Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 125.32 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Дата публикации27.10.2014
Размер125.32 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Психология > Программа дисциплины


Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»

Факультет Психологии



Программа дисциплины

Экзистенциальный анализ ценностей личности



для направления 030300.68 – Психология

подготовки магистра
Авторы: А. Лэнгле, existenz@hse.ru

Е.Б. Станковская, stankovskaya@hse.ru


Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры

«Психология» психологии личности
Председатель Зав. кафедрой психологии личности

____________ Штроо В.А. _____________ Старовойтенко Е.Б.

“____” ___________ 2010 г. “____” __________ 2010 г.


Утверждено УС

Факультета психологии

Ученый секретарь

____________ Старовойтенко Е.Б.
“____” ___________2010 г.


Москва 2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Авторы программы

Ph.D., M.D., профессор Лэнгле Альфрид Антон existenz@hse.ru,

Преподаватель Станковская Елена Борисовна stankovskaya@hse.ru
Требования к студентам (пререквизиты)

Для эффективного освоения данного курса студенты должны обладать знаниями по общей психологии, психологии личности, а также владеть содержанием учебных дисциплин «Основы экзистенциальной психотерапии», «Онтология личности» («Основы феноменологии»).
Аннотация

Учебная дисциплина «Экзистенциальный анализ ценностей личности» магистерской программы «Персонология и экзистенциальная психотерапия» входит в базовый курс программы подготовки психологов-консультантов и психотерапевтов Международного общества экзистенциального анализа и логотерапии (GLE-International, Австрия).

Данная дисциплина знакомит студентов с экзистенциальной аксиологией – центральным элементом теории современного экзистенциального анализа. Особое внимание при этом уделяется взаимосвязи ценностей личности и ее жизненных отношений, а также ценностей личности и ее чувств.

Учебные задачи дисциплины

В результате изучении дисциплины студент должен:

  • знать основные понятия экзистенциальной аксиологии и экзистенциально-аналитической теории эмоций;

  • понимать сущность экзистенциального подхода к персональному обхождению с ценностями и с чувствами;

  • распознавать и осуществлять рефлексию таких феноменов внутренней жизни, как фундаментальное отношение к жизни, фундаментальная ценность жизни, первичная и интегрированная эмоция, практическая и внутренняя ценность объекта;

  • уметь осуществлять психологический анализ ценностно-смысловой сферы и отношения человека к собственной жизни с использованием соответствующего категориального аппарата.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




п/п

Наименование темы


Всего часов по дисцип-лине

Аудиторные часы

Самосто-ятельная работа

Лекции

Семина-ры

Практи-ческие занятия

1

Фундаментальное отношение к жизни

34

4

2

4

24

2

Фундаментальная ценность жизни

38

6

4

4

24

3

Экзистенциально-аналитическая теория эмоций

42

6

4

6

26

4

Модель экзистенциально-аналитического обхождения с чувствами

36

6

4

4

22

5

Экзистенциальная аксиология

34

4

2

6

22

6

Экзистенциально-аналитический подход к персональному обхождению с ценностями

32

4

4

4

20




ИТОГО

216

30

20

28

138



БАЗОВЫЕ УЧЕБНИКИ:

  • Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. М.: Генезис, 2006. 235 с.

  • Лэнгле А. Эмоции и экзистенция. Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. 332 с.

  • Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

http://www.klex.ru/2bv



ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ


  • текущий контроль: оценки посещаемости и активности на лекционных и семинарских занятиях;

  • промежуточный контроль: 2 эссе (10 тыс. знаков); 1 реферат (20 тыс. знаков);

  • итоговый контроль: экзамен.


Методика формирования итоговой оценки:

При определении итоговой оценки Ои учитываются: оценка за активность на занятиях Озн, оценки за эссе Оэ1 и Оэ2, оценка за реферат Ор и оценка за ответ на вопросы экзамена Оэкз.

Относительная важность оценок: Wзн Wэ1 Wэ2 Wр Wэкз

0,3 0,1 0,1 0,1 0,4

Если у студента: Озн Оэ1 Оэ2 Ор Оэкз

7 7 8 7 9

Ои = Озн * Wзн + Оэ1 * Wэ1 + Оэ2 * Wэ2 + Ор * Wр + Оз * Wз = 7 * 0,3 + 7 * 0,1 + 8 * 0,1 + 7 * 0,1 + 9 * 0,4 = 7,9

После округления Ои = 8.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Фундаментальное отношение к жизни

Содержание темы: Фундаментальное отношение к жизни: обхождение с фактом «бытия живым». Фундаментальный вопрос жизни: «Какова для меня жизнь?». Субъективная шкала оценки качества жизни: чувство удовольствия и интуитивное переживание ценности жизни. Три характеристики жизни: эмоциональность, течение-движение-изменение, витальная сила.
Основная литература:

  1. Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. М.: Генезис, 2005. С. 112-153.

  2. Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. М.: Генезис, 2006. С. 20-64.

  3. Лэнгле А. Дотянуться до жизни. Экзистенциальный анализ депрессии. М.: Генезис, 2010. С. 14-63.

  4. Лэнгле А. Эмоции и экзистенция. Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. С. 76-124.

Дополнительная литература:

  1. Бьюдженталь Д. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии. М.: Независимая фирма «Класс», 2005. C. 20-32.

  2. Марсель Г. Опыт конкретной философии. М.: Республика, 2004. 224 с.

  3. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2002. 639 с.

  4. Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков: Фолио, 2003. 509 с.


Тема 2. Фундаментальная ценность жизни

Содержание темы: Фундаментальная ценность жизни как интегральная характеристика качества фундаментального отношения к жизни. Феноменология фундаментальной ценности (переживание «мне нравится жить»). Субъективная доля фундаментальной ценности: предпосылки и психологическое содержание. Объективная доля фундаментальной ценности жизни: ценность жизни как основа ценностно-смысловой сферы личности. Взаимосвязь фундаментальной ценности и способности личности к установлению отношений. Индукция и развитие фундаментальной ценности жизни. Психологические и психические расстройства, вызванные нарушениями переживания фундаментальной ценности жизни. Экзистенциально-аналитическое понимание депрессии.

Основная литература:

  1. Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. М.: Генезис, 2006. С. 20-64, 152-184.

  2. Лэнгле А. Дотянуться до жизни. Экзистенциальный анализ депрессии. М.: Генезис, 2010. 128 с.

  3. Лэнгле А. Эмоции и экзистенция. Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. С. 16-67.

Дополнительная литература:

  1. Когнитивная терапия депрессии / под ред. А. Бека. СПб.: Питер, 2003. 304с.

  2. Соколова Е.Т. Психотерапия: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 131-142.


Тема 3. Экзистенциально-аналитическая теория эмоций

Содержание темы: Роль эмоций в индивидуальной жизни: чувство как способ восприятия объекта в аспекте его значимости для индивидуальной жизни личности. Динамика возникновения и развития чувств. Дифференциация чувств в соответствии с предметом восприятия: чувства в узком смысле и феноменологическое чувствование. Психологические характеристики влечения, аффекта, эмоции, настроения. Классификация чувств по этапам процесса переработки впечатлений: первичная эмоция и интегрированная эмоция. Психический и духовный аспекты чувств. Антропологическое значение чувств.
Основная литература:

  1. Лэнгле А. Эмоции и экзистенция. Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007, с. 42-75, 125-180.

  2. Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. М.: Генезис, 2006, с. 208-228.

Дополнительная литература:

  1. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. СПб.: Наука, 1999. 230 с.

  2. Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций / Психология эмоций // сост. В. К. Вилюнас, СПб.: Питер, 2008, с. 120-138.

  3. Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2009. 464 с.


Тема 4. Модель экзистенциально-аналитического обхождения с чувствами

Содержание темы: Экзистенциальная установка по отношению к чувствам: признание ценности, позиция открытости по отношению к собственным чувствам. Персональная активность «обращения» как способ интенсификации переживаний. Динамика процесса интеграции эмоции: стадии восприятия, понимания, соотнесения с совестью, занятия позиции, формирования воли. Методические рекомендации для сопровождения и фасилитации этого процесса в практике психологического консультирования. Влияние семьи и стиля воспитания на способность человека переживать и понимать собственные чувства. «Эмоциональный поворот» в консультировании при отвержении клиентом своих чувств.

Основная литература:

  1. Лэнгле А. Эмоции и экзистенция. Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. С. 76-163, 307-320.

  2. Лэнгле А. Дотянуться до жизни. Экзистенциальный анализ депрессии. М.: Генезис, 2010. 128 с.

Дополнительная литература:

  1. Франкл В. Воля к смыслу. М.: ЭКСМО, 2000. 368 с.


Тема 5. Экзистенциальная аксиология

Философские и психологические определения ценностей. Понимание ценностей В. Франклом. Экзистенциально-аналитическая концепция ценностей. Феноменологическое описание ценностей. Психические и духовные компоненты персональных ценностей. Включенность в отношения как основа для возникновения ценностей. Взаимосвязь восприятия конкретной ценности и переживания фундаментальной ценности жизни. Дифференциация влечений и ценностей. Внутренняя ценность и практическая ценность.
Основная литература:

  1. Лэнгле А. Эмоции и экзистенция. Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007, с. 76-124.

  2. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С.93-129.

  3. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб.: Речь, 2000

Дополнительная литература:

  1. Лосский Н.О. Ценность и Бытие. М.: АСТ, 2000. 861 с.

  2. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. 490 с.

  3. Юречко О.Н. Ценностное измерение человека: опыт философской антропологии М. Шелера // Социальная теория и современность. Вып.24, М., 1996, с. 198-204.


Тема 6. Экзистенциально-аналитический подход к персональному

обхождению с ценностями

Способы восприятия ценностей: рефлексивный, интуитивный, эмпирический. Методические рекомендации для интенсификации переживания ценности: позиция открытости, персональная активность по установлению отношений и обращению к объекту. Культура как «сокровищница» человеческих ценностей: культурные формы трансляции и развития персональных ценностей (традиции, практики, идеалы). Культура празднования как способ усиления переживания значимости события.


Основная литература:

  1. Лэнгле А. Эмоции и экзистенция. Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007, с. 76-124.

  2. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990, с.284-360.

Дополнительная литература:

  1. Франкл В. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. 105 с.

  2. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. 490 с.



ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Тематика эссе:


  • Мое отношение к собственной жизни

  • Мой опыт обнаружения собственной жизненности: на основании каких критериев я замечаю, что живу?

  • Динамический аспект жизни: моя жизнь как изменение, преобразование, становление

  • Энергетический аспект жизни: витальная сила и желание жить

  • Самоисследование фундаментальной ценности жизни

  • «Да» жизни: вклады значимых других в мое переживание фундаментальной ценности жизни

  • Мой опыт укрепления фундаментальной ценности жизни

  • Мой опыт переживания неуверенности в ценности жизни или ее утраты

  • О чем говорят мои чувства? Анализ содержания конкретного переживания

  • Метаморфозы переживания: от первичной эмоции к интегрированной

  • Что наполняет мою жизнь ценностью?

  • Взаимосвязь практической и внутренней ценности (анализ конкретного примера)

  • Возможности и ограничения рационального (рефлексивного) познания ценностей

  • Культура празднования в моей жизни

  • Мои персональные ценности: диалог индивидуальности и культуры

Тематика рефератов:


  • Обзор современных исследований качества жизни и субъективной удовлетворенности жизнью

  • Категория «жизнь» сквозь призму различных подходов: специфика экзистенциально-аналитического понимания

  • Сравнительный анализ концепций депрессии в различных психотерапевтических школах

  • Стратегии и содержание психотерапии депрессии в когнитивной (когнитивно-бихевиоральной), гештальт-терапии и в экзистенциальном анализе А. Лэнгле

  • Сравнительный анализ различных подходов к пониманию человеческих эмоций

  • Обзор современных классификаций эмоций

  • Возможности и ограничения психологического исследования ценностей личности

  • Феноменологическая аксиология М. Шелера и ее вклад в современный экзистенциальный анализ

  • Культура как «сокровищница» человеческих ценностей: синтез идей культурной психологии личности и экзистенциального анализа

  • Культурные формы трансляции и развития персональных ценностей личности

  • Культурные формы для формирования фундаментальной ценности жизни: анализ традиций и практик народов мира



Вопросы для оценки качества усвоения дисциплины:


  • Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу:

Каково содержание фундаментального отношения к жизни?

Какие ключевые характеристики «жизни» выделяются в экзистенциальном анализе?

Что, с точки зрения экзистенциального анализа, представляет собой первичная эмоция?

Что, с точки зрения экзистенциального анализа, представляет собой интегрированная эмоция?

Как, с точки зрения экзистенциального анализа, может быть определен аффект?

Что, с точки зрения экзистенциального анализа, представляет собой настроение?

В чем заключается разница между чувством в узком смысле и чутьем (интуитивным чувствованием)?

Как понимается ценность в экзистенциальном анализе?

Что представляет собой фундаментальная ценность жизни?

Как можно «ухаживать» за фундаментальной ценностью жизни?

В каком соотношении находятся ценность и чувство?

Как связаны ценности и отношения?

В чем заключаются основные различия между внутренней и практической ценностью?

Какие культурные формы трансляции и развития персональных ценностей Вам известны?


Авторы программы: ________________________ А. Лэнгле


__________________ Е.Б. Станковская


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма Правительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск