Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» для студентов дневной и заочной формы обучения





Скачать 315.05 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» для студентов дневной и заочной формы обучения
страница1/3
Дата публикации14.08.2013
Размер315.05 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3


Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Бреус Е.Д.

Учебно–методический комплекс

к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом»

(для студентов дневной и заочной формы обучения

факультета психологии по специальности социальная психология)

(часть 2)



Ростов–на–Дону
2007


Учебно-методический комплекс разработан кандидатом психологических наук, доцентом кафедры социальной психологии Бреус Еленой Дмитриевной



Рецензент к. психол. наук Е.М. Агнаева



Компьютерный набор и верстка ст. лаборанта Н.В. Лакосиной

Печатается в соответствии с решением методической комиссии кафедры социальной психологии ЮФУ, протокол № 4 от 18 апреля 2007.



Введение
Цель и задачи курса: дать студентам систему знаний по психологическим основам управления персоналом; определить место и роль психологии управления в структуре социально–психологического знания; ознакомить студентов с существующими научными подходами к управлению персоналом и методическим обеспечением кадрового менеджмента, с технологиями управления персоналом на разных стадиях развития организации.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника: программа курса «Психологические основы управления персоналом» рассчитана на подготовку студентов, специализирующихся по кафедре социальная психология. Программа предполагает следующие формы работы: лекции, практические занятия, самостоятельное изучение литературы по проблемам психологии управления. Освоение содержания курса предполагает опору на знания, полученные студентами в рамках курса «Социальная психология». Курс включает в себя 7 разделов.
Темы практических занятий
Занятие 1. Решетка менеджмента Р.Блейка и Д.Моутона

Цель: ознакомить студентов с возможностями методического инструментария по определению стилей управления.

Задачи:

  • познакомить студентов с одним из вариантов определения стиля управления «Решеткой менеджмента» Р.Блейка и Д.Моутона;

  • освоить навыки работы с предложенной методикой;

  • получить навыки интерпретации результатов.

Методика по графическому определению в пространстве управленческих стилей руководства была разработана американскими психологами Р.Блейком и Д.Моутоном в 60–е гг. прошлого столетия и адаптирована Н.Н. Обозовым. В так называемой «решетке менеджмента» пространства управленческих стилей руководства создается двумя измерениями. Первое измерение – ориентация на производство (производственные задания). Второе измерение – ориентация на персонал, на заботу о людях. Предлагаемый вариант позволяет определить собственный стиль управления и выявить свой образ идеального менеджера.

Процедура занятия:

  1. Студентам предлагается 1) заполнить тест–опросник самостоятельно, 2) обработать полученные данные и 3) определить свой стиль управления.

  2. Опросить 2–3 знакомых руководителей, обработать и проинтерпретировать полученные данные (определить стиль управления респондентов).

  3. Работу оформить

Инструкция.

В тесте-опроснике представлены 18 суждений, касающихся разных аспектов поведения руководителя. Исходя из ваших собственных предпочтений выскажите мнение о том, как поступили бы вы в каждой из предложенных ситуаций. На каждое суждение следует отобрать одну из предложенных альтернатив:

Всегда Часто Редко Никогда


Отметьте выбранные Вами ответы на каждое из 18 высказываний в бланке регистрации ответов знаком «+»

Тест–опросник

  1. Я действую как представитель этого коллектива.

  2. Я предоставляю членам коллектива полную свободу в выполнении работы.

  3. Я поощряю применение единообразных (унифицированных) способов работы.

  4. Я разрешаю подчиненным решать задачи на их усмотрение.

  5. Я побуждаю членов коллектива к большему напряжению в работе.

  6. Я предоставляю подчиненным возможность делать работу так, как они считают целесообразным.

  7. Я поддерживаю высокий темп работы.

  8. Я стараюсь направить помыслы людей на выполнение учебно–производственных заданий.

  9. Я разрешаю возникающие в коллективе конфликты.

  10. Я неохотно предоставляю подчиненным свободу действия.

  11. Я решаю сам, что и как должно быть сделано.

  12. Я уделяю внимание показателям учебно–производственной деятельности.

  13. Я распределяю поручения подчиненным, исходя из производственной необходимости.

  14. Я способствую разным намерениям в своей организации.

  15. Я тщательно планирую работу своего коллектива.

  16. Я не объясняю подчиненным свои действия и решения.

  17. Я стремлюсь убедить подчиненных, что мои действия и намерения – для их же пользы.

  18. Я предоставляю подчиненным возможность (за пределами расписания занятий) устанавливать свой режим работы.

Ниже приведен пример заполнения бланка регистрации ответов. Заполненный бланк позволяет выявить количественную сторону двух измерений (ориентацию на производство, производственные задания – З и ориентацию на персонал – П).


Таблица 1 - Бланк регистрации ответов


Порядковые

номера

Выбранные ответы


всегда

часто

иногда

редко

никогда

1+

+













2




+1










3+










+1




4




+1









5







+







6

+1













7







+







8




+1










9+










+1




10+










+1




11+

+













12

+1













13




+1










14

+1













15+




+










16+

+













17+










+1




18













+

П=6 З=5

Порядок обработки данных бланка

  1. В суждениях, отмеченных звездочками, там, где выбраны ответы «Редко» и «Никогда» проставить единицу (по одному баллу). В нашем примере это ответ «Редко» на суждения +3, +9, +10, +17.

  2. В суждениях, которые не отмечены звездочками, там, где выбраны ответы «Всегда»,и «Часто», также проставить единицы. В нашем примере это ответы на суждения 2,4,6,8,12,13,14.

  3. Ответы, отмеченные единицами, в суждениях 2,4,5,6,8,10+,14,16+,18 обведите кружками. Суммируйте единицы в кружках и полученный результат запишите в позицию «П» (персонал). В нашем примере П=6.

  4. Суммируйте остальные единицы в бланке ответов и результат запищите в позицию «З» (производство, производственные задания). В нашем примере З=5.

9.1. Максимум внимания к работе, незначительное внимание к людям. Ориентация на безоговорочную исполнительность.

Это очень жесткий курс администратора, соответствующий авторитарному стилю управления. Его кредо: производственный результат – все, человек лишь исполнитель. При таком курсе управленческого администрирования возникают ответные реакции подчиненных, старающихся уйти из–под постоянного давления со стороны руководителя, найти для этого любой предлог. В свою очередь это ведет к тотальному контролю со стороны администратора. Большую часть его времени начинают поглощать функции контроля и надзора. Характерная черта таких руководителей –ориентация на безоговорочное исполнение, подавление инициативы, поиск виновников и.т.п.

1.9.Внимание к потребностям людей, хорошие взаимоотношения на работе, формирование дружеской атмосферы в коллективе, выработка рабочего ритма, удовлетворяющего сотрудников.

1.9. 9.9.

7 ориентация на персонал
6

5.5.

5––––––––––––––––––––––––––о––––|

| |

4 | |

| |

3 | |

| |

2 | |

| |

1 | | 9.1.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 ориентация на производ. задания
Руководитель с координатами 1.9. («Мягкий») в основу своей деятельности ставит человеческие отношения. Такой руководитель очень удобен для подчиненных, поскольку создает почти семейную атмосферу в коллективе. Старается оберегать свой коллектив от возникших разногласий. Перспективные работники под таким руководством могут стать малоинициативными и потерять интерес к творчеству.

9.9. Работа выполняется людьми, увлеченными своим делом. Их сотрудничество основано на общем понимании целей организации и осознании того, что достижение этих целей требует взаимодействия на базе доверия, ответственности и уважения.

Стиль управления, отмеченный координатами 9.9. состоит в умении так построить работу, чтобы сотрудники видели в ней возможности самореализации и подтверждения собственной значимости. Создаются условия работы, позволяющие наилучшим образом использовать потенциальные возможности сотрудников коллектива.

5.5. Нормальное функционирование организации достигается при разумном сочетании внимания к выполняемой работе и поддержания хорошего социально–психологического климата.

Координаты 5.5. соответствуют управленческому стилю руководителей, которые «... стараются занять позицию золотой середины между методами управления «жестких» и «мягких» управленцев. Они во всем стараются достичь компромисса. У них ярко выражено стремление работать надежно, получать стабильный средний результат. Но, как правило, именно это желание спокойно работать не дает им возможности использовать целиком имеющиеся в их распоряжении ресурсы.»

Результат, полученный в нашем примере выявил координаты 5.6. этот стиль руководства как раз относится к «золотой середине», что требует некоторого повышения заинтересованности в труде и более интенсивного использования потенциальных возможностей в управленческой деятельности.
Занятие 2. Мозговой штурм как инструмент принятия групповых решений.

Цель: ознакомить студентов с вариантами методов принятия групповых решений.

Задачи:

  • познакомиться со структурой проведения мозгового штурма;

  • познакомится с функциями ведущего при выработке группового решения;

  • проанализировать и дополнить достоинства и недостатки мозгового штурма.

В групповом решении деловых задач часто генерируется множество новых идей. «Мозговой штурм» рассматривают также как метод развития творческого мышления. Основная идея, лежащая в основе метода, – отделить генерацию идей от их оценки и анализа. Эта идея становится руководством ко всем действиям ведущего мозгового штурма. Все, что делает ведущий, подчинено одной задаче – помочь участникам выдать как можно больше новых идей.

Процедура проведения «Мозгового штурма».

Для реализации основной идеи группа разбивается на две части: «генераторов идей» и «критиков». На первом этапе обсуждения действуют только «генераторы идей», задача которых состоит в том, чтобы набросать как можно больше предложений относительно решения обсуждаемой проблемы. Предложения могут быть абсолютно неаргументированными, даже фантастическими. Обязательное условие этого этапа – все высказанные предложения никто не подвергает критике. Цель – получить как можно больший массив самых разнообразных предложений. Поэтому основные действия ведущего:

  • подбадривать участников (улыбкой, поощряющими фразами, междометиями);

  • мягко, но настойчиво пресекать попытки критиковать чужие высказывания, напоминать основное правило: высказывать свою мысль, воздерживаться от комментария чужих;

  • благодарить за каждую высказанную мысль;

  • записывать каждое высказывание в неизменном виде;

  • регулировать процесс высказываний (предоставлять слово всем желающим последовательно);

  • уточнять смысл высказанного предложения (уточнить как лучше записать);

  • подводить итоги (промежуточные, окончательные).

На втором этапе в обсуждение вступает группа «критиков». На этом этапе важно проанализировать все предложенные решения. Критики сортируют поступившие предложения: отсеивают совершенно не пригодные, откладывают спорные, принимают очевидные удачи. При повторном анализе спорные предложения обсуждаются и из них удерживается максимум возможного в результате группа получает довольно богатый набор различных вариантов решения проблемы.

Как любой метод групповой работы мозговой штурм имеет свои достоинства и недостатки. Предлагаются два их перечня, каждый из которых может быть продолжен исходя из опыта проведения студентами «мозгового штурма».

Достоинства.

  1. Активизируется работа участников.

  2. Участники глубоко вовлекаются в ход обсуждения, поиск решения.

  3. Вырабатывается большое количество идей.

  4. Участники более гибко осваивают новые идеи.

Недостатки.

  1. Снижается управляемость процессом совместной работы.

  2. Возрастают затраты времени.

  3. После первичного набора идей нужны дополнительные усилия, чтобы учесть и систематизировать материал мозгового штурма, подчинить его решению проблемы.

  4. От ведущего требуется гибкость и мастерство, повышаются затраты усилий.



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» для студентов дневной и заочной формы обучения iconУчебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом»
...
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» для студентов дневной и заочной формы обучения iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы...
Правовые основы проведения процедур банкротства: Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост....
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» для студентов дневной и заочной формы обучения iconУчебно-методический комплекс для специальности 080504 − Государственное...
Общепрофессиональный курс «Информатизация муниципальных органов» предназначен для студентов четвертого курса дневной, вечерней и...
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» для студентов дневной и заочной формы обучения iconУчебно-методический комплекс по факультативу «правовое регулирование...
А. А. Одинцов. Правовое регулирование рынка недвижимости: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 030500. 62...
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» для студентов дневной и заочной формы обучения iconУчебно-методический комплекс. По курсу "нотариат российской федерации"...
Учебно-методический комплекс разработан старшим преподавателем кафедры «Гражданско-правовые дисциплины» иубиП: Морозовой Натальей...
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» для студентов дневной и заочной формы обучения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине цикла дс. 12 Для студентов...
Финансовый учет и отчетность : учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост к э н., доцент Н....
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» для студентов дневной и заочной формы обучения iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы...
Семейное право: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост. Г. Н. Павлов; Кузбасский институт...
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» для студентов дневной и заочной формы обучения iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы...
Право социального обеспечения : учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост. Г. Н. Павлов; Кузбасский...
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» для студентов дневной и заочной формы обучения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «информатика»
...
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» для студентов дневной и заочной формы обучения iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Содержание: умк по дисциплине «Налогообложение экономических субъектов» для студентов специальности 38. 03. 03 (080400. 62) «Управление...
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» для студентов дневной и заочной формы обучения iconТематический план для студентов дневной формы обучения 4 тематический...
Предприятия питания в индустрии туризма и гостеприимства: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент...
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» для студентов дневной и заочной формы обучения iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Д. В. Вакорин. Основы предпринимательской деятельности в туризме: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» для студентов дневной и заочной формы обучения iconРабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 050104. 65 «Безопасность...
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» для студентов дневной и заочной формы обучения iconРабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 050104. 65 «Безопасность...
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» для студентов дневной и заочной формы обучения iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Плотникова М. В. Основы нейропсихологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов для студентов заочной...
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» для студентов дневной и заочной формы обучения iconУчебно-методический комплекс по циклу дисциплин сд. 07. Для студентов...
Бюджетная система рф: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост. В. А. Новикова; Кузбасский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск