«Жестокие игры (проблемы школьных конфликтов)»





Скачать 292.09 Kb.
Название«Жестокие игры (проблемы школьных конфликтов)»
страница1/3
Дата публикации17.08.2013
Размер292.09 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Психология > Исследование
  1   2   3


«Жестокие игры (проблемы школьных конфликтов)»


Автор: Мишин Илья Вячеславович,

ученик 11 «А» класса

МБОУ «СОШ №10»

Руководитель: Багатырова Узлипат Кахрумановна

- учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ№10»

г.Когалым 2013

Оглавление
1. Введение………………………………………………………………………………3

2. Основная часть…………………………………………………………………….....5

2.1. Понятие конфликта и его социальная роль………………………………….........5

2. 2. Исследование причин школьных конфликтов……………………………….….9

2.2.1. Самооценка рационального поведения в конфликте……………………....9

2.2.2. Выявление причин конфликтов…………………………………………….10

2.2.3. Отношение родителей к проблеме школьных конфликтов………………11

2.3. Методы разрешения конфликтных ситуаций…………………..........................13

3. Заключение…………………………………………………………….....................17

4. Список источников информации………………………………………………….18

5. Приложение………………………………………………………………………....19


  1. Введение

Мы выбираем, нас выбирают.

Как это часто не совпадает:

Часто простое кажется спорным –

Черное – белым, белое – черным.

( М. Танич)
На сегодняшний день проблема школьных конфликтов очень актуальна и привлекает внимание многих. Становление мировоззренческих ценностей учащихся, выработка своих образцов поведения, утверждение своего «места» среди одноклассников часто приводят к возникновению конфликтов, сопровождаемых оскорблениями друг друга, сплетнями, завистью в связи с борьбой за лидерство или из-за отсутствия взаимопонимания, противопоставления своего «я» коллективу, разрывом между «хочу» и «могу». Иногда создается впечатление, что в такие моменты подростки «теряют тормоза», что ими управляет неведомая сила. Чаще всего в моменты непосредственного конфликта они не контролируют в должной мере свое поведение, не осознают конечных результатов тех или иных своих поступков и действий. В СМИ очень много говорится о школьных конфликтах, интернет пестрит многочисленными видео, где сняты жестокие сцены школьных драк. Но на меня большое впечатление оказала трагедия, происшедшая в последнем году с моей одноклассницей. Она встречалась с молодым человеком. Но ее знакомая испытывала такие сильные чувства к нему и не могла больше видеть их вместе. Чувство ревности одолевало ее. Она нашла, по ее мнению, самый простой способ решения этой проблемы, а именно физически расправиться с соперницей. Если даже это был бы единичный случай, произошедший с моей знакомой, все равно это нельзя оставлять без внимания. Это сигнал обществу о том, что данная проблема существуют и ее надо решить. Актуальность создавшейся ситуации послужила выбору темы работы.

Цель работы: проанализировать причины возникновения конфликтов и факторов, влияющих на их уровень и наметить возможные пути их разрешения.

Объектом нашего исследования являются учащиеся учебных заведений г. Когалыма от 15-18 лет.

Предметом – являются межличностные отношения в коллективе подростков.

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

  • на основе анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме раскрыть сущность конфликта;

  • изучить причины возникновения конфликта;

  • выяснить, какие из форм конфликтов наиболее преобладают в школьной среде;

  • выявить случаи участия школьников в конфликтах;

Гипотеза: в школьной среде существуют конфликты, которые в большей степени проявляются как психологические и физические.

Проблемой данного исследования является наличие конфликтных ситуаций между школьниками с применением физической силы.

Методы исследования:

  • изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

  • наблюдение и анализ отношений между школьниками с целью определения причин возникающих конфликтных ситуаций;

  • анализ наблюдаемых конфликтных ситуаций;

  • тестирование, опрос;

  • анализ и обработка полученных результатов.


2. Основная часть

2.1. Понятие конфликта и его социальная роль

«Конфликт – это нормальное состояние общества; в любом обществе всегда, во все времена существовали, и будут существовать конфликтные ситуации»1,- пишет социолог В.А. Ядов. Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии. Для того чтобы ткань общественной жизни не рвалась из-за конфликтов, а наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы, каждый здравомыслящий человек должен обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия. Для разрешения конфликта важно уметь гибко пользоваться различными подходами, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможность поступать и мыслить по-новому.

Конфликт можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения. Конфликты могут быть использованы в качестве учебного материала, если в последующем сделать анализ конфликтной ситуации, что позволит узнать больше о самом себе, о вовлечённых в конфликт людях или обстоятельствах, вызвавших конфликт. Такие знания помогут принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия2.

Конфликты являются частью повседневной жизни. Конфликт в социальной сфере как спор сторон, как противоречие в их интересах и целях естественен и поэтому неизбежен. По словам известного специалиста в области переговоров Р. Фишера, чем более разнообразным становится мир, с тем большем числом противоречий в интересах приходится сталкиваться3. Конфликт позволяет предотвратить стагнацию общества, стимулирует поиск решения проблем. Конфликт малой интенсивности, разрешённый мирно, может предотвратить конфликт более серьёзный. Замечено, что в тех социальных группах, где довольно часты небольшие конфликты, редко дело доходит до крупных противоречий. Чтобы предотвратить конфликтное поведение, связанное с деструктивными, насильственными способами разрешения противоречий, надо направить участников на поиск взаимоприемлемого решения.

Выделяют стадии протекания конфликта:

  1. Стадия потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей и норм – положение дел накануне конфликта. На этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта, возможно, имеется сильная напряженность в отношениях, но она пока не выливается в открытое столкновение. Такое положение дел может сохраняться довольно долго.

Эта стадия может быть обозначена как скрытый конфликт.

  1. Стадия перехода потенциального конфликта в реальный, или стадия осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов. Эту стадию можно обозначить как «инцидент», то есть первую стычку конфликтов. Конфликт, начавшийся с инцидента, может им и закончиться.

  2. Стадия конфликтных действий. Эскалация может быть непрерывной: с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов, которыми обмениваются конфликтанты; и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает, а периоды активной конфронтации сменяются временным улучшением отношений.

  3. Стадия снятия, или разрешения, конфликта. Часто завершения конфликта удается только посредством специальных усилий, направленных на его разрешения. Одной из форм завершения конфликта является приглашение посредника, призванного провести переговоры конфликтующих сторон.

В ходе конфликта его участники испытывают изменение тембра голоса и повышение темпа речи, учащенное дыхание и сердцебиение, вегетативные проявления, плач, тремор (дрожание) рук, повышенное потоотделение. Для эмоциональных реакций характерно большое количество раздражения, гнева, обиды, страха, чувство вины, раскаяние, удовлетворение.

В конфликте есть:

  • Конфликтные стороны;

  • Зона разногласий;

  • Представление сторон о ситуации;

  • Мотивы конфликтующих сторон;

  • Конфликтные действия.


Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации.

К. Томас выделяет пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации4:

  • Конкуренция;

  • Сотрудничество;

  • Компромисс;

  • Уклонение;

  • Приспособление.

В разных ситуациях в поведении могут сочетаться различные стили.

  1. Стиль конкуренции (доминирование, соперничество, борьба, напористость) может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.

  2. Стиль сотрудничества (кооперация, интеграция) можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать эмоции.

  3. Стиль компромисса, суть которого в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках.

  4. Стиль уклонения (уход, избегание, игнорирование) реализуется обычно, когда проблема для вас не столь важна, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем и не хотите тратить время и силы на её решение. Также в тех ситуациях, когда одна из сторон обладает большей властью, либо понимает, что не права, или считает, что нет серьёзных оснований для продолжения контактов.

  5. Стиль приспособления (уступчивость) означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать свои собственные интересы в целях сглаживания и восстановления нормальной атмосферы. Этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела важен для другой стороны и не очень существенен для вас, и тогда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

Стили и стратегии поведения, избираемые участниками конфликта, имеют решающее значение для его последующего развития, а зачастую и для исхода конфликта. Стратегии избегания и приспособления хотя и имеют разное психологическое содержание, направлены на уход от конфликтного взаимодействия. Стратегия соперничества и сотрудничества рассматриваются в основном раздельно, но в рамках реального взаимодействия они могут переходить друг в друга: так, первоначальные попытки договориться, не увенчавшиеся успехом, могут смениться борьбой сторон; напротив неудачные попытки «силового» решения вынуждают участников ситуации к переговорным вариантам разрешения конфликта. Важно эффективно использовать каждую из стратегии и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.

Конфликт возникает тогда, когда есть зона разногласий – предмет спора, факт или вопрос, вызвавший разногласия. При этом каждый участник конфликта имеет собственное представление о ситуации. Эти представления чаще всего не совпадают. Конфликтанты реагируют по-разному и чаще всего не знают, как видит данную ситуацию оппонент


2.2. Исследование причин школьных конфликтов

Для подтверждения гипотезы, что в школьной среде существуют конфликты, мы обратились к социальным педагогам образовательных учреждений нашего города. Данную информацию, обработав, мы представили в таблице. (Приложение 1). Также мы воспользовались данными ОДН ГОВД по г. Когалыму и данными городского суда, где были зафиксированы случаи конфликтов, происшедших между школьниками. (Приложение 2). Итак, наша гипотеза подтвердилась – конфликты в школьной среде существуют. В чем же тогда их причины, что побуждает школьников быть вовлеченными в такие ситуации? Чтобы ответить на все волнующие нас вопросы мы решили провести исследование.
2.2.1. Самооценка рационального поведения в конфликте

Инструкция. Проанализируйте свои действия по 11 позициям в конфликтах, которые происходили с вашим участием, и оцените их по пятибалльной шкале по следующей матрице: оценка 1 означает полное соответствие вашего поведения по той или иной позиции, а оценка 5 – для вас не характерно такое поведение.

№ п/п

Позиция

Оценка

1

Критически оцениваю партнера

1 2 3 4 5

2

Приписываю ему плохие намерения

1 2 3 4 5

3

Демонстрирую знаки превосходства

1 2 3 4 5

4

Обвиняю и приписываю ответственность только партнеру

1 2 3 4 5

5

Игнорирую интересы соперника

1 2 3 4 5

6

Вижу все только со своей позиции

1 2 3 4 5

7

Уменьшаю заслуги партнера

1 2 3 4 5

8

Задеваю «больные точки» и уязвимые места партнера

1 2 3 4 5

9

Предъявляю партнеру множество претензий

1 2 3 4 5

10

Преувеличиваю свои заслуги

1 2 3 4 5

11

Раздражаюсь, перехожу на крик

1 2 3 4 5


Оценка результатов. Отклонение вправо от показателя 3 по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными навыками рационального поведения в конфликте. Отклонение влево от выбранного показателя свидетельствует о том, что вы не обладаете достаточными навыками рационального поведения. В этом случае вам необходимо проанализировать причины недостаточно развитых навыков рационального поведения в конфликте и заняться тренировками.

Подведение результатов. После проведенного теста я выявила, что большинство мною, опрошенных не обладают достаточными навыками рационального поведения в конфликте и не умеют правильно контролировать эмоции. Многие школьники во время конфликта стараются проявить знаки превосходства, игнорируют интересы соперника и даже переходят на личные оскорбления, крик. (Приложение 3)
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Жестокие игры (проблемы школьных конфликтов)» iconРеферат по информатике на тему «Компьютерные игры: добро или зло?»
Исследования, гласящие, что жестокие игры вызывают у детей и подростков агрессивность, появляются чуть ли не каждый месяц. Однако...
«Жестокие игры (проблемы школьных конфликтов)» icon1. Причины возникновения конфликтов
Переговоры по разрешению конфликтов, сущность, виды и функции переговор
«Жестокие игры (проблемы школьных конфликтов)» iconМеждународный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества...
Аланья*; «Жестокие игры»; занятия йогой, дайвингом в бассейнах отелей, занятия в студии танца живота, мини-гольф, ежедневная спортивная...
«Жестокие игры (проблемы школьных конфликтов)» iconМеждународно-политические последствия этнополитических конфликтов в ес: опыт Бельгии и Франции
Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития
«Жестокие игры (проблемы школьных конфликтов)» iconИгра Что? Где?
Пакет вопросов для финальной игры кубка лицея по интеллектуальным играм среди школьных команд 2001- 2002 года
«Жестокие игры (проблемы школьных конфликтов)» iconКлассный час на тему: "Разрешение конфликтов без насилия"
Учить школьников контролировать свое состояние при гневе, раздражительности и агрессивном поведении, ознакомить со способами разрешения...
«Жестокие игры (проблемы школьных конфликтов)» iconВнеаудиторное занятие "Инженерная графика против программного обеспечения"
Перед началом игры необходимо распределить роли и подготовить сценарий игры. Участникам игры, исполняющим роли, нужно сделать подборку...
«Жестокие игры (проблемы школьных конфликтов)» iconУтверждаю декан юридического факультета
История и теория конфликтологии. Типология конфликтов. Понятие и содержание конфликта. Виды и функции конфликта. Структура конфликта....
«Жестокие игры (проблемы школьных конфликтов)» icon«Социокультурные проблемы современного образования» за 2010 год
Осуществелена разработка инструментария и программы исследования влияния различных социально-стратификационных факторов на удовлетворенность...
«Жестокие игры (проблемы школьных конфликтов)» iconПрограмма курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Екатеринбург
История и теория конфликтологии. Типология конфликтов. Понятие и содержание конфликта. Виды и функции конфликта. Структура конфликта....
«Жестокие игры (проблемы школьных конфликтов)» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
При более глубоком анализе проблемы выяснилось, что большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых, является...
«Жестокие игры (проблемы школьных конфликтов)» iconУчебно-методический комплекс по курсу «Психоанализ материнских конфликтов»...
Котляров Владислав Львович., Психоанализ материнских конфликтов. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 7 с
«Жестокие игры (проблемы школьных конфликтов)» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине: конфликтология специальности:...
История и теория конфликтологии. Типология конфликтов. Понятие и содержание конфликта. Виды и функции конфликта. Структура конфликта....
«Жестокие игры (проблемы школьных конфликтов)» iconРабочая программа дисциплины Мониторинг и менеджмент социальных конфликтов...
«Мониторинг и менеджмент социальных конфликтов» раскрывает определение природы и содержания управленческого конфликта, анализирует...
«Жестокие игры (проблемы школьных конфликтов)» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На них обсуждаются проблемы общества, активными членами которого в недалеком будущем станут сегодняшние дети. Основными темами родительских...
«Жестокие игры (проблемы школьных конфликтов)» iconСценарий конкурсно-развлекательной игры "Магистр школьных наук" Праздник...
В период происходящих изменений в настоящее время в нашем обществе утверждаются качественно новые моральные идеалы и общечеловеческие...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск