Скачать 96.39 Kb.
|
Памятка для студентов направления 080200 «Менеджмент»по изучению дисциплины «Психология бизнеса» (6 семестр) Составила доцент каф. ЭиОП Берлова Т.М.Лекции – 17 часов Практические занятия – 17 часов СРС- 110 часов Экзамен Цель изучения дисциплины: способствовать подготовке студента к овладению профессией руководителя; формированию психологической культуры управленческой деятельности; самостоятельному нахождению оптимальных путей достижения цели и преодоления трудностей в межличностных отношениях; пониманию психологических факторов, влияющих на принятие эффективных решений; развитию самоорганизации студентов и возможности управлять ею. В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: - психологические теории, лежащие в основе менеджмента; - методы анализа и коррекции личности и деятельности руководителя; - теоретические основы построения управленческой деятельности; - теории лидерства и руководства в современной психологии управления; - психологические особенности управленческой деятельности руководителя; - психологические аспекты принятия управленческого решения; - психологические аспекты исполнительской деятельности; - основные виды конфликтов в управленческой деятельности и стратегии их разрешения. Уметь: - применять понятийный аппарат, описывающий управленческую деятельность в практической работе; - применять методы психологии управления для анализа управленческих ситуаций; - использовать социально-психологические механизмы управления групповыми явлениями и процессами; - анализировать мотивацию работников; - организовыватьуправленческиемероприятия; - преодолевать конфликтные ситуации; - принимать индивидуальных решения и брать на себя ответственность. Владеть: - понятийным аппаратом, описывающим управленческую деятельность; - способами самоанализа и саморазвития; - способами самоорганизации; - методами организации взаимодействия и профессионального общения; - приемами ведения деловой беседы; - методами принятия индивидуальных и коллективных решений; - способами реализации мотива власти; - принципами написания распорядительных документов; - приемами организации командной работы. 1 Содержание дисциплины Лекции (17 часов) Модуль 1 Психология бизнеса Тема 1. Бизнес как социокультурный институт. (1 час) Бизнес в России – исторический аспект.Бизнес и его психологические предпосылки. Бизнес как юридически законная деятельность. Бизнес как часть социальной системы. [1, 2, 5] Тема 2.Психология управления в бизнесе (2 часа) Понятие психологии бизнеса: предмет, объект, цель, задачи. Психологические особенности деятельности бизнесмена. Бизнесмен как обобщенное название социальной роли. Этапы развития роли бизнесмена. Социальные роли в бизнесе: Предприниматель. Менеджер. Инвестор. Лидер. Основные компоненты системы управления. Управленческие функции. Психологические подходы к определению профессионально-важных качеств руководителя. [1, 2, 3, 4 , 5] Модуль 2Личность руководителя Тема 3. Индивидуальный стиль деятельности руководителя (2 часа) Понятие «стиля руководства». Традиционные стили управления: авторитарный, демократический, нейтральный. «Индивидуальный стиль деятельности». Управленческая матрица Блейка и Мутона. Факторы, определяющие выбор стиля руководства и оптимизации стиля управленческой деятельности. [1, 2, 3] Тема 4. Руководство и лидерство в структуре организации.Руководитель как носитель власти (2 часа) Организация как формальное и неформальное объединение людей. Основные теории лидерства. Руководитель и лидер: сходство и различие. Руководство: власть и личное влияние. Лидерство: стиль, ситуация и эффективность. Авторитет руководителя. Власть как психологическое явление. Средства осуществления и формы реализации власти. Видимые и невидимые источники власти. Власть и влияние. Способы осуществления влияния. [1, 3, 4, 5] Модуль 3 Руководитель и коллектив Тема 5. Самоменеджмент – основа деятельности руководителя. (2 часа) Самоуправление и самоорганизация руководителя – основа успешной деятельности. Постановка личных целей и планирование их реализации. Способы поддержания собственной мотивации. Таймменеджмент: инвентаризация времени, определение основных «ловушек» времени и др. Помощь и самопомощь при состоянии стресса, эмоциональной напряженности. Имидж. Психология карьеры: модель карьерного роста, стадии развития и планирование карьеры. Кризисы профессионального становления. [1, 3, 4] Тема 6. Мотивация в деятельности руководителя (2 часа) Содержание понятия мотивации: потребности, мотивы, стимулы. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Мотивационные факторы Ш.Ричи и П.Мартина. Стимулирование. Основные системы улучшения мотивации. [1, 3, 4, 5] Тема 7. Команда как вид и форма коллективного управления (2 часа) Формальные и неформальные группы. Уровни развития групп. Групповая динамика. Функционально-ролевая структура группы. Командообразование. Групповая регуляция индивидуально поведения. Принятие групповых решений. Социально-психологический климат. [1, 2, 3, 4, 5] Тема 8. Коммуникативные процессы в управленческой деятельности (2 часа) Сущность и структура делового общения. Техника деловых контактов. Этика управленческого общения. Повышение культуры управленческого общения. [1, 3, 4] Тема 9. Конфликт в управленческой деятельности (2 часа) Природа и типология конфликтов. Личностные конфликты и их последствия. Межличностные конфликты, динамика их развития в стандартных ситуациях. Способы решения конфликтных ситуаций. Личности: ситуативно конфликтные и перманентно конфликтные. Посредник и его роль в разрешении конфликта. Модель бесконфликтного поведения. [1, 3, 6] 2 Литература и учебно-методические материалы Основная литература 1. Королев, Л.М. Психология управления: Учебное пособие/Л.М. Королев. М.: «Дашков и К», 2011. – 188 с. Доступ из ЭБС «Лань» 2. Илинский К.В. Авторитет и лидерство. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2009. (7 экз.) 3. Столяренко, Л.Д. Психология управления. Ростов н/Д: Феникс, 2004, 2006. (3 экз.) Дополнительная литература 4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М.: Дело, 1992, с.27-140; 165-193; 359-388;435-515. 5. Никифоров Г.С., Сливкин Ю.Н. Психология менеджмента /Психологическое обеспечение профессиональной деятельности /под ред. Никифорова Г.С. - СПб.: изд-во С.-Петербургского ун-та, 1991, с.84-95. 6. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 7. Островский Э.В. Психология управления: учебное пособие. – М.: Инфра-М, Вузовский учебник, 2008. 8. Психологические тесты. 1 том//под ред. Карелина А.С./ М.: Владос, 2003. – 312 с. 9. Психологическая диагностика в управлении персоналом: Учебное пособие для сотрудников кадровых служб /Под. Ред. Климова Е.А. – М.: РПО, 1999. 10. Милорадова Н.Г. Психологический практикум по курсу «Психология управления». М.: МГСУ, 2004. Программное обеспечение и интернет-ресурсы Материально-техническое обеспечение курса включает в себя: - комплект слайдов, разработанных в офисном приложении MicrosoftPowerPoint по всем темам курса; - мультимедийные аудитории для чтения лекций-презентаций с использованием офисного приложения MicrosoftPowerPoint; - наличие доступного для студента выхода в Интернет с целью поиска современной информации, научной и учебной литературы по экономике; - доступные Интернет-ресурсы: - Электронная библиотека - Социология, Психология, Управление - http://soc.lib.ru/ - Библиотека «Пси-фактора» Бизнес-психология - http://psyfactor.org/lybr31.htm - Учебные материалы по психологии и психологические статьи -http://www.psyarticles.ru - Библиотека материалов по экономической тематике — http://www.libertarium.ru/library - Материалы по социально-экономическому положению и развитию в России — http://www.finansy.ru - Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ - Сайт Федеральной службы по труду и занятости РФ http://www.rostrud.info Методические указания студентам11. Берлова Т.М. Психология бизнеса. Учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та им И.И. Ползунова, 2013. – 152 с. (40 экземпляров в НТБ АлтГТУ) 12. Берлова Т.М. Методические указания к выполнению расчетного задания по дисциплине «Психология бизнеса» по теме «Оценка психологического климата в коллективе» / Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2013. – 16 с. (50 экз. в НТБ АлтГТУ) 13. Берлова Т.М. Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов по дисциплине «Психология бизнеса» / Алт. Гос. Техн. Ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2013 – 48 с. (40 экз.) 3 График контроля
Примечания. 1. Каждое из перечисленных выше испытаний оценивается по 100 – балльной шкале. 2. При наличии задолженностей, на зачете студенту выдается дополнительное задание по соответствующим темам. 3. Несданные вовремя контрольные точки оцениваются с коэффициентом 0,9. 4 Шкала оценок и правила вычисления рейтинга В АлтГТУ принята 100-балльная шкала оценок. Именно эти оценки учитываются при подсчёте рейтингов, назначении стипендии и в других случаях. Традиционная шкала будет использоваться только в зачётных книжках. Соответствие оценок устанавливается следующим образом: 75 баллов и выше – «отлично», 50 – 74 балла – «хорошо», 25 – 49 баллов – «удовлетворительно», менее 25 баллов – «неудовлетворительно». Успеваемость студента оценивается с помощью текущего рейтинга (во время каждой аттестации) и итогового рейтинга (после сессии). Во всех случаях рейтинг вычисляется по формуле: , где Ri – оценка за i-ю контрольную точку, pi – вес этой контрольной точки. Суммирование проводится по всем контрольным точкам с начала семестра до момента вычисления рейтинга. Также при вычислении семестрового рейтинга учитывается посещения студентом учебных занятий. Параметром посещаемости является П - процент посещений студентом всех видов обязательных занятий по дисциплине от общего числа обязательных занятий с начала семестра, на которых проводилась проверка посещаемости. Проценты посещений занятий округляются до целого значения. В период аттестации в аттестационной ведомости, наряду с рейтингом студента по данной дисциплине, фиксируется и процент посещений занятий с начала семестра. Каждая клетка аттестационной ведомости разделена для этой цели на два сектора. Например:
Такое обозначение соответствует текущему рейтингу 62 и посещаемости 40%. Оба параметра относятся к конкретной дисциплине и фиксируют состояние на момент аттестации с начала семестра. Порядок вычисления семестрового (предэкзаменационного или предзачетного) рейтинга по дисциплине: Rсем = 0,9R+Бп где R - текущий рейтинг на конец семестра, вычисленный по результатам контрольных точек, Бп - дополнительные баллы за посещаемость занятий, определенные по следующей схеме: П≤ 50% - Бп=0 50%<П≤60% - Бп=2 60% <П≤70% - Бп = 4 70% <П≤ 80% - Бп = 6 80% <П≤90% - Бп - 8 90%<П≤100% - Бп=10. 5 Возможности повышения рейтингаДля повышения рейтинга студент должен проявлять активность на семинарских занятиях, готовить доклады, рефераты. Все это подвергается дополнительному контролю (выступление, защита реферата). После проведения такого контроля (с оценкой R*), текущий рейтинг пересчитывается: . ПОМНИТЕ! Дирекция, учитывая рейтинги студента по каждой дисциплине, вычисляет комплексные рейтинги, вывешивает рейтинг-листы специальности, курса, института. От вашего рейтинга теперь зависит ваша стипендия! |
Программа дисциплины Этика бизнеса для направления 080200. 62 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»... | Программа дисциплины «Этика бизнеса» для направления 080200. 62 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины «Этика бизнеса» для направления 080200. 62 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Памятка по изучению дисциплины «экономика инновационной фирмы» для... Изучение дисциплины «Экономика инновационной фирмы», предусматривает рассмотрение следующих тем | ||
Программа дисциплины для направления 080200. 62 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 080200. 62... | Памятка для студентов направления 080200 «Менеджмент» Для достижения данной цели обучающийся должен овладеть знаниями, умениями и навыками, определяемыми программой курса «Иностранный... | ||
Программа дисциплины Психология» по направлению подготовки 080200.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины «Финансовый менеджмент» для направления 080200. 62 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»... | ||
Программа дисциплины Брендинг и бренд-менеджмент для направления 080200. 68 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 «Менеджмент»... | Программа дисциплины «Правовые основы управления персоналом» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Памятка для студентов группы тгв-31 по изучению дисциплины «Исторические... | Программа дисциплины для направления 080200. 62 «Менеджмент» 2 курс... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины «Искусство переговоров» для направления 080200. 68 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 «Менеджмент»,... | Программа дисциплины для направления 080200. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины “ Организационный конфликтменеджмент” для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины Брендинг и бренд-менеджмент для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 Менеджмент,... |