Скачать 259.04 Kb.
|
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Методические указания для студентов факультета психологии САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2006 Утверждено на заседании кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности С о с т а в и т е л ь: ст. преподаватель С.В. Мясникова Р е ц е н з е н т: канд. психол. наук, доцент Л.И. Августова Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки по курсу «Управленческое консультирование (психологический аспект)» студентам психологам дневного, вечернего и заочного отделений, обучающимся на факультете психологии по профессиональным образовательным программам подготовки специалистов и магистров. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Тема 1. ПРЕДМЕТ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Управленческое консультирование как вид профессиональной деятельности Управленческий консалтинг зародился в ходе промышленной революции, когда начали появляться первые фабрики и предприниматели старались совершенствовать свои методы управления. Консультирование стало возможным, когда процесс общения и структуризации управленческого опыта достиг развитой стадии. Первые условия для этого были созданы во второй половине XIX в., когда зародилось движение научного управления. В начале XX в. область деятельности консалтинга в странах Западной Европы и Америки расширилась, появились консалтинговые фирмы по управлению человеческими ресурсами, по управлению сбытом и маркетингом, а также по управлению финансовыми ресурсами. Послевоенный период называют “золотыми годами” консультирования. Это было обусловлено послевоенным строительством, ростом деловой активности, ускорением технологического прогресса, интернационализацией промышленности, торговли и финансов. В 80-е гг. появился термин «консультантовооруженность», который определяется отношением общего числа жителей страны к числу консультантов. В Японии этот показатель равен 2,5; в США – 4,5; в странах Западной Европы – 12,5; в развивающихся странах – 250–300. Консалтинговая деятельность в России зародилась в середине 20-х годов и оказала существенное влияние на формирование теории и совершенствование практики управления. Истоки управленческого консультирования берут начало в концепции научной организации труда (НОТ) 20–30-х годов, когда Институт техники управления при Наркомате РКИ занимался консультационной деятельностью. В 1971 г. была принята Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции, где особенно акцентировался процесс обмена производственным опытом между странами – членами СЭВ. В 80-е гг. начали возрождаться службы научной организации труда (НОТ), изначально нацеленные на решение вопросов повышения эффективности труда и управления. За последние три десятилетия в России накоплен значительный опыт по управленческому консультированию, и российские консалтинговые фирмы составляют весьма достойную конкуренцию западным фирмам. Более того, методические разработки активных методов обучения более разработаны, чем зарубежные аналоги. Особенностью исторического развития менеджмента является его психологизация, что приводит к созданию нового научного направления психологии менеджмента. Поиск путей активизации человеческого потенциала внутри организации и учет психологических особенностей сотрудников являются важнейшими факторами повышения эффективности деятельности организации. Систематизируя процесс развития управления человеческими ресурсами, можно выделить следующие этапы: Первый этап – этап научной организации труда (1900–1930-е гг.). Предмет организации – рабочее место работника физического труда. Базовая антропологическая модель – физическое тело человека (психофизиологические качества человека). Базовая психологическая теория – научная организация труда (Ф. Тейлор). Рабочий метод – хронометраж. Базовая теория организации – теория бюрократии (М. Вебер). Технологизируемый человеческий фактор – физиологические качества человека. Второй этап – этап человеческих отношений (1930–1960-е гг.). Предмет организации – производственное подразделение. Базовая антропологическая модель – социальный человек. Базовая психологическая теория – теории межличностных отношений (Э. Мэйо, Д. Макгрегор). Рабочий метод – опросники. Базовая теория организации – теория социальной организации (Ч. Барнард, Ф. Селзник). Технологизируемый человеческий фактор – межличностные отношения. Третий этап – индивидуально-психологический (1970–1980-е гг.). Предмет организации – целые организации. Базовая антропологическая модель – индивид. Базовая психологическая теория – теории личности (А. Маслоу). Рабочий метод – тесты. Базовая теория организации – средовые теории, организации в среде (А. Чандлер, П. Лоуренс и Дж. Лорш). Технологизируемый человеческий фактор – личностные качества человека. Четвертый этап – трансперсональный (1980–1990-е гг.). Предмет организации – среда. Базовая антропологическая модель – трансцендентный человек (его измененные состояния сознания). Базовая психологическая теория – теории развития и трансцендентных реальностей. Рабочий метод – тренинги. Базовая теория организации – теории развития организации (Т. Питерс, Р. Уотермен, К. Уэйк, Дж. Марч). Технологизируемый человеческий фактор – трансперсональные качества человека. Пятый этап – информационный (с 2000 г.) (Neisbitt, Aburdere, 1990). Предмет организации – принципы функционирования среды. Базовая антропологическая модель – стохастический человек. Базовая психологическая теория – теория фазовых состояний человека. Рабочий метод – разрешение неопределенных ситуаций. Базовая теория организации – теории информационной структуры и саморазвития организации. Технологизируемый человеческий фактор – трансперсональные психические состояния. Основные определения Управленческий консалтинг – это вид профессиональной деятельности, связанный с оказанием помощи при решении проблем и/или задач, стоящих перед руководителями организаций. Объектом данного вида деятельности является организация (система клиента) со всеми ее составляющими и процессами. Клиент – физическое или юридическое лицо, обратившееся за разрешением проблемы к консультанту и заключившее договор на оказание консультационных услуг. Консультант – физическое или юридическое лицо, оказывающее консультационные услуги на коммерческой основе. Проблема – ограничения, которые осознаются персоналом как препятствия к достижению целей организации. Это может быть любой вопрос, конфликт, ситуация, действие, событие, факт, положение, состояние, которое требует, по мнению клиента, разрешения. Консультационная услуга – рекомендация, анализ, оценка, прогноз, справка, действие по проблеме клиента. Договор на оказание консультационных услуг – соглашение между клиентом и консультантом, оговаривающее сущность, объем, качество, сроки, стоимость консультационных услуг, взаимные права, обязанности и ответственность, а также любые иные законные условия взаимодействия сторон. Консультационный проект – ограниченный во времени целенаправленный комплекс мероприятий, предпринимаемый консультантом на установленных договором условиях для разрешения проблем клиента. Цели, задачи и функции управленческого консультирования Цель управленческого консультирования – повышение эффективности деятельности организации, что предполагает решение следующих задач:
Цели разделяются на:
Среди основных функций управленческого консультирования выделяют:
Разновидности управленческого консультирования
Л и т е р а т у р а
Тема 2. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Основные этапы процесса консультирования Консультирование может преследовать различные цели, может по-разному протекать по времени с привлечением разного числа людей, иметь разную глубину проникновения в психологические и организационные процессы и собственные формы. Однако можно выделить в процессе взаимодействия несколько основных этапов. Подготовка – уяснение сути проблемы и установление начальных взаимоотношений клиент–консультант. Таким образом в подготовительной фазе осуществляются:
Важным на данной стадии является признание клиентом наличия у него такой проблемы, решение которой он хотел бы осуществить при помощи консультантов. Диагностика – выяснение причин возникновения проблемы. Происходит обнаружение, анализ и синтез фактов, детальное изучение проблемы, прорабатывается соотношение технологической, организационной, психологической и других сторон проблемы, определяются ее основания, фундамент. Планирование действий – принятие решения о том, какие изменения нужны. Альтернативные варианты оцениваются и передаются клиенту для выбора в виде рекомендаций. И затем планируется осуществление решений. Внедрение – оказание помощи в осуществлении и корректировке рекомендаций, а также необходимое обучение сотрудников. Завершение – анализ происшедших в клиентской организации изменений. Решение вопросов, связанных с возможным расширением проекта в связи с новыми проблемами – либо выявленными в ходе реализации проекта, либо возникшими как следствие достижения организацией нового состояния в результате реализации проекта. В рамках этой стадии проводятся также окончательные финансовые расчеты клиента с консультантом и самоанализ деятельности консультанта в целях осмысления полученного опыта для использования его в других проектах. |
Методические указания и практические задания по грамматике для студентов... Рассмотрены и рекомендованы к изданию методической комиссией гуманитарного факультета Санкт-Петербургской государственной Лесотехнической... | Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия» Методические указания предназначены для студентов III курса сгму лечебного факультета, международного факультета врача общей практики,... | ||
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов... Данные методические указания по выполнению контрольных работ по иностранному языку (английскому, немецкому, французскому) предназначены... | Методические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии... Методические указания адресованы студентам отделения Клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета,... | ||
Методические указания для студентов заочной формы обучения Учетно-экономического... Методические указания предназначены для оказания помощи студентам финансового факультета в подготовке к экзамену | Методические указания по разработке раздела "охрана труда" в дипломных... Методические указания предназначены для студентов, при разработке ими раздела "Безопасность жизнедеятельности" (часть 1 Охрана труда)... | ||
Методические указания Направление «Экономика» Санкт-Петербург 2004... Ш14 Подготовка и защита магистерской диссертации /Методические указания. – Спб.: Издательство, 2004. – 41 С | Методические указания по организации самостоятельной работы для студентов... Учебная практика по культурологии является логическим продолжением учебных курсов «Культурология» и «История мировой культуры» | ||
Планы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов... Преподавание курса философии в вузе имеет своей целью формирование мировоззренческой и методологической культуры будущего специалиста... | Методические указания по дипломному проектированию для студентов... Приложение Пример справки о внедрении результатов дипломного проектирования. 106 | ||
Г. Санкт-Петербург 2013 Итоги работы Комитета по науке и высшей школе... Методические указания предназначены для студентов, выполняющих расчетно-графическое задание по курсу «Математическая статистика»... | Методические указания по их выполнению для студентов экономического... Задания для контрольной работы и методические указания по их выполнению для студентов | ||
Методические указания к спецкурсу «Теория и практика нейролингвистического... Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой | Методические указания для студентов заочников факультета дик Методические указания для студентов – заочников факультета дик специализации бид (071900) | ||
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов... Методические указания предназначены для выполнения самостоятельных работ на I, II, III курсах гуманитарных специальностей заочного... | Методические указания по оформлению текстовых учебных документов Санкт-Петербург «Безопасность технологических процессов и производств» и могут быть рекомендованы для студентов других специальностей. Правила рекомендованы... |