Скачать 315.05 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Бреус Е.Д. Учебно–методический комплекск спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» (для студентов дневной и заочной формы обучения факультета психологии по специальности социальная психология) (часть 2) Ростов–на–Дону 2007 Учебно-методический комплекс разработан кандидатом психологических наук, доцентом кафедры социальной психологии Бреус Еленой Дмитриевной Рецензент к. психол. наук Е.М. АгнаеваКомпьютерный набор и верстка ст. лаборанта Н.В. Лакосиной Печатается в соответствии с решением методической комиссии кафедры социальной психологии ЮФУ, протокол № 4 от 18 апреля 2007. Введение Цель и задачи курса: дать студентам систему знаний по психологическим основам управления персоналом; определить место и роль психологии управления в структуре социально–психологического знания; ознакомить студентов с существующими научными подходами к управлению персоналом и методическим обеспечением кадрового менеджмента, с технологиями управления персоналом на разных стадиях развития организации. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: программа курса «Психологические основы управления персоналом» рассчитана на подготовку студентов, специализирующихся по кафедре социальная психология. Программа предполагает следующие формы работы: лекции, практические занятия, самостоятельное изучение литературы по проблемам психологии управления. Освоение содержания курса предполагает опору на знания, полученные студентами в рамках курса «Социальная психология». Курс включает в себя 7 разделов. Темы практических занятий Занятие 1. Решетка менеджмента Р.Блейка и Д.Моутона Цель: ознакомить студентов с возможностями методического инструментария по определению стилей управления. Задачи:
Методика по графическому определению в пространстве управленческих стилей руководства была разработана американскими психологами Р.Блейком и Д.Моутоном в 60–е гг. прошлого столетия и адаптирована Н.Н. Обозовым. В так называемой «решетке менеджмента» пространства управленческих стилей руководства создается двумя измерениями. Первое измерение – ориентация на производство (производственные задания). Второе измерение – ориентация на персонал, на заботу о людях. Предлагаемый вариант позволяет определить собственный стиль управления и выявить свой образ идеального менеджера. Процедура занятия:
Инструкция. В тесте-опроснике представлены 18 суждений, касающихся разных аспектов поведения руководителя. Исходя из ваших собственных предпочтений выскажите мнение о том, как поступили бы вы в каждой из предложенных ситуаций. На каждое суждение следует отобрать одну из предложенных альтернатив: Всегда Часто Редко НикогдаОтметьте выбранные Вами ответы на каждое из 18 высказываний в бланке регистрации ответов знаком «+» Тест–опросник
Ниже приведен пример заполнения бланка регистрации ответов. Заполненный бланк позволяет выявить количественную сторону двух измерений (ориентацию на производство, производственные задания – З и ориентацию на персонал – П). Таблица 1 - Бланк регистрации ответов
П=6 З=5 Порядок обработки данных бланка
9.1. Максимум внимания к работе, незначительное внимание к людям. Ориентация на безоговорочную исполнительность. Это очень жесткий курс администратора, соответствующий авторитарному стилю управления. Его кредо: производственный результат – все, человек лишь исполнитель. При таком курсе управленческого администрирования возникают ответные реакции подчиненных, старающихся уйти из–под постоянного давления со стороны руководителя, найти для этого любой предлог. В свою очередь это ведет к тотальному контролю со стороны администратора. Большую часть его времени начинают поглощать функции контроля и надзора. Характерная черта таких руководителей –ориентация на безоговорочное исполнение, подавление инициативы, поиск виновников и.т.п. 1.9.Внимание к потребностям людей, хорошие взаимоотношения на работе, формирование дружеской атмосферы в коллективе, выработка рабочего ритма, удовлетворяющего сотрудников. 1.9. 9.9. 7 ориентация на персонал 6 5.5. 5––––––––––––––––––––––––––о––––| | | 4 | | | | 3 | | | | 2 | | | | 1 | | 9.1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ориентация на производ. задания Руководитель с координатами 1.9. («Мягкий») в основу своей деятельности ставит человеческие отношения. Такой руководитель очень удобен для подчиненных, поскольку создает почти семейную атмосферу в коллективе. Старается оберегать свой коллектив от возникших разногласий. Перспективные работники под таким руководством могут стать малоинициативными и потерять интерес к творчеству. 9.9. Работа выполняется людьми, увлеченными своим делом. Их сотрудничество основано на общем понимании целей организации и осознании того, что достижение этих целей требует взаимодействия на базе доверия, ответственности и уважения. Стиль управления, отмеченный координатами 9.9. состоит в умении так построить работу, чтобы сотрудники видели в ней возможности самореализации и подтверждения собственной значимости. Создаются условия работы, позволяющие наилучшим образом использовать потенциальные возможности сотрудников коллектива. 5.5. Нормальное функционирование организации достигается при разумном сочетании внимания к выполняемой работе и поддержания хорошего социально–психологического климата. Координаты 5.5. соответствуют управленческому стилю руководителей, которые «... стараются занять позицию золотой середины между методами управления «жестких» и «мягких» управленцев. Они во всем стараются достичь компромисса. У них ярко выражено стремление работать надежно, получать стабильный средний результат. Но, как правило, именно это желание спокойно работать не дает им возможности использовать целиком имеющиеся в их распоряжении ресурсы.» Результат, полученный в нашем примере выявил координаты 5.6. этот стиль руководства как раз относится к «золотой середине», что требует некоторого повышения заинтересованности в труде и более интенсивного использования потенциальных возможностей в управленческой деятельности. Занятие 2. Мозговой штурм как инструмент принятия групповых решений. Цель: ознакомить студентов с вариантами методов принятия групповых решений. Задачи:
В групповом решении деловых задач часто генерируется множество новых идей. «Мозговой штурм» рассматривают также как метод развития творческого мышления. Основная идея, лежащая в основе метода, – отделить генерацию идей от их оценки и анализа. Эта идея становится руководством ко всем действиям ведущего мозгового штурма. Все, что делает ведущий, подчинено одной задаче – помочь участникам выдать как можно больше новых идей. Процедура проведения «Мозгового штурма». Для реализации основной идеи группа разбивается на две части: «генераторов идей» и «критиков». На первом этапе обсуждения действуют только «генераторы идей», задача которых состоит в том, чтобы набросать как можно больше предложений относительно решения обсуждаемой проблемы. Предложения могут быть абсолютно неаргументированными, даже фантастическими. Обязательное условие этого этапа – все высказанные предложения никто не подвергает критике. Цель – получить как можно больший массив самых разнообразных предложений. Поэтому основные действия ведущего:
На втором этапе в обсуждение вступает группа «критиков». На этом этапе важно проанализировать все предложенные решения. Критики сортируют поступившие предложения: отсеивают совершенно не пригодные, откладывают спорные, принимают очевидные удачи. При повторном анализе спорные предложения обсуждаются и из них удерживается максимум возможного в результате группа получает довольно богатый набор различных вариантов решения проблемы. Как любой метод групповой работы мозговой штурм имеет свои достоинства и недостатки. Предлагаются два их перечня, каждый из которых может быть продолжен исходя из опыта проведения студентами «мозгового штурма». Достоинства.
Недостатки.
|
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» ... | Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... Правовые основы проведения процедур банкротства: Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост.... | ||
Учебно-методический комплекс для специальности 080504 − Государственное... Общепрофессиональный курс «Информатизация муниципальных органов» предназначен для студентов четвертого курса дневной, вечерней и... | Учебно-методический комплекс по факультативу «правовое регулирование... А. А. Одинцов. Правовое регулирование рынка недвижимости: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 030500. 62... | ||
Учебно-методический комплекс. По курсу "нотариат российской федерации"... Учебно-методический комплекс разработан старшим преподавателем кафедры «Гражданско-правовые дисциплины» иубиП: Морозовой Натальей... | Учебно-методический комплекс по дисциплине цикла дс. 12 Для студентов... Финансовый учет и отчетность : учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост к э н., доцент Н.... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... Семейное право: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост. Г. Н. Павлов; Кузбасский институт... | Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... Право социального обеспечения : учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост. Г. Н. Павлов; Кузбасский... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «информатика» ... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Содержание: умк по дисциплине «Налогообложение экономических субъектов» для студентов специальности 38. 03. 03 (080400. 62) «Управление... | ||
Тематический план для студентов дневной формы обучения 4 тематический... Предприятия питания в индустрии туризма и гостеприимства: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Д. В. Вакорин. Основы предпринимательской деятельности в туризме: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями... Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 050104. 65 «Безопасность... | Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями... Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 050104. 65 «Безопасность... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Основы нейропсихологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов для студентов заочной... | Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин сд. 07. Для студентов... Бюджетная система рф: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост. В. А. Новикова; Кузбасский... |