Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер с англ./Общ ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ ст. В. П. Зинченко





Скачать 100.52 Kb.
НазваниеВертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер с англ./Общ ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ ст. В. П. Зинченко
Дата публикации25.05.2015
Размер100.52 Kb.
ТипЛабораторная работа
100-bal.ru > Психология > Лабораторная работа
Лабораторная работа №4

Исследование влияние прошлого опыта на способ решения задач (методика Лачинса)

Учебная задача: освоение особенностей и проведения эксперимента (на примере исследования А. Лачинс)

Этапы:

Изучение особенностей реализации метода беседы на основе анализа учебных текстов

Знакомство с вариантом организации эксперимента по исследованию влияния прошлого опыта на процесс решения задачи

Проведение экспериментальной сессии (во время занятия в университете)

Проведение самостоятельного исследования с испытуемыми, подготовка совместной таблицы результатов и проверка статистических гипотез

Обсуждение полученных результатов, оценка надежности вывода

Материалы для оценки учебных достижений:

1. Реферат “Эксперимент и его виды. Виды переменных в эксперименте и

способы их контроля»

2. Отчет о проведении самостоятельного сбора экспериментальных

данных.

3. Выводы по общим результатам

Литература:

1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ./Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ. ст. В. П. Зинченко. — М.: Прогресс, 1987. 2. Диагностика познавательных способностей: методики и тесты: [учебное пособие-сборник] / ред. В.Д. Шадриков. – Москва: Академический проект: Альма Матер, 2009. – С. 410-413.
3. Нижарадзе Г.А. О двух типах ригидности при решении интеллектуальных задач // http://www.voppsy.ru/issues/1987/873/873142.htm

РЕФЕРАТ

«ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО ВИДЫ. ВИДЫ ПЕРЕМЕННЫХ В ЭКСПЕРИМЕНТЕИ СПОСОБЫ ИХ КОНТРОЛЯ»

МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА (англ. experimental method) состоит в организации целенаправленного наблюдения, когда по плану исследователя изменяется частично ситуация, в которой находятся участники эксперимента — испытуемые.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи R=f(S, P) и, по возможности, вид функции f (бывают различные виды связи — причинно-следственные, функциональные, корреляционные и др.). В данном случае, R — реакция испытуемого, S — ситуация, а P — личность испытуемого, психика, или «внутренние процессы». То есть, грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на основании реакции испытуемых на стимулирование, регулируемое экспериментатором, делается какой-либо вывод о психике, психических процессах или личности испытуемого.

ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

Эксперимент можно разделить на два основных этапа:

Первый этап — постановка задачи и цели, а также построение плана эксперимента. План эксперимента должен строиться с учетом накопленных знаний и отражать актуальность проблемы.

Второй этап — собственно процесс активного воздействия на окружающий мир, в результате чего накапливаются объективные научные факты. Получению этих фактов в значительной степени способствует правильно подобранная методика эксперимента.

ВАЛИДНОСТЬ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ

Вали́дность (англ. validity, от лат. validus — «сильный, здоровый, достойный») — мера соответствия методик и результатов исследования поставленным задачам. Валидность считается фундаментальным понятием экспериментальной психологии и психодиагностики.

Как и в естественнонаучных экспериментах, так и в психологических краеугольным камнем считается понятие валидности: если эксперимент валиден, учёные могут обладать некоторой уверенностью в том, что ими было измерено именно то, что они хотели измерить. Предпринимается множество мер для того, чтобы соблюдать все виды валидности. Однако быть абсолютно уверенным в том, что в каком-то, даже самом продуманном, исследовании можно совершенно соблюсти все критерии валидности, невозможно.

ПРЕИМУЩЕСТВА ЭКСПЕРИМЕНТА КАК МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ

Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях:

1. Возможность выбрать момент начала события

2. Повторяемость изучаемого события

3. Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными

4. Обеспечивается высокая точность результатов

5. Возможны повторные исследования в аналогичных условиях

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

В зависимости от способа проведения выделяют главным образом три вида экспериментов:

1. Лабораторный эксперимент

2. Полевой, или естественный эксперимент

3. Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент

Лабораторный эксперимент (англ. laboratory experiment), или искусственный эксперимент, — в психологии это вид эксперимента, который проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории) и в котором по мере возможности обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора. Исследуемыми субъектами считаются испытуемые или группа испытуемых, а интересующие исследователя факторы называются релевантными стимулами.

Естественный эксперимент, или полевой эксперимент, — в психологии это вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс.

Психолого-педагогический эксперимент, или формирующий эксперимент, — это специфический исключительно для психологии вид эксперимента, в котором активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого должно способствовать его психическому развитию и личностному росту.

