Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология»





Скачать 224.67 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология»
Дата публикации02.03.2016
Размер224.67 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

______________ Л.М. Волосникова

__________ _____________ 2013 г.
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Учебно-методический комплекс

для студентов специальности 050706.65 «Педагогика и психология»

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы ___________________ Е.А. Соловьева

«____»___________2013 г.

Рассмотрено на заседании кафедры возрастной

и педагогической психологии, протокол №__ от ____ 2013 г.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем ___ стр.

Зав. кафедрой _______________ Г.В. Кухтерина

«____»___________ 2013 г.
Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и

педагогики, протокол №__ от_____ 2013 г.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК _______________А.В. Арефьева

«____»_____________2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав отделом БПЛ ____________ Л.И. Локоман

«____»_____________2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ____________ И.Ю. Фарафонова

«____»_____________2013 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Е.А. Соловьева

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Учебно-методический комплекс

Рабочая учебная программа

Методические указания и индивидуальные задания

для студентов очной и заочной форм обучения

специальности 050706.65 «Педагогика и психология»

Тюменский государственный университет

2013

Е.А. Соловьева. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной и заочной форм обучения Института психологии и педагогики. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013 г.

Методические указания и индивидуальные задания предназначены для студентов, занимающихся по учебному плану специальности 050706.65 «Педагогика и психология». В них приведена тематика лекционных практических занятий по проблематике психологии семейных отношений.

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Основы психологии семьи и семейного консультирования [электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru свободный.

Учебно-методический комплекс направлен на формирование профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов в сфере семейной психологии.
Рекомендовано к изданию кафедрой возрастной и педагогической психологии.

Утверждено проректором по учебной работе ТюмГУ.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Г.В. Кухтерина, к.пс.н., доцент

© Тюменский государственный университет, 2013

© Соловьева Е.А., 2013



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методический комплекс по курсу «Психолого-педагогический тренинг» предназначен для студентов, обучающихся по специальности 050706.65 «Педагогика и психология».

Требования к уровню подготовки дисциплины

Курс "Основы психологии семьи и семейного консультирования" своей целью имеет профессиональную подготовку будущих педагогов-психологов к работе с семьёй. При изучении данного курса предполагается решить следующие задачи:

1) формирование у студентов базовых психологических знаний в области основных закономерностей семейных взаимоотношений;

2) повышение уровня профессиональной готовности студентов к решению практических психолого-педагогических задач;

3) формирование у студентов профессионального мышления в подходе к анализу специфики семейных отношений;

4) развитие навыков семейного психологического консультирования – диагностики, коррекции и профилактики затруднений семейных взаимоотношений.

В первом разделе курса создаётся мотивационная основа учебной работы студентов, раскрываются идеологические и методологические аспекты изучаемого предмета, рассматриваются современные проблемы брачно-семейных отношений в России и за рубежом, социально-психологические причины и последствия дестабилизации института семьи.

Основная часть курса посвящена анализу специфики общения и взаимодействия людей до брака и в браке, причинам и профилактике конфликтов в различных сферах семейной жизни, особенностям супружеских и детско-родительских отношений на различных стадиях жизненного цикла семьи.

Цель семинарских и практических занятий - закрепление и углубление теоретических знаний, а также ознакомление студентов с элементами практической работы психолога, в частности - с основами психологического семейного консультирования. Практические занятия в большинстве своём проводятся в форме ролевой игры, в которой студенты поочерёдно выступают в роли семейного психолога-консультанта и клиентов.

Формы контроля. Текущий контроль за усвоением материала осуществляется в форме устных ответов и сообщений студентов на вопросы семинарских занятий, а также устного и письменного выполнения заданий практикума (например, письменных отчётов о наблюдении или проведении консультативного сеанса). Итоговый контроль проводится в форме семестровых экзаменов в конце каждого семестра.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 1



Наименование темы



Лекц.

(кол. час.)

Семин

(кол. час.)

Практ.

(кол. час.)

Сам. р

(кол. час.)

Всего

(кол. час.)

Всего

(кол. бал.)

1

2

3

4

5

6

7

Модуль 1. Семья как объект научного познания

Тема 1.1. Предмет и задачи курса «Основы психологии семьи и семейного консультирования»

1

5




8

14

0-10

Тема 1.2. Системный подход к изучению семьи

2

6




8

16

0-10

Тема 1.3. Понятие и психологические характеристики, модели семьи

2

6




8

16

0-10

Всего

5

17




24

46

0-30

Модуль 2. Психология семейных отношений

Тема 2.1. Психологические особенности предбрачных отношений

2

6




8

16

0-10

Тема 2.2. Характеристика супружеской подсистемы семьи

2

5




8

15

0-10

Тема 2.3. Психология детско-родительских отношений

2

6




8

16

0-10

Всего

6

17




24

47

0-30

Модуль 3. Основы семейного консультирования

Тема 3.1. Семейное консультирование как вид практической работы с семьёй

2

6




8

16

0-10

Тема 3.2. Структура процесса семейного консультирования

2

6




8

16

0-10

Тема 3.3. Техники ведения консультативной беседы

2

5




8

15

0-10

Всего

6

17




24

47

0-30

Итоговое тестирование
















0-10

Итого 1-3 модули (часов, баллов):

17

51




72

140

100


3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Модуль 1. Семья как объект научного познания
Тема 1.1. Предмет и задачи курса «Основы психологии семьи и семейного консультирования»

Предмет и задачи курса. Основные теоретические положения психологии семьи и семейного консультирования. Становление отечественной и зарубежной психологии семьи. Современные подходы к изучению семьи.

Значение семьи для становления человеческой личности. Семья как важнейший институт социализации. Виды психологической помощи семье. Педагог-психолог во взаимодействии с семьёй: квалификационные требования и пределы профессиональной компетенции.
Тема 1.2. Системный подход к изучению семьи

Основные положения системного подхода к работе с семьёй. Семья как динамическая саморазвивающаяся система. Законы существования системы: стремление к сохранению гомеостаза, стремление системы к преобразованиям, закон тотальности системы.
Основные подсистемы семьи: супруги, родители, сиблинги, прародители; их характеристики и функции. Понятие границ подсистем и большой семейной системы. Оптимальные границы и оптимальная дистанция.

Понятие здоровой и больной семейной системы. «Идентифицированный пациент» и симптоматическое поведение. Функции симптома в семье.
Тема 1.3. Понятие и психологические характеристики, модели семьи

Западные (Э. Дювалль и Р. Хилл, Б. Картер, М. МакГолдрик) и отечественная (Э.К. Васильева) модели развития семьи. Структура, функции, динамика как основные психологические характеристики семьи. Характеристика основных стадий жизненного цикла семьи, цели и задачи, решаемые семьёй на каждой из стадий.
Понятие семейных стрессоров. Вертикальные и горизонтальные стрессоры, их роль в семейной динамике, условия проявления.

Нормативные и ненормативные кризисы развития семьи. Характеристика нормативных кризисов в браке. Первый кризисный период - «кризис медового месяца», его содержание. Основные трудности и пути коррекции брачных отношений на этой стадии.
Содержание второго кризисного периода в браке, связанного с появлением в семье первого ребёнка. Типичные проблемы супружеских отношений на данном этапе, варианты выхода из кризиса.

Третий кризисный период - ситуация ухода из семьи последнего ребёнка, обнажающая диадические факторы семейного неблагополучия. Возрастные трудности в сексуальных отношениях супругов. Возможности проявления «кризиса личности» одного или обоих супругов.

Ненормативные кризисы жизненного цикла семьи. Развод как кризис в развитии семейной системы. Особенности взаимоотношений между членами семьи на каждой стадии развода (Э. Фише). Социально-психологическая помощь семье на различных этапах дезорганизации отношений и в постразводовой ситуации.
Модуль 2. Психология семейных отношений
Тема 2.1. Психологические особенности предбрачных отношений

Предбрачное ухаживание как этап развития отношений в паре, его функции. Специфика предбрачного периода и его влияние на будущие семейные отношения.

Социально-психологические феномены межличностной перцепции, влияющие на идеализацию партнёра; другие предбрачные «факторы риска».

Психологические условия оптимизации предбрачного периода. Понятие готовности к браку. Основные компоненты психологической готовности к браку.

Родители и дети на пороге создания молодой семьи. Положительная корреляция между родительским согласием и стабильностью будущего брака. Другие предбрачные «факторы успеха».

Тема 2.2. Характеристика супружеской подсистемы семьи

Аспекты супружеских отношений. Динамика межличностной перцепции в супружеской паре. Проблема сохранения любви в супружестве.
Ролевая структура семьи. Иерархия власти в семье. Типы семейного главенства. Распределение ролей в семье. Условия эффективности ролевой структуры семьи.

Особенности семейной коммуникации. Условия успешного общения в семье (С.Кратохвил). Факторы, повышающие и снижающие эффективность супружеского общения. Семейные «мифы», их особенности и влияние на коммуникацию.

Принцип «каузальной причинности» в семейных отношениях. «Презумпция виновности» и другие психологические защиты.
Конфликты в различных сферах супружества: поводы и причины. Терминальные и инструментальные конфликты. Причины деструктивного характера разрешения противоречий. Факторы «условной выгодности» конфликта. Способы и условия деконфликтизации супружеских отношений. Правовое регулирование семейных отношений. Семейное законодательство, содержащее нормы семейного права.

Взаимосвязь общесемейных и сексуальных компонентов супружеских отношений. Мужская и женская сексуальность. Основные факторы (немедицинской природы), способствующие возникновению в браке сексуальных дисгармоний. Сексуальные отношения и удовлетворённость браком. Измены и их преимущественно компенсаторный характер.

Гармоничные и дисгармоничные семьи. Характеристика гармоничной семьи. Виды дисгармоничных семей (А.Е. Личко). Психотерапевтические и психокоррекционные подходы к работе с дисгармоничной семьёй.
Тема 2.3. Психология детско-родительских отношений

Роль семьи в развитии ребёнка на разных возрастных этапах.
Основные характеристики родительско-детских отношений в семье: эмоциональное принятие ребёнка, мотивы воспитания детей в семье, степень удовлетворения потребностей ребёнка, система контроля и санкций, стиль общения и взаимодействия с ребёнком, стиль воспитания.

Психология материнства. Родительская любовь как культурно-исторический феномен. Особенности материнской и отцовской любви (Э. Фромм).

Родительское отношение к ребёнку: структура, типы и функции. Детерминанты родительского отношения (А. Адлер, Дж. Боулби, Л. Лоевингер, М.И. Лисина, С. Лебовичи, А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер). Определение родительского отношения, родительских установок и стиля семейного воспитания. Эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты родительского отношения. Факторы родительского отношения (А.Я. Варга).

Стиль общения и взаимодействия, его виды и влияние на развитие ребёнка.

Типология семейного воспитания и родительского отношения (В.И. Гарбузов, Э.Г. Эйдемиллер, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, А.Роэ и М. Сигельман). Виды дисгармоничного воспитания детей в семье, их влияние на развитие личности ребёнка. Причины нарушений семейного воспитания и пути их коррекции.

Комплементарность материнских и отцовских функций в семье. Проблема депривации общения ребёнка с отцом и пути её решения.
Модуль 3. Основы семейного консультирования
Тема 3.1. Семейное консультирование как вид практической работы с семьёй

Виды психологической помощи семье. Виды и типы психологического консультирования: индивидуальное, возрастно-психологическое, семейное, организационное, профориентационное.
Специфика работы психолога-консультанта в сравнении с работой педагога, врача, юриста, священника.
Семейная психотерапия, психокоррекция и консультирование: взаимосвязь и отличия. Виды семейного консультирования: консультирование одного члена семьи, супружеское консультирование, совместное консультирование детей и родителей, консультирование родителей по поводу проблем детей, добрачное консультирование, консультирование разводящихся.
Основные консультативные модели (А.А. Бодалёв, В.В. Столин).
Определение, цели и задачи семейного психологического консультирования.
Тема 3.2. Структура процесса семейного консультирования

Продолжительность консультативной работы с семьёй. Первичный приём семьи, его этапы.

Схема анализа жалобы клиента. Локус жалобы, идентифицированный пациент, запрос семьи, самодиагноз.
Диагностический этап консультирования. Семейный диагноз и методы семейной диагностики. Диагностическая беседа, её специфика и структура.

Этап построения и проверки гипотез в процессе семейного консультирования.

Общая характеристика этапа психокоррекционных воздействий.
Завершающий этап консультирования: задачи и варианты завершения консультационной работы. Проверка экологичности результата.
Тема 3.3. Техники ведения консультативной беседы

Специфика консультативной беседы в семейном консультировании. Типы беседы, их зависимость от вида, целей и этапа семейного консультирования. Этапы консультативной беседы.
Общие требования к ведению беседы (Ю.Е. Алёшина): краткость и точность формулировок, приближение речи консультанта к речи клиентов, акцентирование внимания на эмоциональных переживаниях клиента и др.

Использование различных техник ведения консультативной беседы: техники установления раппорта, перефразирование, рефрейминг, использование парадоксальных вопросов, резюмирование и др.

Невербальный уровень получения и передачи информации. Использование ведущей репрезентативной системы клиентов для повышения эффективности общения и взаимодействия психолога и консультируемой семьи, клиентов между собой.

Циркулярное интервью как одна из форм ведения консультативной беседы с нуклеарной семьёй.


4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов включает:

- индивидуальные консультации студентов с преподавателем в течение семестра, собеседование по текущим практическим и реферативным работам;

- подготовку к семинарским и практическим занятиям, выполнение тестовых заданий для самопроверки, углубленное изучение отдельных тем и вопросов курса, подготовку к семестровому контролю и зачету.

Темы для самостоятельной работы студентов

1. Прошлое и настоящее семьи.

2. Проблемы молодой семьи.

3. Психологические трудности семьи на зрелой и поздней стадии брака.

4. Мифология пола человека.

5. Психогигиена интимных отношений.

6. Любовь в психологии, искусстве и художественной литературе.

7. Психологические проблемы семьи в художественной литературе и истории.

8. Психологическая совместимость супругов: мифы и реальность.

9. Семья в советской и постсоветской России.

10. Психодиагностика брачно-семейных отношений.

11. Психологический феномен мачехи и отчима.

12. Роль бабушки в семейных отношениях.

13. Православная семья: таинство брака.

14.Отражение национальной специфики семейных отношений в произведениях устного народного творчества разных стран.


5. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Контрольные вопросы к экзамену (6 семестр)
1. Понятие о семье. Функции семьи.

2. Кризис института семьи.

3. Эволюция брачно-семейных отношений в социогенезе.

4. Современные модели брака и семьи.

5. Современные тенденции развития брака и семьи.

6. Социально-психологические последствия дезорганизации семейных отношений.

7. Семья как институт социализации.

8. Семья как малая социальная группа.

9. Семья как система.

10. Жизненный цикл развития семьи.

11. Факторы добрачного знакомства.

12. Типы эмоциональной аттракции.

13. Анализ теорий выбора брачного партнёра.

14. Мотивы вступления в брак.

15. Феноменология любви. Любовь как переживание и как действие.

16. Психология предбрачного ухаживания.

17. Готовность к браку.

18. Кризисные периоды в браке.

19. Психологические особенности молодой семьи. Специфика студенческой семьи.

20. Уровни супружеской совместимости.

21. Анализ теорий психологической совместимости супругов.

22. Супружеская адаптация.

23. Специфика общения в семье. «Семейные мифы» и их влияние на семейную коммуникацию.

24. Ролевая структура семьи.

25. Супружеские конфликты, их причины. Пути конструктивного разрешения конфликтов.

26. Динамика взаимной перцепции супругов.

27. Проблема апперцепции в оценке факторов семейной жизни.

28. Мужская и женская сексуальность.

29. Сексуальные мифы и комплексы.

30. Психологические причины нарушений сексуальных отношений на разных этапах супружества.

31. Взаимоотношения супругов и родителей партнёра по браку.

32. Особенности формирования личности ребёнка в неполной семье.

33. Влияние сиблинговой позиции на формирование личности ребёнка.

34. Роль матери и отца в воспитании детей.

35. Типы семейного воспитания. Виды нарушений семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребёнка.

36. Методы диагностики семьи.


Контрольные вопросы к экзамену (7 семестр)
1. Виды психологической помощи семье.

2. Определение, цели и задачи семейного психологического консультирования.

3. Семейное консультирование и семейная психотерапия.

4. Принципы семейного психологического консультирования.

5. Модусы и виды семейного консультирования.

6. Краткий обзор теоретических моделей семейного психологического консультирования.

7. Системный подход к работе с семьёй.

8. Психодинамическая модель консультирования семьи (М. Боуэн)

9. Гуманистическая модель семейного консультирования (К. Роджерс, В. Сатир).

10. Структурная модель семейного консультирования С. Минухина.

11. Стратегическая модель семейного консультирования (Дж. Хейли, К. Маданес).

12. Семейное консультирование в рамках Миланской школы М.С. Палаццоли.

13. Структура консультативного процесса.

14. Модель успешного консультанта.

15. Учёт индивидуально-типологических особенностей личности клиента в процессе консультативной работы.

16. Формулировка и подтверждение гипотезы в ходе консультативной беседы.

17. Техники ведения консультативной беседы.

18. Техники коррекционного воздействия на семью в процессе консультирования.

19. Типовые консультативные проблемы.

20. Схема анализа жалобы клиента по поводу семейных затруднений.

21. Основные локусы жалобы клиента и их виды.

22. Определение и виды самодиагноза клиента.

23. Определение и виды консультативной проблемы.

24. Запрос клиента на консультирование, виды запросов.

25. Скрытый и явный контексты жалобы клиента.

26. Семейная история. Работа с семейной генограммой.

27. Основные направления психологической помощи семье на разных этапах жизненного цикла семьи.

28. Особенности индивидуальной формы семейного консультирования.

29. Консультирование добрачной пары: типичные консультативные проблемы и пути их решения.

30. Консультирование супружеской пары и его специфика.

31. Специфика консультирования нуклеарной семьи.

32. Психолог-консультант как посредник в разрешении супружеского конфликта.

33. Специфика консультирования разводящихся супругов

34. Консультирование молодых супругов: типичные консультативные проблемы и пути их решения.

35. Семейное консультирование по поводу нарушения коммуникации в семье.

36. Семейное консультирование по поводу проблем взаимоотношений в системах «тёща-зять», «свекровь-невестка».

37. Консультирование родителей по поводу воспитания детей.

38. Консультирование родителей по поводу взаимоотношений со взрослыми детьми.

39. Изменения первичного порядка и изменения вторичного порядка в семье.

40. Отношения "консультант - клиент" в разных видах семейного консультирования (структурирование раппортов, перенос и сопротивление, контрперенос, виды мотивации клиента).

41. Методы психолого-педагогической диагностики семейных отношений.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Рекомендуемая литература
Основная


  1. Корецкая И.А. Психология семейных отношений [Электронный ресурс]: учебно-практическое пособие/  И.А. Корецкая. - Электрон. текстовые дан. – М.: Евразийский открытый институт, 2010. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/90710/ (дата обращения: 13.05.2013).

  2. Просекова В.М. Психология семейных отношений: учеб. пособие / В.М. Просекова. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011. - 196 с.


Дополнительная


  1. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. (ОПД. ф.02. - Педагогика), 031000 "Педагогика и психология", 031300 "Соц. педагогика" / Л. И. Гриценко. - Москва: Академия, 2005. - 240 с.

  2. Дружинин В.Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. - 3-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 176 с.

  3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии / О.А. Карабанова. - Москва: Гардарики, 2005. - 320 с.

  4. Кукушин В.С. Теория и методика воспитания : учеб. пособие / В.С. Кукушин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 508 с.

  5. Куртышева М.А. Как сохранить психологическое здоровье семьи / М. А. Куртышева. - Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2007. - 288 с.

  6. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии / А. Г. Лидерс. - Москва: Академия, 2006. - 432 с.

  7. Нестерова И.Ф. Теория и методика воспитательной работы в начальной школе: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031200 "Педагогика и методика нач. образования" / И.Ф. Нестерова, А.Е. Баранов; Твер. гос. ун-т. - Тверь: Изд-во ТвГУ, 2004. - 172 с.

  8. Овчарова Р.В. Психология родительства: учеб. пособие для студ. вузов / Р.В. Овчарова. - Москва: Академия, 2005. - 368 с.

  9. Психология семейных отношений: учеб. пособие для студ. вузов / ред. О.А. Шаграева, А.М. Сергеев. - Москва: Академия, 2008. - 368 с.

  10. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для вузов для ф-тов педагогики, психологии и социальной работы / Ред. Е. Г. Силяева. - 2-е изд., стереотип. - Москва: Академия, 2004. - 192 с.

  11. Хозиев В.Б. Психологическое консультирование родителей: учебное пособие / В.Б. Хозиев, М.В. Хозиева, С.В. Дзетовецкая; Рос. акад. образования, Моск. псих.-соц. ин-т. - Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008. - 504 с.

  12. Целуйко В.М. Вы и ваши дети: психология семьи / В.М. Целуйко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 448 с.

  13. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. - Москва: Академический Проект; Киров: Константа, 2011. - 736 с.

  14. Штейн А.В. Раннее развитие: как приучить ребенка читать / А.В. Штейн. - Москва: Айрис-Пресс, 2006. - 144 с.


Елена Анатольевна Соловьева

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Учебно-методический комплекс

Рабочая учебная программа

Методические указания и индивидуальные задания

для студентов очной и заочной форм обучения

специальности 050706.65 «Педагогика и психология»

Подписано в печать ______________ г. Тираж _______ экз.

Объем _______ п.л. Формат 60х84/16 Заказ № __________

Издательство Тюменского государственного университета

625003, г. Тюмень, ул. Семакова, 10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс
Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс....
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» iconПрограмма практик (учебной и производственной) для специальности...
Гос впо второго поколения по специальности 050706 (031000) «Педагогика и психология», утвержденного 14. 04. 2000 №399 пед/сп., и...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов 050706. 65 «Педагогика и психология»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050706. 65 «Педагогика и психология»
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «психология делового общениЯ» с другими дисциплинами специальности
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Особенности психического развития детей раннего возраста» для студентов зочной формы...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Развитие и амплификация эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050703. 65...
Пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Детская литература» для студентов заочной формы обучения по...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «библиография»
Умкд «Библиография» составлен на основе гос впо для специальности (050706 по оксо) «педагогика и психология (Специализация: «практический...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. 3, Дс. Ф. 3, Сд. В 2...
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав. Кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору специальность 050706....
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Эффективная коммуникативность» с другими дисциплинами специальности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск