Скачать 261.16 Kb.
|
Институт психоанализа Факультет психоанализа Кафедра психотерапии и психологического консультирования Утверждено на заседании кафедры психотерапии и психологического консультирования от 23 октября 2009 г. протокол №1 Зав. кафедрой психотерапии и психологического консультирования, к. пс. н. Фомичева Н.С. _______________ Учебно-методический комплекс по дисциплине «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ» Автор: Фомичева Н.С., к.пс.н. Москва 2009 Печатается по решению кафедры психотерапии и психологического консультирования НОУ ВПО «Институт психоанализа» Фомичева Н.С. Социально-психологический тренинг. – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 19 с. © НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г. © Фомичева Н.С. 2009 г. СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Психология тренинга. Тема 1. Социально-психологический тренинг как метод практической психологии. Тема 2. Психологические особенности тренинговой группы. Групповая динамика. Тема 3. Классификация и основные виды тренинговых групп. Тема 4. Ведущий тренинговой группы. Тема 5. Эффективная тренинговая программа: правила и особенности составления. Раздел II. Тренинговые игры, упражнения, психотехники. Тема 6. Разогревающие игры и психотехники. Тема 7. Обратная связь в тренинге: игры и психотехники, ориентированные на получение обратной связи. Тема 8. Социальная перцепция в тренинге. Игры и психотехники социально-перцептивной направленности. Тема 9. Коммуникативные игры в тренинге. Тема 10. Интервенционный репертуар ведущего. Работа с затруднениями.
5. Глоссарий………………………………………………………………………………….11
I. ПРОГРАММА КУРСА 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данный курс представляет собой часть программы профессиональной переподготовки по программе «Психологическое консультирование». Цель курса – углубленное изучение процесса социально-психологического тренинга, организации работы группы и тренинговых технологий. Тематика курса включает в себя изучение внутригрупповых процессов, законов тренинга, специфики имиджа ведущего тренинга, технологий проведения социально-психологического тренинга, методов формирования позитивного эмоционального фона в группе. Важной частью курса является изучение интервенционного репертуара ведущего и отработка конкретных приемов и техник. В курсе большое внимание уделяется правилам составления эффективной тренинговой программы, а также влиянию личности тренера на результат работы. Курс рассчитан на 45 ак. часов аудиторной нагрузки, 39 ак.часов самостоятельной работы (2 семестр). Контрольное рубежное мероприятие – зачет. Каждый обучающийся самостоятельно разрабатывает программу социально-психологического тренинга и проводит в учебной группе ряд упражнений. 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЯ ТРЕНИНГА ТЕМА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Краткая история развития групповых методов психотерапии и практической психологии. Групповая психотерапия и гипноз. Социально-психологические аспекты групповых методов. Групповые методы в психоанализе и других западных психологических школах. Групповые методы работы психологов и психотерапевтов в России. Современные групповые методы. Соотношение понятий «групповая психотерапия», «групповая психокоррекция» и «групповой тренинг». Общее представление о социально-психологическом тренинге. Основные парадигмы тренинга: дрессуры, репетиторства, наставничества, развития субъектности. Изменения как эффект обучения и развития. Классификация тренингов. Отличия социально-психологического тренинга от бизнес-тренинга. Вопросы к семинару:
ТЕМА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА. Цели и задачи тренинговой группы. Преимущества групповой формы психологической работы. Групповые нормы. Ролевые позиции в группе. Групповая сплоченность. Гомогенность и гетерогенность тренинговых групп. Качественный и количественный состав тренинговых групп. Этапы развития группы. Две линии группового развития. Идеальная модель развития группы. Стадии развития групп со спонтанной динамикой. Стадии развития групп с управляемой динамикой. Кризисы роста в развитии тренинговой группы. Вопросы к семинару:
ТЕМА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРЕНИНГОВЫХ ГРУПП. Критерии классификации тренинговых групп. Поведенческий подход. Гештальтподход. Групп-аналитический подход. Трансактный анализ в группе. Психодраматический подход. Телесно-ориентированный подход. НЛП-группы. Вопросы к семинару:
ТЕМА 4. ВЕДУЩИЙ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ. Основные роли ведущего тренинговой группы. Стили руководства группой. Четырехмерная функциональная модель ведения групп. Деятельность ведущего, направленная на группу в целом. Деятельность ведущего, направленная на отдельного члена группы. Имидж тренера. Ответственность тренера за влияние. Ошибки тренера. «Потолок» профессионализма. Предотвращение «выгорания». Вопросы к семинару:
ТЕМА 5. ЭФФЕКТИВНАЯ ТРЕНИНГОВАЯ ПРОГРАММА: ПРАВИЛА И ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ. Целеполагание как основа тренинговой программы. Экстернальные и интернальные цели. Критерии составления тренинговой программы. Мотивационная готовность участия в группе. Сценарии тренинговых занятий. Тренинг на рынке образовательных услуг. Продажа тренинга: позиционирование товара; подготовка рекламно-мотивационной программы; поиск клиентов. Вопросы к семинару:
РАЗДЕЛ II.ТРЕНИНГОВЫЕ ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, ПСИХОТЕХНИКИ ТЕМА 6. РАЗОГРЕВАЮЩИЕ ИГРЫ И ПСИХОТЕХНИКИ. Атрибуты и значение игры в социально-психологическом тренинге. Классификация игр. Этапы работы с играми. Мотивирующая сила игр. Преимущества и ограничения игр. Значение разогрева в тренинге. Разминка-разогрев. Представление участников. Принцип расстановки посадочных мест для тренинга. Игры и психотехники. Знакомство. Комплимент. Надувная кукла. Спутанные цепочки. Встреча взглядами. Коллективный счет. Выбор траектории. Вопросы к семинару:
ТЕМА 7. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В ТРЕНИНГЕ. ИГРЫ И ПСИХОТЕХНИКИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. Феномен обратной связи и его значение в групповой работе. Навыки обратной связи. Виды обратной связи. Игры и психотехники. Мой портрет глазами группы. Первая проба на роль. Дискуссия в ролях друг друга. Ответы за другого. Молчащее и говорящее зеркала. Рекламный ролик. Самосуд. Стул откровений. Вопросы к семинару:
ТЕМА 8. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ В ТРЕНИНГЕ. ИГРЫ И ПСИХОТЕХНИКИ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. Феномен социальной перцепции и его значение в групповой работе. Игры и психотехники. Я знаю, что тебе приснилось. Зубы дареного коня. Личный герб и девиз. Белые маги – черные маги. Шахматы. Вопросы к семинару:
ТЕМА 9. КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ В ТРЕНИНГЕ. Коммуникация как психологический феномен. Тренинг коммуникативных умений. Игры и психотехники. Катастрофа в пустыне. Ищу друга. Альтернатива. Вопросы к семинару:
ТЕМА 10. ИНТЕРВЕНЦИОННЫЙ РЕПЕРТУАР ВЕДУЩЕГО. РАБОТА С ЗАТРУДНЕНИЯМИ. Короткие неструктурированные интервенции. Техники структурированных интервенций. Барьеры и блокады в групповой работе. Процедуры, стимулирующие работу группы и восстанавливающие рабочую атмосферу. Исследование проекций. Ликвидация соперничества. Вопросы к семинару:
3. ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Социально-психологический тренинг как метод практической психологии. Вопросы к семинару:
Тема 2. Психологические особенности тренинговой группы. Групповая динамика. Вопросы к семинару:
Практикум: исследование ролевых позиций в группе. Тема 3. Классификация и основные виды тренинговых групп. Вопросы к семинару:
Практикум: анализ группового взаимодействия. Тема 4. Ведущий тренинговой группы. Вопросы к семинару:
Практикум: отработка навыков ведущего тренинга. Тема 5. Эффективная тренинговая программа: правила и особенности составления. Вопросы к семинару:
Практикум: составление программы тренинга. Тема 6. Разогревающие игры и психотехники. Вопросы к семинару:
Практикум: проведение разогревающих игр и психотехник. Тема 7. Обратная связь в тренинге: игры и психотехники, ориентированные на получение обратной связи. Вопросы к семинару:
Практикум: работа с обратной связью в группе. Тема 8. Социальная перцепция в тренинге. Игры и психотехники социально-перцептивной направленности. Вопросы к семинару:
Практикум: проведение игр и психотехник социально-перцептивной направленности. Тема 9. Коммуникативные игры в тренинге. Вопросы к семинару:
Практикум: проведение коммуникативных игр. Тема 10. Интервенционный репертуар ведущего. Работа с затруднениями. Вопросы к семинару:
Практикум: работа с групповыми барьерами. Отработка навыков ведущего тренинга. 4. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4.1. Основная литература
Авторитет. Степень уважения человека другими людьми и группой, к которой он принадлежит. Авторитет проявляется в способности побуждать других людей к исполнению возложенных на них обязанностей. Разделяют авторитет должности и авторитет личности. Адаптация тренинговой программы. Внесение корректив в базовую программу тренинга с учетом поставленных Заказчиком задач, предварительной диагностики ситуации и понимания особенностей Компании. Если поставлена не ординарная в своем роде задача, в таком случае готовится программа тренинга, максимально отвечающая запросам Компании. Видеоанализ в тренинге. Видеозапись поведения участников, с последующим разбором и анализом тех элементов, на которых сфокусирована тема тренинга. Видео-тренинг. Тренинг, на котором происходит запись выполняемых участниками заданий, с последующим анализом и коррекцией их поведения. Это возможность для участников тренинга увидеть себя “со стороны”, скорректировать модели поведения, которые не приносят желаемых результатов. Внешний тренер. Приглашенный в компанию тренер, не работающий в организации. Внешний тренер может быть сотрудником тренинговой компании или freelancer. Внутренний тренер. Корпоративный тренер. Тренер, работающий внутри организации в отделе обучения персонала, в корпоративном университете, в отделе тренинга и т.д. Групповая дискуссия. Один из методов тренинговой работы. Цель групповой дискуссии – повышение сплоченности группы, выяснение точек зрения участников, выяснение стереотипов участников, поиск решения поставленных задач. Демонстрационный тренинг, Demo-тренинг. Мероприятие, цель которого знакомства потенциальных участников с ведущим тренинга и непосредственной программой. Возможность до начала тренинга прочувствовать на себе часть механизмов, которые запускаются в процессе тренингов. Ключевые клиенты. Клиенты, которые используют Ваши услуги в течение длительного периода времени. Коммуникативный тренинг. Тренинг коммуникации. Тренинг общения. Тренинг основной целью, которого является отработка навыков эффективного общения: навыков слушания, понимания невербальных составляющих общения, навыки убеждающего воздействия и пр. Коучинг. Профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных целей. Кофе-брейк. Перерыв между блоками тренинга. Он позволяет участникам подкрепить силы, сменить обстановку, решить оперативные дела. Круглый стол. Обсуждение заранее обозначенной проблемы несколькими экспертами с участием модератора. Цель круглого стола – выявить палитру мнений по определенному вопросу, посмотреть на проблему с разных точек зрения, обсудить спорные моменты, касающиеся проблемы. Общение на круглом столе проходит в форме свободной дискуссии. Мастер-класс. Форма передачи знаний и умений, когда ведущий демонстрирует уникальные приемы работы широкому кругу подготовленных слушателей. Обратная связь. Процесс получения комментариев о конкретных действиях, ситуациях, спорных вопросах, в котором участвуют как минимум двое. Один человек – просит дать обратную связь, второй – дает обратную связь. Открытый тренинг, Открытый формат тренинга. Тренинг, в котором могут участвовать все желающие, проявившие интерес к тематике тренинга. Пред-тренинг. Мероприятие, направленное на адаптацию тренинговой программы под ту задачу, которую ставит Компания-Заказчик. Сбор и подготовка информации для анализа задачи, уточнение специфики бизнеса Заказчика, существенных деталей и пожеланий. По форме предтренинг – это интервью, беседа, тестирование сотрудников и пр. Пост-тренинг. Мероприятие, которое направленно на закрепление результатов тренинга. По форме посттренинг – это консультационные сессии с Заказчиком, с представителями Заказчика, срезы проверки знаний и пр. Проблематизация. Выявление противоречий в имеющейся информации и знаниях. Ролевые игры. Одна из форм тренинговой работы. Разыгрывание роли в ситуации, которая анализируется на тренинге. Позволяет прожить новые роли, посмотреть на себя “со стороны”, получить обратную связь относительно своих действий, попробовать более эффективные модели поведения. Семинар. Учебное занятие. Основная цель семинара – передача большого объема знаний, информации, собственного опытом, в идеале – передача квинтэссенции знаний по заявленному вопросу. Стресс-менеджмент. Тренинг "Управление стрессом". Управление стрессом. Комплекс мероприятий, направленный на снижение влияние негативных воздействий (неприятные события, воспоминания, раздражающие факторы) и на усиление внутренних ресурсов организма. Тайм-менеджмент. Тренинг "Управление временем". Управление временем. Комплекс мероприятий, направленный на эффективное, продуктивное планирование и использование своего ресурса времени. Различают стратегическое, среднесрочное, краткосрочное и оперативное планирование времени. Тренинг делового общения. Тренинг, цель которого сформировать или усовершенствовать навыки коммуникации с партнерами по бизнесу. Тренинг переговоров. Тренинг по переговорам Тренинг, направленный на развитие навыков убеждающего воздействия, на поиск индивидуальных моделей ведения результативных переговоров, на изменение не конструктивных особенностей. Тренинг персонала. Тренинг, направленный на развитие деловых умений и навыков сотрудников для осуществления ими определенных бизнес-задач. Тренинг тренеров. Вид обучения тренеров и преподавателей. Цель тренинга тренеров - научить участников анализировать, выбирать оптимальную программу, проводить и оценивать различные мероприятия краткосрочного обучения, научить особенностям обучения взрослых. Формат тренинга. Интервал времени, в который проходит тренинг. II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
III. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
IV. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
V. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Тренинг памяти» разработан... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Тренинг сензитивности»... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Тренинг групповой сплоченности»... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «немецкий язык» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения социально экономического, финансового и юридического... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «английский язык» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения социально экономического, финансового и юридического... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Социально – психологический тренинг: проблемы эффективного трудоустройства» предназначен для студентов, обучающихся по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история... Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности и является обязательной... | Учебно-методический комплекс специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» Учебно-методический комплекс «Информатика» составлен в соответствии с требованиями профессиональной образовательной программой по... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2011 пояснительная... Дисциплина «Психологический практикум» относится к общепрофессиональному блоку дисциплин Государственного образовательного стандарта... | Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050100. 65 «Музыкальное образование» Е. А. Соловьева. Психолого-педагогический тренинг: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика связей... «Социально-культурная деятельность» (квалификация «Менеджер социально-культурной деятельности») и направлению подготовки | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... |