Программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья





Скачать 369.29 Kb.
НазваниеПрограмма коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
страница1/2
Дата публикации19.11.2014
Размер369.29 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
  1   2


Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов»

ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


«ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СОЗДАНИЕ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО

ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ, ИНТЕГРИРУЮЩЕЙ

ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»







г. Мегион, ХМАО,2010 год

Автор программы:

учитель-логопед высшей категории МОУ «СОШ№3 с углубленным изучением отдельных предметов» Лосева Галина Александровна,
соавтор: педагог дополнительного образования высшей категории МОУ «СОШ№3 с углубленным изучением отдельных предметов»

Каменская Светлана Борисовна

Рассмотрено на заседании методического объединения

учителей-логопедов

протокол

Руководитель МО: ________


Согласовано:

Заместитель директора по МР:

Дата Подпись______


Рассмотрено на заседании НМС

Протокол
Утверждаю:

Директор школы

Дата Подпись__________


Рецензенты:

Зав. кафедрой психологии образования и развития НГГУ, доцент, кандидат психологических наук Т.В.Снегирёва,

Доцент кафедры психологии образования и развития, кандидат педагогических наук О.И. Близнецова


СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка………………………………………………..



4



Тематическое планирование:


Учебный план…………………………………………………………..




15


Интегрированный тематический план работы специалистов ……...



16


Аппарат контроля в реализации программы…………………………



37


Методическое обеспечение…………………………………………...



36


Диагностический инструментарий…………………………………...



39


Условия реализации программы……………………………………...



65


Список литературы…………………………………………………….



66



«Сказка неотделима от красоты, способствует

развитию эстетических и нравственных качеств,

без которых немыслимо

благородство души, чуткость к человеческому страданию.

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир

не только умом, но и сердцем»

В.А.Сухомлинский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время в значительной степени возросло число детей, испытывающих специфические трудности в обучении в связи с резким снижением показателей нервно-психического здоровья. Данная категория детей, не имеющих классических аномалий развития, а только «стёртые», диффузные, слабо выраженные формы психофизических нарушений, относятся к своеобразной группе риска школьной дезадаптации.

Медико-психологические аспекты проблемы дислексии и дисграфии всесторонне освещены в монографии А.Н Корнева «Нарушения чтения и письма у детей», где автор особо подчёркивает тот факт, что социальная адаптация детей во многом зависит от успеваемости в школе. Разнообразные нервно-психические расстройства могут вызывать нарушения усвоения устной и письменной речи. В первую очередь это состояния общего психического недоразвития, аномалии зрительного и слухового анализаторов, недоразвитие устной речи. Стойкие нарушения письма часто возникают у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценными зрением и слухом, у которых имеется несформированность некоторых частных психических процессов, почти никак себя долгое время не проявляющих, но создающих серьезные препятствия при овладении письмом и чтением. Следует отметить, что данные состояния усугубляются стрессовыми факторами, провоцирующими предрасположенность к речевым нарушениям. Работа специалиста с такими детьми осложняется тем, что даже родители имеют поверхностные представления о речевых проблемах своих детей, и, как правило, ограничиваются знанием о внешним проявлении - дефектном звукопроизношении [8]. Глубинные же причины органического происхождения для них часто неведомы. Ребенок может быть достаточно сообразительным, даже одаренным, но иметь низкий уровень внимания или несовершенную зрительно-моторную координацию. Внимание, память, сукцессивные функции, пространственная ориентировка, речевые навыки, зрительно-моторная координация сами непосредственно не определяют интеллектуальный потенциал, но являются базисными в учебной деятельности. А при нарушениях предпосылок интеллекта интеллектуальная деятельность существенно осложняется (А.Н. Корнев,2003).

С большим постоянством у детей с дисграфией и дислексией обнаруживаются клинические симптомы и электроэнцефалографические феномены, свидетельствующие о поражении подкорковых и стволовых активирующих систем мозга [8]. Это служит причиной снижения умственной работоспособности, нарушения произвольной концентрации внимания, повышенной отвлекаемости. Очень часто расстройства внимания носят модально специфический характер. В этом случае у детей чаще страдает зрительное произвольное избирательное внимание. Сукцессивные процессы, то есть анализ и синтез временных последовательностей сигналов и стимулов, тесно связаны со способностью к произвольной избирательной концентрации внимания. То есть, мы получаем замкнутый круг. Это наши дети из классов компенсирующего вида, имеющие в анамнезе диагнозы - минимальная мозговая дисфункция, астено-невротический синдром, церебрастенический синдром, гиперактивность с дефицитом внимания, резидуальная энцефалопатия, дизартрия. Как видим, проблема овладения навыком чтения и письма является сложным переплетением причин, условий и предпосылок. Трудности в обучении возникают как результат сочетания групп явлений - биологической недостаточности определенных мозговых систем, далее - возникающей на этой основе - функциональной недостаточности, и средовых условий, предъявляющих повышенные требования к отстающим в развитии и незрелым психическим функциям детей.

Таким образом, синдромы дисграфии и дислексии - явления, возникающие на пересечении биолого-психологических и социокультуральных закономерностей. Поэтому их диагностика и коррекция включают широкий спектр клинико-психологических и психолого-педагогических методик.

Концептуальный подход к проблеме специфических нарушений письма и чтения за последнее время существенно изменился, стал глубже и сложнее. Стало очевидным, что работая с детьми-логопатами, нельзя вычленять речевую патологию из контекста неврологического статуса. Любая из возможных причин состояния синдрома дислексии и дисграфии вызывает патологические изменения лишь при наличии определенных внутренних условий. К внутренним условиям относятся наследственные задатки, иммунологические и реактивные ресурсы организма, возрастные и половые особенности мозговых тканей, их резистентность и пластичность, характер церебральной нейродинамики, то есть комплекс признаков, традиционно относимый к понятию «конституция человека». Сюда же следует добавить и последствия перенесенных заболеваний. Однако даже в этом случае возникновение дислексии и дисграфии не является фатальным. Окончательный исход зависит от того, насколько методы и приемы обучения ребенка оказались адекватными его сохранным способностям. Одним детям помогает развернутое вербализованное преподнесение алгоритма навыка, другим - усвоение грамоты облегчается, если оно происходит на уровне непроизвольного запоминания в процессе игры. В коррекционной работе с детьми, имеющими трудности в обучении, школьный логопед сталкивается с необходимостью выстраивать методику, опираясь на сохранные и щадя слабые звенья познавательной сферы. Задачей логопеда становится обеспечение разнообразной практики для развития языковой способности и наблюдательности, для формирования речевой коммуникации и развития эмоционально-волевой сферы с учетом ведущих у ребенка модальностей. Система оказания помощи таким детям определяется комплексом проблем, и задачу следует понимать шире, чем только обучение письму и чтению.

В МОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов» принята программа развития ОУ «Развитие индивидуальности и одаренности ребенка в контексте решения приоритетных целей и задач модернизации Регионального образования». Обусловлено это происходящими изменениями в современном обществе, которое требует развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирования у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, коммуникативной сфере. Важнейшим становится воспитание подлинно свободной личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать и принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Выбранная концепция развития индивидуальности и одарённости ребёнка заставляет специалистов школы искать новые формы и методы работы, интегрировать в логопедию знания смежных дисциплин, стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показывают, что устойчивых положительных результатов в работе с детьми-логопатами можно добиться, если наряду с традиционными логопедическими занятиями включать в коррекционную работу комплексные занятия с использованием нестандартных форм и методов. Одним из нестандартных подходов в решении проблемы нарушений речи у младших школьников для нас стали Сказка и Бисер.

Во-первых, сказка во все времена служила средством встречи слушателя с самим собой, потому что метафора в основе сказки выступала «волшебным зеркалом» не только реального, но и его собственного, скрытого подсознанием, ещё не осознанного внутреннего мира.

Во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания ребёнка, обеспечивает контакт с самим собой и с другими. Сказочная метафора оказывается способом построения межличностных отношений между субъектами образовательной среды.

Концептуальная модель предметно-манипулятивной деятельности в коррекции мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи дала возможность создания системы, позволяющей решать одновременно несколько задач в формирования речи, эмоционально-волевой сферы детей и сенсомоторной коррекции, в частности.

Модель включает в себя следующие компоненты: взаимодействие ребёнка с окружающим миром посредством народного творчества – сказок – «предметное мышление» и сенсорная моторика, т.е. стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка.
Цель:

  • содействие личностному развитию младшего школьника с речевой патологией с учётом его актуальных, потенциальных и компенсаторных возможностей;

  • обеспечение полноты процесса адаптации первоклассников с нарушениями речи в условиях интеграции в образовательное пространство школы;

  • оказание полноценной коррекционно-логопедической помощи обучающимся с речевой патологией посредством внедрения в коррекционный процесс инновационных педагогических технологий.


Задачи:

Общеобразовательные задачи:

  • создавать условия для реализации права получения коррекционно-логопедической помощи;

  • воспитывать бережное отношение к культурному и литературному наследию народов России и формирование общей культуры речи обучающихся в рамках реализации программы;

  • создавать условия развития и воспитания творческой индивидуальности обучающихся, их самореализации и самоактуализации;

  • формировать психофизические навыки, как основы культуры здоровья

Коррекционно-развивающие задачи:

  • устранять нарушения в устной и письменной речи;

  • предупреждать риск возникновения аффективных наслоений в развитии познавательных процессов;

  • предупреждать риск возможных проявлений в изменении поведения, возникающих вследствие трудностей в обучении и в становлении межличностных отношений;

  • повышать функциональный статус обучающихся с речевой патологией посредством сенсомоторной коррекции, являющейся эффективным средством преодоления и профилактики проявлений дизонтогенеза.


Обучающихся, имеющих отклонения в формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, можно разделить условно на три группы риска:

  1. Первая группа - дети с минимальной степенью риска возникновения проблемы с чтением и письмом;

  2. Вторая группа – дети с выраженной степенью риска возникновения дисграфии и дислексии;

  3. Третья группа – дети с абсолютной степенью риска возникновения дисграфии и дислексии.

Совершенно очевидно, что каждая из этих групп не может быть однородной, но вместе с тем, выделение основного признака речевого дефекта, наиболее типичного для каждой группы, придает им определенную однородность.

Эффективная помощь детям, у которых недостатки произношения составляют одно из проявлений речевого недоразвития, возможна лишь в случае взаимосвязанной работы в нескольких направлениях. Это - коррекция произношения, формирование полноценных фонематических представлений, развитие навыков анализа и синтеза, обогащение лексического запаса, овладение синтаксическими конструкциями разной сложности, развитие связной речи и чувства языка на завораживающем материале, коими являются сказки и волшебный бисер, увлекающий детей в водоворот сказочных сюжетов, дающих полное ощущение защищённости и успеха, поскольку бисерный мир – это мир под контролем ребёнка.

Просветительская работа школьного логопеда и педагога дополнительного образования среди родителей способна помочь их детям в преодолении речевого несовершенства, овладении элементами и навыками речевой коммуникации.

Цель различных видов деятельности учителя-логопеда и педагога дополнительного образования по отношению к родителям - это создание комфортных социально-психологических условий для привлечения семьи к коррекционной работе по сопровождению ребенка в процессе школьного обучения.

Взаимодействие учителя-логопеда, педагога дополнительного образования и родителей реализуется через родительские собрания, обучающие семинары, мастер-классы и индивидуальные консультации.

Поводом для консультации может быть необходимость получения дополнительной диагностической информации от родителей.

Целью может быть психологическая поддержка родителей в случае обнаружения серьезных речевых проблем у их ребенка, либо серьезные эмоциональные переживания ребенка в связи с речевым недоразвитием.

Итогом консультационной работы является договор о совместных действиях родителей и специалистов в решении задач коррекционно-логопедического сопровождения ребенка в период становления его метаязыковых функций.

Не менее важной оказывается совместная работа по коррекции речевой патологии логопеда и учителя. Навыки, полученные в результате логопедической коррекции, закрепляются и совершенствуются во время уроков, на переменах, на занятиях в кружке «Бисероплетение». В частности, на уроках рекомендуется проводить речевые игры «Звуковая лесенка», «Песенка звуков», «Азбука веселых человечков», «Доскажи словечко». Эти игры способствуют развитию фонематического слуха, закреплению навыка анализа и синтеза слов. Для закрепления навыка мелкой моторики пальцев рук рекомендуются занятия бисером в кружке «Бисероплетение». Прогулки и перемены также целесообразно заполнять играми. Эффективными являются «Электронные физминутки для глаз» (автор И.А.Галкина).

Все обозначенные направления работы в рамках системы коррекционного сопровождения наполняются конкретным содержанием в соответствии с этапом работы.
Программа является долгосрочной и адресована:


  • Обучающимся, чьи речевые нарушения препятствуют успешному освоению программы общеобразовательных учебных заведений;

  • Классным руководителям обучающихся первой ступени;

  • Родителям.

Форма работы:

  • Групповая;

  • Индивидуальная.

Методы работы (способы достижения цели)

  • Просвещение;

  • Диагностика;

  • Коррекционно-развивающая работа с логопедом и педагогом дополнительного образования по развитию мелкой моторики

  • Консультирование.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья iconУтверждаю. Директор мкс(к)оу школы-интерната №11
Методическая тема школы: Профессиональная компетентность педагога как условие обеспечения качественного коррекционно-развивающего...
Программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья iconОльга Геннадьевна Алехина учитель логопед Ольга Владимировна Гридина...
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья iconМкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Теоретические подходы к проблеме развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья с. 7-11
Программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья iconКонспект логопедического занятия по коррекции аграмматической формы...
Учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная) общеобразовательная...
Программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья icon«Формирование технологических приемов работы у учащихся с ограниченными...
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья iconКонспект логопедического занятия «Дифференциация графически сходных букв п т»
Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
Программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья iconТема: использование здоровьесберегающих технологий в обучении, воспитании,...
Создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья в различных видах деятельности...
Программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья iconОптимизация процесса преподавания швейного дела детям с ограниченными...
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для...
Программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическая коррекция...
Формирование системы научных представлений, общетеоретических знаний и практических навыков о методах психологической коррекции детей...
Программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект коррекционно-развивающего урока для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья iconМбс(К)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Мбс(К)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Большеусинская специальная (коррекционная)
Программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья iconКонспект открытого урока по адаптивной физической культуре для учащихся...
Обучающие: формировать у школьников умение бросать мяч бочча; закреплять правила игры бочча как средство развития двигательной активности,...
Программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья iconМетодические указания к её выполнению
МС(К)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья С(К)ош «Гармония»
Программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья iconПрограмма комплексного сопровождения это программа по оказанию помощи...
Дистанционное образование – образование, реализуемое посредством дистанционного обучения
Программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья iconГосударственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение...

Программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья iconПриказ №54/15 от 02. 09. 2013 г. Правила внутреннего распорядка обучающихся
Воронежской области «Бобровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида для обучающихся, воспитанников...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск