Учебно-методический комплекс по дисциплине «библиография»





Скачать 182.77 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «библиография»
Дата публикации15.10.2014
Размер182.77 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс


Министерство образования и науки РФ

Куйбышевский филиал государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета Кошенова М.И.

«______»____________20__г.


Учебно-методический комплекс по дисциплине

«БИБЛИОГРАФИЯ»

Специальность: 03100 «педагогика и психология (050706 по ОКСО)


Статус дисциплины: ФТД.1 (код по УП)

Куйбышев 2011

Одобрено: кафедра педагогики

Протокол №_____ от ____ _________ 20__ г.

Зав. кафедрой: кандидат психологических наук, доцент Кузнецова Е.В.

(уч.степень, звание, И.О.Ф.)

Аннотация
УМКД «Библиография» составлен на основе ГОС ВПО для специальности (050706 по ОКСО) «педагогика и психология (Специализация: «практический психолог»), утвержденного 31 января 2005 г.
УМКД «Библиография» предназначен для студентов педагогического вуза и составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для подготовки дипломированных специалистов

Составитель:

Мякушева , старший преподаватель кафедры педагогики

(И.О.Ф., должность, ученая степень, звание)
Рецензент:

________________________________________

(И.О.Ф., должность, ученая степень, звание)

________________________________________

(И.О.Ф., должность, ученая степень, звание)

Содержание


  1. Пояснительная записка

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

  3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

  4. Тематика лекционного курса

  1. Самостоятельная работа студентов

  2. Содержание практических занятий по курсу

  3. Формы контроля знаний

  4. 7.1 Вопросы к зачету

8. Учебная литература ко всему курсу
1. Пояснительная записка
В новых условиях формирование профессионально значимых качеств выпускника вуза должно быть ориентированно не столько на объем и полноту конкретного знания, сколько на способность самостоятельно пополнять знания, вырабатывать критерии отбора наиболее эффективных из них.

В рамках предлагаемого курса под информационной культурой понимается систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая осуществление информационной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей в информации.

Основная цель курса «Библиография» - дать студенту знания, умение и навыки информационного самообеспечения его учебной и научно-исследовательской деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач.

  • освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации и систематизации данных в соответствии с задачами учебного процесса в гуманитарном вузе;

  • овладение формализованными методами аналитико-синтетической переработки (свертывания) информации;

  • изучение и практическое использование технологии подготовки и оформление результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности (подготовка курсовых дипломных работ, рефератов, докладов и т.п.).

Реализация поставленных задач и целей подчинена структура курса, в составе которого выделяются три основных раздела: информационные ресурсы общества, основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения.

Цель - овладение студентами знаниями об основных типах информационных запросов и технологии их выполнения; формирование представления о справочно-поисковом аппарате библиотеки.

В состав практических умений входит поиск по адресным, тематическим и др. запросам, владение технологией информационного самообслуживания в библиотеке. «Информационный взрыв» и «информационный кризис: причины и следствия. Представление об информационных ресурсах, их видах и назначении. Сущность понятия «информационная культура». Соотношение информационной культуры интеллектуальной, эстетической, нравственной, коммуникативной. Роль информационной культуры в формировании профессиональных качеств учителя.

1. Система информационных изданий РКП, ИНИОН РАН, НИО «Информ-культура».

Алгоритм выбора системы информационных изданий, позволяющих следить за документальным потоком по профилю изучаемой в вузе специальности. Преимущества использования системы информационных изданий в учебной, научно-исследовательской деятельности студента вуза. Алфавитный каталог как средство адресного библиотечного поиска. Алгоритм поиска документов в алфавитном каталоге. Соблюдение основных правил библиографического описания документов, как залог успешности адресного поиска информации. Алгоритм тематического поиска по систематическому каталогу.

2.Аналитико-синтетическая переработка источников нформации в учебной и научно-исследовательской работе студентов. Цель - обучение приемам работы с текстами учебных и научных дисциплин.

В результате студент получает навыки по составлению выписок, конспектов, библиографические списки, списки использованной литературы; умения по библиографическому описанию, выделению ключевых слов. Новое поколение учебной литературы: аудиовизуальные, электронные гипертекстовые, мультимедийные источники информации. Роль справочного аппарата как средство ориентировки в учебной книге. Рациональные приемы работы с документами в учебной и научно-исследовательской работе студентов. Правила оформления цитат, составления плана, реферата, аннотации. Работа с вспомогательным аппаратом книги: указателями, вступительная статья, заключение, оглавление, приложения. Поиск информации по вторичным источникам информации. Методика составления списка литературы к курсовой и дипломной работе.

3. Новые информационные технологии. Цель - овладение технологией применения компьютера для поиска, сбора, обработки информации.

Понятие о машиночитаемых базах данных. Электронные документы как новый способ представления информации. Понятие «гипертекст», мультимедиа. Автоматизированная информационно-поисковая библиотечная система «МАРК SOQ 1.10.». Алгоритм поиска информации в данной АБИС. Работа в модуле «ПОИСК». Работа с электронными библиотеками и электронными библиотечными системами. Сайт библиотеки КФ НГПУ.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В процессе овладения содержанием дисциплины студент должен знать:

  • рациональные приемы и способы самостоятельного ведения поиска информации и систематизации данных в соответствии с задачами учебного процесса;

  • справочно-поисковый аппарат библиотеки;

  • электронные библиотечные системы;

  • правила составления списка литературы к курсовой и дипломной работе;

Студент по окончании курса должен уметь:

  • уметь составить библиографическое описание;

  • свободно ориентироваться в изданиях РКП;

  • подготовить информационный запрос для ввода его в автоматизированную информационно-поисковую систему;

  • владеть стратегией поиска информации в машиночитаемой базе данных;

  • владеть поиском информации в электронных библиотечных системах;

  • владеть навыками поиска информации в карточных каталогах.

Общие требования.

Студент должен ознакомиться с содержанием курса, его целями и задачами (см. Рабочая программа. Пояснительная записка).

  • Осуществить самоконтроль усвоения полученных знаний, используя вопросы для контроля.

  • Выполнить практическое задание.


3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы


Всего часов


Семестр


Семестр

1

5

Общая трудоёмкость курса


32

16

16

Аудиторные занятия


16

8

8

Лекции (Л)


8

4

4

Практические занятия (ПЗ)


8

4

4

Лабораторные занятия (Лаб)

0

0

0

Самостоятельная работа


16

8

8

Вид итогового контроля




зачет

зачет



    1. Распределение часов по темам и видам учебной работы



п/п



Тема



Всего часов

в т.ч.

Самостоя­тельная работа

студентов





лекций

прак.

1

Информационные ресурсы общества. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения.













1.1.

ЭК библиотеки

4

2

2

4

1.2.

Отраслевая библиография. Методика поиска информации.

4

2

2

4

2.

Аналитико-синтетическая переработка источников информации в учебной и научно-исследовательской работе студентов.













2.1



Научно-вспомогательный аппарат книги.



2

2





2.2

Библиографический аппарат научной работы.

4

2

2

4

3

Новые информационные технологии.













3.1

Автоматизированные информационные ресурсы библиотеки. Методика работы с БД в АИПС «МАРК»

2




2

4




Всего:

32

8

8

16



4. Тематика лекционного курса «Библиография»

Тема 1. Справочно-поисковый аппарат библиотеки.

2 часа

Определение понятия «Библиотечный каталог». Функции алфавитного каталога. Общие правила расстановки карточек. Функции систематического каталога. Общие правила расстановки, карточек. Алфавитно-предметный указатель к систематическому каталогу. Систематическая картотека статей. Функции электронного каталога (ЭК). Методика поиска информации по ЭК.

Тема 2. Научно-вспомогательный аппарат книги (НВА).

2 часа

Определение понятия «НВА книги».Элементы НВА: аннотация, вступительная статья, предисловие, послесловие, комментарии, примечания, списки литературы, содержание, оглавление, указатели (алфавитный, предметный, именной, хронологический).

Тема 3. Отраслевая библиография. Методика поиска информации.

2 часа

Научные учреждения занимающиеся исследованиями и информационной деятельностью в стране. Справочные отраслевые издания. Издания РКП (Российской книжной палаты) как источник текущей отраслевой информации. Текущие отраслевые библиографические указатели.

Тема 4. Библиографический аппарат научной работы.

2 часа

Основные правила библиографического описания документов. Аналитическое описание. Правила группировки литературы в библиографическом списке к научной работе.

Формы проведения занятий и контрольных мероприятий

В процессе работы над материалом курса могут быть использованы разнообразные формы работы: лекции, практические занятия.

Текущий контроль в течение семестра осуществляется в виде, выполнения практических заданий.
5. Самостоятельная работа студентов

(методические рекомендации студентам)
Вопросы для самопроверки

После изучения темы, проверьте себя, отвечая на вопросы, приведенные ниже. Это поможет: а) закрепить полученные знания; б) подготовиться к выполнению тестового задания, в) зачету.
Контрольные вопросы к теме № 1.

  1. Назовите основные виды библиотечных каталогов?

  2. Какие сведения об издании отражены на библиотечной карточке?

  3. Укажите принцип расстановки библиотечных карточек в алфавитном каталоге?

  4. На какие вопросы отвечает алфавитный каталог?

  5. Что можно уточнить по систематическому каталогу, на какой вопрос он может ответить пользователю?

  6. Что является посредником между читателем и разделами систематического каталога?

  7. Какая АИБС используется в библиотеке вашего вуза?


Контрольные вопросы к теме № 2

1. Назовите компоненты научного аппарата книги?
Контрольные вопросы к теме № 3

  1. Структура государственной системы научно-технической информации России.

  2. Основная деятельность ВИНИТИ.

  3. Отраслевой профиль ИНИОН.

  4. Деятельность Российской книжной палаты.


Контрольные вопросы к теме № 4

  1. Какие виды группировки материала в списке литературы научной рукописи возможны?

  2. Схема библиографического описания литературы.

  3. Описание книг и статей.

  4. Правила библиографического описания локальных электронных изданий.


6. Содержание практических занятий по курсу «Библиография»

Практическое занятие № 1

  1. Поиск информации в алфавитном и систематическом каталогах.

  2. Заполнение читательского требования на книгу.

  3. Поиск информации в систематической картотеке статей.

  4. Правила заполнения читательского требования на статью из периодического издания и статью из сборника.


Основная литература:

  1. Воронько К. Л. Организация библиотечных фондов и каталогов в ЦБС / К. Л. Воронько. - М. : Книга,1985. -127 с.

  2. Справочник библиографа / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. - СПб. : Профессия, 2002. - 528 с.

  3. Справочник библиотекаря / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб., 2002. - 448 с.

  4. Сукиасян Э. Р. Библиотечные каталоги : методические материалы / Э. Р. Сукиасян. - М.: НПО Профиздат, 2001.- 192 с.

Дополнительная литература:

  1. Алфавитно-предметный указатель к систематическому каталогу : пособие для библиотекарей / отв. ред. Э. А. Сукиасян. - М. : Книга,1981.-160с.

  2. Каталоги и картотеки ЦБС : практ. пособ. - М. : Книга, 1985. -127 с.

  3. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях : учеб. - метод. пособ. / Н. И. Гендина [и др.]. - 2-е изд., перераб. - М. : Школьная б-ка, 2003.-296 с.


Практическое занятие № 2

  1. Методика поиска в ЭК с учетом принципиальных особенностей АБИС «МАРК-SQL».

  2. Выполнение запроса в режиме простого поиска АБИС.

  3. Поиск информации в ЭК с использованием словарей.

  4. Распечатка читательского требования.

Основная литература:

  1. Автоматизированная информационно-библиотечная система МАРК-SQL вариант. Версия 1.8 для Windows : руководство пользователя. - М. : НПО «Информ-система», 2004. - 262 с.

  2. Вершинин М. И. Электронный каталог: проблемы и решения : учеб. - практ. пособие / М. И. Вершинин. - СПб. : Профессия, 2007. - 232 с- (Серия «Библиотека»).

  3. Левова Л. Школа «МАРК» : практикум для начинающих пользователей АБИС «МАРК-SQL» / Л. Левова, С. Ефремов, И. Кузина // Библиотека в школе (Прилож. к газ. «Первое сентября»), - 2005. - № 8-10.

Дополнительная литература:

  1. Арме В. Электронные библиотеки / В. Арме : пер. с англ. : учеб. пособие / В. Арме. - М.: ПИК ВИНИТИ, 2002. - 273 с.

  2. Земсков А. И. Электронные библиотеки : учеб. пособие / А. И. Земсков, Я. Л. Шрайберг. - М. : Либерия, 2003. - 352 с.

  3. Электронная библиотека РГБ. Проблемы формирования и использования : сб.ст. / Рос. гос. б-ка НИО библиотековедения ; сост. Т. В. Майстрович. - М.: Пашков дом, 2003. -152 с.

Практическое занятие № 3

1 .Составление библиографического описания документов. 2.Составление аналитического описания документов. 3.Редактирование библиографического описания. 4.Редактирование списка использованной литературы
Основная литература:

  1. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. - М: Изд-во стандартов, 2004. - 48 с.

  2. ГОСТ 7.80-2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления. - Введ. 2001-07-01. - М. : Изд-во стандартов, 2000. - 7 с.

  3. ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. - Введ. 2002-07-01. - Минск : Изд-во стандартов, 2001.-31 с.

  4. ГОСТ 7.12-93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила. - М. : Изд-во стандартов, 1995. - 18 с.

  5. Савина И. А. Библиографическое описание документа : семиотический подход : учебно-метод. пособие / И. А. Савина ; под ред. Н. Б. Зиновьевой. - М.: Либерия, 2004. - 88 с.

  6. Савина И. А. Библиографическое описание документа : учеб. -метод, рекомендации / И. А. Савина ; под ред. Н. Б. Зиновьевой. -СПб. : Профессия, 2006. - 272 с.

Дополнительная литература:

  1. Калинина Г. П. Альтернативная запятая / Г. П. Каланина // Библиография. - 2005. - № 1. - С. 42-43.

  2. Калинина Г. П. Библиографическая запись на книгу. Основные положения и специфика составления / Г. П. Калинина // Библиография. - 2006. - № 3. - С. 60-67.

  3. Калинина Г. П. Заголовок библиографической записи : новое в правилах составления / Г. П. Калинина // Библиография. - 2000. -№2.-С. 41-46.

  4. Мангутова С. Д. Библиографическое описание сетевых ресурсов при оформлении ссылок и списков / С. Д. Мангутова // Библиография. - 2005. - № 4. - С. 49-55.

  5. Паршукова Г. Б. Методика поиска профессиональной информации : учеб. - метод, пособие / Г. Б. Паршукова. - СПБ. : Профессия, 2006. - 224 с.


Практическое занятие № 4

1. Поиск информации по изданиям государственной библиографии
(«Книжная летопись», «Летопись журнальных статей», «Летопись

рецензий»).

  1. Поиск информации по текущим отраслевым указателям.

  2. Методика работы с тематическими библиографическими указателями.

Основная литература:

  1. Брежнева В. В. Информационное обслуживание : продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий : учеб. - прак. пособ. / В. В. Брежнева, В. А. Минкина. - СПБ. : Профессия, 2004. - 304 с.

  2. Диомидова Г. Н. Библиографоведение : учебник / Г. Н. Диомидова. - СПб.: Профессия, 2002. - 288 с.

  3. Справочник библиографа / науч. ред. А. Н. Ванеев, B. А. Минкина. - СПб.: Профессия, 2002. - 528 с.

Дополнительная литература:

1. Калинин С. Ю. Юбилеи летописей Российской книжной палаты / C. Ю. Калинин // Библиография. - 2006. - № 3. - С. 38-41.

2. Карайченцева С. А. Книжная палата в годы войны /
С. А. Карайченцева // Библиография. - 2007. - № 3. - С. 11-25.
7. Формы контроля знаний

Примерный перечень вопросов к зачету:

  1. Назовите основные виды библиотечных каталогов.

  2. Какие сведения об издании отражены на библиотечной карточке.

  3. Укажите принцип расстановки библиотечных карточек в алфавитном каталоге.

  4. На какие вопросы отвечает алфавитный каталог.

  5. В каком порядке расставляются карточки однофамильцев, одного автора.

  6. Что можно уточнить по систематическому каталогу, на какой вопрос он может ответить пользователю.

  7. Что является посредником между читателем и разделами систематического каталога.

  8. Какая АИБС используется в библиотеке вашего вуза.

  9. Какие дополнительные возможности поиска информации предоставляет ЭК.

  10. Какова особенность оформления подстрочной библиографической ссылки.

  11. Как оформить внутритекстовую ссылку.

  12. Какие виды группировки материала в списке литературы научной работы возможны.

  13. Схема библиографического описания литературы.

  14. Какие документы считаются первичными и какие вторичными.

  15. Какая отличительная особенность универсальной энциклопедии.

  16. Какие отраслевые энциклопедии вы знаете.

  17. Назовите компоненты научного аппарата книги.


8. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:

  1. Володина В.П. Информационно-библиографическая культура: Учебно-методическое пособие, 2007: Пособие размещено на сайте Библиотечно-информационного центра ТюмГНГУ: Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (window.edu.ru): http://window.edu.ru/resource/924/62924

  2. Кириленко А.В. Основы информационной культуры. Библиография. Вып. 1: Учебное пособие / Под ред. Е.Г. Расплетиной. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2008. - 156 с.: Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (window.edu.ru): http://window.edu.ru/resource/402/54402

  3. Морщихина Л.А. Информационная культура личности: Материалы к учебному курсу / Поморский гос. ун-т. Каф. философии. - Архангельск: ПГУ, 2010. - 53 с.: Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (window.edu.ru): http://window.edu.ru/resource/568/73568

  4. Новые технологии в библиотечно-информационной практике и подготовке кадров: Тезисы выступлений VI научно-практической конференции и материалы IV краевого межведомственного конкурса "Молодые в библиотечном деле" / М-во культуры и масс. коммуникаций Перм. края, Перм. гос. ин-т искусств и культуры, Перм. гос. ордена "Знак Почета" краев. универс. б-ка им. А.М.Горького; сост. Т.В. Виноградова. - Пермь, 2008. - 107 с.: Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (window.edu.ru): http://window.edu.ru/resource/781/68781

  5. Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции: Труды XI Всероссийской научной конференции RCDL"2009 (Петрозаводск, Россия, 17-21 сентября 2009 г.). - Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2009. - 487 с.: Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (window.edu.ru): http://window.edu.ru/resource/819/67819


Периодика : Журналы: «Библиотека», «Библиография», «Мир библиографии», «Научные и технические библиотеки».



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «библиография» iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «библиография» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «библиография» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «библиография» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «библиография» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «библиография» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «библиография» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «библиография» iconПримерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «библиография» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «библиография» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «библиография» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «библиография» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «земельное право»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «библиография» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «библиография» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «библиография» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психодиагностика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «библиография» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск