«Управление интеллектуальным развитием учащихся с повышенной образовательной мотивацией средствами рефлексивно-деятельностной педагогики»





Скачать 91.25 Kb.
Название«Управление интеллектуальным развитием учащихся с повышенной образовательной мотивацией средствами рефлексивно-деятельностной педагогики»
Дата публикации29.08.2014
Размер91.25 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВА

Государственное образовательное учреждение гимназия № 1526

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОУ Гимназия № 1526

_____________ /Т.Г. Болдина/

«___»_____________2010 г.

РЕКЛАМНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Эффективные формы креативного взаимодействия учащихся, учителей, родителей в образовательном процессе (на примере проведения «дня психологии» в гимназии)
.32453246.00235-01 99 01

Листов 7

Разработчики:

______________/Кузнецова Д.А./

_______________/Савченко О.А./
7.06.2010


1. Функциональное назначение продукта, область применения, его ограничения
В рамках работы Ресурсного центра сетевого взаимодействия на базе ГОУ Гимназии 1526 за последние три года ведётся исследовательская работа по теме: «Управление интеллектуальным развитием учащихся с повышенной образовательной мотивацией средствами рефлексивно-деятельностной педагогики».

В гимназии проходят апробацию инновационные виды взаимодействия учителей, учащихся и родителей, осуществляется методическое обеспечение управления интеллектуальным развитием учащихся на основе рефлексивной педагогики. Изучаются новые теоретические подходы в педагогике совместно со специалистами Института психологии РАО, кафедры психологии личности МГУ, Института рефлепрактики.

Данная работа представляет собой методическую разработку, включающую элементы сценария для проведения «Дня психологии» в гимназии.

Особое внимание уделяется описанию заданий к игре в форме КВН – тренинга по развитию творческих способностей учащихся, проводимой в рамках «Дня психологии» с использованием особых творческих заданий для участников игры.

Для создания особой рефлексивной образовательной среды в гимназии используется культивирование сотрудничества, сотворчества между участниками образовательного и воспитательного процесса – учителями, учащимися, родителями учащихся, прорабатываются организационные формы такого взаимодействия.

Особое значение придаётся комплектованию команд – творческих коллективов, объединяющих в своих рядах детей разного возраста – от представителей начальной школы до выпускного класса старшей школы.

Содержательная часть представленного в работе материала основывается на психологических знаниях, рекомендуемых для освоения учащимися в средней общеобразовательной школе и посвящённых таким разделам психологии как «Мышление», «Темперамент», «Память».

Описаны организационные процедуры, сопровождающие организацию всего «Дня психологии» в школе, представленные в форме психологических тестирований, предлагаемых к проведению как в начале учебного дня в гимназии, так и на переменах в течение всего дня.

Большое внимание уделено выстраиванию работы в гимназии с родителями при реализации образовательного процесса, превращению этого взаимодействия в креативное (творческое, заряжающее творчеством).

Результаты данной работы неоднократно докладывались на научных семинарах Ресурсного центра гимназии, опубликованы в сборнике материалов Ресурсного центра за 2010 год.

Ниже приводятся фрагменты, носящие авторский характер в данной разработке.
К сценарию КВН «Путешествие в мир психологии творчества».

Участники - команда 8в класса, 9в класса, 10а класса. Во все команды включены учащиеся начальной школы из третьих и четвёртых классов.

  1. Домашнее задание.

Для повторения самых важных разделов психологии посетили три урока психологии, для команды 8в класса – «Виды памяти», для 9в класса – «Типы темперамента», для 10а класса «Мышление. Познай себя через рефлексию».

На проведение урока выделяется 5 минут, поощряется наличие музыкальной части на уроке психологии.

  1. Разминка.

Для настроя команды – музыкальный конкурс «Моя профессия». На сцену приглашаются по 3 человека от каждой команды, которым предлагается продемонстрировать с помощью пантомимы или танца различные виды профессий, обозначенных в двух мелодиях.

Задания выполняются параллельно тремя командами без подготовки во время звучания песни. Каждая удачная пантомима оценивается баллом.

  1. Воображение.

Самая удивительная способность человека – воображение, она даёт ему возможность путешествовать во времени и пространстве, придумывать, создавать в уме новые образы.

Просим каждую команду выделить двух фантазёров разного возраста для конкурса «Озвучиваем мультфильм». Просим выделить по 2 участника от команды к отдельному ноутбуку. За 5 минут просим озвучить предлагаемый 2 минутный кусок мультфильма (например, «38 попугаев»), причём у каждой команды – свой отрезок фильма. Тема озвучивания – в кабинете психологии.

  1. Лидерство. Конкурс капитанов.

Лидерские качества очень помогают достичь жизненные цели каждому человеку, поэтому предлагаем оригинальные задания для выявления организаторских способностей гимназистов.

    1. Просим выстроить команду на площадке перед сценой (лицом к залу). По команде одновременно капитаны выполняют последовательно задания:

-за минуту построить свою команду по алфавиту по первой букве имени;

-за 30 секунд построить команду по длине волос (от коротких – к длинным) или по цвету глаз (от светлых – до самых тёмных).

-Внимание на экран. «Ожившая картина». Перед вами известная картина. Капитану за 2 минуты расставить членов команды в соответствии с предложенной картиной.

5. Психологический портрет друга. Фотоконкурс «Интересный человек»

Один участник команды фотографирует любого человека из зрительного зала, выбрав интересного человека, чей психологический портрет, выведенный на большой экран, необходимо публично сформулировать, озвучив со сцены.

  1. Эмпатия. «Язык тела».

Эмпатия – отождествление себя с каким-либо объектом, предложенным жюри. Задание одновременно для старшего и младшего члена команды – получив три предмета на выбор, продемонстрируйте через 2 минуты воображаемый диалог с партнёром в форме пантомимы или танца, где партнёр, оживший предмет.

Задание для младших членов команды – с помощью своего тела продемонстрировать работу технического объекта (демонстрация – одновременно трёх команд). Пример технического объекта – пылесос, швейная машинка, мобильный телефон.

Возможные баллы в оценочном листе члена жюри:


Домашнее задание «Урок психологии»

5 баллов

Разминка «Музыкальный конкурс» «Моя профессия»


2 балла

Озвучивание мультфильмов «В кабинете психологии»

5 баллов

Конкурс капитанов

-Разминка

-Ожившая картина


1 балл

2 балла

Фотоконкурс «Интересный человек»

«Психологический портрет»


3 балла

Конкурс «Язык тела» - театральный

1. «Представь себя»

2. «Представь другого»


1 балл

3 балла


Оценивание осуществляют дети – члены Гимназического Совета, родители – представители родительских комитетов классов.

Отличия от аналогичных публикаций.

  1. Описан опыт исследования приёмов межвозрастного общения при организации творческих конкурсов в системе дополнительного образования (внеклассная работа).

  2. Представлены инновационные формы работы о пропаганде психологических знаний в системе гимназического образования.

  3. Предъявленные в работе методы и средства совершенствования рефлексивной образовательной среды за счёт активного использования технологий рефлексивной педагогики мало представленных в специальной литературе.

  4. Описан опыт вовлечения родителей в организацию учебно-воспитательного процесса за счёт организации креативного взаимодействия (сотворчества) учителей, учащихся, родителей.

  5. Предложены различные виды творческих заданий (авторских), не описанных в широкой педагогической литературе, используемых в КВН «Путешествие в мир психологии творчества» при проведении «Дня психологии» в гимназии. Такие задания могут быть использованы и в рамках двух творческих конкурсов для развития творческих способностей гимназистов.

Помимо проведения вышеописанного дня психологии в 2009-2010 учебном году общие подходы и разные фрагменты описанного мероприятия были апробированы в течение последних трёх лет в рамках работы Ресурсного центра гимназии.

Актуальность разрабатываемой темы не вызывает сомнений, так как перспективы использования рефлексивной педагогики бесспорны.

Наш опыт работы с рефлексивными технологиями уже успел продемонстрировать его высокую эффективность.

Поиск новых форм работы с родителями, включение этой деятельности в нашу образовательную среду кажется нам крайне важным направлением не только в воспитательном, но и образовательном процессе гимназии. Эффективная интегрированность родителей в работу психолого-педагогического центра гимназии, их включённость в решение творческих проблем учащихся активизирует и процессы семейного воспитания подростков.

Работа представляет интерес для организаторов учебно-воспитательного процесса в системе школьного образования.

Другими потребителями данной разработки являются педагоги-психологи, ведущие поиск новых форм работы с учащимися, где психологический КВН является одной из таких форм.

Данная работа универсальна за счёт большого количества составляющих её элементов – от сценариев мини-уроков по психологии до представления различных вариантов творческих заданий для учащихся и вариантов их оценивания. Её могут использовать как классные руководители, проводящие работу с одним классом, так и педагоги-организаторы, в чьи обязанности входит организация общешкольных творческих мероприятий, например, различных творческих конкурсов.

Кроме того, в литературе мало встречается описаний и методов организации межвозрастного общения учащихся, как фактора личностного развития, поэтому для администраторов (заместителей директора по воспитательной работе) данная разработка будет тоже полезной.

Поскольку в нашем обществе изменяется ситуация развития и функционирования самого человека в условиях массового психологического стресса, как утверждает вице-президент РАО – Д.И. Фельдштейн, образовательные акценты всё больше будут переноситься с обучения (в чистом виде) к развитию и раскрытию творческих способностей обучающихся.

В этой связи предлагаемая работа может вызвать особый интерес для работников системы образования, ищущих различные формы работы с детьми по их самопрезентации, развитию и повышению креативности.
2. Используемые технические средства

Для знакомства с результатами работы необходима операционная система Windows - XP и выше.

Для проведения данного мероприятия необходимо:

а) 4 компьютера с видеопроектором и экраном (1 – общий с презентацией и три – для командной работы по специальным заданиям, например, конкурс «Озвучивание».

б) Микрофоны – каждой из команд – участниц КВН и для членов жюри (детского и родительского).

в) Подготовленный видеоряд, включающий образцы художественных картин к конкурсу «Лидерство».

г) Музыкальное сопровождение ряда процедур конкурса для мини-урока по психологии, для конкурса «Моя профессия».

д) Фототехника (фотоаппарат и любой электронный носитель) для проведения конкурса «Психологический портрет друга».

  1. Специальные условия применения и требования
    организационного, технического и технологического характера


1) Главным условием применения данных методических рекомендаций является изучение основ рефлексивной педагогики и наличие опыта проведения рефлексивного диалога, полилога с аудиторией.

2) В частности, выступления детского (ученического) жюри целиком основано на рефлексивном монологе – публичной оргрефлексии участников. При этом каждый член жюри, выступая со сцены, анализирует деятельность каждой команды в целом, работу её отдельных участников и подробно публично формулирует свои впечатления о выполненном конкретном задании (при этом все задания распределены среди разных членов жюри).

3) Выступления членов родительского жюри так же основано на групповой публичной оргрефлексии, что требует дополнительного инструктажа психологами родителей – участников мероприятия.

4) Необходимым условием реализации данного метода является так же групповая и индивидуальная предварительная консультация по предлагаемым конкурсам. Особенно тщательно необходимо проконсультировать капитанов команд.

5) Результаты всех видов тестирования, проводимых в течение всего «Дня психологии» должны быть сразу обработаны и не позднее следующего дня вывешены на всеобщее обозрение (так же, как и фотоматериалы, фиксирующие и демонстрирующие все основные моменты проведения КВН «Путешествие в мир психологии»).

4. Условия передачи документации на разработку или ее
продажи


Разработка предоставляется только с разрешения автора.

МОСКВА, 2010

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Управление интеллектуальным развитием учащихся с повышенной образовательной мотивацией средствами рефлексивно-деятельностной педагогики» iconЮ. А. Козлова 2012 г. Положение
Образовательный аспект расширение кругозора учащихся с повышенной мотивацией к обучению
«Управление интеллектуальным развитием учащихся с повышенной образовательной мотивацией средствами рефлексивно-деятельностной педагогики» iconVii фестиваль науки
Образовательный аспект расширение кругозора учащихся с повышенной мотивацией к обучению
«Управление интеллектуальным развитием учащихся с повышенной образовательной мотивацией средствами рефлексивно-деятельностной педагогики» iconДэвид Уилкок – Божественный Космос
Образовательный аспект расширение кругозора учащихся с повышенной мотивацией к обучению
«Управление интеллектуальным развитием учащихся с повышенной образовательной мотивацией средствами рефлексивно-деятельностной педагогики» icon16 апреля 2013 г от оргкомитета Фестиваля
Образовательный аспект расширение кругозора учащихся с повышенной мотивацией к обучению
«Управление интеллектуальным развитием учащихся с повышенной образовательной мотивацией средствами рефлексивно-деятельностной педагогики» iconЯрец Екатерина Александровна, учитель английского языка мбоу «сош...
Образовательный аспект расширение кругозора учащихся с повышенной мотивацией к обучению
«Управление интеллектуальным развитием учащихся с повышенной образовательной мотивацией средствами рефлексивно-деятельностной педагогики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
«Управление интеллектуальным развитием учащихся с повышенной образовательной мотивацией средствами рефлексивно-деятельностной педагогики» iconПоложение о республиканском этапе 14 Всероссийской олимпиады научно-исследовательских...
Образовательный аспект расширение кругозора учащихся с повышенной мотивацией к обучению
«Управление интеллектуальным развитием учащихся с повышенной образовательной мотивацией средствами рефлексивно-деятельностной педагогики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок проводила учитель математики Лявина В. С это первый урок в теме «Задачи на движение», состоящей из 4 уроков. Класс «средний»...
«Управление интеллектуальным развитием учащихся с повышенной образовательной мотивацией средствами рефлексивно-деятельностной педагогики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На тему: Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений
«Управление интеллектуальным развитием учащихся с повышенной образовательной мотивацией средствами рефлексивно-деятельностной педагогики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания, работа с дополнительной литературой. Изучение курса история...
«Управление интеллектуальным развитием учащихся с повышенной образовательной мотивацией средствами рефлексивно-деятельностной педагогики» iconРабочая программа курса «История Древнего мира»
Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания, работа с дополнительной литературой. Изучение курса история...
«Управление интеллектуальным развитием учащихся с повышенной образовательной мотивацией средствами рефлексивно-деятельностной педагогики» iconПрограмма дисциплины «Управление муниципальным экономическим развитием»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
«Управление интеллектуальным развитием учащихся с повышенной образовательной мотивацией средствами рефлексивно-деятельностной педагогики» iconУрока Тема 1 Тема: «Ценности нашей жизни. Знание»
Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» апк и ппро вариант для апробации
«Управление интеллектуальным развитием учащихся с повышенной образовательной мотивацией средствами рефлексивно-деятельностной педагогики» iconПрограмма дисциплины «Экономика города и управление муниципальным...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....
«Управление интеллектуальным развитием учащихся с повышенной образовательной мотивацией средствами рефлексивно-деятельностной педагогики» iconПрограмма дисциплины «Экономика города и управление муниципальным...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....
«Управление интеллектуальным развитием учащихся с повышенной образовательной мотивацией средствами рефлексивно-деятельностной педагогики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эксперименты с ранним интеллектуальным развитием могут серьезно отразиться на психике малыша, на долгие годы отбив у него желание...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск