Скачать 292.09 Kb.
|
«Жестокие игры (проблемы школьных конфликтов)» Автор: Мишин Илья Вячеславович, ученик 11 «А» класса МБОУ «СОШ №10» Руководитель: Багатырова Узлипат Кахрумановна - учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ№10» г.Когалым 2013 Оглавление 1. Введение………………………………………………………………………………3 2. Основная часть…………………………………………………………………….....5 2.1. Понятие конфликта и его социальная роль………………………………….........5 2. 2. Исследование причин школьных конфликтов……………………………….….9 2.2.1. Самооценка рационального поведения в конфликте……………………....9 2.2.2. Выявление причин конфликтов…………………………………………….10 2.2.3. Отношение родителей к проблеме школьных конфликтов………………11 2.3. Методы разрешения конфликтных ситуаций…………………..........................13 3. Заключение…………………………………………………………….....................17 4. Список источников информации………………………………………………….18 5. Приложение………………………………………………………………………....19
Мы выбираем, нас выбирают. Как это часто не совпадает: Часто простое кажется спорным – Черное – белым, белое – черным. ( М. Танич) На сегодняшний день проблема школьных конфликтов очень актуальна и привлекает внимание многих. Становление мировоззренческих ценностей учащихся, выработка своих образцов поведения, утверждение своего «места» среди одноклассников часто приводят к возникновению конфликтов, сопровождаемых оскорблениями друг друга, сплетнями, завистью в связи с борьбой за лидерство или из-за отсутствия взаимопонимания, противопоставления своего «я» коллективу, разрывом между «хочу» и «могу». Иногда создается впечатление, что в такие моменты подростки «теряют тормоза», что ими управляет неведомая сила. Чаще всего в моменты непосредственного конфликта они не контролируют в должной мере свое поведение, не осознают конечных результатов тех или иных своих поступков и действий. В СМИ очень много говорится о школьных конфликтах, интернет пестрит многочисленными видео, где сняты жестокие сцены школьных драк. Но на меня большое впечатление оказала трагедия, происшедшая в последнем году с моей одноклассницей. Она встречалась с молодым человеком. Но ее знакомая испытывала такие сильные чувства к нему и не могла больше видеть их вместе. Чувство ревности одолевало ее. Она нашла, по ее мнению, самый простой способ решения этой проблемы, а именно физически расправиться с соперницей. Если даже это был бы единичный случай, произошедший с моей знакомой, все равно это нельзя оставлять без внимания. Это сигнал обществу о том, что данная проблема существуют и ее надо решить. Актуальность создавшейся ситуации послужила выбору темы работы. Цель работы: проанализировать причины возникновения конфликтов и факторов, влияющих на их уровень и наметить возможные пути их разрешения. Объектом нашего исследования являются учащиеся учебных заведений г. Когалыма от 15-18 лет. Предметом – являются межличностные отношения в коллективе подростков. Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
Гипотеза: в школьной среде существуют конфликты, которые в большей степени проявляются как психологические и физические. Проблемой данного исследования является наличие конфликтных ситуаций между школьниками с применением физической силы. Методы исследования:
2. Основная часть 2.1. Понятие конфликта и его социальная роль «Конфликт – это нормальное состояние общества; в любом обществе всегда, во все времена существовали, и будут существовать конфликтные ситуации»1,- пишет социолог В.А. Ядов. Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии. Для того чтобы ткань общественной жизни не рвалась из-за конфликтов, а наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы, каждый здравомыслящий человек должен обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия. Для разрешения конфликта важно уметь гибко пользоваться различными подходами, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможность поступать и мыслить по-новому. Конфликт можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения. Конфликты могут быть использованы в качестве учебного материала, если в последующем сделать анализ конфликтной ситуации, что позволит узнать больше о самом себе, о вовлечённых в конфликт людях или обстоятельствах, вызвавших конфликт. Такие знания помогут принять правильное решение в будущем и избежать конфликта. Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия2. Конфликты являются частью повседневной жизни. Конфликт в социальной сфере как спор сторон, как противоречие в их интересах и целях естественен и поэтому неизбежен. По словам известного специалиста в области переговоров Р. Фишера, чем более разнообразным становится мир, с тем большем числом противоречий в интересах приходится сталкиваться3. Конфликт позволяет предотвратить стагнацию общества, стимулирует поиск решения проблем. Конфликт малой интенсивности, разрешённый мирно, может предотвратить конфликт более серьёзный. Замечено, что в тех социальных группах, где довольно часты небольшие конфликты, редко дело доходит до крупных противоречий. Чтобы предотвратить конфликтное поведение, связанное с деструктивными, насильственными способами разрешения противоречий, надо направить участников на поиск взаимоприемлемого решения. Выделяют стадии протекания конфликта:
Эта стадия может быть обозначена как скрытый конфликт.
В ходе конфликта его участники испытывают изменение тембра голоса и повышение темпа речи, учащенное дыхание и сердцебиение, вегетативные проявления, плач, тремор (дрожание) рук, повышенное потоотделение. Для эмоциональных реакций характерно большое количество раздражения, гнева, обиды, страха, чувство вины, раскаяние, удовлетворение. В конфликте есть:
Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации. К. Томас выделяет пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации4:
В разных ситуациях в поведении могут сочетаться различные стили.
Стили и стратегии поведения, избираемые участниками конфликта, имеют решающее значение для его последующего развития, а зачастую и для исхода конфликта. Стратегии избегания и приспособления хотя и имеют разное психологическое содержание, направлены на уход от конфликтного взаимодействия. Стратегия соперничества и сотрудничества рассматриваются в основном раздельно, но в рамках реального взаимодействия они могут переходить друг в друга: так, первоначальные попытки договориться, не увенчавшиеся успехом, могут смениться борьбой сторон; напротив неудачные попытки «силового» решения вынуждают участников ситуации к переговорным вариантам разрешения конфликта. Важно эффективно использовать каждую из стратегии и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Конфликт возникает тогда, когда есть зона разногласий – предмет спора, факт или вопрос, вызвавший разногласия. При этом каждый участник конфликта имеет собственное представление о ситуации. Эти представления чаще всего не совпадают. Конфликтанты реагируют по-разному и чаще всего не знают, как видит данную ситуацию оппонент 2.2. Исследование причин школьных конфликтов Для подтверждения гипотезы, что в школьной среде существуют конфликты, мы обратились к социальным педагогам образовательных учреждений нашего города. Данную информацию, обработав, мы представили в таблице. (Приложение 1). Также мы воспользовались данными ОДН ГОВД по г. Когалыму и данными городского суда, где были зафиксированы случаи конфликтов, происшедших между школьниками. (Приложение 2). Итак, наша гипотеза подтвердилась – конфликты в школьной среде существуют. В чем же тогда их причины, что побуждает школьников быть вовлеченными в такие ситуации? Чтобы ответить на все волнующие нас вопросы мы решили провести исследование. 2.2.1. Самооценка рационального поведения в конфликте Инструкция. Проанализируйте свои действия по 11 позициям в конфликтах, которые происходили с вашим участием, и оцените их по пятибалльной шкале по следующей матрице: оценка 1 означает полное соответствие вашего поведения по той или иной позиции, а оценка 5 – для вас не характерно такое поведение.
Оценка результатов. Отклонение вправо от показателя 3 по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными навыками рационального поведения в конфликте. Отклонение влево от выбранного показателя свидетельствует о том, что вы не обладаете достаточными навыками рационального поведения. В этом случае вам необходимо проанализировать причины недостаточно развитых навыков рационального поведения в конфликте и заняться тренировками. Подведение результатов. После проведенного теста я выявила, что большинство мною, опрошенных не обладают достаточными навыками рационального поведения в конфликте и не умеют правильно контролировать эмоции. Многие школьники во время конфликта стараются проявить знаки превосходства, игнорируют интересы соперника и даже переходят на личные оскорбления, крик. (Приложение 3) |
Реферат по информатике на тему «Компьютерные игры: добро или зло?» Исследования, гласящие, что жестокие игры вызывают у детей и подростков агрессивность, появляются чуть ли не каждый месяц. Однако... | 1. Причины возникновения конфликтов Переговоры по разрешению конфликтов, сущность, виды и функции переговор | ||
Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества... Аланья*; «Жестокие игры»; занятия йогой, дайвингом в бассейнах отелей, занятия в студии танца живота, мини-гольф, ежедневная спортивная... | Международно-политические последствия этнополитических конфликтов в ес: опыт Бельгии и Франции Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития | ||
Игра Что? Где? Пакет вопросов для финальной игры кубка лицея по интеллектуальным играм среди школьных команд 2001- 2002 года | Классный час на тему: "Разрешение конфликтов без насилия" Учить школьников контролировать свое состояние при гневе, раздражительности и агрессивном поведении, ознакомить со способами разрешения... | ||
Внеаудиторное занятие "Инженерная графика против программного обеспечения" Перед началом игры необходимо распределить роли и подготовить сценарий игры. Участникам игры, исполняющим роли, нужно сделать подборку... | Утверждаю декан юридического факультета История и теория конфликтологии. Типология конфликтов. Понятие и содержание конфликта. Виды и функции конфликта. Структура конфликта.... | ||
«Социокультурные проблемы современного образования» за 2010 год Осуществелена разработка инструментария и программы исследования влияния различных социально-стратификационных факторов на удовлетворенность... | Программа курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Екатеринбург История и теория конфликтологии. Типология конфликтов. Понятие и содержание конфликта. Виды и функции конфликта. Структура конфликта.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... При более глубоком анализе проблемы выяснилось, что большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых, является... | Учебно-методический комплекс по курсу «Психоанализ материнских конфликтов»... Котляров Владислав Львович., Психоанализ материнских конфликтов. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 7 с | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине: конфликтология специальности:... История и теория конфликтологии. Типология конфликтов. Понятие и содержание конфликта. Виды и функции конфликта. Структура конфликта.... | Рабочая программа дисциплины Мониторинг и менеджмент социальных конфликтов... «Мониторинг и менеджмент социальных конфликтов» раскрывает определение природы и содержания управленческого конфликта, анализирует... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На них обсуждаются проблемы общества, активными членами которого в недалеком будущем станут сегодняшние дети. Основными темами родительских... | Сценарий конкурсно-развлекательной игры "Магистр школьных наук" Праздник... В период происходящих изменений в настоящее время в нашем обществе утверждаются качественно новые моральные идеалы и общечеловеческие... |