Скачать 228.51 Kb.
|
НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА Кузнецов М.Л. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организационная психология» для студентов очной формы обучения Ростов-на-Дону 2014 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организационная психология» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов очной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 030300.62 «Психология». Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой «Психологии и управления персоналом» (протокол № 1 от 31.08.13г. ) и утвержден Учебно-методическим советом _________ (протокол №_ от ________) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации по выполнению учебных проектов (курсовых работ) и самостоятельной работы, требования к уровню освоения программы и аттестации по дисциплине, учебно-методическое и учебно-информационное обеспечение дисциплины. Составитель: Ст. преподаватель Кузнецов М.Л. Рецензенты: А.К. Белоусова, д. пс. н., профессор Л.И. Габдулина, к. пс. н., доцент содержание
1. лекционные занятияМодуль 1 Тема 1. Организационная психология как научная дисциплина История возникновения организационной психологии. Организационная психология как самостоятельная научная дисциплина. Область и предмет исследования организационной психологии. Методы организационной психологии. Тема 2. Проблема власти в современной психологии Феномен власти. Власть как межличностное взаимодействие. Общая клас- сификация оснований власти. Основания власти и контроль. Взаимосвязь осно- ваний власти. Власть как системообразующая категория организационной пси- хологии. Тема 3. Лидерство Феномен лидерства. Лидерство и руководство. Лидерство и организаци- онная власть. Теории лидерства. Тема 4. Власть и организация Природа организации. Основные характеристики организации. Органи- зационная структура. Классические теории организации. Мотивация. Мотивы и потребности людей в организациях. Теории мотивации. Тема 5. Власть и группа Понятие группа. Структура группы. Групповые процессы. Статус и роль. Групповые правила и нормы. Групповые санкции Тема 6. Коммуникации в организации Общение в организации. Функции общения. Общение и понимание. Си- стема организационного общения. Типы коммуникационных сетей. Неформаль- ное общение в организации. Общение и стиль управления. Тема 7. Организационная культура и развитие Понятие организационной культуры. Структура организационной культуры. Содержание организационной культуры. Формирование организаци- онной культуры. Тема 8. Власть и индивид Личность и организация. Индивидуальный стиль деятельности. Способности и их соответствие требованиям организации. Личностные характеристики, влияющие на организационное поведение. 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Модуль 1 Задание 1. Организационная психология как научная дисциплина История возникновения организационной психологии. Организационная психология как самостоятельная научная дисциплина. Область и предмет ис- следования организационной психологи. Методы организационной психологии. Задание 2. Проблема власти в современной психологии Феномен власти. Власть как межличностное взаимодействие. Общая классификация оснований власти. Основания власти и контроль. Взаимосвязь оснований власти. Власть как системообразующая категория организационной психологии. Задание 3. Лидерство Феномен лидерства. Лидерство и руководство. Лидерство и организацион- ная власть. Теории лидерства. Задание 4. Власть и организация Природа организации. Основные характеристики организации. Организа- ционная структура. Классические теории организации. Мотивация. Мотивы и потребности людей в организациях. Теории мотивации. Задание 5. Организационная культура и развитие Понятие организационной культуры. Струтура организационной культуры. Содержание организационной культуры. Формирование организационной культуры. Задание 6. Власть и группа Понятие группа. Структура группы. Групповые процессы. Статус и роль. Групповые правила и нормы. Групповые санкции. Задание 7. Коммуникации в организации Общение в организации. Функции общения. Общение и понимание. Си- стема организационного общения. Типы коммуникационных сетей. Неформаль- ное общение в организации. Общение и стиль управления. Задание 8. Власть и индивид Личность и организация. Индивидуальный стиль деятельности. Способ- ности и их соответствие требованиям организации. Личностные характеристи- ки, влияющие на организационное поведение. 3. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ Перечень названий и шифров компетенций в соответствии с ФГОС ВПО: Студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): - профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12); Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): - осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4); способностью и готовностью к: - анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21); Перечень практических заданий для контроля степени овладе- ния компетенциями: 1. Проанализировать деятельность предприятия и определить особенно- сти его формально-ролевой системы (на примере конкретного предприятия). 2. Проанализировать деятельность предприятия и определить его орга- низационно-управленческий потенциал (на примере конкретного предприятия). 3. Оценить коммуникативный и организационно-управленческий потенциал руководства предприятия (на примере конкретного предприятия). 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ (КУКРСОВЫХ РАБОТ)4.1 Перечень тем учебных проектов (курсовых работ) - Введение в организационную психологию; - Человеческие ресурсы в экономической системе; - Поведение личности в организации; - Групповое поведение; - Человеческие отношения – основа бизнеса; - Коммуникации в организации; - Конфликты в организации; - Корпоративная культура. Типы корпоративной культуры; - Управление организацией; - Потребности и мотивы. Теории мотивации; - Теория и практика командообразования в организации; - Имидж и репутация организации; - Законы и эффекты восприятия. Атрибуция; - Теории поведения личности; - Должностная модель поведения; - Ресурсная концепция организационного поведения; - Комплексные исследования мотивации; - Социокультурный образ организации; - Сегменты организационного поведения; - Доминанта «задача – ответственность»; - Доминанта «стимул – справедливость»; - Саморегуляция поведения личности; - Инициативное деловое поведение; - Малые профессиональные группы; - Факторы группового поведения; - Организационная сущность управления; - Микромодели управленческих отношений; - Модели стратегического поведения; - Рефлексия управленческого самосознания; - Мотивационные ресурсы власти; - Кризисы власти в бизнес-организациях; - Целевая направленность поведения; - Временные диапазоны событий; - Обратные связи маркет-управления; - Инновационная мобилизация персонала; - Регулятивные модели поведения; - Маркетинговая социокультурная среда; - Управление поведением клиентуры; - Поведенческое формирование имиджа. 4.2 Методические рекомендации по выполнению учебных проектов (курсовых работ) Контрольная работа – это форма работы студентов, которая предусматри- вает выполнение работы по пройденному материалу курса за определенный период времени. Проектная деятельность носит комплексный характер, совме- стный характер деятельности студентов и преподавателя. Необходимым усло- вием выполнения контрольной работы является наличие представлений о цели и задачах работы, способах и методах их достижения, создание плана реализа- ции работы, осмысление поставленных вопросов (проблем) в ходе выполнения учебного задания. Контрольная работа должена быть представлена в виде слайдов. Слайды должны включать: цель проекта; задачи проекта; используемые методы; источ- ники получения информации (список литературы, Интернет-ссылки и т.д.). Слайды должны быть краткими, при этом необходимо, чтобы они отражали сущность рассматриваемой проблемы, вопросов. Слайды должны быть нагляд- ными и привлекательными. 5. самостоятельная работа студентов1. Предмет, объект, цели и задачи организационной психологии. 2. Методы исследования организационной психологии и история её становле- ния. 3. Понятие и виды организации. 4. Правила и нормы поведения. Структура и характеристика. 5. Управление организацией: стили руководства пирамидальная система управ- ления, матричная и сетевая системы управления организацией. 6. Потребности и мотивы. Теории мотивации. 7. Корпоративная культура: природа и сущность. Классификация типов корпо- ративной культуры. 8. Методы изучения корпоративной культуры и их характеристика. Подготовка к семинарам или выполнение контрольных (курсовых) работ необходимо рассматривать, как особый вид учебной деятельности, который проводится в вузе под руководством преподавателя, по заранее определённому плану. Подготовкой и выполнением этих работ студенты занимаются самостоя- тельно. По дисциплине, в силу специфики её предмета семинарские занятия могут проводиться как чисто теоретические, так практикоориентированные. Что, однако, не исключает их проведения как дискуссий, конкурса рефератов и т.д. это обычно происходит в форме беседы со всеми студентами группы одновременно или с отдельными студентами при участии остальных. Важно помнить, что семинарские занятия – это не ответ домашнего задания, аналогичное школьному уроку. Семинар – это коллективное обсуждение проблем, список которых заранее подготовлен и роздан преподавателем. Подготовка к семинарским и лабораторным занятиям проводятся в пределах учебных планов. Семинарские занятия требуют серьёзной предварительной теоретической подготовки по соответствующей теме - изучения основной и дополнительной литературы, а не пересказ материала учебника. Рекомендуется придерживаться при этом следующего. Вначале необходимо изучить вопросы темы по учебной литературе. Если по теме прочитана лекция, то непременно надо использовать материал лекции хотя бы потому, что учебники часто устаревают уже в момент выхода в свет. Кроме того, у преподавателя может иметься и собственный взгляд на те или иные проблемы В планах СЗ дается довольно внушительный перечень такой литературы. Но это вовсе не означает, что студент обязан прочитать ее всю (хотя к этому надо стремиться, что и отличает хорошего студента!). Студент выбирает из перечня источники, которые ему доступнее или больше импонируют. Но если тот или иной источник указан как обязательный к прочтению, то с ним надо детально ознакомиться. Семинарское занятие может проходить в виде коллоквиума. В вузе коллоквиум является одной из разновидностей учебных занятий, проводимых в форме беседы преподавателя со студентами для выяснения их знаний. Под коллоквиумом принято понимать: 1) беседу преподавателя с учащимися с целью выяснения их знаний; 2) научное собрание с обсуждением докладов на определенную тему. В переводе с латинского коллоквиум означает собеседование. Исходя из данного определения коллоквиум является эффективной формой контроля за самостоятельным изучением монографий. Преподаватель может заранее объявить вопросы, выносимые на обсуждение, по изучаемой работе. Другим видом коллоквиума является итоговое занятие по какому-либо разделу изучаемого курса (например, по курсу «История психологии» по разделу «Развитие психологических знаний в античной философии»). Вопросы, выносимые на коллоквиум, объявляются преподавателем не позднее, чем за неделю до проведения подобного итогового занятия. На коллоквиумах такого рода могут быть заслушаны доклады на базе лучших, по мнению преподавателя, рефератов, относящихся к данному разделу изучаемого курса. Такой коллоквиум может быть также проведен в форме конкурса рефератов, где лучший реферат выбирается самими студентами в ходе обсуждения. Подобный ход занятия, помимо всего прочего, формирует у студента навыки защиты курсовых и дипломных работ, выступлений на научных конференциях и т.п. Необходимо отметить, что коллоквиумы не является формой проверки исключительно самостоятельной работы, а предполагает комплексный подход к контролю за качеством усвоенного учебного материала, полученного как в ходе аудиторных занятий, так и выполненных самостоятельно. Можно сказать, что коллоквиумы, кроме контроля за выполнением самостоятельных заданий, служат прекрасным тренингом для подготовки выступления студентов на различных олимпиадах, научных конференциях, защитах курсовых и дипломных работ. Коллоквиумы могут проводиться по темам, по которым не запланированы в планах семинарских занятий и вне сетки расписания по согласованию с деканатом и со студентами. Для подготовки к подобного рода занятиям, студенты заблаговременно получают у преподавателя задание к коллоквиуму. Важнейшей работой, которую студент проводит при подготовке к семинарским занятиям, коллоквиумам является изучение монографий. Необходимо отметить, что изучение монографий может выступать и в качестве одного из видов самостоятельной работы студентов. В последнем случае, данный вид работы имеет своей целью целостное, а не фрагментарное, знакомство студента с важнейшими для курса «История психологии», первоисточниками, как это происходит при подготовке к семинарским занятиям. Эта особенность изучения монографий приводит к требованию: в качестве изучаемых источников не могут быть использованы учебники, учебные пособия, рецензии на данную работу и т.п. Работа с монографиями и первоисточниками – важнейший метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:
Для более полного и осмысленного изучения рекомендованных преподавателем первоисточника студенту необходимо использовать аннотирование или конспектирование данной работы. Конспект – обзор, очерк,- одна из важнейших форм учебных записей, представляющая собой связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания изучаемого материала. Конспект – эффективное средство закрепления в памяти прочитанного текста, дисциплинирующее и развивающее мышление студента, побуждающее глубоко осмыслить прочитанное и найти важное, существенное, выразить его в сжатых и точных фразах. Конспект, как правило, состоит из трех основных элементов: плана, тезисов основных мыслей конспектируемого источника и фактического материала. Конспект дает возможность более полного и глубокого осмысления изучаемого материала. Для реализации этой возможности конспект должен быть кратким, ясным, полным и точным. Ясность и краткость конспекта достигается через усвоение мыслей автора и возможность их изложения своими словами. При этом необходимо отметить, что ясность и краткость конспекта не должны противоречить требованиям полноты и точности, без которых конспект может превратиться в свободное изложение содержания изучаемой работы. Выполнение данных требований достигается за счет дословной фиксации основных положений в авторских формулировках, сохранения авторской логики изложения материала. Для выполнения вышеуказанных требований студент должен найти ответы на следующие вопросы: «На чьи работы опирался автор изучаемого первоисточника?», «В какой парадигме работал автор, на какие методологические принципы он опирался», «Каким образом сформулирована основная авторская гипотеза?», «Какие экспериментальные и/или теоретические доказательства приведены автором в тексте?» и т. д. В ходе изучения литературы необходимо вести записи, состоящие из наиболее принципиальных цитат и собственных предварительных соображений по отдельным составным частям исследуемой проблемы. По основополагающим источникам целесообразно составлять сжатый либо развернутый план-конспект (особенно если этой книги нет в постоянном обращении или она достаточно объемна). Знакомясь с книгой или статьей, целесообразно заполнить на нее библиографическую карточку такого содержания: а) выходные данные работы; б) о чем говорится в книге (с позиции вашего к ней отношения, ваших требований); в) оценка книги с точки зрения возможности ее использования в курсовой работе. Такие библиографические карточки удобно сортировать в соответствии с пунктами рабочего плана. Далее - накопление выписок. Делать выписки – это, прежде всего, уметь найти и выбрать нужное теоретическое положение, статистические данные, интересные философские высказывания. Выписывать можно дословно (цитатами) или в свободном переложении, либо чередовать. Но в любом случае необходимо делать ссылку на источник. Выписки лучше всего делать на отдельных листах-карточках. Такие листы удобно хранить в конвертах, пометив каждый номером пункта плана или в электронном виде как отдельные документы. В тексте выписок следует выделять заголовки, а важные понятия, определения, отдельные фрагменты записей подчеркивать. Кроме того, на полях листа-карточки по ходу выписки полезно делать пометки, которые помогут сориентироваться при повторном обращении к этому тексту. Если создана электронная папка, то так же целесообразно выделить в ней документ с пометками, которые помогают при обращении к основному текст. Общепринятыми пометками являются такие: ! - полное согласие с тем, о чем идет речь в тексте; ? - несогласие с автором, сомнение; ?! - недоумение, удивление; NB - весьма важно; V - важно, стоит заметить; ~~ - интересно, может пригодиться. Такого рода исследовательский материал следует постепенно накапливать и систематизировать в соответствии с задуманным. Подобного рода материал может оказать неоценимую помощь не только для подготовки к семинарским занятиям, но и в написании курсовых и дипломных работ, т.к. в любой научной работе имеется раздел, посвящённый истории изучения той или иной проблемы. 6. АТТЕСТАЦИЯ Структура аттестации 1. Аттестация студентов очной формы обучения проводится по четырем элементам: посещаемость, практические работы, промежуточное компьютерное тестирование, итоговая аттестация. За каждый элемент в учебном модуле студент набирает баллы, и итоговая оценка (неудовлетворительно / удовлетворительно / хорошо / отлично, зачет / незачет) выводится в зависимости от набранной суммы балов по всем четырем элементам (0-20 для одномодульной дисциплины, 0-40 для двухмодульной дисциплины). Все элементы должны выполняться вовремя в соответствие с установленным расписанием занятием и определенными преподавателем сроки. 2. Баллы за посещаемость (от 0 до 5 баллов) начисляются в зависимости от процента посещенных занятий, который рассчитывается отношением количества посещенных занятий студентом к общему количеству проведенных занятий по дисциплине. 3. Баллы за практические работы (от 0 до 5 баллов) начисляются в зависимости от процента выполненных работ, который рассчитывается отношением количества выполненных работ студентом к общему количеству определенных преподавателем работ. 4. Баллы за промежуточное компьютерное тестирование (от 0 до 5 баллов) начисляются в зависимости от процента правильных ответов студентов на тестовые задания, который рассчитывается отношением количества правильных ответов студента к общему количеству тестовых заданий. 5. Баллы за итоговую аттестацию (0, от 3 до 5 баллов), которая может проводиться в форме письменного экзамена, устного экзамена, компьютерного теста или защиты учебного проекта, начисляются в зависимости от соответствия ответа студента требованиям к этим формам. Если ответ студента на итоговой аттестации оценивается отрицательно или он не явился на итоговую аттестацию, то за нее он получает 0 баллов, а за дисциплину - неудовлетворительно или незачет. Табл.6.1 – Баллы по элементам аттестации
Табл.6.2 – Перевод итоговых баллов в оценку
6. В случае если студент получил оценку неудовлетворительно или незачет, то на основании полученного им направления на пересдачу в соответствие с графиком пересдач дисциплина сдается повторно. Если не сдана итоговая аттестация, то она пересдается в обязательном порядке. Компьютерное тестирование и выполнение практических работ обязательно пересдаются студентом в случае нехватки баллов для положительной аттестации. 6.1 Примерные вопросы к промежуточному тестированию Модуль 1 Рабочая программа рассчитана на один модуль
7.1. Основная литература
7.2. Дополнительная литература
8. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Интернет ресурсы www.psy.msu.ru/links/ — коллекция ссылок на официальном сайте факультета психологии МГУ. www.psychology.ru/links/ — коллекция ссылок на сайте Psychology.ru. www.psycho.all.ru/NLPlink.htm — ссылки на сайте Psychology Online Russia. www.nsu.ru/psych/internet/links/ — ссылки на сайте PsyberLink. www.apa.org/mfp/plinks.html — психологические ссылки на сайте APA http://www.apa.org/. vygotsky.ru/russian/link/rus/link2.htm — ссылки на сайте Vygotsky.ru. http://www.psychology.org/ — Энциклопедия психологии - ссылки на английские психологические сайты. www.flogiston.ru/links/frameset.html — ссылки на сайте "Флогистон". dir.yahoo.com/Social_Science/Psychology/ — ссылки по психологии на Yahoo. http://www.apa.org/ — Американская психологическая ассоциация (АРА). psychology.net.ru — Сайт «Мир психологии» Контактная информация преподавателя
|
Учебно-методический комплекс дисциплины организационная психология Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «организационная культура... Злоказова Т. А. Организационная культура и приверженность организации. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 15 с | ||
Учебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология»... Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авторы Берно-Беллекур И. В., Серавин А. И.– Спб.: Ивэсэп, 2005.– 78 с | Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная... Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: деятельность и общение» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Пояснительная записка настоящий учебно-методический комплекс по дисциплине... Социальная психология малых групп: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Токмаков Д. Г., Калининград, 2010 | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... О. И. Дубровина. Психология труда, инженерная психология и эргономика: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология».... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология продаж» Учебно-методический комплекс предназначен для бакалавров очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... | Учебно методический комплекс По специальности: 030302 Клиническая психология Выписка из общеобразовательного стандарта по учебной дисциплине «психология личности» | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология».... | Учебно-методический комплекс Для специальности: 080505 Управление... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и психология управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного... |