Скачать 182.77 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Куйбышевский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» УТВЕРЖДАЮ Декан факультета Кошенова М.И. «______»____________20__г. Учебно-методический комплекс по дисциплине «БИБЛИОГРАФИЯ» Специальность: 03100 «педагогика и психология (050706 по ОКСО) Статус дисциплины: ФТД.1 (код по УП) Куйбышев 2011 Одобрено: кафедра педагогики Протокол №_____ от ____ _________ 20__ г. Зав. кафедрой: кандидат психологических наук, доцент Кузнецова Е.В. (уч.степень, звание, И.О.Ф.) Аннотация УМКД «Библиография» составлен на основе ГОС ВПО для специальности (050706 по ОКСО) «педагогика и психология (Специализация: «практический психолог»), утвержденного 31 января 2005 г. УМКД «Библиография» предназначен для студентов педагогического вуза и составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для подготовки дипломированных специалистов Составитель: Мякушева , старший преподаватель кафедры педагогики (И.О.Ф., должность, ученая степень, звание) Рецензент: ________________________________________ (И.О.Ф., должность, ученая степень, звание) ________________________________________ (И.О.Ф., должность, ученая степень, звание) Содержание
8. Учебная литература ко всему курсу 1. Пояснительная записка В новых условиях формирование профессионально значимых качеств выпускника вуза должно быть ориентированно не столько на объем и полноту конкретного знания, сколько на способность самостоятельно пополнять знания, вырабатывать критерии отбора наиболее эффективных из них. В рамках предлагаемого курса под информационной культурой понимается систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая осуществление информационной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей в информации. Основная цель курса «Библиография» - дать студенту знания, умение и навыки информационного самообеспечения его учебной и научно-исследовательской деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач.
Реализация поставленных задач и целей подчинена структура курса, в составе которого выделяются три основных раздела: информационные ресурсы общества, основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения. Цель - овладение студентами знаниями об основных типах информационных запросов и технологии их выполнения; формирование представления о справочно-поисковом аппарате библиотеки. В состав практических умений входит поиск по адресным, тематическим и др. запросам, владение технологией информационного самообслуживания в библиотеке. «Информационный взрыв» и «информационный кризис: причины и следствия. Представление об информационных ресурсах, их видах и назначении. Сущность понятия «информационная культура». Соотношение информационной культуры интеллектуальной, эстетической, нравственной, коммуникативной. Роль информационной культуры в формировании профессиональных качеств учителя. 1. Система информационных изданий РКП, ИНИОН РАН, НИО «Информ-культура». Алгоритм выбора системы информационных изданий, позволяющих следить за документальным потоком по профилю изучаемой в вузе специальности. Преимущества использования системы информационных изданий в учебной, научно-исследовательской деятельности студента вуза. Алфавитный каталог как средство адресного библиотечного поиска. Алгоритм поиска документов в алфавитном каталоге. Соблюдение основных правил библиографического описания документов, как залог успешности адресного поиска информации. Алгоритм тематического поиска по систематическому каталогу. 2.Аналитико-синтетическая переработка источников нформации в учебной и научно-исследовательской работе студентов. Цель - обучение приемам работы с текстами учебных и научных дисциплин. В результате студент получает навыки по составлению выписок, конспектов, библиографические списки, списки использованной литературы; умения по библиографическому описанию, выделению ключевых слов. Новое поколение учебной литературы: аудиовизуальные, электронные гипертекстовые, мультимедийные источники информации. Роль справочного аппарата как средство ориентировки в учебной книге. Рациональные приемы работы с документами в учебной и научно-исследовательской работе студентов. Правила оформления цитат, составления плана, реферата, аннотации. Работа с вспомогательным аппаратом книги: указателями, вступительная статья, заключение, оглавление, приложения. Поиск информации по вторичным источникам информации. Методика составления списка литературы к курсовой и дипломной работе. 3. Новые информационные технологии. Цель - овладение технологией применения компьютера для поиска, сбора, обработки информации. Понятие о машиночитаемых базах данных. Электронные документы как новый способ представления информации. Понятие «гипертекст», мультимедиа. Автоматизированная информационно-поисковая библиотечная система «МАРК SOQ 1.10.». Алгоритм поиска информации в данной АБИС. Работа в модуле «ПОИСК». Работа с электронными библиотеками и электронными библиотечными системами. Сайт библиотеки КФ НГПУ. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В процессе овладения содержанием дисциплины студент должен знать:
Студент по окончании курса должен уметь:
Общие требования. Студент должен ознакомиться с содержанием курса, его целями и задачами (см. Рабочая программа. Пояснительная записка).
3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Тематика лекционного курса «Библиография» Тема 1. Справочно-поисковый аппарат библиотеки. 2 часа Определение понятия «Библиотечный каталог». Функции алфавитного каталога. Общие правила расстановки карточек. Функции систематического каталога. Общие правила расстановки, карточек. Алфавитно-предметный указатель к систематическому каталогу. Систематическая картотека статей. Функции электронного каталога (ЭК). Методика поиска информации по ЭК. Тема 2. Научно-вспомогательный аппарат книги (НВА). 2 часа Определение понятия «НВА книги».Элементы НВА: аннотация, вступительная статья, предисловие, послесловие, комментарии, примечания, списки литературы, содержание, оглавление, указатели (алфавитный, предметный, именной, хронологический). Тема 3. Отраслевая библиография. Методика поиска информации. 2 часа Научные учреждения занимающиеся исследованиями и информационной деятельностью в стране. Справочные отраслевые издания. Издания РКП (Российской книжной палаты) как источник текущей отраслевой информации. Текущие отраслевые библиографические указатели. Тема 4. Библиографический аппарат научной работы. 2 часа Основные правила библиографического описания документов. Аналитическое описание. Правила группировки литературы в библиографическом списке к научной работе. Формы проведения занятий и контрольных мероприятий В процессе работы над материалом курса могут быть использованы разнообразные формы работы: лекции, практические занятия. Текущий контроль в течение семестра осуществляется в виде, выполнения практических заданий. 5. Самостоятельная работа студентов (методические рекомендации студентам) Вопросы для самопроверки После изучения темы, проверьте себя, отвечая на вопросы, приведенные ниже. Это поможет: а) закрепить полученные знания; б) подготовиться к выполнению тестового задания, в) зачету. Контрольные вопросы к теме № 1.
Контрольные вопросы к теме № 2 1. Назовите компоненты научного аппарата книги? Контрольные вопросы к теме № 3
Контрольные вопросы к теме № 4
6. Содержание практических занятий по курсу «Библиография» Практическое занятие № 1
Основная литература:
Дополнительная литература:
Практическое занятие № 2
Основная литература:
Дополнительная литература:
Практическое занятие № 3 1 .Составление библиографического описания документов. 2.Составление аналитического описания документов. 3.Редактирование библиографического описания. 4.Редактирование списка использованной литературы Основная литература:
Дополнительная литература:
Практическое занятие № 4 1. Поиск информации по изданиям государственной библиографии («Книжная летопись», «Летопись журнальных статей», «Летопись рецензий»).
Основная литература:
Дополнительная литература: 1. Калинин С. Ю. Юбилеи летописей Российской книжной палаты / C. Ю. Калинин // Библиография. - 2006. - № 3. - С. 38-41. 2. Карайченцева С. А. Книжная палата в годы войны / С. А. Карайченцева // Библиография. - 2007. - № 3. - С. 11-25. 7. Формы контроля знаний Примерный перечень вопросов к зачету:
8. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:
Периодика : Журналы: «Библиотека», «Библиография», «Мир библиографии», «Научные и технические библиотеки». |
Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «земельное право» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психодиагностика» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... |