│исполнитель │ │
├────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Соисполнители │Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы. │
│программы │Департамент строительства города Москвы. │
│ │Департамент земельных ресурсов города Москвы. │
│ │Департамент экономической политики и развития города Москвы. │
│ │Департамент культурного наследия города Москвы. │
│ │Департамент физической культуры и спорта города Москвы. │
│ │Департамент города Москвы по конкурентной политике. │
│ │Комитет города Москвы по ценовой политике в строительстве и │
│ │государственной экспертизе проектов. │
│ │Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов │
│ │в строительстве и контролю в области долевого строительства │
├────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Подпрограммы │1. Разработка основных положений градостроительной политики и обеспечение│
│ │на их основе взаимоувязки разработки и реализации государственных │
│ │программ города Москвы. │
│ │2. Взаимосвязанное развитие Москвы и Московской области. │
│ │3. Комплексное обустройство исторического центра, реконструкция, │
│ │реновация и реорганизация городских территорий, комплексная городская │
│ │застройка на периферии города. │
│ │4. Разработка экономических механизмов реализации градостроительной │
│ │политики для создания благоприятного инвестиционного климата. │
│ │5. Нормативно-правовое и нормативно-техническое обеспечение │
│ │градостроительной деятельности. │
│ │6. Совершенствование системы планирования градостроительной деятельности │
│ │и архитектурно-строительного проектирования в городе Москве. │
│ │7. Обеспечение инновационного развития строительного комплекса. │
│ │8. Научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение │
│ │градостроительной деятельности. │
│ │9. Развитие единого геоинформационного пространства города Москвы. │
│ │10. Подготовка инфраструктуры для проведения в Москве спортивных │
│ │соревнований мирового уровня (включая ЧМ - 2018 по футболу) │
├────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Цели │Цель Программы - формирование благоприятной городской среды │
│программы │жизнедеятельности │
├────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Задачи │Задачи Программы: │
│программы │- Определение и утверждение приоритетов градостроительного развития │
│ │города как столицы Российской Федерации, центра Московского региона, │
│ │международного финансового, научного, образовательного, культурного и │
│ │спортивного центра. │
│ │- Сохранение историко-архитектурного облика центра города и реализация │
│ │программы комплексного благоустройства. │
│ │- Формирование благоприятных условий для инвестиционной деятельности в │
│ │Москве. │
│ │- Совершенствование системы градостроительной деятельности в Москве │
│ │(территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка │
│ │территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, │
│ │капитальный ремонт, реконструкция объектов капитального строительства). │
│ │- Опережающее развитие общественного транспорта и улично-дорожной сети. │
│ │В рамках отдельных подпрограмм решаются следующие задачи: │
│ │1. Определение основных направлений градостроительной политики. │
│ │2. Взаимосвязанное развитие Москвы и Московской области. │
│ │3. Разработка экономических механизмов реализации градостроительной │
│ │политики для создания благоприятного инвестиционного климата. │
│ │4. Нормативно-правовое и нормативно-техническое обеспечение │
│ │градостроительной деятельности. │
│ │5. Совершенствование системы планирования градостроительной деятельности │
│ │и архитектурно-строительного проектирования в городе Москве. │
│ │6. Комплексное обустройство исторического центра, реконструкция, │
│ │реновация и реорганизация городских территорий, комплексная городская │
│ │застройка на периферии города. │
│ │7. Обеспечение инновационного развития строительного комплекса. │
│ │8. Научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение │
│ │градостроительной деятельности. │
│ │9. Развитие единого геоинформационного пространства города Москвы. │
│ │10. Подготовка инфраструктуры для проведения в Москве спортивных │
│ │соревнований мирового уровня (включая ЧМ - 2018 по футболу) │
├────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Основные │Индикаторы Программы для жителей города. │
│целевые │Повышение комфортности городской среды: │
│индикаторы и │- объем ввода жилья за счет всех источников (млн. кв. м); │
│показатели │- обеспеченность населения жильем (Московский регион) (кв. м/чел.); │
│программы │- обеспеченность социальной инфраструктурой (в % от нормативной │
│ │обеспеченности), в том числе: │
│ │- поликлиники (%); │
│ │- городские общественные здания, доступные для инвалидов и других │
│ │маломобильных групп населения (%); │
│ │- обеспеченность транспортной инфраструктурой: │
│ │- доля населения, не обслуженного метрополитеном (%); │
│ │- количество парковочных мест (%); │
│ │- экологическая ситуация: │
│ │- объемы захоронения твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного │
│ │мусора (КГМ) в жилом секторе с учетом захоронения остатков от │
│ │промышленной переработки (тыс. тонн); │
│ │- доля площади города, обеспеченной сетями водостока (%); │
│ │- доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме │
│ │сточных вод (%). │
│ │Строительство за счет средств бюджета города Москвы в соответствии с │
│ │постановлением Правительства Москвы от 26.08.2011 N 388-ПП (в редакции │
│ │постановления Правительства Москвы от 14.12.2011 N 588-ПП): │
│ │- Жилая площадь. │
│ │- Школы, зданий/мест. │
│ │- Пристройки к общеобразовательным школам, зданий/мест. │
│ │- Детские дома, зданий/мест. │
│ │- Детские сады, зданий/мест. │
│ │- Колледжи, зданий/мест. │
│ │- Поликлиники (диспансеры), зданий/посещений в смену. │
│ │- Больничные корпуса (лечебно-диагностические, роддома, ПАКи и прочее), │
│ │зданий. │
│ │- Подстанции скорой медицинской помощи, зданий. │
│ │- ФОКи, зданий. │
│ │- Горнолыжные склоны, зданий. │
│ │- BMX-велодромы, единиц. │
│ │- Футбольные поля, единиц. │
│ │- Прочие объекты физической культуры, 8 зданий. │
│ │- Памятники, единиц. │
│ │- Театры, зданий. │
│ │- Музеи, единиц. │
│ │- Культурно-досуговые центры, единиц. │
│ │- Концертные организации, единиц. │
│ │- Метрополитен, км/станций. │
│ │Индикаторы Программы для органов государственной власти и │
│ │бизнес-сообщества: │
│ │- Внесение изменений в Градостроительный кодекс города Москвы. │
│ │- Актуализация Генерального плана города Москвы. │
│ │- Утверждение Правил землепользования и застройки. │
│ │- Разработка документации по планировке территорий: │
│ │- территориальных схем; │
│ │- отраслевых схем; │
│ │- проектов планировок. │
│ │- Подготовка Программы по комплексному градостроительному развитию │
│ │административных округов и территорий города Москвы, подлежащих │
│ │градостроительной реорганизации. │
│ │- Подготовка Программы развития подземного пространства. │
│ │- Разработка Программы развития предприятий промышленности строительных │
│ │материалов и индустриального домостроения до 2020 г. │
│ │- Актуализация и реализация ведомственной программы "Энергосберегающее │
│ │домостроение" <1> │
├────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Этапы и сроки │Программа включает ежегодные мероприятия и выполняется в один этап: │
│реализации │01.01.2012-31.12.2016. │
│программы │- Подпрограмма 1 "Координация работ по реализации основных направлений │
│ │градостроительной политики" выполняется в 2 этапа: │
│ │- 1 этап - 01.01.2012-31.12.2014; │
│ │- 2 этап - 01.01.2015-31.12.2016. │
│ │- Подпрограмма 5 "Нормативно-правовое и нормативно-техническое │
│ │обеспечение градостроительной деятельности (включая мероприятия по │
│ │снижению административных барьеров)" выполняется в два этапа: │
│ │- 1 этап - 01.01.2012-31.12.2013; │
│ │- 2 этап - 01.01.2014-31.12.2016 │
├────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Объемы │Общий объем финансирования - 63615780,6 тыс. руб. │
│бюджетных │ │
│ассигнований │┌───────────┬───────────┬───────────┬───────────┬───────────┬───────────┐│
│программы ││2012, │2013, │2014, │2015, │2016, │ИТОГО, ││
│ ││тыс. руб. │тыс. руб. │тыс. руб. │тыс. руб. │тыс. руб. │тыс. руб. ││
│ │├───────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┤│
│ ││1. Координация работ по реализации основных направлений ││
│ ││градостроительной политики ││
│ │├───────────┬───────────┬───────────┬───────────┬───────────┬───────────┤│
│ ││ 1482984,9│ 1591733,2│ 1709198,1│ 1970051,9│ 2143372,1│ 8897340,2││
│ │├───────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┤│
│ ││2. Сбалансированное развитие Москвы и Московской области ││
│ │├───────────┬───────────┬───────────┬───────────┬───────────┬───────────┤│
│ ││ 1223585,1│ 1466763,8│ 1847713,9│ 730029,6│ 743658,1│ 6011750,5││
│ │├───────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┤│
│ ││3. Комплексное обустройство исторического центра, реконструкция, ││
│ ││реновация и реорганизация городских территорий, комплексная городская ││
│ ││застройка на периферии города ││
│ │├───────────┬───────────┬───────────┬───────────┬───────────┬───────────┤│
│ ││ 5675053,7│ 11650212,5│ 9539200,0│ 66305,0│ 63620,3│ 26994391,5││
│ │├───────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┤│
│ ││4. Разработка экономических механизмов реализации градостроительной ││
│ ││политики для создания благоприятного инвестиционного климата ││
│ │├───────────┬───────────┬───────────┬───────────┬───────────┬───────────┤│
│ ││ 286100,0│ 230900,0│ 215400,0│ 218900,0│ 222000,0│ 1173300,0││
│ │├───────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┤│
│ ││5. Нормативно-правовое и нормативно-техническое обеспечение ││
│ ││градостроительной деятельности ││
│ │├───────────┬───────────┬───────────┬───────────┬───────────┬───────────┤│
│ ││ 780169,0│ 784892,4│ 775562,1│ 564805,2│ 559689,7│ 3465118,4││
│ │├───────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┤│
│ ││6. Совершенствование системы планирования градостроительной ││
│ ││деятельности и архитектурно-строительного проектирования в городе ││
│ ││Москве ││
│ │├───────────┬───────────┬───────────┬───────────┬───────────┬───────────┤│
│ ││ 1945230,0│ 1846800,0│ 2074900,0│ 1561005,0│ 1479505,3│ 8907440,3││
│ │├───────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┤│
│ ││7. Обеспечение инновационного развития строительного комплекса ││
│ │├───────────┬───────────┬───────────┬───────────┬───────────┬───────────┤│
│ ││ 197905,0│ 229066,9│ 240520,2│ 252546,3│ 265173,6│ 1185212,0││
│ │├───────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┤│
│ ││8. Научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение ││
│ ││градостроительной деятельности ││
│ │├───────────┬───────────┬───────────┬───────────┬───────────┬───────────┤│
│ ││ 726673,5│ 926341,4│ 833963,0│ 640307,2│ 675572,6│ 3802857,7││
│ │├───────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┤│
│ ││9. Развитие единого геоинформационного пространства города Москвы ││
│ │├───────────┬───────────┬───────────┬───────────┬───────────┬───────────┤│
│ ││ 639570,0│ 718800,0│ 601100,0│ 599400,0│ 619500,0│ 3178370,0││
│ │├───────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┤│
│ ││10. Подготовка инфраструктуры для проведения в Москве спортивных ││
│ ││соревнований мирового уровня (включая ЧМ - 2018 по футболу) <2> ││
│ │├───────────┬───────────┬───────────┬───────────┬───────────┬───────────┤│
│ ││ 0,0│ 0,0│ 0,0│ 0,0│ 0,0│ 0,0││
│ │├───────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┤│
│ ││ИТОГО: ││
│ │├───────────┬───────────┬───────────┬───────────┬───────────┬───────────┤│
│ ││ 12957271,2│ 19445510,3│ 17837557,3│ 6603350,2│ 6772091,6│ 63615780,6││
│ │└───────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┘│
├────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Ожидаемые │Результаты реализации Программы для жителей города. │
│результаты │Повышение комфортности городской среды: │
│реализации │- объем ввода жилья за счет всех источников составит 12,79 млн. кв. м; │
│Программы │- обеспеченность населения жильем (Московский регион) составит 24,0 кв. │
│ │м/чел.; │
│ │- обеспеченность социальной инфраструктурой (в % от нормативной │
│ │обеспеченности): │
│ │- поликлиники - 102%; │
│ │- городские общественные здания, доступные для инвалидов и других │
│ │маломобильных групп населения, - 85%; │
│ │- обеспеченность транспортной инфраструктурой: │
│ │- доля населения, не обслуженного метрополитеном, сократится до 13%; │
│ │- количество парковочных мест увеличится на 93%; │
│ │- экологическая ситуация: │
│ │- снижение объемов захоронения твердых бытовых отходов (ТБО) и │
│ │крупногабаритного мусора (КГМ) жилого сектора с учетом захоронения │
│ │остатков от промышленной переработки до 1171 тыс. тонн; │
│ │- доля площади города, обеспеченной сетями водостока, составит 91,6%; │
│ │- доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме │
│ │сточных вод составит 75%. │
│ │Строительство в 2012-2014 гг. за счет средств бюджета города Москвы в │
│ │соответствии с постановлением Правительства Москвы от 26.08.2011 │
│ │N 388-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 14.12.2011 │
│ │N 588-ПП) <*>: │
│ │- Жилая площадь - 2367,3 тыс. кв. м. │
│ │- Школы, 39 зданий/21810 мест. │
│ │- Пристройки к общеобразовательным школам, 34 здания/7470 мест. │
│ │- Детские дома, 1/32 места. │
│ │- Детские сады, 157 зданий/27485 мест. │
│ │- Колледжи, 2 здания/700 мест. │
│ │- Поликлиники (диспансеры), 12 зданий/5380 посещений в смену. │
│ │- Больничные корпуса (лечебно-диагностические, роддома, ПАКи и прочее), │
│ │15 зданий. │
│ │- Подстанции скорой медицинской помощи, 7 зданий. │
│ │- ФОКи, 4 здания. │
│ │- Горнолыжные склоны, 2 здания. │
│ │- BMX-велодромы, 5 единиц. │
│ │- Футбольные поля, 10 единиц. │
│ │- Прочие объекты физической культуры, 8 зданий. │
│ │- Памятники, 9 единиц. │
│ │- Театры, 3 здания. │
│ │- Музеи, 8 единиц. │
│ │- Культурно-досуговые центры, 5 единиц. │
│ │- Концертные организации, 1 единица. │
│ │- Метрополитен, 47,1 км/21 станция. │
│ │Результаты реализации Программы для органов государственной власти и │
│ │бизнес-сообщества: │
│ │- Внесены изменения в Градостроительный кодекс города Москвы. │
│ │- Актуализирован Генеральный план города Москвы. │
│ │- Утверждены Правила землепользования и застройки. │
│ │- Разработана документация по планировке территорий: │
│ │- 37 территориальных схем; │
│ │- 140 отраслевых схем; │
│ │- 679 проектов планировок. │
│ │- Подготовлены Программы по комплексному градостроительному развитию │
│ │административных округов и территорий города Москвы, подлежащих │
│ │градостроительной реорганизации. │
│ │- Подготовлена Программа развития подземного пространства. │
│ │- Разработана и реализуется Программа развития предприятий промышленности│
│ │строительных материалов и индустриального домостроения до 2020 г. │
│ │- Актуализирована и реализуется ведомственная программа │
│ │"Энергосберегающее домостроение" │
└────────────────┴─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ --------------------------------
<1> Постановление Правительства Москвы от 9 июня 2009 года N 536-ПП "О городской программе "Энергосберегающее домостроение в городе Москве на 2010-2014 гг. и на перспективу до 2020 года".
<2> Бюджетные средства города Москвы учтены в ресурсном обеспечении Государственной программы города Москвы "Спорт Москвы" на период 2012-2016 гг.
<*> Мощности вводных объектов социальной сферы будут уточнены с учетом выполнения Адресной инвестиционной программы города Москвы за 2011 год и внесения соответствующих уточнений в постановление Правительства Москвы от 26.08.2011 N 388-ПП. Раздел 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, ОСНОВНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
"ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА" Градостроительная политика Москвы обусловлена выполнением трех важнейших функций:
Москва - столица Российской Федерации и центр московской агломерации;
Москва - крупный финансово-экономический центр, в котором должен быть создан благоприятный инвестиционный климат;
Москва - крупнейший мировой исторический, культурный, научно-образовательный, туристический и спортивный центр.
В результате эффективной градостроительной политики Москва должна стать городом удобным и комфортным для жителей и гостей столицы.
Постановлением Правительства Москвы от 2 февраля 2011 года N 23-ПП утвержден Перечень первоочередных государственных программ города Москвы (далее - ГП Москвы) на среднесрочный период 2012-2016 гг.
В перечень включены следующие 17 ГП Москвы:
1. "Развитие транспортной системы". 2. "Развитие здравоохранения города Москвы" ("Столичное здравоохранение"). 3. "Развитие образования города Москвы" ("Столичное образование"). 4. "Социальная поддержка жителей города Москвы". 5. "Жилище". 6. "Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры". 7. "Энергосбережение в городе Москве". 8. "Охрана окружающей среды". 9. "Культура Москвы". 10. "Спорт Москвы". 11. "Совершенствование государственного управления". 12. "Информационный город". 13. "Развитие индустрии отдыха и туризма". 14. "Стимулирование экономической активности". 15. "Градостроительная политика". 16. "Имущественно-земельная политика города Москвы". 17. "Безопасный город". КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства РФ N 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации" издано 02.08.2010, а не 20.08.2010. Общая методология разработки государственных программ РФ определена нормативными документами Правительства РФ (ПП РФ N 588 от 20.08.2010). Методология разработки ГП Москвы определена постановлением Правительства Москвы от 4 марта 2011 г. N 56-ПП "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ города Москвы".
Государственная программа города Москвы "Градостроительная политика" координирует все городские отраслевые программы в части создания объектов капитального строительства, аккумулирует их результаты, определяет приоритеты градостроительного развития на перспективу. Рис. 1 (не приводится). Рис. 1. Взаимоувязка городских программ в рамках единой
градостроительной политики Рисунок не приводится. Сферой реализации программы является градостроительное развитие Москвы, которое в последние 15-20 лет сопряжено с кардинальными структурными изменениями, резким ухудшением транспортной ситуации, слишком быстрыми темпами коммерческого строительства, что привело к существенным диспропорциям. Накопившиеся за десятилетия проблемы в градостроительном развитии Москвы приводят к тому, что:
- снижаются качество городской среды, инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность Москвы по сравнению с зарубежными мегаполисами - политическими, экономическими и культурными столицами;
- не обеспечиваются необходимые условия для решения городом Москвой стратегических задач, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
Например, реализация Генплана развития Москвы с 1998 по 2006 г. осуществлялась неравномерно. Если рост торговых площадей составил 105%, рост объектов общественного питания - 155%, ввод жилья - 119% по сравнению с плановыми показателями Генплана, то строительство школ было на уровне 80%, дошкольных учреждений - 65%, гостиниц - 59%. В ходе реализации Генплана в последующие годы (2007-2010) неравномерное развитие по отраслям и территориям продолжало нарастать. Межотраслевые диспропорции усиливались в ходе выполнения ежегодных адресных инвестиционных программ города Москвы. В среднем доля жилищного строительства в АИП на протяжении 2000-2010 гг. находилась на уровне 24,5%, занимая первое место по уровню бюджетных ассигнований. В тот же период суммарные затраты на образование и здравоохранение не превысили 9,3% от АИП, а затраты по отрасли "Транспорт, связь и информатика" составили 10,2%. Наиболее существенное падение происходило по отрасли "Коммунальное строительство".
Плотность застройки в некоторых кварталах центра достигла 40 тыс. кв. м на 1 гектар, т.е. в 1,6 раза превысила оптимальную. Во многих районах Москвы сохраняется слабая транспортная доступность, обусловленная отставанием в развитии улично-дорожной сети и общественного транспорта. Строительство высокоплотного многоэтажного жилья на периферии также привело к чрезмерной транспортной нагрузке (картографические приложения 3.20; 3.21; 3.22; 3.23 - не приводятся).
2>1>2>1> |