9. Вопросы для проверки знаний: Литература





Скачать 340.42 Kb.
Название9. Вопросы для проверки знаний: Литература
страница1/3
Дата публикации06.03.2015
Размер340.42 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Психология > Литература
  1   2   3

Кафедра ИСПО

Качкин А.В., доцент, к.ф.н.

Педагогический конфликт



Содержание:

Введение

1. Основные характеристики конфликтов:

2. Основные линии противоречий в социально-педагогическом процессе

3. Причины возникновения конфликтов в социально-педагогическом процессе

4. Способы урегулирования конфликтов, используемые участниками педагогического процесса, и их отношение к конфликтам

5. Типология конфликтно-стрессовых ситуаций в младших классах.

6. Типология конфликтов при обучении подростков.

7. Варианты предупреждения и урегулирования конфликтов в социально-педагогическом процессе

8. Барьеры в педагогическом общении при столкновении ценностей и рекомендации к их преодолению.

9. Вопросы для проверки знаний:

Литература.
Введение:

Цель модуля – помочь учителю овладеть с азами конфликтологической грамоты.

Задачи:

- познакомить слушателей с основными характеристиками конфликта;

- показать специфику педагогического конфликта;

- раскрыть особенности развития педагогического конфликта и дать типологию конфликтно-стрессовых ситуаций на разных ступенях обучения;

- показать варианты предупреждения и урегулирования конфликтов в социально-педагогическом процессе.
1. Основные характеристики конфликтов:

- Конфликт не есть нечто исключительное. Это способ преодоления противоречий, способ взаимодействия сложных систем (каковой является педагогический процесс).

- Конфликты могут выполнять позитивную и негативную функцию. Он может нести деструктивные разрушения или привести образованию новой системы. Конфликт может нарушать порядок, поддерживать порядок, устанавливать новый порядок.

- Конфликт может служить фактором как разъединения, так и объединения, групповой солидарности.

- Существуют общие законы, на основании которых развиваются конфликты. Следовательно, конфликтами можно управлять (прогнозировать, предупреждать, направлять их развитие, разрешать).

- Любой конфликты, даже будучи типовыми, всегда уникален.

- Конфликт - сложная система эмоционально окрашенного противоборства со слабо предсказуемым поведением конфликтующих.

Рассмотрим конфликты, наиболее характерные для системы образования, уделив особое внимание противоречиям, возникающим в процессе взаимодействия учитель — ученик.

2. Основные линии противоречий в социально-педагогическом процессе

Основной целью социально-педагогического процесса является воспитание (образование, обучение и. т. д.) личности с определенными социокультурными качествами Главным заказчиком в этом процессе является общество, а исполнителем — вся система образования и воспитания. Поэтому на макроуровне противоречия и конфликты в социально-педагогическом процессе возникают между системой образования и обществом (рис. 1).

На среднем уровне линии противоречий проходят:

  • между администрацией (разного уровня руководством в системе образования) с одной стороны и учителями (преподавателями) с другой;

  • между администрацией и родителями;

  • между администрацией учебных заведений и учащимися.



Высший уровень противоречий

Средний уровень противоречий

Низкий уровень противоречий



Рис. 1. Схема линий противоречий в системе образования.
На нижнем уровне противоречия проходят по линиям «учитель — ученик» и «родитель — ученик».

Все вышеперечисленные конфликты можно условно отнести к вертикальным конфликтам.


Рис. 2. Схема линий противоречий в системе образования
Кроме вертикальных конфликтов на каждом уровне социально-педагогического процесса имеют место и горизонтальные конфликты. Например, на уровне «Общество» могут возникать противоречия и конфликты по поводу проводимой в обществе политики в области образования, воспитания, между основной частью граждан (гражданским обществом), с одной стороны, и высшими руководящими структурами (государством) — с другой.

На уровне «Администрация» возможны как вертикальные конфликты (между различными уровнями управленческих подсистем в системе образования), так и горизонтальные (между администрацией различных учебных заведений.)

На уровне «Учитель» и «Родители» возникают горизонтальные конфликты: «учитель — родитель», «учитель — учитель», «родитель — родитель».

На уровне «Ученик» возникают горизонтальные конфликты типа «ученик — ученик».

Обозначенные линии противоречий (рис. 1,2) в наибольшей степени соответствуют основным видам взаимодействия в системе общего среднего образования.

3. Причины возникновения конфликтов в социально-педагогическом процессе

Вертикальные и горизонтальные конфликты на линиях взаимодействия «администрация — учитель», «учитель — учитель» и «администрация — администрация» по сути представляют типичные организационные конфликты. Остановимся лишь на некоторых особенностях, характерных для педагогических организаций.

Для учительских коллективов средней школы наиболее характерными являются следующие причины конфликтов:

  • нетактичное отношение друг к другу;

  • неудобное расписание занятий;

  • непродуманные нововведения в школе;

  • перекладывание чужих обязанностей на учителей;

  • неравномерное распределение педагогической нагрузки;

  • административные и финансовые злоупотребления.

Наибольшее число конфликтов в учительской среде вызывает проблема учебной нагрузки. 87% учителей считают ее главной причиной внутришкольных конфликтов, при этом их не устраивает, примерно в одинаковой мере, как избыток, так и недостаток учебной нагрузки.

Причинами роста напряженности и конфликтов в учительской среде является также незащищенность учителя от несправедливых обвинений со стороны других участников социально-педагогического процесса: администрации школы, работников вышестоящих органов образования, родителей школьников, школьников. По данным исследования, четыре из пяти опрошенных учителей однозначно заявили о своей полной незащищенности. При этом учителя, проявляющие глубокий интерес к своему делу, чаще вступают в конфликты с представителями администрации и другими коллегами, которые формально относятся к своим обязанностям, а последние чаще конфликтуют со школьниками и их родителями и, соответственно, со своими более «добросовестными» коллегами.

Напряженную обстановку и конфликты в школьных коллективах также создают необоснованные, по мнению значительной части учителей (65,3%), льготы и привилегии, которыми пользуются определенные категории сотрудников.

Если обобщить все перечисленные причины конфликтов, имеющих место в учительской среде, то их можно свести к двум основаниям:

  1. Проблемы общения, например, отсутствие такта, вспыльчивость,
    нетерпимость к недостаткам других, завышенная самооценка, психологическая несовместимость и др.;

  2. Устаревшая административная система управления школьными заведениями, построенная по принципу «начальник-подчиненный».

На линии взаимодействия «учитель — родитель» главным объектом возникновения конфликтов является ученик. Учителя, как правило, обвиняют родителей в самоустранении от процесса обучения и воспитания детей, а родители, в свою очередь, обвиняют учителей в предвзятом отношении к их ребенку и/или в некомпетентности.

Конфликты типа «ученик — родители» в основном сводятся к следующим причинам:

  • плохая учеба детей: мало занимаются уроками дома, много гуляют или смотрят телевизор, прогуливают уроки в школе и т. д.;

  • взаимное непонимание детей и родителей;

  • грубость, несдержанность в отношениях;

  • борьба ребенка за самостоятельность, расцениваемая родителями, как непослушание;

  • невыполнение детьми просьб и поручений родителей;

  • неблагоприятная социально-психологическая обстановка в семье (пьянство, конфликты между родителями).

Конфликты типа «учитель — ученик» возникают (по мнению самих учителей) по следующим причинам:

  • нарушение дисциплины на уроке;

  • плохое выполнение домашних заданий;

  • нездоровые отношения между учениками.

С точки зрения учеников причинами конфликтов с учителями являются:

  • оскорбления со стороны учителя, грубость, несдержанность;
    •необъективность при оценке знаний;

  • неинтересное ведение урока учителем; неподготовленное домашнее задание;

  • пропуск уроков.

Причиной многих конфликтов также является неуважительное отношение учителей к своим ученикам, нежелание или неспособность увидеть в ученике союзника и партнера по совместной деятельности.

Межличностные и групповые конфликты среди учащихся школ являются обычным делом. Процесс социализации (адаптация, самоидентификация и т. д.) предполагает различного рода конфликты и не только в школьной среде. Проблема заключается в том, что сама структура построения современной массовой школы по принципу соподчинения и противопоставления («учитель-ученик», «старший - младший», «сильный - слабый», «успевающий - неуспевающий» и т. д.) стимулирует детскую конфликтность. Кроме того, ученики «несут» с собой в школу в трансформированном виде все социальные противоречия нашего общества.

«Накладываясь» на неокрепшую детскую психику, эти противоречия (наряду с другими причинами) порождают грубость, жестокость, озлобленность в групповых и межличностных отношениях школьников.

4. Способы урегулирования конфликтов, используемые участниками педагогического процесса, и их отношение к конфликтам

Социологические исследования показали, что в конфликтной ситуации 40% учителей-респондентов применяют тактику защиты, 11% — нападения и внешнего безразличия, а каждый третий опрошенный не смог определить свою позицию. 42% учителей ответили, что сами являются инициаторами разрешения конфликтной ситуации, 19% — прибегли к третьему лицу, а 34% — затруднились ответить.

Приведенные данные говорят, что одна треть школьных педагогов не владеет методами разрешения конфликтов, поэтому многие конфликты остаются не урегулированными.

В разрешении конфликтов типа «учитель — ученик» явно преобладают репрессивные методы. 66,7% учителей-респондентов пресекают конфликты с учащимися путем наложения на них различных санкций (самостоятельно, с помощью родителей, через администрацию); 50% — разрешают конфликты методом проведения индивидуальной работы с учащимися; 19,4% — в урегулировании конфликтов учитывают индивидуальные и возрастные особенности учащихся; 11,1% — стараются не замечать возникшей конфликтной ситуации.

В разрешении конфликтов типа «родители — ученик» также доминируют репрессивные методы (физические наказания, ограничения личной свободы ребенка, различного рода запреты и т. д.). Другая крайность — это полное попустительство и/или безразличие родителей к судьбе ребенка-ученика.

В конфликте «учитель ученик» нередко родители, защищая своего ребенка, вступают в конфликт с учителем. Но значительно чаще учитель и родители объединяются для совместных действий против ученика. Последствия такого «воспитания» бывают весьма печальными. В результате ребенку с его проблемами просто некуда податься и он «замыкается в себе», либо ищет защиты и убежища «во дворе». В отдельных случаях отвергнутый всеми ребенок может пойти на самоубийство. По данным статистики, подавляющее число детских попыток лишить себя жизни происходит на фоне конфликтов в семье и школе.

Таким образом, вырисовывается отнюдь не радужная картина о состоянии конфликтологической культуры в российской системе образования.
5. Типология конфликтно-стрессовых ситуаций в младших классах.

Если речь идет не о глубоких потрясениях и постоянных угнетающих ребенка раздражителях эмоциональная переключаемость и высокая степень конформности способствуют защищенности психики младшего школьника. Однако кратковременность нервных переживаний учащихся этого возраста не дает учителю оснований для неосторожных форм давления на него под предлогом, что все будет забыто.

Еще одна психологическая истина состоит в том, что для детей начального школьного возраста свойственна потребность в защите со стороны взрослых, и прежде всего учителя. В любой стрессогенной ситуации он устремляет свой взор в сторону учителя и ждет от него помощи, поддержки. Тем сильнее потрясение, если его ожидания не оправдываются.

Конфликтующими сторонами могут быть все участники учебно-воспитательного процесса. В том числе и родители школьников, руководители методических служб и управленческого аппарата. По характеру возникновения конфликты в младших классах могут быть внезапными, непредсказуемыми. Это наиболее опасный вариант конфликта, т. к. здесь требуется безошибочная реакция педагога в условиях дефицита времени. Именно в подобных случаях импровизация часто подводит учителя, и последствия внезапных столкновений с непродуманными реакциями со стороны учителя могут оказаться болезненными.

Кроме внезапных происходят и такие конфликты, характер и протекание которых типичны. Здесь в опыте учителя обычно уже имеются более или менее отработанные сценарии реагирования. Остается лишь откорректировать их в связи с данной ситуацией.

Наконец, в поле зрения учителя должны быть ситуации, где предстоит создать направленный конфликт, вовлечь своих подопечных в его разрешение и этим обеспечить продвижение вперед.

Сравнение частоты возникновения стрессогенных конфликтных ситуаций в младших, подростковых, старших классах позволяет сделать заключение о том, что младшие школьники существенно реже своих старших товарищей оказываются вовлеченными в события конфликтного рода. Около половины опрашивамых не могут назвать ни одного конфликтного события, которое бы оставило в их памяти неприятный знак, негативно сказавшийся на облике их бывшей учительницы.

Можно предположить, что многие конфликтогенные столкновения остались в стороне от наблюдений и переживаний. Что-то исчезло из памяти.

Но для профессионального мышления будущего учителя важен факт возможности такой атмосферы взаимодействия с малышами в школе, когда господствует психологическая уравновешенность и психические травмы не допускаются принципиально.

Перейдем к освещению конфликтогенных событий, следы которых остаются в сознании школьников надолго, на всю жизнь.

В начальных классах состав конфликтующих достаточно устойчив и основными сторонами выступают ученики и учителя, слабо успевающие школьники и дети с высокими показателями, авторитетные и неавторитетные, мальчики и девочки, группы.

Конфликты дидактического характера

Стрессогенные события в процессе обучения младших школьников по существу не отличаются многообразием. Доминирует три группы взаимоотношений ученик-учитель, где возникают психотравмы школьников. Происходят они на уроке и касаются а поведения учителя, т. е. его тактики, стиля, реакции на поступки учащихся. Сильнее всего на психику учащихся влияют в негативном плане происшествия, ● вызванные приемами дисциплинирования: все шумят, а удаляется из класса только один ученик или виноваты двое, а наказывают одного; ставят на ноги за парту надолго; строго наказывают, не разобравшись в мотивах и причинах; снижают оценки за дисциплину на уроке; не разобравшись наказывают и правых и виноватых

● Вторую группу конфликтогенных ситуаций в начальных классах образуют поступки учителей, которые могут объединяться термином «дискриминация» по отношению к учащимся. Формы их проявления не отличаются разнообразием: делят учеников на способных и неспособных, открыто заявляя об этом; часть учеников называют по имени, часть по фамилиям; чрезмерно хвалят успевающих и дисциплинированных учащихся; предсказывают серое будущее слабым учащимся; проявляют необъективность во всем по отношению к школьникам с неодинаковыми успехами в учебе, автоматически ставят высокую оценку отличникам по всем предметам; дети учителей пользуются послаблением.

● Третью группу дидактических конфликтов образуют события, происходящие в ситуациях оценки успеваемости младших учащихся: завышают оценки по просьбе родителей, по знакомству с ними; занижают оценки новичкам, чтобы продемонстрировать свои якобы более высокие требования; предъявляют неравномерны требования к ответам; могут ставить оценки по инерции; не принимают во внимание старательность, с которой выполнены практические задания.

Оценка не должна зависеть от настроения учителя. Надо использовать оценку как стимул познавательной активности, старательности ребенка. Необходима гибкость использования самого результата и трудоемкости его достижения со стороны ученика. Необходимо аналитическое внимание к процедуре контроля успеваемости.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

9. Вопросы для проверки знаний: Литература iconВопросы для проверки знаний по трудовому праву. Тест № Ответьте на...
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
9. Вопросы для проверки знаний: Литература iconОценочные средства текущего контроля успеваемости Вопросы для самостоятельной проверки знаний
В чем проявляются регулирующие функции ЦБ рф в сфере деятельности коммерческих банков?
9. Вопросы для проверки знаний: Литература iconКонтрольные вопросы для проверки знаний студентов и рекомендации...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
9. Вопросы для проверки знаний: Литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Неотъемлемой частью современного урока является хорошо продуманная система проверки и учета знаний учащихся. Один из видов такой...
9. Вопросы для проверки знаний: Литература iconУрок обобщающего повторения и систематизации знаний, урок проверки...
Типы уроков определяются, исходя из дидактических задач, и могут быть: вводный урок, урок предъявления и изучения нового учебного...
9. Вопросы для проверки знаний: Литература iconКонтрольные вопросы и вопросы для самопроверки, рекомендуемая литература
Н. Г. Багдасарьян, И. Е. Чучайкина, А. В. Чернышева, контрольные вопросы и вопросы для самопроверки, рекомендуемая литература
9. Вопросы для проверки знаний: Литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Создать условия для применения знаний, способов действия и проверки полученных знаний в новой ситуации
9. Вопросы для проверки знаний: Литература iconУчебно-методический комплекс психология театра по специальности:...
Количество часов, отведенных на изучение данной дисциплины, составляет 64 часов, 56 часов самостоятельной работы. Умк содержит тематический...
9. Вопросы для проверки знаний: Литература iconАттестационные педагогические измерительные материалы по дисциплине...
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
9. Вопросы для проверки знаний: Литература iconПрограмма по дисциплине «Философия»
Представлены темы лекций и краткое содержание, вопросы к семинарским занятиям, основная и дополнительная литература, примерные вопросы...
9. Вопросы для проверки знаний: Литература iconСчисления
Цель использования разработки: Тест предназначен для проверки знаний и для тренинга обучающихся 8-9 классов по данной теме
9. Вопросы для проверки знаний: Литература iconМбоу «сош с. Виноградное» Справка по итогам проверки преподавания математики в 5-11 классах
Цель проверки: Выявить уровень преподавания математики. Изучить уровень сформированности ведущих знаний, умений и навыков по предмету,...
9. Вопросы для проверки знаний: Литература iconПроверки: выполнение замечаний комплексной проверки 2013 года
Цель проверки: контроль выполнения замечаний комплексной проверки, проводимой в апреле 2013 года
9. Вопросы для проверки знаний: Литература iconИнститут международного бизнеса и экономики
Программа содержит перечень основных тем лекционных и практических занятий по дисциплине с раскрытием их содержания, вопросы для...
9. Вопросы для проверки знаний: Литература iconУрок по теме «Многообразие и значение земноводных»
Создать содержательные и организационные условия для осознания и осмысления блока новой и известной учебной информации; применения...
9. Вопросы для проверки знаний: Литература iconИнструкция для обучающихся
Цель использования разработки: Тест предназначен для проверки знаний и для тренинга обучающихся 8-9 классов по данной теме


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск