Методические указания для студентов факультета психологии санкт-петербург





Скачать 259.04 Kb.
НазваниеМетодические указания для студентов факультета психологии санкт-петербург
страница1/3
Дата публикации23.02.2015
Размер259.04 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Психология > Методические указания
  1   2   3


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

(ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Методические указания

для студентов факультета психологии



САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2006

Утверждено на заседании кафедры

психологического обеспечения профессиональной деятельности

С о с т а в и т е л ь: ст. преподаватель С.В. Мясникова
Р е ц е н з е н т: канд. психол. наук, доцент Л.И. Августова

Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки по курсу «Управленческое консультирование (психологический аспект)» студентам психологам дневного, вечернего и заочного отделений, обучающимся на факультете психологии по профессиональным образовательным программам подготовки специалистов и магистров.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

(ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


Тема 1. ПРЕДМЕТ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Управленческое консультирование как вид профессиональной деятельности

Управленческий консалтинг зародился в ходе промышленной революции, когда начали появляться первые фабрики и предприниматели старались совершенствовать свои методы управления. Консультирование стало возможным, когда процесс общения и структуризации управленческого опыта достиг развитой стадии.

Первые условия для этого были созданы во второй половине XIX в., когда зародилось движение научного управления. В начале XX в. область деятельности консалтинга в странах Западной Европы и Америки расширилась, появились консалтинговые фирмы по управлению человеческими ресурсами, по управлению сбытом и маркетингом, а также по управлению финансовыми ресурсами. Послевоенный период называют “золотыми годами” консультирования. Это было обусловлено послевоенным строительством, ростом деловой активности, ускорением технологического прогресса, интернационализацией промышленности, торговли и финансов. В 80-е гг. появился термин «консультантовооруженность», который определяется отношением общего числа жителей страны к числу консультантов. В Японии этот показатель равен 2,5; в США – 4,5; в странах Западной Европы – 12,5; в развивающихся странах – 250–300.

Консалтинговая деятельность в России зародилась в середине 20-х годов и оказала существенное влияние на формирование теории и совершенствование практики управления. Истоки управленческого консультирования берут начало в концепции научной организации труда (НОТ) 20–30-х годов, когда Институт техники управления при Наркомате РКИ занимался консультационной деятельностью. В 1971 г. была принята Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции, где особенно акцентировался процесс обмена производственным опытом между странами – членами СЭВ. В 80-е гг. начали возрождаться службы научной организации труда (НОТ), изначально нацеленные на решение вопросов повышения эффективности труда и управления.

За последние три десятилетия в России накоплен значительный опыт по управленческому консультированию, и российские консалтинговые фирмы составляют весьма достойную конкуренцию западным фирмам. Более того, методические разработки активных методов обучения более разработаны, чем зарубежные аналоги.

Особенностью исторического развития менеджмента является его психологизация, что приводит к созданию нового научного направления психологии менеджмента. Поиск путей активизации человеческого потенциала внутри организации и учет психологических особенностей сотрудников являются важнейшими факторами повышения эффективности деятельности организации. Систематизируя процесс развития управления человеческими ресурсами, можно выделить следующие этапы:

Первый этапэтап научной организации труда (1900–1930-е гг.).

Предмет организации – рабочее место работника физического труда.

Базовая антропологическая модель – физическое тело человека (психофизиологические качества человека).

Базовая психологическая теория – научная организация труда (Ф. Тейлор).

Рабочий метод – хронометраж.

Базовая теория организации – теория бюрократии (М. Вебер).

Технологизируемый человеческий фактор – физиологические качества человека.

Второй этапэтап человеческих отношений (1930–1960-е гг.).

Предмет организации – производственное подразделение.

Базовая антропологическая модель – социальный человек.

Базовая психологическая теория – теории межличностных отношений (Э. Мэйо, Д. Макгрегор).

Рабочий метод – опросники.

Базовая теория организации – теория социальной организации (Ч. Барнард, Ф. Селзник).

Технологизируемый человеческий фактор – межличностные отношения.

Третий этапиндивидуально-психологический (1970–1980-е гг.).

Предмет организации – целые организации.

Базовая антропологическая модель – индивид.

Базовая психологическая теория – теории личности (А. Маслоу).

Рабочий метод – тесты.

Базовая теория организации – средовые теории, организации в среде (А. Чандлер, П. Лоуренс и Дж. Лорш).

Технологизируемый человеческий фактор – личностные качества человека.

Четвертый этаптрансперсональный (1980–1990-е гг.).

Предмет организации – среда.

Базовая антропологическая модель – трансцендентный человек (его измененные состояния сознания).

Базовая психологическая теория – теории развития и трансцендентных реальностей.

Рабочий метод – тренинги.

Базовая теория организации – теории развития организации (Т. Питерс, Р. Уотермен, К. Уэйк, Дж. Марч).

Технологизируемый человеческий фактор – трансперсональные качества человека.

Пятый этапинформационный (с 2000 г.) (Neisbitt, Aburdere, 1990).

Предмет организации – принципы функционирования среды.

Базовая антропологическая модель – стохастический человек.

Базовая психологическая теория – теория фазовых состояний человека.

Рабочий метод – разрешение неопределенных ситуаций.

Базовая теория организации – теории информационной структуры и саморазвития организации.

Технологизируемый человеческий фактор – трансперсональные психические состояния.

Основные определения

Управленческий консалтинг – это вид профессиональной деятельности, связанный с оказанием помощи при решении проблем и/или задач, стоящих перед руководителями организаций.

Объектом данного вида деятельности является организация (система клиента) со всеми ее составляющими и процессами.

Клиент – физическое или юридическое лицо, обратившееся за разрешением проблемы к консультанту и заключившее договор на оказание консультационных услуг.

Консультант – физическое или юридическое лицо, оказывающее консультационные услуги на коммерческой основе.

Проблема – ограничения, которые осознаются персоналом как препятствия к достижению целей организации. Это может быть любой вопрос, конфликт, ситуация, действие, событие, факт, положение, состояние, которое требует, по мнению клиента, разрешения.

Консультационная услуга – рекомендация, анализ, оценка, прогноз, справка, действие по проблеме клиента.

Договор на оказание консультационных услуг – соглашение между клиентом и консультантом, оговаривающее сущность, объем, качество, сроки, стоимость консультационных услуг, взаимные права, обязанности и ответственность, а также любые иные законные условия взаимодействия сторон.

Консультационный проект – ограниченный во времени целенаправленный комплекс мероприятий, предпринимаемый консультантом на установленных договором условиях для разрешения проблем клиента.

Цели, задачи и функции управленческого консультирования

Цель управленческого консультирования – повышение эффективности деятельности организации, что предполагает решение следующих задач:

  • повышение обоснованности управленческих решений руководителей;

  • увеличение индивидуальной производительности труда каждого сотрудника;

  • создание конкурентных преимуществ и развитие организации, перевод ее работы на качественно иной уровень.

Цели разделяются на:

  • коррекционные – связанные с исправлением текущей ситуации.

  • развития – связанные с обеспечением роста и развития.

Среди основных функций управленческого консультирования выделяют:

  • исследовательскую – выявление проблем в организации-заказчике, создание гипотез, оценку теоретических положений, разработку методик, сбор информации, анализ данных, выработку рекомендаций;

  • производственную – выполнение ряда своих профессиональных обязанностей в качестве сотрудника в обследуемой организации;

  • консультационную – оказание консультационной помощи сотрудникам и руководителям организаций-клиентов по производственным, учебным и личным вопросам.

Разновидности управленческого консультирования

Признак

Тип

предмет работы

Проектное консультирование

Процессное консультирование

вид консультирования

Экспертное

Процессное

Обучающее

цель

Целевое

Многоцелевое

результат на выходе

Нормативное

Ценностное

Проблемное

уровень задачи

Оперативное

Стратегическое

Организационное

Развивающее

специализация консультантов

Специалисты

Дженералисты

месторасположение консультантов

Внешние

Внутренние

длительность проведения работ

Краткосрочное

Среднесрочное

Долгосрочное

Разовое

Периодическое

Абонементное

клиент

Индивидуальное

Организационное

масштаб клиента

Государственные предприятия

Крупные приватизированные предприятия

Средние предприятия

Малые предприятия

Частные предприниматели

Некоммерческие организации

отрасль клиента

Банковское дело

Энергетика

Транспорт

Здравоохранение и т.д.

месторасположение консалтинговой фирмы

Локальные

Региональные

Всероссийские

Многонациональные

метод работы

Диагностика

Расчеты

Разработки

Документирование

Информирование

Обучение

Переговоры

функции консультанта (роли)

Диагностик

Эксперт

Аудитор

Разработчик

Идеолог

Преподаватель

Тренер

Медиатор

тип консультант-клиентских отношений

Рекомендации по конкретным изменениям

Новые ценностные ориентации

Решение проблем

Новые методы совместного решения проблем

уровень задачи

Оперативное

Стратегическое

Организационное

Развивающее

специализация консультантов

Специалисты

Дженералисты

Л и т е р а т у р а

  1. Елмашев О.К. Управленческое консультирование. Ижевск, 1989.

  2. Капустин П. Управленческое консультирование для руководителей. СПб, 2000.

  3. Посадский А.П., Хайниш С.В. Консультационные услуги в России. М, 1995.

  4. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент. Взгляд клинициста. М, 2000.

  5. Управленческое консультирование / Под ред. М. Кубра. Т. 1, 2. М, 1992.

  6. Управленческое консультирование / Под ред. Я.А. Лейман. М, 1992.

  7. Юксвяров Р.К., Хабарук М.Я., Лейман Я.А.. Управленческое консультирование: теория и практика. Ижевск, 1988


Тема 2. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Основные этапы процесса консультирования

Консультирование может преследовать различные цели, может по-разному протекать по времени с привлечением разного числа людей, иметь разную глубину проникновения в психологические и организационные процессы и собственные формы. Однако можно выделить в процессе взаимодействия несколько основных этапов.

Подготовка – уяснение сути проблемы и установление начальных взаимоотношений клиент–консультант.

Таким образом в подготовительной фазе осуществляются:

  • первый контакт консультанта с клиентом

  • первичный анализ организации

  • определение проблемы

  • принятие клиентом проблемы

  • формулировка целей

Важным на данной стадии является признание клиентом наличия у него такой проблемы, решение которой он хотел бы осуществить при помощи консультантов.

Диагностика – выяснение причин возникновения проблемы. Происходит обнаружение, анализ и синтез фактов, детальное изучение проблемы, прорабатывается соотношение технологической, организационной, психологической и других сторон проблемы, определяются ее основания, фундамент.

Планирование действий – принятие решения о том, какие изменения нужны. Альтернативные варианты оцениваются и передаются клиенту для выбора в виде рекомендаций. И затем планируется осуществление решений.

Внедрение – оказание помощи в осуществлении и корректировке рекомендаций, а также необходимое обучение сотрудников.

Завершение – анализ происшедших в клиентской организации изменений.

Решение вопросов, связанных с возможным расширением проекта в связи с новыми проблемами – либо выявленными в ходе реализации проекта, либо возникшими как следствие достижения организацией нового состояния в результате реализации проекта. В рамках этой стадии проводятся также окончательные финансовые расчеты клиента с консультантом и самоанализ деятельности консультанта в целях осмысления полученного опыта для использования его в других проектах.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для студентов факультета психологии санкт-петербург iconМетодические указания и практические задания по грамматике для студентов...
Рассмотрены и рекомендованы к изданию методической комиссией гуманитарного факультета Санкт-Петербургской государственной Лесотехнической...
Методические указания для студентов факультета психологии санкт-петербург iconМетодические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия»
Методические указания предназначены для студентов III курса сгму лечебного факультета, международного факультета врача общей практики,...
Методические указания для студентов факультета психологии санкт-петербург iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Данные методические указания по выполнению контрольных работ по иностранному языку (английскому, немецкому, французскому) предназначены...
Методические указания для студентов факультета психологии санкт-петербург iconМетодические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии...
Методические указания адресованы студентам отделения Клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета,...
Методические указания для студентов факультета психологии санкт-петербург iconМетодические указания для студентов заочной формы обучения Учетно-экономического...
Методические указания предназначены для оказания помощи студентам финансового факультета в подготовке к экзамену
Методические указания для студентов факультета психологии санкт-петербург iconМетодические указания по разработке раздела "охрана труда" в дипломных...
Методические указания предназначены для студентов, при разработке ими раздела "Безопасность жизнедеятельности" (часть 1 Охрана труда)...
Методические указания для студентов факультета психологии санкт-петербург iconМетодические указания Направление «Экономика» Санкт-Петербург 2004...
Ш14 Подготовка и защита магистерской диссертации /Методические указания. – Спб.: Издательство, 2004. – 41 С
Методические указания для студентов факультета психологии санкт-петербург iconМетодические указания по организации самостоятельной работы для студентов...
Учебная практика по культурологии является логическим продолжением учебных курсов «Культурология» и «История мировой культуры»
Методические указания для студентов факультета психологии санкт-петербург iconПланы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов...
Преподавание курса философии в вузе имеет своей целью формирование мировоззренческой и методологической культуры будущего специалиста...
Методические указания для студентов факультета психологии санкт-петербург iconМетодические указания по дипломному проектированию для студентов...
Приложение Пример справки о внедрении результатов дипломного проектирования. 106
Методические указания для студентов факультета психологии санкт-петербург iconГ. Санкт-Петербург 2013 Итоги работы Комитета по науке и высшей школе...
Методические указания предназначены для студентов, выполняющих расчетно-графическое задание по курсу «Математическая статистика»...
Методические указания для студентов факультета психологии санкт-петербург iconМетодические указания по их выполнению для студентов экономического...
Задания для контрольной работы и методические указания по их выполнению для студентов
Методические указания для студентов факультета психологии санкт-петербург iconМетодические указания к спецкурсу «Теория и практика нейролингвистического...
Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой
Методические указания для студентов факультета психологии санкт-петербург iconМетодические указания для студентов заочников факультета дик
Методические указания для студентов – заочников факультета дик специализации бид (071900)
Методические указания для студентов факультета психологии санкт-петербург iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Методические указания предназначены для выполнения самостоятельных работ на I, II, III курсах гуманитарных специальностей заочного...
Методические указания для студентов факультета психологии санкт-петербург iconМетодические указания по оформлению текстовых учебных документов Санкт-Петербург
«Безопасность технологических процессов и производств» и могут быть рекомендованы для студентов других специальностей. Правила рекомендованы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск