Работа классного руководителя по выявлению и развитию одаренности детей. Диагностика детской одаренности. Словосочетанием – «одаренные дети»





Скачать 89.86 Kb.
НазваниеРабота классного руководителя по выявлению и развитию одаренности детей. Диагностика детской одаренности. Словосочетанием – «одаренные дети»
Дата публикации21.08.2013
Размер89.86 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Работа классного руководителя по выявлению и развитию одаренности детей.

Диагностика детской одаренности.

Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей. Эти дети, уже по определению, качественно отличаются от сверстников. Такой подход довольно уязвим и традиционно является предметом критики со стороны большинства отечественных педагогов и психологов, хотя это понимание вполне допустимо, и нельзя не отметить, что оно отражает реальное положение дел.

Одаренные дети – дети, опережающие сверстников в развитии. Вне зависимости от содержания, вкладываемого в понятие «одаренность», а так же методики её диагностики, существование данной группы людей определяется статистически.

Часто при отборе детей, обладающих незаурядными способностями, в специальные классы или школы для одаренных речь, как правило, идет о высоком уровне развития интеллекта и креативности, а так же о прогнозе будущих академических достижений (т.е. об интеллектуальной, творческой и академической одаренности). Вместе с тем диагностика одаренности заслуживает более пристального внимания.

Принято считать, что диагностика детской одаренности не педагогическая, а исключительно психологическая проблема. И это, конечно, справедливо, пока мы рассуждаем на уровне теории. Но современная образовательная практика требует личностно-ориентированного подхода и заставляет рассматривать диагностику детской одаренности как неотъемлемую часть целостного педагогического процесса.

В педагогической психологии проблема диагностики одаренности традиционно рассматривается на 2х уровнях, условно их можно назвать теоретическим и методическим (психометрическим). Естественно, что подобная точка зрения утвердилась и в педагогической практике.

Первый, теоретический уровень предполагает определение концепции одаренности, выяснение вопроса о том, кого и по каким критериям можно отнести к одаренным.

Второй уровень, методический, включает в себя разработку, в соответствии с принятой концепцией, самих диагностических процедур-методик, позволяющих идентифицировать одаренных. Этот подход при первом рассмотрении представляется вполне логичным и самодостаточным. Однако массовая образовательная практика свидетельствует о том, что это не так.

Известно, что один и тот же ребенок по одной и той же психодиагностической методике (либо пакету методик) в разных условиях может показывать разные результаты.

Это постоянно встречающиеся явления нередко склонны приписывать либо неправильно сформулированной концепции одаренности, либо несовершенству разработанных в соответствии с ней психометрических методик. Последние обычно обвиняются в недостаточной надежности и валидности.

Между тем истинная причина этого явления часто кроется совсем в другом. Исследования и педагогическая практика показывают, что результаты диагностики становятся значительно более объективными, если обследование продумано с организационно-педагогической точки зрения.

Таким образом, проблема диагностики одаренности может и должна рассматриваться ещё на одном уровне, названный условно «организационно- педагогический».

1. Организация процесса выявления одаренных детей.

Тестологический подход.

К числу распространённых вариантов организационно – педагогического решения можно с полным правом отнести разовые обследование на уровень одаренности. Их содержание базируется на универсальной, выраженной в баллах
''единой оценке'' одаренности. Обычно это оценка интеллекта либо креативности, иногда – сочетание того и другого.

Как мы уже говорили в первой главе со времен А.Бине и в течение долгого времени высокий интеллект, определяемый с помощью стандартизированных тестов, играл роль универсального показателя одаренности. Процесс диагностики предлагал разовые или периодические обследования детей, как правило, с последующей их селекцией в сфере образования.

Естественно, что эта практика не могла не быть подвергнута жесткой критике со стороны как специалистов, так и общественности. Однако, не смотря на резкую критику и вполне очевидную теоретическую несостоятельность (отсутствие надежной концептуальной модели одаренности, низкая прогностичность большинства диагностических методик, зависимость результатов от действия средовых факторов и др.), возможность этого подхода к диагностике одаренности не только не исключает, но вполне серьезно обсуждается в современной популярной и даже специальной литературе и, что самое печальное, реально проводится на практике. Так, в средствах массовой информации в последние годы периодически обсуждается проблема необходимости массового тестирования детей в России на «интеллект».

Частично смягчает негативное влияние этого подхода стремление к комплексной оценке. Но это не следует рассматривать как дорадикальное решение проблемы. Одномоментная, даже многомерная оценка уровня одаренности
– крайне ненадежное основание для социально – педагогического прогноза. Как известно, именно функцию социального прогнозирования выполняет в данном случае диагностическая процедура.

При многомерной комплексной оценке (когда оценивается, кроме интеллекта и креативности, ещё и личностные особенности) меняются лишь требования к методологическому аппарату. Это безусловно, повышает надежность полученных данных, но не делает их настолько надежными, насколько этого требует социально – педагогические задачи.

В качестве примера подобного подхода может служить так называемая резервуарная модель Дж. Гауэна. В итоге проведения многих оценочных процедур (результатов группового тестирования, рекомендаций классного руководителя и др.) очерчивается круг претендентов для занятий по программе для одаренных. Ребенок должен показать высокие результаты в любых трех (из четырех возможных) видах оценки, либо набирать определенную сумму баллов по тестам интеллекта (Стенфорд Бине). Окончательный вердикт выносится членами отборочной комиссии.

Один из вариантов комплексной оценки представляет собой также широко известный проект «РАРУНТ» (для одаренных детей, имеющих отклонения в сенсорном или физическом развитии). Первичная оценка общей и социальной одаренности детей проводится с помощью специальных опросных листов для учителей и родителей. В случае, если оценка ребенка педагогом или родителями превышает определенный уровень по одному из опросных листов, ребенок зачисляется в число кандидатов. Далее, с целью проверки полученных данных все дети привлекаются к специальным занятиям в небольших группах в соответствии с характером их одаренности. Если эти дети обнаруживают (по итогам занятий) адекватный уровень, по меньшей мере, в одном или двух видах деятельности, они включаются в дополнительную программу. И только детей с серьёзными физическими и сенсорными недостатками тестируют дополнительно по стандартизированным тестам.

Ненадежность получаемых результатов осознаётся авторами, но не отменяет их желания ''навешивать ярлыки'' (''одаренный'', ''неодаренный'').
Этот подход привел к тому, что в современной массовой российской системе образования практика селекций детей с целью приема в образовательные учреждения с повышенным статусом на основании разовых обследований законодательно запрещена. Первый запрет, как известно, датировался 1936 годом, а второй – началом 90-х годов.

Подчеркнем, что, строго говоря, такое диагностическое обследование может быть вполне объективным с точки зрения сегодняшнего дня. Ведь оно, словно фотография может точно зафиксировать уровень, показанный в данный момент, в данных условиях ребенком. Но всегда ли можно по фотографии ребенка предсказать, каким будет его внешний облик, когда он станет взрослым.

Построить прогноз развития на таком ненадежном основании практически невозможно. Потому – то и необходимы специальные организационно – педагогические решения.

«Принцип турникета». С целью преодоления названных сложностей предпринимаются попытки поставить этот процесс на более надежную научно – подтвержденную основу.

Основные требования к диагностики одаренности.

В заключении можно выделить основные современные требования к процессу диагностики детской одаренности.

Оценивание одаренности ребенка должно быть комплексным, а обследование - всесторонним.
Кроме уровня развития интеллектуальных, необходимо изучить творческие способности, психосоциальное и физическое развитие, охватить как можно больший спектр способностей ребенка.

Важно помнить и о качественной стороне оценки, которая также имеет прямое отношение к принципу комплексного оценивания. Речь идет о выявлении соотношения уровней развития отдельных функций и способностей в структуре психики конкретного ребенка.

Но при этом следует помнить о том, что ребенка, показавшие высокие результаты хотя бы по одному из рассматриваемых параметров, следует рассматривать как одаренного.

Только долговременное обследование может быть объективным. Психодиагностическое обследование, направленное на выделение уровня одаренности ребенка, должно быть долговременным. Диагностическое обследование, проводимое с целью отбора детей разовым быть не может. Этого не позволяют сделать ни современный уровень теоретической разработанности данной проблемы, ни существующий уровень методического обеспечения этого процесса.

Наиболее эффективны для психодиагностической работы – психотренинги.
Обычные диагностические методики, ориентированные на разовое обследование, требуют решения ребенком серьезных, специальных стандартизированных задач.
По результатам решения производится оценка.

Тренинговые методики преследуют обычно другие цели, прежде всего, цели развития, в процессе которого можно развивать долговременную диагностику и тем самым снять некоторые психологические преграды, неизбежно возникающие при различных исследованиях.

Встреча с незнакомым взрослым (психологом, педагогом и др.) какого бы специалиста по общению с детьми он из себя не изображал, для ребенка – тоже стресс. Сможет ли его преодолеть ребенок? На этот вопрос может быть несколько разных ответов, но одно не подлежит сомнению – все это скажется на результатах диагностики.

Диагностические задания тренингового типа позволяет избавиться от проблем. Ребенок, включенный в длительное обследование, может, постепенно избавившись от вышеперечисленных стрессов, выявить свои истинные возможности.

Необходимо учитывать потенциальные возможности ребенка. Большинство специалистов склоняется к тому, что при оценке уровня одаренности ребенка следует оценивать не только и не столько склонные, сколько его потенциальные возможности. В данном случае имеется в виду ориентация на
''зону ближайшего развития''. И именно в педагогическом и в более всего в социальном плане значительно важнее не то, что демонстрирует ребенок в данный момент, а то, что следует ожидать от него в будущем.

Следует опираться на экологические валидные методы диагностики, к которым относятся методы оценки поведения и деятельности в реальных, а не в искусственных лабораторных ситуациях.

В диагностике одаренности должны участвовать разные специалисты: психологи, педагоги, родители и дети. Притом последние не только в роли подопытных. Для каждой из этих категорий работников необходим свой, специально разработанный метод инструментарий. Только сопоставление этих данных может дать картину, максимально приближенную к истине.

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

1. При организации работы классного руководителя свою работу необходимо начать с планирования. В планировании классный руководитель должен отразить диагностику одаренности и наметить задачи и формы работы с одаренными учащимися. Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо:

2. Создание подсистемы диагностики одаренности учащихся школы и организация эффективного функционирования этой системы.

3. Расширение и совершенствование деятельности психологической службе в школе.

4. Включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей школы.

5. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

6. Создание и постоянное совершенствование школьной методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.

7. Признание руководством и коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе школы.

8. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

- учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей, человеческой привлекательности и состоятельности;

- учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

- учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием. Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Работа классного руководителя по выявлению и развитию одаренности детей. Диагностика детской одаренности. Словосочетанием – «одаренные дети» iconПрограмма "Одаренные дети" на 2007 2010 г г. Муниципального общеобразовательного учреждения
Разработка программы вызвана необходимостью эффективности работы педагогического коллектива моу рсош №2 по выявлению и развитию одаренности...
Работа классного руководителя по выявлению и развитию одаренности детей. Диагностика детской одаренности. Словосочетанием – «одаренные дети» iconОбщий отчёт за 2009-2010 уч год по реализации Программы работы
Развитие детской одаренности является превалирующим направлением образовательной модели моу «Лицей». При разработке данной программы...
Работа классного руководителя по выявлению и развитию одаренности детей. Диагностика детской одаренности. Словосочетанием – «одаренные дети» iconАнкета оценки общей одаренности
Банк данных «Одаренные дети» формируется психологом школы – Мояревской Ниной Викторовной, зам директора по нмр кононенко А. Ю., классными...
Работа классного руководителя по выявлению и развитию одаренности детей. Диагностика детской одаренности. Словосочетанием – «одаренные дети» iconРеферат По курсу: «Развитие одаренности подростков в системе дополнительного...
Целью является рассмотреть особенности инновационного подхода к созданию программы развития детской одаренности в системе дополнительного...
Работа классного руководителя по выявлению и развитию одаренности детей. Диагностика детской одаренности. Словосочетанием – «одаренные дети» iconПрограмма «одаренные дети» для учащихся 5-11 классов мбоу сош на 2011-2015 годы
На первом этапе (2011 – 2012 годы) предусмотрены работы, связанные с разработкой моделей совершенствования системы развития и поддержки...
Работа классного руководителя по выявлению и развитию одаренности детей. Диагностика детской одаренности. Словосочетанием – «одаренные дети» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия Тема: «Читательская...
Методическое пособие предназначено для педагогов, уделяющих огромное внимание внеклассной деятельности, посвящено читательской конференции...
Работа классного руководителя по выявлению и развитию одаренности детей. Диагностика детской одаренности. Словосочетанием – «одаренные дети» iconРабочая концепция одаренности под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 2002
Разработка и издание Концепции осуществлены по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках и на средства федеральной...
Работа классного руководителя по выявлению и развитию одаренности детей. Диагностика детской одаренности. Словосочетанием – «одаренные дети» iconПредисловие ко второму изданию «Рабочей концепции одаренности»
Разработка и издание Концепции осуществлены по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках и на средства федеральной...
Работа классного руководителя по выявлению и развитию одаренности детей. Диагностика детской одаренности. Словосочетанием – «одаренные дети» iconАнализ работы с одаренными детьми за 2013 2014 учебный год
В течение учебного года осуществлялась реализация инновационного проекта «Учение с увлечением». Одно из направлений этого проекта...
Работа классного руководителя по выявлению и развитию одаренности детей. Диагностика детской одаренности. Словосочетанием – «одаренные дети» iconСопровождение детской одаренности в начальной школе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9»
Работа классного руководителя по выявлению и развитию одаренности детей. Диагностика детской одаренности. Словосочетанием – «одаренные дети» iconI. умственная одаренность: ее психологические проявления 7 Глава...
Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н. С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. 416 с. 1
Работа классного руководителя по выявлению и развитию одаренности детей. Диагностика детской одаренности. Словосочетанием – «одаренные дети» iconИсследовательская позиция ребенка как фактор развития детской одаренности
Ведь традиционно детей, начиная с детского сада, обучают мыслить в рамках заданной программы: малейшее отклонение от нее моментально...
Работа классного руководителя по выявлению и развитию одаренности детей. Диагностика детской одаренности. Словосочетанием – «одаренные дети» iconДиагностика предметной одаренности
Что же следует понимать под профилактическим, естественным, исцеляющим, правильным дыханием? 25
Работа классного руководителя по выявлению и развитию одаренности детей. Диагностика детской одаренности. Словосочетанием – «одаренные дети» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование универсальных учебных действий учащихся и развитие детской одарённости
Работа классного руководителя по выявлению и развитию одаренности детей. Диагностика детской одаренности. Словосочетанием – «одаренные дети» iconПрограмма коррекционной работы (1- 4 классы). Обеспечение условий...
Критерий 5 «Обеспечение доступности качественного образования обучающимися с разными потребностями и возможностями (одаренные и талантливые...
Работа классного руководителя по выявлению и развитию одаренности детей. Диагностика детской одаренности. Словосочетанием – «одаренные дети» iconЗадача выявления и обучения одаренных детей и талантливой молодежи...
Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение на уроках русского языка и литературы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск