Скачать 0.54 Mb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ЛОГОПЕДИИ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _________________С.Г. Дембицкий "_____"__________________20___ г. Рабочая программа дисциплины КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ ЗПР У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Направление подготовки 050700 -СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ Профиль подготовки Логопедия Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная, очно-заочная, заочная
Москва 2012 Составитель: Гайфуллина Ляля Кашфулловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики НОУ ВПО МПСУ. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен тематический план изучения дисциплины, планы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, приводятся вопросы для подготовки к экзамену. Рецензент: Костенкова Ю.А, кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики МГПУ 1. Цели освоения дисциплины: Целями освоения дисциплины «Коррекционная работа при ЗПР у младших школьников» являются формирование у студентов профессиональных компетенций в области коррекции недостатков развития у младших школьников с задержкой психического развития 2. Место дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата: БЗ.Б.. Объем в ЗЕ: 3 . Дисциплина (модуль) «Коррекционная работа при ЗПР у младших школьников» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Изучение данной дисциплины базируется на знании дисциплин базовой части профессионального цикла: «Психология (общая), «Психология (возрастная, педагогическая) «Специальная психология», »Специальная педагогика» «Психологическая коррекция и консультирование», «Психолого-педагогическая диагностика лиц с ОВЗ». Данный модуль является базой для изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, а также для последующего прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Коррекционная работа при ЗПР у младших школьников»
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 50/50 % - инструментальный кластер Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: нормативный ОМ 4. Структура и содержание дисциплины «Коррекционная работа при ЗПР у младших школьников» Общая трудоемкость дисциплины составляет 3,00 зачетных единиц 108 часов Очная форма обучения (срок обучения 4 года)
Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)
Заочная форма обучения (срок обучения 3 года)
Заочная форма обучения (срок обучения 3,5 года)
Очно-заочная форма обучения (срок обучения 3,5 года)
Краткое содержание курса РАЗДЕЛ 1. Задержка психического развития (ЗПР) как специфический вид дизонтогенеза Задержка психического развития (ЗПР): история выделения из детской популяции, время выделения, критерии выделения Представленность в популяции, межполовые различия Терминология, используемая для обозначения данной категории детей отечественными и зарубежными специалистами. Кодификация в международной классификации болезней 10-го пересмотра. Гармонический психофизический инфантилизм Классификация детей с ЗПР М.С. Певзнер на основании сочетания инфантилизма с другими проблемами развития. Психоорганический синдром, влияние на деятельность. Гармонический, дисгармонический, органический инфантилизм по А.О. Дробинской. Классификация Г.Е. Сухаревой, В.В.Ковалева, Ю.Г. Демьянова. Классификация ЗПР по этиологическому признаку, разработанная К.С. Лебединской. Ядерные признаки ЗПР церебрально-органического генеза Ядерные признаки ЗПР церебрально-органического генеза. Понятие минимальной мозговой дисфункции Динамика проявлений минимальной мозговой дисфункции на протяжении онтогенеза ребенка. Возраст максимальной выраженности симптомов. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) как проявление минимальной мозговой дисфункции: психологическая характеристика, перспективы преодоления. РАЗДЕЛ 2 Проблемы психологической диагностики ЗПР Основные составляющие комплексного психологического диагноза. Аномалии развития, наиболее трудно дифференцируемые с задержкой психического развития. Принципы дифференциальной диагностики, предложенные В. И. Лубовским. Отграничение ЗПР от сходных с ней состояний: умственной отсталости, речевой патологии, педагогической запущенности, легких вариантов РДА. Характеристика различных методических подходов к диагностике задержки психического развития: возможности медицинской диагностики; психофизиологические методы; нейропсихологические методики; разработки отечественных ученых в области психодиагностики: С.Д. Забрамная, И.А. Коробейников, Л И. Пeреслени возможности тестовых методик (шкала измерения интеллекта Д. Векслера, Г. Витцлака, Р. Амтхауэра, тест Кэттела); использование игры в качестве диагностического метода другие подходы. РАЗДЕЛ 3 Основные тенденции в психическом и социальном развитии детей с ЗПР на протяжении школьного возраста Особенности психического развития младших школьников. Характеристика обучаемости как прогностического признака образовательных перспектив ребенка с ЗПР. Мотивационно-целевые установки младших школьников с ЗПР. Особенности познавательных процессов у детей с ЗПР и их развитие на протяжении школьного возраста. Личностное и социальное развитие. Риск возникновения невротических и психопатических черт личности при ЗПР. Понятие органической психопатии. Перспективы профессионального и гражданского самоопределения после окончания школы. Общие факторы дестабилизации семейной ситуации при различных отклонениях в развитии ребенка. Типичные причины нарушений родительского поведения. Диагностика эмоционально-личностного развития членов семьи. Методы диагностики супружеских и детско-родительских отношений (опросники, рисуночные пробы, тест цветовых отношений, пробы на эффективное взаимодействие в реальной совместной деятельности и др.). Раздел 4 Основные принципы и направления организации психолого-педагогической помощи детям с ЗПР Принцип учета общепсихологических и возрастных закономерностей развития. Принцип учета общих и специфических закономерностей отклоняющегося развития. Принцип комплексности воздействия. Принцип ориентации на положительные качества. Принцип учета индивидуально-типических особенностей ребенка. Принцип взаимосвязи воспитания с жизнью. Общая, типовая и индивидуализированная модели коррекции ЗПР в условиях специальных коррекционных и учреждений 7 вида и при интегрированном(инклюзивном) образовании. Концепция коррекционно - развивающего обучения. Виды психолого-педагогической помощи, оказываемой школьникам с ЗПР. Психолого-медико-педагогический консилиум: цели, назначение, оптимальный алгоритм проведения. Интегрированное обучение: задачи, возможности, необходимые условия эффективной реализации. Специфика психолого-педагогического сопровождения детей со сложной структурой нарушения, включающей ЗПР. Значение внеклассных форм работы и профессиональной ориентации в компенсации имеющихся нарушений в развитии, подготовке к самостоятельной жизни. Требования к личностным качествам работников образовательных учреждений системы коррекционно - развивающего обучения. Раздел 5. Логопедическая работа по коррекции нарушений устной и письменной речи у младших школьников с ЗПР. Распространённость и общая характеристика нарушений речи у детей с ЗПР. Особенности овладения чтением младшими школьниками с ЗПР. Симптоматика нарушений чтения. Механизмы и виды дислексий. Нарушения письма у младших школьников с ЗПР. Распространённость ,симптоматика и виды дисграфий. Методы коррекции нарушений письма и чтения у младших школьников с ЗПР. Основные понятия Коррекционная работа при ЗПР у младших школьников. Главные задачи – своевременное выявление детей младшего школьного возраста с ЗПР, определение их образовательных потребностей, определение путей коррекции и компенсации нарушений, определение оптимального педагогического маршрута. Коррекционная работа при ЗПР у младших школьников - значение для организации психолого-педагогической коррекционной работы, и поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ЗПР. Особенности коррекции младших школьников с ЗПР в условиях специального и инклюзивного образования. . 5. Образовательные технологии При прохождении дисциплины «Коррекционная работа при ЗПР у младших школьников» рекомендуется использование инновационных форм учебной работы, активных и интерактивных форм проведения занятий, разбор конкретных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой. Курс рассчитан на лекционные, практические и интерактивные занятия. Предусмотрены встречи с представителями специальных и инклюзивных образовательных учреждений, научных организаций. Отдельные вопросы курса выносятся для индивидуальной самостоятельной работы. По окончанию курса студенты сдают экзамен. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе тематический... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | «московский психолого-социальный университет» факультет логопедии... Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии.... | Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 1 Инновационные технологии... Понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность... |