Вот только некоторые вопросы, которые стоит обсудить, а может быть, даже проиграть со школьниками





Скачать 255.96 Kb.
НазваниеВот только некоторые вопросы, которые стоит обсудить, а может быть, даже проиграть со школьниками
страница1/3
Дата публикации05.04.2015
Размер255.96 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3
ПCИХОПРОФИЛАКТИКА ЭКЗАМЕНОВ:  приемы и рассуждения

В последние годы экзамены в школе стали обычным делом, они начинаются чуть ли не с начальных классов и заканчиваются эпопеей выпускных, а теперь еще и единых государственных экзаменов.

Экзамены — это стресс и для школьников, и для учителей, и для родителей. Хорошо бы выработать конструктивное отношение к ним всех участников, научиться и научить воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, улучшить оценки за год, приобрести экзаменационный опыт, стать более внимательными и организованными.

Что делать школьному психологу в период подготовки к экзаменам? Психолог может помочь созданию позитивного эмоционального настроя школьников на экзамены; снизить экзаменационные страхи, тревоги; обучить эмоциональной саморегуляции при сдаче экзаменов.

Вот только некоторые вопросы, которые стоит обсудить, а может быть, даже проиграть со школьниками:

— что делать, если ты допустил ошибку при заполнении теста и заметил ее?

— что делать, если объявленная оценка тебя не устраивает?

— как отвечать на дополнительные вопросы?

— как выстроить логику ответа на вопрос билета?

— как себя вести, если не знаешь ответа на вопрос билета или на дополнительный вопрос?

Приемы, мобилизующие  интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов

Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.

Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. В сладкую газированную воду добавляют вещества, ускоряющие обезвоживание. Для того чтобы расщепить соки, тоже требуется вода. Чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности.

Вторая проблема, с которой сталкиваются школьники, попавшие в стрессовую ситуацию, — это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно из них — правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие — правой половиной. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга.

Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный шаг» и проводится следующим образом.

Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, тот правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно подниматься на опорной ноге на цыпочки.

Обязательное условие выполнения этого упражнения — двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.

Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.

Во время экзамена целесообразно повесить изображение косого креста на стене класса. Цвет не имеет значения, главное, чтобы он был изображен контрастно: темный на светлом фоне или наоборот.

Следующее упражнение уменьшает кислородное голодание, усиливающее негативное влияние стресса. Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «энергетическое зевание». Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. Зевание во время экзамена очень полезно. Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3–-5 зевков.

Приемы совладания с экзаменационной тревожностью

1. Приспособление к окружающей среде. Опыт показывает, что мощным источником стресса для школьников, сдающих ЕГЭ, является незнакомое место проведения экзамена и незнакомые педагоги — члены экзаменационных комиссий. Для ослабления влияния этого стрессогенного фактора на учащихся целесообразно по возможности побывать на месте проведения будущего экзамена, осмотреться, отметить достоинства и недостатки этого места.

Для того чтобы снизить тревогу школьников, связанную с присутствием на экзамене «чужих» учителей, администрации школы, стоит пригласить членов экзаменационных комиссий на встречу с учащимися. Цель этой встречи — демонстрация приглашенными педагогами доброжелательного отношения к детям, готовности к пониманию и поддержке их в предстоящем испытании.

2. Переименование. Известно, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие (например, предстоящий экзамен), а мысли по поводу этого события. Можно попытаться регулировать ход своих мыслей относительно экзамена, придавая им позитивность и конструктивность. Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным: не «трудное испытание», не «стресс», не «крах», а просто «тестирование» или «очередной экзамен».

3. Разговор с самим собой. Часто школьников пугает неопределенность предстоящего события, невозможность проконтролировать его ход. Для того чтобы снизить тревожность учащихся по поводу непредсказуемых моментов при сдаче экзамена, можно порекомендовать им поговорить с самими собой (можно с родителями или товарищами) о возможных стрессовых ситуациях на экзамене и заранее продумать свои действия. Следует спросить себя, какая реальная опасность таится в этом событии, как выглядит худший результат и что в этом случае нужно будет сделать. Каковы возможные трудности экзамена для меня лично и как их облегчить?

4. Систематическая десенситизация. Этот метод разработан Иозефом Вульпе и заключается в следующем: воображая и переживая ситуацию, вызывающую тревожность, человек должен выработать реакцию, несовместимую с чувством тревоги (например, расслабиться). Чтобы использовать эту технику применительно к предстоящему экзамену, школьнику можно составить «лесенку» ситуаций, вызывающих страх. Эта лесенка представляет собой последовательность шагов (действий), которые приводят к тревожному событию. Например:

— Встать утром и выслушать мамины указания.

— Сбор около школы и разговоры с друзьями об экзамене.

— Поездка на место проведения экзамена.

— Рассаживание по местам.

— Получение тестовых бланков.

— Заполнение бланков — титульных листов.

— Решение заданий...

После перечисления всех тревожных ситуаций школьнику стоит представить себя в каждой из них на 5 секунд, а затем расслабиться. Важно последовательно переходить от одной ситуации к другой по составленной цепочке. После этого можно увеличить время представления и расслабления до 30 секунд. Если возникают трудности с представлением, можно еще более детализировать шаги.

МОЖНО ЛИ УБЕЖАТЬ ОТ СТРЕССА?

Слово «экзамен» в переводе с латинского означает «испытание».

Вот одно из значений понятия «испытание», данное   «Толковом словаре»

С.И. Ожегова: «Тягостное переживание, несчастье». В соответствии со значением слова, экзамен является источником стресса, как любое переживание, несчастье. Стоит ли противиться этому или все-таки бросить вызов, то есть идти по пути снятия экзаменационных стрессов?    Давайте поразмышляем.

Нужен синтез

Задачей старой, традиционной школы являлось воспитание человека, владеющего информацией из разных областей знания, способного к запоминанию и передаче усвоенного, применению его в определенной ситуации. Одним словом, целью старой школы было воспитание Homo Sapiens — человека мыслящего.

Сравнительный анализ математической и естественно-научной подготовки учащихся 7–8-х классов из 50 стран мира, проведенный в 1995 году, показал, что российских школьников можно отнести к промежуточной группе средних результатов: им очень далеко до школьников Сингапура, Японии, Бельгии. Подобная картина наблюдалась и в области истории и иностранных языков. Причиной такого положения оказалось неумение наших учащихся объяснять явления, происходящие в мире, неспособность интегрировать знания, справляться с нетрадиционными вопросами, ориентироваться в новой ситуации, мыслить и действовать творчески.

Есть и еще одна задача, которую не решала старая школа. Один из ведущих бизнесменов в ответ на вопрос: «Какой человек нужен в постиндустриальном обществе?» — сказал: «Нам нужны люди, умеющие учиться самостоятельно». Задачей новой школы становится воспитание Homo Faber — человека созидающего, творящего.

Я сторонник синтеза двух школ: ставя задачу развития только творческих способностей, мы можем получить людей невежественных, этаких дилетантствующих болтунов. Нельзя сопоставлять факты и явления, не владея знаниями о них, анализировать художественное произведение, не имея представления о литературном процессе.

Можно, конечно, выполняя задачи новой школы, оценивать лишь творческие умения, не снижая балл за незнание дат, стихотворений, формул. И тогда на экзамене появятся справочные таблицы, в том числе таблица умножения, словари, в том числе орфографический. В этом случае стрессовая ситуация будет максимально снята. Но за счет чего? За счет облегчения задач. Любой человек, тем более творческий, не может сформироваться без их решения, а ведь решение новой задачи — это стресс…

Учись учиться

Памятуя о потребностях общества ХХI века, не стоит впадать в крайность, сбрасывая задачи старой школы с «парохода современности». Старый фундамент нужен: культурный человек не должен отрекаться от своей истории. Так вот, школа точных знаний, репродуктивных умений — это и есть история, наше прошлое. Согласитесь: оно не всегда отрицательное. Как говорил Пьер Безухов, «надо сопрягать». Итак, за счет облегчения задач снимать стрессовую ситуацию не стоит, дабы не навредить.

«Сопрягать-то сопрягать, — покачаете вы головой, — но есть реальные живые дети, и они подчас такие сложные, и среди них есть такие слабые. А вы говорите: «Homo Sapiens».

Кто-то из мудрецов сказал: «Образование — это то, что остается после того, когда все забыто». Имеется в виду умение учиться. Это к вопросу о слабых: общеучебными умениями так или иначе может овладеть каждый. Сформировать их — одна из главных задач современной школы.

Большинство людей, закончив школу, не обращаются к таблице Менделеева, не сталкиваются с необходимостью доказывать теоремы, но умение работать с книжной информацией, составлять вторичные тексты (конспекты, рефераты), а также оценивать свою работу, то есть рефлексировать, организовывать время, управлять вниманием, позволяет усвоить любые знания. Большинство учителей-предметников обучают этим умениям на своих уроках. Некоторые школы входят в систему Международного бакалавриата, и для них нормой становится предмет «Подходы к учению (Approaches to Learning)», или «Учись учиться» — что звучит привычнее.

Основной целью этого предмета и является помощь учащимся в овладении общеучебными навыками, в развитии критического мышления, способности самостоятельного принятия решений и решения проблем. Главное — показать способы овладения навыками учебной деятельности и добиться их применения на всех предметах.

Тематику занятий определяет возраст детей. В 5-м классе учатся составлению библиографии, самостоятельной работе с учебником, составлению плана, ведению записей; осуществляется тренировка памяти. В 6-м классе знакомятся с тем, как готовить письменное сообщение, выборочный пересказ, персональный проект, а также учатся работе в группах; приобретают умение бороться со стрессом. В 7–8-м классах осваивают опыт дискуссионной работы, написания рефератов; постигают способы управления вниманием, планирования времени.

Для чего мы говорим об этом так подробно? Потому что экзамен «Учись учиться» можно проводить во всех учебных параллелях начиная с 5-го класса в качестве базового.

Кроме проверки сформированности общеучебных навыков, один из которых — умение бороться со стрессами, решается еще одна задача на пути снятия тревожности во время экзамена: выработка привыкания к итоговому контролю (ведь было время, когда экзамены сдавались каждый год).

Полностью экзаменационный стресс снять невозможно, ибо любая новая ситуация неизбежно вызывает волнение, с которым надо учить бороться, но уменьшить его можно.

Итак, собеседование

Один из способов, касающихся содержания экзамена и частоты его проведения, мы рассмотрели. Теперь поговорим о форме.

До сих пор вспоминаю свой вступительный экзамен по русскому языку на филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Он начинался традиционно: вытянула билет, 40 минут готовилась, начала отвечать. Вдруг экзаменатор меня остановил и с очень вежливой улыбкой задал вопрос, ответа на который я… не знала. Он объяснил, потом предложил продемонстрировать свое понимание на примерах. Еще один вопрос — и все повторилось. Заметив мое волнение (14 человек на место!), успокоил. Оказывается, знать этот материал я не могла: в школьную программу он не входит. Просто он хотел проверить быстроту восприятия и умение применять новые знания на практике. «Вы — молодец!» — произнес мой экзаменатор и поставил «5».

Что же было в этом экзамене необычно? Кроме задач, рассчитанных на выявление творческого потенциала, поразила та доброжелательность, с которой велась беседа, а это была именно беседа, в результате которой возникало ощущение равенства и какого-то соавторства, сотворчества. И еще запомнилось слово «Молодец» — не отметка, а оценка. Присутствовало ли волнение? Безусловно. Но на удивление здоровое, даже полезное. Экзаменатор был хорошим психологом и мастером коммуникации.

По мнению многих учителей, собеседование — наименее стрессовая форма контроля знаний. И в методических рекомендациях (официальный документ!) по проведению проверки знаний по физике, химии, истории собеседование утверждено в качестве одной из форм. Эта форма наилучшим образом снимает стресс межличностного общения, закрепляет умение вести диалог, дискуссию. Экзамен становится не только контролирующей, но и обучающей формой. Для собеседования даются тематические блоки, которых меньше, чем вопросов в билетах; предлагается возможность предварительного выбора блока (и то и другое положительно влияет на психологическое состояние ученика).

Собеседование предлагается лишь для сильных и обладающих аналитическими способностями учеников. А почему? Думаем, это можно пересмотреть: ведь содержание блоков может быть вариативным, вопрос предварительного выбора блока тоже корректируется. Главное — сохранить форму, щадящую детскую психику.

Словесная форма

Защита индивидуального учебного проекта — форма, предполагающая длительную работу по определенной теме, получение результата. Эта деятельность сродни дипломной работе в вузе и уже поэтому носит обучающий характер. Кроме проверки учебных навыков, критического мышления, владения риторическими умениями, эта форма экзамена наименее стрессовая. Она проводится под руководством учителя, школьник занимается одной темой несколько месяцев, поэтому отсутствует боязнь неожиданности, связанная с билетной системой.

В качестве альтернативной формы можно говорить о защите реферата. Написание реферата в школе практикуется с самого раннего возраста. Предполагаются умения работать с библиографическим указателем, с книгой, обрабатывать информацию, делать обзор источников. Ну что же? Полезная форма, и для снижения стресса тоже. Но, к сожалению (и это не секрет), представление о реферате у школьников весьма сомнительное: реферат теряет смысл, превращаясь в банальный доклад по одному, как правило, источнику, имеющемуся дома. А доклад вряд ли может стать формой контроля даже на таком экзамене, как «Approches to Learning».

Существует такое понятие: словесная форма. О силе влияния слова на психологическое состояние ребенка знает каждый учитель. Именно поэтому так важна положительная оценка (словесное одобрение), вот почему рецензию на любую работу принято начинать с позитива. Слово «экзамен» (вспомните его истолкование) звучит пугающе. А неделя подведения итогов? А общественный смотр знаний? Содержание контроля при этом остается, меняется лишь словесная форма. Это не научный спор о терминах, это размышление о способах сохранить ребенку психическое здоровье, что особенно важно в среднем школьном возрасте.

Основной итог моих размышлений, которые, думаю, найдут отклик у многих учителей и психологов, таков: следует искать способы уменьшения стресса (абсолютно избежать его нельзя) не за счет упрощения содержания учебных задач, а за счет формы проведения экзамена.

 
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вот только некоторые вопросы, которые стоит обсудить, а может быть, даже проиграть со школьниками iconКузнец педагогических кадров
Но не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен...
Вот только некоторые вопросы, которые стоит обсудить, а может быть, даже проиграть со школьниками iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Но не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен...
Вот только некоторые вопросы, которые стоит обсудить, а может быть, даже проиграть со школьниками iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен...
Вот только некоторые вопросы, которые стоит обсудить, а может быть, даже проиграть со школьниками iconМоу покровская сош реферат
Компьютер разрешает доступ к своим ресурсам только тем пользователям, которые зарегистрированы и ввели правильный пароль. Каждому...
Вот только некоторые вопросы, которые стоит обсудить, а может быть, даже проиграть со школьниками iconВ красноярске пройдет этап Кубка России по маунтинбайку
Стоит отметить, что соревнования будут проходить по очень рельефной и сложной трассе. Вполне возможно, что самые крутые подъемы некоторые...
Вот только некоторые вопросы, которые стоит обсудить, а может быть, даже проиграть со школьниками iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Вот только некоторые вопросы, которые стоит обсудить, а может быть, даже проиграть со школьниками iconИнструкция по технике безопасности. Назовите основное свойство алгоритма,...
Некоторые истинные высказывания, которые должны быть направлены на достижение поставленной цели
Вот только некоторые вопросы, которые стоит обсудить, а может быть, даже проиграть со школьниками iconРодителям. Профилактика зависимости Ребенок и интернет. Возможные...
И это, может быть, непосредственно связано с Интернетом. Это хрупкое равновесие между доверием и верой. И мудры те родители, которые...
Вот только некоторые вопросы, которые стоит обсудить, а может быть, даже проиграть со школьниками iconРабочая программа по занимательной математике ступень обучения (класс)
Как это всегда бывает с исследователями, ты, конечно, обнаружишь, что некоторые из намеченных путей не приводят к цели. Когда это...
Вот только некоторые вопросы, которые стоит обсудить, а может быть, даже проиграть со школьниками iconХрестоматия по конфликтологии
Конечно, готовить к сочинению надо поэтапно. Прежде всего надо познакомить с критериями оценивания работ и с требованиями к сочинению....
Вот только некоторые вопросы, которые стоит обсудить, а может быть, даже проиграть со школьниками iconРеферат: к вопросу о вреде сотовых телефонов
Так вот, сразу могу ответить со всей ответственностью1: от мобильника в кармане никакого вреда кроме возможного механического соударения...
Вот только некоторые вопросы, которые стоит обсудить, а может быть, даже проиграть со школьниками iconСеминар по егэ учителей Гумбетовского района
Конечно, готовить к сочинению надо поэтапно. Прежде всего надо познакомить с критериями оценивания работ и с требованиями к сочинению....
Вот только некоторые вопросы, которые стоит обсудить, а может быть, даже проиграть со школьниками iconВ 2011 году внесены некоторые изменения в законодательные акты по...
Сегодня мы готовы обсудить вопросы предстоящего мониторинга выпускников 9-х классов, тренировочного тестирования, организационные...
Вот только некоторые вопросы, которые стоит обсудить, а может быть, даже проиграть со школьниками iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель Ребята, вот сколько условий для того, чтобы быть здоровым, перечислено только в одной песне. А вы хотите быть здо­ровыми?...
Вот только некоторые вопросы, которые стоит обсудить, а может быть, даже проиграть со школьниками iconВремя принуждения
Овека – «эпоха принуждения» может быть чрезвычайно скоротечной и трагичной. И тогда человек сможет только удивляться тому, как он...
Вот только некоторые вопросы, которые стоит обсудить, а может быть, даже проиграть со школьниками iconОсновные правила ввода и форматирования текстов для рефератов, докладов,...
Вот некоторые правила которых стоит придерживаться при создании текстовых документов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск