Рабочая программа Общая психология Направление подготовки 030300 «Психология»





Скачать 396.22 Kb.
НазваниеРабочая программа Общая психология Направление подготовки 030300 «Психология»
страница1/3
Дата публикации02.01.2015
Размер396.22 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2   3
НОУ ВПО "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Общая психология

Направление подготовки030300 «Психология»

Квалификации выпускника – бакалавр

Санкт-Петербург

2012

Общая психология: рабочая программа / авт. - сост.

М. И. Коваленко, А. Ю. Тареева. – СПб.: ИВЭСЭП, 2012. – 25 с.

Утверждена на заседании кафедры социальной и консультативной психологи,

протокол № 2 от 24 сентября 2012 г.
Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом,

протокол № 2 от 24 октября 2012 г.
Авторы-составители:

кандидат педагогических наук, доцент

А. Ю. Тареева;
кандидат психологических наук, профессор

М. И. Коваленко

Рецензенты:

кандидат психологических наук, доцент

В. Н. Раскин
кандидат психологических наук, доцент

И. В. Берно-Беллекур


  1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса — дать систему психологических знаний, навыков, умений, способствовать адекватному самопознанию и саморазвитию личностных и профессиональных качеств, которые позволят будущим специалистам успешно выполнять свои профессиональные обязанности.

Задача курса:

— является формирование представлений об общей психологии уровнях ее постижения, изучение структуру и функции психики по каким канонам она развивается в филогенезе и онтогенезе, как соотносятся психика и мозг, какую роль в психическом развитии играет врожденное и приобретенное, биологическое и социальное, каковы критерии различия нормального и аномального развития психики.
2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Общая психология» является дисциплиной профессионального цикла, базовой (общепрофессиональной) части учебного плана подготовки бакалавра по направлению 030300 «Психология».

Студент, обучающийся по дисциплине «Общая психология», должен иметь знания, умения, навыки и компетенции, соответствующие выпускнику школы (полное среднее образование).

Курс «Общей психологии» является базовым, он первым из профессиональных дисциплин закладывает основы психологических знаний, необходимых для изучения других психологических дисциплин (возрастной, социальной, педагогической, клинической психологии и др.).
3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью к:

  • отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ОК-2);

  • описанию структуры деятельности профессионала в рамках определенной сферы (психологического портрета профессионала) (ОК-3);

  • осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ОК-4);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными

компетенциями (ПК):

способностью и готовностью к:

  • психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

  • применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • основные функция психологии, ее роль и место в системе подготовки и воспитания специалистов, возможности применения психологических знаний в различных областях жизни;

  • происхождение и историческое развитие психики человека, соотношение в ней социального и биологического, сознательного и бессознательного;

  • психофизиологические механизмы высших психических функций человека;

  • закономерности развития функционирования и формирования ощущения, восприятия, внимания, памяти;

  • сущность мышления как высшей формы познавательной деятельности, виды и функция речи;

  • механизмы волевой регуляции, виды и функция эмоций, проявления и особенности психических состояний;

  • психологию личности, структуру и движущие силы ее развития;

  • психологию профессиональной деятельности и общения;

  • психологические методы диагностики и воздействия;

уметь:

  • использовать знание общей психологии при изучении других психологических дисциплин с целью;

  • грамотного использования в своей деятельности профессиональной лексики и терминологии;

владеть:

  • инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;

  • методами диагностирования индивидуально-личностных свойств сотрудников;

  • удержания под особым контролем кризисных моментов в жизнедеятельности сотрудников;

  • проведения индивидуальных и групповых консультаций сотрудников по служебным и личным проблемам;

  • использования в процессе работы с людьми методов и приемов психологического воздействия;

  • техникой проведения социально-психологических тренингов и методами психосаморегуляции;

  • постоянного личностного и профессионального самосовершенствования.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов/зачетных единиц

Всего

1 сем.

2 сем.

3 сем.

Аудиторные занятия (всего)

162

54

54

54

В том числе:

-










Лекции

63

21

21

21

Практические занятия (ПЗ)

-










Семинары (С)

99

33

33

33

Лабораторные работы (ЛР)

-










Самостоятельная работа (всего)

234

78

78

78

В том числе:

-










Курсовой проект (работа)

50







50

Расчетно-графические работы

-










Реферат

-










Другие виды самостоятельной работы

184

78

78

28




-










Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен

экз.

экз.

экз.

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

396

132

132

132

11

3,5

3,5

3,5


5. Содержание дисциплины

5. 1. Содержание разделов дисциплины

РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 1. Познавательные процессы и их отражательная функция

Отражение как всеобщее свойство материи. Психика — субъективный образ объективного мира. Субъективный образ как результат активного отражения. Категория образа. Теория психическою отражения. Особенности психического отражения. Адекватность отражения и его активность. Индивидуальный и опережающий характер психического отражения. Условия совершенствования отражения. Психические познавательные процессы. Познание окружающего мира как форма отражения. Уровни познания окружающей среды. Сознательный и неосознанный уровни отражения. Мышца как орган познавательного действия. Чувственный уровень познания и его характеристика.

Абстрактно-логический уровень познания, его особенности и характеристика.

РАЗДЕЛ 2. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 2. Ощущение и его закономерности

Понятие об ощущениях. Представление об ощущениях. Происхождение ощущений. Виды ощущений. Значение ощущений в жизни человека. Физические характеристики среды, порождающие ощущения. Многообразие ощущений и отражение множества значимых для человека свойств среды его обитания. Связь различных ощущений с объективными свойствами среды. Ощущения света как отражение электромагнитных волн. Качественное кодирование этих волн в цвете. Ощущения слуха как отражение колебаний давления воздуха. Специфика обонятельных, осязательных, вкусовых ощущений. Кинестические ощущения. Субсенсорные ощущения, их значение и экспериментальные доказательства существования.

Тема 3. Качественные и количественные характеристики ощущений

Измерение и изменение ощущений. Количественные характеристики ощущений. Понятия чувствительности, абсолютного и относительного порогов ощущений. Психометрическая кривая. Примеры пороговых значений ощущений разных модальностей.

Константа Вебера. Закон Вебера—Фехнера. Изменчивость абсолютного и относительного порогов ощущений. Адаптация и сенсибилизация органов чувств.

Тема 4. Восприятие, его виды и свойства

Отличие восприятия от ощущений. Явление объективизации в восприятии. Основные свойства образа восприятия: предметность, константность, целостность, категориальность. Факторы, определяющие интеграцию ощущений в целостные зрительные образы: близость воспринимаемых элементов друг к другу, их сходство, естественное продолжение и замкнутость. Особенности восприятия человеком осмысленных плоскостных изображений. Восприятие человеком лица другого человека. Иллюзия зрительного восприятия. Восприятие пространства, времени и движения. Механизмы восприятия формы предметов и их величины. Восприятие глубины и удаленности, направления и скорости движений. Восприятие времени.

Тема 5. Законы восприятия

Движение и его роль в различных видах восприятия. Устойчивость образов восприятия. Значение умозаключений и жизненного опыта в восприятии. Восприятие и механизмы работы мозга. Восприятие, научение и мышление. Последовательность перцептивных актов, включенных в процесс восприятия. Развитие восприятия сотрудников.

Тема 6. Восприятие и представление

Понятие о представлениях. Отличие представлений от восприятия и ощущений. Сущность и виды представлений. Значение представлений в психической деятельности. Связь представлений с воображением и мышлением.

Тема 7. Память. Закономерности формирования и развития памяти

Общее представление о памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека, в обучении, восприятии, общении с людьми. Определение памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.

РАЗДЕЛ 3. ПАМЯТЬ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Тема 8. Виды памяти и их особенности

Основания для классификации видов памяти. Деление памяти по времени хранения информация на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную, генетическую. Классификация видов памяти по органам чувств и использованию мнемических средств: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, произвольна и непроизвольная. механическая и логическая, непосредственная и опосредованная. Особенности кратковременной памяти, ее объем, механизмы, связь с сознанием. Явления замещения—замены информации в переполненной по объему памяти. Трудности механического запоминания имен, фамилий и явление замещения. Акустическое перекодирование информации в кратковременной памяти. Связь кратковременной памяти с долговременной, их относительная независимость. Подсознательный характер долговременной памяти человека. Связь долговременной памяти с речью и мышлением, в частности с внутренней речью. Смысловая организация материала в долговременной памяти.

Тема 9. Индивидуальные различия памяти у людей

Индивидуальные особенности памяти, их качественные и количественные характеристики. Различия в объеме кратковременной памяти. Зрительная и эйдетическая память (пример из работы А. Р. Лурия - память Ш. ) Связь эйдетической памяти с воображением, ее значение художественно-творческой деятельности. Слуховая память и сфера ее профессионального использования. Логическая память. Нарушение памяти при различных заболеваниях. Связь этих нарушений с общими изменениями личности больного. Эффект Зейгарник и его психологическое объяснение. Теории и законы памяти. Основные законы занимающиеся памятью. Теории памяти в психологии. Ассоциативная теория памяти. Понятие ассоциации и ее основные виды: по смыслу, смежности, сходству и контрасту. Гештальттеория памяти. Смысловая концепция памяти. Психоаналитическая теория памяти. Механизмы забывания по З. Фрейду. Деятельностная теория памяти: концепция Выготского—Леонтьева. Информационно-кибернетическая теория памяти. Основные факты из области психологических исследований памяти человека. Законы памяти. Явление реминисценции.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Общая психология Направление подготовки 030300 «Психология» iconОбщая психология (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология
Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт
Рабочая программа Общая психология Направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика...
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа Общая психология Направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика...
...
Рабочая программа Общая психология Направление подготовки 030300 «Психология» iconПрограмма дисциплины Общая психология
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 "Психология"...
Рабочая программа Общая психология Направление подготовки 030300 «Психология» iconПрограмма дисциплины Общая психология
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 "Психология"...
Рабочая программа Общая психология Направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология общения направление подготовки − 030300 «Психология»
Психология общения: рабочая программа / авт сост. К. А. Богомазова. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 22 с
Рабочая программа Общая психология Направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология менеджмента направление подготовки − 030300 «Психология»
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Рабочая программа Общая психология Направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология рекламы Направление подготовки − 030300 «Психология»
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа Общая психология Направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа психология личности направление подготовки 030300 «Психология»
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа Общая психология Направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа Специальная психология Направление подготовки 030300 «Психология»
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Рабочая программа Общая психология Направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление...
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Рабочая программа Общая психология Направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология отклоняющегося поведения направление...
Психология отклоняющегося поведения: рабочая программа / авт сост. И. В. Берно-Беллекур. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 18 с
Рабочая программа Общая психология Направление подготовки 030300 «Психология» iconПрограмма дисциплины Экономическая психология для направления 030300....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Рабочая программа Общая психология Направление подготовки 030300 «Психология» iconОценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65...
Рабочая программа Общая психология Направление подготовки 030300 «Психология» iconРуководство к выполнению курсовой работы №1 по направлению подготовки 030300. 62 «Психология»
«Психология» составлена в соответствии с требованиями фгос впо РФ. Содержит основные требования к порядку выполнения, содержанию...
Рабочая программа Общая психология Направление подготовки 030300 «Психология» iconПсихология общения (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология
Кандидат философских наук «Гносеологический анализ взаимосвязи теории и эксперимента в физике», 1978


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск