Тематика рефератов
I семестр
Психическое как душа.
Психическое как дух.
Психическое как сознание.
Психическое как форма существования материи.
Психология как наука о поведении.
Культурно-историческая парадигма в психологии.
Деятельностный подход в психологии.
Понятие отражения и психика.
Эволюционный и неэволюционный подход к развитию психики.
Концепция филогенеза психики К.Бюллера.
Развитие рефлекторной теории в работах И.М. Сеченова, Ч. Шеррингтона, И.П. Павлова, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна.
Современные концепции основных этапов развития психики в животном мире.
Качественное своеобразие психики человека и условия ее формирования.
Биогенетический подход к сущности психики человека.
Психогенетический подход к сущности психики человека.
Социогенетический подход к сущности психики человека.
Системный подход к сущности психики человека.
Психофизическая проблема в психологии.
Психофизиологическая проблема в психологии.
Психосоциальная проблема в психологии.
Чувствительность как критерий психики в концепции А.Н. Леонтьева.
Принцип психофизического параллелизма и его варианты: монистический, дуалистический и эмпирический параллелизмы.
Теория конвергенции В. Штерна.
Теория конфронтации психобиологических и социальных факторов З. Фрейда.
Теория взаимодействия психобиологических и социальных факторов Ж. Пиаже.
Концепция единства наследственных и социальных факторов Л.С. Выготского.
Концепция соотношения врожденных и социальных факторов в развитии человека Д.Б. Эльконина и А.Г. Асмолова.
Редукционизм в психологии.
Номотетический и идеографический подходы к исследованию психических явлений.
Психологические основы этапов формирования мастерства.
Проблема метода в психологии.
Основные принципы познания в современной психологии.
Особенности внутренней картины мира и механизм ее построения.
Концепция ориентировочной деятельности человека.
Основные способы моделирования мира человеком.
Субсенсорные ощущения, их значение и экспериментальные доказательств существования.
Основные концепции генезиса ощущений.
Психофизика ощущений Г. Фехнера.
Психофизика ощущений С. Стивенса.
Закон Бугера–Вебера.
Теории восприятия.
Проблема двойственной природы перцептивного образа.
Исследование субъективных шкал в восприятии.
Восприятие глубины и удаленности, направления и скорости движения.
Подход Дж. Гибсона к восприятию формы, пространства и движения.
Теория перцептивных уравнений восприятия.
Кросскультурные исследования восприятия.
Феномен установки в восприятии как один из центральных феноменов в теории «нового взгляда» Дж. Брунера и Л. Постмена. Экспериментальные исследования.
Развитие восприятия у детей.
Теории восприятия, относящиеся к субъективно-ориентированному подходу.
Развитие психофизики восприятия от Г. Фехнера до Дж. Гибсона.
II семестр
Мышление как обобщение и опосредованное отражение действительности в ее существенных свойствах и отношениях.
Мышление и речь. Гипотеза лингвистической относительности, ее психологические аспекты.
Информационно-кибернетическая теория мышления.
Основные закономерности мышления, выявленные вюрцбургской школой.
Представление о мышлении в бихевиоризме и гештальтпсихологии.
Информационная теория когнитивного развития.
Методика Выготского – Сахарова.
Логическая теория мышления.
Направления отечественных исследований мышления.
Теории и законы памяти.
Формирование и развитие памяти.
Основные изменения, которые в процессе развития с памятью человека.
Концепция развития памяти П.П. Блонского.
Теория культурно-исторического развития памяти Л.С. Выготского.
Развитие непосредственного и опосредованного запоминания у детей по А.Н. Леонтьеву.
Представления Р. Жане о запоминании как своеобразном действии, изобретенном людьми в ходе исторического развития.
Роль внутренних схем в концепции памяти Ф. Бартлетта.
Эффективные стимулы-средства для запоминания и припоминания.
Аномалии памяти.
Образный и логический виды творческой фантазии, их связь с доминированием у человека правого или левого полушарий мозга.
Творческое воображение как отражение личности человека, ее психологического состояния.
Законы воображения.
Проективные методики ТАТ и тест Роршаха.
Теории усвоения языка и развития речи.
Эгоцентрическая речь. Взгляды Л.С. Выготского и Ж. Пиаже.
Становление и развитие детской речи, развитие ее грамматических структур и коммуникативных функций.
Стохастическая модель порождения речи и ее модификация Ч. Осгудом.
Трансформационная модель Н. Хомского.
Теории восприятия речи (акустическая, моторная, анализ через синтез и др.).
Механизмы усвоения речи ребенком.
Экспериментальные исследования внимания.
Теория внимания Т. Рибо.
Роль движений в акте внимания.
Концепция внимания Д.Н. Узнадзе.
Низшие и высшие формы внимания.
Рассеянность и способы ее преодоления.
Исследование нарушений внимания в клинике и его значение.
Интуитивное познание.
Феномен субсенсорного восприятия.
Формы экстрасенсорного отражения окружающего мира.
Парапсихология и психотроника.
Проблема инсайта в трансперсональной психологии. Основные фазы формирования инсайта
Магия Месопотамии, Персии, Египта, евреев, Греции, Римской империи, Средневековья.
Экстрасенсорные феномены. Основные объяснительные концепции.
Учения об эмоциях Б. Спинозы и В. Вундта.
Развитие представлений об эмоциях в отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.К. Анохин, П.В. Симонов).
Саморегуляция психических состояний.
Вклад Н.Д. Левитова в познание психических состояний.
Типология жизненных миров (по Ф.Е. Василюку).
Высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные, праксические.
Формирование и развитие воли у человека. Основные направления развития воли.
Теории воли.
Концепция воли Н. Аха.
Исследование психологии воли В.И. Селивановым, В.А. Иванниковым и другими отечественными психологами.
Воспитание у детей волевых качеств личности.
Основные теории потребностей в современной психологии.
Филогенез потребностей живых существ.
Проблема мотивации в рамках теории деятельности.
Бихевиористская и необихевиористская концепции мотивации.
Психоанализ и неопсихоанализ о мотивах поведения человека.
Когнитивные теории мотивации.
Основные теории мотивации в отечественной и зарубежной психологии.
Альтруизм и эмпатия как мотивы.
История создания и развития технологий нейро-лингвистического программирования (НЛП).
Нейро-лингвистическое программирование: основные положения, методики, возможности в регуляции общения человека.
|