Скачать 160.63 Kb.
|
НОУ ВПО "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Зоопсихология и сравнительная психология Направление подготовки – 030300 «Психология» Квалификации (степени) выпускника – бакалавр Санкт-Петербург2012 Зоопсихология и сравнительная психология: рабочая программа / авт.-сост. К.А. Богомазова. – СПб.: ИВЭСЭП, 2012. – 14 с. Утверждена на заседании кафедры социальной и консультативной психологии, протокол № 2 от 24 сентября 2012 г. Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом, протокол № 2 от 24 октября 2012 г. Автор-составитель К. А. Богомазова Рецензент кандидат психологических наук, профессор М. И. Коваленко
Цели — сформировать знания о проблеме зарождения психики и основных этапах её развития в процессе эволюции; синтезируя данные зоопсихологии, общей и возрастной психологии, выявить предпосылки происхождения психики человека и его сознания; определить структуру взаимодействия природных и социально обусловленных способов поведения. Задачи — раскрыть соотношение природных и социальных факторов, развития психики человека; выявить наличие филогенезе и онтогенезе как сходных явлений, свидетельствующих как об общности происхождения некоторых психических особенностей животных и человека, так и качественных отличий, так и качественных отличий, присущих только человеку; сформировать представление об эволюции психических функций, в онтогенезе и филогенезе.
Дисциплина «Зоопсихология и сравнительная психология» является частью профессионально цикла дисциплин и входит в базовую (общепрофессиональную) часть учебного плана для подготовки бакалавра по направлению «Психология», утверждённой ФГОС. Студент, обучающийся по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология», должен иметь знания, умения, навыки и компетенции, соответствующие полному среднему образованию, полученные при изучении дисциплин «Нейрофизиология», «Общая психология». Материалы курса «Зоопсихология и сравнительная психология» содержательно предваряют изучение «Психофизиологии».
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС): - общекультурных: понимание современных концепций развития психики в филогенезе и онтогенезе, овладение достижениями зоопсихологии и сравнительной психологии, а также смежных дисциплин (ОК-2); использование системы категорий и методов, помогающих решать практические задачи (ОК-4); проведение библиографической и информационно-поисковой работы (ОК-9); - профессиональных: выявление специфики психического функционирования человека с учётом возрастных этапов, кризисов и факторов развития (ПК-5); понимание закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9); реализация базовых процедур анализа проблем человека с учётом особенностей онтогенетического развития психики (ПК-13). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: психологические категории, феномены и методы зоопсихологии и сравнительной психологии, особенности функционирования психики и е развития в процессе филогенеза и онтогенеза с позиций отечественных и зарубежных концепций; Уметь: анализировать психологические теории возникновения и развития психики в процессе эволюции; применять на практике и в научной деятельности полученные знания; Владеть: способами оценки психических функций, методами проведения сравнительного анализа особенностей развития в филогенезе психики человека и животных.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Зоопсихология и сравнительная психология как отрасль психологической науки 1.1. Предмет, задачи, место в системе наук 1.2. Основные направления и подходы в изучении психики и поведения животных (бихевиоризм, этология). Отечественные зоопсихологические и сравнительно-психологические исследования (Н.Н. Ладыгина-Котс, В.А, Вагнер) 1.3. Методы и методики: наблюдение в природных условиях, наблюдение в неволе, в специально созданных условиях, лабораторный эксперимент, полевой эксперимент, специальное обучение или формирующий эксперимент; метод лабиринта, метод обходного пути, метод открытого поля, метод проблемной клетки, метод дифференцировочной дрессировки, выбор по образцу, отсроченный выбор, задачи орудийного типа и т.д. 1.4. Прикладное значение дисциплины Раздел 2. Возникновение и эволюция психики 2.1. Основные подходы к решению вопроса о зарождении психики (панпсихизм, анропопсихизм, др.) 2.2. Движение, поведение и психическое отражение: характеристики, взаимосвязь. Признаки животной формы жизни. 2.3. Критерии психического (гипотезы А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, П.Я. Гальперина, В.К. Вилюнаса). 2.4. Представление об эволюции психических свойств в трудах Ж.Б. Ламарка, В.А. Вагнера, А.Н. Северцова. 2.5. Стадиальная концепция развития психики А.Н. Леонтьева, Стадии и уровни развития психики животного по К.Э. Фабри. Раздел 3. Эволюция психических функций в животном мире 3.1. Особенности поведения и психического отражения у одноклеточных, низших многоклеточных, членистоногих и головоногих моллюсков, низших и высших позвоночных, человекообразных обезьян. 3.2. Психика как фактор антропогенной эволюции животных: особенности поведения и психики урбанизированных и природных популяций животных, психологические механизмы адаптации к урбанизированной среде. Раздел 4. Онтогенез поведения и психики животных 4.1. Общее представление об онтогенезе животных. 4.2. Периодизация онтогенеза и у высших позвоночных: пренатальный период, ранний постнатальный период, ювенильный (игровой период). 4.3. Методы исследования онтогенеза поведения и психики животных. Раздел 5. Врождённое и приобретённое в психике животных 5.1. Инстинктивное поведение (Ч. Дарвин, Л. Морган, В.А. Вагнер). Этологическая концепция инстинктивного поведения (К. Лоренц, Н. Тинберген). Современные представления о взаимосвязи врождённого и приобретённого. Облигатное и факультативное обучение. Структура поведенческого акта по У. Крэгу. 5.2. Инстинктивное поведение и общение. Демонстративное поведение и ритуализация. 5.3. Методы изучения инстинктивного поведения, взаимосвязи врождённого и приобретённого в поведении животных. 5.4. Общая характеристика процесса научения. Виды научения. Возрастные изменения способности к научению у животных. Раздел 6. Сравнительная психология 6.1. Сравнительное изучение раннего онтогенеза поведения и психики детей и детёнышей человекообразных обезьян в работах Н.Н. Ладыгиной-Котс, Келлогов, К. Хэйс и др. 6.2. Экспериментальное исследование способностей к конструированию, рисованию и другим видам продуктивной деятельности; решению задач у детей и детёнышей человекообразных обезьян (исследования Н.Н. Ладыгиной-Котс, В.С, Мухиной, С.Л. Новосёловой). 6.3. Эксперименты по обучению обезьян языкам-посредникам. Исследования Л.И. Улановой, А. и Б. Гарднеров, Ф. Паттерсон, С. Сэведж-Рэмбо, Д. Примэка. 6.4. Черты сходства и различия в поведении и психике человека и животных. Генетическое родство и качественные отличия. Антропогенетически значимые черты поведения приматов. Этология человека. Культурно-историческая теория Л.С, Выготского. 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Семинарские занятия
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 7.1. Основная литература:
7.2. Дополнительная литература:
7.3. Вспомогательная литература
7.4. Программное обеспечение
7.5. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Компьютер, мультимедийный проектор. 9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» имеет большое значение для формирования мировоззренческих представлений специалиста. Часть этого времени отводится на знакомство с литературными источниками, которые предлагаются к изучению, работу в библиотечных фондах института и города. Студентам рекомендуется систематическое знакомство со статьями в периодической печати, журналах «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Психология образования», «Психологическая газета», использование разнообразных возможностей электронных средств, Internet, компьютера, телевидения. Для непосредственного знакомства с особенностями поведения животных, необходимо посещение Зоопарка (отдел приматов). В самостоятельную работу студента входит подготовка реферата по наблюдению за различными видами поведения животных в естественных условиях. Для подготовки к семинарским занятиям преподавателем предлагается ряд вопросов. Подготовка к семинарским занятиям осуществляется в соответствии с планом занятия, в котором дается список литературы с указанием страниц для составления докладов, схем ответов. Для успешной сдачи зачета и экзамена необходимо изучить теоретическую часть, овладеть практическими навыками планирования и проведения психологического исследования и уметь их продемонстрировать. Тема контрольной работы выбирается студентом, исходя из профессиональных интересов и возможностей экспериментальной площадки. Студент имеет право выбирать тему вне предлагаемого списка, согласовав ее с преподавателем. Желательна связь выбранной темы с профессиональной деятельностью, чтобы выполняемая работа помогала в решении практических задач. Контрольная работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена (в соответствии со стандартными требованиями, предъявляемыми к оформлению работ). Студент выбирает тему из предлагаемого списка, однако за ним остается право выбора иной темы. В этом случае необходимо согласовать тему с преподавателем. 9.1. Требование к выполнению контрольной работы
Оформление контрольной работы: титульный лист, содержание контрольной работы, основная часть контрольной работы, выводы по работе, список использованной литературы в алфавитном порядке. Главное в контрольной работе – творческое отношение к теме, умение систематизировать, анализировать, обобщать, делать выводы и связывать теоретические знания с практикой. 9.2. Вопросы для подготовки к зачету
9.3. Темы контрольных работ для студентов заочного отделения
Разработчик: СПбИВЭСЭП, старший преподаватель кафедры социальной и консультативной психологии Богомазова К. А. Рецензенты: СПбИВЭСЭП, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой социальной и консультативной психологии Коваленко М. И. УТВЕРЖДАЮ: Заведующий кафедрой_______________ /Коваленко М. И. / УТВЕРЖДАЮ: Декан факультета___________________ /Петрова М. А. / Дата составления 30 сентября 2012 г. Утвержден на заседании НМС 24 октября 2012 г. Протокол № 2 от 24 октября 2012 г. |
Учебно-методический комплекс дисциплины зоопсихология и сравнительная психология Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | Курса «Зоопсихология и сравнительная психология». Данный курс реализуется... Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология» | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоопсихология и сравнительная психология» Моисеева Лидия Алексеевна. Зоопсихология и сравнительная психология. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 27 с | Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная... Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии... | ||
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине... Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология» включает в себя... | Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика... Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | ||
Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика... ... | Рабочая программа Психология общения направление подготовки − 030300 «Психология» Психология общения: рабочая программа / авт сост. К. А. Богомазова. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 22 с | ||
Курс в\о зимняя сессия 2000\2001 года ... | Рабочая программа Специальная психология Направление подготовки 030300 «Психология» Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | ||
Рабочая программа Психология менеджмента направление подготовки − 030300 «Психология» Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | Рабочая программа психология личности направление подготовки 030300 «Психология» Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | ||
Рабочая программа Психология рекламы Направление подготовки − 030300 «Психология» Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | Рабочая программа Общая психология Направление подготовки 030300 «Психология» Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | ||
Рабочая программа Психология отклоняющегося поведения направление... Психология отклоняющегося поведения: рабочая программа / авт сост. И. В. Берно-Беллекур. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 18 с | Институт Рабочая программа учебной дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология». – Новороссийск. Нф мгэи, 2014. – 18 с |