Учебное пособие Йошкар-Ола





НазваниеУчебное пособие Йошкар-Ола
страница1/19
Дата публикации26.04.2015
Размер2.18 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ


ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЫ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301- «ПСИХОЛОГИЯ»

Йошкар-Ола

2008

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЫ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПСИХОЛОГИЯ»
Учебное пособие

Йошкар-Ола

2008

УДК 378.2

ББК 74.58

П 44
Рекомендовано к печати учебно – методическим советом МОСИ
Рецензенты:
Попов Л.М. - доктор психологических наук, профессор КГУ

Швецов Н.М. – доктор педагогических наук, профессор МОСИ

П 44 Подготовка и защита дипломной работы по специальности 030301- «Психология»: учебное пособие для вузов / Г.В. Игумнова, Г.Г. Журавлева.- Йошкар-Ола, МОСИ, 2008.- 204 с.

Пособие адресовано выпускникам специальности 030301 - «Психология». При подготовке пособия были использованы работы В.Н Карандашева., А.Ф. Ануфриева, Н.Н. Соловьевой.
УДК 378. 2

ББК 74.58
©Г.В. Игумнова, Г Журавлева.2008

©МОСИ,2008

1. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


  1. Общая характеристика специальности 030301 "Психология"

    1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03. 2000 № 686.

    2. Квалификация выпускника – психолог, преподаватель психологии. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки психолога по специальности 030301 "Психология" при очной форме обучения 5 лет.

    3. Квалификационная характеристика выпускника.
      Объектом профессиональной деятельности специалиста являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом – их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

  • диагностическую и коррекционную;

  • экспертную и консультативную;

  • учебно-воспитательную;

  • научно-исследовательскую;

  • культурно-просветительную.

Конкретное содержание профессиональной подготовки специалиста определяется образовательной программой высшего учебного заведения и должно включать теоретическую подготовку, лабораторные практикумы и практики.

1.4. Возможности продолжения образования.

Психолог (специалист), освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 030301 «Психология», подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.


  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО

СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПСИХОЛОГИЯ»


7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста

Специалист должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации:

  • на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;

  • участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;

  • владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста

7.2.1. Итоговая государственная аттестация специалиста включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе специалиста.

Выпускная квалификационная работа по специальности 030301 «Психология» представляет собой законченную разработку, включающую результаты эмпирического или теоретического исследования, или обоснованный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики. В работе должны быть сбалансировано представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая или методологическая работа. Дипломная работа должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности. Объем ее, как правило, должен быть в пределах 50-85 страниц стандартного печатного текста.

Защита выпускной квалификационной работы осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии. По результату защиты выставляется государственная аттестационная оценка.

7.2.3. Требования к государственному экзамену.

На государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области общепрофессиональных базовых и специальных дисциплин, достаточные для работы в коллективе психологов и профессионального выполнения своих обязанностей, а также для последующего обучения в аспирантуре.

Выпускной экзамен должен быть проверкой конкретных функциональных возможностей студента, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.


2. УЧЕБНЫЕ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ СТУДЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ ПО ПСИХОЛОГИИ
План выполнения дипломной работы предполагает обстоятельный анализ литературы по проблеме, а также эмпирическое исследование или инновационную практическую психологическую деятельность с использованием методик и выборки, обеспечивающих необходимую доказательность выводов. Целесообразным представляется выполне­ние дипломного проекта в течение 4 и 5 курсов обучения, таким обра­зом, чтобы курсовая работа на 4 курсе создавала достаточный науч­ный задел, позволила провести пилотажное исследование. Правильно поступают студенты, которые уже на 2—3—4 курсах в своих курсовых проектах ориентируются на возможную тему дипломной работы в бу­дущем и постепенно продвигаются в ее разработке.

По мере написания отдельных глав студент представляет их науч­ному руководителю, исправляет и дополняет дипломную работу в со­ответствии с его рекомендациями. В установленные сроки студент должен от­читываться в степени готовности работы перед руководителем, в необходимых случаях — перед кафедрой.

Разные типы квалификационных работ по психологии (рефера­тивные, курсовые, дипломные) могут потребовать от студентов прояв­ления трех основных групп умений:

  1. поиск информации и оформление научной мысли рефератив­ного типа;

  2. планирование, проведение эмпирического исследования и оформление его результатов;

  3. планирование, проведение инновационной работы в области практической психологии и оформление ее результатов.

Реферативная учебная и научно-исследовательская работа

При выполнении реферативной учебной и научно-исследователь­ской работы студент должен усвоить следующие основные умения:

  • самостоятельный поиск информации по заданной теме;

  • отбор существенной информации, необходимой для полного
    освещения изучаемой проблемы, отделение этой информации от второстепенной (в рамках данной темы);

  • анализ и синтез знаний и исследований по проблеме;

  • обобщение и классификация информации по исследователь­ским проблемам;

  • логичное и последовательное раскрытие темы;

  • обобщение психологических знаний по проблеме и формули­рование выводов из литературного обзора материала;

  • стилистически правильное оформление научной мысли рефе­ративного типа;

  • грамотное оформление научного реферативного текста;

  • правильное оформление научной работы.

Эмпирическая научно-исследовательская работа

При выполнении эмпирической научно-исследовательской рабо­ты студент должен усвоить следующие умения:

• обоснование актуальности и новизны эмпирического иссле­дования;

• определение предмета и объекта эмпирического исследова­ния;

  • формулировка цели и задач эмпирического исследования;

  • формулировка гипотезы эмпирического исследования;

  • планирование эмпирического исследования и прогнозирова­ние достоверности ожидаемых результатов;

  • выбор методов и подбор методик для проверки гипотезы эм­пирического исследования;

  • практическое освоение методики эмпирического исследова­ния как средства решения научно-исследовательской задачи;

  • количественная обработка данных эмпирического исследова­ния;

  • качественная обработка данных эмпирического исследова­ния;

  • полное, стилистически правильное и грамотное описание про­цесса и результатов эмпирического исследования, убедитель­ность аргументации;

  • интерпретация результатов эмпирического исследования;

  • формулирование выводов, полученных в результате эмпири­ческого исследования, рекомендаций по их использованию;

  • правильное оформление научной работы.

Инновационная работа в области практической психологии

Инновационная работа в области практической психологии дол­жна соответствовать основным методологическим принципам науч­ной психологии. Это всегда научно-практическое исследование. При подготовке разработки в области практической психологии студентом должны быть усвоены соответствующие умения:

  • обоснование актуальности задачи, на решение которой на­правлена работа;

  • определение предмета и объекта практической психологичес­кой работы;

  • формулировка цели и задач, на решение которых направлена
    разрабатываемая методика;

  • характеристика новизны разрабатываемой или адаптируемой
    методики;

  • планирование основных этапов разработки (или адаптации)
    методики практической психологической работы и понима­ние задач, которые решаются на каждом из них;

  • подбор методов и методик для решения поставленной задачи
    практической психологии;

  • практическое освоение методик психодиагностики, консуль­тирования, психотерапии, коррекционной, развивающей пси­хологической работы или работы по психопрофилактике и психологическому просвещению, понимание их места в реше­нии поставленной задачи практической психологии;

  • количественная обработка результатов проведенной работы;

  • качественная обработка результатов проведенной работы;

  • полное, стилистически правильное и грамотное описание
    процесса и результатов практической психологической ра­боты, убедительность аргументации;

  • качественный и количественный анализ эффективности про­веденной практической психологической работы, ее интер­претация;

  • характеристика новизны и специфики разработанной методи­ки практической психологической работы, выводов по ее ап­робации, описание возможностей и ограничений в примене­нии, составление рекомендаций по ее использованию;

  • грамотное оформление работы.

Все вышеперечисленное может являться основанием и критерием для оценки квалификационной работы студента (реферативной, курсо­вой или дипломной) преподавателем или аттестационной комиссией.

В ходе выполнения дипломной работы студент опирается на уме­ния, приобретенные им при выполнении курсовых работ, по научному ана­лизу литературы по теме исследования, по выполнению эмпиричес­кой научно-исследовательской работы и по решению проблем в области практической психологии. Как правило, тема дипломной ра­боты продолжает исследования, проводимые в процессе написания курсовых работ. Основная особенность дипломной работы (по сравнению с курсовой) — ее комплексный теоретико-экспериментальный характер. Поскольку выполнение квалификационной работы представляет собой психологическое исследование, оно включает в себя ряд необходи­мых этапов.

  1. Определение темы и первичная постановка проблемы.

  2. Поиск и анализ литературы по изучаемой проблеме.

  3. Постановка цели, задач исследования, формулировка гипотез.

  4. Планирование исследования, выбор методов и методик.

  5. Проведение исследования, сбор эмпирических данных.

  6. Первичный анализ данных, их математическая обработка и
    представление.

  7. Обсуждение и интерпретация результатов.

  8. Формулировка выводов и обобщений.

На каждом этапе исследователем решаются свои задачи, которые требуют соответствующих умений. Ими должен овладеть студент при выполнении квалификационной работы.
3. СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЫ

3.1. Структура ВКР (дипломной работы), описывающей эмпирические исследования

Дипломная работа, описывающая эмпирическое исследование, более структурирована и включает обычно следующие разделы:

● Титульный лист

● Содержание

● Введение

● Глава 1

● Глава 2

● Заключение

● Литература

● Приложение
Ниже приводится краткий обзор этих основных элементов квали­фикационной работы (более детально каждый из них будет рассмот­рен в последующих разделах).

Титульный лист. Содержит информацию о заглавии работы, ее ав­торе, научном руководителе, месте, где выполнена работа. Заглавие должно быть кратким. Обычно оно включает изучаемые переменные и выборку исследования. Например: «Связь самооценки и статуса ре­бенка в группе в старшем дошкольном возрасте». Возрастная катего­рия в этом случае используется на основе известной классификации и поясняется в тексте работы. Возможно указание в заглавии возраст­ной категории с указанием конкретного возраста (например, у подрост­ков 14 лет).

Содержание. Раздел включает информацию о содержании всех разделов квалификационной работы и страницах, на которых эти раз­делы начинаются. Он имеет такой же вид, как в научных книгах. Пе­чатаются номера и заголовки каждого раздела и подраздела работы, а по правому краю страницы напротив заголовков и подзаголовков — но­мера страниц, на которых соответствующий раздел начинается (ука­зывать страницу, на которой раздел заканчивается, не нужно). В каче­стве примера можете обратить внимание на страницу Содержание этой книги.

Введение. Данный раздел не нумеруется. В нем описывается ос­новной методологический аппарат квалификационной работы, рас­крывается актуальность темы, сущность проблемы, на решение кото­рой работа направлена, и ее новизна. Далее характеризуется цель и научная гипотеза исследования (общий исследовательский вопрос, на который автор работы искал ответ), предмет и объект исследования, задачи теоретической и эмпирической работы, проведенной студен­том. Описываются сущность методов, используемых в работе, и эмпи­рические гипотезы, дается краткое описание структуры основных раз­делов работы. Обычный объем Введения – 4 – 5 страниц.

Основная часть работы (та, которая располагается между Введени­ем и Заключением) включает несколько разделов и может иметь разную структуру.

Пример

Глава 1 — раздел, в котором последовательно раскрываются основ­ные теоретические положения работы, лежащие в основе проведен­ного эмпирического исследования или разработки в области практи­ческой психологии, теоретически обосновывается и формулируется цель исследования. В конце этой главы указываются гипотезы (или вопросы), которые ставятся в исследовании, а также задачи исследо­вания.

Глава 2 — раздел, в котором в структурированном виде описыва­ются методы, результаты и их обсуждение.

Например:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие Йошкар-Ола iconПубличный отчет директора гбоу рмэ «Семеновская специальная (коррекционная)...
Г. Йошкар-Ола «15» июня 2012г
Учебное пособие Йошкар-Ола iconУчебное пособие Йошкар-Ола, 2007 ббк 40. 1 Удк 631. 5 А 46 Рецензенты: Т. М. Быченко
М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,...
Учебное пособие Йошкар-Ола icon«Детский сад комбинированного вида №80 «Ужара» г. Йошкар-Олы»
Россия, Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, улица Подольских Курсантов, дом, 12 б., телефоны: 41-93-00, 41-94-91, e-mail: dou-ds-80@yandex...
Учебное пособие Йошкар-Ола iconМарий Эл «Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий»
Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий. Традиции. Обновление. Нововведения. Публичный доклад. – Йошкар-Ола, 2014.–142 с
Учебное пособие Йошкар-Ола iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий: на пути к вершинам. Публичный доклад. – Йошкар-Ола, 2013. – 152 с
Учебное пособие Йошкар-Ола iconПлан работы методического объединения учителей трудового обучения...
План работы методического объединения учителей трудового обучения коррекционной школы №1 гор. Йошкар-ола
Учебное пособие Йошкар-Ола iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Г. Йошкар-Ола «15» июня 2011г
Учебное пособие Йошкар-Ола iconОтчет о результатах самообследования муниципального бюджетного образовательного учреждения
Учредитель: управление образования администрации городского округа «Город Йошкар Ола»
Учебное пособие Йошкар-Ола iconОформление научных студенческих работ
Пановой; сост. H. A. Левенштейн, Л. И. Громова; науч ред и отв за вып. В. В. Изыкин. 4-e изд., испр. Йошкар-Ола, 201 г-28 с
Учебное пособие Йошкар-Ола icon1. положени е о курсах по гражданской обороне и защите населения...
О курсах по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций при управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным...
Учебное пособие Йошкар-Ола iconРеспублики Марий Эл гбоу дпо (ПК) с «Марийский институт образования» Марийское краеведение
Место проведения: фгбоу впо «Марийский государственный университет» (г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д. 44, учебный корпус №1)
Учебное пособие Йошкар-Ола iconУрока. № урока по теме Мутын составше, 1 урок
Учаев З. В. Марий йылме: Теорий: 5-9 класслан учебник. Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 1993
Учебное пособие Йошкар-Ола iconПсихология Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения и обучающихся в сокращенные сроки
Учебное пособие Йошкар-Ола iconУчебное пособие М.: Руссобит-М, 2001. 1 Cd-rom математика. 5 класс....

Учебное пособие Йошкар-Ола iconУчебное пособие Тамбов 2002 г. Авторы составители: Кузьмина Н. В,...
Учебное пособие «Создание Web-сайтов» предназначено для слушателей курсов повышения квалификации на базе Тамбовского рц фио по программе...
Учебное пособие Йошкар-Ола iconУчебное пособие «Желтухи у новорожденных и детей раннего возраста»
Учебное пособие предназначено для послевузовского образования врачей: педиатров и общей практике


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск