Психологические факторы профессиональной успешности участкового врача-терапевта





Скачать 461.33 Kb.
НазваниеПсихологические факторы профессиональной успешности участкового врача-терапевта
страница1/4
Дата публикации05.03.2015
Размер461.33 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3   4



На правах рукописи

Карачарова Юлия Андреевна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ УЧАСТКОВОГО ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА

19.00.03─психология труда, инженерная психология,

эргономика по психологическим наукам

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой

степени кандидата психологических наук

ТВЕРЬ 2010

Диссертационная работа выполнена на кафедре общей психологии и психологии развития ГОУ ВПО «Тверской государственный университет»


Научный руководитель – доктор психологических наук, профессор

Копылова Наталья Вячеславовна

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Пряжникова Елена Юрьевна

ГОУ ВПО «Московский городской психолого- педагогический университет»
кандидат психологических наук, доцент

Остренкова Маргарита Евгеньевна

ГОУ ВПО «Московский государственный

медико-стоматологический университет»

Ведущая организация – ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»

Защита состоится «13» октября 2010 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.263.01 при ГОУ ВПО «Тверской государственный университет» по адресу: 170100, г. Тверь, Студенческий пер., д. 12, ауд. 425.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ГОУ ВПО «Тверской государственный университет»; с авторефератом – на сайте Тверского государственного университета: university.tversu.ru



Автореферат разослан «10» сентября 2010 г.



Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат психологических наук М.В.Мороз

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Социально-экономическое благополучие общества, качество жизни населения во многом зависят от состояния здоровья граждан, их трудовой активности и возможности создания устойчивой финансово-экономической базы государства. В современных условиях здоровье общества во многом определяется деятельностью участкового врача-терапевта. Опыт психологических исследований убедительно доказывает, что технологические инновации и организационные мероприятия способны обеспечить высокую эффективность профессиональной деятельности лишь при условии релевантного совершенствования её психологической структуры. Роль человеческого фактора является определяющей во многих ситуациях, характерных для современной деятельности врача. Несмотря на различные исследования в области психологии труда, не удалось обнаружить работ, посвященных анализу психологических факторов профессиональной успешности участкового врача-терапевта. При этом выявление психологических конструктов успешного специалиста способно обеспечить наиболее эффективный профессиональный отбор молодых специалистов и психологическое сопровождение уже работающих участковых врачей.

Таким образом, актуальность разработки данной темы обусловлена противоречиями между: 1) необходимостью эффективного осуществления профессиональных действий и наличием разных уровней профессиональной успешности участковых врачей-терапевтов; 2) необходимостью повышения успешности деятельности участкового врача-терапевта и отсутствием теоретико-методологических и эмпирических оснований, позволяющих определить показатели, критерии и психологические факторы успешности данных специалистов.

Решение практических задач, востребованных обществом, невозможно реализовать без теоретических основ. Осмысление ситуации приводит к осознанию недостаточности разработанности данной проблематики на уровне науки – психологии труда. Именно в рамках психологии труда, анализируя имеющиеся представления о профессиональной успешности, её составляющих и критериях измерения можно выделить дифференциально-диагностические критерии оценки профессиональной успешности участкового врача-терапевта и разработать адекватный психодиагностический инструментарий. Основываясь на концептуальных подходах к анализу психологических явлений, можно выявить, изучить и построить системную теоретическую модель психологических факторов, детерминирующих успешность участкового врача, а также создать подробную эмпирическую модель психологических характеристик успешного специалиста с выделением наиболее значимых дифференцирующих факторов. Таким образом, актуальные потребности общественной практики и недостаточная разработанность теоретических основ профессиональной успешности субъектов в рамках отдельных направлений профессиональной деятельности, факторов её обусловливающих, определили выбор темы, предопределили объект, предмет, цели и задачи исследования.

Цель исследования: выявить и изучить систему психологических факторов как субъектную причинность профессиональной успешности участкового врача-терапевта; выделить и обосновать показатели и критерии оценки успешности профессиональной деятельности данного специалиста.

Задачи исследования:

  1. Осуществить теоретико-методологический анализ психологических факторов успешности в профессиональной деятельности участкового врача-терапевта с точки зрения основных концептуальных подходов, определить сущность, показатели и критерии оценки профессиональной успешности.

  2. Провести профессиографическое исследование и разработать развернутую профессиограмму участкового врача-терапевта. Выделить дифференциально-диагностические критерии оценки профессиональной успешности участкового врача, разработать адекватный психодиагностический инструментарий.

  3. Составить ориентировочную психограмму участкового врача-терапевта на основе выявленных в ходе теоретического исследования данных и экспертной оценки опытных участковых врачей-терапевтов.

  4. Подобрать методики для измерения каждой психологической характеристики, адекватные целям и задачам исследования.

  5. Провести эмпирическое исследование выраженности и взаимосвязи психологических характеристик участковых врачей-терапевтов с разным (полярным) уровнем успешности.

  6. Выявить принципиальные отличия между конструктами психологических характеристик участковых врачей-терапевтов с разным уровнем профессиональной успешности, построить модель успешного специалиста и определить наиболее значимые дифференцирующие психологические факторы.

  7. Разработать рекомендации по реализации профессиональной подготовки, проведению профессионального отбора претендентов на должность участкового врача-терапевта, а также рекомендации по психологическому сопровождению профессиональной деятельности уже работающих терапевтов.

Объект исследования: профессиональная деятельность участкового врача-терапевта.

Предмет исследования: психологические факторы как субъектный интегральный конструкт, обеспечивающий успешность профессиональной деятельности участкового врача-терапевта.

Общая гипотеза: успешность профессиональной деятельности участкового врача-терапевта обусловлена определенным уровнем сформированности и соотношением психологических факторов, выступающих в качестве компонентов единой системы детерминации его деятельности.

Частные гипотезы:

  1. Профессиональная деятельность предъявляет ряд специфических требований к психологическим особенностям специалистов, определяя различную степень пригодности претендентов на должность участкового врача-терапевта и разный уровень успешности уже работающих врачей.

  2. Рассмотрение психологических характеристик профессионала как факторов, проявляющихся в показателях и критериях успешности, необходимо осуществлять в контексте их системной взаимосвязанности и взаимообусловленности.

  3. Интегральный критерий профессиональной успешности участкового врача-терапевта должен включать в себя оценку как внешних, так и внутренних критериев.

  4. Дифференциально-диагностические критерии и показатели успешности участкового врача-терапевта, позволяющие определить уровень успешности, могут быть выявлены в ходе профессиографического анализа деятельности.

  5. Структура моделей, описывающих психологические характеристики участковых врачей-терапевтов с разным уровнем профессиональной успешности, имеет разное содержание и соотношение компонентов.

  6. Система наиболее значимых дифференцирующих психологических характеристик представляет собой первичные факторы профессиональной успешности.

Теоретико-методологические основания исследования:

Положения системного (Б.Ф. Ломов С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев); деятельностного (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), субъектно-деятельностного (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Е.А. Климов, Д.Н. Завалишина и др.), и личностного (К.А. Абульханова-Славская, К.К. Платонов, Л.И. Анцыферова) подходов в психологии. Исследования, посвященные изучению профессиональной успешности (В.А. Бодров, А.К. Маркова, О.Н. Родина, Э.Ф. Зеер, А.А. Деркач и др.). Теоретические и эмпирические работы, раскрывающие современные представления о психологических детерминантах деятельности (В.А. Бодров, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, М.А. Котик, Ю.В. Бессонова, Е.П. Четвергова, Э. Кирхлер, C. S. Dweek, E.L. Leggett и др.) Основные принципы проведения профессиографического анализа деятельности (Е.А. Климов, Е.М. Иванова, А.К. Маркова, Э.Ф. Зеер, Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников, E. Ulich, S.P. Robbins и др.). Теоретические и эмпирические исследования профессиональной деятельности и психологических характеристик врачей (В.П. Андронов, А.С. Попов, А.А. Чазова, Б.А. Ясько, Б.Д. Карвасарский).

Методы исследования:

Для достижения поставленной цели и проверки гипотез был использован комплекс взаимодополняющих методов:

  • обзорное теоретико-аналитическое исследование литературы по изучаемой проблеме с опорой на категориальный аппарат науки и общепсихологические принципы.

  • профессиографическое исследование специфики деятельности участкового врача-терапевта и психологических факторов, необходимых ему для успешной работы (анализ литературных, нормативных и документальных источников, модификация структурного интервью, экспертная оценка, наблюдение).

  • эмпирическое исследование психологических характеристик, необходимых участковому врачу-терапевту для успешного выполнения своей профессиональной деятельности (комплекс психодиагностических методик: «Тест умственных способностей» Р.Амтхауэра, «Корректурная проба» (буквенный вариант), красно-черные таблицы, память на образы, тест Медника, «Мотивация успеха и избегания неудач» А.А. Реана, «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана, «Многофакторный личностный опросник» Р. Кеттела, тест-опросник Г. Айзенка, «Опросник оценки настойчивости» Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко, «Диагностика уровня эмпатии» В.В. Бойко, перцептивная оценка типа стрессоустойчивости, тест оценки коммуникативных умений).

  • методы математической и статистической обработки и представления полученных данных: описательная статистика, непараметрический критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ Спирмена, факторный анализ (однофакторный), таблицы сопряженности.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными теоретико-методологическими положениями, репрезентативностью группы экспертов-врачей и обследованной выборки профессионалов, комплексным составом и взаимодополняемостью методов сбора и анализа данных, отвечающих целям и задачам исследования, сочетанием количественного и качественного анализов результатов.

Выборка: общий объём выборки на всех этапах исследования составил 306 участковых врачей-терапевтов. У всех испытуемых примерно одинаковый материальный достаток и социальное положение, возраст обследуемых от 32 до 64 лет.

Этапы исследования: 1 этап (июль 2008 – март 2009г) – организационно-теоретический, включал построение теоретико-методологических оснований исследования психологических факторов профессиональной успешности участкового врача-терапевта. 2 этап (апрель 2009 – август 2009 г) – профессиографический, предполагал анализ профессиональной деятельности участкового врача-терапевта, разработку экспертной (ориентировочной) психограммы. 3 этап (сентябрь 2009 – февраль 2010 г) – эмпирический, был нацелен на построение модели психологических характеристик успешного участкового врача-терапевта, выделение наиболее значимых дифференциру ющих психологических особенностей, являющихся факторами профессио нальной успешности специалистов в данной сфере. 4 этап (март 2010 – май 2010 г.) – итоговый, обобщающий, был направлен на оформление результатов диссертационного исследования, выработку рекомендаций по реализации профессиональной подготовки, проведению профессионального отбора претендентов на должность участкового врача-терапевта, а также рекомендации по психологическому сопровождению профессиональной деятельности уже работающих терапевтов.

Научная новизна исследования: разработана модель психологических характеристик успешного участкового врача-терапевта, выделены наиболее значимые дифференцирующие психологические факторы успешности, а также определены вторичные факторы. Выявлены дифференциально-диагностические критерии оценки профессиональной успешности, разработан психодиагностический инструментарий, позволяющий оценить эффективность деятельности данного специалиста. Сконструирована подробная профессиограмма участкового врача-терапевта, уточняющая и дополняющая основы психологического профессиоведения. Описана специфика, основные задачи деятельности, средства, условия труда.

Теоретическая значимость исследования: в диссертационном исследовании интенционально систематизированы и конкретизированы теоретические основания изучения профессиональной успешности, представлена сущностная характеристика данного концепта, определены критерии её оценки. Феноменологически описаны психологические факторы успешности профессионала, построена теоретическая модель, отражающая взаимосвязь субъектных особенностей и интегральных индикаторов успешности. Теоретический анализ и эмпирическая верификация психологических факторов профессиональной успешности участкового врача-терапевта направлены на развитие концепций психологических особенностей субъекта профессиональной деятельности, эффективности труда и развития человеческих ресурсов в труде. Выводы и результаты исследования дополняют основные разделы психологии в целом: общую психологию, акмеологию, психологию управления и психологии труда, в частности, – профессиональную ориентацию, профессиональное обучение.

Практическая значимость работы: профессиографическое описание деятельности и разработанная структура психологических факторов участкового врача-терапевта, обуславливающих успешное выполнение профессиональной деятельности, могут служить решению профориентационных задач, задач профессиональной подготовки, профессионального отбора и аттестации персонала, использоваться для создания и совершенствования деятельности психологических служб учреждений здравоохранения. Отдельно стоит отметить важность полученных результатов для разработки коррекционно-развивающих программ по формированию психологических характеристик участкового врача-терапевта, адекватных задачам и условиям профессиональной деятельности. Разработанный в рамках исследования диагностический инструментарий может использоваться для диагностических и исследовательских целей, он является действенным средством в практической работе психологов, менеджеров по кадрам. Кроме того, представленные в диссертации результаты могут быть включены в образовательные программы по подготовке психологов, врачей, а также использоваться при создании методических пособий для психологов, менеджеров по персоналу, медицинских работников.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Профессиональная успешность участкового врача-терапевта – это свойство метасистемы «человек-профессия», характеризующее субъекта труда, отражающее его соответствие требованиям профессии, удовлетворенность трудом, а также стремление к дальнейшей профессиональной самореализации в данной сфере.

  2. Психологические факторы профессиональной успешности участкового врача-терапевта представляют собой субъектную причинность, включающую определенные компоненты-конструкты, являющуюся системным образованием, где между отдельными факторами устанавливаются взаимосвязи компенсаторного и содейственного характера.

  3. Дифференциально-диагностические критерии оценки профессиональной успешности участкового врача-терапевта включают: результативность в реализации основных направлений профессиональной деятельности, инициативность и самостоятельность в повышении квалификации, эффективность профессионального общения с пациентами, коллегами, руководством (внешний критерий); удовлетворенность врачебным трудом (внутренний критерий).

  4. Специфика профессиональной деятельности участкового врача-терапевта выражается в: жесткой регламентации труда, обусловленной высокой ответственностью за здоровье большого числа пациентов; широком спектре направлений деятельности (от экстренной медицинской помощи до образовательно-консультационной); осуществлении индивидуальнонаправленной профессиональной деятельности на жестко закрепленном терапевтическом участке; необходимости первому принимать оперативные и обоснованные профессиональные решения. Данные особенности деятельности предъявляют значительные требования к психологическим характеристикам специалистов.

  5. Успешность профессиональной деятельности участкового врача-терапевта обеспечивается системой психологических особенностей, адекватных характеру задач и условиям профессиональной деятельности. Наиболее значимыми дифференцирующими психологическими факторами являются: когнитивные способности (высокий уровень концентрации и переключаемости внимания); темпераментально-характерологические особенности (высокий уровень общительности, средний уровень уверенности в себе, высокий уровень развития настойчивости, высокая экспрессивность (оптимистичность)); мотивационные характеристики (выраженная ориентация на общую активность); эмоциональные особенности (высокая эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость); коммуникативные особенности (высокое развитие умения слушать).

  6. Вторичными факторами профессиональной успешности участкового врача-терапевта являются: средний уровень подозрительности (осторожности в осуществлении профессиональных действий) и доминантности, высокий уровень самоконтроля, выраженная ориентация на социальную полезность, высокий уровень решительности (смелости). Разрыв связей между данными характеристиками и/или низкий уровень их выраженности отрицательно отражается на успешности деятельности участкового врача-терапевта.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психологические факторы профессиональной успешности участкового врача-терапевта iconРешение вопросов преемственности в работе врача поликлиники и стационара...
Цели дисциплины: освоение теоретических и практических навыков студентами для подготовки врача терапевта-участкового, умеющего грамотно...
Психологические факторы профессиональной успешности участкового врача-терапевта iconПсихологические факторы успешности профессиональной деятельности инженеров-метрологов
Диссертационная работа выполнена на кафедре общей психологии и психологии труда ноу впо «Тверской институт экологии и права»
Психологические факторы профессиональной успешности участкового врача-терапевта iconФгаоу впо северо-восточный федеральный университет имени м. К. Аммосова...
Методические указания предназначены для студентов II, III, VI, V курсов лечебного факультета медицинского института для прохождения...
Психологические факторы профессиональной успешности участкового врача-терапевта iconГбоу впо первый мгму им. И. М. Сеченова кафедра поликлинической терапии...
Хроническая обструктивная болезнь легких (хобл). Роль участкового терапевта в тактике ведения больных с данной патологией
Психологические факторы профессиональной успешности участкового врача-терапевта iconГбоу впо первый мгму им. И. М. Сеченова кафедра поликлинической терапии...
Хроническая обструктивная болезнь легких (хобл). Роль участкового терапевта в тактике ведения больных с данной патологией
Психологические факторы профессиональной успешности участкового врача-терапевта iconТесты 3 курс стоматологический факультет Помощник врача стоматолога-терапевта 3 курс, 6 семестр

Психологические факторы профессиональной успешности участкового врача-терапевта icon«Эндодонтия»
Целью эндодонтии является овладение студентами теорией и практикой, основными профессиональными мануальными навыками врача-стоматолога-терапевта...
Психологические факторы профессиональной успешности участкового врача-терапевта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Психологические факторы профессиональной успешности участкового врача-терапевта icon«поведение потребителей»
Факторы внешнего окружения потребителя. Внутренние факторы: личностные и психологические. Типология потребителей. Процесс принятия...
Психологические факторы профессиональной успешности участкового врача-терапевта iconI. Общие дифференциально-психологические аспекты профессиональной...
Дифференциально-психологические аспекты выбора профессиональной деятельности 10
Психологические факторы профессиональной успешности участкового врача-терапевта iconСоциально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей...

Психологические факторы профессиональной успешности участкового врача-терапевта iconСамостоятельная работа студентов составляет приблизительно 1/3 от...
Помощник врача-стоматолога (терапевта) в современных условиях должна основываться на инновационных психолого педагогических подходах...
Психологические факторы профессиональной успешности участкового врача-терапевта iconОсновы информационной деятельности врача
Цель дисциплины – расширение, углубление и специализация языкового материала, используемого в профессиональной сфере медицины, получение...
Психологические факторы профессиональной успешности участкового врача-терапевта iconС месяца, следующего за месяцем получения заключения врача, в котором...
«Об организации обеспечения полноценным питанием по заключению врача беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте...
Психологические факторы профессиональной успешности участкового врача-терапевта iconI. Общие дифференциально-психологические аспекты профессиональной деятельности 10 глава 1
Изучить «Руководство пользователя DocsVision 1» (Разделы: Платформа; Делопроизводство)
Психологические факторы профессиональной успешности участкового врача-терапевта iconВведение 2 История возникновения учения 4
Разные религии возникали в разные времена, в разных регионах земного шара и в различных социальных обстоятельств. К тому же здесь...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск