Здоровьесберегающие технологии на уроках литературы





Скачать 135.21 Kb.
НазваниеЗдоровьесберегающие технологии на уроках литературы
Дата публикации13.08.2014
Размер135.21 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Психология > Урок
Здоровьесберегающие технологии на уроках литературы

Исаева И.В.

Вопросы охраны здоровья становятся для системы образования день ото дня все более актуальными. Это объясняется не только ухудшающимися показателями состояния здоровья учащихся и педагогов школ, но и все большим пониманием того, что социальные проблемы государства и общества необходимо решать комплексно. Как при реформировании общества невозможно ограничиться преобразованиями только системы здравоохранения или образования, так и при реформе образования невозможно оставить без внимания вопросы о здоровье. Тем более, что взаимосвязь состояния здоровья ребенка с успешностью его обучения и воспитания доказана многочисленными исследованиями и очевидна на уровне здравого смысла.

Существует более 300 определений здоровья. Мы предпочитаем придерживаться определения, приведенного в. Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Наряду с такими факторами, как генетическая обусловленность, неблагоприятная социальная среда, экологические условия развития и другие им подобные, неблагоприятное и существенное воздействие на здоровье школьников оказывает другая группа факторов, имеющих непосредственное отношение к проблеме здоровьесберегающих технологий. С негативным влиянием именно этих факторов, к которым относятся интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников и т.п., специалисты связывают до 40% детско-подростковой патологии. Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой-либо причины. (сложности материала и психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью различных факторов. Все факторы, имеющие отношение к «здоровьесбережению» ученика, можно разделить на три группы:

1 .Гигиенические факторы (освещенность, воздушная среда, дизайн стен и т.д.)

2.Учебно-организационные факторы, зависящие в большей степени от администрации школы,- объем учебной нагрузки, расписание уроков, организационно-педагогические условия проведения уроков, психологический климат педагогического коллектива и многое другое.

3.Психолого-педагогические факторы, зависящие в большей степени от учителя,- психологический климат в классе, на уроке, стиль педагогического общения учителя с учащимися, индивидуальный подход к ученикам, соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьника и др.

Определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» представляется корректным, исходя из «родового» понятия «образовательные технологии». Если последние отвечают на вопрос « как учить», то логичным окажется ответ: так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов.

В.А. Сухомлинский утверждал, что «забота о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил... и не свод требований к режиму, питанию и труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Продолжая мысль великого педагога, можно утверждать: задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим способностям, способствующие формированию позитивного мышления, исключающего зависимость как фактор унижения ребенка.

Любая образовательная технология является психосберегающей (а значит, и здоровьесберегающей), если выполняет 4 требования:

1)Учет индивидуальных (интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и др.) особенностей учащихся, их темперамента, характера функциональной ассиметрии полушарий головного мозга и т.д.

2)Недопускание чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки при освоении учебного материала, стремление добиваться оптимальных (наилучших) результатов обучения вообще, а обязательно при минимальных затратах времени и сил учащихся (в том числе и домашнее, задание). Всякая экономия сил, средств, ресурсов, в конечном счете, сводится к экономии времени.

3)Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата на уроке; безусловное сохранение, поддержание, укрепление психического здоровья; исключение любых факторов, могущих негативно повлиять на психическое состояние ребенка (авторитарное давление, грубость, едкая" и обидная ирония, бестактность и т.д.)

4)По мере развития гуманистических тенденций в организации осуществления образовательного процесса акцент делать не только на подходе, не приносящем вреда, но и на том, чтобы научить его средствам психологической самозащиты.

В числе главных недостатков современной российской школы – ее авторитарность. В попытках выстроить дисциплину, организовать учебный процесс, учителя и администрация школ неоправданно часто и интенсивно

используют «административный ресурс»; чтобы удерживать дисциплину в классе на уровне, необходимом для проведения: урока, обеспечить возможность учиться школьникам, которые хотят этого, от учителя требуется выдержка, самообладание владение широким арсеналом педагогических приемов и коммуникативных техник.

Негативные стороны авторитарной позиции известны: сковывается инициатива учащихся, снижается уровень проявления и развития креативности, снижается самооценка, формируется состояние хронического стресса. Негативное воздействие на здоровье также обусловлено и жестко навязанными извне ограничениями телесных проявлений учащихся: отмечено, что чем больше авторитарен учитель, тем более скованными чувствуют себя на его уроке ученики. А это ограничивает возможности эмоционально - двигательных противовесов «монотонии», ускоряет наступление утомления и переутомления.

Поэтому можно утверждать, что чем больше в школе и на уроках отдельных учителей проявлений авторитаризма, тем в меньшей степени эта педагогическая технология может быть названа здоровье сберегающей.

Большое поле деятельности для применения здоровьесберегающих технологий открывается перед, учителем на уроках литературы. Фундаментальный принцип педагогической тактики состоит в том, что не учитель должен «навязывать» ученику информацию (в любой форме - фактов, правил, закономерностей, советов), а ученик должен ее запросить у учителя и получить требуемый ответ. Задача учителя - научить учащегося спрашивать. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что именно он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос.

Во-первых, задавание вопросов - это проявление и тренировка познавательной активности. Во - вторых., это показатель включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности (в состоянии утомления, безразличия и т.п., учащиеся-вопросы не задают). Наконец, в третьих, это показатель адекватно развитых коммуникативных навыков: застенчивый, «закомплексованный», боящийся учителя ребенок, вопросов задавать не будет, в результате возрастает багаж непонятного учебного материала, что ведет к переутомлению и снижению интереса к обучению. Конечно, это резко отражается на успеваемости. Таким образом, можно заключить, что количество и качество задаваемых учеником вопросов служит одним из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренирует его успешность в учебной деятельности.

Сравнение этой технологии с традиционной показало (Ротенберг B.C., 1989г.) снижение утомляемости учащихся и лучшее качество усвоения даже большего объема материала. Урок проходит на более высоком эмоциональном фоне, сопровождается дополнительной тренировкой коммуникативных навыков у учащихся и большей удовлетворенностью от урока как у учителя, так и у учеников.

Давно известно, если обучение для ребенка привлекательно, то оно продуктивно. Даже дети с низким уровнем интеллекта при таком подходе могут достичь значительных результатов. И, наоборот, если нет мотивации, только дети с высоким интеллектом могут достичь успехов в школе, если уроки мало информативны и утомительны, они не только нe дадут ученику, знаний, но и принесут вред его здоровью.

И тут учителю-словеснику ничего не остается делать, как действовать по закону

3-х О. Ильина Е.Н.:

  • Очаровать книгой

  • Окрылить героем

  • Обворожить писателем

Действую по. данным заповедям, учителю необходимо идти на урок с жгучей проблемой (Селевко Г.К.,1998) Главными помощниками педагогу станут педагогика экспрессии - слово+чувство и метод духовного контакта, при котором общение с учеником происходит как с ; личностью, духовно равной учителю. Учитель - предметник, художник, врач.

Отсутствие интереса у школьников является показателями серьезных недостатков в организации обучения. Интерес положительно влияет на все психические процессы и функции, но особенно велика связь интереса с вниманием, в первую очередь с непроизвольным вниманием. «Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши».

Для развития интереса учащихся нужны следующие факторы (Ротенберг B.C., 1989):

  • Ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера. (Л.Н.Толстому удавалось дать на уроке высказаться каждому ученику).

  • Необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучаемого предмета.

  • Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее.

  • Обучение должно быть трудным, но посильным.

  • Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

  • Яркость, эмоциональность самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, на его отношения к предмету.

Чем теснее связаны старые и новые знания, тем более они увязываются в единую систему, тем больше шансов, что учебный материал будет занятным и интересным.

На уроках литературы можно использовать следующие формы привлечения старых знаний (Ротенберг B.C., 1989 г.):

  • Выявление аналогичных ситуаций

  • Сопоставление

  • Противопоставление

  • Прослеживание общих закономерностей

  • Выделение новых сторон в известном, использование старых знаний в новых условиях, с новыми целями. Так, при изучении поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» рассматривается вопрос о воспитании Чичикова. Хорошо бы обратиться к уже изученным произведениям. Вопросы могут быть выстроены таким образом: Отец Чичикова учил Павлушу беречь и копить копейку. А чему учил отец Молчалина? А как напутствовал отец Петра Гринева? Или при изучении эпизода дуэли Печорина и Грушницкого можно провести сопоставление с дуэлью Онегина и Ленского. Ученики, направляемые учителем, должны делать сопоставление сами.

Припоминание, связанное с отбором, анализом и активным использованием, - сложный умственный' труд. В результате активизация «думающей», «ищущей» памяти приводит к значительному повышению интереса.

Творческий характер образовательного процесса - крайне необходимое условие здоровьесбережения. Главное учителю - словеснику необходимо владеть активными методами обучения, которые создают творческую, способную к поиску личность. Творчески работающий педагог может сделать очень много, чтобы окрасить школьную жизнь детей одним из самых прекрасных человеческих чувств - радостью познанию, которая прекрасна сама по себе и как важное условие нравственного и физического здоровья.

Из активных, методов обучения, используемых на уроках литературы, можно назвать эвристический и исследовательский методы.

При эвристическом методе задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся обнаружить. проблемы, поставленные писателем в произведении, найти пути их разрешения в художественном тексте, учить анализировать произведение, понимать его единство в многообразии компонентов, учить рассуждать.

Для эвристического метода характерны следующие приемы:

1.Построение логически четкой системы вопросов, составляющих эвристическую беседу, которые бы последовательно вели мысль учащихся от наблюдения над явлением к его анализу, к самостоятельно добытым знаниям.

2.Построение системы заданий по тексту художественного произведения или по критическим статьям для работы всего класса или по группам (разные задания), или индивидуальные задания.

3.Постановка проблемы учителем или, по его предложению, учащимися, проведение диспута.

Виды деятельности учащихся при эвристическом методе:

  • подбор материала из художественного произведения, из критической статьи и др. к данному учителем вопросу, теме, проблеме;

  • анализ эпизода, сцены, небольшого произведения по вопросам, заданиям преподавателя",

  • составление плана как прием анализа композиций части или целого произведения,

  • сравнительный анализ произведений разных жанров и др.

Целью исследовательского метода является раскрытие некоторых аспектов изучаемого предмета, не освещавшиеся ранее на занятиях, развитие умения самостоятельного анализа произведения.

Исследовательский метод ближе к эвристическому. Отличие этих методов заключается в следующем: при эвристическом методе учитель ставит частные задачи и в значительной мере направляет поиск учащихся, учит приемам; при исследовательском методе школьники самостоятельно решают более сложные задачи, требующие применить имеющиеся знания к конкретному новому материалу.

Приемы проявления исследовательского метода:

  • выдвижение учителем проблемы для всего класса, причем ряд аспектов этой проблемы разрабатывается группами учащихся или индивидуально;

  • преподаватель предлагает темы для семинарских занятий, школьники берут интересные и доступные для них темы для доклада и др. Выдвигая темы, проблемы, учитель консультирует учащихся, направляет их поиск.

Виды деятельности учащихся при исследовательском методе: самостоятельный анализ части, эпизода изучаемого произведения, сопоставление 2х или нескольких произведений, характеристика образа героя с обоснованием своего мнения, анализ 2х или нескольких произведений.

При исследовательском методе надо быть особенно требовательным к обстоятельности и доказательности суждений школьников.

Знания, полученные школьниками в условиях проблемной ситуации, оказываются прочными, они влияют на их ценные ориентации, становятся основой отношений в жизни.

Кроме развития интереса к предмету и использования активных форм обучения на уроках литературы необходимо соблюдать следующие правила, ведущие к здоровьесбережению:

  • разнообразие видов учебной деятельности в норме 4-7 за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников и, наоборот, слишком частая череда смен одной деятельности другой' потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий. Сочинение - творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже.

  • Ориентировочная средняя продолжительность различных видов учебной деятельности: 7-10 минут.

  • Разнообразие видов преподавания, в зависимости от 3-х типов модальности детей по входу информации, хранению, воспроизведению (визуальных, кинестических каналов прохождения информации): словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа. Норма не менее трех. Это не только повышает эффективность процесса обучения, но и способствует снижению психического напряжения ребенка до оптимального уровня.

• Наличие и выбор места на уроке методов способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.

  • Поза учащихся, чередование позы.

  • Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек. Норма на 15 - 20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3- 4 повторениями каждого.

  • Психологический климат на уроке. Взаимоотношения между учителем и учениками (комфорт - напряжение, сотрудничество-авторитарность, индивидуальные-фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный-недостаточный); между учениками (сотрудничество-соперничество, дружелюбие-враждебность).

  • Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, поговорка, известные высказывание (афоризм) с комментарием, музыкальная минутка и т.д.

  • Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75-80 %.

  • Темп окончания урока: спокойное завершение, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.

Выполнение данных требований будет способствовать решению актуальной задачи сбережения здоровья учащихся.
Литература

  1. Бабанский Ю.К. «Оптимизация процесса обучения» М. .-Педагогика, 1997.

  2. Киколов А.И. «Обучение и здоровье»: Методическое пособие.-М.,1983.

  3. Методика преподавания литературы. -М., 1978.

  4. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»-М.,: Народное образование, 1998.

  5. Смирнов Н.К. «Основы педагогической психотерапии». -М.:Человек,1998.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Здоровьесберегающие технологии на уроках литературы iconУрок «Сотвори солнце в себе» По теме: «Здоровьесберегающие технологии...
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Здоровьесберегающие технологии на уроках литературы iconЗдоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов
В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка,...
Здоровьесберегающие технологии на уроках литературы iconПояснительная записка. Актуальность темы
Здоровьесберегающие технологии на уроках по физической культуре на основе реализации личностно-ориентированного подхода
Здоровьесберегающие технологии на уроках литературы iconМбоу «сош №28» г. Балаково Саратовской области Здоровьесберегающие...
«сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняя...
Здоровьесберегающие технологии на уроках литературы iconЗдоровьесберегающие технологии на уроках географии
В современных условиях вопросы обеспечения здоровья учащихся в образовательный процесс школы входят в число приоритетных
Здоровьесберегающие технологии на уроках литературы iconШамина Татьяна Анатольевна здвр педагогический совет: «Здоровьесберегающие...
Тема сегодняшнего педсовета-«Здоровьесберегающие технологии в учебно – образовательном процессе»
Здоровьесберегающие технологии на уроках литературы iconЗдоровьесберегающие технологии на уроках эстрадного пения
...
Здоровьесберегающие технологии на уроках литературы iconМетодическая разработка использование технологии проектного обучения...
Исследуемая проблема – использование технологии проектного обучения на уроках литературы – осмысливается нами в рамках более широкой...
Здоровьесберегающие технологии на уроках литературы icon«Здоровьесберегающие технологии на уроках обж»(слайд1)
Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии...
Здоровьесберегающие технологии на уроках литературы iconЗдоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
Состояние здоровья подрастающего поколения важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую...
Здоровьесберегающие технологии на уроках литературы iconТематическая физминутка как средство закрепления знаний на уроках окружающего мира
В преподавании курса «Окружающий мир» в начальных классах реализуются разнообразные технологии, от традиционных до интерактивных...
Здоровьесберегающие технологии на уроках литературы iconЗдоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время
При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением...
Здоровьесберегающие технологии на уроках литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Здоровьесберегающие технологии на уроках литературы iconТема: Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов
Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья...
Здоровьесберегающие технологии на уроках литературы iconДоклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии в школе»
Об актуальности такого подхода к образованию – технологического, с которым методисты, педагоги обращаются к новым для них понятиям...
Здоровьесберегающие технологии на уроках литературы iconДоклад «Здоровьесберегающие технологии и принципы здоровьесбережения...
При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск