Методические материалы для студентов заочной формы обучения Направление бакалавриата Психология Нейропсихология перечень вопросов для итогового контроля к зачёту





НазваниеМетодические материалы для студентов заочной формы обучения Направление бакалавриата Психология Нейропсихология перечень вопросов для итогового контроля к зачёту
страница1/8
Дата публикации11.07.2013
Размер0.84 Mb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Психология > Анализ
  1   2   3   4   5   6   7   8
Методические материалы для студентов

заочной формы обучения
Направление бакалавриата Психология

Нейропсихология
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

К зачёту:

  1. Предмет, задачи, методы, история науки.

  2. Основные направления нейропсихологии.

  3. Нейропсихологический подход в психодиагностике.

  4. Два класса понятий в нейропсихологии.

  5. Основные характеристики высших психических функций по А.Р. Лурия.

  6. Основные нейропсихологические понятия 2-го класса.

  7. Функциональная организация мозга и психическая деятельность.

  8. Три основных функциональных блока мозга.

  9. Функциональное взаимодействие основных блоков мозга.

  10. Локальные системы мозга.

  11. Принципы структурной организации мозга.

  12. Анализаторные системы, принципы строения их.

  13. Основные группы расстройств сенсорных систем.

  14. Зрительный анализатор, его уровни.

  15. Первый уровень работы зрительной системы.

  16. Второй уровень работы зрительной системы.

  17. Третий уровень работы зрительной системы (область хиазмы).

  18. Гемианопсии.

  19. Четвертый уровень работы зрительной системы (наружные или коленчатое тело).

  20. Признаки поражения наружного коленчатого тела.

  21. Признаки поражения зрительного сияния (пучка Грациолле).

  22. Зрительные агнозии.

  23. Гностические расстройства при корковых очагах поражения.

  24. Предметная агнозия.

  25. Оптико-пространственная агнозия.

  26. Цветовые нарушения.

  27. Слуховой анализатор.

  28. Двигательный анализатор.

  29. Зрительный анализатор.

  30. Строение глазного яблока.

  31. Лицевая агнозия.

  32. Симультантная агнозия


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Бадалян Л.О. Невропатологи: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. М., 2007

  2. Бизюк А.П. Основы нейропсихологии: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2010.

  3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: Учеб. для студентов вузов. М., 2010.

  4. Горшенёва С.В. Введение в нейропсихологию: Учебно-методическое пособие. Самара: СГПУ, 2006.

  5. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 2009.

  6. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. М.., 2007

  7. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2010.

  8. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М., 2011.

  9. Хомская Е.Д. Нейропсихология: теоретические основы и практические знания. – СПб, 2009.

  10. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. Учебное пособие. М., 2008.

  11. Цветкова. Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд.4-е исправ. и доп. М., 2012.


Допонительная литература:

  1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1994.

  2. Адрианов О.С. О принципах организации интегративной деятельности мозга. М., 1976.

  3. Адрианов О.С. Структурные предпосылки функциональной межполушарной асимметрии мозга //Физиология человека, 1979. Вып. 5, № 3. С. 95 – 101.

  4. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М., 1971.

  5. Батова Н.Я., Хомская Е.Д. Нейропсихологический анализ влияния эмоционального фактора на воспроизведение словесного материала // Вопросы психологии, 1984. № 3.

  6. Блинков С.М. Мозг в цифрах и таблицах. М., 1973.

  7. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М., 1981.

  8. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение: Пер. с англ. М., 1988.

  9. Вассерман л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А., Тонконогий И.М. Диагностическая нейропсихологическая методика. Л., 1977.

  10. Визель Т.Г. Методологические основы нейропсихологической и логопедической работы при афазии // I Международный конгресс по реабилитации больных с афазией: Тез. докл. Краков, 1984.

  11. Вейн А.М, Власова П. Н. Эмоциональные нарушения при поражении височно-гипоталамо-стволовых структур мозга //Физиология и патофизиология лимбико-ретикулярной системы. М., 1971.

  12. Винарская Е.Н., Никифоров А.С., Солдатова С.А. Речь и неспецифические структуры мозга //Клиническая неврология (Очерки). Ташкент: Медицина, 1978. С. 264 – 279.

  13. Власова Т. А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития //Дефектология. 1975. № 6. С. 9 – 14.

  14. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

  15. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

  16. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собр. Соч. М., 1982. Т. 2. С. 6 – 361.

  17. Голод В.И., Мачинская Р.И., Фишман Н.М. Функциональная асимметрия полушарий: норма и патология //Функциональная асимметрия мозга при нарушениях речевого и слухового развития. М.: Наука, 1992. – С. 6 – 39.

  18. Голод В.И. Функциональная асимметрия мозга при нарушениях слухового и речевого развития. М., 1992.

  19. Дети с временной задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. М., 1971.

  20. Дети с задержкой психического развития. /Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М., 1984.

  21. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. М., 1977.

  22. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. М.: Книга, 1994.

  23. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., 1973.

  24. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1993.

  25. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезе функции и структуре эмоциональных процессов // Вопросы психологии. 1974. № 6.

  26. Киященко Н.К. нарушения памяти при локальных поражениях мозга. М., 1973.

  27. Киященко Н.К., Московичюте Л.И., Симерницкая Э.Г., Фаллер Т.О., Филиппычева Н.А. Мозг и память. М., 1975.

  28. Ковалев В.В. Проблема факторов риска в возникновении нарушений психического здоровья в детском возрасте и ее значение для профилактики // Психология детей и подростков. М., 1985. – С. 55 – 66.

  29. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М.: Медицина, 1985.

  30. Кок Е.П. Зрительные агнозии. М.: Медицина, 1967.

  31. Корнев А.Н. Нейропсихологические методы исследования //Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. СПб., 1991.

  32. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб., 1995.

  33. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. СПб., 1997.

  34. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. М., 1994.

  35. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1963. Т.1,2.

  36. Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов н/Дону., 1996.

  37. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. М., 1997.

  38. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А. Как развить внимание и память вашего ребенка: Книга для детей и их родителей. М., 1994.

  39. Нейропсихология (тексты) /Под ред. Е.Д. Хомской. М., 1984.

  40. Нейропсихологическая школа А.Р.Лурия //Вопросы психологии. 1997. - № 5.

  41. Парамонова Л.Г. Методические указания по выявлению и коррекции нарушений слуховой дифференциации звуков речи у слабослышащих школьников. Л., 1981.

  42. Парамонова Л.Г. Методические указания по выявлению и коррекции дефектов звукопроизношения и связанных с ними нарушений письма у слабослышащих учащихся I отделения. Л., 1984.

  43. Попова Л.Т. Память и ее нарушения при очаговых поражениях мозга. М., 1973.

  44. Понятийно-терминологический словарь логопеда /Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1997.

  45. Проблемы патологии развития и распада речевой функции (Методические мат. Научно-практической конф. «Центральные механизмы речи», посвященной памяти проф. Н.Н.Трауготт). СПб., 2001.

  46. Психолингвистика и проблемы детской речи – 2000 // Материалы Российской научной конференции. Череповец, 2000.

  47. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания: Методика развития и коррекции внимания у детей 5 – 7 лет: Методическое пособие и дидактический материал. М., 1997.

  48. Расстройства речи у детей и подростков (сборник) / Под общ. Ред. С.С. Ляпидевского. М.: Медицина, 1969.

  49. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983.

  50. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995.

  51. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М.: МГУ, 1991.

  52. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий //Нейропсихологические исследования. М., 1978. Вып. 10.

  53. Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. М., 1985.

  54. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия - 90». М., 1991.

  55. Симонов П.В. Эмоциональный мозг: физиология, нейроанатомия, психология эмоций. М., 1981.

  56. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М., 2000.

  57. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М., 1983.

  58. Схема нейропсихологического исследования / Под ред. А.Р.Лурия. М., 1973.

  59. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: АПН РСФСР, 1947.

  60. Тонконогий И.М. Введение в клиническую нейропсихологию. Л., 1973.

  61. Трауготт Н.Н. Нарушение взаимодействия полушарий при очаговых поражениях мозга как проблема нейропсихологии // Нейропсихологические исследования в неврологии, нейрохирургии и психиатрии. Л., 1981.

  62. Трауготт Н.Н., Вассерман Л.И., Дорофеева С.А. и др. О взаимоотношениях расстройства слуха и речи при очаговых поражениях коры головного мозга // Физиология человека. 1982. Т. 8. № 1.

  63. Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. СПб, 1994.

  64. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М., 1990.

  65. Фарбер Д.А. Системная организация интегративной деятельности мозга ребенка в онтогенезе //Физиология человека. 1979. Том 5. № 3. С. 516 – 526.

  66. Фарбер Д.А., Дубровинская Н.В. Функциональная организация развивающегося мозга (возрастные особенности и некоторые закономерности) //Физиология человека.1991. Том 17. № 5. С. 17 – 25.

  67. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург, 1996.

  68. Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция): Учеб. пособие для студ. пед. университетов по специальности «Дефектология». М., 2003.

  69. Хомская Е.Д. Проблема факторов в нейропсихологии // Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. М.: Наука, 1986.

  70. Хомская Е.Д Нейропсихология индивидуальных различий. М., 1997.

  71. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987.

  72. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М, 1985.

  73. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и восстановление. М., 1997.

  74. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М., 1988.



ЛЕКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Лекция 1.

История становления нейропсихологии.

Нейропсихология является одной из дисциплин, которые включаются в целый ряд других, посвящённых изучению мозга человека: нейроанатомия, нейрохимия, нейрофизиология, нейропсихология - нейронауки.

Специфика нейропсихологии.

Нейропсихология – это наука о связи мозга и поведения. 1974 год Мейер.

Проблема локализации ВПФ.

Становление взглядов на эту проблему имеет давнюю историю и предисторию, были обнаружены черепа с признаками трепанации, следовательно ещё до н.э. были попытки добраться до мозга. Гиппократ утверждал, что причины болезней человека должны носить физиологический характер, мозг человека контролирует его эмоции и тело человека (5 век до н.э.). Это смелое предположение, так как считалось, что болезнь – это наказание богов. Не все соглашались – Аристотель считал, что это сердце. Одной из первых попыток локализовать психику в определённой мозговой структуре области принадлежит Галену, он отталкивался от теории 4 жидкостей, которые инициируют то или иное состояние духа человека. В опытах обнаружил желудочковое строение – полости, заполнение ликвором. Вторым открытием было то, что желудочковый бассейн является тем резервуаром из которого жидкости распространяются по телу. Теория продержалась 1,5 тыс. лет. Далее было множество теорий узкого локализационизма – связаны с попыткой поместить определённую психическую функцию в конкретную область мозга. У Галля 1810 год выдвинул концепцию, рассматривающую мозг как совокупность органов, каждый из которых отвечает за ту или иную психическую функцию. Галь предполагал, что если та или иная способность человека активно развивается, то это приводит к разрастанию области мозга, которая, давя, образует на черепе шишки, пальпируя которые можно определить способности человека. Это привело к развитию науки – френология. Заслуга Галя в том, что он впервые сформулировал теорию узкой локализации, рассматривал мозг как неоднородное целое - дифференцированный подход к мозгу человека. Противоположный взгляд высказывали сторонники антилокализации (эквипотенциальности) мозга: Галлер (1769), Флуранс (1824) считали, что мозг является однородным целом, все его участки равнозначны. Они занимались экспериментами по экстерпации мозга птиц. Удаление или разрушение участка мозга приводило к тому, что нарушалось поведение, но при дальнейшем наблюдении выяснялось, что поведение восстанавливалось. Был сделан вывод, что другой участок взял на себя функцию разрушенного, следовательно все участники мозга могут выполнять все функции. Привлекли внимание к : высокой пластичности, способности компенсации в случае разрушения определённого отдела.

1861 год – становлении нейропсихологии – П. Брокка хирург и антрополог сделал доклад, в котором представил историю болезни пациента, который потерял речь – понимал, что ему говорят, но сам не мог произносить слова. При посмертном вскрытии выяснилось, что был повреждён участок мозга в левом лобном участке – зона Брокка моторный центр речи. 1873 Вернике наблюдал группу больных с нарушением речи, которые носили обратный характер - нарушено восприятие, но сохранялась способность говорить. 3 из пациентов после смерти обследовали, было найдено одно повреждение в верхней височной области мозга, у двух других более обширное нарушение мозга. Был сделан вывод, что это сенсорный центр речи. Это дало дополнительное развитие узкому локализационизму. В последующем появилось 2 основные линии. Одна из которых – последующее уточнение локализации ВПФ. В 1934 году была создана подробная карта Клейстером в наблюдении за больными с огнестрельными ранеными.

Гольц опубликовал работу, в котором выделен параметр величина повреждения. Считал, что степень нарушения связано не с локализацией, а с размером повреждения. Чем он больше, тем больше ПФ нарушено. Но в 60 годах были опубликованы работы Джексона, в которых он дискутировал с Брокка и Вернике. Он обратил внимание на факт, который приводил Говерс – больной говорит доктору «Нет доктор, я не могу сказать слово нет». Если оценить эту фразу, то означает, что в произвольной речи сказать не может, а в непроизвольной может. Следовательно есть 2 уровня, и если страдает один, то второй продолжает работать. Формирует свою концепцию вертикальной организации ПФ. Сначала спинальный уровень (подкорковые образования), потом сенсорные и моторные отделы коры, лобные доли мозга. Джексон в значительной степени приблизился к современному пониманию работы мозга. Локализация функции может не совпадать с локализацией симптома. Нарушение ПФ значит, что мы наблюдаем симптом. Если функция представлена в нескольких местах, то наблюдение симптома не означает, что наблюдается локализация в определённом месте.

Далее шла ассимиляция этих двух точек зрения. Ряд неврологов предлагали рассматривать локализацию с точки зрения ВПФ (нельзя локализовать) и элементарных (можно локализовать). Есть сенсорные зоны мозга (куда приходят сигналы), есть моторные зоны мозга (откуда идут импульсы) – это чётко локализовано, а память и т.п. не локализуется, за них отвечает весь мозг. Монаков, Хед, Гольдштейн, Шеррингтон, Теклз и др. Появление эклектического направления означало кризис существующих теорий, так как ни одна из них не могла полностью объяснить имеющиеся факты.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические материалы для студентов заочной формы обучения Направление бакалавриата Психология Нейропсихология перечень вопросов для итогового контроля к зачёту iconМетодические материалы для студентов заочной формы обучения Направление бакалавриата Психология
Семинар Факторы и условия возникновения первичного нарушения в психическом развитии
Методические материалы для студентов заочной формы обучения Направление бакалавриата Психология Нейропсихология перечень вопросов для итогового контроля к зачёту iconМетодические рекомендации и вопросы к зачету для студентов заочной...
Право интеллектуальной собственности: Методические рекомендации и вопросы к зачету для студентов заочной формы обучения/ Авт сост...
Методические материалы для студентов заочной формы обучения Направление бакалавриата Психология Нейропсихология перечень вопросов для итогового контроля к зачёту iconМетодические рекомендации и вопросы к зачету для студентов заочной...
Адвокатура: Методические рекомендации и вопросы к зачету для студентов заочной формы обучения / Авт сост. Иванов А. И. – г. Калининград:...
Методические материалы для студентов заочной формы обучения Направление бакалавриата Психология Нейропсихология перечень вопросов для итогового контроля к зачёту iconТематический план по курсу “Психологическое консультирование семьи” (дневная форма обучения)
Учебно-методические материалы содержат учебно-тематический план и программу курса, тематику лекций, семинарских занятий и рефератов,...
Методические материалы для студентов заочной формы обучения Направление бакалавриата Психология Нейропсихология перечень вопросов для итогового контроля к зачёту iconПсихология конфликта (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология
Задания к контрольной работе и методические указания для ее выполнения по дисциплине «Конфликтология в профессиональной деятельности»...
Методические материалы для студентов заочной формы обучения Направление бакалавриата Психология Нейропсихология перечень вопросов для итогового контроля к зачёту iconМетодические рекомендации для студентов очно-заочной и заочной форм...
Характеристика курса
Методические материалы для студентов заочной формы обучения Направление бакалавриата Психология Нейропсихология перечень вопросов для итогового контроля к зачёту iconФилософия
Методические указания предназначены для студентов естественнонаучных специальностей нгау очной формы обучения. Содержит рекомендации...
Методические материалы для студентов заочной формы обучения Направление бакалавриата Психология Нейропсихология перечень вопросов для итогового контроля к зачёту iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история удмуртской литературы...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов факультета журналистики Удгу очной и заочной форм обучения, содержит планы,...
Методические материалы для студентов заочной формы обучения Направление бакалавриата Психология Нейропсихология перечень вопросов для итогового контроля к зачёту iconМетодические указания для студентов заочной формы обучения Дисциплина...
Криминология: Методические указания для студентов заочной формы обучения. /Авт сост к ю н., доцент Кременов И. Н. г. Калининград:...
Методические материалы для студентов заочной формы обучения Направление бакалавриата Психология Нейропсихология перечень вопросов для итогового контроля к зачёту iconМетодические рекомендации по подготовке и написанию рефератов Перечень экзаменационных вопросов
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлениям бакалавриата всех форм обучения
Методические материалы для студентов заочной формы обучения Направление бакалавриата Психология Нейропсихология перечень вопросов для итогового контроля к зачёту iconМетодические указания для студентов заочной формы обучения По направлению...
Физическая культура: Методические указания для студентов заочной формы обучения: Программа / Авт сост. Остен В. А. – г. Калининград:...
Методические материалы для студентов заочной формы обучения Направление бакалавриата Психология Нейропсихология перечень вопросов для итогового контроля к зачёту iconПрограмма дисциплины, темы рефератов и вопросы к зачету для студентов...
Безопасность жизнедеятельности: Программа дисциплины и вопросы к эачету для студентов заочной формы обучения / Авт сост к ф н. Меднис...
Методические материалы для студентов заочной формы обучения Направление бакалавриата Психология Нейропсихология перечень вопросов для итогового контроля к зачёту iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения
Методическое пособие предназначено для студентов заочной формы обучения на базе основного общего образования (9 классов ) по дисциплине...
Методические материалы для студентов заочной формы обучения Направление бакалавриата Психология Нейропсихология перечень вопросов для итогового контроля к зачёту iconМетодические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения экономического факультета института
Методические материалы для студентов заочной формы обучения Направление бакалавриата Психология Нейропсихология перечень вопросов для итогового контроля к зачёту iconМетодические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения экономического факультета института
Методические материалы для студентов заочной формы обучения Направление бакалавриата Психология Нейропсихология перечень вопросов для итогового контроля к зачёту iconМетодические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения экономического факультета института


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск