Скачать 433.06 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Учебно-методический комплекс Б3.Б5.3 Психопатология Факультет дефектологический Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование Кафедра спец. педагогики и спец. психологии Составитель: Дружиловская О.В., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии Москва-2013 Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой специальной педагогики и специальной психологии ____________________Левченко И.Ю. Протокол № 1 от «03» сентября 2013г.
Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование Профиль: Сурдопедагогика Составитель: Дружиловская О.В., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии Москва-2013 1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель: Учебный курс направлен на формирование у студентов системы знаний об общих особенностях и закономерностях психических заболеваний, патогенетических механизмов психических нарушений; причинах возникновения (биологических и социальных), клинических проявлениях психоневрологических расстройств (симптомах и синдромах); представлений об особенностях развития и функционирования психики при различных психоневрологических заболевания, современных методах оказания клинико-психолого-педагогической помощи лицам с заболеваниями психоневрологического профиля. Знание теоретических и практических основ психопатологии является необходимым условием успешной профессиональной деятельности бакалавра специального (дефектологического) образования, необходимой составляющей его теоретической компетентности. Дисциплина является составной частью образовательного модуля «Медико-биологические проблемы дефектологии» и ориентирована на формирование готовности к реализации индивидуального и дифференцированного подхода при организации образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Задачи:
Обучение навыкам прогнозирования результатов коррекционно-педагогической работы для выбора организационных форм, содержания и методов обучения и воспитания лиц с заболеваниями психоневрологического профиля. Объем в ЗЕ: кредита 3 Время изучения: курс 2 семестр 3 Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данной ОД является успешное освоение следующих дисциплин: Основы анатомии, физиологии, валеологии, Основы нейрофизиологии и ВНД, Основы генетики, Неврология. Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Медико-биологические проблемы дефектологии (Клиника интеллектуальных нарушений), Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях (Педагогические системы образования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, Педагогические системы обучения и воспитания детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Послешкольное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, Инклюзивное образование, Инновационные технологии в обучении детей с нарушениями развития), Обучение и воспитание лиц с нарушениями интеллекта (Психология умственно отсталых детей, Олигофренопедагогика), Методики образования лиц с нарушениями интеллектуального развития (Технологии обучения детей с ЗПР / Современная система образования детей с ЗПР, Обучение и воспитание детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы / Коррекционная работа при РДА, Обучение и воспитание детей с нарушениями ОДА / Педагогические технологии работы с детьми с ДЦП, Основы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха / Основы сурдопедагогики, Основы тифлопедагогики / Основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения, Технологии обучения и воспитания детей с выраженными интеллектуальными нарушениями / Современная система образования детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью, Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития/ Организация коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями развития). Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: нормативный ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций: Из числа общекультурных компетенций: способностью и готовностью: способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, ОК-4 (ОК-ПедБ 00-И-1) из числа профессиональных компетенций: в области коррекционно-педагогической деятельности: способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ ПК-1 (ПК-ПедБ 00-И-1); готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ ПК-2 (ПК-ПедБ 00-И-2); в области диагностико-консультативной деятельности: способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики ПК-6 (ПК-ПедБ 00-И-06); в области исследовательской деятельности: готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности ПК-9 (ПК-ПедБ 00-И-09); способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ ПК-12 (ПК-ПедБ 00-И-11); в области культурно-просветительской деятельности: способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения ПК-14 (ПК-ПедБ 00-И-12). Дисциплина направлена на решение следующих профессиональных задач: Формирование у студентов умения решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья; изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья как в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;
психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей лиц с ОВЗ;
сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности; выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения; планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения.
пропаганда толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья среди широкой общественности. Требования к средствам и формам освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Психопатология, как клиническая дисциплина, имеет, глубокие связи с общей и специальной психологией, специальной педагогикой, социологией и другими смежными областями знаний. Это фундаментальный курс, который наряду с другими медицинскими дисциплинами составляет медико-биологическую и клиническую основу для коррекционной педагогики, специальной психологии, социологии. Таким образом, психопатология с практической и теоретической точек зрения является одним из базовых и значимых для педагога-дефектолога предметов медицинского цикла, т.к. именно психические расстройства являются основными при многих отклонениях в развитии. Основные задачи курса «Психопатология»: - формирование у будущих коррекционных педагогов и специальных психологов профессионального понятия природы и сущности психической деятельности ребенка; - обучение студентов умению выявлять и анализировать общие и специфические закономерности психической деятельности у детей с необратимым интеллектуальным дефектом; - привитие навыков научно-практического подхода к комплексной оценке состояния ребенка; - умение использовать полученные знания в дифференциальной диагностике, в практической деятельности по абилитации, реабилитации детей с отклонениями в развитии. Программа курса «Психопатология» предусматривает широкое использование межпредметных знаний по фундаментальным и специальным наукам. Программа состоит из лекционного курса и практических и лабораторных занятий, которые проводятся в форме семинаров, а также на базе специальных учреждений для различных категорий детей с проблемами в развитии с целью закрепления практических навыков и умения использовать знания в работе с детьми. Студент, изучивший дисциплину, должен знать:
Студент должен уметь:
владеть навыками:
Требования к форме контрольных и учебных заданий (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): в качестве контрольных и учебных заданий могут быть использованы: 1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование; 2 уровень сложности: имитационное упражнение; реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, Synectics, исторический анализ, эксперимент; 3 уровень сложности: курсовая работа, эссе, проект. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 50/50 % - нормативный кластер Технологическая карта образовательного модуля
|
Учебно-методический комплекс дисциплины «психопатология» Направление подготовки: Направление подготовки: 050716. 65 Специальная психология | Пояснительная записка: Целями освоения дисциплины являются формирование... Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология | ||
Программа профессионального модуля проведение санитарно-просветительской деятельности Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям... | Паспорт программы профессионального модуля стр. 4 результаты освоения профессионального модуля Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | ||
Паспорт программы профессионального модуля стр. 4 результаты освоения профессионального модуля Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | Паспорт рабочей программы профессионального модуля 4 результаты освоения... Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) 28 | ||
Паспорт программы профессионального модуля стр. 4 результаты освоения профессионального модуля Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | Учебно-методический комплекс дисциплины «психопатология» Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | ||
Рабочая программа профессионального модуля пм. 02 Участие в лечебно-диагностическом и Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Модуль числа Образовательная – введение понятие модуля, формирование у всех учащихся умения применять алгебраическое определение модуля, находить... | ||
Примерная программа модуля дисциплины «стоматология» Цели и задачи изучения модуля «заболевания слизистой оболочки рта и геронтостоматология» | Учебно-методический комплекс «техника кляйнианского психоанализа»... ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психопатология» К программе курса прилагается методическое пособие, содержащее рабочие материалы для самостоятельной работы студентов. Для тестового... | Урока по математике в 6 «А» классе по теме «Решение уравнений, содержащих модуль» Повторить определение модуля, противоположного числа, геометрический смысл модуля | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... |