Скачать 204.35 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) «УТВЕРЖДАЮ» Проректор (декан факультета) ___________________________ «____» _______________20___г. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫДПП.Ф.16 Основы психоконсультирования и психокоррекции (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом) 1.Цели и задачи курса Целью учебной дисциплины является формирование у студентов основ профессиональной компетентности по проблемам психоконсультирования и психокоррекции в контексте их практической деятельности в качестве социальных педагогов. Задачи курса:
2.Требования к уровню усвоения содержания дисциплины Освоение студентами содержания курса должно обеспечивать реализацию следующих требований:
3.Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины 4.1.Разделы дисциплины и виды занятий
4.2.Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Теоретические основы психоконсультирования и психокоррекции (4 часа).Тема 1. Психологическая помощь. Понятие психологической помощи. Виды психологической помощи. Современные тенденции. Методологические основы трех видов оказания помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия. Цели и задачи психоконсультирования и психокоррекции, учет возрастных и индивидуальных особенностей клиента, остроты и глубины проблемы. Раздел 2. Структурные компоненты психологического консультирования. Этапы и фазы консультирования.Тема 2. Психоконсультирование: структура, связь с теоретическими основаниями. (2 часов) Структурные компоненты психоконсультирования: зависимость структурирования психоконсультирования от теоретических установок и направленности консультанта. Построение персональной теории консультирования. Тема 3. Процесс консультирования. (6 часов) Этапы и фазы консультирования: начальный, средний, завершающий этапы психоконсультирования с точки зрения теоретических психологических моделей. Раздел 3. Техники и методы консультирования Тема 4 Основные психологические теории и их применение в практике психосоциальной работы. (12 часов) Психоанализ З.Фрейда и развитие психодинамической теории в трудах К. Юнга, А.Адлера, К.Хорни, Э. Фромма. Психодинамическая модель и ее использование в практике психосоциальной работы. Основные поведенческие психологические теории – И.П.Павлов, Д.Уотсон, Б.Скиннер, А.Лазарус, А.Бандура. Поведенческая практика работы с клиентом. Психологические гуманистические теории – А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, Р.Мей. Особенности использования гуманистической психологии в практической деятельности социального педагога. Тема 5. Техники и методы консультирования. (10 часов) Интервью как базовый метод психологического консультирования. Использование тестов в психоконсультировании. Контракт с клиентом. Консультативный контакт. Вербальные и невербальные средства. Навыки поддержания контакта. Физические компоненты психологического климата. Эмоциональные компоненты психологического климата. Раздел 4. Сущность психокоррекционного процесса. Основные технологии и подходы. Тема 6. Психокоррекция как процесс. (8 часов) Виды психокоррекции, основные принципы психокоррекционной работы, критерии эффективности психокоррекционного воздействия, разработка и реализация психокоррекционных программ. Требования к специалисту. Тема 7. Основные технологии психокоррекции. (12 часов) Личностно-ориентированная коррекция. Телесно-ориентированная коррекция. Суггестология и ее использование в психокоррекции. Методы заместительной саморегуляции. Поведенческие подходы к психокоррекции. Раздел 5. Основные направления в современной психокоррекционной работе. Тема 8. Психокоррекция личности и межличностных взаимоотношений. (6 часа) Психокоррекция познавательной, эмоционально-волевой сфер личности, межличностных взаимоотношений. Развитие рефлексии подростка. Коррекция страхов, виды коррекционной помощи детям при нарушениях психического развития. Изменение социальной ситуации развития ребенка как один из методов психологической коррекции. Тема 9. Психокоррекция при работе с семьей. (6 часа) Знакомство с методами психологической коррекции при наличии семейных проблем. Изучение техник психологической помощи семье в различных психологических школах. Эффективность различных методов психологической коррекции семьи. Коррекция нарушенных детско-родительских отношений с помощью игровой и сказко- коррекции, рисуночных методов. Использование методов психодрамы при семейной психологической коррекции. Тема 10. Психологическая коррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте. (6 часов) Методы психологической коррекции личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте. Основные принципы и направления работы. Нарушения личностного развития ребенка. Замкнутость и ее коррекция. Работа с родителями замкнутого ребенка. Страхи, связанные с нарушениями личностных отношений. Агрессивность, работа с родителями агрессивного ребенка. Социальная адаптация ребенка. Тема 11. Психокоррекция познавательной и эмоциональной сфер личности дошкольника и школьника. (6 часов) Приемы коррекции внимания, развития памяти, развития мыслительных процессов, коррекционная программа по результатам тестирования; развитие воображения. Коррекция тревожности и застенчивости. Методы регуляции психического состояния. Раздел 6. Этика педагога-психолога. Тема 12. Этические аспекты деятельности педагога-психолога. (8 часов) Требования к личности педагога-психолога. Ограничения в деятельности. Проблемы взаимодействия социального педагога с клиентом в контексте профессиональной этики. Нормы и правила взаимодействия. Этические требования к групповому руководителю Раздел 7. Групповые и индивидуальные формы работы. Тема 13. Специфика индивидуальной работы. (8 часов) Особенности индивидуального контакта с клиентом. Перспективы личностного развития при индивидуальном консультировании и коррекции. Тема 14. Специфика групповой работы. (18 часов) Сущность групповой работы. Разнообразие психотерапевтических групп. Стадии развития группы. Роли группового руководителя. Механизмы групповой работы. Создание и организация психотерапевтической группы. Раздел 8. Психопрофилактика в работе социального педагога. Тема 15. Специфика психопрофилактической работы. (8 часов) Психопрофилактика и ее основные принципы: роль и значение психопрофилактической работы социального педагога. Связь психопрофилактики, психоконсультирования и психокоррекции. Психопрофилактика в работе с младшими школьниками. Психопрофилактика в работе с подростками. Психопрофилактика в работе с семьей. Психопрофилактика в работе со специфической категорией клиентов. Специфика современных психопрофилактических программ. 5.Лабораторный практикум Не предусмотрен. 6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1.Рекомендуемая литература а) основная литература:
б) дополнительная литература:
6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины
7.Материально-техническое обеспечение дисциплины Мультимедийное оборудование, помещение для групповых психологических занятий. 8.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 8.1 Методические рекомендации преподавателю Содержание учебной программы дисциплины «Основы психоконсультирования и психокоррекции» реализуется посредством лекционных занятий, семинарских / практических занятий и самостоятельной работы студентов. Рекомендуемые виды лекций: традиционная, лекция-беседа, проблемная лекция. Особенностью практических занятий по дисциплине «Основы психоконсультирования и психокоррекции» является нацеленность на конкретные социально-психологические феномены и связанные с ними задачи, решаемые в процессе социально-психолого-педагогической работы социального педагога. Рекомендуемые методы обучения: кейс-метод (анализ конкретных-ситуаций), синема-метод (анализ фильмов, кинофрагментов), дискуссия, имитационные упражнения, деловая игра. Рекомендуемые виды самостоятельных работ: конспектирование, реферирование, анализ ситуаций. Рекомендуемые методы текущего контроля знаний обучающихся: беседа, фронтальный опрос (устный, письменный), контрольная работа, итоговое тестирование, собеседование (зачет), экзамен. 8.2 Методические указания для студентов Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Примерные темы рефератов
Вопросы к зачету (9 семестр)
Вопросы к экзамену (10 семестр)
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031300.00 – «Социальная педагогика» с дополнительной специальностью. Программу составили: Ст. преподаватель кафедры социальной педагогики ___________Купершлаг И.Г. Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры социальной педагогики протокол №____от____________20___г. Зав. кафедрой социальной педагогики ___________ Яковлева А.Г. Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией Педагогического факультета ТГПУ Председатель методической комиссии Педагогического факультета __________ Яркина Т.Н. Согласовано: Декан Педагогического факультета __________Титова Г.Ю. |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель курса – совершенствование культуры письменной речи слушателей в интересах повышения эффективности речевого общения | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель курса – овладение студентами нормальным английским произношением, развитие фонетического и интонационного слуха, а также общей... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель: сформировать представление у студентов о сущности процесса торфообразования | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель курса – овладение студентами нормативной английской грамматической системой, развитие грамматического навыка, а также общей... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Учебная дисциплины Гиревой спорт относится к дисциплине по выбору студента б в. 16, вариативная часть |