Программа модуля «Психопатология»





Скачать 433.06 Kb.
НазваниеПрограмма модуля «Психопатология»
страница1/4
Дата публикации05.01.2015
Размер433.06 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"



"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Доктор психол.наук, профессор

Ярыгин Д.В.

И.Ю. Левченко

______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от

«03» сентября 2013г.


Учебно-методический комплекс
Б3.Б5.3 Психопатология

Факультет дефектологический

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Кафедра спец. педагогики и спец. психологии

Составитель: Дружиловская О.В., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Москва-2013


Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой специальной

педагогики и специальной психологии

____________________Левченко И.Ю.
Протокол № 1 от «03» сентября 2013г.


  1. Программа модуля «Психопатология»


Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: Сурдопедагогика
Составитель: Дружиловская О.В., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии

Москва-2013

1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса.

Цель: Учебный курс направлен на формирование у студентов системы знаний об общих особенностях и закономерностях психических заболеваний, патогенетических механизмов психических нарушений; причинах возникновения (биологических и социальных), клинических проявлениях психоневрологических расстройств (симптомах и синдромах); представлений об особенностях развития и функционирования психики при различных психоневрологических заболевания, современных методах оказания клинико-психолого-педагогической помощи лицам с заболеваниями психоневрологического профиля. Знание теоретических и практических основ психопатологии является необходимым условием успешной профессиональной деятельности бакалавра специального (дефектологического) образования, необходимой составляющей его теоретической компетентности.

Дисциплина является составной частью образовательного модуля «Медико-биологические проблемы дефектологии» и ориентирована на формирование готовности к реализации индивидуального и дифференцированного подхода при организации образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Задачи:

  • Обеспечение необходимой теоретической подготовки студентов в области медико-биологических основ дефектологии, обеспечивающей понимание закономерностей развития и функционирования психики лиц с заболеваниями психоневрологического профиля, позволяющей выбирать оптимальные методы, приемы и организационные формы их образования.

  • Формирование у студентов системы знаний об особенностях и закономерностях возникновения и течения психических заболеваний, патогенетических механизмах психических нарушений. причинах возникновения (биологических и социальных), клинических проявлениях психоневрологических расстройств (симптомах и синдромах).

  • Формирование у студентов представления о ранней симптоматике, свидетельствующей о риске возникновения психического заболевания, клинических проявлениях обострения течения психических заболеваний, подготовка бакалавров специального (дефектологического) образования к осуществлению мониторинга психического здоровья лиц с ОВЗ в процессе коррекционно-образовательной деятельности.

  • Формирование современных представлений о различных нозологических формах, этиопатогенетических механизмах психических заболеваний.

  • Формирование умения выявлять типичные и индивидуальные особенности психоневрологического развития лиц с ОВЗ, выбирать и использовать в профессиональной деятельности оптимальные специальные методы коррекционного воздействия, учитывающие возможности лиц с заболеваниями психоневрологического профиля.

Обучение навыкам прогнозирования результатов коррекционно-педагогической работы для выбора организационных форм, содержания и методов обучения и воспитания лиц с заболеваниями психоневрологического профиля.

Объем в ЗЕ: кредита 3

Время изучения: курс 2 семестр 3

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данной ОД является успешное освоение следующих дисциплин:

Основы анатомии, физиологии, валеологии, Основы нейрофизиологии и ВНД, Основы генетики, Неврология.
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Медико-биологические проблемы дефектологии (Клиника интеллектуальных нарушений), Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях (Педагогические системы образования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, Педагогические системы обучения и воспитания детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Послешкольное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, Инклюзивное образование, Инновационные технологии в обучении детей с нарушениями развития), Обучение и воспитание лиц с нарушениями интеллекта (Психология умственно отсталых детей, Олигофренопедагогика), Методики образования лиц с нарушениями интеллектуального развития (Технологии обучения детей с ЗПР / Современная система образования детей с ЗПР, Обучение и воспитание детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы / Коррекционная работа при РДА, Обучение и воспитание детей с нарушениями ОДА / Педагогические технологии работы с детьми с ДЦП, Основы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха / Основы сурдопедагогики, Основы тифлопедагогики / Основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения, Технологии обучения и воспитания детей с выраженными интеллектуальными нарушениями / Современная система образования детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью, Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития/ Организация коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями развития).
Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: нормативный ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

Из числа общекультурных компетенций:

способностью и готовностью:

способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, ОК-4 (ОК-ПедБ 00-И-1)

из числа профессиональных компетенций:

в области коррекционно-педагогической деятельности:

способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ ПК-1 (ПК-ПедБ 00-И-1);

готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ ПК-2 (ПК-ПедБ 00-И-2);

в области диагностико-консультативной деятельности:

способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики ПК-6 (ПК-ПедБ 00-И-06);

в области исследовательской деятельности:

готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности ПК-9 (ПК-ПедБ 00-И-09);

способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ ПК-12 (ПК-ПедБ 00-И-11);

в области культурно-просветительской деятельности:

способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения ПК-14 (ПК-ПедБ 00-И-12).
Дисциплина направлена на решение следующих профессиональных задач:

Формирование у студентов умения решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

  • в области коррекционно-педагогической деятельности:

компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья;

изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья как в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;

  • в области диагностико-консультативной деятельности:

психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей лиц с ОВЗ;

  • в области исследовательской деятельности:

сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности;

выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения;

планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения.

  • в области культурно-просветительской деятельности:

пропаганда толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья среди широкой общественности.
Требования к средствам и формам освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Психопатология, как клиническая дисциплина, имеет, глубокие связи с общей и специальной психологией, специальной педагогикой, социологией и другими смежными областями знаний. Это фундаментальный курс, который наряду с другими медицинскими дисциплинами составляет медико-биологическую и клиническую основу для коррекционной педагогики, специальной психологии, социологии.

Таким образом, психопатология с практической и теоретической точек зрения является одним из базовых и значимых для педагога-дефектолога предметов медицинского цикла, т.к. именно психические расстройства являются основными при многих отклонениях в развитии.

Основные задачи курса «Психопатология»:

- формирование у будущих коррекционных педагогов и специальных психологов профессионального понятия природы и сущности психической деятельности ребенка;

- обучение студентов умению выявлять и анализировать общие и специфические закономерности психической деятельности у детей с необратимым интеллектуальным дефектом;

- привитие навыков научно-практического подхода к комплексной оценке состояния ребенка;

- умение использовать полученные знания в дифференциальной диагностике, в практической деятельности по абилитации, реабилитации детей с отклонениями в развитии.

Программа курса «Психопатология» предусматривает широкое использование межпредметных знаний по фундаментальным и специальным наукам.

Программа состоит из лекционного курса и практических и лабораторных занятий, которые проводятся в форме семинаров, а также на базе специальных учреждений для различных категорий детей с проблемами в развитии с целью закрепления практических навыков и умения использовать знания в работе с детьми.

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

  • предмет, задачи, основные направления развития психопатологии как науки, ее место и роль в системе медицинских и психологических знаний о человеке;

  • методологические и теоретические концепции, принятые в современной психиатрической науке, в частности, в психопатологии;

  • теоретические взгляды и концептуальные основы научных исследований, принятых в отечественной и зарубежной психопатологии;

  • формы, приемы, разновидности, принципы психологичес­кого изучения разнообразных видов деятельности детей с психическими расстройствами.

Студент должен уметь:

  • самостоятельно анализировать и извлекать необходимую научную информацию из библиографических источников;

  • использовать теоретические и практические знания при разработке и организации психолого-педагогической службы в разнообразных видах медицинских и коррекционно-образовательных учреждениях, как государственных, так и альтернативных;

  • психологически обосновывать систему коррекционной помо­щи и психологического сопровождения детей с психическими расстройствами на разных этапах их возрастного развития;

  • оказывать необходимую консультативную помощь педаго­гам, родителям в организации жизнедеятельности и адек­ватного психического развития детей с особыми нуж­дами;

владеть навыками:

  • теоретического анализа явлений и состояний, характери­зующих понятие «психическое расстройство» и сходных с ним состояний;

  • практическими прикладными умениями по изучению, диагностике (констатации) и прогнозированию развития детей с психическими расстройствами в онтогенезе.


Требования к форме контрольных и учебных заданий (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

в качестве контрольных и учебных заданий могут быть использованы:

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование;

2 уровень сложности: имитационное упражнение; реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, Synectics, исторический анализ, эксперимент;

3 уровень сложности: курсовая работа, эссе, проект.
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

50/50 % - нормативный кластер

Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа модуля «Психопатология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психопатология»
Направление подготовки: Направление подготовки: 050716. 65 Специальная психология
Программа модуля «Психопатология» iconПояснительная записка: Целями освоения дисциплины являются формирование...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология
Программа модуля «Психопатология» iconПрограмма профессионального модуля проведение санитарно-просветительской деятельности
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям...
Программа модуля «Психопатология» iconПаспорт программы профессионального модуля стр. 4 результаты освоения профессионального модуля
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Программа модуля «Психопатология» iconПаспорт программы профессионального модуля стр. 4 результаты освоения профессионального модуля
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Программа модуля «Психопатология» iconПаспорт рабочей программы профессионального модуля 4 результаты освоения...
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) 28
Программа модуля «Психопатология» iconПаспорт программы профессионального модуля стр. 4 результаты освоения профессионального модуля
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Программа модуля «Психопатология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психопатология»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Программа модуля «Психопатология» iconРабочая программа профессионального модуля пм. 02 Участие в лечебно-диагностическом и
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Программа модуля «Психопатология» iconМодуль числа
Образовательная – введение понятие модуля, формирование у всех учащихся умения применять алгебраическое определение модуля, находить...
Программа модуля «Психопатология» iconПримерная программа модуля дисциплины «стоматология»
Цели и задачи изучения модуля «заболевания слизистой оболочки рта и геронтостоматология»
Программа модуля «Психопатология» iconУчебно-методический комплекс «техника кляйнианского психоанализа»...
...
Программа модуля «Психопатология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «общая психопатология»
К программе курса прилагается методическое пособие, содержащее рабочие материалы для самостоятельной работы студентов. Для тестового...
Программа модуля «Психопатология» iconУрока по математике в 6 «А» классе по теме «Решение уравнений, содержащих модуль»
Повторить определение модуля, противоположного числа, геометрический смысл модуля
Программа модуля «Психопатология» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Программа модуля «Психопатология» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск