Учебно-методический комплекс





НазваниеУчебно-методический комплекс
страница1/4
Дата публикации15.11.2014
Размер0.71 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

КУРСА ПО ВЫБОРУ


«Психология религии»

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям
050706 - “Психология и педагогика”

050703 - “Дошкольная педагогика и психология”

050720 - “Физическая культура”

Утверждено на заседании кафедры

Культурологии

Факультета культуры и искусств

(протокол № 10 о т 07.05.2008 г.)

Зав. кафедрой

___________________Вагинова Л.С.

РАЗДЕЛ 1. Пограмма учебной дисциплины
1.1. Автор-составитель программы: Тузова О.Н., канд. психол. наук,

старший преподаватель
1.2. Рецензенты: Е.М. Зубрицкая, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры общей психологии и психологии развития,

проректор по научной работе Мурманского гуманитарного

института (МГИ);

Г.И. Горлов, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии МГПУ

1.3. Пояснительная записка
Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности “050706 - Психология и педагогика”, “050703 -Дошкольная педагогика и психология”, “050720 – Физическая культура”.

В рамках курса раскрывается проблема психологии религии с точки зрения её генезиса, основной проблематики и современного состояния научной разработанности; даётся психологическая характеристика основных типов религиозных личностей, религиозных деятелей и организаций; раскрываются личностно значимые компоненты религии; показаны возрастные и социально-психологические характеристики личности и групп, воспринимающих религиозные верования и др. Подробно излагается сущность научного подхода к исследованию психологии религиозного опыта; выделяются психологические аспекты религиозных ритуалов и культов.

Цель программы “Психология религии” может быть определена как формирование мировоззрения, толерантности, расширение кругозора и обогащение новыми методами психоконсультирования и психокоррекции через раскрытие вопроса о религиозно ориентированной психиатрии, психотерапии и консультировании.

Задачи курса:

  • сформировать теоретические знания у студентов в области психологии религии как отрасли социальной психологии;

  • сформировать понимание значимости знания психологии религии для профессиональной деятельности педагога-психолога;

  • рассмотреть особенности психологии верующих и специфику психоконсультационной работы с религиозно ориентированными личностями;

  • дать психологическую характеристику различных религий;

  • показать роль различных религий в духовно-нравственном становлении личности.


Успешность достижения целей обучения может быть обеспечена при условии организации межпредметных связей курса по выбору «Психология религии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Социальная психология», «Возрастная психология», «Психотерапия», «Методология и методы психолого-педагогических исследований», и др.

В ходе изучения учебной дисциплины студенты повышают профессиональную культуру, получают теоретический опыт изменения состояния сознания, обогащают психотерапевтические техники психорегуляции и самопрограммирования.

В списке литературы студентам предложены работы, опубликованные в последние годы.

В результате изучения дисциплины "Психология религии" студенты должны знать:

  • основные категории и понятия психологии религии;

  • особенности религиозно-психологического комплекса верующих;

  • основные характеристики различных религий.


Студенты должны уметь:

  • составлять и использовать психодиагностический комплекс в исследовании религиозных и духовно-нравственных ориентиров личности;

  • применять психологические методы в работе с религиозно ориентированными людьми.


1.4. Извлечение из ГОС ВПО — не предусмотрено.
1.5.Объем дисциплины и виды учебной работы


№ п/п

Шифр и

наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудо-емкость

Всего аудит

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам работа

1

“050706- Психология и педагогика”

3

6

60

30

16

14




30

Зачет

2

“050703- Дошкольная педагогика и психология”

3

6

40

8

6

2




32

Зачет

3

“050720-Физическая культура”

5

10

34

20

12

8




14

Зачет

1.6. Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).

Примерное распределение учебного времени


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов



Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего


ЛК

Пр/См

Лб

СР

Всего

ЛК

Пр/См

Лб

СР

1

Религия как предмет научного исследования

5

2







3

6

2







4

2

Психологическая характеристика субъектов и объектов религии

7

2

2






3


3












3


3

Содержание психологии верующих

8

2

2




4

4










4

4

Психологическая характеристика различных религий

9

2

2




5

7

2







5

5

Психология религиозных сект

9

2

2




5

5










5

6

Психологические аспекты религиозных ритуалов и культов

7

2

2




3

6

2







4

7

Методы исследования в психологии религии

7

2

2





3

5




2





3

8

Современные проблемы психологии религии

8

2

2




4

4










4




Всего:

60

16

14




30

40

6

2




32

Вариант 1 для специальности “Психология и педагогика”

Вариант 2 для специальности “Дошкольная педагогика и психология”


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 3

Всего


ЛК

ПР/CМ

ЛР

СР

1

Религия как предмет научного исследования

3

2







1

2

Психологическая характеристика субъектов и объектов религии

4




2




2

3

Содержание психологии верующих

4

2







2

4

Психологическая характеристика различных религий

6

2

2




2

5

Психология религиозных сект

6

2

2




2

6

Психологические аспекты религиозных ритуалов и культов

4

2







2

7

Методы исследования в психологии религии

4




2




2

8

Современные проблемы психологии религии

3

2







1




Всего:

34

12

8




14

Вариант 3 для специальности “Физическая культура”
1.6.2. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Религия как предмет научного исследования

Понятие и социально-психологический анализ религии. Эволюция представлений о Боге. Междисциплинарность психологии религии; ее отношение к общей психологии и религиоведению. Специфика психологии религии и ее взаимосвязь с философией религии, социологией религии, антропологией религии. Становление психологии религии. Религия с точки зрения психологии и психология с точки зрения религии.

Литература:

  1. Гараджа В.И.  Религиеведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. — 2-е изд., дополненное. -М.: Аспект Пресс, 1995.- 351 с. 

  2. Грановская Р.М. Психология веры.- СПб.: Издательство “Речь”, 2004.-576 с.

  3. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. М.,1910. Репр., 1993.- 240 с.

  4. Крысько В.Г. Психология религии /Социальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - с. 326 – 409.

  5. Настольная книга атеиста / С.Ф. Анисимов, Н.А. Аширов, М.С. Беленький и др.; Под общ. ред. С.Д. Сказкина. - 6-е изд., испр. И доп. - М.: Политиздат, 1981. - 448 с.

  6. Пивоваров Д.В. Философия религии: Учеб. Пособие. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 640 с.

  7. Фромм Э. Психоанализ и религия //Сумерки богов. М., 1989.- 345 с.

  8. Франкл В. Психотерапия и религия //Человек в поисках смысла. М., 1990. - 431 с.


Тема 2. Психологическая характеристика субъектов и объектов религии

Религиозные представления о происхождении и сущности человека как субъекта и объекта религии. Психологические типы религиозных деятелей. Психологическая характеристика религиозных организаций. Психологические последствия вовлеченности индивида в секты.

Литература:

  1. Гараджа В.И.  Религиеведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. — 2-е изд., дополненное. -М.: Аспект Пресс, 1995.- 351 с. 

  2. Зенъко Ю. М. Психология и религия. СПб., 2002.- 423 с.

  3. Крысько В.Г. Психология религии /Социальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - с. 326 – 409.

  4. Платонов К. К. Психология религии. М., 1967. - 421 с.

  5. Самыгин С. И., Нечупоренко В. Н, Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов н/Д, 1996. - 342 с.

  6. Угринович Д. М. Психология религии. М, 1986.- 352 с.

Тема 3. Содержание психологии верующих

Своеобразие и структура религиозного сознания. Личностно-значимые компоненты религии: вера, опыт, поведение. Место веры в структуре психологии. Особенности религиозно-психологического комплекса верующих. Религиозная личность, влияние религиозности на поведение. Функции и динамика религиозности. Классификация этапов религиозности.

Литература:

  1. Грановская Р.М. Психология веры.- СПб.: Издательство “Речь”, 2004.-576 с.

  2. Зенъко Ю. М. Психология и религия. СПб., 2002. - 342 с.

  3. Ильин, И. Аксиомы религиозного опыта: исследование / Иван Ильин. - М.:АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. - 668 с.

  4. Крысько В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии. СПб., 2003. - 686 с.

  5. Лобазова О.Ф. Религиоведение: Учебник / Под общ.ред.проф. В.И. Жукова. - 3-е изд., испр.и доп. - Ростов н/Д: “Феникс”, 2004. - 416 с.

  6. Угринович Д. М. Психология религии. М, 1986. - 352 с.

  7. Фрейд 3. Психоанализ, Религия. Культура. М., 1991. - 254 с.



Тема 4. Психологическая характеристика различных религий

Классификация религий. Психологические особенности монотеистических религий (христианство: православие, католицизм и протестанство; ислам: суннизм и шиизм; иудаизм). Психологические особенности религии индийского происхождения (буддизм, индуизм, джайнизм и сикхизм). Психологические особенности дальневосточных религий (конфуцианство, даосизм и синтоизм).

Литература:

  1. Бобровская О. А, Осухова Н. Г. Исследование психологических функций христианства. М., 1995. - 245 с.

  2. Брейзиер К. Буддистская психология/ Кэролайн Брейзиер; пер.с англ. О. И. Максименко. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 349 с.

  3. Грановская Р.М. Психология веры.- СПб.: Издательство “Речь”, 2004.-576 с.

  4. Васильев Л. С. История религий Востока. М, 1988. - 349 с.

  5. Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990. - 243 с.

  6. Ислам. Краткий справочник. М., Главная редакция восточной литературы издательства “Наука”, 1983. - 159 с.

  7. Крысько В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии. СПб., 2003.-686с.

  8. Ничипоров Б. В. Введение в христианскую психологию. М.,1994. - 435 с.

  9. Роллин А. Ислам и христианство. М., 2004. - 349 с.

  10. Романин А.Н. Практическая психология философии и религии: учебное пособие / А.Н. Романин. - М.: КНОРУС, 2006. - 344с.

  11. Самыгин С. И., Нечупоренко В. Н, Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов н/Д, 1996. - 432 с.

  12. Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. М., 1995. - 125с.

Тема 5. Психология религиозных сект

Понятие религиозной секты. Классификация сект. Социально-психологические тенденции современного религиозного сектантства. Нравственно-эстетические основы сектантства. Психология сектантов. Агрессивное разрушение личности тоталитарной сектой.

Литература:

  1. Баркер А. Новые религиозные движения. - СПб, 1997. - 125 с.

  2. Белов А. Секты. Сектантство. Сектанты. - М., 1979. - 230 с.

  3. Грановская Р.М. Психология веры.- СПб.: Издательство “Речь”, 2004.-576 с.

  4. Скородумов А.А. Сектантство как социальное явление: История и современность. СПб., 1995. - 324 с.

  5. Шапарь В.Б. Психология религиозных сект / В.Б. Шапарь. - Мн.: Харвест, 2004. - 384с.


Тема 6. Психологические аспекты религиозных ритуалов и культов

Психология обрядов и культовых действий. Сущность, смысл и типы поклонения. Проблема классификации ритуального поведения. Ритуал как невербальная коммуникация. Понятие культа и культовой практики. Практика медитации в различных религиях и культах. Медитация и камлание. Медитация и молитва. Сущность и типы молитвы (прошение, исповедь, благодарение и др.). Психологические аспекты ритуалов очищения и перехода. Социализация через обряды и ритуалы.

Литература:

  1. Гараджа В.И.  Религиеведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. — 2-е изд., дополненное. -М.: Аспект Пресс, 1995.- 351 с. 

  2. Зенъко Ю. М. Психология и религия. СПб., 2002. - 342 с.

  3. Крысько В.Г. Психология религии //Социальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - с. 326 – 409.

  4. Платонов К. К. Психология религии. М., 1967.- 421 с.

  5. Самыгин С. И., Нечупоренко В. Н, Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов н/Д, 1996. - 349 с.

  6. Угринович Д. М. Психология религии. М, 1986.- 352 с.

  7. Цветков В.А., Резников М.А. Посты: правда и вымыслы. - М.: Политиздат, 1990. 127с.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Электроника
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Технология управления работой станций и узлов
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских...
Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009...
Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Москва 2013 Учебно-научная серия «Библиотека...
Политическая глобалистика: Учебно-методический комплекс. — М.: Макс пресс, 2013. — 95 c
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск