Рабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление подготовки 030300 «Психология»





Скачать 160.63 Kb.
НазваниеРабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление подготовки 030300 «Психология»
Дата публикации31.03.2015
Размер160.63 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
НОУ ВПО "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Зоопсихология и сравнительная психология

Направление подготовки – 030300 «Психология»


Квалификации (степени) выпускника – бакалавр




Санкт-Петербург


2012

Зоопсихология и сравнительная психология: рабочая программа / авт.-сост. К.А. Богомазова. – СПб.: ИВЭСЭП, 2012. – 14 с.

Утверждена на заседании кафедры социальной и консультативной психологии,

протокол № 2 от 24 сентября 2012 г.
Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом,

протокол № 2 от 24 октября 2012 г.

Автор-составитель

К. А. Богомазова
Рецензент

кандидат психологических наук, профессор

М. И. Коваленко




  1. Цели и задачи дисциплины


Цели — сформировать знания о проблеме зарождения психики и основных этапах её развития в процессе эволюции; синтезируя данные зоопсихологии, общей и возрастной психологии, выявить предпосылки происхождения психики человека и его сознания; определить структуру взаимодействия природных и социально обусловленных способов поведения.

Задачираскрыть соотношение природных и социальных факторов, развития психики человека; выявить наличие филогенезе и онтогенезе как сходных явлений, свидетельствующих как об общности происхождения некоторых психических особенностей животных и человека, так и качественных отличий, так и качественных отличий, присущих только человеку; сформировать представление об эволюции психических функций, в онтогенезе и филогенезе.



  1. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Зоопсихология и сравнительная психология» является частью профессионально цикла дисциплин и входит в базовую (общепрофессиональную) часть учебного плана для подготовки бакалавра по направлению «Психология», утверждённой ФГОС.

Студент, обучающийся по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология», должен иметь знания, умения, навыки и компетенции, соответствующие полному среднему образованию, полученные при изучении дисциплин «Нейрофизиология», «Общая психология».

Материалы курса «Зоопсихология и сравнительная психология» содержательно предваряют изучение «Психофизиологии».


  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС):

- общекультурных: понимание современных концепций развития психики в филогенезе и онтогенезе, овладение достижениями зоопсихологии и сравнительной психологии, а также смежных дисциплин (ОК-2); использование системы категорий и методов, помогающих решать практические задачи (ОК-4); проведение библиографической и информационно-поисковой работы (ОК-9);

- профессиональных: выявление специфики психического функционирования человека с учётом возрастных этапов, кризисов и факторов развития (ПК-5); понимание закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9); реализация базовых процедур анализа проблем человека с учётом особенностей онтогенетического развития психики (ПК-13).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: психологические категории, феномены и методы зоопсихологии и сравнительной психологии, особенности функционирования психики и е развития в процессе филогенеза и онтогенеза с позиций отечественных и зарубежных концепций;

Уметь: анализировать психологические теории возникновения и развития психики в процессе эволюции; применять на практике и в научной деятельности полученные знания;

Владеть: способами оценки психических функций, методами проведения сравнительного анализа особенностей развития в филогенезе психики человека и животных.


  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

3 семестр

Аудиторные занятия (всего)

54

В том числе:

-

Лекции

18

Практические занятия (ПЗ)

-

Семинары (С)

36

Лабораторные работы (ЛР)



-

Самостоятельная работа (всего)

72

В том числе:

-

Курсовой проект (работа)

-

Расчетно-графические работы

-

Реферат

-

Другие виды самостоятельной работы

36

Подготовка к семенарским занятиям и зачету

36

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен

Общая трудоемкость часы / (зачетные единицы)

126/3,5


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Зоопсихология и сравнительная психология как отрасль психологической науки

1.1. Предмет, задачи, место в системе наук

1.2. Основные направления и подходы в изучении психики и поведения животных (бихевиоризм, этология). Отечественные зоопсихологические и сравнительно-психологические исследования (Н.Н. Ладыгина-Котс, В.А, Вагнер)

1.3. Методы и методики: наблюдение в природных условиях, наблюдение в неволе, в специально созданных условиях, лабораторный эксперимент, полевой эксперимент, специальное обучение или формирующий эксперимент; метод лабиринта, метод обходного пути, метод открытого поля, метод проблемной клетки, метод дифференцировочной дрессировки, выбор по образцу, отсроченный выбор, задачи орудийного типа и т.д.

1.4. Прикладное значение дисциплины

Раздел 2. Возникновение и эволюция психики

2.1. Основные подходы к решению вопроса о зарождении психики (панпсихизм, анропопсихизм, др.)

2.2. Движение, поведение и психическое отражение: характеристики, взаимосвязь. Признаки животной формы жизни.

2.3. Критерии психического (гипотезы А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, П.Я. Гальперина, В.К. Вилюнаса).

2.4. Представление об эволюции психических свойств в трудах Ж.Б. Ламарка, В.А. Вагнера, А.Н. Северцова.

2.5. Стадиальная концепция развития психики А.Н. Леонтьева, Стадии и уровни развития психики животного по К.Э. Фабри.

Раздел 3. Эволюция психических функций в животном мире

3.1. Особенности поведения и психического отражения у одноклеточных, низших многоклеточных, членистоногих и головоногих моллюсков, низших и высших позвоночных, человекообразных обезьян.

3.2. Психика как фактор антропогенной эволюции животных: особенности поведения и психики урбанизированных и природных популяций животных, психологические механизмы адаптации к урбанизированной среде.

Раздел 4. Онтогенез поведения и психики животных

4.1. Общее представление об онтогенезе животных.

4.2. Периодизация онтогенеза и у высших позвоночных: пренатальный период, ранний постнатальный период, ювенильный (игровой период).

4.3. Методы исследования онтогенеза поведения и психики животных.

Раздел 5. Врождённое и приобретённое в психике животных

5.1. Инстинктивное поведение (Ч. Дарвин, Л. Морган, В.А. Вагнер). Этологическая концепция инстинктивного поведения (К. Лоренц, Н. Тинберген). Современные представления о взаимосвязи врождённого и приобретённого. Облигатное и факультативное обучение. Структура поведенческого акта по У. Крэгу.

5.2. Инстинктивное поведение и общение. Демонстративное поведение и ритуализация.

5.3. Методы изучения инстинктивного поведения, взаимосвязи врождённого и приобретённого в поведении животных.

5.4. Общая характеристика процесса научения. Виды научения. Возрастные изменения способности к научению у животных.

Раздел 6. Сравнительная психология

6.1. Сравнительное изучение раннего онтогенеза поведения и психики детей и детёнышей человекообразных обезьян в работах Н.Н. Ладыгиной-Котс, Келлогов, К. Хэйс и др.

6.2. Экспериментальное исследование способностей к конструированию, рисованию и другим видам продуктивной деятельности; решению задач у детей и детёнышей человекообразных обезьян (исследования Н.Н. Ладыгиной-Котс, В.С, Мухиной, С.Л. Новосёловой).

6.3. Эксперименты по обучению обезьян языкам-посредникам. Исследования Л.И. Улановой, А. и Б. Гарднеров, Ф. Паттерсон, С. Сэведж-Рэмбо, Д. Примэка.

6.4. Черты сходства и различия в поведении и психике человека и животных. Генетическое родство и качественные отличия. Антропогенетически значимые черты поведения приматов. Этология человека. Культурно-историческая теория Л.С, Выготского.
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

1.

Общая психология

-

-

-

-

-

+

2.

Анатомия ЦНС,

-

-

+

-

-

+

3.

Физиология ВНД и СС

-

-

+

-

-

+


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Семин.

Самост. раб

Все-го

1.

Зоопсихология и сравнительная психология как отрасль психологической науки

2

2

12

16

2.

Возникновение и эволюция психики

2

2

12

16

3.

Эволюция психических функций в животном мире

2

2

12

16

4.

Онтогенез поведения и психики животных

2

8

12

22

5.

Врождённое и приобретённое в психике животных

2

8

12

22

6.

Сравнительная психология

8

14

12

34




Итого

18

36

72

126


6. Семинарские занятия

п/п

Раздел дисциплины

Наименование семинарских занятий

Трудо-емкость

(часы)

1.

Зоопсихология и сравнительная психология как отрасль психологической науки

Классификация форм поведения животных

2

2.

Возникновение и эволюция психики

Факторы, определяющие поведение животных

2

3.

Эволюция психических функций в животном мире

Мотивация и поведение животных

2

4.

Онтогенез поведения и психики животных

Характеристика основных форм поведения животных

8

5.

Врождённое и приобретённое в психике животных

Эволюция интеллектуального поведения животных

8

6.

Сравнительная психология

Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии.

Основные методы зоопсихологии и сравнительной психологии.

14


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

7.1. Основная литература:

  1. Мирошниченко И.В. Зоопсихология: конспект лекций / И.В. Мирошниченко. – М.: А-Приор, 2012. – 144 с.

  2. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии / ред.-сост. Н.Н. Мешкова, Е.Ю. Федорович. – М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2005. – 376с.

7.2. Дополнительная литература:

  1. Пиаже Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже.– СПб.: Питер, 2004.– 192 с.

  2. Ступина С.Б. Зоопсихология: пособие для сдачи экзамена / С.Б. Ступина, А.О. Филипьечев. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 176 с.

7.3. Вспомогательная литература

  1. Вагнер В. А. Сравнительная психология: избранные психологические труды / В. А. Вагнер. — М.: Изд-во МПСИ, 2003. — 208 с.

  2. Калягина Г. В. Сравнительная психология и зоопсихология: учебное пособие для вузов: хрестоматия по психологии / Г. В. Калягина. — СПб.: Питер, 2004. — 416 с.

  3. Леонтьев А. Н. Эволюция психики: Избранные психологические труды / А. Н. Леонтьев. — М.: МОДЭК, 1999. — 416 с.

  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2005. — 713 с.

  5. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии / К. Э. Фабри. — М.: УМК Психология, 2004. — 464 с.


7.4. Программное обеспечение

  1. Microsoft Word.

  2. Power Point.

7.5. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. Автоматизарованная библиотечная информационная система (АБИС) ИРБИС 64 (Электронный каталог библиотеки СПб ИВЭСЭП.

  2. Консультант Плюс».

  3. ЭБС «Книгофонд» (электронная библиотека) ООО «Центр цифровой дистрибуции».


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютер, мультимедийный проектор.
9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» имеет большое значение для формирования мировоззренческих представлений специалиста. Часть этого времени отводится на знакомство с литературными источниками, которые предлагаются к изучению, работу в библиотечных фондах института и города. Студентам рекомендуется систематическое знакомство со статьями в периодической печати, журналах «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Психология образования», «Психологическая газета», использование разнообразных возможностей электронных средств, Internet, компьютера, телевидения. Для непосредственного знакомства с особенностями поведения животных, необходимо посещение Зоопарка (отдел приматов). В самостоятельную работу студента входит подготовка реферата по наблюдению за различными видами поведения животных в естественных условиях.

Для подготовки к семинарским занятиям преподавателем предлагается ряд вопросов. Подготовка к семинарским занятиям осуществляется в соответствии с планом занятия, в котором дается список литературы с указанием страниц для составления докладов, схем ответов. Для успешной сдачи зачета и экзамена необходимо изучить теоретическую часть, овладеть практическими навыками планирования и проведения психологического исследования и уметь их продемонстрировать.

Тема контрольной работы выбирается студентом, исходя из профессиональных интересов и возможностей экспериментальной площадки. Студент имеет право выбирать тему вне предлагаемого списка, согласовав ее с преподавателем. Желательна связь выбранной темы с профессиональной деятельностью, чтобы выполняемая работа помогала в решении практических задач. Контрольная работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена (в соответствии со стандартными требованиями, предъявляемыми к оформлению работ). Студент выбирает тему из предлагаемого списка, однако за ним остается право выбора иной темы. В этом случае необходимо согласовать тему с преподавателем.

9.1. Требование к выполнению контрольной работы

  1. объем контрольной работы до 15 страниц машинописного текста через 1.5 интервала;

  2. не следует дословно переписывать изученную литературу, необходимо выделить основные идеи и предложить собственное отношение к ним; основные положения работы желательно иллюстрировать своими примерами;

  3. в тексте необходимо делать ссылки на использованную литературу с указанием страниц; в сноске указывается ФИО автора, название книги (статьи, сборника), место и год издания, номер страницы;

  4. в контрольной работе должны активно использоваться не менее 3 источников.

Оформление контрольной работы: титульный лист, содержание контрольной работы, основная часть контрольной работы, выводы по работе, список использованной литературы в алфавитном порядке.

Главное в контрольной работе – творческое отношение к теме, умение систематизировать, анализировать, обобщать, делать выводы и связывать теоретические знания с практикой.
9.2. Вопросы для подготовки к зачету

  1. Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии.

  2. Биологическое и социальное в психике человека. Теоретическое и прикладное значение данной проблемы.

  3. Биогенетическое направление в сравнительной психологии.

  4. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и ее значение для сравнительной психологии.

  5. Происхождение психики. Психика как фактор эволюции. Учение А.Н. Северцова.

  6. Переход от допсихических форм отражения к психическим.

  7. Теории возникновения психики: антропопсихизм, панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм.

  8. Критика антропоморфизма и механицизм.

  9. Стадия элементарной сенсорной психики.

  10. Стадия перцептивной психики.

  11. особенности перцептивного поля у животных.

  12. Стадия интеллекта у животных.

  13. Законы взаимодействия филогенеза и онтогенеза.

  14. Биологическая ограниченность психики животного.

  15. Условия формирования специфических особенностей психики человека.

  16. Особенности сознательного отражения.

  17. Особенности сознательной регуляции.

  18. Особенности коммуникативной функции психики на уровне сознания.

  19. Сознание и бессознательное. Сравнительно-психологический подход.

  20. Процесс децентрации психики и психологическая защита.

  21. Природные виды психологической защиты.

  22. Сравнительно-психологический подход к теории темперамента. Темпераментные особенности поведения животных и человека.

  23. Врожденное и приобретенное поведение.

  24. Облигатное обучение и его виды.

  25. Факультативное обучение и его виды.

  26. Оперантное обучение. Теория бихевиоризма.

  27. Учение об инстинктах.

  28. Механизмы инстинктов. Фазы инстинктов.

  29. Потребности и их эволюция.

  30. Проблема инстинктов у человека.

  31. Основные инстинкты и дополнительные.

  32. Инстинкт самосохранения и его роль в формировании «базового доверия к миру»

  33. Инстинкт размножения.

  34. Инстинкт агрессии.

  35. Агрессивность у детей. Основы психокоррекционной работы.

  36. Роль инстинктов в процессе социализации.

  37. Филонтогенез психических функций.


9.3. Темы контрольных работ для студентов заочного отделения

  1. Влияние инстинкта самосохранения на формирование характера человека.

  2. Проблема инстинктов в современной психологии.

  3. Психогенные заболевания у человека и других приматов.

  4. Темперамент и нарушение поведения у детей.

  5. Природные основы лидерства.

  6. Природные основы конфликтного поведения.

  7. Темперамент и успешность поведения.

  8. Природные основы агрессивного поведения.

  9. Применение бихевиоральных методов коррекции агрессивного поведения детей раннего возраста.


Разработчик:

СПбИВЭСЭП, старший преподаватель кафедры социальной и консультативной психологии Богомазова К. А.
Рецензенты:
СПбИВЭСЭП, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой социальной и консультативной психологии Коваленко М. И.

УТВЕРЖДАЮ: Заведующий кафедрой_______________ /Коваленко М. И. /
УТВЕРЖДАЮ: Декан факультета___________________ /Петрова М. А. /
Дата составления 30 сентября 2012 г.
Утвержден на заседании НМС 24 октября 2012 г.
Протокол № 2 от 24 октября 2012 г.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление подготовки 030300 «Психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины зоопсихология и сравнительная психология
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Рабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление подготовки 030300 «Психология» iconКурса «Зоопсихология и сравнительная психология». Данный курс реализуется...
Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология»
Рабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление подготовки 030300 «Психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «зоопсихология и сравнительная психология»
Моисеева Лидия Алексеевна. Зоопсихология и сравнительная психология. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 27 с
Рабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление подготовки 030300 «Психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная...
Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии...
Рабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление подготовки 030300 «Психология» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология» включает в себя...
Рабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика...
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика...
...
Рабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология общения направление подготовки − 030300 «Психология»
Психология общения: рабочая программа / авт сост. К. А. Богомазова. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 22 с
Рабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление подготовки 030300 «Психология» iconКурс в\о зимняя сессия 2000\2001 года
...
Рабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа Специальная психология Направление подготовки 030300 «Психология»
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Рабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология менеджмента направление подготовки − 030300 «Психология»
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Рабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа психология личности направление подготовки 030300 «Психология»
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология рекламы Направление подготовки − 030300 «Психология»
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа Общая психология Направление подготовки 030300 «Психология»
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Рабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология отклоняющегося поведения направление...
Психология отклоняющегося поведения: рабочая программа / авт сост. И. В. Берно-Беллекур. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 18 с
Рабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление подготовки 030300 «Психология» iconИнститут
Рабочая программа учебной дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология». – Новороссийск. Нф мгэи, 2014. – 18 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск