Скачать 0.62 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов ПРОГРАММА по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» г. Наро-Фоминск Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Задачи: 1. Предоставить обучающимся базовое образование в рамках государственных стандартов. 2. Сформировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения ПДД. 3. Отслеживать результативность работы всех участников образовательного учреждения с помощью системы мониторинговой деятельности администрации школы и общественного инструктора. 4. Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и во дворах. 5. Поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения. 6. Использовать материально-технический потенциал школы и другие ее возможности для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения. Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса. Программа рассчитана на два года, на учащихся 5-8 классов, 72 часа в год, два часа в неделю. Нормативно-правовое обеспечение программы: - Конституция РФ. - Конвенция «О правах ребенка». - Правила дорожного движения (ПДД). - Устав образовательного учреждения. -Учебный план. -Учебные программы. -Положение об отряде юных инспекторов движения. Научно-методическое обеспечение: 1. Государственный образовательный стандарт (федеральный и региональный компоненты). 2. Учебный план и учебные программы школы. 3. Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков по ПДД. 4. Учебники по ОБЖ, ПДД, «Учись быть пешеходом». Материально-техническое обеспечение: кабинета ОБЖ и его оснащение. Управленческая деятельность по кадровому обеспечению: 1. Анализ кадрового обеспечения. 2. Расстановка кадров, инициирование их на инновационную деятельность. 3. Выявление и поощрение педагогов, успешно внедряющих программу. 4. Повышение квалификации педагогических кадров. 5. Привлечение работников ГИБДД. Управленческая деятельность по информационному обеспечению: 1. Создание банка данных - разработка уроков, лекций и бесед для родителей, бесед для учащихся, внеклассных мероприятий. 2. Информирование участников образовательного процесса о федеральных, региональных документах. 3. Сбор текущей информации о результатах тестов, срезов знаний, посещениях уроков, занятий, внеклассных мероприятий; 4. Сбор аналитической информации о ходе работы по программе и результатах ее выполнения. 5. Функционирование проблемных семинаров, практикумов. 6. Работа школьных методических объединений. 7. Консультационные совещания. 8. Проведение контрольных срезов. 9. Контроль за проведением уроков ОБЖ, внеклассных мероприятий. 10. Проверка документации учителей-предметников, классных руководителей. 11. Организация встреч с родителями (консультации, лекции, собеседования). 12. Взаимодействие с ГИБДД и другими общественными организациями. 13. Систематическое оформление информационного стенда. Экспертное обеспечение: 1. Самоэкспертиза деятельности педагогов. 2. Экспертиза качества обучения руководством школы. 3. Анализ состояния дорожных происшествий, участниками которых являются обучающиеся в школе. Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого педагога, родителя обуча-ющегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении ПДД. Спланирована работа по профилактике ДТП, предусмотрено ежегодное проведение месячника по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. В течение учебного года организованы консультации для педагогов по проведению профилактических бесед по ПДД с учащимися до и после каникул, а также «минуток безопасности». В рамках классных часов для каждой параллели четко определено необходимое количество часов на изучение раздела ПДД. Количество часов обусловлено тем, что в этот период времени закладываются основы не только знаний, но и поведенческих навыков в различных дорожных ситуациях. Учителя начальных классов успешно применяют игровые технологии (ролевые игры), так как игра - один из основных видов деятельности учащихся первой ступени. Кроме того, они применяют разнообразный дидактический материал: дорожные задачи, контрольные вопросы, загадки Пети Светофорова, кроссворды и т. д. На уроках ПДД используются возможности фильмотеки: учебные фильмы как документальные, так и мультипликационные, записи спектаклей, выступления отряда ЮИД, мультимедийные презентации (в том числе, составленные самими учащимися). Затем педагог проводит количественную оценку результатов диагностики с целью коррекции и оптимизации воспитательной и образовательной работы по предупреждению ДДТТ. Результаты диагностики могут быть представлены различными формами: таблицами, сравнительными схемами и диаграммами. Основной способ формирования у детей навыков поведения – наблюдение, подражание поведению взрослых и прежде всего своих родителей. С участием родителей разработаны индивидуальные маршруты «школа - дом» с указанием наиболее безопасного пути для школьника из дома до школы и обратно. Родители активно привлекаются к делам класса, таким, как походы в кинотеатры, экскурсии, туристические слеты, на которых они наряду с классными руководителями отвечают за безопасность школьников. Для родителей проводятся собрания, где отмечается ответственность за роль взрослых в профилактике ДДТТ. Средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является внеклассная работа. Изучать ПДД можно не только на специальных уроках, но и на занятиях в системе дополнительного образования. Кроме традиционных профилактических бесед, педагоги включают в свои занятия в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и специальные элементы: читают стихи, прозу, разучивают музыкальные произведения о светофоре, дорожных знаках, проводят тематические динамические паузы и т. д. В школе организуются встречи с инспекторами ГИБДД, на которых ребята повторяют правила, участвуют в играх на внимание, используя ситуационный метод, разбирают ошибки в поведении пешеходов. В школе функционирует отряд юных инспекторов дорожного движения (ЮИД). ЮИДовцы занимаются активной пропагандой правил дорожного движения среди детей и подростков и предупреждением их нарушений. Члены отряда используют различные формы работы: театрализованные представления «Знайте правила движения», «Посвящение в пешеходы», соревнования « Красный, желтый, зеленый», «Веселые старты», показ видеофильмов, мультимедийных презентаций, проведение викторин, изготовление листовок для обучающихся и их родителей и т. д. В рамках месячника по безопасности движения ЮИД организует конкурсы рисунков, плакатов, мультимедийных презентаций, составляет для ребят тренировочные кроссворды, привлекает средних и младших школьников к сочинению собственных сказок на тему ПДД, стихов, загадок. Для проведения таких мероприятий члены отряда в системе изучают ПДД, что дает им возможность объективно и грамотно оценивать работы учащихся, действия юных велосипедистов на соревнованиях «Безопасное колесо» и самим успешно выступать на одноименных городских соревнованиях, слетах отрядов ЮИД. В весенне-летний период происходит наибольшее число дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов. В связи с этим ежегодно в мае для учащихся 4-8 классов проводятся соревнования «Безопасное колесо», которые способствуют изучению и закреплению ПДД, закреплению навыков вождения велосипеда, изучению велотехники. Соревнования состоят из нескольких этапов: это и знание ПДД, которое проверяется с помощью викторин, и освоение трассы велофигур, и овладение навыками оказания первой медицинской помощи. Рейтинг популярности школьных дел показывает, что данные мероприятия являются для ребят одними из самых значимых и интересных. Польза от проведения мероприятий такого рода для детей как в течение года, так и в каникулярное время очевидна. Однако разнообразие форм, насыщенность занятий требуют от классных руководителей большой предварительной подготовки. Для учителей проводятся встречи с инспекторами ГИБДД, которые дают рекомендации по организации работы в рамках пропаганды ПДД. Кроме того, на консультациях по воспитательной работе выделяется одно из приоритетных направлений деятельности: закрепление знаний ПДД, формирование устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, даются рекомендации по планированию и организации деятельности классов в этом направлении. Ежегодно проводится семинар-практикум «Формы внеклассной работы по ПДД», на котором представляются: социальная и художественная литература, способствующая воспитанию чувства улицы у школьников; методические разработки педагогов и других авторов; дидактические игры — лото, домино, стоп-сигналы и другие. Все формы находят практическое воплощение на семинаре в ходе деловой игры, что позволяет классным руководителям эффективно применять их в классных коллективах. Основные направления работы по реализации программы. 1.Мероприятия по созданию условий безопасности школьников. 2.Профилактическая работа по предотвращению ДДТТ. 3.Профилактическая работа по правилам поведения на дороге и улице. Функциональное обеспечение создания реализации программы 1.Функция инспектора ГИБДД:
2.Функции директора и администрации школы в реализации программы:
3.Функции классного руководителя в реализации программы:
Прогнозируемый результат: Выпускник, владеющий основами личной безопасности, знающий ПДД – психологически и физически готовый к любой ситуации на дороге и улице. Программа действий по реализации цели и задач Подготовительный этап:
Практический этап:
Обобщающий этап:
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО – ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на 2012-2013 учебный год МБОУ Наро-Фоминской сош № 4 с уиоп
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН недели безопасности в начальной школе
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ Наро-Фоминской сош №4 с уиоп ______________ Е.А.Беликова «____» ____________2012 год ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТРЯДАХ ЮНЫХ ИНСПЕКТОРОВ ДВИЖЕНИЯ 1. Общие положения 1.1. Отряды юных инспекторов движения (ЮИД) - добровольные объединения школьников, которые создаются с целью воспитания у них гражданственности, высокой общей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации, широкого привлечения их к организации пропаганды безопасного движения на дорогах и улицах среди детей младшего и среднего возраста. 1.2. Основными задачами отрядов ЮИД являются: - активное содействие школе в выработке у школьников активной жизненной позиции; - изучение правил безопасного поведения на дорогах и улицах, овладение навыками проведения работы по пропаганде Правил дорожного движения и организации этой работы среди детей; - овладение умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. 1.3. Отряды юных инспекторов движения создаются из числа школьников в общеобразовательных школах, внешкольных учреждениях, по месту жительства детей и подростков органами образования и Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД). 1.4. Администрация общеобразовательной школы, внешкольного учреждения при содействии ГИБДД подбирает общественного организатора работы: с отрядом ЮИД из числа активистов учителей, воспитателей. 1.5. Подготовка руководителями отрядов юных инспекторов движения осуществляется органами образования и ГИБДД. 2. Основные направления работы отрядов ЮИД 2.1. Воспитание у членов отряда ЮИД преданности своей Родине на героических, боевых и трудовых традициях полиции, формирование у них правосознания, гуманного отношения к людям, чувства товарищества. 2.2. Углубленное изучение Правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения. 2.3. Проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде Правил дорожного движения в школах, детских садах, внешкольных учреждениях - с использованием технических средств пропаганды. 2.4. Участие в смотрах и слетах ЮИД, конкурсах и соревнованиях агитбригад, работе детских кинолекториев. 2.5. Овладение техническими знаниями, участие в смотре юных техников, в работе кружков технического творчества. 2.6. Организация работы с юными велосипедистами. 3. Структура и организация работы отрядов юных инспекторов движения 3.1. Членами отрядов ЮИД могут быть учащиеся, которым исполнилось 10 лет, изъявившие желание активно участвовать в работе отрядов ЮИД. 3.2. Отряд создается при наличии не менее 10 человек и может делиться на отделения. 3.3. Прием в члены ЮИД производится на основе устного заявления на сборе отряда. Со всеми вновь принятыми школьные общественные инструкторы с помощью работников ГИБДД проводят занятия. 3.4. Повседневное руководство работой отряда юных инспекторов движения осуществляет штаб ЮИД, избираемый на общем собрании отряда. Штаб из своего состава избирает командира отряда и утверждает командиров отделений. 4. Обязанности и права юного инспектора движения 4.1. Юный инспектор движения обязан: - Дорожить честью, званием юного инспектора движения, активно участвовать в делах отряда, своевременно и точно выполнять задания. - Изучать Правила дорожного движения и быть примером в их соблюдении. - Вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего возраста по пропаганде правил безопасного движения на дороге. - Всемерно беречь и укреплять общественный правопорядок, участвовать в предупреждении нарушений детьми Правил дорожного движения. - Укреплять свое здоровье, систематически заниматься физической культурой и спортом. 4.2. Юный инспектор имеет право: - Участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности отряда, и вносить соответствующие предложения. - Избирать и быть избранным в штаб отряда юных инспекторов движения. - Обращаться за помощью и консультацией по вопросам безопасности дорожного и общественного правопорядка в местные органы полиции и ГИБДД. - Под руководством работников полиции, членов добровольных дружин по БД участвовать в патрулировании на улицах в микрорайоне школы, внешкольных учреждений; по месту жительства по соблюдению Правил дорожного движения, организации безопасного досуга детей и подростков. 4.3. Юный инспектор может награждаться за активную работу в отряде органами внутренних дел и образования, обществом автомотолюбителей: грамотами, нагрудными значками, ценными подарками. |