Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 427.68 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации25.04.2014
Размер427.68 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3


НОУ ВПО «Московская гуманитарно-техническая академия»

Кафедра лингвистики
ПРОГРАММА

ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 031201.65 – «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР»

Составитель

д-р пед. наук, проф. Дмитренко Т.А.

Заведующий кафедрой лингвистики

д-р, филол. наук, проф. Блох М.Я.


МОСКВА 2012
ОДОБРЕНО

На заседании кафедры лингвистики
Московской гуманитарно-технической академии

протокол №1 от 6 сентября 2012 года


Автор: доктор педагогических наук, профессор Дмитренко
Татьяна Алексеевна


Программа включает перечень вопросов итогового государственного междисциплинарного экзамена «Теория и методика преподавания иностранного языка», краткое содержание этих вопросов в рамках входящих в экзамен дисциплин, перечень рекомендуемой для подготовки к экзамену литературы, описание порядка проведения экзамена и критериев оценки уровня подготовленности выпускников.

© Дмитренко Т.А.

© Московская гуманитарно-техническая академия, 2012.
ВВЕДЕНИЕ

Освоение программ высшего профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников (Закон РФ «Об образовании»). Итоговая аттестация выпускников кафедры лингвистики включает итоговый государственный междисциплинарный экзамен «Теория и методика преподавания иностранного языка», в рамки которого входят следующие общепрофессиональные дисциплины: «Теория обучения иностранным языкам» и «Методика преподавания английского языка в вузе», а также защиту выпускной квалификационной работы по специализации «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур».

Цели итогового государственного междисциплинарного экзамена «Теория и методика преподавания иностранного языка»:

  • установление уровня подготовки выпускников факультета иностранных языков к выполнению профессиональных задач;

  • определение соответствия подготовки выпускников требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;

  • подтверждение квалификации «Лингвист, преподаватель».

К итоговому государственному экзамену, входящему в состав государственной аттестации, допускаются студенты выпускного курса, успешно завершившие в полном объёме освоение образовательной программы по специальности 031201.65 – «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» в соответствии с учебным планом.

Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена «Теория и методика преподавания иностранного языка» по специальности 031201.65 – «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» составлена с учётом квалификационной характеристики выпускника и требований к основной образовательной программе подготовки специалиста – преподавателя иностранного языка.

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 031201.65 – «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», квалификационная характеристика выпускника (квалификация – «лингвист, преподаватель») включает готовность к участию в решении комплексных задач в системе образования и управления, а также способность осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

– диагностическую и коррекционную;

– учебно-воспитательную;

– рефлексивно-аналитическую;

– контрольно-оценочную;

– экспертную и консультативную;

–операционно-методическую, подразумевающую использование совокупности оптимальных средств, методов и приёмов, их разнообразие и взаимосвязь, последовательность реализации на диагностической основе;

– научно-исследовательскую;

– культурно-просветительскую.

Специалист – лингвист, преподаватель подготовлен к продолжению образования в аспирантуре.

Государственный экзамен ориентирован на выявление теоретической психолого-педагогической и методической подготовки выпускника к решению профессиональных задач. Государственный экзамен является формой итогового контроля конкретных функциональных возможностей студента, подготовленного к практической деятельности и способного к самостоятельным суждениям и решениям на основе сформированных в процессе обучения знаний и умений. На государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания и умения в области преподавания иностранных языков и культур и выполнения профессиональных обязанностей, а также последующего обучения в аспирантуре.

Итоговый государственный экзамен «Теория и методика преподавания иностранного языка» является междисциплинарным; он включает вопросы по следующим специальным дисциплинам и дисциплинам специализации: «Теория обучения иностранным языкам» и «Методика преподавания английского языка в вузе».

Программа включает перечень вопросов итогового государственного междисциплинарного экзамена «Теория и методика преподавания иностранного языка», краткое содержание этих вопросов в рамках входящих в экзамен дисциплин, перечень рекомендуемой для подготовки к экзамену литературы, описание порядка проведения экзамена и критериев оценки уровня подготовленности выпускников. Представленная программа отражает систему, необходимую для усвоения будущему педагогу профессиональных навыков и умений, сконцентрированных на воплощение личностно ориентированной педагогики в области преподавания иностранных языков. Содержание экзаменационных вопросов отражает основные педагогические теории, экспериментальные модели, базовые методические категории и понятия. В перечне рекомендуемой литературы представлены в основном учебно-методические и справочные издания.

Экзамен выявляет знание студентами основных методических категорий, научных школ и направлений, методов научного психолого-педагогического исследования. Критерием сформированности знаний студентов выступает способность применять знания, умения и навыки в практической профессиональной деятельности. В ситуации экзамена такая способность может быть продемонстрирована посредством анализа и решения смоделированных профессионально подобных проблем и коммуникативных задач.

Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена по теории и методике преподавания иностранного языка базируется на глубоком методологическом фундаменте и ставит цель дальнейшего совершенствования системы подготовки будущих преподавателей иностранного языка, специалистов по межкультурному общению.

Настоящая программа позволяет вооружить будущего преподавателя иностранного языка, специалиста по межкультурному общению, системой профессиональных навыков и умений, посредством которых осуществляется целесообразное учебно-воспитательное воздействие на личность учащегося в процессе её развития.

Итоговый государственный междисциплинарный экзамен позволит проконтролировать:

– уровень усвоенных студентами основных теоретических положений методической науки;

– степень владения студентами системой знаний об инновационных процессах в образовании;

– умение ориентироваться как в современных отечественных, так и зарубежных технологиях обучения иностранным языкам;

– знание новых подходов к языковому образованию;

– понимание будущими специалистами основных тенденций, характеризующих ситуацию обучения иностранным языкам сегодня;

– знание базовых направлений преподавания иностранных языков;

– умение методически грамотно строить уроки, профессионально осуществляя квалифицированное преподавание иностранного языка, реализовывая не только непосредственно практические цели обучения предмету, но и постоянно решая общеобразовательные, развивающие и воспитательные задачи;

– уровень квалификации выпускников в плане научных исследований по методики преподавания иностранных языков;

– степень знания особенностей, типологии дидактических материалов и специфику их использования в учебно-воспитательном процессе;

– учёт студентами последних достижений методической науки и степени оснащённости учебного процесса новыми техническими средствами обучения, включая персональные компьютеры;

– уровень владения навыком работы со всеми видами ТСО, включая ПК, так как современная технология обучения иностранному языку предполагает широкое использование в учебном процессе не только учебных материалов лингвистического профиля, но и больших объёмов материалов электронных средств массовой информации, теле-, радио-, и видеопродукции.

– умение строить процесс обучения иностранным языкам в ракурсе усвоения учащимися части мировой культуры.

– степень владения выпускниками комплексом средств учебно-методического сопровождения реализации современной технологии обучения иностранному языку, включающим: речевые и деловые игры, ТСО, использование музыкальных средств, создание на занятиях искусственного иноязычного окружения, ознакомление обучающихся с культурой народа, язык которого они изучают.

Решение всех указанных задач, намеченных программой итогового междисциплинарного государственного экзамена, возможно в результате целостного процесса обучения на кафедре лингвистики.

В ситуации экзамена выпускники могут продемонстрировать не только уровень своих знаний и умений решения смоделированных профессионально подобных проблем и коммуникативных задач, но и степень качества владения профессиональной деятельностью, обеспечивающей высокую эффективность учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие обучающихся.

Тематический материал программы итогового государственного междисциплинарного экзамена «Теория и методика преподавания иностранного языка» по специальности 031201.65 – «Теория и методика преподавания языков и культур» согласован с новыми требованиями к подготовке студентов в современных условиях. Система изложения тематического материала отвечает требованиям современного методического стандарта обучения иностранным языкам.

Будущий дипломированный специалист должен:

-обладать содержательной информацией об основной научной и методической литературе по методике преподавания иностранных языков;

-иметь широкую научно-методическую базу, гарантирующую его теоретическую и практическую компетентность по профессиональным вопросам;

-в зависимости от сложившейся ситуации в учебно-воспитательном процессе на занятиях безошибочно использовать свои глубокие теоретические знания в непосредственном обучении учащихся;

-знать особенности работы с контингентом учащихся на различных этапах обучения иностранному языку;

-знать и учитывать динамические характеристики учащихся, склонности обучаемых, их интересы;

-оптимально владеть современными технологиями обучения иностранным языкам;

-при обучении прогнозировать языковые трудности учащихся и находить пути преодоления этих трудностей с максимальной выгодой обучаемых;

-в основу обучения положить использование методических принципов и приёмов обучения, характерных для коммуникативно-ориентированного метода обучения иностранным языкам;

-выявлять целесообразные способы и приёмы овладения лексикой, введения грамматического материала, работы над произношением, проверки понимания нового учебного материала с учётом индивидуальных возможностей учащихся;

-в зависимости от сложившейся учебной ситуации определять конкретные задачи каждого занятия;

-уметь при посещении занятий коллег по обмену опытом преподавания оценивать учебные действия субъектов учебно-воспитательного процесса в соответствии целям занятия, особенностями этапов, контингента, методическим принципам обучения;

-уметь планировать уроки по иностранному языку в соответствии с потребностями и возможностями усвоения языкового материала в конкретной группе учащихся;

-уметь отобрать учебный материал для конкретного отдельно взятого занятия;

-выбирать адекватные средства и методы обучения в соответствии с темой, типом урока и возрастными особенностями учащихся;

-обязательно учитывать личностно-ориентированный подход к обучению, разрабатывая индивидуальные программы работы с учащимися;

-объяснять учебный материал с оптимальной доходчивостью для каждого обучающегося;

- уметь использовать в процессе обучения богатство средств вербального и невербального взаимодействия с учащимися;

- делать методически грамотно самоанализ своих учебных занятий;

- предвосхищать возможные трудности в дидактическом процессе и через подбор соответствующей системы упражнений умело предотвращать или минимизировать их;

- вести диалог культур на занятиях по иностранному языку;

- владеть игровыми технологиями, позволяющими моделировать речевое и неречевое поведение учащихся при обучении иностранному языку;

- создавать искусственно иноязычное окружение, приближая при помощи ТСО и других средств обучения обстановку на занятиях к жизненно естественной.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание разделов программы итогового государственного междисциплинарного экзамена:

1. Введение

Современные требования к преподавателю иностранного языка. Социальная необходимость в педагогической профессии, организующей передачу опыта, накопленного человечеством. Творческий характер педагогической деятельности. Заповеди педагогу, разработанные Джоном Пойа. Педагог и учащийся как два взаимодействующих субъекта. Педагог как организатор различных видов учебной деятельности учащихся. Профессия и призвание в понимании деятельности педагога. Основные компоненты профессиональной компетенции преподавателя. Национальные интересы России и повышение требований к изучению иностранных языков на современном этапе развития общества.
Раздел 1.

Введение в методику. Теоретические основы методики обучения иностранному языку.

Тема 1. Методика как педагогическая наука, её предмет и объект исследования. Связь методики с другими науками.

Методика как педагогическая наука. Предмет и задачи методики. Объект исследования учения о методах преподавания. Основные методические понятия: подход, метод, способ обучения, принципы и приёмы обучения. Три способа обучения: объяснение, показ, подкрепление. Три способа учения: ознакомление (восприятие), тренировка (повторение), применение (поиск). Функции преподавателя и виды учебной деятельности. Универсальный характер воспитательной функции педагога.

Связь методики с другими науками: педагогикой, дидактикой, психологией, психолингвистикой, кибернетикой. Взаимосвязь лингводидактики и методики.

Методы исследования в методике обучения иностранным языкам, методы научно-эмпирического уровня (наблюдение, изучение положительного опыта, анкетирование, беседа).

Теоретические и научно-экспериментальные методы (анализ теоретической литературы, тестирование, эксперимент, массовое экспериментально-опытное обучение).

История развития методов обучения иностранным языкам как основа современных представлений. Переворот в лингводидактике в конце 19 века в связи с возникновением социальной потребности в практическом владении иностранным языком, а не изучением системы языка. Аудиолингвальный и аудиовизуальный методы обучения иностранным языкам. Сугестопедический метод обучения. Коммуникативно-ориентированный метод обучения. Метод погружения и др.
Тема 2. Современный методический стандарт обучения иностранным языкам.

Языковая политика в области лингвистического образования: цели, принципы, содержание.

Методический стандарт как норма для деятельности педагога. Содержание методического стандарта (В частности, концепция обучения, методы, принципы и приёмы обучения, отбор речевого материала и учебной тематики, эффективность учебной работы.)

Коммуникативно-ориентированный метод обучения иностранным языкам. Основные принципы этого метода.

Принципы как основные правила обучающей деятельности педагога иностранного языка, базирующиеся на существенном и закономерном в методике. Реализация принципов обучения в методических приёмах. Приём ролевого общения как общепринятый и характерный признак современного урока иностранного языка. Приём дискуссионного общения как эффективный обязательный компонент процесса обучения иностранному языку. Приёмы обучения речевому взаимодействия на иностранном языке. Приёмы стимулирования речемыслительной деятельности учащихся с помощью ТСО. Приёмы стандартизированного контроля.

Речевой материал и учебная тематика. Лексико-грамматический минимум. Социально-культурный лексический минимум. Идиоматический минимум как компонент методического отбора и организации лексического материала с учётом ситуативной частотности единиц, их соответствия изучаемой тематике.

Эффективность обучения как компонент методического стандарта. Степень достижения обязательного уровня знаний, который описан в государственном образовательном стандарте по иностранному языку. Методический стандарт как отражение реальных и устойчивых тенденций в отечественной и зарубежной практике, а также достижений методической науки.
Тема 3. Мотивация в обучении иностранному языку. Способы и приёмы формирования побудительных мотивов.

Мотивация как механизм побудительной деятельности учащихся. Формирование и развитие мотивационной сферы учащихся. Создание атмосферы общения (коммуникативного комфорта) на занятии как ведущей черты современного урока иностранного языка. Урок как «педагогическое произведение». Стимулирующие факторы, обусловленные принципом новизны (новизна: содержания материала; формы уроков; видов, приёмов и форм работы и др.). Опора на эмоции и подсознание учащихся. Преподаватель как: 1) лидер коллектива; 2) образец нравственно-этических норм поведения; 3) модель будущей речевой деятельности; 4) организатор психологического климата; 5) руководитель межличностных отношений.

Стратегия психологизации учебного занятия. Использования приёма контраста. Знание закономерностей психологии памяти человека. Виды мотивации при изучении иностранного языка: внешняя как далёкая, дистантная, рассчитанная на достижение конечного результата учения и внутренняя как близкая и актуальная, мотивация успешности. Разновидности внешней мотивации: широкая социальная и узколичностная. Основные разновидности внутренней мотивации: лингвопознавательная, коммуникативная и инструментальная мотивация.
Тема 4. Цели обучения иностранному языку.

Цель обучения иностранным языкам как социально-педагогическая и методическая категория. Ведущая цель обучения иностранным языкам – овладение иноязычным общением и приобщение к иноязычной культуре. Обучение иностранному языку как средству межкультурной коммуникации. Взаимосвязь обучения языку и культуре как основа формирования способности к межкультурной коммуникации.

Практические цели обучения иностранному языку.

Формирование у обучающихся основ практического владения иностранным языком. Овладение учащимися всеми видами речевой деятельности на ограниченном материале в пределах изучаемых тем. Формирование коммуникативной компетенции. Конкретизация практических целей обучения по видам речевой деятельности, по языковому материалу, по тематике, жанрам речи.

Общеобразовательные цели обучения.

Расширение кругозора учащихся сведениями о географии, истории, культуры, быта и традициях страны изучаемого языка. Объяснение сложных грамматических явлений изучаемого языка в сопоставлении с особенностями родного языка.

Развивающиеся цели обучения иностранному языку.

Всестороннее развитие личности учащихся: развитие их познавательной активности, логической памяти, мышления, языковой догадки, сенсорного восприятия, потребности в дальнейшем самообразовании, социальной самореализации и т.д.

Воспитательные цели обучения иностранному языку.

Формирование положительных черт характера учащихся при изучении предмета, формирование моральных ценностей, оценочно-эмоционального отношения к миру; воспитание патриотизма, интернационализма, уважения к трудовой деятельности людей средствами иностранного языка. Развитие культуры общения учащихся. Изучение правил этикета в странах изучаемого языка в сравнении с отечественными правилами этикета.
Тема 5. Содержание обучения иностранному языку.

Понятие содержания обучения иностранному языку. Три компонента содержания обучения.

Лингвистический компонент содержания обучения.

Языковой материал (фонетический, грамматический, лексический и стилистический). Речевой материал (образцы речевых высказываний, разной протяжённости, ситуативно-тематические обусловленные). Подход к изучению иностранного языка как к изучению части мировой культуры. Знание национальной культуры. Проявление национальной культуры в национальных реалиях. Овладение национальными реалиями, лексическим фоном слова, тематикой изучаемого материала.

Психологический компонент содержания обучения.

Формирование навыков и умений пользоваться изучаемым языком в целях общения. Навык как способность автоматизировано совершать действия, без участия сознания. Умения как способность управлять своими навыками для решения коммуникативно-познавательных задач. Речевые навыки и речевые умения. Отличие речевого навыка от речевого умения. Репродуктивность и продуктивность в обучении иностранным языкам.

Методологический компонент содержания обучения.

Обучение учащихся рациональным приёмам учения познания нового языка. Овладение рациональными приёмами работы над языковым материалом: работа со словарём, работа с учебными и звуковыми пособиями. Обучение приёмам работы над текстом. Развитие умений учащихся самостоятельно совершенствовать свои знания иностранного языка. Развитие навыков самоконтроля и самокоррекции. Развитие навыков самостоятельного труда у обучающихся.
Тема 6. Средства обучения иностранному языку.

Организация обучения как одно из слагаемых процесса обучения. Классификация средств обучения иностранному языку: 1) по их роли в учебно-воспитательном процессе: на основные и вспомогательные средства обучения; 2) по адресату: для преподавателя и учащихся; 3) по каналу поступления информации – на слуховые, зрительные и зрительно-слуховые; 4) по использованию техники: на технические и нетехнические.

Учебно-методический комплект. Средства, входящие в УМК. Роль средств обучения в учебно-воспитательном процессе. Особенности их использования в разных условиях обучения предмету. Классификация средств обучения в зависимости от функций, которые они выполняют в процессе обучения («субституты», учебные материалы и вспомогательные средства).
Тема 7. Принципы и методы обучения иностранным языкам.

Понятия о принципах обучения. Дидактические принципы обучения как важнейшие педагогические законы. Единение преподавания и учения в процессе обучения. Закон единства обучения и развития личности. Закон социальной обусловленности процессов обучения. Закон единства теории и практики в обучении. Систематичность и последовательность в обучении. Реализация дидактических данностей в разных видах учебной работы. Наглядность в обучении. Доступность в обучении. Прочность знаний. Пути достижения прочных знаний. Принцип положительного фона обучения. Взаимосвязь принципов обучения.

Принципы обучения иностранным языкам как концептуальные положения методической системы. Частные и общие методические принципы в обучении иностранным языкам. Ведущая роль частнометодических принципов при обучении иностранному языку, исходя из специфики предмета «иностранный язык».

Понятие о методах обучения. Классификация методов обучения: по способу логико-мыслительной деятельности, по источникам приобретения знаний, по видам деятельности педагога и учащихся. Выбор метода в соответствии с задачами обучения и воспитания. Методы обучения иностранному языку в средних общеобразовательных и высших школах.
Раздел 2.

Технология обучения языковому материалу и основам речевой деятельности.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск