Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин кафедра государственно-правовых дисциплин





Скачать 275.41 Kb.
НазваниеКафедра гуманитарных и социальных дисциплин кафедра государственно-правовых дисциплин
страница1/3
Дата публикации06.08.2013
Размер275.41 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3


КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН







УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

_______________ Ю.С. Руденко

«____» ___________ 2011 г.


ПРОГРАММА

КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

Для аспирантов по научным специальностям:

12.00.01 – Теория и история права и государства, история правовых учений

12.00.02 – Конституционное право; Муниципальное право

12.00.03 – Гражданское право; Предпринимательское право; Семейное право; Международное частное право

12.00.08 – Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное право

12.00.09 – Уголовный процесс и криминалистика; Оперативно-розыскная деятельность

по отрасли 12.00.00

Юридические науки


Москва – 2011

Программа кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (Общие проблемы философии науки. Философия социально-гуманитарных наук. История правовых учений).


Музяков С.И., Дорохов Н.И. Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки. (Общие проблемы философии науки. Философия социально-гуманитарных наук. История правовых учений.) для аспирантов и соискателей по научной отрасли «Юридические науки».– М., МУ им. С.Ю. Витте. 2011. – 14 с.

Настоящая программа представляет собой базовую часть кандидатского экзамена по общим проблемам философии науки, по философии социально-гуманитарных наук, а также истории правовых учений, знание которых необходимо для каждого соискателя ученой степени кандидата юридических наук. Предложена примерная тематика рефератов по истории правовых учений. Эта программа максимально приближена к стандарту Программы кандидатских экзаменов «История и философия науки» («Философия науки»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ в 2007 году.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………4

1. Рекомендации по подготовке к сдаче и проведению

кандидатского экзамена ………………………………………………..………….5

2. Общая трудоемкость…………………………………………………………….6

3. Содержание модулей кандидатского экзамена………………….…………….6

4. Оценочные средства для кандидатского экзамена…………………………..13

4.1.Вопросы к экзамену………………………………………………………13

4.2.Темы рефератов по «Истории правовых учений».………………..……..15

4.3. Рекомендации аспирантам по оформлению реферата…………………..16

5. Рекомендуемая литература……………………………………………………17

5.1. Основная………………………………………………………………….17

5.2. Дополнительная………………………………………………………….17

Приложение 1……………………………………………………………………20

Введение

Предлагаемая программа подготовлена согласно приказу Министерства образования и науки РФ № 269 от 03 октября 2007 года «Об утверждении программ кандидатских экзаменов», инструктивному письму Минобрнауки России № АС-729/03 от 6 июля 2005 года «О вопросах, связанных с кандидатским экзаменом по истории и философии науки» и приказу Министерства образования и науки РФ от 25 февраля 2009 г. № 59, утверждающего паспорта специальности по отрасли 12.00.00 – Юридические науки.

Содержание программы включает следующие три взаимосвязанных компонента (эта структура программы воспроизводит структуру стандарта по предмету). Первый компонент – это модуль «Общие проблемы философии науки». В содержании модуля рассматриваются общие философские вопросы науки: понятие науки, критерии научности, структура научного знания, его уровни, типы и виды; а также общая методология научного познания, функционирование науки как особого социального института, нормативная база регуляции научной деятельности, взаимодействие науки и общества и др.

Второй компонент – это модуль «Философия социально-гуманитарных наук». Философия как теоретическая рефлексия культуры составляет методологическую основу любой науки, в том числе социально-гуманитарных наук. Поэтому процесс становления специальных наук, безусловно, связан с общественно значимыми историческими формами культуры, обуславливающими специфические для своего времени категориальные уровни теоретического мышления, а также ценностные ориентации научной и иной деятельности человека. Особенно явно эта взаимосвязь философии и науки проявляется в современной ситуации, когда наука стала производительной силой и определяет направление развития общества. В связи с этим в науке и в обществе возникают проблемы ценностного, этического, гуманитарного, экологического порядка. Главной задачей этого раздела является стремление ввести аспиранта в сферу наиболее актуальных проблем современных гуманитарных наук, имеющих общемировоззренческое и общекультурное значение.

Третий компонент представленной программы – это собственно история правовых учений, по которым специализируются аспиранты даннойотрасли подготовки. Более подробное изучение конкретных исторических ситуаций в юридической науке предлагается аспирантам осуществить при подготовке научных рефератов. В работе над самостоятельно выбранной и близкой к своим научным интересам темой реферата аспирант использует свои профессиональные знания, а также понятия и методологические принципы, усвоенные им в процессе изучения дисциплины «История и философии науки».

  1. Рекомендации по организации кандидатского экзамена

В целях обеспечения качества подготовки и проведения экзамена по дисциплине «История и философия науки» предлагаются учесть следующие рекомендации:

1. Первые два компонента аспиранты осваивают в рамках изучения дисциплины «История и философия науки» во время плановых занятий в аудитории и самостоятельной работы.

2. Третий компонент программы – историю соответствующей отрасли науки аспирант изучает самостоятельно и предоставляет реферат по выбранной теме. Конкретная тема реферата выбирается самим аспирантом и утверждается его научным руководителем.

3. Проверку подготовленного реферата проводит научный руководитель, который осуществляет первичную экспертизу и удостоверяет егокороткой рецензией,с выставлением оценки по системе "зачтено - не зачтено".Только после этого реферат сдается на кафедру гуманитарных и социальных дисциплин или в отдел аспирантуры. При положительной оценке аспирант (соискатель) допускается к сдаче экзамена по философии науки и по философским (методологическим) проблемам соответствующей отрасли науки.

Для проведения кандидатского экзамена назначается комиссия, состав которой утверждается приказом ректора. На экзамене можно пользоваться данной программой и рабочей программой дисциплины «История и философия науки». Сдача экзамена проводится в устной форме. На подготовку по экзаменационному билету дается 40 минут. В экзаменационном билете 2 вопроса: по первым двум компонентам содержания дисциплины. Третий компонент – история соответствующей области науки раскрывается в реферате. Список вопросов к экзамену и темы рефератов указаны в программе.

Ответ аспиранта (соискателя) оценивается по 5-балльной шкале и утверждается председателем комиссии. В случае успешной сдачи кандидатского экзамена выдается удостоверение о сдаче экзамена, в котором согласно Номенклатуре специальностей научных работников указывается наименование отрасли науки, по которой проходила подготовка и сдача экзамена.

2. Общая трудоемкость

Общая трудоемкость при подготовке к экзамену с учетом подготовки реферата составляет 1 зачетную единицу, или 36 часов.

№ п/п

Разделы (темы) дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Л

Пр.з.

К

С.р.

Л.р.

К.р.

Пр.

Курсраб.

1.

Подготовка реферата

-

-

-

36

-

-

-

-




ИТОГО:

-

-

-

36

-

-

-

-




  1. Содержание модулей кандидатского экзамена

Модуль I. Общие проблемы философии науки

Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки

Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Эволюция подходов к анализу науки. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

Тема 2. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек – творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.

Тема 3. Структура научного знания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация.

Тема 4. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

Тема 5. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций.

Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания, Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин кафедра государственно-правовых дисциплин iconКафедра государственно-правовых и гражданско-правовых дисциплин
Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (практикум)
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин кафедра государственно-правовых дисциплин iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины методика преподавания...
Составитель: к ю н., старший преподаватель кафедры Государственно-правовых дисциплин Селехова О. Г
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин кафедра государственно-правовых дисциплин iconВысшего профессионального образования «московский институт права»...
Автор: Бобкова Ольга Вячеславовна, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин кафедра государственно-правовых дисциплин iconКафедра гуманитарных и социальных дисциплин
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин кафедра государственно-правовых дисциплин iconФкгоу впо уфимский юридический институт кафедра административно-правовых дисциплин утверждаю
...
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин кафедра государственно-правовых дисциплин iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине Теория государства и права
Высшего профессионального образования «московский налоговый институт» Кафедра Правовых и социальных дисциплин
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин кафедра государственно-правовых дисциплин iconИнститут Психоанализа Факультет психологии Кафедра гуманитарных и...
Печатается по решению кафедры гуманитарных и общеобразовательных дисциплин ноу впо “Институт психоанализа”
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин кафедра государственно-правовых дисциплин iconПрограмма кандидатского экзамена научная специальность
Составители рабочей программы: профессор кафедры гуманитарных и социальных дисциплин, д филос н., доцент Музяков С. И.; доцент кафедры...
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин кафедра государственно-правовых дисциплин iconПрограмма кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00....
Составители рабочей программы: профессор кафедры гуманитарных и социальных дисциплин, к п н. Горбачев В. Т.; профессор кафедры гуманитарных...
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин кафедра государственно-правовых дисциплин iconГаврилов Эдуард Петрович Доцент кафедры экономическ ого права и гражданско-правовых...
Составитель: к ю н., старший преподаватель кафедры Государственно-правовых дисциплин Селехова О. Г
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин кафедра государственно-правовых дисциплин iconКафедра гуманитарных дисциплин
Определение контрабанды и ответственность за неё в новых законодательных документах
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин кафедра государственно-правовых дисциплин iconКафедра гуманитарных и социальных дисциплин
Рабочая программа по истории 8 вида для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин кафедра государственно-правовых дисциплин iconФизической культуры кафедра гуманитарных дисциплин
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин кафедра государственно-правовых дисциплин iconКафедра гуманитарных и социальных дисциплин
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65...
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин кафедра государственно-правовых дисциплин iconПрограмма вступительного испытания по русскому языку Архангельск...
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Протокол №5 от «20»02 2014г
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин кафедра государственно-правовых дисциплин iconПрограмма специальности 080801 «Прикладная информатика» Кафедра Гуманитарных...
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск