Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология»





Скачать 191.48 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология»
Дата публикации08.11.2014
Размер191.48 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт психологии и педагогики

Кафедра общей и социальной психологии


Морева Г.И.
Гендерная психология

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности 030301.65 «Психология»

заочной формы обучения


Тюменский государственный университет

2012

Г.И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301.65 «Психология». Тюмень, 2012.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология».

Рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: Гендерная психология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: зав.кафедрой общей и социальной психологии Е.Л.Доценко

© ФГБОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2012

©Г.И. Морева, 2012.

1. Объяснительная записка.

1.1.Цели и задачи дисциплины:

  • ознакомление студентов с исследованиями, посвященными проблеме гендерных различий;

  • формирование навыков проектирования мужского и женского поведения;

  • осознать способы и механизмы влияния основных институтов социализации (семьи, школы, СМИ) на формирование гендерных установок, стереотипов, представлений;

  • проблематизация индивидуальных гендерных представлений;

  • раскрытие феномена культурного конструирования социальной реальности;

  • побуждение к исследовательской активности;

  • проблематизация темы семейных мифов;

  • знакомство со способами исследования особенностей гендерной идентичности и гендерных стереотипов личности.


1.2. Место дисциплины в учебном процессе: «Гендерная психология» является общеопрофессиональной дисциплиной (вузовский компонент), входящей в учебный план специальности 030301.65«Психология».

Для эффективного усвоения курса студенты должны освоить представление о разных разделах психологии: «Общая психология», «Социальная психология», «Психология личности», «Психология развития и возрастная психология», «»Психодиагностика».

Освоение дисциплины тесным образом связана с такими дисциплинами как «Дифференциальная психология», «Психология семейных отношений», «Организационная психология», «Конфликтология», «Юридическая психология» и «Психология профессионального общения», изучаемыми параллельно с курсом «Гендерная психология» и в следующих семестрах.
1.3. В результате изучения курса “Гендерная психология” студент должен
Знать:

- основные категории гендерной психологии и ее задачи;

- различные точки зрения на природу гендера и его содержание;

- проявление гендерной идентичности в различных сферах деятельности;

- факторы, определяющие гендерные представления, выбор гендерных ролей, формирование гендерной идентичности.
Уметь:

- анализировать поведение человека на уровне гендерных ролей;

- проводить диагностику гендерных особенностей;

- оценивать влияние различных факторов на формирование гендерных представлений, ролей, идентичности;
Владеть:

- понятийным аппаратом для анализа и систематизации информации, поиска новой информации, объяснения гендерных особенностей психики; критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик.
2. Структура и трудоемкость дисциплины
Семестр – 10 Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 часов.

Таблица 1.

3. Тематический план






Тема

ненедели семестра

Итого количество баллов

Лекции*

Семинарские занятия

Самостоятельная работа*

Итого часов по теме

1.

Проблема гендерных исследований в психологии




1




4

5

2.

Понятие гендера. Биологическое в структуре гендера




1




6

7

3.

Гендер как социальная категория




1




4

5

4.

Проблема формирования гендерных ролей и стереотипов. Гендерная идентичность




1




6

7

5.

Полоролевые стереотипы в межличностных отношениях




1




4

5

6.

Полоролевые стереотипы и профессиональное становление




1




2

3

7.

Половая идентичность и сексуальное поведение










2

2


8.

Исследование гендерных стереотипов и гендерных ролей










2

2




Итого (часов, баллов):




6




30

36







Таблица 2.

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

обязательные

дополнительные

1.1

Проблема гендерных исследований в психологии


Подготока списка библиографии из интернета; определение проблем в

Аннотирование основных источников; реферат

2

4

1.2

Понятие гендера. Биологическое в структуре гендера

Работа в группах

Подготовка докладов




6

1.3

Гендер как социальная категория


Анализ реклам; поговорок, пословиц, стереотипов

Самостоят.

изучение материала




4

1.4

Проблема формирования гендерных ролей и стереотипов. Гендерная идентичность


Анализ фильмов; диагностика гендерных особенностей; работа в группах

Самостоят. изучение материала; подготовка презентационного материала




6

1.5

Полоролевые стереотипы в межличностных отношениях

Работа с художественными источниками; анализ поведения; ролевые игры

Подготовка презентации




4

1.6

Полоролевые стереотипы и профессиональное становление


Решение задач, анализ ситуаций, ролевые игры

Самостоятельное изучение материала; подготовка рефератов




2

1.7

Половая идентичность и сексуальное поведение

Подготовка рефератов; анализ ситуаций; работа в группах (дискуссия)

Самостоят. изучение материала;




2

1.8

Исследование гендерных стереотипов и гендерных ролей

Диагностика гендерных представлений, идентичности

Работа в группах; рефлексия




2




Итого (часов, баллов):










30



4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8




1.

Дифференциальная психология

+

+

+

+

+

+

+

+




2.

Организационная психология




+

+

+

+

+










3.

Конфликтология







+

+

+

+

+







4.

Психология профессионального общения







+




+

+




+




5.

Юридическая психология







+

+




+




+





5. Содержание дисциплины.
Тема 1. Проблема гендерных исследований в психологии.

Предпосылки развития гендерной проблематики в психологии. Психология пола и гендерные исследования в психологии. Основы гендерной теории и методологии.
Тема 2. Понятие гендера. Биологическое в структуре гендера

Гендер. Гендерные различия. Гендерная идентичность. Пол и гендер. Проблемы гендерной идентичности и гендерных стереотипов и их решение.

Биологические детерминанты гендерных различий. Теории биологической предопределенности гендерных различий. Проблема формирования сексуальности в зарубежных и отечественных исследованиях.
Тема 3. Гендер как социальная категория

Социальные нормы и гендерные различия. Роль нормативного и информационного давления. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов. Полоролевая дифференциация. Гендерная идентичность и идеалы. Происхождение гендерных схем. Гендерная категоризация: пристрастное отношение к своей и чужой группе. Представления о половых и гендерных различиях в разных культурах.
Тема 4. Проблема формирования гендерных ролей и стереотипов

Роль семьи в формировании гендерных различий. Влияние стилей родительского поведения на формирование половой идентичности. Пол и психология воспитания. Гендерные конфликты в семейных отношениях.

Понятие о гендерных стереотипах. Возрастной аспект в формировании гендерных стереотипов. Использование гендерных стереотипов в СМИ и их влияние на формирование личности.
Тема 5. Полоролевые стереотипы в межличностных отношениях

Влияние гендерных стереотипов на межличностную коммуникацию.

Значение гендерных стереотипов в организации человеческого взаимодействия. Усиление гендерной ассиметрии в семье. Конфликты, связанные с гендерными рассогласованиями в личных взаимоотношениях. Проблемы лидерства в гендерных взаимоотношениях.
Тема 6. Полоролевые стереотипы и профессиональное становление

Ограничения, накладываемые традиционно женской ролью. Ограничения, накладываемые традиционно мужской ролью. Работа и пол. Семья, работа и образ жизни. Гендерные различия в личности успешного психолога. Изменения в социально-экономических условиях и изменения в гендерных ролях.

Тема 7. Половая идентичность и сексуальное поведение
Взаимоотношения между мужчинами и женщинами. Половая идентичность и сексуальное поведение. Развитие сексуальных установок. Мужская и женская сексуальность. Развитие сексуального поведения. Сексуальная ориентация и общество. Сексуальность: стереотипы и реальность. Восприятие гомосексуальности.

6. Планы семинарских занятий
Тема 1. Понятие гендера. Биологическое в структуре гендера
1. Понятия «пол» и «гендер». Причины их разведения.

2. Исследования гендерных различий в отечественной и зарубежной литературе. Этапы становления гендерной психологии.

3. Возникновение гендерных различий. Гендер – социальный конструкт или биологический императив?

4. Разделение труда, обусловленное полом

5. Обсуждение работы К.Хорни «Женская психология».

6. Анализ исследований, представленных на сайтах

7. Определение мышечной силы рук

8. Исследование межполушарной ассиметрии
Тема 2. Гендер как социальная категория

1.Гендерная социализация. Социальные нормы и гендерные различия.

2. Роль нормативного, информационного давления.

3. Подчинение гендерным нормам: уступчивость, одобрение или идентификация.

4. Происхождение гендерных схем

5. Гендерная категоризация: пристрастное отношение к своей и чужим группам. Теории социальной идентичности.

6. Работа с пословицами и поговорками. Изменение ложных представлений о гендере
Тема 3. Проблема формирования гендерных ролей и стереотипов. Гендерная идентичность

1. Роль средств массовой информации в формировании и поддержании традиционных ролей мужчин и женщин.

2. Проблемы формирования гендерной идентичности в современных условиях. Ограничения, накладываемые гендерной ролью.

3.Проблемы гендерной идентичности у представителей разных культур и религий.

4. Гендерные установки в ситуации конфликта этнической идентичности.

5. Роль отца и матери в воспитании ребенка

6. Презентация личного гендерного образа. Обсуждение личных презентаций.
Тема 4. Полоролевые стереотипы в межличностных отношениях

1. Отношения между мужчинами и женщинами - мифы и реальность

2. Гендерные роли. Ограничения, накладываемые мужскими и женскими ролями.

3. Гендерные стереотипы в межличностных отношениях

4.Анализ художественных произведений

5. Знакомство с автобиографией Алины (см.практикум по гендерной психологии).

6. Ролевое проигрывание.
Тема 5. Полоролевые стереотипы и профессиональное становление

1.Гендерный подход в практике психологического консультирования

Анализ «житейской мудрости»: «Мужчина-психолог – не мужчина, женщина-психолог – не психолог»?

2. Анализ ситуаций, построение стратегии консультирования проблем гендерной идентичности.

3. Проблемы профессионального становления, связанные с полом и гендером.

4. Женщина и мужчина как руководители.

5. Преодоление проблем, связанных с гендерными стереотипами.

6. Гендерные стеретипы в спорте
Тема 6. Половая идентичность и сексуальное поведение

1. Андрогины и бисексуалы. Сексуальность: стереотипы и реальность

2. Бисексуальная культура человечества

3. Восприятие гомосексуальности

4. Обсуждение фильма

5. Психологические особенности людей с нетипичной направленностью полового влечения
Тема 7. Исследование гендерных стереотипов и гендерных ролей

1. Проблема диагностики гендерных представлений, ролей, стереотипов

2. Опросник Сандры Бэм

3. Изучение гендерных различий в построении имиджа

4. Методика изучения эффективности лидеров

5. Гендерный подход в практике школьного психолога

6. Психология восприятия насилия: гендерный аспект
7. Лабораторные работы не предусмотрены учебным планом
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

9.1 Виды самостоятельной работы

Темы рефератов

1. Гендер – социальный конструкт или биологический императив?

2. Гендерные различия психологических характеристик (социальный интеллект, эмпатия, агрессивность и др.)

3. Гендерные стереотипы и жизненный путь человека.

4. Гендерные стереотипы: возрастной аспект.

5. Гендерная природа внутриличностных конфликтов.

6. Бисексуальная революция – миф или реальность?

7. Гендерные стереотипы и профессиональная самореализация.

8.Структура гендерных ролей в современной культуре.

9. Гендерные характеристики лидера.

10. Гендер и карьера женщины.

11. Гендерный конфликт во взаимодействии супругов.

12. Влияние стиля воспитания родителей на формирование гендерной идентичности.

13. Гендерная идентичность современных подростков.
Контрольные вопросы (для зачета)

  1. Роль биологических факторов в формировании гендерных различий.

  2. Теории конструирования гендера.

  3. Социальная психология гендера. Социальные нормы и гендерные различия.

  4. Механизмы подчинения гендерным нормам.

  5. Источники гендерно-ролевой социализации.

  6. Проблема гендерных различий в психологии.

  7. Женщина ХХI века: гендерные проблемы

  8. Мужчина ХХI века: гендерные проблемы

  9. Предпосылки развития гендерной проблематики в психологии. Психология пола и гендерные исследования в психологии.

  10. Представления о половых и гендерных различиях в разных культурах.

  11. Социальные нормы и гендерные различия.

  12. Роль семьи в формировании гендерных различий. Девочка-девушка-женщина. Мальчик – юноша – мужчина.

  13. Проблема формирования сексуальности в зарубежных и отечественных исследованиях. Влияние стилей родительского поведения на формирование половой идентичности.

  14. Использование гендерных стереотипов в СМИ и их влияние на формирование личности.

  15. Гендерные конфликты в семейных отношениях.

  16. Ограничения, накладываемые традиционно женской ролью.

  17. Ограничения, накладываемые традиционно мужской ролью.

  18. Гендерные различия в личности успешного психолога. Изменения в социально-экономических условиях и изменения в гендерных ролях.

  19. Взаимоотношения между мужчинами и женщинами. Развитие сексуальных установок. Развитие сексуального поведения. Сексуальная ориентация и общество.

  20. Анализ гендерных проблем в практике психологического консультирования.


10. Образовательные технологии.

При реализации программы дисциплины «Гендерная психология» используются различные образовательные технологии. Аудиторные занятия проводятся в виде: а) лекций разных типов (лекция-диалог, проблемная лекция и др.) с использованием мультимедиа; б) практических занятий (знакомство с различными методами гендерной психологии, контрольные работы, обсуждение рефератов, ролевые игры, презентации); в) семинаров (обсуждаются основные проблемы гендерной психологии, её концептуальные основы, связь с практикой).

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
Основная литература:

  1. Пикалов, П. Д. Проблема межполовых различий в психологии [Электронный ресурс] / П. Д. Пикалов. - М.: Лаборатория книги, 2012. - 117 с. - 978-5-504-00986-5. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=141430(дата обращения 28.04.2012).

  2. Практикум по социальной психологии/ ред. И. С. Клецина. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 256 с.: ил.; 20 см. - (Практикум).: 149.00 р. Имеются экземпляры в отделах: БПЛ(59), ЧЗ(1)

Дополнительная литература:

  1. Берн Ш. Гендерная психология– СПб.: прайм – Еврознак, 2002. – 320 С.

  2. Бендас, Т. В.    Гендерная психология: учеб. пособие/ Т. В. Бендас. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 31 с.: ил.; 24 см. - (Учебное пособие). - Предм. указ.: с. 429-430. - ISBN 5-94723-369-X (в пер.): 163.40 р.Имеются экземпляры в отделах: ЧЗ(1), БПЛ(14) 

  3. Алешина Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопр. психол. 1991, № 4. с.74-82.

  4. Алешина Ю.Е. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопр. Психол. 1989. № 5. С.80-88.

  5. Андреева Т.В. Самореализация личности представителей творческих профессий: половые различия // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.2.\ Под ред. А.А.Реана, Л.А.Коростылевой. Спб.: Изд-во СПБГУ. С.203-216.

  6. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства //Вопросы психологии, 2000. № 1. С.87-95.

  7. Бреслав, Г.М.Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное образование //Вопросы психологии, 1990. № 3. С.64-69.

  8. Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов //Вопросы психологии, 1993. №2. С.63-71.

  9. Гвоздева Е.С., Герчиков В.И. Штрихи к портрету женщин-менеджеров //Социологические исследования, 2000. № 11. С.36-44.

  10. Знаков В.В. Половые различия в понимании неправды, лжи и обмана \\ Психол.журн. 1997. Т.18. № 1. С.38-49.

  11. Иванова Е. Гендерная проблематика в психологии // Введение в гендерные исследования. Ч.1: Учебн. Пособие /Под ред. И.А.Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ.; СПб Алетейя, 2001. С.312-345.

  12. Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ Я у подростков //Вопр. психол. 1989. № 3, С.53-62.

  13. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет //Вопр.психол. 2000. № 2. С.65-69.

  14. Клецина И.С. От психологии пола – к гендерным исследованиям в психологии //Вопросы психологии, 2002. № С.61-77.

  15. Ковалев С.В.Психология современной семьи: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1988.- 208 с.

  16. Кон И.С. Вкус запретного плода. Сексология для всех. - М., «Семья и школа», 1997. - 460 С.

  17. Крайг Г. Психология развития. – СПб Питер, 2001. – 992 С.

  18. Кон И.С. Мужские исследования: меняющийся мужчина в изменяющемся мире // Введение в гендерные исследования. Ч.1: Учебн.пособие / Под ред. И.А.Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ.; СПб Алетейя, 2001. С.562-605.

  19. Коон Г. Мужественность и женственность /Изменения в положении женщины и семья //Под ред. А.Г.Харчева. М., Наука, 1997. – С.169-179.

  20. Кудинов С.И. Полоролевые аспекты любознательности у подростков //Психол.журн. 1998. Т.19. №1.- С.26-36.

  21. Митина О.В. Кросскультурные исследования стереотипов женского поведения (в России и США) //Вопр.психол. 2000, № 1. – С.68-86.

  22. Моор С.М. Женщина на пороге ХХI века: гендерные исследования социально-экономических проблем: Монография. Тюмень, ТюмГУ, 1999. - 244 С.

  23. Психология и психоанализ любви. 2002.

  24. Психология семьи /Хрестоматия. Самара: Изд.Дом «БАХРАХ-М», 2002. – 752 С.

  25. Попова Л.В. Проблема самореализации одаренных женщин //Вопр.психол., 1996, № 2. – С.31-42.

  26. Радина Н.К. Об использовании гендерного анализа в психологических исследованиях //Вопр.психол. 1999, № 2. – С.22-27.

  27. Соколова Е.Г. К обоснованию клинико-психологического изучения расстройств гендерной идентичности //Вопр.психол. 2001, № 6. – С.3-16.

  28. Семейная психология и семейная терапия, 2007. (журнал)

  29. Хасан Б.И. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола //Вопр.психол. 1997, № 3. – С.32 – 39.

  30. Хорни Карен. Женская психология. Восточно-Европейский институт психоанализа. 1993.

  31. Чирикова А.Е. Женщина-директор в деловой и приватной жизни //Женщина в российском обществе. 2000, № 4 (20). – С.2-15.

  32. Чирикова А.Е. и др. Женщина –руководитель: деловые стратегии и образ «Я» //Социологические исследования. 2000, № 11. – С.45 – 56.

  33. Юферева Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростка //Вопросы психологии, 1985, № 3. – С.84 - 90.


10.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

http://www.psychology-online.net/15/

http://www.psychology.ru/library/Vladimir_Nebylicyn/01.stm

http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8461.php
12. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины: компьютерная презентация отдельных тем

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
О. И. Дубровина. Психология труда, инженерная психология и эргономика: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология»....
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Богданова М. В. Неврозы и нарушения поведения: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Богданова М. В. Неврозы и нарушения поведения: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Богданова М. В. Детская и семейная психотерапия: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
И. Н. Иванова. Психотерапия детей и подростков: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
И. Н. Иванова. Введение в клиническую психологию: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Рассмотрено на заседании умк института психологии, педагогики, социального управления
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен...
«Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования и требованиями...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине экология составлен в соответствии...
Разработан на основании примерной учебной программы данной дисциплины, составленной в соответствии с государственными требованиями...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология» iconУчебно-методический Комплекс по учебной дисциплине «История вокального...
Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология»
Программа учебной дисциплины «Невропатология» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен...
«Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Г. И. Морева. Педагогика и психология высшей школы: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 035700....
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Системный анализ
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Пластическое...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык» составлен...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск