Скачать 2.18 Mb.
|
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301- «ПСИХОЛОГИЯ» Йошкар-Ола 2008 МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПСИХОЛОГИЯ» Учебное пособие Йошкар-Ола 2008 УДК 378.2 ББК 74.58 П 44 Рекомендовано к печати учебно – методическим советом МОСИ Рецензенты: Попов Л.М. - доктор психологических наук, профессор КГУ Швецов Н.М. – доктор педагогических наук, профессор МОСИ П 44 Подготовка и защита дипломной работы по специальности 030301- «Психология»: учебное пособие для вузов / Г.В. Игумнова, Г.Г. Журавлева.- Йошкар-Ола, МОСИ, 2008.- 204 с. Пособие адресовано выпускникам специальности 030301 - «Психология». При подготовке пособия были использованы работы В.Н Карандашева., А.Ф. Ануфриева, Н.Н. Соловьевой. УДК 378. 2 ББК 74.58 ©Г.В. Игумнова, Г Журавлева.2008 ©МОСИ,2008 1. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Конкретное содержание профессиональной подготовки специалиста определяется образовательной программой высшего учебного заведения и должно включать теоретическую подготовку, лабораторные практикумы и практики. 1.4. Возможности продолжения образования. Психолог (специалист), освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 030301 «Психология», подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПСИХОЛОГИЯ»7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста Специалист должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации:
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста 7.2.1. Итоговая государственная аттестация специалиста включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач. 7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе специалиста. Выпускная квалификационная работа по специальности 030301 «Психология» представляет собой законченную разработку, включающую результаты эмпирического или теоретического исследования, или обоснованный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики. В работе должны быть сбалансировано представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая или методологическая работа. Дипломная работа должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности. Объем ее, как правило, должен быть в пределах 50-85 страниц стандартного печатного текста. Защита выпускной квалификационной работы осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии. По результату защиты выставляется государственная аттестационная оценка. 7.2.3. Требования к государственному экзамену. На государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области общепрофессиональных базовых и специальных дисциплин, достаточные для работы в коллективе психологов и профессионального выполнения своих обязанностей, а также для последующего обучения в аспирантуре. Выпускной экзамен должен быть проверкой конкретных функциональных возможностей студента, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний. 2. УЧЕБНЫЕ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ СТУДЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ ПО ПСИХОЛОГИИ План выполнения дипломной работы предполагает обстоятельный анализ литературы по проблеме, а также эмпирическое исследование или инновационную практическую психологическую деятельность с использованием методик и выборки, обеспечивающих необходимую доказательность выводов. Целесообразным представляется выполнение дипломного проекта в течение 4 и 5 курсов обучения, таким образом, чтобы курсовая работа на 4 курсе создавала достаточный научный задел, позволила провести пилотажное исследование. Правильно поступают студенты, которые уже на 2—3—4 курсах в своих курсовых проектах ориентируются на возможную тему дипломной работы в будущем и постепенно продвигаются в ее разработке. По мере написания отдельных глав студент представляет их научному руководителю, исправляет и дополняет дипломную работу в соответствии с его рекомендациями. В установленные сроки студент должен отчитываться в степени готовности работы перед руководителем, в необходимых случаях — перед кафедрой. Разные типы квалификационных работ по психологии (реферативные, курсовые, дипломные) могут потребовать от студентов проявления трех основных групп умений:
Реферативная учебная и научно-исследовательская работа При выполнении реферативной учебной и научно-исследовательской работы студент должен усвоить следующие основные умения:
Эмпирическая научно-исследовательская работа При выполнении эмпирической научно-исследовательской работы студент должен усвоить следующие умения: • обоснование актуальности и новизны эмпирического исследования; • определение предмета и объекта эмпирического исследования;
Инновационная работа в области практической психологии Инновационная работа в области практической психологии должна соответствовать основным методологическим принципам научной психологии. Это всегда научно-практическое исследование. При подготовке разработки в области практической психологии студентом должны быть усвоены соответствующие умения:
Все вышеперечисленное может являться основанием и критерием для оценки квалификационной работы студента (реферативной, курсовой или дипломной) преподавателем или аттестационной комиссией. В ходе выполнения дипломной работы студент опирается на умения, приобретенные им при выполнении курсовых работ, по научному анализу литературы по теме исследования, по выполнению эмпирической научно-исследовательской работы и по решению проблем в области практической психологии. Как правило, тема дипломной работы продолжает исследования, проводимые в процессе написания курсовых работ. Основная особенность дипломной работы (по сравнению с курсовой) — ее комплексный теоретико-экспериментальный характер. Поскольку выполнение квалификационной работы представляет собой психологическое исследование, оно включает в себя ряд необходимых этапов.
На каждом этапе исследователем решаются свои задачи, которые требуют соответствующих умений. Ими должен овладеть студент при выполнении квалификационной работы. 3. СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЫ 3.1. Структура ВКР (дипломной работы), описывающей эмпирические исследования Дипломная работа, описывающая эмпирическое исследование, более структурирована и включает обычно следующие разделы: ● Титульный лист ● Содержание ● Введение ● Глава 1 ● Глава 2 ● Заключение ● Литература ● Приложение Ниже приводится краткий обзор этих основных элементов квалификационной работы (более детально каждый из них будет рассмотрен в последующих разделах). Титульный лист. Содержит информацию о заглавии работы, ее авторе, научном руководителе, месте, где выполнена работа. Заглавие должно быть кратким. Обычно оно включает изучаемые переменные и выборку исследования. Например: «Связь самооценки и статуса ребенка в группе в старшем дошкольном возрасте». Возрастная категория в этом случае используется на основе известной классификации и поясняется в тексте работы. Возможно указание в заглавии возрастной категории с указанием конкретного возраста (например, у подростков 14 лет). Содержание. Раздел включает информацию о содержании всех разделов квалификационной работы и страницах, на которых эти разделы начинаются. Он имеет такой же вид, как в научных книгах. Печатаются номера и заголовки каждого раздела и подраздела работы, а по правому краю страницы напротив заголовков и подзаголовков — номера страниц, на которых соответствующий раздел начинается (указывать страницу, на которой раздел заканчивается, не нужно). В качестве примера можете обратить внимание на страницу Содержание этой книги. Введение. Данный раздел не нумеруется. В нем описывается основной методологический аппарат квалификационной работы, раскрывается актуальность темы, сущность проблемы, на решение которой работа направлена, и ее новизна. Далее характеризуется цель и научная гипотеза исследования (общий исследовательский вопрос, на который автор работы искал ответ), предмет и объект исследования, задачи теоретической и эмпирической работы, проведенной студентом. Описываются сущность методов, используемых в работе, и эмпирические гипотезы, дается краткое описание структуры основных разделов работы. Обычный объем Введения – 4 – 5 страниц. Основная часть работы (та, которая располагается между Введением и Заключением) включает несколько разделов и может иметь разную структуру. Пример Глава 1 — раздел, в котором последовательно раскрываются основные теоретические положения работы, лежащие в основе проведенного эмпирического исследования или разработки в области практической психологии, теоретически обосновывается и формулируется цель исследования. В конце этой главы указываются гипотезы (или вопросы), которые ставятся в исследовании, а также задачи исследования. Глава 2 — раздел, в котором в структурированном виде описываются методы, результаты и их обсуждение. Например: |
Публичный отчет директора гбоу рмэ «Семеновская специальная (коррекционная)... Г. Йошкар-Ола «15» июня 2012г | Учебное пособие Йошкар-Ола, 2007 ббк 40. 1 Удк 631. 5 А 46 Рецензенты: Т. М. Быченко М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,... | ||
«Детский сад комбинированного вида №80 «Ужара» г. Йошкар-Олы» Россия, Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, улица Подольских Курсантов, дом, 12 б., телефоны: 41-93-00, 41-94-91, e-mail: dou-ds-80@yandex... | Марий Эл «Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий» Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий. Традиции. Обновление. Нововведения. Публичный доклад. – Йошкар-Ола, 2014.–142 с | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий: на пути к вершинам. Публичный доклад. – Йошкар-Ола, 2013. – 152 с | План работы методического объединения учителей трудового обучения... План работы методического объединения учителей трудового обучения коррекционной школы №1 гор. Йошкар-ола | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Г. Йошкар-Ола «15» июня 2011г | Отчет о результатах самообследования муниципального бюджетного образовательного учреждения Учредитель: управление образования администрации городского округа «Город Йошкар Ола» | ||
Оформление научных студенческих работ Пановой; сост. H. A. Левенштейн, Л. И. Громова; науч ред и отв за вып. В. В. Изыкин. 4-e изд., испр. Йошкар-Ола, 201 г-28 с | 1. положени е о курсах по гражданской обороне и защите населения... О курсах по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций при управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным... | ||
Республики Марий Эл гбоу дпо (ПК) с «Марийский институт образования» Марийское краеведение Место проведения: фгбоу впо «Марийский государственный университет» (г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д. 44, учебный корпус №1) | Урока. № урока по теме Мутын составше, 1 урок Учаев З. В. Марий йылме: Теорий: 5-9 класслан учебник. Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 1993 | ||
Психология Учебное пособие Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения и обучающихся в сокращенные сроки | Учебное пособие М.: Руссобит-М, 2001. 1 Cd-rom математика. 5 класс.... | ||
Учебное пособие Тамбов 2002 г. Авторы составители: Кузьмина Н. В,... Учебное пособие «Создание Web-сайтов» предназначено для слушателей курсов повышения квалификации на базе Тамбовского рц фио по программе... | Учебное пособие «Желтухи у новорожденных и детей раннего возраста» Учебное пособие предназначено для послевузовского образования врачей: педиатров и общей практике |