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЕЗУЛЬТАТА ВОЗДЕЙСТВИЯ ВЫДЕЛЯЮТ:

Констатирующий эксперимент — экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.

Формирующий эксперимент — экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали.

Патопсихологический эксперимент — целью эксперимента ставится задача качественной и количественной оценки основных процессов мышления; экспериментатор, как правило, не интересуется непосредственными результатами тестирования, так как в ходе эксперимента проводится исследование способа достижения результата.

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫДЕЛЯЮТ:

Пилотное исследование (так называемое черновое, пробное исследование);

Собственно эксперимент.

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ОСОЗНАННОСТИ эксперименты также можно разделить на те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования; те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную), и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).

ПЕРЕМЕННЫЕ И СПОСОБЫ ИХ КОНТРОЛЯ
Переменная в психологическом эксперименте - это реальность, изменения которой могут быть каким-либо образом измерены, зафиксированы.

Выделяют следующие виды переменных:

- независимые переменные (НП);

- зависимые переменные (ЗП);

- побочные переменные (ПП);

- дополнительные переменные (ДП);

- смешивающиеся переменные (СП),

Где независимая переменная (НП) - экспериментальное воздействие и экспериментальный фактор - управляемая (переменная), т.е. активно изменяемая исследователем, а зависимая переменная (ЗП) – переменная (любое психическое явление, характеристика), изменения которое рассматриваются как следствия изменения на экспериментальное воздействие. Проще говоря, это так называемые реакции или отклики на экспериментальное воздействие.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ПЕРЕМЕННЫХ

Метод исключения (если известен определенный признак — дополнительная переменная, то его можно исключить).

Метод выравнивания условий (используется, когда известен тот или иной вмешивающийся признак, но его избежать нельзя).

Метод рандомизации (применяется в случае, если влияющий фактор не известен и избежать его воздействия невозможно). Способ перепроверки гипотезы на разных выборках, в разных местах, на разных категориях людей и так далее.

ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ СЕССИИ (ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ)



Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сумма (Р)

1

р

р

р

р

р

р

р

р

р

н

9

1

р

р

р

р

р

н

н

н

р

р

7

2

н

р

р

р

р

р

р

р

р

р

9

2

р

н

р

р

р

р

р

р

р

р

9

2

н

р

р

р

р

р

р

р

р

р

9

1

р

р

р

р

р

н

н

н

-

-

5

2

н

р

р

р

р

р

р

р

р

р

9

1

р

р

р

р

р

н

н

н

н

н

5

2

н

н

н

н

н

р

р

р

р

р

5

1

р

р

р

р

р

н

н

н

р

н

6

1

р

р

р

р

р

н

н

р

р

р

8

Р- рациональное решение задачи
Н- нерациональное решение задачи
Среднее арифметическое значение задач 1-ого варианта: 6,7
Среднее арифметическое значение задач 2-ого варианта: 8,2

Эта работа была проведена для подтверждении гипотезы о влиянии прошлого опыта на способ решения задач. По полученным данным можно сказать, что прошлый опыт, влияет на способ решения задач.

ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СБОРА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Задача

Решение

Наблюдаемая невербалика

1. Даны три сосуда, емкость которых 37, 21 и 3 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?

37-21=16
16-(3+3)=10

Первые 5 задач испытуемый решал довольно быстро, затруднений не возникло. Приступая ко второй половине задач возникли небольшие трудности с 9 задачей, однако решение было найдено. Задачи под номерами 7 и 8 испытуемый решил самым рациональным способом. Задача под номером 10 была решена не рационально.

На протяжении всего эксперимента испытуемый был сосредоточен на задании, взгляд устремлен в карточку с заданием, брови немного нахмурены, на посторонний шум не отвлекался.

2. Даны три сосуда, емкость которых 37, 24 и 2 литра. Как отмерить ровно 9 литров воды?

37-24=13
13-4=9

3. Даны три сосуда, емкость которых 39, 22 и 2 литра. Как отмерить ровно 13 литров воды?

39-22=17

17-(2+2)=13

4. Даны три сосуда, емкость которых 38, 25 и 2 литра. Как отмерить ровно 9 литров воды?

38-25=13

13-(2+2)=9

5. Даны три сосуда, емкость которых 29, 14 и 2 литра. Как отмерить ровно 11 литров воды?

29-14=15

15-(2+2)=11

6. Даны три сосуда, емкость которых 28, 14 и 2 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?

28-14=14

14-(2+2)=10

7. Даны три сосуда, емкость которых 27, 12 и 3 литра. Как отмерить ровно 9 литров воды?

12-3=9
(Использовал только один способ решения)

8. Даны три сосуда, емкость которых 30, 12 и 3 литра. Как отмерить ровно 15 литров воды?

12+3=15

9. Даны три сосуда, емкость которых 28, 7 и 5 литров. Как отмерить ровно 12 литров воды?

7+5=12
(Сразу нашел верное решение)

10. Даны три сосуда, емкость которых 26, 10 и 3 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?

26-10=16

16-(3+3)=10
(Не обратил внимание на 10)

ВЫВОДЫ ПО ОБЩИМ РЕЗУЛЬТАТАМ

Проведя данный эксперимент, можно сделать такой вывод: в ходе исследования испытуемый проявил флексибильность, так как даже во второй части заданий были найдены не стандартные способы решения задач, однако 10 задача была решена нерационально, на мой взгляд, из-за невнимательности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер с англ./Общ ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ ст. В. П. Зинченко iconВертгеймер М. В 35 Продуктивное мышление: Пер с англ./Общ ред. С....
В 35 Продуктивное мышление: Пер с англ./Общ ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ ст. В. П. Зин­ченко. — М.: Прогресс, 1987....
Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер с англ./Общ ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ ст. В. П. Зинченко iconСамодина Н. И. Эриксон Э. Э 77 Идентичность: юность и кризис: Пер...
...
Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер с англ./Общ ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ ст. В. П. Зинченко iconСтратегии, которые работают Подход bcg
С83 Стратегии, которые работают: Подход bcg : сб ст.: пер с англ. / Сост. Карл Штерн и Джордж Сток-мл.; [под общ ред. И. В. Лазуковой]....
Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер с англ./Общ ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ ст. В. П. Зинченко icon1999. 432с. Abraham Harold Maslow the farther reaches of human nature
Перев с англ. А. М. Татлы- баевой. Научи, ред., вступ статья и коммент. Н. Н. Акулиной. Спб.: Евразия
Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер с англ./Общ ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ ст. В. П. Зинченко iconКнига XI. Против этиков
С 28 Сочинения в двух томах. Общ ред. А. Ф. Лосева. Пер с древнегреч. Т. М., "Мысль", 1976. 421 с. (Ан СССР. Ин-т философии. Филос...
Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер с англ./Общ ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ ст. В. П. Зинченко iconКнига поможет прояснить некоторые важные идеи, содержащиеся в трудах...
...
Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер с англ./Общ ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ ст. В. П. Зинченко iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания. // Вопросы психологии. – 1991.№2
Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер с англ./Общ ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ ст. В. П. Зинченко iconСмирительная рубашка
Печатается по изданию: Джек Лондон. Собрание сочинений в четырнадцати томах: Пер с англ. / Под общей ред. Р. М. Самарина. М. Правда,...
Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер с англ./Общ ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ ст. В. П. Зинченко iconРефератов. Содержание тема: государственные реформы россии
Лучшие рефераты по истории Отечества: Для студентов вузов /Сост. Э. Л. Зинченко. — Ростов н/Д.: Феникс, 2001. — 316 с. — (Сер.: Банк...
Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер с англ./Общ ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ ст. В. П. Зинченко iconЯлом И. Когда Ницше плакал/ Пер с англ. М. Будыниной
...
Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер с англ./Общ ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ ст. В. П. Зинченко iconНовые поступления литературы
Браун, Дэн. Ангелы и демоны [Текст] : роман / Д. Браун; [пер с англ. Г. Б. Косова]; ред. Е. Е. Харитонова, 2006. 606 с
Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер с англ./Общ ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ ст. В. П. Зинченко iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер с англ./Общ ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ ст. В. П. Зинченко iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Члени редакционной коллегии: А. Г. Асмолов А. А. Бодалев С. К. Бондырева А. В. Брушлинский В. П. Зинченко Л. П. Кезина -е. А. Климов...
Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер с англ./Общ ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ ст. В. П. Зинченко iconПримерный план легенда об основании Рима. Общественный строй Рима...
Дионисий Галикарнасский. Римские древности / Пер под общ ред. И. Л. Маяк. Т. I–iii. М., 2005
Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер с англ./Общ ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ ст. В. П. Зинченко iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Зинченко. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина...
Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер с англ./Общ ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ ст. В. П. Зинченко iconБернстайн П. Б51 Против богов: Укрощение риска / Пер с англ
Б51 Против богов: Укрощение риска / Пер с англ. — М.: Зао «Олимп-Бизнес», 2000. — 400 с.: ил


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск