Шамина Татьяна Анатольевна здвр педагогический совет: «Здоровьесберегающие технологии в учебно образовательном процессе»





Скачать 251.97 Kb.
НазваниеШамина Татьяна Анатольевна здвр педагогический совет: «Здоровьесберегающие технологии в учебно образовательном процессе»
Дата публикации09.09.2014
Размер251.97 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы

Шамина Татьяна Анатольевна ЗДВР

Педагогический совет:

«Здоровьесберегающие технологии в учебно – образовательном процессе»


Тема сегодняшнего педсовета-« Здоровьесберегающие технологии в учебно – образовательном процессе»

.(слайд№2) (слайд№3) Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по формированию сдоровьесбережения и определить пути и способы совершенствования работы в данном направлении.
Демографическая ситуация в Российской Федерации является одной из самых острых социально-экономических проблем, затрагивающих интересы национальной безопасности: ежегодно население в России сокращается примерно на 700-800 тыс. человек. Поэтому очень важным событием в жизни страны было принятие национального проекта “Здоровье”. (слайд№4)

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
По словам Адама Смита, шотландского мыслителя “…Жизнь и здоровье составляет главный предмет заботливости внушаемой каждому человеку природой. Заботы о собственном здоровье, о собственном благосостоянии, обо всем, что касается нашей безопасности и нашего счастья, и составляют предмет добродетели, называемой благоразумием. Оно не допускает нас рисковать нашим здоровьем, нашим благосостоянием, нашим добрым именем”.

Таким образом, великие философы – мыслители утверждали, что сам человек, главным образом, должен думать, заботиться о своем здоровье, о благосостоянии и стремиться поддержать его. От этого зависит человеческое счастье.

В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья: СЛАЙД №5

1. Соматическое здоровье – это текущее состояние органов и систем организма, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, обусловленная базовыми потребностями,

2. Физическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, возможностями их удовлетворения.

4. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье обусловлено духовностью человека, т.е. оно основывается на общечеловеческих ценностях – добра, чести, достоинства, любви и красоты. СЛАЙД №6

Основными критериями здоровья являются:

  • для соматического и физического состояния – я могу

  • для психического – я хочу

  • для нравственного – я должен.

Педагогика здоровья – новый уровень педагогической науки, на которой должна базироваться система образования, которая нацелена на обучение, воспитание и развитие без потерь здоровья, способствующее повышению уровня здоровья детей и подростков. СЛАЙД №7
Признаками здоровья учащихся:

  • специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

  • показатели роста и развития;

  • функциональное состояние и резервные возможности организма;

  • наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

  • уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

По данным НИИ физиологии детей и подростков Российской Федерации выявлено, что если учащиеся 1 класса имеют физиологические отклонения в здоровье до 30%, то эти отклонения к 10-11 классу достигают 80-85% (59). Состояние школьной тревожности отмечается у 67% школьников, выражающееся в агрессивности, депрессии, деструктивных и других реакциях, за счет чего у школьников снижается сопротивляемость организма, страдает иммунная система, что обуславливает повышение заболеваемости среди детей. Только за период обучения в младших классах возрастает в 16-18раз число детей больных вегето-сосудистой дистонией, в 11-12 раз – близорукостью, в 5 раз – эндокринными заболеваниями и нарушением обмена веществ, в 4 раза – болезнями желудочно-кишечного тракта, в 2 раза – мочеполовой системы. По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся: СЛАЙД №8

Перечень внутришкольных факторов,представляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся. СЛАЙД №9

I. Гигиенические условия, факторы

  1. шум

  2. освещенность

  3. воздушная среда

  4. размер помещений, кубатура

  5. дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы)

  6. используемые стройматериалы, краска

  7. мебель: размеры, размещение в помещении

  8. видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры

  9. пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания

  10. качество питьевой воды, используемой в школе

  11. экологическое состояние прилегающей к школе территории

  12. состояние сантехнического оборудования. СЛАЙД №10

II.Учебно-организационные факторы (зависящие в большей степени от администрации школы)

1. объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника

2. расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году

3. организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.)

4. объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время)

5. особенности устава школы и норм жизни школы

6. медицинское и психологическое обеспечение школы

7. участие родителей учащихся в жизни школы

8. стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»

9. психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали»

10. интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы

11. наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся

12. позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся. СЛАЙД №11

III. Психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя)

1. психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок

2. стиль педагогического общения учителя с учащимися

3. характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок

4. степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска)

5. особенности работы с «трудными подростками» в классе

6. соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников

7. степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе)

8. личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений

9. состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью

10. обременение учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения

11. степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя

12. профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий. СЛАЙД №12

Каким же должно быть учебное учреждение со здоровьесберегающей средой? Это, прежде всего, такое образовательное учреждение, в котором обеспечивается равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой. Это педагогическая система, в которой должны быть методики обеспечения психолого-медико-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе, постоянная диагностика состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни ученика, реабилитационная работа по медицинским показателям каждого индивидуума, методики включения учащихся в здоровье сберегающую деятельность.

Год от года усовершенствуются и модернизируются различные методики, приемы и стратегии образовательной системы. Вместе с этим увеличивается и умственная нагрузка, так как объем учебного материала и литературы возрастает. Это является следствием огромного количество разных вариаций учебных планов, вводимых в действие без проверки на их соответствие возрастным особенностям и возможностям учащихся. Неудержимо растет число учебных предметов, предлагаемых для изучения, в итоге возрастает число одночасовых предметов. В связи с этим увеличивается время на приготовление домашних заданий, снижается время двигательной активности, сна - что является результатом ухудшения здоровья. Ни для кого не секрет, что различные экспериментальные программы интенсификация педагогических процессов, чрезмерный напор на профориентационную деятельность негативно отражается не только на физическом, но и на умственном состоянии и развитии детей. В связи с этим возрастает значимость здоровьесберегающих технологий в современной школе. Практики предлагают 2 возможности, предупреждающие разрушение здоровья ребенка:

1. Изменение технологии, содержания, структуры урока и образовательного процесса в целом.

2.Необходимость обеспечить новое качество образования, высокую мотивацию и направленность к здоровьесберегающим методикам.

Учитель должен осознавать приоритет здоровья, и, следовательно, тот факт, что успех в обучении возможен лишь в том случае, если ученик здоров и физически, и психически. Возникшая за последние годы нестабильность в социально-экономической обстановке отрицательно повлияла на показатель здоровья детей, снизились возможности семьи по жизнеобеспечению ребенка. СЛАЙД №13

Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Если забота о здоровье учащихся является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и осуществляется на профессиональной основе, то только тогда можно говорить о реализации в школе здоровьесберегающих технологий, и результатом их внедрения будет защита здоровья учащихся и педагогов от воздействия негативных факторов, в первую очередь связанных с образовательным процессом. СЛАЙД №14


Задачи:

  1. Обеспечение гигиенических условий учебного процесса;

  2. Здоровьесберегающая организация учебного процесса;

  3. Здоровьесберегающие образовательные технологии;

  4. Мониторинг состояния здоровья учащихся;

  5. Создание здоровьесберегающего пространства;

  6. Обеспечение безопасности учащихся;

  7. Формирование культуры здоровья школьников;

  8. Психологическое и нравственное благополучие и здоровье учителя. СЛАЙД №15

Основные мероприятия, проводимые и направленные на создание здоровьесберегающей среды.



Содержание работы

 

Оформление сменных уголков здоровья в кабинетах

 

Проведение “Недель здоровья”

 

Тематически классные часы и работа с родителями по вопросам сохранения здоровья

 

Проведение физкультминуток во время уроков

 

Мероприятия по профилактике наркомании

 

Спортивно-оздоровительная работа (кружки, секции, турпоходы, внеклассная работа, занятие в тренажерном зале)

 

Медицинский осмотр детей, выявление детей из “Группы риска”, длительно и часто болеющих, стоящих на диспансерном учете

 

Исследование адаптации к школе

 

Исследования здоровья детей с помощью анкетирования

 

Исследование стилей педагогического общения педагогов

 

Анализ уроков по здоровьесберегающим позициям.

 

Введение модульных вставок по сохранению здоровья учащихся

 

Работа по контролю за санитарным состоянием кабинетов, соблюдением санитарно-гигиенических норм, режимом труда и отдыха, второй обувью, чистотой рук в столовой, работа с курильщиками СЛАЙД №16

 

Беседы на тему “Если хочешь быть здоров”

 

Беседы о значении санитарно-гигиенических норм и необходимости их соблюдения

 

Проведение коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы

 

Контроль за дозировкой д/з

 

Контроль за соблюдением норм СаНпина, состоянием отопительной системы

 

Анкетирование родителей о состоянии здоровья детей

 

Просветительская работа с учителями по теме “Техника педагогического общения”

 

Составление рекомендаций для детей по оздоровлению в домашних условиях

 

Профилактика близорукости на уроках

 

Родительское собрание “Методы оздоровления детей в условиях школы”

 

Витаминотерапия, ее значение для здоровья учащихся

 

Контроль за успеваемостью, работоспособностью, утомляемостью детей на уроках

 

Профориентационная работа по курсу Е.Н. Прощицкой “Практикум по выбору профессии” с учетом состояния здоровья

 

Ведение внеклассной работы по курсу “Самосовершенствование личности” Г.К. Селевко

 

Психолого-педагогическое сопровождение личности каждого учащегося

В нашей школе проводятся практические все упомянутые мероприятия, но сегодня мы обобщим внеклассную работу и расскажем какая работа проводится в школе. (Самодурова Г.Л).

Учитывая вышеизложенное, и используя в своей работе, здоровьесберегающие технологии, мы будем способствовать развитию и укреплению самого дорогого, что у нас есть – это здоровья подрастающего поколения. Каждый ученик требует индивидуального подхода в развитии здоровья и его сохранении на протяжении всего обучения. Развивая умственную деятельность, и укрепляя здоровье молодежи, мы способствуем развитию гармоничной личности. СЛАЙД №17

Вашему вниманию приведу перечень принципов здоровьесберегающей педагогики, которые не требуют какого-то ни было предпочтения, несоблюдение любого из них принесет ущерб проводимой работе в целом.

  • Принцип ненанесения вреда - "No nocere!" одинаково первостепенен и для педагогов, и для медиков, и для родителей. На его соблюдении строится профессиональная этика.




  • Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов

      Предполагает, что все происходящее в ОУ - от разработки планов до проверки их выполнения, уроков, перемен, внеклассных         мероприятий, подготовку педагогических кадров, работу с родителями - должно оцениваться с позиции влияния на  психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей  


  • Принцип триединого представления о здоровье - обуславливает взаимосвязь здоровья физического, психического и духовного.




  • Принцип непрерывности и преемственности - определяет проводить здоровьесберегающую работу каждый день и на каждом уроке.




  • Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся - где речь идет об уровне и содержании программ, терминологии, решаемых задачах, формах и методах преподавания.




  • Приоритет позитивных воздействий над негативными - неблагоприятное воздействие на здоровье и психическое развитие детей оказывает преобладание запретов, порицаний, неодобрений как в педагогической, как и  в родительской педагогике.


Из своих наблюдений о том, какими принципами руководствуются наши педагоги во время учебного процесса расскажет Семененко С.Н.

Понятие здоровьесберегающие  образовательные технологии появились в педагогическом лексиконе в последние несколько лет  и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Если философия образования отвечает на вопрос "зачем учить?", а содержание образования "как учить?", то сточки зрения здоровьесбережения,  учить нужно так, чтобы не наносить вреда здоровью ни ученику, ни учителю. СЛАЙД №18

Здоровье образовательные технологии -это качественная характеристика любой образовательной технологии,  её "сертификат безопасности для здоровья", это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются несколько групп, (презентация) СЛАЙД №19

Классификация здоровьесберегающих технологий (по Н. Смирнову)

А) по разным подходам к охране здоровья



Название технологии

Характеристика технологии

1.

МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ (МГТ)

Включают:

использование профилактических программ;

обеспечение гигиенических условий в соответствии с регламентациями;

проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива;

организацию профилактических мероприятий в преддверии эпидемий

2.

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ФОТ)

Направлены на физическое развитие учащихся.

К ФОТ относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого

3.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ (ЭЗТ)

Способствуют воспитанию у школьников любви к природе, потребности заботиться о ней, приобщение их к исследовательской деятельности в сфере экологии.

Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой

4.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ (ЭЗТ)

Самостоятельным направлением среди этих технологий является видеоэкология, занимающаяся вопросами психологического влияния на человека окружающей среды

5.

ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ТОБЖ)

Главная задача - сохранение жизни.

Требования и рекомендации специалистов по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, пожарной инспекции и гражданской обороны подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий

6.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ЗОТ)

Отличительный признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Реализация ЗОТ возможна только при осознании всеми педагогами образовательного учреждения своей общей ответственности за сохранение здоровья учащихся и получении необходимой профессиональной подготовки для работы в этом направлении

Б) по характеру действия СЛАЙД №20

1.

ЗАЩИТНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Направлены на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий.

К ним относится выполнение санитарно-гигиенических требований;

Большая часть того, что в школах традиционно понимается под здоровьесберегающими технологиями, как раз и относится к этой группе

2.

КОМПЕНСАТОРНО-НЕЙТРАЛИЗУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

(презентация «Физминутки»)

Задача - восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, частично нейтрализовать негативные воздействия в тех случаях, когда полностью защитить человека невозможно.

К ним относят: йодирование питьевой воды и соли, витаминизация пищевого рациона, физкультминутки, физкультпаузы

3.

СТИМУЛИРУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния.

К ним относят: температурное закаливание, физические нагрузки, приемы педагогической техники и педагогической психотерапии

4.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

Здоровьесберегающие приемы и методы подразделяются на обеспечивающие и реконструирующие

5.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ СЛАЙД №21

5.1

Организационно-педагогические технологии (ОПТ)

Структура учебного процесса частично регламентируется требованиями государственных санитарных правил и норм

5.2

Психолого-педагогические технологии (ППТ)

Психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса

5.3

Учебно-воспитательные технологии (УВТ)

Включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровьеи формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к формированию здорового образа жизни, просвещению их родителей

5.4

Социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ)

Включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности.

К ним относятся: разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики и т. д.

5.5

Лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ)

Составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников

А сейчас предлагаем ознакомится с мониторингом состояния здоровья и физического состояния наших школьников за несколько лет (Лебедев Е.В) СЛАЙД №22
Если нормальный человек ни в одном предмете не достиг успехов,
если у него нет любимого предмета, значит, школа не настоящая.


В.А.Сухомлинский
Таким образом, от учителя зависит, какое воздействие на ученика оказывает образовательный процесс. Организовать образовательный процесс с учетом заботы о здоровье ученика - значит не принуждать его  занятиям, а воспитывать у него интерес к познанию себя и законов мироздания.

Поэтому остановимся и на построении урока в позиции здоровьясбережения.

Урок - главное поле реализации здоровьесберегающих технологий и проверки педагогического мастерства. СЛАЙД №23

На уроке определены три группы задач, связанных с проблемой здоровья:

Диагностические (проветрено ли помещение, не мешает шум,  достаточно света тт.д.)

Коррекционные (решаются в широком диапазоне действия - скорректировать неправильную позу ученика, изменить темп проведения урока, вовремя провести физминутку, дать творческое задание), проводится мягко Участливо доброжелательно. 

И  формирующие - капля за каплей формирование здорового потенциала у детей.

I. Критерии рациональной организации урока с позиции здоровьесбережения (слайд 24)

II. Задания, разные по степени сложности и требующие разных видов деятельности. (слайд№25,26)

Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём и степень сложности заданий.

Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки как одного из факторов здоровьесберегающей технологии достигается благодаря знанию учителя об интеллекте, работоспособности и типе нервной системы учащегося. СЛАЙД№27

1. Интеллект

2. Работоспособность

3.Тип нервной системы

Задания

Обоснование

Высокий

Хороший

Сильный/средний

сложные и большие по объёму

Чем труднее задание, тем лучше концентрация внимания обучающегося, продуктивнее его работа

Средний

Средний/низкий

Сильный

средней сложности, но большие по объёму

Хорошо переносят нагрузку, прекрасно работают самостоятельно, не теряются в трудных случаях.

Средний

Средний/низкий

Слабый

средней или низкой сложности, небольшие по объёму

Эти ребята быстро устают, им нужно часто менять виды деятельности.

Школьники с неуравновешенным типом нервной системы

-больше разных нетрудных заданий;
-необходимо осуществлять систематическую поддержку таких детей и наблюдать за выполнением заданий

Такие учащиеся не в состоянии длительное время сосредоточиться на одном виде деятельности

Но очень важно не только грамотно владеть и применять объём учебной нагрузки, но важно вовремя заметить и предотвратить усталость учеников (Баландина Е.А)

III. Оценка некоторых образовательных технологий по их здоровьесберегающей направленности.

Для лучшего представления о том, какие технологии и по каким критериям могут быть отнесены к здоровьесберегающим, рассмотрим несколько групп педагогических технологий по воздействию на здоровье учащихся: СЛАЙД№28

  1. авторитарные, отличающиеся жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, избыточным применением требований и принуждения. Ученик при этом превращается в «объект», «винтик»;

  2. дидактоцентрические, также построенные на субъект-объектных отношениях учителя и ученика, приоритете обучения над воспитанием; для формирования личности используются дидактические средства;

  3. личностью ориентированные (антропоцентрические), которые в центр образовательной системы ставят личность ребенка, обеспечение безопасных, комфортных условий ее развития и реализации природных возможностей. Личность ребенка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания;

  4. эзотерические, основанные на идеях «неосознаваемого» знания, поиске истины и путей, к ней ведущих. При таком подходе педагогический процесс превращается в приобщение ребенка, как центра взаимодействия со Вселенной, к истине.

При рассмотрении этих технологий с позиции учета воздействия на здоровье первые две группы, очевидно, не могут быть отнесены к здоровьесберегающим, третья и четвертая группы имеют все признаки ЗОТ, оценена только на основании концептуальных положений. (Н.К. Смирнов) СЛАЙД №29

Технологии дифференцированно-индивидуального обучения направлены на создание условий комфортного расположения учеников за партами в классной комнате; удовлетворения их познавательного интереса во время групповой или индивидуальной работы.

Достоинства:

Рационально и оптимально организованная групповая и коллективная деятельность может творить чудеса: раскрепощать мышление ученика; развивать способность к сотрудничеству, коллективной работе; адекватно и по достоинству оценивать способности к выдвижению интересных нетрадиционных идей, их глубокому анализу. После такой работы ее участники с интересом и желанием выполняют функции организаторов, управленцев, деятелей.

К числу недостатков технологий относятся следующие дидактические ситуации:

  • на уроках весьма сложно удовлетворить повышенные интересы преуспевающих учеников и одновременно помочь отстающим;

  • проблемно систематически приобщать учеников к самостоятельной работе с новым материалом, готовить их к самообразованию;

  • непросто успешно решать проблемы воспитательного характера, особенно те, которые связаны с оценкой личностно-смыслового роста обучающихся

Проблемное обучение способствует формированию у ученика необходимой системы знаний, умений и навыков, а также обеспечивает высокий уровень развития способностей к обучению и самообучению за счет формирования особого стиля умственной деятельности. Проблемное мышление развивает творческую активность и самостоятельность обучающихся, открывает возможности творческого сотрудничества учителя и учащегося.

К числу недостатков технологии проблемного обучения относят:

  • проблемное обучение применимо только на таком материале, который допускает неоднозначные, порой альтернативные подходы, оценки, толкования,

  • проблемное обучение применимо только на материале высокого уровня значимости (методологического, общенаучного, теоретического);

  • данный тип обучения оправдан, если у обучаемых есть необходимый стартовый уровень знаний, умений, навыков;

  • проблемное обучение требует значительно больших временных затрат на использование исследовательских методик. СЛАЙД №30

Ситуативно-игровые технологии обучения способствуют активизации мышления, повышению самостоятельности, вносят дух творчества в обучение, подготавливают к практической профессиональной деятельности обучающихся.

В применении ситуативно-игровых технологий обучения можно выделить следующие положительные моменты:

  • В процессе игры учащиеся знакомятся с диалектическими методами исследования вопроса, организацией работы коллектива, функциями своей «должности» на личном примере.

  • В процессе игры развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться во время дискуссии.

  • Как правило, учащиеся чувствуют удовлетворение, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения.

  • В процессе деловой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу; сообща определяется степень участия каждого из них в работе; ощущается взаимосвязь участников при решении общих задач; коллективно обсуждаются все вопросы, что формирует критичность, самокритичность, уважение к мнению других, внимательность к товарищам по игре.

Отрицательными сторонами применения ситуативно-игровых технологий являются:

  • Высокая трудность подготовки к занятию (для преподавателя);

  • Преподаватель должен быть внимательным и доброжелательным режиссером в течение всей игры;

  • Большая напряженность для преподавателя, так как он сосредоточен на непрерывном творческом полёте. Кроме того, преподаватель должен обладать актерскими данными;

  • Неготовность учащихся к работе с использованием игры.

Развитие критического мышления через чтение и письмо

«Думать критически - означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов … Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление» СЛАЙД№31

Итак настало время для решения нашего педсовета……..

усилить работу по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс;(ответственные администрация школы)
- продолжить формирование мониторинга по здоровьюсбережения; ответственные Шамина Т.А., Лебедев Е.В)

- систематически выполнять санитарные нормы по соблюдению воздушного и теплового режима в школе и классных аудиториях;(Шамина Т.А, Гриб Н.Ю., зав. кабинетами)
- классным руководителям закрепить за учащимися определённое посадочное место в кабинетах в соответствии с требованиями С.п.; (ответственные кл.руководители)
- своевременно информировать администрацию школы о состоянии светового режима в щколе; (ответственные зав. кабинетами, Гриб Н.Ю)
- закупить во все кабинеты термометры, для ежедневного контроля температуры в кабинетах, строго вести учёт температуры в помещении школы;(ответственные администрация, Гриб Н.Ю)
- ежедневно проводить влажные уборки с использованием дез.растворов;
- провести единые родительские собрания по общей теме «Здоровье вашего ребёнка, факторы укрепляющего здоровье детей»;


И конечно нельзя забывать и здоровье учителя, поэтому разрешите предложить вам Советы, помогающие избежать личностной деформации и получать больше радостей от жизни: СЛАЙД№32

  • Смотрите на вещи оптимистично

  • Стремитесь побороть страх

  • Найдите время побыть наедине с собой

  • Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого

  • Не делайте вид, что вам нравится то, что вам неприятно

  • Не оказывайте давление на своих детей

  • Не говорите: «Я этого не могу сделать»

  • Используйте возможность выступить с речью

  • Помните: маленькие радости в ваших руках

  • Не забывайте, что вы красивы

ЗАВЕРШЕНИЕ Любой выбор, любой труд, который будет способствовать улучшению здоровья детей бесценен. Это необычайно благородная и благодатная роль. А результатом и наградой будет сознание, что ты внёс свой вклад в то, чтобы здоровье детей в России стало лучше, а жизнь нравственнее, чтобы сегодняшние подростки стали завтра духовно и физически здоровыми на благо себе и Отечеству.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Шамина Татьяна Анатольевна здвр педагогический совет: «Здоровьесберегающие технологии в учебно образовательном процессе» iconШамина Татьяна Анатольевна здвр, Тютёва Нина Ивановна библиотекарь...
Дать более подробное представление о среде обитания и образе жизни белого лебедя
Шамина Татьяна Анатольевна здвр педагогический совет: «Здоровьесберегающие технологии в учебно образовательном процессе» iconШамина Татьяна Анатольевна здвр мкоу берёзовская сош юбилейный вечер...
Ведущий: Школа играет огромную роль не только в становлении человека, но и в развитии всего человечества, которое насчитывает не...
Шамина Татьяна Анатольевна здвр педагогический совет: «Здоровьесберегающие технологии в учебно образовательном процессе» iconЗдоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном...
Шамина Татьяна Анатольевна здвр педагогический совет: «Здоровьесберегающие технологии в учебно образовательном процессе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Здоровьесберегающие технологии как способ повышения качества образования. Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...
Шамина Татьяна Анатольевна здвр педагогический совет: «Здоровьесберегающие технологии в учебно образовательном процессе» icon«Современные технологии в образовательном процессе»
Информационные технологии в процессе обучения русскому языку и литературе
Шамина Татьяна Анатольевна здвр педагогический совет: «Здоровьесберегающие технологии в учебно образовательном процессе» iconЗдоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов
В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка,...
Шамина Татьяна Анатольевна здвр педагогический совет: «Здоровьесберегающие технологии в учебно образовательном процессе» iconСоловьянову Татьяну Анатольевну, учителя немецкого языка
...
Шамина Татьяна Анатольевна здвр педагогический совет: «Здоровьесберегающие технологии в учебно образовательном процессе» iconИспользование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе доу
Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – одна из самых...
Шамина Татьяна Анатольевна здвр педагогический совет: «Здоровьесберегающие технологии в учебно образовательном процессе» iconПоложение о педагогическом совете
Педагогический совет является постоянно действующим руководящим органом в образовательном учреждении для рассмотрения основополагающих...
Шамина Татьяна Анатольевна здвр педагогический совет: «Здоровьесберегающие технологии в учебно образовательном процессе» iconРешением педагогического совета школы в действие приказом
Педагогический совет образовательного учреждения постоянно действующая форма самоуправления в образовательном учреждении, созданная...
Шамина Татьяна Анатольевна здвр педагогический совет: «Здоровьесберегающие технологии в учебно образовательном процессе» iconНачальник отдела образования Директор школы
Педагогический совет является постоянно действующим органом в образовательном учреждении для рассмотрения основополагающих вопросов...
Шамина Татьяна Анатольевна здвр педагогический совет: «Здоровьесберегающие технологии в учебно образовательном процессе» iconЭкологические здоровьесберегающие технологии
Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так во внеучебной деятельности и во внеклассной...
Шамина Татьяна Анатольевна здвр педагогический совет: «Здоровьесберегающие технологии в учебно образовательном процессе» iconУрок Автор: Коханова Ольга Анатольевна, учитель музыки
Совершенствовать систему работы доу по внедрению и развитию инновационных технологий в воспитательно – образовательном процессе и...
Шамина Татьяна Анатольевна здвр педагогический совет: «Здоровьесберегающие технологии в учебно образовательном процессе» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф 04 География Для специальности
Романова Татьяна Анатольевна, ассистент кафедры «Социально-экономической географии»
Шамина Татьяна Анатольевна здвр педагогический совет: «Здоровьесберегающие технологии в учебно образовательном процессе» iconТематический педагогический совет
Инновационные образовательные технологии как средство развития системно-деятельностного подхода в образовании
Шамина Татьяна Анатольевна здвр педагогический совет: «Здоровьесберегающие технологии в учебно образовательном процессе» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 03 «Страноведение...
Романова Татьяна Анатольевна, ассистент кафедры «Социально-экономической географии»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск