Скачать 251.97 Kb.
|
Шамина Татьяна Анатольевна ЗДВР Педагогический совет: «Здоровьесберегающие технологии в учебно – образовательном процессе» Тема сегодняшнего педсовета-« Здоровьесберегающие технологии в учебно – образовательном процессе» .(слайд№2) (слайд№3) Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по формированию сдоровьесбережения и определить пути и способы совершенствования работы в данном направлении. Демографическая ситуация в Российской Федерации является одной из самых острых социально-экономических проблем, затрагивающих интересы национальной безопасности: ежегодно население в России сокращается примерно на 700-800 тыс. человек. Поэтому очень важным событием в жизни страны было принятие национального проекта “Здоровье”. (слайд№4) Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. По словам Адама Смита, шотландского мыслителя “…Жизнь и здоровье составляет главный предмет заботливости внушаемой каждому человеку природой. Заботы о собственном здоровье, о собственном благосостоянии, обо всем, что касается нашей безопасности и нашего счастья, и составляют предмет добродетели, называемой благоразумием. Оно не допускает нас рисковать нашим здоровьем, нашим благосостоянием, нашим добрым именем”. Таким образом, великие философы – мыслители утверждали, что сам человек, главным образом, должен думать, заботиться о своем здоровье, о благосостоянии и стремиться поддержать его. От этого зависит человеческое счастье. В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья: СЛАЙД №5 1. Соматическое здоровье – это текущее состояние органов и систем организма, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, обусловленная базовыми потребностями, 2. Физическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. 3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, возможностями их удовлетворения. 4. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье обусловлено духовностью человека, т.е. оно основывается на общечеловеческих ценностях – добра, чести, достоинства, любви и красоты. СЛАЙД №6 Основными критериями здоровья являются:
Педагогика здоровья – новый уровень педагогической науки, на которой должна базироваться система образования, которая нацелена на обучение, воспитание и развитие без потерь здоровья, способствующее повышению уровня здоровья детей и подростков. СЛАЙД №7 Признаками здоровья учащихся:
По данным НИИ физиологии детей и подростков Российской Федерации выявлено, что если учащиеся 1 класса имеют физиологические отклонения в здоровье до 30%, то эти отклонения к 10-11 классу достигают 80-85% (59). Состояние школьной тревожности отмечается у 67% школьников, выражающееся в агрессивности, депрессии, деструктивных и других реакциях, за счет чего у школьников снижается сопротивляемость организма, страдает иммунная система, что обуславливает повышение заболеваемости среди детей. Только за период обучения в младших классах возрастает в 16-18раз число детей больных вегето-сосудистой дистонией, в 11-12 раз – близорукостью, в 5 раз – эндокринными заболеваниями и нарушением обмена веществ, в 4 раза – болезнями желудочно-кишечного тракта, в 2 раза – мочеполовой системы. По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся: СЛАЙД №8 Перечень внутришкольных факторов,представляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся. СЛАЙД №9 I. Гигиенические условия, факторы
II.Учебно-организационные факторы (зависящие в большей степени от администрации школы) 1. объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника 2. расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году 3. организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.) 4. объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время) 5. особенности устава школы и норм жизни школы 6. медицинское и психологическое обеспечение школы 7. участие родителей учащихся в жизни школы 8. стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали» 9. психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали» 10. интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы 11. наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся 12. позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся. СЛАЙД №11 III. Психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя) 1. психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок 2. стиль педагогического общения учителя с учащимися 3. характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок 4. степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска) 5. особенности работы с «трудными подростками» в классе 6. соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников 7. степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе) 8. личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений 9. состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью 10. обременение учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения 11. степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя 12. профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий. СЛАЙД №12 Каким же должно быть учебное учреждение со здоровьесберегающей средой? Это, прежде всего, такое образовательное учреждение, в котором обеспечивается равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой. Это педагогическая система, в которой должны быть методики обеспечения психолого-медико-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе, постоянная диагностика состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни ученика, реабилитационная работа по медицинским показателям каждого индивидуума, методики включения учащихся в здоровье сберегающую деятельность. Год от года усовершенствуются и модернизируются различные методики, приемы и стратегии образовательной системы. Вместе с этим увеличивается и умственная нагрузка, так как объем учебного материала и литературы возрастает. Это является следствием огромного количество разных вариаций учебных планов, вводимых в действие без проверки на их соответствие возрастным особенностям и возможностям учащихся. Неудержимо растет число учебных предметов, предлагаемых для изучения, в итоге возрастает число одночасовых предметов. В связи с этим увеличивается время на приготовление домашних заданий, снижается время двигательной активности, сна - что является результатом ухудшения здоровья. Ни для кого не секрет, что различные экспериментальные программы интенсификация педагогических процессов, чрезмерный напор на профориентационную деятельность негативно отражается не только на физическом, но и на умственном состоянии и развитии детей. В связи с этим возрастает значимость здоровьесберегающих технологий в современной школе. Практики предлагают 2 возможности, предупреждающие разрушение здоровья ребенка: 1. Изменение технологии, содержания, структуры урока и образовательного процесса в целом. 2.Необходимость обеспечить новое качество образования, высокую мотивацию и направленность к здоровьесберегающим методикам. Учитель должен осознавать приоритет здоровья, и, следовательно, тот факт, что успех в обучении возможен лишь в том случае, если ученик здоров и физически, и психически. Возникшая за последние годы нестабильность в социально-экономической обстановке отрицательно повлияла на показатель здоровья детей, снизились возможности семьи по жизнеобеспечению ребенка. СЛАЙД №13
Задачи:
Основные мероприятия, проводимые и направленные на создание здоровьесберегающей среды.
В нашей школе проводятся практические все упомянутые мероприятия, но сегодня мы обобщим внеклассную работу и расскажем какая работа проводится в школе. (Самодурова Г.Л). Учитывая вышеизложенное, и используя в своей работе, здоровьесберегающие технологии, мы будем способствовать развитию и укреплению самого дорогого, что у нас есть – это здоровья подрастающего поколения. Каждый ученик требует индивидуального подхода в развитии здоровья и его сохранении на протяжении всего обучения. Развивая умственную деятельность, и укрепляя здоровье молодежи, мы способствуем развитию гармоничной личности. СЛАЙД №17 Вашему вниманию приведу перечень принципов здоровьесберегающей педагогики, которые не требуют какого-то ни было предпочтения, несоблюдение любого из них принесет ущерб проводимой работе в целом.
Предполагает, что все происходящее в ОУ - от разработки планов до проверки их выполнения, уроков, перемен, внеклассных мероприятий, подготовку педагогических кадров, работу с родителями - должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей
Из своих наблюдений о том, какими принципами руководствуются наши педагоги во время учебного процесса расскажет Семененко С.Н. Понятие здоровьесберегающие образовательные технологии появились в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Если философия образования отвечает на вопрос "зачем учить?", а содержание образования "как учить?", то сточки зрения здоровьесбережения, учить нужно так, чтобы не наносить вреда здоровью ни ученику, ни учителю. СЛАЙД №18 Здоровье образовательные технологии -это качественная характеристика любой образовательной технологии, её "сертификат безопасности для здоровья", это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения. Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются несколько групп, (презентация) СЛАЙД №19 Классификация здоровьесберегающих технологий (по Н. Смирнову)
А сейчас предлагаем ознакомится с мониторингом состояния здоровья и физического состояния наших школьников за несколько лет (Лебедев Е.В) СЛАЙД №22 Если нормальный человек ни в одном предмете не достиг успехов, если у него нет любимого предмета, значит, школа не настоящая. В.А.Сухомлинский Таким образом, от учителя зависит, какое воздействие на ученика оказывает образовательный процесс. Организовать образовательный процесс с учетом заботы о здоровье ученика - значит не принуждать его занятиям, а воспитывать у него интерес к познанию себя и законов мироздания. Поэтому остановимся и на построении урока в позиции здоровьясбережения. Урок - главное поле реализации здоровьесберегающих технологий и проверки педагогического мастерства. СЛАЙД №23 На уроке определены три группы задач, связанных с проблемой здоровья: Диагностические (проветрено ли помещение, не мешает шум, достаточно света тт.д.) Коррекционные (решаются в широком диапазоне действия - скорректировать неправильную позу ученика, изменить темп проведения урока, вовремя провести физминутку, дать творческое задание), проводится мягко Участливо доброжелательно. И формирующие - капля за каплей формирование здорового потенциала у детей. I. Критерии рациональной организации урока с позиции здоровьесбережения (слайд 24) II. Задания, разные по степени сложности и требующие разных видов деятельности. (слайд№25,26) Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём и степень сложности заданий. Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки как одного из факторов здоровьесберегающей технологии достигается благодаря знанию учителя об интеллекте, работоспособности и типе нервной системы учащегося. СЛАЙД№27
Но очень важно не только грамотно владеть и применять объём учебной нагрузки, но важно вовремя заметить и предотвратить усталость учеников (Баландина Е.А) III. Оценка некоторых образовательных технологий по их здоровьесберегающей направленности. Для лучшего представления о том, какие технологии и по каким критериям могут быть отнесены к здоровьесберегающим, рассмотрим несколько групп педагогических технологий по воздействию на здоровье учащихся: СЛАЙД№28
При рассмотрении этих технологий с позиции учета воздействия на здоровье первые две группы, очевидно, не могут быть отнесены к здоровьесберегающим, третья и четвертая группы имеют все признаки ЗОТ, оценена только на основании концептуальных положений. (Н.К. Смирнов) СЛАЙД №29 Технологии дифференцированно-индивидуального обучения направлены на создание условий комфортного расположения учеников за партами в классной комнате; удовлетворения их познавательного интереса во время групповой или индивидуальной работы. Достоинства: Рационально и оптимально организованная групповая и коллективная деятельность может творить чудеса: раскрепощать мышление ученика; развивать способность к сотрудничеству, коллективной работе; адекватно и по достоинству оценивать способности к выдвижению интересных нетрадиционных идей, их глубокому анализу. После такой работы ее участники с интересом и желанием выполняют функции организаторов, управленцев, деятелей. К числу недостатков технологий относятся следующие дидактические ситуации:
Проблемное обучение способствует формированию у ученика необходимой системы знаний, умений и навыков, а также обеспечивает высокий уровень развития способностей к обучению и самообучению за счет формирования особого стиля умственной деятельности. Проблемное мышление развивает творческую активность и самостоятельность обучающихся, открывает возможности творческого сотрудничества учителя и учащегося. К числу недостатков технологии проблемного обучения относят:
Ситуативно-игровые технологии обучения способствуют активизации мышления, повышению самостоятельности, вносят дух творчества в обучение, подготавливают к практической профессиональной деятельности обучающихся. В применении ситуативно-игровых технологий обучения можно выделить следующие положительные моменты:
Отрицательными сторонами применения ситуативно-игровых технологий являются:
Развитие критического мышления через чтение и письмо «Думать критически - означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов … Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление» СЛАЙД№31 Итак настало время для решения нашего педсовета…….. усилить работу по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс;(ответственные администрация школы) - продолжить формирование мониторинга по здоровьюсбережения; ответственные Шамина Т.А., Лебедев Е.В) - систематически выполнять санитарные нормы по соблюдению воздушного и теплового режима в школе и классных аудиториях;(Шамина Т.А, Гриб Н.Ю., зав. кабинетами) - классным руководителям закрепить за учащимися определённое посадочное место в кабинетах в соответствии с требованиями С.п.; (ответственные кл.руководители) - своевременно информировать администрацию школы о состоянии светового режима в щколе; (ответственные зав. кабинетами, Гриб Н.Ю) - закупить во все кабинеты термометры, для ежедневного контроля температуры в кабинетах, строго вести учёт температуры в помещении школы;(ответственные администрация, Гриб Н.Ю) - ежедневно проводить влажные уборки с использованием дез.растворов; - провести единые родительские собрания по общей теме «Здоровье вашего ребёнка, факторы укрепляющего здоровье детей»; И конечно нельзя забывать и здоровье учителя, поэтому разрешите предложить вам Советы, помогающие избежать личностной деформации и получать больше радостей от жизни: СЛАЙД№32
ЗАВЕРШЕНИЕ Любой выбор, любой труд, который будет способствовать улучшению здоровья детей бесценен. Это необычайно благородная и благодатная роль. А результатом и наградой будет сознание, что ты внёс свой вклад в то, чтобы здоровье детей в России стало лучше, а жизнь нравственнее, чтобы сегодняшние подростки стали завтра духовно и физически здоровыми на благо себе и Отечеству. |
Шамина Татьяна Анатольевна здвр, Тютёва Нина Ивановна библиотекарь... Дать более подробное представление о среде обитания и образе жизни белого лебедя | Шамина Татьяна Анатольевна здвр мкоу берёзовская сош юбилейный вечер... Ведущий: Школа играет огромную роль не только в становлении человека, но и в развитии всего человечества, которое насчитывает не... | ||
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Здоровьесберегающие технологии как способ повышения качества образования. Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе... | ||
«Современные технологии в образовательном процессе» Информационные технологии в процессе обучения русскому языку и литературе | Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка,... | ||
Соловьянову Татьяну Анатольевну, учителя немецкого языка ... | Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе доу Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – одна из самых... | ||
Положение о педагогическом совете Педагогический совет является постоянно действующим руководящим органом в образовательном учреждении для рассмотрения основополагающих... | Решением педагогического совета школы в действие приказом Педагогический совет образовательного учреждения постоянно действующая форма самоуправления в образовательном учреждении, созданная... | ||
Начальник отдела образования Директор школы Педагогический совет является постоянно действующим органом в образовательном учреждении для рассмотрения основополагающих вопросов... | Экологические здоровьесберегающие технологии Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так во внеучебной деятельности и во внеклассной... | ||
Урок Автор: Коханова Ольга Анатольевна, учитель музыки Совершенствовать систему работы доу по внедрению и развитию инновационных технологий в воспитательно – образовательном процессе и... | Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф 04 География Для специальности Романова Татьяна Анатольевна, ассистент кафедры «Социально-экономической географии» | ||
Тематический педагогический совет Инновационные образовательные технологии как средство развития системно-деятельностного подхода в образовании | Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 03 «Страноведение... Романова Татьяна Анатольевна, ассистент кафедры «Социально-экономической географии» |