Скачать 395.51 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА «Основы групповой психотерапии» Ростов-на-Дону2006 Печатается по решению методической комиссии кафедры социальной психологии РГУ, протокол № 4 от 27 июня 2006. Составители: Воронцов Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальная психологияАгнаева Елена Муратовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальная психология Рецензенты: Рюмшина Любовь Ивановна, доктор психологических наук, доцент кафедры социальная психология Сериков Геннадий Витальевич, кандидат психологических наук, ст. преподаватель кафедры социальная психология Пояснительная записка. «Основы групповой психотерапии» - дисциплина специализации, которая предназначена для студентов 5-го курса факультета психологии дневной формы обучения (стационар), специализирующихся по кафедре социальной психологии. Предметом дисциплины выступают социально-психологические механизмы воздействия на личность и поведение человека в группах при оказании психологической помощи в разрешении индивидуальных и межличностных проблем, которые приводят к социально-психологической дезадаптации личности. Цели курса – ознакомление студентов с социально-психологическими механизмами, используемыми при оказании психотерапевтической помощи, и приобретение практических навыков применения этих механизмов в работе психолога. Задачи курса:
Место в учебном процессе. Материал курса предполагает обобщение и конкретизацию базовых знаний, полученных студентами при изучении дисциплин «Социальная психология», «Психология личности», «Клиническая психология», а также развитие представлений о практическом применении социально-психологических знаний, полученных в ходе освоения других дисциплин специализации. Программа составлена по принципам: преемственности, что позволяет студентам применить на практике усвоенные на предыдущих курсах теоретические знания и закрепить уже полученные навыки практической работы психолога; дополнительности (работа на практических занятиях позволяет применять уже полученные теоретические сведения); интегративности (порядок и изложение материала по окончании курса позволяют сформировать обобщенное представление о формах и методах групповой работы в конкретных случаях с применением различных подходов). СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСАТема 1. Социально-психологические механизмы воздействия на личность и поведение. Цели групповых форм оказания психологической помощи (поддержка, коррекция проблемного поведения, коррекция или формирование необходимых личностных качеств, психосоциальная адаптация). История использования групповых форм воздействия на поведение человека. Опыты Ф.А. Месмера. Репрессивно-вдохновляющая групповая терапия (Дж. Пратт). Использование групп в психоаналитической практике (А. Адлер, С. Славсон, А. Вольф). Научное обоснование групповых форм психологической помощи. Теория «поля» К. Левина. Понятие психотерапевтической группы в рамках концепции К. Левина. Психодраматический метод Я. Морено. Теория группового развития У. Бенниса и Р. Шепарда. Экзистенциальная теория Кэмпдэна-Турнера. Различение групповой психотерапии и социально-психологического тренинга как форм психологической помощи, основанных на социально-психологических механизмах воздействия на личность и поведение. Преимущества и ограничения групповых форм оказания психологической помощи. Группа как модель реальных социальных отношений. Возможность развития особой атмосферы доверия и безопасности. Скрытый конфликт и феномен «магического оправдания начального действия». Возникновение совместных тем обсуждения. Модификация норм и убеждений. Перенос и проекция чувств на членов группы. Безопасное социальное сравнение. Эффективная обратная связь. Проверка новых форм поведения. Опыт столкновений и образования союзов. Экономические преимущества. Социально-психологические механизмы влияния на личность и ее поведение в группе. Конформность. Групповое давление и его виды (нормативное и информационное). Властные отношения (феномен лидерства в группе). Принуждающая, вознаграждающая, легитимная, экспертная, информационная, референтная власть лидера группы. Унификация (стремление к сохранению группового единства). Социальное сравнение. Уровни ожидаемых личностных изменений в процессе групповой психотерапии: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Литература основная.
Литература дополнительная.
Тема 2. Теоретико-методологические подходы к использованию групповых механизмов воздействия на личность и поведение в психотерапии. Психодинамическое направление групповой психотерапии. Франкфуртская школа социального психоанализа как теоретическое обоснование использования групп в качестве формы оказания психотерапевтической помощи. Специфические признаки аналитической группы (цели, количественный состав, предмет анализа происходящих в группе процессов). Поведенческое направление групповой психотерапии. Манипулятивный характер использования социально-психологических механизмов воздействия на поведение в процессе поведенческой терапии: изменение проблемного поведения в соответствии с заданным образцом, использование пресекающих и подавляющих групповых влияний, использование механизмов подкрепления новых моделей поведения. Классификации поведенческих групп (группы терапии дисфункциональных межличностных отношений, группы терапии дезадаптивных поведенческих навыков). Гуманистическое направление групповой психотерапии. Методологические принципы работы гуманистических групп. Психологические проблемы как признак нарушения процесса самоактуализации личности. Развитие у клиента способности к рефлексии жизненного опыта как цель психотерапевтической группы. Задачи группового психотерапевтического процесса: осознание актуального чувственного опыта во всем его многообразии, продвижение вперед в понимании своих потребностей, встреча с целостным, а не избирательно осознанным жизненным опытом. Диалогическое общение и равноправные властные отношения между всеми участниками как социально-психологические механизмы психотерапевтического процесса в гуманистической группе. Характеристика эффективных межличностных отношений, развиваемых в гуманистической психотерапевтической группе: самораскрытие перед другими, реалистичность требований, взаимоуважение, отказ от контроля над другими. Виды гуманистических групп: группы встреч, психодраматические группы, гештальт-группы. Уровни изменения личности в групповом процессе: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Литература основная.
Литература дополнительная.
Тема 3. Подготовка и организация работы психотерапевтической группы. Основные этапы подготовки и организации работы психотерапевтической группы. Этап планирования работы группы. Классификация возможных участников психотерапевтической группы по типу решаемых проблем (по Д.С. Витакер). Люди в ситуациях утраты. Люди, имеющие проблемных родственников. Люди, испытывающие тревогу, страхи или депрессию. Люди с дисфункциональными расстройствами, утратившие способность вести прежний образ жизни. Люди с диссоциальными нарушениями. Понятие «рубежа» и понятие «главной заботы» клиента. Мотивация на групповую работу в процессе психотерапии. Принцип информированного добровольного согласия на участие в групповой работе. Критерии включения клиентов в группу. Процедура отбора клиентов в психотерапевтическую группу. Индивидуальное собеседование. Оценка мотивированности. Получение сведений о личной истории проблемы. Оценка развития вербальных навыков и комментирования. Обнаружение типичного диапазона поведенческих проявлений личности в различных жизненных сферах. Психодиагностика личностных и поведенческих качеств для прогнозирования паттернов межличностного взаимодействия в группе. Моделирование и наблюдение поведения, соответствующего поведению в психотерапевтической группе. Принципы композиции групп. Гетерогенный и гомогенный подходы. Критерии исключения из группы. Факторы, провоцирующие на досрочный уход из психотерапевтической группы. Внешние факторы ухода. Девиантность по отношению к группе. Проблемы близости. Страх перед «эмоциональным заражением». Формирование группы: место, время, размер, подготовка. Физические условия. Открытые и закрытые психотерапевтические группы. Длительность и частота встреч. Марафонские группы. Краткосрочные группы. Размер психотерапевтической группы. Понятие групповой динамики в психотерапевтическом процессе. Характеристика группы в начальной стадии работы. Особенности поведения участников группы на стадии конфликта. Развитие сплоченности терапевтической группы. Проблема образования подгрупп на стадии зрелой («рабочей») группы. Стадия завершения групповой работы. Понятие обратной связи в групповой психотерапии. Виды обратной связи. Аппаратная обратная связь. Личная обратная связь. Общая и парциальная обратная связь. Вербальная и невербальная обратная связь. Эмоциональная и рациональная обратная связь. Оценочная и безоценочная обратная связь. Конструктивная и неконструктивная обратная связь. Условия эффективной обратной связи. Правила предоставления и принятия обратной связи. Ведение листа обратной связи в процессе групповой психотерапии. Основные методы работы психотерапевтических групп. Групповая дискуссия. Темы групповых дискуссий. Биографическая, тематическая, интерактивная дискуссии. Темы на основе психодиагностических данных. Анализ конкретных ситуаций. Групповой самоанализ. Техники проведения групповой дискуссии. Игровые методы (методы структурированного ролевого взаимодействия). Параметры ролевой игры: игрок, ситуация, терапия. Терапевтические эффекты непосредственного и косвенного участия в групповом процессе: развитие адаптивного поведенческого навыка, сенсибилизация к невербальным и вербальным каналам информации от партнеров по взаимодействию, смена поведенческой установки. Вспомогательные методы работы психотерапевтических групп. Арт-терапевтические методы. Психогимнастические упражнения. Литература основная.
Литература дополнительная.
Тема 4. Групповая кризисная интервенция. Психологическое содержание кризисной ситуации. Характеристики кризисной ситуации. Стадии развития кризисного процесса. Стадия нормальной адаптации. Стадия мобилизации. Критическая стадия. Цели кризисной интервенции. Три стадии работы с кризисом. Этап сбора информации. Этап формулирования и переформулирования проблемы. Этап обнаружения альтернатив и решения. Дебрифинг как групповая форма оказания превентивной психотерапевтической помощи в кризисной ситуации. Цель дебрифинга. Организационные вопросы: требования к месту проведения, число участников, оптимальное время проведения дебрифинга. Задачи дебрифинга. Структура работы дебрифинговой группы. Вступление. Обращение к фактам и мыслям. Обращение к переживаниям. Копинг. Заключение. Пост-дебрифинг. Литература основная.
Литература дополнительная.
Тема 5. Балинтовские группы. История возникновения превентивных психотерапевтических групп для людей, оказывающих профессиональную помощь другим людям. Цели и задачи балинтовской группы. Обязательные и факультативные характеристики балинтовской группы. Оптимальный размер балинтовской группы. Требования к ведущему балинтовской группы. Требования к участникам балинтовской группы. Форма работы балинтовской группы. Интеракционная направленность темы групповой дискуссии. Характер обратной связи в балинтовской группе. Технология работы балинтовской группы. Особенности эмоциональной атмосферы в группе. Глубина анализа материала в дискуссии. Правила завершения работы балинтовской группы. Литература основная.
Литература дополнительная. 1. В.А. Винокур, А.А Чечик. Балинтовская группа: цели, характеристики и структура // Психологическая газета. 2000, № 10. С. 24-26. Тема 6. Группы встреч. Понятие группы встреч (experiential-group). Цель психологической помощи в группе встреч. Основные задачи работы в группе встреч. Концепция «основной встречи» К. Роджерса. Концепция «открытой встречи» У. Шутца. Особенности динамики групп встреч. Характеристика ведущего группы встреч. Задачи, решаемые ведущим группы встреч. Структура психотерапевтической сессии в группе встреч. Содержание работы в начале сессии. Высказывания участников. Описание личных признаков главной проблемы. Невербальные групповые упражнения в ходе психотерапевтической работы. Техника управляемого воображения. Идентификация потребностей. Прояснение стратегий самопомощи. Рефлексия над проблемой. Поиск помогающих внешних и внутренних ресурсов. Техники, направленные на принятие эмоций. Модификации групп встреч. Основная литература.
Дополнительная литература.
Тема 7. Поведенческие методы групповой психотерапии. Техники обусловливания и контр-обусловливания поведения. Характерные черты групповой поведенческой психотерапии. Модель проблемного поведения. Классические теории обусловливания. Теория условного рефлекса И.П. Павлова. Применение теории классического обусловливания для объяснения возникновения страхов (Дж. Уотсон, М.К. Джонс). Условно-рефлекторная терапия В.М. Бехтерева и А.Сальтера. Контр-обусловливание и его использование в групповой психотерапии. Понятие и механизмы возникновения социальных страхов (Дж.Вольпе). Респодентно-обусловленные страхи и социальные страхи когнитивного происхождения. Сущность и особенности сочетания методов контр-обусловливания, иерархизации, произвольной мышечной релаксации и систематической десенсибилизации. Возможности и ограничения применения методов контр-обусловливания и систематической десенсибилизации. Программа «Тренинга самоутверждения» Дж. Вольпе. Оперантное обусловливание поведения. Понятия «подкрепление», «оперант», «штраф». Формы, виды и режим подкрепления. Жетонная система, самоподкрепление в поведенческой психотерапии. Использование метода последовательного приближения для формирования комплексных социальных навыков. Аверсивная психотерапия. Терапия и модификация поведения как метод изменения поведения личности или группы людей с помощью целенаправленного подкрепления. Сравнение эффективности различных схем подкрепления. Литература основная.
Литература дополнительная.
Тема 8. Когнитивные и когнитивно-поведенческие методы в групповой психотерапии. Теория социального научения А.Бандуры. Обучение на моделях, косвенное подкрепление. Виды моделей, правила моделирования. Самоэффективность: факторы формирования, возможности коррекции. Методы психотерапии, основанные на моделировании: самоконтроль, самоинструкция, мысленный «стоп», скрытое подкрепление. Основные положения когнитивной парадигмы тренинга. Рационально-эмотивная терапия А.Эллиса. Типы и характеристики нерациональных убеждений. Многоступенчатая схема коррекции нерациональных убеждений. Систематические когнитивные ошибки. Этапы когнитивно-поведенческого тренинга (по А.Беку), основные техники и приемы. Теория выученной беспомощности М.Селигмана. Причины возникновения, профилактика и коррекция беспомощности. Теория оптимизма М. Селигмана. Особенности «оптимистичной» и «пессимистичной» атрибуции, терапия пессимизма. Литература основная.
Литература дополнительная.
Тема 9. Мультимодальная терапия поведения в группе. Развитие навыков поведенческого анализа. Понятия поведенческого репертуара и дефицита поведения (А.Лазарус). Четыре группы навыков, необходимых полноценного овладения социальной реальностью. Современные схемы регуляции социального поведения человека. Мультимодальная терапия поведения. Схема BASIC ID А. Лазаруса и ее использование в групповой психотерапии. Основные переменные мультимодальной терапии поведения. Понятие поведенческого анализа. Современные методы, приемы и правила анализа поведения. Поведенческий диагноз. Терапевтический контракт. Значение отношений клиент-психолог в когнитивно-поведенческой групповой психотерапии. Особенности планирования и осуществления терапевтических мероприятий в рамках мультимодельной групповой терапии. Литература основная.
Литература дополнительная.
Тема 10. Современные концепции модификации проблемного поведения в группе. Традиционные модели модификации поведения. Модели, основанные на страхе. Модель, основанная на субъективно ожидаемой пользе. Модель идеологии здорового образа жизни. Теория обоснованного действия и планируемого поведения. Стадийность изменения проблемного поведения. Модель изменения проблемного поведения по Дж. Прочаске и К. Диклементе. Предварительная стадия. Факторы, способствующие переходу клиента к циклу изменения поведения. Информация как основное средство, способствующее началу изменения поведения. Характеристики побуждающей к изменению поведения информации. Мотивационное интервью. Отличия мотивационного интервью от техники конфронтационного мотивирования. Допустимые способы подачи информации в мотивационном интервью. Стадия размышления. Изменение баланса преимуществ и недостатков новой модели поведения. Стадия принятия решения. Формулирование подходящей и реалистической цели изменения проблемного поведения. Стадия действия. Техники поддержки поведенческих изменений. Стадия закрепления достигнутых изменений. Рецидивы проблемного поведения. Литература.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. Занятие 1. Социально-психологические механизмы групповой психотерапии. Групповая дискуссия по темам:
Литература.
Занятие 2. Теоретико-методологические подходы к использованию групповых механизмов воздействия на личность и поведение в психотерапии. Групповая дискуссия по темам:
Литература.
Занятие 3-4. Подготовка и организация работы психотерапевтической группы. Групповая дискуссия на темы:
Литература.
Ролевые игры.
Психодиагностический практикум. Работа с опросником У. Шутца на изучение паттернов межличностного общения в контексте задачи формирования психотерапевтической группы по гомогенному или гетерогенному принципу. Занятие 5. Групповая кризисная интервенция. Групповая дискуссия на темы:
Литература.
Ролевая игра: «Дебрифинг в группе людей, переживших автокатастрофу».
Занятие 6. Балинтовские группы. Групповая дискуссия на темы:
Литература.
Ролевая игра: «Проведение балинтовской группы для практических психологов».
Для проведения ролевой игры студентам необходимо выбрать для анализа один практический случай оказания психологической помощи (бытовой или профессиональной), который вызвал у них сильные эмоциональные переживания любой модальности (положительные или отрицательные). Занятие 7. Технология проведения группы встреч. Групповая дискуссия на тему:
Литература.
Ролевая игра: Проведение психотерапевтической сессии в рамках гуманистической парадигмы.
Занятие 8. Техники обусловливания и контр-обусловливания поведения в групповой психотерапии. Систематическая десенсибилизация по Дж. Вольпе.
Литература.
Занятие 10. Методы подкрепления в решении социально-психологических проблем личности.
Литература.
Занятие 9. Когнитивно-поведенческие методы в групповой психотерапии. Поиск и коррекция нерациональных убеждений.
Литература.
Занятие 10. Современные концепции модификации проблемного поведения в группе. Групповая дискуссия по темам:
Литература.
Ролевая игра: «Мотивационное интервью по Дж. Прочаске и К. Диклементе».
Упражнения по развитию навыков поддержки поведенческих изменений.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. Темы самостоятельных письменных работ по разделу 1.
Подготовка к коллоквиуму «Групповая психотерапия и социально-психологический тренинг: общее и различие» на основе анализа источников из списка литературы. Темы самостоятельных письменных работ по разделу 2.
Подготовка к коллоквиуму «Оценка эффективности групповой психотерапии на разных уровнях изменения личности» на основе анализа источников из списка литературы. Задания для самостоятельной работы по разделу 3. Написание рефератов на темы:
Разработка дизайна психотерапевтической программы для одной из категорий клиентов (по Д.С. Витакер). Задания для самостоятельной работы по разделу 4. Подготовка рефератов на темы:
Задания для самостоятельной работы по разделу 5. Подготовка рефератов на темы:
Задания для самостоятельной работы по разделу 6. Подготовка рефератов на темы:
Задания для самостоятельной работы по разделам 7-8. Подготовка рефератов на темы:
Самостоятельная разработка психотерапевтической программы для одной из категорий клиентов с применением методов контр-обусловливания и систематической десенсибилизации. Литература:
Задания для самостоятельной работы по разделу 9. Подготовка рефератов на темы:
Самостоятельное знакомство студентов с методикой А.Эллиса, направленной на определение степени рациональности-иррациональности мышления. Самодиагностика выраженности иррациональных установок. Литература.
Задания для самостоятельной работы по разделу 10. Подготовка рефератов на темы:
Литература:
Задания для самостоятельной работы по разделу 11. Разработка дизайна программы групповой психотерапии с использованием концепции стадиального изменения проблемного аддиктивного поведения. Форма контроля знаний – зачет. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Таблица 1 |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы групповой психотерапии психически больных» Казьмина Ольга Юрьевна «Основы групповой психотерапии психически больных». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 18 с | Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» Вместе с тем процессы и психотерапевтическое воздействие групповой арт-терапии отличаются как от групповой вербальной психотерапии,... | ||
Программа спецкурса «основы избирательного права» Введение спецкурса «Основы избирательного права» важный шаг для формирования грамотного гражданина своего государства | Предмет консультативной психологии Отличие группового консультирования от социально-психологического тренинга и групповой психотерапии | ||
Ирвин Ялом Теория и практика групповой психотерапии Формирование группы: место, время, размер, подготовка | Групповое и семейное консультирование и групповая психотерапия Этические принципы групповой психотерапии. Виды и цели семейного консультирования. Особенности работы с супружеской парой. Содержание... | ||
Ирвин Ялом Дар психотерапии «Дар психотерапии»: Эксмо; Москва; 2005 isbn 5-699-13766-1 Ирвин Ялом, психотерапевт с огромным стажем, написал немало книг, научных и не очень. Однако «Дар психотерапии» — текст настолько... | Рабочая программа дисциплины «философские основы психотерапии» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «основы поведенческой психотерапии» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Тематический план спецкурса Теоретические основы формирования деревьев и кустарников в питомниках и на объектах | ||
«Философские основы психотерапии» Рабочая программа составлена на основе образовательного стандарта профессиональной подготовки по специальности 030302 – «Клиническая... | И. В. Вачков основы технологии группового тренинга 1 Краткая история развития групповых методов психотерапии и практической психологии | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология» Богданова М. В. Клинические основы психологического консультирования и психотерапии | Таганрогский институт управления и экономики Учебная программа и методические указания по дисциплине “Основы детской психотерапии”. Таганрог: Изд-во тиуиЭ, 2003. 18с | ||
Кафедра философии и психологии Рабочая программа по учебной дисциплине «Основы психокоррекции и психотерапии» составлена в соответствии с требованиями ооп: 030300.... | Кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики программа спецкурса Программа спецкурса: «Психологическое обеспечение правоприменительной деятельности» /Сост.: В. М. Поздняков. М., Изд-во рудн, 2015.... |