Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения





НазваниеМетодические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения
страница1/10
Дата публикации02.07.2013
Размер1.05 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Право > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра гуманитарных и социальных наук

Минаков В.Б.



ПОЛИТОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

для студентов всех специальностей очной формы обучения

Тюмень, 2010

ББК: Ф01

М-61
Минаков В.Б. Политология. Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения. - Тюмень: РИО ГОУ ВПО ТюмГАСУ, 2010 - стр.65

Методические указания к семинарским занятиям разработаны на основании рабочей программы ГОУ ВПО ТюмГАСУ дисциплины «Политология» для студентов всех специальностей очной формы обучения. Данные методические указания содержат тематический план изучения дисциплины в целом, планы семинарских занятий, понятийный аппарат, список основной и дополнительной литературы, вопросы для обсуждения, тестовые и другие задания направленные на развитие навыков аналитического мышления и раскрытия творческого потенциала студента.

Рецензент: Блажевич Н.В.

Тираж 60 экз.

© ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет»

© Минаков В.Б.

© Редакционно-издательский отдел ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет»
Содержание
Предисловие …………………………………………………………….........4
1 Тема Объект, предмет и метод политической науки……….. ..6

2 Тема История развития политологической мысли…………. ..11

3 Тема Политическая мысль России……………………………..16

4 Тема Политическая власть……………………………………...20

5 Тема Политические партии и партийные системы……………27

6 Тема Государство………………………………………………..30

7 Тема Гражданское общество и правовое государство………...35

8 Тема Политические режимы сравнительный анализ…………..38

9 Тема Политическая идеология и политическое сознание……..43

10 Тема Политическая культура…………………………………….46

11 Тема Политическая система общества………………………......51

12 Тема Политические конфликты и кризисы……………………..54

13 Тема Мировая политика и международные отношения……….59

14 Тема Методология познания политической реальности……….63


Предисловие

Цель учебного курса «Политология» заключаются в формировании и совершенствовании политологического мышления у студентов как одного из определяющих факторов формирования гражданской культуры в России. Движение к поставленной цели предполагает получение студентами знаний по классическим и современным теориям функционирования и развития политической сферы общества. Во-первых, это ознакомление с основными закономерностями взаимодействия политической сферы общества с другими сферами общественной жизни, между политическими сферами различных обществ и между элементами самой политической сферы. Во-вторых, студент должен получить знания о закономерностях изменения и развития политической сферы общества, особенностях ее трансформации, модернизации и реформирования.

Учебный курс базируется на требованиях федерального стандарта по дисциплине «Политология», современном уровне развития отечественной и зарубежной политической науки, актуальных проблемах политической практики в РФ.

Задачи курса:

  • способствовать формированию и развитию у студентов политического сознания и политической культуры;

  • содействовать совершенствованию навыков самостоятельного анализа политических ситуаций и прогноза развития политических процессов;

  • дать необходимые знания для ориентации будущих государственных служащих в основных политических идеологиях прошлого и современности;

  • познакомить обучающихся с разновидностями политического участия и поведения, основных акторов политической сферы;

  • сформировать целостное представление о функционировании политической системы, ее основных подсистем и институтов;

  • вооружить знаниями для анализа и прогноза развития политического режима в той или иной стране;

  • показать место и роль государственного управления в политическом процессе.


Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Требования к уровню усвоения содержания курса. После изучения данного курса студенты должны:

А) Уметь объяснять:

  • генезис политологического знания и его связь с другими науками об обществе;

  • политические события, как проявление тенденций в межгосударственных или внутриполитических отношениях;

  • причины жесткого или мягкого реагирования органов государственной власти на изменения внешнеполитической или внутриполитической ситуации;

  • выбор стратегии и тактики политического управления органами государственной власти;

Б) Знать:

  • категориальный аппарат и методологию политических исследований;

  • основные теоретические концепции функционирования и развития политической сферы общества;

  • функции политической системы общества, политических институтов, политического лидерства, политической элиты и групп давления как основных акторов политической сферы;

  • характер и содержание информационно-аналитических технологий, используемых для управления политическими процессами и событиями;

  • основные этапы эскалации и деэскалации политических конфликтов, способы их разрешения и предупреждения;

  • факторы способствующие мирному разрешению политических конфликтов посредством проведения политических переговоров;

В) Уметь использовать политологические знания для;

  • анализа политических ситуаций в обществе, регионе или городе;

  • выделения актуальных политических тем и проблем;

  • определения стратегии и тактики государственного управления общественными процессами.

Г) Владеть:

  • знаниями по истории политических учений;

  • навыками устного доказательного и аргументированного выступления перед аудиторией.

Достижение отмеченных дидактических целей по программе курса «Политология» осуществляется в учебное время.
Требования для подготовки к семинарским занятиям.
Для работы на семинарских занятиях необходимо самостоятельное изучение первоисточников, учебной, справочной и научно–критической литературы, указанной в планах. При выборе литературы следует ориентироваться на более новые издания, кроме того, подобранная литература должна отражать различные точки зрения на изучаемый вопрос, чтобы исключить метафизическое усвоение материала. Возможно использование интернет-ресурсов (перечисленных ниже) при изучении текстов первоисточников.

Одним из видов учебной работы, способствующей раскрытию творческой индивидуальности студента, может служить работа над рефератом как видом его учебно-исследовательской деятельности в процессе подготовки к зачету или экзамену по теоретическому курсу изучаемой дисциплины. Подготовка докладов и рефератов предполагает составление плана, подбор литературы (не менее трех источников). Текст должен содержать ссылки на используемую литературу. Средний объем – не менее 10 машинописных страниц. При подготовке данной работы использование только учебников и справочных пособий запрещено. Участие в коллективном обсуждении сообщения предполагает готовность студентов к занятию, знакомство с лекционным и учебным материалом по данной теме.

Вопросы для самоконтроля позволят студенту адекватно определить уровень усвоение материала и укажут темы или некоторые аспекты вопросов, которые требуют более тщательной подготовки.

Контрольные тесты, охватывающие все разделы и темы курса, выступают как объективная форма контроля и оценки знания, основанного на обязательном минимуме требований. Понимание теста как инструмента стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов позволяете выделить следующие подтверждения его эффективности:


  • Качество и объективность оценивания, которая достигается в результате процедуры проведения тестирования и проверки показателей качества в целом.

  • Стандартизованная форма оценки, используемая в тестах, позволяет соотнести уровень достижений студентов по дисциплине в целом и по отдельным его разделам с определенными, фиксируемыми программой, требованиями к усвоению дисциплины.

  • Каждый ответ оценивается на основе его сопоставления с заранее заложенной шкалой, исключая сравнение ответов студентов. Студенты находятся в равных условиях, к ним предъявляются одинаковые требования.

  • Студент выполняет задание, охватывающее все темы и разделы курса.

  • Оценка основывается на обязательном минимуме требований к знаниям, умениям и навыкам студентов.

  • Критерии оценки прописаны в инструкции к заданиям, таим образом, студенты четко знают, что и в каком объеме требуется выполнить.



Методические указания содержат вопросы для обсуждения по темам семинарских занятий, список основных терминов к каждой теме, возможные темы рефератов, основную и дополнительную литературу, вопросы для самопроверки и контрольные тесты.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Объект, предмет и метод политологической науки.

Функции политологии.
Политология как наука. Возникновение и основные этапы развития политологии. Теоретическая и прикладная политология. Общее и особенное в развитии политических знаний. Компьютеризация современной политологии и переход в технологическую фазу развития.

Объект и предмет политических наук. "Политическая сфера общества", как многомерная целостная система. Закономерности отношений между властвующими и подвластными людьми, властью управляющих и влиянием управляемых. Многообразие политических наук: философия политики, социология политики, политическая психология, политическая география и т.д.

Методы политических наук Общенаучные методы (метод сравнения, анализ и синтез, метод обобщения, дедукция и индукция, метод моделирования, методы классификации, типологии, группировки), специальные методы (анализ документальных источников, метод наблюдения, метод опроса населения, метод экспериментирования), универсальные научные подходы (системный комплексный подходы, формационный, цивилизационный, социокультурный подходы)

Функции политологии Познавательные и преобразовательные функции политологии. Дескриптивные и оценочные функции. Возрастание значения функции социализации политических наук в современном мире. Возможности прогностической функции политологии.
План семинара
1. Возникновение и становление политический науки.

2. Определение понятия «политология». Понятие политического.

3. Роль и значение политологии как науки и учебной дисциплины. Политология в системе социально–гуманитарного знания.

4. Объект и предмет политологии. Структура политологии.

5. Методология познания политической реальности и функции политологии.
Основные понятия: политология, политология как наука, политология как учебная дисциплина, возник­новение и развитие политический науки, предмет по­литологии, функции политологии, методы политологии.
Вопросы для обсуждения

  1. Каковы причины возникновения политики как самостоятельной сферы жизнедеятельности человека и общества?

  2. Дайте определение понятию «политология».

  3. Какова роль и значение политологии как науки и учебной дисциплины?

  4. Когда, в какие периоды времени политология ста­новится полноправной научной дисциплиной?

  5. Почему в Советском Союзе политология была под запретом?

  6. Для чего необходимо изучать политологию?

  7. В чем состоит объект и предмет науки политологии?

  8. Каковы методы ее исследования? Назовите основные методы политических исследо­ваний.

  9. Что Вы понимаете под политическими науками и каково их место среди специальных и гуманитарных наук?

  10. Какие подходы в определении политики Вы могли бы назвать и в чем состоит их суть?

  11. Какие категории характеризуют политологию как науку?

  12. Каковы законы, определяющие политологию как науку?

  13. В чем заключаются функции, выполняемые политологией?


Темы контрольных работ и рефератов

  • Основные этапы развития политической науки.

  • Становление политологии как науки и как учебной дисциплины.

  • Функции политологии в обществе.

  • Особенности развития политологии в России.

  • Сравнительный анализ бихевиоризма и системно­го метода в политологии.


Тренинговые задания


  1. Политика часто определяется как специфическая сфера дея­тельности, связанная с принятием решений на высшем уровне власти и управления в стране. Вместе с тем политологи утвержда­ют, что политика тесно связана и ассоциируется с функционирова­нием общества на уровне индивида, семьи и коллектива. Как и в чем проявляется эта взаимосвязь? Определите каналы воздействия и обратной связи «большой политики» и «повседневной жизни».

  2. Как вы считаете: влияет ли политика на профессиональную деятельность, которой вы рассчитываете заниматься после окон­чания вуза?

  3. Исходя из определения политики Р. Шнайдера как процесса принятия общезначимых решений, раскройте содержание пред­мета политологии.

  4. Назовите известных вам мыслителей, внесших наибольший вклад в процесс становления современной политологии и оказав­ших наибольшее влияние на ее дальнейшее развитие.

  5. Немецкие социологи Риккерт и Вебер сформулировали два ме­тодологических принципа для социальных наук: «отнесение к цен­ности» и «свободу от оценки». Раскройте содержание этих принци­пов. Возможно ли их использование в политической науке?

  6. В политологии длительное время ведутся споры о существо­вании законов в политике. Сформулируйте основные доводы сторонников и противников исследования закономерностей политики.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения iconМетодические указания к семинарским занятиям по философии для студентов...
Поэтому необходимо серьезно и правильно организовать свою подготовку к семинарским занятиям. Это поможет закрепить знания и существенно...
Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения iconМ. А. Мунтян политическая модернизация
Минаков В. Б. Политология. Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения. Тюмень:...
Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения iconСистема негосударственной научно-общественной аттестации
Минаков В. Б. Политология. Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения. Тюмень:...
Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения iconГ. И. Мартынова Методические рекомендации к изучению темы «история...
Минаков В. Б. Политология. Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения. Тюмень:...
Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения icon«северо-восточный федеральный университет имени м. К. Аммосова» Проект «утверждаю»
Минаков В. Б. Политология. Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения. Тюмень:...
Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения iconПолитология. Учебник под редакцией профессора М. А. Василика
Минаков В. Б. Политология. Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения. Тюмень:...
Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения iconМетодические указания для подготовки к семинарским занятиям для студентов...
История государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) [Текст]: методические указания для подготовки к семинарским...
Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения iconТема Политика, как социальное явление. Политика как компонент структуры...
Минаков В. Б. Политология. Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения. Тюмень:...
Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения iconО. С. Микаелян к ю. н., зав кафедры гражданско-правовых дисциплин...
Минаков В. Б. Политология. Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения. Тюмень:...
Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения iconИстория экономических учений Методические указания по самостоятельной...
Методические указания предназначены для студентов 1-го курса очной формы обучения, изучающих историю экономических учений. Данные...
Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения iconМетодические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям...
Местные финансы: Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям по дисциплине «Местные финансы» для студентов...
Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения iconМетодические указания к семинарским занятиям по курсу «Социология»
Методические указания предназначены для студентов всех направлений и специальностей, изучающих социологию
Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения iconМетодические указания по изучению дисциплины «русский язык и культура...
Методические указания предназначены для подготовки к семинарским (практическим) занятиям студентов очной и заочной формы обучения...
Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения iconМетодические указания по самостоятельной работе по курсу «Экономическая...
Методические указания предназначены для студентов 1-го курсаочной формы обучения, изучающих дисциплину «Экономическая теория». Данные...
Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения iconМетодические рекомендации для самостоятельного изучения и подготовки...
Составители: д-р полит наук В. А. Смышляев, канд экон наук И. А. Толстых, ст преп. В. А. Рыкова
Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения iconМетодические указания для контроля знаний по модульно-рейтинговой...
Данные методические указания являются приложением к учебному пособию по английскому языку для студентов 1 курса всех специальностей...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск