Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи»





Скачать 377.51 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи»
страница1/4
Дата публикации02.03.2016
Размер377.51 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


Институт психологии и педагогики

Утверждаю

Заведующий кафедрой
философской антропологии и арт-терапии
_____________ / /
Решение заседания кафедры

(протокол № ___

«___» _________ 201__ г.)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Психология семьи»

по направлению подготовки 030300 Психология

квалификация (степень): бакалавр

Составитель:

кандидат психологических наук, доцент
Ижванова Е.М.


Москва

2012

1. Организационно-методический раздел
1.1. Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины:

ознакомление студентов с современными представлениями о закономерностях образования и функционирования семьи, формах семейных отношений, а также принципами психологической помощи семье.

Задачи дисциплины:

1) ознакомление студентов:

  • с важнейшими характеристиками семьи;

  • с особенностями нормально функционирующих и дисфункциональных семей;

  • с современными методиками изучения семьи;

  • с основными направлениями семейного консультирования и психотерапии;

2) формирование профессионального системного мировоззрения для работы с семьями.
1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) бакалавриата
Дисциплина «Психология семьи» относится к вариативной части профессионального цикла.
Специальные требования к входным знаниям: не предусмотрены.
Общая трудоемкость дисциплины: 2,5 зачетные единицы (90 академических часов).
Рекомендуемая форма итогового контроля: зачет.

1.3.Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-9, ПК-1, ПК-2, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-5, ПК-6, ОК-4, ПК-2, ПК-20.
В результате изучения дисциплины студент должен

знать: особенности функционирования и развития семейной системы, основные направления, методологические и практические подходы оказания помощи семье; основные проблемы семьи и семейных отношений;

уметь: выявлять семейные проблемы; осуществлять выбор диагностических приемов и методов основных проблем семьи и семейных отношений;

владеть: основными приёмами диагностики проблем семьи и семейных отношений, критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик;

навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации собственной деятельности.

2. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Аудиторная работа

Самостоятельная
работа

Для очной формы обучения

12

74










Лекции

4




Практические / Семинарские

8




Лабораторные







Консультации







Курсовые работы, рефераты







Контрольные работы
















Итоговый контроль: зачет

4




Общий объем часов по дисциплине

90



















Для заочной формы обучения

12

74










Лекции

4




Практические / Семинарские

8




Лабораторные







Консультации







Курсовые работы, рефераты







Контрольные работы
















Итоговый контроль: зачет

4




Общий объем часов по дисциплине

90












3. План занятий

3.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы (занятий) для очной формы обучения




Тематический план

Аудиторные занятия в час.,
в том числе

Самостоя-
тельная дом. работа в час.

Лекции

Практичес-кие /семинарские занятия

Лабора-торные занятия

1.

Введение.

Раздел 1. Функции и состав семьи, виды семей. Жизненный цикл развития семьи

Тема 1. Функции и состав семьи

Тема 2. Жизненный цикл развития семьи


0,5
0,5



1
1





11
11

2

Раздел 2. Психологические особенности семейных отношений

Тема 1. Психология супружеских отношений

Тема 2. Межпоколенные и внутрипоколенные родственные отношения в семье

Тема 3. Ненормативные семейные кризисы


0,5
0,5


0,5


1
1


1






10
10


5


3.

Раздел 3. Задачи и основные направления оказания психологической помощи семье

Тема 1. Особенности российской семьи

Тема 2. Основные направления оказания психологической помощи семье

Тема 3. Методы сбора информации, семейной диагностики и психологической коррекции семейных взаимоотношений

0,5
0,5


0,5


1
1


1






5
10


12





ИТОГО:

4

8




74


3.2. Разделы дисциплины и виды учебной работы (занятий) для заочной формы обучения




Тематический план

Аудиторные занятия в час.,
в том числе

Самостоя-
тельная дом. работа в час.

Лекции

Практичес-кие /семинарские занятия

Лабора-торные занятия

1.

Введение.

Раздел 1. Функции и состав семьи, виды семей. Жизненный цикл развития семьи

Тема 1. Функции и состав семьи

Тема 2. Жизненный цикл развития семьи


0,5
0,5



1
1





11
11

2

Раздел 2. Психологические особенности семейных отношений

Тема 1. Психология супружеских отношений

Тема 2. Межпоколенные и внутрипоколенные родственные отношения в семье

Тема 3. Ненормативные семейные кризисы


0,5
0,5


0,5


1
1


1






10
10


5


3.

Раздел 3. Задачи и основные направления оказания психологической помощи семье

Тема 1. Особенности российской семьи

Тема 2. Основные направления оказания психологической помощи семье

Тема 3. Методы сбора информации, семейной диагностики и психологической коррекции семейных взаимоотношений

0,5
0,5


0,5


1
1


1






5
10


12





ИТОГО:

4

8




74


3.3. Содержание разделов дисциплины

ВВЕДЕНИЕ

Семья как социокультурный феномен. История развития семьи в социогенезе. Факторы, определяющие эволюцию семьи. Культурные и этнические особенности семьи. Семья как система. Основные законы функционирования семейной системы. Современные тенденции развития семьи. Роль семьи в развитии личности. Семья как важнейший институт социализации.

Брак и семья как представление о самоценности данного социального института.

РАЗДЕЛ 1. ФУНКЦИИ И СОСТАВ СЕМЬИ, ВИДЫ СЕМЕЙ. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ

Тема 1. Функции и состав семьи

Определение семьи. Основные функции семьи (хозяйственно-бытовая, репродуктивная, воспитательная, эмоциональная, «психотерапевтическая», духовного общения, сексуально-эротическая, первичного социального контроля). Состав семьи (нуклеарная, расширенная, полная, неполная). Виды семей (традиционная, семья-содружество, «двухкарьерная» семья, открытая семья и пр.). Семья по происхождению (рождению) и семья как брачный союз.

Тема 2. Жизненный цикл развития семьи

Семья как саморегулирующаяся динамическая система. Жизненный цикл развития семьи. Характеристика основных стадий жизненного цикла семьи (добрачный период, образование новой семьи, семья с маленькими детьми, семья с детьми подросткового возраста, период «выхода» из семьи взрослых детей, семья в период старения и старости). Специфика задач, решаемых на каждой из стадий. Мотивы вступления в брак. Теория «фильтров» (Дж. Удри). Особенности добрачных отношении и их влияние на развитие семьи. Факторы риска стабильности новой семьи. Роль родительской семьи для формирования и функционирования новой семьи. Нормативные кризисы развития семьи. Факторы нарушения функционирования семьи: сверхсильные, длительные хронические, резкое изменение стереотипа жизни семьи, суммирование трудностей.

РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Тема 1. Психология супружеских отношений

Основные характеристики супружеских отношений (характер эмоциональных связей, мотивация брака, ролевая структура семьи, особенности общения, способность к разрешению проблем, сплоченность семьи и субъективная удовлетворенность браком).

Любовь как основа построения современной семьи. Теоретические подходы к анализу любви как психологического феномена. Типы любви, ее генезис и развитие.

Ролевая структура семьи. Конвенциональные и межличностные роли в семье. Проблема распределения власти в семье (главенство в семье). Авторитарный, демократический и эгалитарный тип главенства. Факторы, определяющие ролевые ожидания супругов и правила приписывания ролей в семье. Степень идентификации супруга с ролью, мера компетентности, конфликтность роли, согласованность ролевых ожидании супругов — как условия эффективности ролевой структуры семьи.

Особенности межличностного общения в семье. Причины нарушения общения в семье. Семейные «мифы», их особенности и влияние на коммуникацию. Коммуникативная проблема, ее генезис, этапы развития и следствия. Принципы организации эффективного общения в семье. Виды деструкции семьи. Характер межличностных отношений супругов в деструктивных семьях. Супружеские конфликты, их причины. Проблема личной совместимости супругов. Зоны конфликтов, стадии и формы переработки конфликтов. Правила конструктивного разрешения конфликтов.

Сплоченность семьи. Факторы, определяющие сплоченность. Уровни сплоченности: разобщенный, разделенный, объединенный, чрезмерно высокий. Субъективная удовлетворенность браком. Причины неудовлетворенности, основные направления оказания психологической помощи супругам. Гармоничные и дисгармоничные семьи. Характеристика гармоничной семьи. Виды дисгармоничных семей (собственно негармоничная, деструктогенная, распадающаяся, распавшаяся, ригидная псевдосолидарная семья). Основные пути профилактики и коррекции дисгармоничности семьи.

Тема 2. Межпоколенные и внутрипоколенные родственные отношения в семье

Прародительство, его психологическое значение и личностный смысл для старшего поколения семьи. Типы прародительского поведения (формальное, замещающее, дистантное, содружество) Факторы, влияющие на характер отношений между братьями и сестрами в семье. Значение сиблинговой позиции для развития личности ребенка и в зрелом возрасте.

Тема 3. Ненормативные кризисы жизненного цикла семьи

Развод как кризис в развитии семьи. Причины разводов. Основные фазы развода. Семья до развода (фаза эмоционального развода принятие решения о разводе, планирование распада семейной системы, сепарация). Семья во время развода (информирование детей, юридический, экономический, социальный развод). Семья после развода (формирование новой семейной системы). Особенности фазы пост-развода для одинокого родителя, остающегося с детьми и родителя без детей. Основные условия оптимизации психологического статуса супруга после развода Психологические особенности переживания развода в зависимости от возраста детей. Психологические условия профилактики и преодоления негативных последствий развода для детей и разведенных супругов. Проблемы воспитания детей в неполной семье.

Повторный брак. Основные фазы формирования новой семейной системы. Психологические проблемы повторного брака: определение границ, формирование функционально-ролевой структуры с учетом системы отношении с прежней семьей, особенности родительства в условиях повторного брака, влияние психологических проблем первого брака. Вдовство. Основные задачи и направления психологической помощи. Проблемы усыновления детей. Психологические условия эффективности включения ребенка в новую семейную систему. Факторы, определяющие динамику вхождения ребенка в новую семью.

РАЗДЕЛ 3. ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ

Тема 1. Особенности российской семьи

Кризис российской семьи (устойчивая тенденция к ухудшению материального положения семьи, рост числа неполных семей, снижение интереса к рождению детей, рост отчужденности детей от семьи, падение авторитета родителей по сравнению с авторитетом сверстника, устроившегося в жизни, повышение уровня подростковой девиантности). Демографические и статистические данные о состоянии семьи и детей (увеличение продолжительности жизни, возрастание удельного веса пожилых людей по сравнению с молодежью, снижение рождаемости, меньшее число детей в семье, возрастание количества неполных семей, разводов, несовершеннолетних родителей, вдов и др.).

Тема 2. Основные направления оказания психологической помощи семье

Типичные консультативные проблемы семьи: взаимоотношения между супругами в сложившейся семье; взаимоотношения супругов с родителями; детско-родительские отношения в семье, проблемы личной жизни, возрастно-психологические проблемы.

Содержание и организация консультирования семей на разных этапах жизненного цикла развития. Стратегия и тактика разрешения проблем нормативных и ненормативных кризисов жизненного цикла развития семьи.

Модели семейного консультирования. Этапы семейного консультирования и их содержание. Оценка эффективности психологического консультирования семьи. Формы семейного консультирования. Значение анализа истории развития семьи в разрешении проблем семьи. Основные этапы оказания психологической помощи семье. Перспективы развития психологической службы семьи.

Тема 3. Методы сбора информации, семейной диагностики и психологической коррекции семейных взаимоотношений

Стандартизированные методики семейной диагностики: исследование уровня удовлетворенности браком, исследование психологической совместимости в браке и т.д.

Исследование семейной истории. Методы первичного интервью: метод «Семейной генограммы»; метод «Линия времени», циркулярное интервью Миланской школы; оценочное интервью Дж.Хейли.

Коррекционный этап семейного консультирования. Методы психологической коррекции семейных взаимоотношений. Формы работы: индивидуальная работа с отдельным членом семьи, групповая работа с членами семьи и с целой семьей.

Возможности использования психологических тестов и опросников в ходе консультирования.

Техники, основанные на психодинамической, поведенческой, структурной моделях консультирования семьи и на использовании рационального подхода. Психодраматические техники работы с семьей. Использование транзактного анализа и гештальта в работе с семьей. Интегративная модель семейного консультирования. Циркулярная модель Д.Олсона.

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Хрестоматия по курсу «Семейная психология»

Комплекс для презентации

4.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. – 144 с.

2. Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб., 1999 . 284 с.

3. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1989. –192с.

Дополнительная литература

Хрестоматия по «Психологии семьи и семейных отношений»
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» iconУчебно-методический комплекс по курсу «психология семьи и семейная психотерапия»
Г. В. Старшенбаум. Психология семьи и семейная психотерапия. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», с. 92
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» iconУчебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград
Курс «Психология семьи и брака» обеспечивает усвоение базовых знаний, необходимых в работе практического психолога
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Организационная психология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» iconУчебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология»...
Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авторы Берно-Беллекур И. В., Серавин А. И.– Спб.: Ивэсэп, 2005.– 78 с
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная...
Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: деятельность и общение»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки
Содержание: умк по дисциплине б в. Дв 2 Психология семьи и семейного воспитания для студентов направления подготовки 050400. 62 (44....
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» iconПояснительная записка Программа составлена в соответствии с государственным...
Психология семьи и брака: учебно-методический комплекс / авт сост. Л. Я. Верб. – Спб.: Ивэсэп, 2011. – 23 с
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» iconПояснительная записка настоящий учебно-методический комплекс по дисциплине...
Социальная психология малых групп: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Токмаков Д. Г., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
О. И. Дубровина. Психология труда, инженерная психология и эргономика: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология»....
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология семьи
Выписка из государственного образовательного стандарта специальности 020300 «Социология» по дисциплине «Социология семьи»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология»
Е. А. Соловьева. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск