Скачать 480.88 Kb.
|
Департамент образования города МосквыГосударственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт психологии, социологии и социальных отношений Кафедра общей и практической психологии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СЕТЕВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ для студентов Института психологии, социологии и социальных отношений Направление 522700 «Конфликтология», степень «Бакалавр конфликтологии» Курс 1 очной формы обучения (2 семестр) Москва 2010 год Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры общей и практической психологии (Протокол № 1 от 25.08.2009 г.), на заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений (Протокол № 1 от 26.08 2009 г.) Учебно-методический комплекс рекомендован к печати Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ Автор-составитель: доцент кафедры общей и практической психологии, кандидат технических наук, доцент _____________________С.В. Матвиенко Заведующий кафедрой: профессор кафедры общей и практической психологии, доктор психологических наук, профессор _____________________Е.С. Романова Рецензент:профессор, доктор психологических наук, академик РАО, заведующая лабораторией научных основ детской практической психологии психологического института РАО _______________И.В. Дубровина СОДЕРЖАНИЕ Часть I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫПояснительная записка 4 Требования к уровню освоения учебной дисциплины 5 Содержание дисциплины 6-7 Литература 8 ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Тематический план курса 9 Примерная тематика рефератов 10 Примерный перечень вопросов к зачету по курсу 11-12 Тематика лекционных и практических занятий 13-15 Форма отчета по практической работе 16 ЧАСТЬ Ш. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 17-41 Часть I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ «СЕТЕВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» Программа курса «Сетевые информационные технологии» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Конфликтология», утвержденного в 2003 г. Общее количество часов – 75. Курс «Сетевые информационные технологии» предназначен для студентов, обучающихся по направлению подготовки 522700 «Конфликтология». Цель курса: ознакомить студентов с современной теорией и практикой внедрения сетевых информационных технологий в социально-экономическую сферу российского общества. Задачи курса: рассмотреть основные теоретико-методологические подходы к информатизации социальной сферы, психологические аспекты использования современных информационных технологий; освоить приемы самостоятельного использования сетевых и Интернет-технологий в интегрировании общенаучных, социологических, психологических, педагогических, управленческих и специфически конфликтологических знаний для решения теоретических, практических и профессиональных проблем конфликтолога и преподавателя. В настоящее время в современном обществе процессы информатизации являются наиболее интенсивно разрабатываемыми. В свою очередь информатизация общества ставит перед собой задачу решения проблем, относящихся к социализации личности в условиях различной по интенсивности дифференциации общества, соотношения общего блага и индивидуального интереса с помощью квалифицированных кадров в сфере конфликтологии. Поэтому одной из целей информатизации социальной сферы является подготовка ее специалистов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой. Задача курса – передать студентам знания, сформировать умения и навыки по организации, программированию и проведению исследований личностно-групповых конфликтов в организациях и территориальных образованиях с использованием количественных, качественных и количественно-качественных методов сбора и анализа информации, позволяющих оптимизировать процессы решения профессиональных задач с применением сетевых информационных технологий. В учебно-методическом комплексе по каждой теме имеются: краткое содержание темы, контрольные вопросы для подготовки к практическим занятиям и зачету, задания для самостоятельной работы, список основной и дополнительной рекомендуемой литературы. По окончании курса студент должен:
Методический материал для подготовки к практическим занятиям содержит примеры индивидуальных заданий и форму отчетов. Приводится «Словарь терминов информатики и информационных технологий», необходимый для усвоения студентами-конфликтологами современной отрасли знаний и повышения их информационной культуры. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Основы теории информации, информатизации и информационной технологии (ИТ) Введение. Задачи и порядок изучения дисциплины. Возникновение и развитие ИТ. Понятие информационной технологии. Новая информационная технология. Основные понятия, термины и определения ИТ. Цель информатизации и внедрения ИТ. Понятие информационного общества. Федеральный Закон ФЗ-24 «Об информации, информатизации и защите информации». Кодирование информации. Действия с информацией и данными. Схема передачи, накопления и обработки информации. Этапы жизненного цикла программного продукта. Технические и программные средства реализации информационных процессов. Функциональные характеристики средств вычислительной техники. Устройства связи и телекоммуникации. Средства мультимедиа. Компьютерные технологии обработки социально-экономической информации. Этапы подготовки текстовых документов с использованием текстового и табличного процессоров. Справочная система. Средства для оформления экрана и таблиц. Вычисления. Связывание данных. Деловая графика. Параметры ячейки. Формат ячейки. Документ. Структура документа. Технология подготовки «составных» документов. Технология связи и внедрения объектов – OLE (Оbject Linking and Embedding). Тема 2. Сетевые технологии использования информационных ресурсов Состав и классификация компьютерных сетей. Компьютерная сеть. Абоненты сети. Иерархия компьютерных сетей. Подключение локальной сети к Internet. Подключение различных сетей к Internet. Основные схемы подключения индивидуального и коллективных пользователей к Internet. IP-адрес. Сетевая служба доменных имен DNS (Domain Name System). Протокол ТСР/IP. Сетевые сервисы и технологии. Гипертекстовые технологии обработки данных. Применение гипертекстовых технологий в Internet. World Wide Web – «всемирная паутина», URL (Universal Resource Locator – унифицированный указатель ресурса). Сервисы (службы) Internet. Служба удаленного управления компьютером Telnet. Электронная почта (E-Mail). Служба телеконференций (Usenet). Служба передачи файлов (FTP). Служба IRC (Internet Relay Chat). Служба ICQ. Поиск информации в Internet. Поисковый робот, автомат. Алгоритм поиска. Способы поиска информации в Internet. Тема 3. Информационный менеджмент в социальной сфере Управляющие системы. Управление. Система управления. Структура системы управления. Уровни управления организацией. Виды управленческих документов. Документооборот. Автоматизация документооборота. Системы управления документами. Программное обеспечение для рабочих групп организаций. Системы автоматизации деловых процессов. Информационная система управления. Информационная система. Информационные системы и технологии – средство повышения производительности и эффективности работы людей. Классификация информационных технологий. Информационные технологии управления. ИТ обработки данных. ИТ автоматизации офисной деятельности. ИТ поддержки принятия управленческого решения. ИТ экспертных систем. Информатизация современного образования Этапы развития информатизации образования. Единая образовательная информационная среда РФ. Тема 4. Информатизация современного общества Основы информационной безопасности. Основные понятия. Безопасность информации. Защита информации. Формы, методы и механизмы защиты информации. Ключевые механизмы безопасности. Классификация методов защиты данных. Стратегия хранения и восстановления данных. Компьютерные вирусы и их характеристики. Психологические аспекты использования современных информационных технологий. Положительные и отрицательные стороны использования современных информационных технологий с точки зрения психологии. Психологические аспекты обследования (обучения) с применением современных информационных технологий. Литература Основная
Дополнительная
ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Форма обучения – очная Лекции – 18 часов Практические занятия – 16 часов Самостоятельная работа – 41 час Зачет – 2 семестр Всего – 75 часов ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» ДЛЯ ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
ВСЕГО: 75 часов Примерная тематика рефератов
Примерный перечень вопросов к зачету по курсу «Сетевые информационные технологии»
Лекции Лекция 1. Введение. Возникновение и развитие ИТ. Лекция 2. Технические и программные средства реализации информационных процессов. Лекция 3. Компьютерные технологии обработки социально-экономической информации. Лекция 4. Компьютерные сети. Лекция 5. Сетевые сервисы и технологии использования информационных ресурсов. Лекция 6. Информационные технологии и системы. Лекция 7. Информационный менеджмент в социальной сфере. Лекция 8. Основы информационной безопасности. Лекция 9. Психологические аспекты использования современных информационных технологий. Тематика практических занятий Практическое занятие № 1 Тема: «Компьютерные технологии подготовки текстовых документов». Цель занятия: приобрести навыки работы с основными технологическими операциями и процессами в среде текстового процессора Word для создания разнообразных текстовых документов, графических объектов, таблиц и их интеграции. Вопросы к практическому занятию:
Порядок работы:
Задания для самостоятельной работы: Задание № 1 Требуется подготовить таблицу, используя операции копирования, вырезания, поиска и замены, процедуру «Автозаполнение».
Задание № 2 Набрать текст с формулами в таблице. Критерии оценки качества случайных чисел Таблица 1
Задание № 3 Требуется подготовить таблицу, используя для расчетов программу «Калькулятор». РЕЗУЛЬТАТЫ зимней экзаменационной сессии 11 учебной группы
Задание № 4 Индивидуально для каждого студента. Задание № 5 Подготовка и оформление отчёта по практическому занятию № 1. |
Учебно-методический комплекс дисциплины педагогическая конфликтология... Института психологии, социологии и социальных отношений (Протокол №1, от 26. 08. 2009 г.) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Доцент кафедры психологии развития и инноваций Института психологии социологии и социальных отношений гбоу впо мгпу, к психол н.,... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» Е. А. Соловьева. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «информационные технологии управления» Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии управления» разработан в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины для студентов Института психологии,... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Этикет» для студентов очной формы обучения по специальности 100110. 65 «Домоведение»... | Рабочая программа для студентов очной формы обучения, направление... И. Математическая логика и теория алгоритмов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения,... | ||
Учебно-методический комплекс по курсу «Информационные технологии... Информационные технологии управления [Текст]: учебно-методический комплекс. Тюмень: тгимэуп, 2007. 28 с | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 230401. 62 информационные системы и технологии, очной формы... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 230201.... Рассмотрено на заседании умк института математики и компьютерных наук, протокол № | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050100. 65 «Музыкальное образование» Е. А. Соловьева. Психолого-педагогический тренинг: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина... | Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина... | ||
Программа спецкурса «Связи с общественностью» соответствует требованиям... Института психологии, социологии и социальных отношений, протокол заседания №2 от 25. 09. 2008 г | Программа спецкурса «Связи с общественностью» соответствует требованиям... Института психологии, социологии и социальных отношений, протокол заседания №2 от 25. 09. 2008 г | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология» А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология» А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной... |