МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РАБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ
Специальность - 030301.65
Психология
Форма обучения – очная, заочная,
заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя)
Кафедра общественных дисциплин
Рубцовск - 2011
При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены:
1) ГОС ВПО по специальности 030301.65 Психология, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта2000 г., № 235 гум/сп.
2) Учебный план по специальности 030301.65 Психология, утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12. УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г. протокол № 6.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «История мировых религий» включен в учебный план в соответствии с Государственными требованиями к уровню подготовки дипломированного специалиста с высшим образованием по специальности «психология». Настоящая программа учитывает в своем содержании обязательный минимум знаний по предмету.При составлении программы содержание учебного материала подвергалось тщательному отбору, при этом преследовалась цель систематизировать, упорядочить учебный материал.
Предметом изучения истории религии является возникновение и развитие религии как одной из форм мировоззрения, её распространение, влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь человечества, а также изменение религиозных традиций и современное состояние религиозных учений и церковных организаций.
Цель курса дать характеристику общей картины развития религиозной сферы от примитивных первобытных форм до мировых религий и современных разновидностей верований и культов, показать особенности религий разных времен и народов, их формы и методы воздействия на индивидуальное и общественное сознание, на психику людей, а также представить некоторые теоретические основы религиоведения.
Основные задачи курса:
выработать общее представление о религии как феномене культуры, раскрыть ее структурную и функциональную специфику, проанализировать проблемы типологии, происхождения и трансформаций религиозных представлений;
дать характеристику основным этапам истории религий и их роли в социально-политической жизни;
сформировать систематические знания о происхождении, основных этапах развития и роли наиболее распространенных религий в социальной жизни обществ разных эпох, об основах веры, культа, общинной организации каждой из них, об основной вероучительной литературе, этапах ее сложения, развития, канонизации, проблемах изучения;
выработать умения ориентироваться в массе современных религиозных и псевдорелигиозных течений;
выработать толерантное отношение к различным религиозным убеждениям, основой которого должно стать понимание религиозных представлений и нужд носителей разных вероисповеданий.
Усвоение предлагаемого для изучения материала может быть достаточно эффективным лишь при сочетании лекционных, семинарских занятий и самостоятельной работы с научной литературой. Также от студентов требуется глубокое знание источников, основная часть которых, наряду с обсуждением широкого круга проблем, будет изучаться на семинарских занятиях.
Изучение данного курса предполагает знание всемирной истории, владение методикой работы с источниками, понимание основных философских категорий. Следует заметить, что значительная часть материала, излагаемого в этом курсе, требует от студентов знания особенностей человеческой психики и отношения человека к иррациональным и сверхъестественным явлениям. Успешное обучение студентов по данной учебной дисциплине обеспечивают следующие дисциплины учебного плана: история первобытного общества, всеобщая история (история мировых цивилизаций), история стран Азии и Африки, история России, этнология, история мировой и отечественной культуры, история философии, культурология, философия, психология.
Текущий и итоговый контроль знаний и умений студентов по дисциплине «История мировых религий» осуществляется в целях оценки качества их общеобразовательной подготовки. Текущий контроль осуществляется на лекциях, семинарских и индивидуальных занятиях, в процессе проверки контрольных работ, рефератов и индивидуальных домашних заданий, тестовых работ. Итоговый контроль результатов изучения дисциплины осуществляется на экзамене. Оценка «отлично» на экзамене выставляется за знание и понимание основных проблем курса, первоисточников, обязательной и дополнительной литературы. Оценка «хорошо» выставляется за знание и понимание основных проблем курса, первоисточников и обязательной литературы. Оценка «удовлетворительно» выставляется за знание и понимание основных проблем курса.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Очная форма обучения Дидактические единицы
| Наименование
тем
| Максим.учебная нагрузка студента, час
| Количество аудиторных часов при очной форме обучения
| Самост. работа студ.
| Всего
| Лекции
| Лаборат. работы
| Практ. работа студ.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| ДЕ I
8 баллов
| ДЕ I. Религия как общественно-исторический феномен
| 4
| 4
| 4
|
| 0
| -
| Введение.
| 2
| 2
| 2
|
| 0
| -
| Тема 1. Религия как форма общественного сознания.
| 2
| 2
| 2
|
| 0
| -
| Промежуточный контроль
| тестирование
| ДЕ II
18баллов
| ДЕ II. Родо-племенныеи национально-государственные религии
| 14
| 2
| 2
|
| 0
| 12
| Тема 2. Ранние формы религии.
| 2
| 2
| 2
|
| 0
| 0
| Тема 3. Политеистические религии древнего мира
| 2
| 0
| 0
|
| 0
| 2
| Тема 4. Зороастризм
| 2
| 0
| 0
|
| 0
| 2
| Тема 5. Индуизм
| 2
| 0
| 0
|
| 0
| 2
| Тема 6. Конфуцианство
| 2
| 0
| 0
|
| 0
| 2
| Тема 7. Синтоизм
| 2
| 0
| 0
|
| 0
| 2
| Тема 8. Иудаизм.
| 2
| 0
| 0
|
| 0
| 2
| Промежуточный контроль
| контрольная работа
| ДЕ III
20 баллов
| ДЕ III. Буддизм
| 8
| 6
| 2
|
| 4
| 2
| Тема 9. Буддизм
| 8
| 6
| 2
|
| 4
| 2
| Промежуточный контроль
| тестирование
| ДЕIV
24 балла
| ДЕ IV. Христианство
| 32
| 16
| 8
|
| 8
| 16
| Тема 10. Христианство до разделения церквей
| 8
| 4
| 2
|
| 2
| 4
| Тема 11. Православие
| 8
| 4
| 2
|
| 2
| 4
| Тема 12. Католицизм
| 8
| 4
| 2
|
| 2
| 4
| Тема 13. Протестантизм
| 8
| 4
| 2
|
| 2
| 4
| Промежуточный контроль
| тестирование
| ДЕV
20баллов
| ДЕ V. Ислам
| 14
| 8
| 4
|
| 4
| 6
| Тема 14 . Ислам
| 14
| 8
| 4
|
| 4
| 6
| Промежуточный контроль
| тестирование
| ДЕ VI
10баллов
| ДЕ VI. Современные нетрадиционные религии и культы
| 4
| 2
| -
|
| 2
| 2
| Тема 15. Новые религиозные движения
| 4
| 2
| -
|
| 2
| 2
| Промежуточный контроль
| реферат
|
| Итоговый контроль
| зачет
|
| Всего
| 76
| 38
| 20
|
| 18
| 38
|
Заочная форма обучения Дидактические единицы
| Наименование
тем
| Максим.учебная нагрузка студента, час
| Количество аудиторных часов при заочной форме обучения
| Самост. работа студ.
| Всего
| Лекции
| Лаборат. работы
| Практ. работа студ.
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| ДЕ I
8 баллов
| ДЕ I. Религия как общественно-исторический феномен
| 4
| 2
| 2
|
| -
| 2
| Введение.
| 2
| -
| -
|
| -
| 2
| Тема 1. Религия как форма общественного сознания.
| 2
| 2
| 2
|
| -
| -
| Промежуточный контроль
| тестирование
| ДЕ II
18баллов
| ДЕ II. Родо-племенныеи национально-государственные религии
| 14
| -
| -
|
| -
| 14
| Тема 2. Ранние формы религии.
| 2
| -
| -
|
| -
| 2
| Тема 3. Политеистические религии древнего мира
| 2
| -
| -
|
| -
| 2
| Тема 4. Зороастризм
| 2
| -
| -
|
| -
| 2
| Тема 5. Индуизм
| 2
| -
| -
|
| -
| 2
| Тема 6. Конфуцианство
| 2
| -
| -
|
| -
| 2
| Тема 7. Синтоизм
| 2
| -
| -
|
| -
| 2
| Тема 8. Иудаизм.
| 2
| -
| -
|
| -
| 2
| Промежуточный контроль
| контрольная работа
| ДЕ III
20 баллов
| ДЕ III. Буддизм
| 8
| 2
| 2
|
| -
| 6
| Тема 9. Буддизм
| 8
| 2
| 2
|
| -
| 6
| Промежуточный контроль
| тестирование
| ДЕIV
24 балла
| ДЕ IV. Христианство
| 32
| 2
| -
|
| 2
| 30
| Тема 10. Христианство до разделения церквей
| 8
| 2
| -
|
| 2
| 6
| Тема 11. Православие
| 8
| -
| -
|
| -
| 8
| Тема 12. Католицизм
| 8
| -
| -
|
| -
| 8
| Тема 13. Протестантизм
| 8
| -
| -
|
| -
| 8
| Промежуточный контроль
| тестирование
| ДЕV
20баллов
| ДЕ V. Ислам
| 14
| 2
| 2
|
| -
| 12
| Тема 14 . Ислам
| 14
| 2
| 2
|
| -
| 12
| Промежуточный контроль
| тестирование
| ДЕ VI
10баллов
| ДЕ VI. Современные нетрадиционные религии и культы
| 12
| 2
| -
|
| 2
| 10
| Тема 15. Новые религиозные движения
| 12
| 2
| -
|
| 2
| 10
| Промежуточный контроль
| реферат
|
| Итоговый контроль
| зачет
|
| Всего
| 76
| 10
| 6
|
| 4
| 66
|
Заочнаясокращенная (на базе ВПО) форма обучения Дидактические единицы
| Наименование
тем
| Максим.учебная нагрузка студента, час
| Количество аудиторных часов при заочной сокращенной (на базе СПО и ВПО) форме обучения
| Самост. работа студ.
| Всего
| Лекции
| Лаборат. работы
| Практ. работа студ.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| ДЕ I
8 баллов
| ДЕ I. Религия как общественно-исторический феномен
| 4
| 2
| 2
|
| -
| 2
| Введение.
| 2
| -
| -
|
| -
| 2
| Тема 1. Религия как форма общественного сознания.
| 2
| -
| -
|
| -
| 2
| Промежуточный контроль
| тестирование
| ДЕ II
18баллов
| ДЕ II. Родо-племенныеи национально-государственные религии
| 14
| -
| -
|
| -
| 14
| Тема 2. Ранние формы религии.
| 2
| -
| -
|
| -
| 2
| Тема 3. Политеистические религии древнего мира
| 2
| -
| -
|
| -
| 2
| Тема 4. Зороастризм
| 2
| -
| -
|
| -
| 2
| Тема 5. Индуизм
| 2
| -
| -
|
| -
| 2
| Тема 6. Конфуцианство
| 2
| -
| -
|
| -
| 2
| Тема 7. Синтоизм
| 2
| -
| -
|
| -
| 2
| Тема 8. Иудаизм.
| 2
| -
| -
|
| -
| 2
| Промежуточный контроль
| контрольная работа
| ДЕ III
20 баллов
| ДЕ III. Буддизм
| 8
| 2
| 2
|
| -
| 6
| Тема 9. Буддизм
| 8
| 2
| 2
|
| -
| 6
| Промежуточный контроль
| тестирование
| ДЕIV
24 балла
| ДЕ IV. Христианство
| 32
| 2
| -
|
| 2
| 30
| Тема 10. Христианство до разделения церквей
| 8
| 2
| -
|
| 2
| 6
| Тема 11. Православие
| 8
| -
| -
|
| -
| 8
| Тема 12. Католицизм
| 8
| -
| -
|
| -
| 8
| Тема 13. Протестантизм
| 8
| -
| -
|
| -
| 8
| Промежуточный контроль
| тестирование
| ДЕV
20баллов
| ДЕ V. Ислам
| 14
| 2
| 2
|
| -
| 12
| Тема 14 . Ислам
| 14
| 2
| 2
|
| -
| 12
| Промежуточный контроль
| тестирование
| ДЕ VI
10баллов
| ДЕ VI. Современные нетрадиционные религии и культы
| 12
| -
| -
|
| -
| 12
| Тема 15. Новые религиозные движения
| 12
| -
| -
|
| -
| 12
| Промежуточный контроль
| реферат
|
| Итоговый контроль
| зачет
|
| Всего
| 76
| 6
| 4
|
| 2
| 70
|
Очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе СПО
форма обучения Дидактические единицы
| Наименование
тем
| Максим.учебная нагрузка студента, час
| Количество аудиторных часов при очно-заочной (вечерней) форме обучения
| Самост. работа студ.
| Всего
| Лекции
| Лаборат. работы
| Практ. работа студ.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| ДЕ I
8 баллов
| ДЕ I. Религия как общественно-исторический феномен
| 4
| 2
| 2
|
| -
| 2
| Введение.
| 2
| -
| -
|
| -
| 2
| Тема 1. Религия как форма общественного сознания.
| 2
| 2
| 2
|
| -
| -
| Промежуточный контроль
| тестирование
| ДЕ II
18баллов
| ДЕ II. Родо-племенныеи национально-государственные религии
| 14
| -
| -
|
| -
| 14
| Тема 2. Ранние формы религии.
| 2
| -
| -
|
| -
| 2
| Тема 3. Политеистические религии древнего мира
| 2
| -
| -
|
| -
| 2
| Тема 4. Зороастризм
| 2
| -
| -
|
| -
| 2
| Тема 5. Индуизм
| 2
| -
| -
|
| -
| 2
| Тема 6. Конфуцианство
| 2
| -
| -
|
| -
| 2
| Тема 7. Синтоизм
| 2
| -
| -
|
| -
| 2
| Тема 8. Иудаизм.
| 2
| -
| -
|
| -
| 2
| Промежуточный контроль
| контрольная работа
| ДЕ III
20 баллов
| ДЕ III. Буддизм
| 8
| 2
| 2
|
| -
| 6
| Тема 9. Буддизм
| 8
| 2
| 2
|
| -
| 6
| Промежуточный контроль
| тестирование
| ДЕIV
24 балла
| ДЕ IV. Христианство
| 32
| 2
| 2
|
| 2
| 30
| Тема 10. Христианство до разделения церквей
| 8
| 2
| 2
|
| -
| 6
| Тема 11. Православие
| 8
| 2
| -
|
| 2
| 6
| Тема 12. Католицизм
| 8
| -
| -
|
| -
| 8
| Тема 13. Протестантизм
| 8
| -
| -
|
| -
| 8
| Промежуточный контроль
| тестирование
| ДЕV
20баллов
| ДЕ V. Ислам
| 14
| 4
| 4
|
| -
| 10
| Тема 14 . Ислам
| 14
| 4
| 4
|
| -
| 10
| Промежуточный контроль
| тестирование
| ДЕ VI
10баллов
| ДЕ VI. Современные нетрадиционные религии и культы
| 12
| 2
| -
|
| 2
| 10
| Тема 15. Новые религиозные движения
| 12
| 2
| -
|
| 2
| 10
| Промежуточный контроль
| реферат
|
| Итоговый контроль
| зачет
|
| Всего
| 76
| 10
| 6
|
| 4
| 66
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЕI.Религия как общественно-исторический феномен
Введение
Аудиторное изучение (при очной форме обучения):
Предмет и задачи курса. История мировых религий как научная и учебная дисциплина. Место дисциплины в системе гуманитарных наук и ее значение в подготовке историка. История мировых религий как отрасль религиоведения. Философия религии. Социология религии. Психология религии. Феноменология религии. Методы исследования в религиоведении.
Самостоятельное изучение
Школы религиоведения.
|