Учебно-методический комплекс дисциплины сетевые информационные технологии для студентов Института психологии, социологии и социальных отношений Направление 522700 «Конфликтология»





Скачать 480.88 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины сетевые информационные технологии для студентов Института психологии, социологии и социальных отношений Направление 522700 «Конфликтология»
страница1/3
Дата публикации12.12.2014
Размер480.88 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение


высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»
Институт психологии, социологии и социальных отношений

Кафедра общей и практической психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
СЕТЕВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
для студентов Института психологии, социологии

и социальных отношений
Направление 522700 «Конфликтология»,

степень «Бакалавр конфликтологии»
Курс 1 очной формы обучения (2 семестр)

Москва

2010 год
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании

кафедры общей и практической психологии

(Протокол № 1 от 25.08.2009 г.),

на заседании ученого совета Института психологии, социологии

и социальных отношений

(Протокол № 1 от 26.08 2009 г.)
Учебно-методический комплекс рекомендован к печати

Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ

Автор-составитель:

доцент кафедры общей и практической психологии,

кандидат технических наук,

доцент _____________________С.В. Матвиенко

Заведующий кафедрой:

профессор кафедры общей и практической психологии,

доктор психологических наук,

профессор _____________________Е.С. Романова


Рецензент:


профессор, доктор психологических наук,

академик РАО, заведующая лабораторией

научных основ детской практической психологии

психологического института РАО _______________И.В. Дубровина


СОДЕРЖАНИЕ


Часть I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Пояснительная записка 4

Требования к уровню освоения учебной дисциплины 5

Содержание дисциплины 6-7

Литература 8
ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тематический план курса 9

Примерная тематика рефератов 10

Примерный перечень вопросов к зачету по курсу 11-12

Тематика лекционных и практических занятий 13-15

Форма отчета по практической работе 16
ЧАСТЬ Ш. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 17-41

Часть I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

«СЕТЕВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Программа курса «Сетевые информационные технологии» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Конфликтология», утвержденного в 2003 г. Общее количество часов – 75.

Курс «Сетевые информационные технологии» предназначен для студентов, обучающихся по направлению подготовки 522700 «Конфликтология».

Цель курса: ознакомить студентов с современной теорией и практикой внедрения сетевых информационных технологий в социально-экономическую сферу российского общества.

Задачи курса: рассмотреть основные теоретико-методологические подходы к информатизации социальной сферы, психологические аспекты использования современных информационных технологий; освоить приемы самостоятельного использования сетевых и Интернет-технологий в интегрировании общенаучных, социологических, психологических, педагогических, управленческих и специфически конфликтологических знаний для решения теоретических, практических и профессиональных проблем конфликтолога и преподавателя.

В настоящее время в современном обществе процессы информатизации являются наиболее интенсивно разрабатываемыми. В свою очередь информатизация общества ставит перед собой задачу решения проблем, относящихся к социализации личности в условиях различной по интенсивности дифференциации общества, соотношения общего блага и индивидуального интереса с помощью квалифицированных кадров в сфере конфликтологии. Поэтому одной из целей информатизации социальной сферы является подготовка ее специалистов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой. Задача курса – передать студентам знания, сформировать умения и навыки по организации, программированию и проведению исследований личностно-групповых конфликтов в организациях и территориальных образованиях с использованием количественных, качественных и количественно-качественных методов сбора и анализа информации, позволяющих оптимизировать процессы решения профессиональных задач с применением сетевых информационных технологий.

В учебно-методическом комплексе по каждой теме имеются: краткое содержание темы, контрольные вопросы для подготовки к практическим занятиям и зачету, задания для самостоятельной работы, список основной и дополнительной рекомендуемой литературы.

По окончании курса студент должен:


  • знать принципы и технологии организации информационных потоков в проблемном поле конфликтологии при подготовке и обосновании политико-управленческих решений;

  • знать способы автоматизированной обработки, хранения и распространения социальной информации на основе современных компьютерно-телекоммуникационных технологий;

  • уметь работать с информационно-справочными системами, использовать в практической деятельности сетевые информационные технологии при проведении конфликтологического анализа и прогнозирования, осуществлении методик и техник эмпирических исследований конфликта;

  • быть способным использовать сетевые информационные технологии при анализе международных процессов, геополитической обстановки, факторов и условий созревания и протекания международных конфликтов;

  • быть компетентным при подготовке управленческих решений на основе современных компьютерных технологий, формирования и использования информационных баз и банков социальных данных, сетевых технологий при управлении личностно-групповыми конфликтами на производстве, в общественных организациях, семьях и соседских общностях.

Методический материал для подготовки к практическим занятиям содержит примеры индивидуальных заданий и форму отчетов. Приводится «Словарь терминов информатики и информационных технологий», необходимый для усвоения студентами-конфликтологами современной отрасли знаний и повышения их информационной культуры.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Основы теории информации, информатизации и информационной технологии (ИТ)
Введение. Задачи и порядок изучения дисциплины. Возникновение и развитие ИТ. Понятие информационной технологии. Новая информационная технология. Основные понятия, термины и определения ИТ. Цель информатизации и внедрения ИТ. Понятие информационного общества. Федеральный Закон ФЗ-24 «Об информации, информатизации и защите информации». Кодирование информации. Действия с информацией и данными. Схема передачи, накопления и обработки информации. Этапы жизненного цикла программного продукта.

Технические и программные средства реализации информационных процессов. Функциональные характеристики средств вычислительной техники. Устройства связи и телекоммуникации. Средства мультимедиа. Компьютерные технологии обработки социально-экономической информации.

Этапы подготовки текстовых документов с использованием текстового и табличного процессоров. Справочная система. Средства для оформления экрана и таблиц. Вычисления. Связывание данных. Деловая графика. Параметры ячейки. Формат ячейки. Документ. Структура документа. Технология подготовки «составных» документов. Технология связи и внедрения объектов – OLE (Оbject Linking and Embedding).
Тема 2. Сетевые технологии использования информационных ресурсов
Состав и классификация компьютерных сетей. Компьютерная сеть. Абоненты сети. Иерархия компьютерных сетей. Подключение локальной сети к Internet. Подключение различных сетей к Internet. Основные схемы подключения индивидуального и коллективных пользователей к Internet. IP-адрес. Сетевая служба доменных имен DNS (Domain Name System). Протокол ТСР/IP. Сетевые сервисы и технологии. Гипертекстовые технологии обработки данных. Применение гипертекстовых технологий в Internet. World Wide Web – «всемирная паутина», URL (Universal Resource Locator – унифицированный указатель ресурса).

Сервисы (службы) Internet. Служба удаленного управления компьютером Telnet. Электронная почта (E-Mail). Служба телеконференций (Usenet). Служба передачи файлов (FTP). Служба IRC (Internet Relay Chat). Служба ICQ. Поиск информации в Internet. Поисковый робот, автомат. Алгоритм поиска. Способы поиска информации в Internet.
Тема 3. Информационный менеджмент в социальной сфере
Управляющие системы. Управление. Система управления. Структура системы управления. Уровни управления организацией. Виды управленческих документов. Документооборот. Автоматизация документооборота. Системы управления документами. Программное обеспечение для рабочих групп организаций. Системы автоматизации деловых процессов. Информационная система управления. Информационная система. Информационные системы и технологии – средство повышения производительности и эффективности работы людей.

Классификация информационных технологий. Информационные технологии управления. ИТ обработки данных. ИТ автоматизации офисной деятельности. ИТ поддержки принятия управленческого решения. ИТ экспертных систем.

Информатизация современного образования Этапы развития информатизации образования. Единая образовательная информационная среда РФ.
Тема 4. Информатизация современного общества
Основы информационной безопасности. Основные понятия. Безопасность информации. Защита информации. Формы, методы и механизмы защиты информации. Ключевые механизмы безопасности. Классификация методов защиты данных. Стратегия хранения и восстановления данных. Компьютерные вирусы и их характеристики.

Психологические аспекты использования современных информационных технологий. Положительные и отрицательные стороны использования современных информационных технологий с точки зрения психологии. Психологические аспекты обследования (обучения) с применением современных информационных технологий.

Литература
Основная

  1. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере / Под ред. Н.В. Макаровой. – 3-е изд., перераб. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 256 с.: ил.

  2. Симонович С.В. Информатика (базовый курс). -СПб, Питер, 2005 г.

  3. Информационные технологии управления: Учебное пособие/ Под ред. Ю.М. Чекасова. – М.: ИНФРА-М, 2001.

  4. Корнеев И.К., Машурцев В.А. Информационные технологии в управлении. – М.:ИНФРА-М, 2001.

  5. Савицкий Н.И. Технологии организации, хранения и обработки данных: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 232 с. – (Серия «Высшее образование»).

  6. Гончаров А. Компьютер для менеджера. Самоучитель. – СПб: «Питер», 2000.

  7. Брукшир Дж. Информатика и вычислительная техника 7-е изд. - – СПб.: Питер, 2004, -620 с.:ил.

  8. Дорот В.Л., Новиков Ф.А. Толковый словарь современной компьютерной лексики. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004, -608 с.:ил.

  9. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы: Учебник для вузов. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. – 958 с.: ил.

  10. Горшунов И.С. Работа с пакетом Microsoft Office. – М.: ООО «Бином-Пресс», 2004 г. – 208 с.: ил.


Дополнительная

  1. Электронное правительство. Статья. Эксперт, Интернет #3 (11) от 9 апреля 2001 г.

  2. User.ru: для начинающих: сервисы Интернет. http://www.tech.tu/.

  3. Малых Н., BiLim Systems Ltd. Сетевые технологии. Глоссарий сетевых терминов. http://www.citforum.ru/nets/glossey/.

  4. Электронное учебное пособие "Современные информационные технологии в образовании". http://sgpu2004.narod.ru/infotek/index.htm.

  5. Галыгина И.В., Галыгина Л.В. Информатика. Лабораторный практикум. Тамбов. Издательство ТГТУ, 2008. http://www.tstu.ru/education/elib/pdf/2008/galigin-a.pdf

ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Форма обучения – очная

Лекции – 18 часов

Практические занятия – 16 часов

Самостоятельная работа – 41 час

Зачет – 2 семестр

Всего – 75 часов


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

ДЛЯ ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ







Наименование темы

Всего

Часов

Виды учебных занятий

Самост.

работа

Лекции

Практические занятия

1.

Основы теории информации, информатизации и информационной технологии

24

6

8

9

2.

Сетевые технологии использования информационных ресурсов

23

5

4

14

3.

Информационный менеджмент

в социальной сфере

16

4

4

8

4.

Основы информационной безопасности

12

5

-

8




Итого:

75

20

16

39


ВСЕГО: 75 часов

Примерная тематика рефератов


  1. Использование информационных технологий при формировании социальной политики и прогнозировании социальных процессов.

  2. Использование информационных технологий для анализа возникновения и развития конфликтов.

  3. Использование сетевых технологий для анализа конфликтов, их динамики, зарождения и протекания.

  4. Формирование единого информационного пространства с использованием современных информационных технологий.

  5. Использование сетевых технологий в социально-экономической сфере.

  6. Информационные технологии при дистанционно-заочной подготовке специалистов отрасли.

  7. Формирование единого информационного пространства социальной сферы с использованием современных компьютерных технологий.

  8. Использование информационных технологий при формировании социальной политики, прогнозировании социальных процессов, управлении социальной сферой.

  9. Базовые информационные ресурсы и ресурсы Интернет.

  10. Психологические аспекты использования информационных ресурсов.

  11. Основные направления информатизации социальной сферы.

  12. Интернет как средство социальной коммуникации.

  13. Социально-экономическое развитие как информационная проблема.

  14. Система информационной безопасности человека.

  15. Информатизация общества и молодежь.

  16. Информатизация общества и становление ноосферы.

  17. Информатизация общества и средства массовой информации.

Примерный перечень вопросов к зачету

по курсу «Сетевые информационные технологии»


  1. Понятие, возникновение и развитие ИТ.

  2. Суть информационных революций.

  3. Новая информационная технология.

  4. Основные понятия, термины и определения ИТ.

  5. Действия с информацией и данными. Схема передачи, накопления и обработки информации.

  6. Цель информатизации и внедрение НИТ в социальной сфере.

  7. Технические и программные средства реализации информационных процессов.

  8. Программное обеспечение ПЭВМ, его классификация.

  9. Операционная система Windows. Интерфейс. Файловая структура.

  10. Состав и классификация компьютерных сетей.

  11. Иерархия компьютерных сетей. Основные схемы подключения пользователей к Internet.

  12. IP-адресация. Сетевая служба доменных имен DNS.

  13. Сетевые сервисы и технологии.

  14. Гипертекстовые технологии обработки данных. Применение гипертекстовых технологий в Internet.

  15. Сервисы (службы) Internet. Поиск информации в Internet.

  16. Компьютерные технологии подготовки текстовых документов.

  17. Компьютерные технологии обработки информации на основе табличных процессоров.

  18. Особенности «составных» документов и технологий их подготовки.

  19. Управляющие системы.

  20. Управление. Административное управление. Система управления.

  21. Информационные технологии управления.

  22. Информационные технологии обработки данных.

  23. Информационные технологии автоматизации офисной деятельности.

  24. Информационная система. Задачи, решаемые с использованием информационных систем.

  25. Роль структуры управления в информационной системе. Уровни управления организацией.

  26. Документооборот. Виды управленческих документов. Системы управления документами.

  27. Жизненный цикл информационной системы. Этапы жизненного цикла программного продукта.

  28. Информатизация современного образования Единая образовательная информационная среда РФ.

  29. Информационная безопасность. Основные понятия.

  30. Безопасность информации. Формы, методы и механизмы её защиты.

  31. Ключевые механизмы информационной безопасности. Классификация методов защиты данных.

  32. Стратегия хранения и восстановления данных. Компьютерные вирусы и их характеристики.

  33. Психологические аспекты использования современных информационных технологий.

  34. Положительные и отрицательные стороны использования современных информационных технологий с точки зрения психологии.

  35. Психологические аспекты обследования (обучения) с применением современных информационных технологий.

Лекции
Лекция 1. Введение. Возникновение и развитие ИТ.

Лекция 2. Технические и программные средства реализации

информационных процессов.

Лекция 3. Компьютерные технологии обработки социально-экономической информации.

Лекция 4. Компьютерные сети.

Лекция 5. Сетевые сервисы и технологии использования информационных ресурсов.

Лекция 6. Информационные технологии и системы.

Лекция 7. Информационный менеджмент в социальной сфере.

Лекция 8. Основы информационной безопасности.

Лекция 9. Психологические аспекты использования современных информационных технологий.
Тематика практических занятий
Практическое занятие № 1
Тема: «Компьютерные технологии подготовки текстовых документов».
Цель занятия: приобрести навыки работы с основными технологическими операциями и процессами в среде текстового процессора Word для создания разнообразных текстовых документов, графических объектов, таблиц и их интеграции.
Вопросы к практическому занятию:

  1. Почему приложение MS Word называется текстовым процессором?

  2. Каковы этапы подготовки текстового документа?

  3. В каком формате необходимо сохранить файл, чтобы он мог быть прочитан в других приложениях (с сохранением и без сохранения форматирования)?

  4. Каким образом в текстовом документе осуществляется поиск и замена букв, слов, словосочетаний?

  5. Сколько существует способов организации таблиц в MS Word?

  6. Как в текстовый документ вставить рисунок из файла? Как из графического приложения?

  7. Для чего документу необходимо задавать параметры страницы?

  8. Что такое колонтитул?


Порядок работы:

  1. Редактирование и форматирование текстовой информации.

  2. Написание формул.

  3. Работа с таблицами.

  4. Выполнение индивидуального задания.

  5. Подготовка и оформление отчёта по лабораторной работе № 1.


Задания для самостоятельной работы:
Задание № 1
Требуется подготовить таблицу, используя операции копирования, вырезания, поиска и замены, процедуру «Автозаполнение».


31 уч. группа Соцдемографические данные студентов



пп

Фамилия и

инициалы

Дата

зачисления

Год

рожден.

Образов.

Национ.

Семейное положение

Прим.

1.

Петрова А.А.



















2.

Иванов С.П.



















3.

Мухина Г.Г.



















4.

Светлов О.П.



















5.

Титова Р.Л.



















6.

Плотников Н.Н.




















Задание № 2
Набрать текст с формулами в таблице.
Критерии оценки качества случайных чисел
Таблица 1



Название критерия

Математическая запись

1

Частотный критерий



2

Корреляционный критерий



3

Критерий моментов




Задание № 3
Требуется подготовить таблицу, используя для расчетов программу «Калькулятор».
РЕЗУЛЬТАТЫ

зимней экзаменационной сессии 11 учебной группы


Фамилия И.О.

«Информатика»

«Математика»

«Социология»

Средний

балл












































































Средний балл

по дисциплине














Задание № 4
Индивидуально для каждого студента.
Задание № 5
Подготовка и оформление отчёта по практическому занятию № 1.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины сетевые информационные технологии для студентов Института психологии, социологии и социальных отношений Направление 522700 «Конфликтология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины педагогическая конфликтология...
Института психологии, социологии и социальных отношений (Протокол №1, от 26. 08. 2009 г.)
Учебно-методический комплекс дисциплины сетевые информационные технологии для студентов Института психологии, социологии и социальных отношений Направление 522700 «Конфликтология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Доцент кафедры психологии развития и инноваций Института психологии социологии и социальных отношений гбоу впо мгпу, к психол н.,...
Учебно-методический комплекс дисциплины сетевые информационные технологии для студентов Института психологии, социологии и социальных отношений Направление 522700 «Конфликтология» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология»
Е. А. Соловьева. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные...
Учебно-методический комплекс дисциплины сетевые информационные технологии для студентов Института психологии, социологии и социальных отношений Направление 522700 «Конфликтология» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «информационные технологии управления»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии управления» разработан в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс дисциплины сетевые информационные технологии для студентов Института психологии, социологии и социальных отношений Направление 522700 «Конфликтология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины для студентов Института психологии,...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Этикет» для студентов очной формы обучения по специальности 100110. 65 «Домоведение»...
Учебно-методический комплекс дисциплины сетевые информационные технологии для студентов Института психологии, социологии и социальных отношений Направление 522700 «Конфликтология» iconРабочая программа для студентов очной формы обучения, направление...
И. Математическая логика и теория алгоритмов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения,...
Учебно-методический комплекс дисциплины сетевые информационные технологии для студентов Института психологии, социологии и социальных отношений Направление 522700 «Конфликтология» iconУчебно-методический комплекс по курсу «Информационные технологии...
Информационные технологии управления [Текст]: учебно-методический комплекс. Тюмень: тгимэуп, 2007. 28 с
Учебно-методический комплекс дисциплины сетевые информационные технологии для студентов Института психологии, социологии и социальных отношений Направление 522700 «Конфликтология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 230401. 62 информационные системы и технологии, очной формы...
Учебно-методический комплекс дисциплины сетевые информационные технологии для студентов Института психологии, социологии и социальных отношений Направление 522700 «Конфликтология» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 230201....
Рассмотрено на заседании умк института математики и компьютерных наук, протокол №
Учебно-методический комплекс дисциплины сетевые информационные технологии для студентов Института психологии, социологии и социальных отношений Направление 522700 «Конфликтология» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 050100. 65 «Музыкальное образование»
Е. А. Соловьева. Психолого-педагогический тренинг: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для...
Учебно-методический комплекс дисциплины сетевые информационные технологии для студентов Института психологии, социологии и социальных отношений Направление 522700 «Конфликтология» iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина...
Учебно-методический комплекс дисциплины сетевые информационные технологии для студентов Института психологии, социологии и социальных отношений Направление 522700 «Конфликтология» iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина...
Учебно-методический комплекс дисциплины сетевые информационные технологии для студентов Института психологии, социологии и социальных отношений Направление 522700 «Конфликтология» iconПрограмма спецкурса «Связи с общественностью» соответствует требованиям...
Института психологии, социологии и социальных отношений, протокол заседания №2 от 25. 09. 2008 г
Учебно-методический комплекс дисциплины сетевые информационные технологии для студентов Института психологии, социологии и социальных отношений Направление 522700 «Конфликтология» iconПрограмма спецкурса «Связи с общественностью» соответствует требованиям...
Института психологии, социологии и социальных отношений, протокол заседания №2 от 25. 09. 2008 г
Учебно-методический комплекс дисциплины сетевые информационные технологии для студентов Института психологии, социологии и социальных отношений Направление 522700 «Конфликтология» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология»
А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной...
Учебно-методический комплекс дисциплины сетевые информационные технологии для студентов Института психологии, социологии и социальных отношений Направление 522700 «Конфликтология» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология»
А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск