Скачать 125.32 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Факультет ПсихологииПрограмма дисциплины Экзистенциальный анализ ценностей личностидля направления 030300.68 – Психология подготовки магистра Авторы: А. Лэнгле, existenz@hse.ru Е.Б. Станковская, stankovskaya@hse.ru Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры«Психология» психологии личностиПредседатель Зав. кафедрой психологии личности____________ Штроо В.А. _____________ Старовойтенко Е.Б. “____” ___________ 2010 г. “____” __________ 2010 г. Утверждено УС Факультета психологии Ученый секретарь ____________ Старовойтенко Е.Б. “____” ___________2010 г. Москва 2010 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Авторы программы Ph.D., M.D., профессор Лэнгле Альфрид Антон existenz@hse.ru, Преподаватель Станковская Елена Борисовна stankovskaya@hse.ru Требования к студентам (пререквизиты) Для эффективного освоения данного курса студенты должны обладать знаниями по общей психологии, психологии личности, а также владеть содержанием учебных дисциплин «Основы экзистенциальной психотерапии», «Онтология личности» («Основы феноменологии»). Аннотация Учебная дисциплина «Экзистенциальный анализ ценностей личности» магистерской программы «Персонология и экзистенциальная психотерапия» входит в базовый курс программы подготовки психологов-консультантов и психотерапевтов Международного общества экзистенциального анализа и логотерапии (GLE-International, Австрия). Данная дисциплина знакомит студентов с экзистенциальной аксиологией – центральным элементом теории современного экзистенциального анализа. Особое внимание при этом уделяется взаимосвязи ценностей личности и ее жизненных отношений, а также ценностей личности и ее чувств. Учебные задачи дисциплины В результате изучении дисциплины студент должен:
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БАЗОВЫЕ УЧЕБНИКИ:
http://www.klex.ru/2bvФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Методика формирования итоговой оценки: При определении итоговой оценки Ои учитываются: оценка за активность на занятиях Озн, оценки за эссе Оэ1 и Оэ2, оценка за реферат Ор и оценка за ответ на вопросы экзамена Оэкз. Относительная важность оценок: Wзн Wэ1 Wэ2 Wр Wэкз 0,3 0,1 0,1 0,1 0,4 Если у студента: Озн Оэ1 Оэ2 Ор Оэкз 7 7 8 7 9 Ои = Озн * Wзн + Оэ1 * Wэ1 + Оэ2 * Wэ2 + Ор * Wр + Оз * Wз = 7 * 0,3 + 7 * 0,1 + 8 * 0,1 + 7 * 0,1 + 9 * 0,4 = 7,9 После округления Ои = 8. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема 1. Фундаментальное отношение к жизни Содержание темы: Фундаментальное отношение к жизни: обхождение с фактом «бытия живым». Фундаментальный вопрос жизни: «Какова для меня жизнь?». Субъективная шкала оценки качества жизни: чувство удовольствия и интуитивное переживание ценности жизни. Три характеристики жизни: эмоциональность, течение-движение-изменение, витальная сила. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 2. Фундаментальная ценность жизни Содержание темы: Фундаментальная ценность жизни как интегральная характеристика качества фундаментального отношения к жизни. Феноменология фундаментальной ценности (переживание «мне нравится жить»). Субъективная доля фундаментальной ценности: предпосылки и психологическое содержание. Объективная доля фундаментальной ценности жизни: ценность жизни как основа ценностно-смысловой сферы личности. Взаимосвязь фундаментальной ценности и способности личности к установлению отношений. Индукция и развитие фундаментальной ценности жизни. Психологические и психические расстройства, вызванные нарушениями переживания фундаментальной ценности жизни. Экзистенциально-аналитическое понимание депрессии. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 3. Экзистенциально-аналитическая теория эмоций Содержание темы: Роль эмоций в индивидуальной жизни: чувство как способ восприятия объекта в аспекте его значимости для индивидуальной жизни личности. Динамика возникновения и развития чувств. Дифференциация чувств в соответствии с предметом восприятия: чувства в узком смысле и феноменологическое чувствование. Психологические характеристики влечения, аффекта, эмоции, настроения. Классификация чувств по этапам процесса переработки впечатлений: первичная эмоция и интегрированная эмоция. Психический и духовный аспекты чувств. Антропологическое значение чувств. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 4. Модель экзистенциально-аналитического обхождения с чувствами Содержание темы: Экзистенциальная установка по отношению к чувствам: признание ценности, позиция открытости по отношению к собственным чувствам. Персональная активность «обращения» как способ интенсификации переживаний. Динамика процесса интеграции эмоции: стадии восприятия, понимания, соотнесения с совестью, занятия позиции, формирования воли. Методические рекомендации для сопровождения и фасилитации этого процесса в практике психологического консультирования. Влияние семьи и стиля воспитания на способность человека переживать и понимать собственные чувства. «Эмоциональный поворот» в консультировании при отвержении клиентом своих чувств. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 5. Экзистенциальная аксиология Философские и психологические определения ценностей. Понимание ценностей В. Франклом. Экзистенциально-аналитическая концепция ценностей. Феноменологическое описание ценностей. Психические и духовные компоненты персональных ценностей. Включенность в отношения как основа для возникновения ценностей. Взаимосвязь восприятия конкретной ценности и переживания фундаментальной ценности жизни. Дифференциация влечений и ценностей. Внутренняя ценность и практическая ценность. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 6. Экзистенциально-аналитический подход к персональному обхождению с ценностями Способы восприятия ценностей: рефлексивный, интуитивный, эмпирический. Методические рекомендации для интенсификации переживания ценности: позиция открытости, персональная активность по установлению отношений и обращению к объекту. Культура как «сокровищница» человеческих ценностей: культурные формы трансляции и развития персональных ценностей (традиции, практики, идеалы). Культура празднования как способ усиления переживания значимости события. Основная литература:
Дополнительная литература:
ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ Тематика эссе:
Тематика рефератов:
Вопросы для оценки качества усвоения дисциплины:
Каково содержание фундаментального отношения к жизни? Какие ключевые характеристики «жизни» выделяются в экзистенциальном анализе? Что, с точки зрения экзистенциального анализа, представляет собой первичная эмоция? Что, с точки зрения экзистенциального анализа, представляет собой интегрированная эмоция? Как, с точки зрения экзистенциального анализа, может быть определен аффект? Что, с точки зрения экзистенциального анализа, представляет собой настроение? В чем заключается разница между чувством в узком смысле и чутьем (интуитивным чувствованием)? Как понимается ценность в экзистенциальном анализе? Что представляет собой фундаментальная ценность жизни? Как можно «ухаживать» за фундаментальной ценностью жизни? В каком соотношении находятся ценность и чувство? Как связаны ценности и отношения? В чем заключаются основные различия между внутренней и практической ценностью? Какие культурные формы трансляции и развития персональных ценностей Вам известны? Авторы программы: ________________________ А. Лэнгле __________________ Е.Б. Станковская |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | ||
Программа Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |