Реферат по социологии Тема: Теория социального обмена





Скачать 259.95 Kb.
НазваниеРеферат по социологии Тема: Теория социального обмена
страница1/3
Дата публикации20.11.2014
Размер259.95 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Психология > Реферат
  1   2   3


Иркутский Государственный Университет

Сибирско-Американский Факультет Менеджмента

Реферат по социологии

Тема: Теория социального обмена



Выполнил: Владимир Ляшенко
2000

Содержание





  1. Введение…………………………………………………………………………………..2

  2. Теория Т. Парсонса……………………………………………………………………….2

  3. Структурный функционализм…………………………………………………………...4

  4. Теория обмена…………………………………………………………………………….7

  5. Резюме……………………………………………………………………………………11

  6. Ссылки на литературу…………………………………………………………………..13

  7. Список использованной литературы…………………………………………………...14

1. Введение.

Мой реферат посвящен теории социального обмена. Это направление в западной социологии, представители которого рассматривают обмен различными типами деятельности как фундаментальную основу общественных отношений, на которой вырастают различные структурные образования (власть, статус, престиж, конформизмi и др.). Различные варианты теории социального обмена получили распространение в социологии, социальной психологии, экономике, социальной антропологии, политологии. Она в значительной мере базируется на принципах необихевиористской психологии и микроэкономики.

Существуют две исходные предпосылки теории обмена. Первая исходит из допущения, что в поведении человека преобладает рациональное начало, побуждающее его стремиться к получению определенных «выгод», таких, как деньги, товары, услуги, престиж, уважение, одобрение, успех, дружба, любовь и др. Второе допущение раскрывает смысл названия этой концепции: процесс социального взаимодействия истолковывается как постоянный обмен между людьми различными «выгодами». «Обменные сделки» рассматриваются как элементарные акты, из которых складывается фундаментальный уровень общественной жизни, а все более сложные структурные образования (социальные институты и организации) объясняются как вырастающие из обменных отношений

Эта теоретическое направление возникло во второй половине ХХ века как оппозиция социологической концепции Толкотта Парсонса и структурному функционализму, поэтому в моем реферате приведена характеристика этих концепций.

2. Теория Т. Парсонса.


Трудно, пожалуй, найти ученого, чьи произведения оказали бы большее воздействие на развитие социологической теории в ХХ столетии, чем Толкотт Парсонс (1902-1979). Толкотт Парсонс – американский социолог-теоретик. Его идеи доминировали в англоязычной социальной теории с конца второй мировой войны до середины 60-х годов, но и после этого они продолжали оказывать на нее заметное влияние. Он создал теорию действия и системно-функциональную школу в социологии. Огромная работа, проделанная им, ставила своей целью создание концепции, способной охватить все аспекты социального мира и согласовать понимание общественной жизни с достижениями естественных наук. На первом этапе теоретического конструирования такой системы Т. Парсонс приходит к пониманию человеческого действия как самоорганизующейся системы, специфику которой, в отличие от системы физического и биологического действия, он усматривал, во-первых, в символичности, т. е. в наличии таких символических механизмов регуляции, как язык, ценности и т. п.; во-вторых, в нормативности, т. е. в зависимости индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм; наконец, в волюнтаристичности, т. е. в известной иррациональности и независимости от условий среды и в то же время зависимости от субъективных «определений ситуации». Детальную разработку эти идеи получили в совместной с Шилзом, Г. Олпортом, Р. Шелдоном и рядом других исследователей монографии «К созданию общей теории действия», в которой исходными понятиями выступают понятия «деятель», «ситуация» и «ориентация деятеля на ситуацию». Подразумевается, что субъект действия (будь то индивид ил коллектив) способен вычленять из окружающей среды отдельные объекты, различая и классифицируя их по месту, свойствам и т. д. (познавательная или когнитивная ориентация); что он различает в ситуации объекты, имеющие для него положительное или отрицательное значение с точки зрения удовлетворения его потребностей (катектическая ориентация); что среди познавательно и катектически оцененных объектов он вынужден производить дальнейший отбор и сравнительную оценку в плане первоочередности удовлетворения тех или иных своих потребностей (оценочная ориентация). Кроме того, ориентация деятеля на объекты ситуации имеет временное измерение, т. е. связана с представлением деятеля о том, какие изменения будут иметь место в ситуации в случае того или иного его действия (или бездействия). Это представление лежит в основе способности деятеля ставить перед собой цель (не обязательно реалистическую) и стремиться к ее достижению. Далее Парсонс и его соавторы исследуют ситуацию взаимодействия социальных субъектов, связанных между собой системой «взаимных ожиданий» в том смысле, что их действия ориентированы на ожидания партнера. Вследствие этого к когнитивной, катектической и оценочной ориентациям, образующим мотивационную структуру деятеля, добавляется ценностная ориентация как область не зависящих от каждого данного деятеля «внешних символов», регулирующих образ действия всех принадлежащих одному культурному полю деятелей. Четкое аналитическое различение потребностей и ценностей, не исключающее их взаимопроникновение, позволило Парсонсу развести и разграничить такие относительно автономные подсистемы действия, как личность и культура, и показать их несостоятельность, как представлений о полностью независимой спонтанной личности, так и о жестко культурно запрограммированных индивидах. С другой стороны, Парсонс проводит различение понятий личности как целостностной психологической структуры, с одной стороны, и социального деятеля как абстрактного комплекса ролей, аналитически вычленяемого из этой целостностной структуры, – с другой, и на этой основе формирует представление о социальной системе. Так образуется формализованная модель системы действия, включающая культурную, социальную, личностную и органическую подсистемы, находящиеся в отношениях взаимообмена, что является одним из главных теоретических достижений Т. Парсонса. Другим важным компонентом теории действия являются переменные стандартов ценностных конфигураций (типовые переменные действия), которые, по мнению Парсонса, исчерпывающим образом описывают в наиболее общем виде ориентацию любого социального действия с учетом того обстоятельства, что оценка деятелем ситуации основывается не только на его индивидуальных потребностях, но и сообразуется с определенными общими для данной культуры стандартами. В это же время (50-е гг.) теория Т. Парсонса обогащается системными представлениями, почерпнутыми главным образом у биологов (Л. Гендерсона, У. Кеннона). В рамках этих представлений Парсонс совместно с Р. Бейлзом и Шилзом формулирует инвариантный набор функциональных проблем, решение которых обязательно, если система действия действительно сохраняет свои границы: проблема адаптации системы к внешним объектам, проблема целедостижения, проблема интеграции (поддержания «гармонического» бесконфликтного отношения между элементами системы) и проблема воспроизводства структуры и снятия напряжений. Между этими проблемами и способами ориентации, описываемыми с помощью переменных, обозначающих ценностные стандарты, была установлена связь в том смысле, что каждой из проблем соответствует определенная комбинация переменных. С другой стороны, оказалось возможным анализировать системы действия любого уровня в терминах функциональных подсистем, специализированных на решении одной из названных проблем. В сложных системах взаимообмен осуществляется не прямо, а опосредованно, с помощью обобщенных эквивалентов или символических посредников. К числу таких эквивалентов Парсонс относит на самом общем уровне системы действия ­– язык, во взаимообмене между организмом и личностью – удовольствие, между культурой и социальной системой – эмоции; на уровне социальной системы – деньги, власть, влияние, ценностные приверженности. В работах 60-х гг. Т. Парсонс обратился к проблемам эволюции обществ, положив в основу своей эволюционной доктрины идею дифференциации. Он отстаивает представление о всеобщем направленном развитии обществ в сторону повышения «обобщенной адаптивной способности» в результате функциональной дифференциации и усложнения социальной системы.

Своими эволюционистскими работами Т. Парсонс завершил построение общей теории социальной системы и в 70-е гг. сосредоточился на завершении разработки теории системы человеческого действия, а затем на анализе ее взаимосвязей или «взаимообменов» со средой, то есть такими подсистемами мироздания, как мир физических объектов, биосфера и трансцендентный мир «конечных смыслов бытия» (по Парсонсу, «телическая» система, от греч. telos – результат, завершение, цель).

Толкотт Парсонс создал одну из наиболее всеобъемлющих и разработанных теорий социального действия, что придает иным подходам вид фрагментов, ускользнувших от его внимания. Большая часть критики его теории как раз и сосредоточена вокруг этих «спорных» вопросов. Среди них можно выделить три основополагающих момента: использование доведенной до крайности аналогии с организмом, отождествление человеческой деятельности и поведения системы, а так же интерпретационную способность его построений.
3. Структурный функционализм.
«Кто был первым функционалистом? Вполне вероятно, им был первый человек, задумавшийся систематически и в некоторой степени объективно над природой социального».

У. Гуд
Хотя термин «структурный функционализм» появился только в ХХ веке, – а как теоретическая парадигма этот подход сложился окончательно во второй половине нашего столетия, – его корни восходят к основателям социологической теории – О. Конту, Г. Спенсеру и Э. Дюркгейму. Дело в том, что структурный функционализм исходит из таких представлений об обществе, которые неразрывно связаны с формированием социологии и определением ее как самостоятельной науки. Он рассматривает общество как объективную реальность, состоящую из взаимосвязанных и взаимозависящих частей, развитие и функционирование которой может быть объяснено только «изнутри». Методом, предпочитаемым структурным функционализмом является старый метод классической социологии – историко-сравнительный метод.

По этой причине даже сторонники этого подхода иногда предпочитают говорить о нем не как о теории, а как о способе анализа, наиболее пригодном для решения социологических проблем, хотя и не способном разрешить все их. Характеризуя одного из наиболее значительных представителей этой парадигмы, Р. Мертона, Т. Парсонс писал: «Он особенно не любил приклеивать к своему подходу наименование «изм» и утверждал, что простое описательное определение «функциональный анализ» более пригодно».1

Однако, несмотря на это, структурный функционализм воспринимается его сторонниками и особенно противниками как достаточно единая теоретическая парадигма с устоявшимися традициями и направлениями анализа. Мы рассмотрим концепции двух представителей этой парадигмы: Р. К. Мертона и Л. А. Козера. Первый из них много сделал становления структурно-функционального подхода, доказывая его научную и методологическуюi состоятельность, второй пытался показать в рамках этого подхода возможность решения проблемы конфликта.

Роберт Кинг Мертон (1910 г. р.) является одним из наиболее ярких представителей структурно-функционального направления в современной социологии. Его широкая эрудиция, глубокое знание работ классиков социологического знания и собственный незаурядный талант исследователя помогли ему отстаивать парадигму функционального анализа в условиях жесточайшей критики, обрушившейся на функционализм в 60–70-е годы. Он считал и продолжает считать, что функционализм является ключевой формой теоретических суждений об обществе, предполагающих его объективный характер. И в этом смысле функционализм является основным, если не единственным, способом мышления, пригодным для науки социологии как самостоятельной дисциплины.

На концепцию Р. Мертона оказали значительное влияние работы М. Вебера, У. Томаса, Э. Дюркгейма и Т. Парсонса, учеником которого он был. Анализируя их взгляды, он пришел к выводу, что представление об обществе как объективном, структурированном феномене и его влиянии на поведение индивидов ведет к значительному расширению социологического знания, не решая, конечно, всех проблем. Это представление генерирует проблематику, которую «я нахожу интересной, и способ мышления о проблемах, который я нахожу более эффективным, чем все остальные, которые я знаю», – писал Р. Мертон.2 Из такого предпочтения вытекает тема, являющаяся лейтмотивом большинства его работ – тема социальной структуры и ее влияния на социальное действие.

Из эмпирическойii направленности работ Р. Мертона вытекает его своеобразный взгляд на социологическую теорию. Его анализ бюрократической организации мало чем отличается от теоретических построений Т. Парсонса: у обоих социальная организация – интегрированная совокупность ролей (нормативных правил и ожиданий), подчиненная целям, которые могут и не осознаваться; формирование образцов действия рационально; структура воздействует на личность, определяя ее черты и т. д. Но Р. Мертон и не претендует на оригинальность. Он просто утверждает, что анализ Т. Парсонса слишком абстрактен, не слишком детализирован, а потому не применим в исследовании социальных реальностей. Заложенные в нем колоссальные возможности не работают из-за чересчур большого отвлечения от эмпирических феноменов и чересчур громоздкой системы отношений между понятиями, лишенной гибкости, а следовательно, вынужденной «подстраивать» под себя существующие факты. Поэтому своей задачей Р. Мертон видит создание «теории среднего уровня», которая являлась бы своеобразным «соединительным мостом» между эмпирическими обобщениями и абстрактными схемами вроде парсонианской.

Построение такой «теории среднего уровня», согласно Р. Мертону, может быть осуществлено на основе последовательной критики наиболее широких, неоправданных обобщений предшествующего функционализма и введением новых понятий, служащих целям организации и интерпретации эмпирического материала, но не являющихся «эмпирическими обобщениями», то есть не производимыми индуктивно из имеющихся фактов.

Первым положением, попадающим под критику Р. Мертона, является положение о функциональном единстве. Полное функциональное единство, возможное в теории, по мнению Мертона, противоречит реальности. Кроме того, принцип функционального единства предполагает полную интегрированность общества, что, естественно, тоже недостижимо в реальности. Критикуя этот принцип, Р. Мертон предлагает ввести понятие «дисфункции», которое должно отражать негативные последствия воздействия одной части системы на другую, а также демонстрировать степень интегрированности той или иной социальной системы.

Второе неоправданное обобщение, выделяемое Мертоном, прямо вытекает из второго. Он называет его положением об «универсальном функционализме». Поскольку взаимодействие частей социальной системы «непроблематично», то все стандартизированные социальные и культурные формы имеют позитивные функции, то есть все институционализированныеi образцы действия и поведения служат единству и интеграции общества, и поэтому следование этим образцам необходимо для поддержания общественного единства. Отсюда, всякая существующая норма правильна и разумна и надо подчиняться ей, а не менять ее. Уже первое введенное Р. Мертоном понятие – понятие «дисфункции» – отрицает возможность такой «универсальной функциональности». Мертон приходит к выводу, что, поскольку каждый образец может быть одновременно и функциональным и дисфункциональным, то лучше говорить о необходимости того или иного институционализированного социального отношения в терминах баланса функциональных и дисфункциональных следствий. Таким образом, все действительные нормы у Р. Мертона функциональны не потому, что они существуют (институционализированны), а потому, что их функциональные следствия «перевешивают» дисфункциональные.

Третье неоправданное положение функционализма, выделяемое Мертоном, состоит в подчеркивании «совершенной важности» определенных функций и, соответственно, материальных объектов, идей и верований, их выражающих. Абсолютная необходимость определенных функций ведет к тому, что отсутствие их выполнения ставит под сомнение само существование общества как целого или любой другой социальной системы. Второй стороной этого предположения является подчеркивание важности и жизненной необходимости определенных культурных и социальных форм, выражающих эти функции. Р. Мертон не отрицает возможности существования подобных функций и выражающих их объектов. Он утверждает, что такие функции могут быть различными для разных обществ и социальных систем. Поэтому необходимо эмпирически проверять и обосновывать введение каждой из таких функций, а не экстраполироватьii некоторые из них на все социальные системы и все историческое развитие. Для обобщения такой постановки проблемы «функционально необходимых условий» он предлагает ввести понятие «функциональных альтернатив»

Также Мертон подчеркивает, что структурно-функциональный анализ сосредотачивает свое внимание прежде всего на объективных последствиях действия. Чтобы избежать ошибки своих предшественников, объявлявших эти последствия результатом сознательных намерений участников, он вводит разграничение между «явными» и «скрытыми» функциями. «Явные функции» – это такие объективные следствия действия, направленные на приспособление или адаптацию системы, которые интенциональныiii и осознаваемы участниками; скрытые функции тогда будут такими следствиями, которые ни интенциональны, ни осознаваемы».3

Таким образом, критикуя предшествующий функциональный анализ, Р. Мертон вносит в него поправки, изменяющие наиболее одиозные и неприемлемые положения функционализма, оставляя, в сущности, его модель без изменений. Он разделяет основные положения классиков социологии, в том числе и Т. Парсонса, о том, что общество – это особый вид объективной реальности, что действие индивидов рационально и сознательно мотивированно. Социальные явления рассматриваются им прежде всего как структуры, определяющие поведение людей, ограничивающие их рациональный выбор. Введенные им понятия: дисфункция, баланс функциональных и дисфункциональных последствий, функциональные альтернативы, явная и скрытая функции служат «снятию» напряжений, возникающих при анализе эмпирических фактов. Вместе с тем, сохраняя сущностные черты функционализма, Р. Мертон сохраняет и уязвимость своих построений для критики. Основные положения этой критики аналогичны тем, что мы выделяли и по отношению к общей теории социальных систем Т. Парсонса: консерватизм и утопизм взгляда на социальную жизнь; статичность теоретической модели, не объясняющей социальные изменения; сверхсоциализированная концепция личности; понимание свободы человека, как свободы выбора между социально структурированными возможностями и т.д.

Дополнения Р. Мертона послужили хорошим «источником жизнеспособности» структурно-функционального способа теоретизирования. Однако, критика функционализма из-за игнорирования им проблем социального конфликта оказалась настолько сильной и очевидной, что потребовались дополнительные усилия. Ученым, попытавшимся доказать возможность структурно-функционального объяснения конфликта, стал Льюис Альфред Козер (1913 г. р.).

Л. Козер рассматривает порядок и конфликт как два равнозначных социальных процесса. Он подчеркивает, что, как и все социальные явления, конфликт не может иметь односторонних последствий. Исходя из этого, Л. Козер ставит своей задачей установление условий, при которых конфликт позитивен или негативен. Его цель – продемонстрировать, что конфликт как социальный процесс может быть инструментом формирования, стандартизирования и поддержания социальной структуры; что он способствует установлению и сохранению границ между группами; что межгрупповой конфликт способен реанимировать групповую идентичность, предохраняя группу от ассимиляции. Все это он блестяще доказывает на историческом материале в своей работе « Функции социального конфликта».

С точки зрения социологической теории он не вносит в структурный функционализм ничего нового, кроме представлений о способности структур быть результатом социального конфликта и возможности их поддержания и утверждения путем конфликта внутри и между группами. Условия позитивности и негативности конфликта у него выступают на уровне эмпирических обобщений. Разделение им основных положений структурного функционализма приводит его, как и Р. Мертона, к тому же кругу проблем: телеологияi, отсутствие теоретической интерпретацииii и т. д. Оказалось, что возможность объяснения реального конфликта и теоретическое осмысление конфликта на абстрактном уровне – это далеко не одно и то же.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по социологии Тема: Теория социального обмена iconРабочая программа дисциплины «Теория социального прогресса в социологии»
Данный курс знакомит студентов с представителями и содержанием важнейших теорий социального прогресса отечественной и зарубежной...
Реферат по социологии Тема: Теория социального обмена iconРеферат по социологии на тему : “ Теория конфликта”
Содержание
Реферат по социологии Тема: Теория социального обмена iconРеферат по социологии Тема: Психологические направления в социологии
Психологическое направление пришло в социологию в конце ХIХ века на смену биолого-натуралистическим теориям и требовало учета сложной...
Реферат по социологии Тема: Теория социального обмена iconПротокол № от 20 Вопросы к зачету по социологии
Социология как наука. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Понятие социального
Реферат по социологии Тема: Теория социального обмена iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «теория измерений...
Цель освоения дисциплины «Теория измерений в социологии» формирование у студентов навыков практического использования наиболее эффективных...
Реферат по социологии Тема: Теория социального обмена iconМ. Вебер: концепция понимающей социологии
Целью данной работы является рассмотрение методологической основы социологии М. Вебера, предпосылки формирования, основные понятия,...
Реферат по социологии Тема: Теория социального обмена iconМ. Вебер: концепция понимающей социологии
Целью данной работы является рассмотрение методологической основы социологии М. Вебера, предпосылки формирования, основные понятия,...
Реферат по социологии Тема: Теория социального обмена iconРеферат по социологии Тема: Изменение ролей и отношений внутри семьи
Это санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений. Семья и брак относятся...
Реферат по социологии Тема: Теория социального обмена iconТема: «Нарушение обмена нуклеиновых кислот»
Нарушения обмена нуклеиновых кислот: редупликации и репара­ции днк, синтеза информационной, транспортной и рибосомальной рнк
Реферат по социологии Тема: Теория социального обмена iconРеферат по социологии и журналистике «Применение контент-анализа в социологии сми»
Действительно, в процессе коммуникации содержание занимает центральное место. Это и реализация намерений автора-коммуникатора и возможные...
Реферат по социологии Тема: Теория социального обмена iconРеферат по социологии на тему : Бедность как социальный феномен
«социального дна». Это особенно заметно на фоне сильного расслоения, когда разница в доходах бедных и богатых составляет десятки,...
Реферат по социологии Тема: Теория социального обмена iconРеферат по дисциплине «Правоведение». Тема: «Теории происхождения...
...
Реферат по социологии Тема: Теория социального обмена iconПримерные темы рефератов по курсу
Теория обмена информацией П. Ершова и ее использование в анализе коммуникативных процессов
Реферат по социологии Тема: Теория социального обмена iconРеферат по дисциплине «Право». Тема: «Теория разделения властей на примере рф»

Реферат по социологии Тема: Теория социального обмена iconImprovement of
Социология как наука. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Понятие социального
Реферат по социологии Тема: Теория социального обмена iconИтоговый проверочный тест
Социология как наука. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Понятие социального


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск