Скачать 2.79 Mb.
|
Министерство образования Саратовской области ГБОУ СО СПО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И.Панферова» Учебно-методическое пособие по дисциплине «Основы педагогического мастерства» Авторы-составители: Колоколова Е.В., Титова О.В., преподаватели дисциплины «Основы педагогического мастерства» Вольск, 2012 Содержание Пояснительная записка…………………………………………………………………..3 Раздел 1. Изучение общих основ педагогического мастерства………………………….5 1.1. Педагогическое мастерство и его значение в формировании личности педагога…………...5 1.2.Структура педагогического мастерства………………………………………………..13 Раздел 2. Освоение компонентов педагогической техники как инструментария педагогического мастерства……………………………………………………………………..33 2.1. Компоненты педагогической культуры……………………………………………….33 Раздел 3. Освоение технологии педагогического общения……………………………54 3.1.Педагогическое общение, его функции, стили…………………………………………54 3.2.Технология разрешения конфликтов……………………………………………………78 Раздел 4. Овладение мастерством в управлении учебно-воспитательным процессом 4.1.Индивидуальный стиль деятельности педагога……………………………………….91 4.2.Самообразование самовоспитание как факторы самосовершенствования педагогического мастерства……………………………………………………………………...101 Словарь терминов ………………………………………………………………………119 Экзаменационные вопросы…………………………………………………………...127 Литература…………………………………..…………………………………………..128 Введение Дисциплина «Основы педагогического мастерства» позволит будущему учителю сформировать представление о целостности профессиональной деятельности педагога, поможет осознать себя в роли педагога-воспитателя, оценить свои способности. В данной ситуации создание современного учебно-методического пособия по дисциплине «Основы педагогического мастерства», раскрывающего не только традиционную проблематику учебно-воспитательного процесса, но и специфику работы школы завтрашнего дня, где должны работать творческие учителя, безусловно, является актуальным и своевременным. Цель настоящего учебно-методического пособия - оказать помощь студентам и педагогам при подготовке к лекционным и практическим занятиям по дисциплине «Основы педагогического мастерства», направленным на развитие личности будущего педагога и их творческую самореализацию в ходе обучения. Основные задачи, решаемые учебно-методическим пособием:
Материал данного учебно-методического пособия систематизирован по разделам. Первый раздел позволяет раскрыть сущность педагогического мастерства, определить его значение в формировании личности педагога, а также рассмотреть структуру педагогического мастерства. Второй раздел помогает овладеть компонентами педагогической культуры, педагогической техники. Содержание третьего раздела раскрывает сущность педагогического общения, конкретизирует его функции, стили, технологии разрешения конфликтов. Четвертый раздел раскрывает значение мастерства учителя в управлении учебно-воспитательным процессом. Рассматривается понятие индивидуального стиля деятельности педагога. Большое внимание в разделе уделяется процессам самообразования и самовоспитания как факторам самосовершенствования педагогического мастерства. Данное учебно-методическое пособие является не только источником информации для усвоения, но и выполняет функцию организации творческого учебного процесса. Главная цель лекционных занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретических знаний применительно к особенностям изучаемой специальности. Отличительной особенностью предлагаемых лекций как формы работы является активное участие самих студентов в коллективном объяснении вынесенных для обсуждения вопросов и проблем. Предлагаемые варианты лекций определены следующей схемой: тема, план, вопросы, предлагаемые для обсуждения на лекции, основное содержание лекции, вопросы для самоконтроля. Данная основа позволяет максимально реализовать творческие ресурсы студентов, которые с удовольствием участвуют в групповых формах работы, снимающих возможный психологический дискомфорт и вселяющих уверенность в собственные силы. Практические занятия ориентированы на закрепление изученного теоретического материала и формирование определенных профессиональных умений и навыков. Под руководством и контролем со стороны преподавателя студенты выполняют конкретные задания, упражнения, моделируют ситуации профессиональной деятельности, решают комплекс учебно-профессиональных задач. Разновидностью практических занятий являются тренинги, представляющие систему регулярных упражнений, направленных на развитие определенных способностей, умений и навыков или их совершенствование. Тренинг требует соответствующей подготовки и ответственного отношения со стороны каждого студента. Предлагаемые варианты практических занятий определены следующей схемой: тема, цель занятия, план, вопросы для повторения, тренинги, упражнения, различные виды игр, моделирование ситуаций профессиональной деятельности, творческие задания, рефлексия. После лекционных и практических занятия предлагается задания для самостоятельной работы студентов. Они направлены на организацию внеаудиторной работы, т.к. приучает студента к выполнению определенного комплекса заданий вне наличия непосредственной обратной связи, корректирующих, контролирующих и оценивающих действий преподавателя. Задания СРС включают: работу с монографиями, учебными пособиями, учебниками, Интернет-ресурсами; работу с периодической печатью; задания, направленные на решение педагогических ситуаций; задания для самоисследования; задания, направленные на формирование общеучебных умений; творческие задания. Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
В рамках учебного процесса, организованного на основе вышеназванных подходов, данное учебно-методическое пособие позволяет студентам:
Учебно-методическое пособие адресовано студентам третьего и четвертого курсов и преподавателям данной дисциплины. РАЗДЕЛ 1. ИЗУЧЕНИЕ ОБЩИХ ОСНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
1.1.1 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА Мы приступаем к изучению нового предмета «Основы педагогического мастерства». Вдумайтесь в название предмета - основы педагогического мастерства. Речь пойдет о педагоге-мастере, мастере своего дела... ЗАДАНИЕ: подобрать эпитеты (блестящий педагог, педагог с большой буквы, педагог от бога и т.д.). Как стать таким педагогом, как заслужить такое звание мы будем учиться на наших уроках. Преподавание предмета ОПМ, в отличие от появляющихся новых специальных предметов, отличается своей традиционностью и стабильностью. Данный предмет является обязательным во всех учебных педагогических заведениях и ценен своей профессиональной и личностной значимостью. И хотя курс рассчитан на довольно короткий срок - 1 год (30 - 36 учебных часов), вам предстоит не только узнать много интересного о мастерах педагогического дела, секретах педагогического взаимодействия, но и многому научиться. Несомненно, о роли педагога в жизни ребенка вы размышляли на многих уроках в течение всего курса обучения в профессиональном учреждении. К концу учебы, независимо от цели пребывания в данном учреждении, у вас сложилось собственное мнение о педагогической профессии, о важности и специфике данной деятельности, выбран идеал педагога-воспитателя. ВОПРОС: Каким, по вашему мнению, должен быть современный учитель? Все перечисленные качества, выступают в роли требований к личности современного педагога, и, согласитесь, являются общечеловеческими ценностями. И хотя, сегодня радикально изменились как организация, так и содержание образования, в нашей памяти образ учителя всегда ассоциируется с добротой, вниманием, теплом и заботой. Таким образом, называя и признавая ценности, вы предъявили требования к самому себе, выдвинув их на первый план и ориентируясь на них. В качестве подтверждения или непринятия данного рода деятельности я предлагаю вам тест (Тест из книги «Выбирайте профессии» Прациной Е.Н., стр. 42-44, или из методического пособия, стр. 17,19). ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТ 1. Считают ли другие, что Вы человек обидчивый, ранимый, уязвимый в общении (в ответ на критику, замечания?) 2. У Вас долго сохраняется в душе осадок от разного рода переживаний, возникающих в общении (досады, радости, печали)?
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Если Вы на большинство вопросов ответили «да», Вам предстоит большая работа над собой, чтобы добиться успеха в профессиональной деятельности учителя. Последнее десятилетие в жизни нашей страны многое изменило. Изменились наши главные жизненные цели, ценностные ориентиры, отношение к различным профессиям. Хотя профессия учителя сейчас осложнена многими обстоятельствами: низкооплачиваемость, сложность взаимодействия с современным поколением - отношение к ней по-прежнему серьезное. Во Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве...» Эта мысль воспринимается особенно значительно в условиях российского образования. На смену авторитарной педагогике пришла педагогика свободы, педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение. К педагогу сегодняшней школы предъявляются новые особые требования: быть другом, быть рядом, найти тот единственный ключик к сердцу ребенка, суметь убедить его в необходимости учиться, а не «проходить» учебный материал. Он должен заставлять ученика возжелать учиться, думая о нем, о его будущем. ВОПРОС: Бывает ли вам скучно на уроках и почему? Учителя несут ответственность за своих детей, поэтому они должны контролировать и предмет изучения, и стиль общения с учащимися (владение своим голосом, телом, мимикой - в совокупности выразят степень увлеченности своим предметом), и образовательную среду (обстановку в классе), а самое главное - самих себя. Это и есть педагогическое мастерство, искусство быть педагогом. Учителя больше воздействуют на детей своим отношением к работе и своим характером на процесс обучения и воспитания, чем тем, что они говорят. С возрастом мы забываем, о чем они нам говорили даже самые лучшие педагоги. Но их образ продолжает дисциплинировать нас; мы по-прежнему будем помнить то, что они из себя представляли. «Педагогу надо обладать огромным талантом человеколюбия и безграничной любовью к своему труду и, прежде всего к детям, чтобы долгие годы сохранить бодрость духа, ясность ума, свежесть впечатлений, восприимчивость чувств...» «Наш важнейший педагогический инструмент умение глубоко уважать человеческую личность в своем воспитании». «Учить ребенка видеть и понимать людей - это, пожалуй, самое сложное в трудном деле воспитания человека». В.А. Сухомлинский «Орудием и посредником воспитания должны быть любовь, а целью человечность...». В.Г. Белинский Итак, что же такое педагогическое мастерство? Существуют разные представления о педагогическом мастерстве у разных авторов. Приведу наиболее известные. Мастерство - «высший уровень педагогической деятельности... проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов». И.А. Зязюн Мастерство - «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения». Педагогическая энциклопедия Мастерство - «синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств учителя». А.И. Щербаков. Педагогическое мастерство комплекс свойств личности, обеспечивающий ей высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. И.А. Зязюн Возьмите слово за основу и на огонь поставьте слово. Возьмите мудрости щепоть, наивности большой ломоть, Немного звезд, намного перца, кусок трепещущего сердца. И, на конфорке мастерства прокипятите раз и два, Теперь пишите! Но сперва - родитесь все - таки поэтом! Кено (современный франц. поэт) Девчонок из нашего класса карьера влечет артистическая, Профессий на свете много, а мне нужна - романтическая. Я буду работать в кузнице, только не в той, где молоты. Возьму с собой в союзницы милую, светлую молодость. Мне не ковать по инструкциям плуги для мощных тракторов Будут моей продукцией человеческие характеры. Предметы моей романтики на солнышке ласково щурятся, Носят на маковках бантики, парами ходят на улицах. Любопытных, неловких с виду я в большую жизнь поведу. И артистки будут завидовать воспитателю в детском саду. Неведомый мир, обширный я детям открою весело. Самая в мире мирная - это моя профессия! Выпускница ВПУ Н. Поздеева Так кто же он — педагог-мастер? Вл. Даль так определяет понятие «мастер» в своем «толковом словаре». Мастер - это искусный в своем деле человек. Откуда берутся педагоги-мастера? Родится ли человек с признаками мастера или может стать им в результате длительной деятельности? Педагогом - мастером можно стать при определенных склонностях к делу воспитания и при постоянной работе над собой. ТЕСТ ГОТОВНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
13.Как бы вы повели себя с человеком, который вам неприятен? а) Не станете замечать его? б) Все равно будете с ним общаться? в) Преодолеете себя и будете искать в нем хорошее? 14.Вы попали в новое общество, где вас не знают. Как вы будете себя вести, чтобы вас признали? а) Больше говорить? б) Больше слушать? в) Найдете другие способы? 15. Часто ли вы уверены в своем успехе? а) Да. б) Нет. в) Нe всегда. 16.Можете ли вы свободно общаться с людьми? а) Нет. б) Зависит от настроения. в) Да. 17. Вы ждете автобус, до прихода которого осталось 10-35 мин. К вам подходит женщина и просит присмотреть за ребенком 5 мин, обещая быстро вернуться из аптеки, расположенной рядом с остановкой. Проходит время, идет автобус, но женщины нет, а автобус последний. Что вы будете делать? а) Уедите? б) Будете ждать? в) Найдете иной выход? 18.На что вы обращаете внимание при знакомстве? а) На одежду? б) На манеру держаться? в) На глаза? 19. В магазине большая очередь, а вам необходимо купить нужную вещь как вы поступите? а) Постоите? б) Уйдете? в) Предпримите еще что-нибудь? 20.Если бы у вас был выбор, что бы вы предпочли для себя? а) Шить? б) Вязать? в) И то, и другое? 21. Вы едете на вечер, на ногах у вас изящные туфли. Вы спешите и решили идти коротким путем, но там большая лужа. Что вы предпримите? а) Вернетесь? б) Пойдете прямо? в) Примете другое решение? 22.Вы видите человека, который смеется. Ваша реакция на это? а) не прореагируете? б) Улыбнетесь? в) Удивитесь? 23. К вам обратился человек в трудную минуту, ищет у вас сочувствия. Как вы поступите? а) Дадите совет, как справиться с трудностями? б) Просто выслушаете и посочувствуете? в) Будете помогать? 24.Что вы сделаете, если у вас в группе с первых дней сложатся недоброжелательные отношения? а) Будете избегать конфликтов? б) Заставите себя сказать: «Я не права», даже, если на ваш взгляд, вы правы? в) Докажете свою «правоту»? 25. Какие качества вы больше всего цените в людях? а) Доброту? б) Решительность? в) Терпимость? Подведите итог: за ответы «а» - 2 балла; за ответы «б» - 1 балл; за ответы «в» -О баллов. Вы набрали менее 20 баллов. Вы обладает отличными задатками, чтобы эффективно влиять на окружающих, у вас есть способности учить, воспитывать, управлять людьми, вы обладаете силой убеждения, можете быть хорошим учителем, воспитателем психологом. Вы набрали от 20 до 30 баллов. Вы оцениваете себя реально, но вы чересчур сдержанны, и это иногда может быть истолковано как равнодушие, У вас есть возможность потренироваться в выработке быстрой и правильной реакции на происходящее, и тогда вы сможете быть педагогом. Вы набрали более 30 баллов. Вы несколько самоуверенны, вам надо стать более самостоятельным и терпеливым, однако вы достаточно сообразительны, чтобы не попасть впросак: отдельные ошибки, которые вы допускаете, связаны скорее не с незнанием чего-то, а с невнимательностью. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Пример: «Я - учительница. И этим горжусь. Именно это дает мне радость, ощущение полноты жизни, чувство сохраненной молодости. А бывшие мои однокурсницы, встретившись после долгой разлуки, удивляются: «Где работаешь? Ах, в школе!» - и на лицах их выражается недоумение; что же, мол, ты лучше ничего не достигла в жизни? Я - учительница. И это самое большое, чего я достигла в жизни! Вероятно, каждый, кто любит свою профессию, считает ее самой увлекательной, самой благородной - самой лучшей на свете. Так рассуждает и металлург, и врач, и астроном, и токарь, и журналист... И каждый из этих людей, наверное, уверен, что его профессия -_ не только самая лучшая, но и самая трудная, самая ответственная. А я убеждена: нет на свете работы более важной и более мучительной, более радостной и более нужной людям, чем наша учительская профессия. Рассказать о ней очень трудно; в ней нет, на первый взгляд, ничего романтического, ничего таинственного, ничего особенного...» (Н. Долинина). «Мне... на моем веку, не раз предлагали различные руководяще должности... Но я остался и остаюсь слесарем. И если бы пришлось повторить жизнь заново, я избрал бы тот же самый путь... рабочий сегодня - это и ответственно, и интересно, и, не побоюсь громкого слова, почетно... Если уж тебе повезло, и ты нашел дело себе по охоте и по плечу, то держаться за него надо изо всех сил, что называется, руками и зубами. Лишь оно одно, дает тебе устойчивость... Лишь в нем ты можешь до конца выразить всю свою сокровенную суть, обнаружить ее и для людей, и для самого себя в полной мере и во всем масштабе - иначе им, людям, суждено будет прожить бок о бок не с самим человеком, а лишь с его фамилией да дюжиной-другой взятых напрокат привычек... Дать жизни емкость и полноту... может лишь тот труд, к которому ты полнее всего способен». (С. Антонов). 1.1.2 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО КАК КОМПЛЕКС СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: 1. В чем заключается цель педагогической деятельности? 2. Кем выдвигаются и конкретизируются задачи педагогической деятельности? 3. Кто является объектом педагогической деятельности? 4. Кто выступает в роли субъекта педагогической деятельности? 5. Каковы главные средства воспитания? Настоящий педагог понимает, что этими компонентами педагогической деятельности он должен управлять, выстраивая цель, конкретизируя задачи, активизируя объект, подбирая средства. Но как? За счет, каких индивидуально-личностных особенностей, внутренних резервов, какой опоры в своей личности? И здесь мы подходим к пониманию сущности педагогического мастерства как системы. МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ — это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по признанию и любящему детей. ПЕДАГОГ — МАСТЕР своего дела это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО — комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО - сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя, как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессионально-педагогической деятельностью. Существует философский принцип — подобное создается подобным: нравственность ученика — формируется нравственностью учителя; знание — знанием; мастерство — мастерством. Никакие современные технологии обучения и технические средства не помогут преподавателю выстроить свою педагогическую деятельность, если он сам личностно и профессионально не готов к ней. Определяя требования к личности педагога, обеспечивающие его готовность к профессиональной деятельности, психолого-педагогическая наука стремится их объединить в более обобщенные целостные свойства. К таким важным свойствам мы относим гуманистическую направленность деятельности учителя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику. Итак, все четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие, самосовершенствование. Основа — гуманистическая направленность и профессиональные знания, условия успешности — способности, средства - умения в области педагогической техники. Современные ученые рассматривают составляющие педагогического мастерства более широко (таблица №1). ТАБЛИЦА №1 |
Основы педагогического мастерства Учебное пособие Учебное пособие к п н. Якушевой С. Д. предназначено для преподавателей и студентов (обучающихся по педагогическим специальностям... | Учебно-методическое пособие основы стратиграфии часть II. Задания... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов геологического факультета Казанского государственного университета, изучающих... | ||
Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе Специальность... Большой практикум. Раздел «Свободнорадикальные процессы в биологических системах»: Учебно-методическое пособие по самостоятельной... | Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму | ||
Методическое пособие Канск 2006 Печатается по решению научно-методического... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов и преподавателей педагогических учебных заведений | Учебно-методическое пособие для студентов специальность 050144 Дошкольное... Данное учебно-методическое пособие адресовано студентам педагогического колледжа и имеет цель оказать помощь в подготовке к зачету... | ||
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов педиатрического факультета кгму | Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов лечебного факультета кгму | ||
Учебно-методическое пособие по дисциплине «формирование здорового образа жизни у детей» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-3 курсов педиатрического факультета кгму | Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «История»... Шинаков Е. А., Поляков Г. П., Чубур А. А. Основы восточноевропейской археологии (учебно-методическое пособие). – Брянск, рио бгу,... | ||
Учебно-методическое пособие по дисциплине «финансовые рынки» Учебно-методическое пособие содержит программу курса, методические указания по структуре и содержанию контрольной работы, список... | Учебно-методическое пособие по дисциплине «мировая экономика» («The... Учебно-методическое пособие по дисциплине "Мировая экономика " – спб.: Изд. Рггму, 2012. – 29 с | ||
Методическое пособие по дисциплине «биоэтика» Составители: к ф н., доцент С. Р. Агирбов, к ф н., ст преподаватель П. А. Гончаров | Б 10 Основы менеджмента рекреации и туризма Учебно-методическое пособие по дисциплине "Мировая экономика " – спб.: Изд. Рггму, 2012. – 29 с | ||
Методическое пособие по проведению урока 1 сентября 2006 г Авторы-составители: Захарова Е. Н., Каткова Е. Г., Копылова А. В., Кошмина И. В., Круглова Т. А., Лукутин А. В., Макарова Л. А.,... | Учебно-методическое пособие экологическое право Учебно-методическое пособие по дисциплине «Экологическое право» разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного... |