Рабочая программа дисциплины «История психологии»





Скачать 312.7 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «История психологии»
страница1/3
Дата публикации08.03.2016
Размер312.7 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


УТВЕРЖДАЮ

Директор Института

_______________________ /Е.А. Короткова/

__________ _____________ 2014г.
Рабочая программа дисциплины

«История психологии»

Код и направление подготовки

050400.62 «Психолого-педагогическое образование»
Профиль подготовки

Психология образования
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

Очная

Тобольск

2014
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

от 02.09.2014

Содержание: УМК по дисциплине «История психологии» для студентов направления подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования», очной формы обучения.

Автор: Ложкова Г.М. канд. психол. наук, доцент теоретической и практической психологии

Объем ___18__стр.

Должность

ФИО

Дата согласования

Результат согласования

Примечание

Заведующий кафедрой теоретической и практической психологии

Медведева Н.А.

02.09.2014

Рекомендовано к электронному изданию

Протокол заседания кафедры от 02.09.2014

№ 1

Директор ИБЦ

Осипова Л.Н.

5.09.2014

Согласовано



Зам. начальника УМО филиала

Яркова Н.Н.

05.09.2014

Согласовано



Зам. директора по учебной, научной и международной деятельности

Вертянкина Н.В.

05.09.2014

Согласовано







  1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины - формирование у студентов научных представлений о возникновении и динамике развития психологических знаний в мировой и российской истории.

Задачи дисциплины:

  • Изучение основных этапов и условий становления психологического знания в контексте развития науки и культуры определенного исторического периода.

  • Анализ творческих идей и научного наследия известных зарубежных и российских психологов и ученых, внесших вклад в развитие психологической науки.

  • Освоение основных направлений и школ в мировой и отечественной психологии в их исторической динамике; формирование целостной картины генезиса психологических идей.

  • Знакомство с основными направлениями развития современной психологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «История психологии» относится к вариативной части профессионального цикла. Для освоения дисциплины студенты используют знания, полученные в процессе изучения дисциплин «Философия», «Педагогика», психологических дисциплин.

В соответствии с учебным планом для изучения дисциплины выделяется 216 часов, из них аудиторных 94 (36 часов отводиться на лекционный материал, 54 на практические занятия, КСР - 4) и 86 – самостоятельная работа студентов. Формы контроля: 3 семестр – реферат, 4 семестр – экзамен.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие общекультурных компетенций:

- владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2).

3.2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • об истории психологии, как науке, изучающей становление и развитие психологического знания от античности до наших дней;

  • функции истории психологии в современной психологической науке;

  • наиболее значимые события, факты и персоналии в истории развития научного и вненаучного психологического знания;

  • знать творческий вклад ведущих психологов и мыслителей в развитие психологии, историю научных школ и научных направлений, особенности развития психологии в различные хронологические периоды и в разных этно-культурных регионах.

Уметь:

  • выделять и описывать различные события в истории психологии (возникновение научной школы, направления, научной идеи и т.п.);

  • проводить сравнительный анализ исторических фактов;

  • уметь осуществлять историческую реконструкцию генезиса научных идей и теорий, выявлять преемственные связи в разработке психологических проблем, проводить сопоставление теорий и концепций.

Владеть:

  • навыками работы с научно-исторической литературой;

  • способами поиска и анализа материалов по отдельным историко-психологическим событиям (биография учёного, история научной школы, история отдельной отрасли психологии и т.д.);

  • основами историко-сравнительного исследования, методами биографического, тематического, категориально-понятийного и логико-структурного анализа жизненного пути ученых и их научного наследия.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216 часов).
4.1. Структура дисциплины




Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)

аудиторные занятия

СР

ЛК

ПЗ

ЛБ

1.

Роль, модели и методы историко-психологического познания.

3

2

4

-

6

2.

Генезис и становление представлений о психической реальности в античности и средневековье.

3

6

6

-

12

3.

Новоевропейская психологическая мысль в постановке проблемы взаимодействия психических и физических феноменов

3-4

6

12

-

16

4.

Разработка категориального аппарата и методологических принципов психологии.

3-4

6

8

-

14

5.

Психология в эпоху открытого кризиса: проблема самоопределения науки. Научные школы в психологии

4

6

8




12

6.

Зарождение и развитие отечественной психологии.

4

6

8

-

14

7.

Современные тенденции в развитии психологических концепций и школ: проблемы научного диалога. Перспективы развития психологии.

4

4

8

-

12


4.2. Содержание дисциплины




Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)

1.

Роль, модели и методы историко-психологического познания.

История психологии как наука.

Модели и методы историко-психологического познания. Принципы развития и структурирования психологического знания.

2.

Генезис и становление представлений о психической реальности в античности и средневековье.

Античная психология.

Психологические взгляды мыслителей средневековья и эпохи Возрождения.


3.

Новоевропейская психологическая мысль в постановке проблемы взаимодействия психических и физических феноменов

Выделение сознания как критерия психики в XVII в.

Ассоциативная психология в 18 в.

Новоевропейская психологическая мысль в постановке проблемы взаимодействия психических и физических феноменов.

Естественнонаучное направление психологических исследований в первой половине 19 века.

Эволюция ассоциативной психологии 19 века.

4.

Разработка категориального аппарата и методологических принципов психологии.

Первые психологические программы.

Развитие психологии до открытого кризиса.

Формирование структурного подхода в исследовании сознания.

Становление естественнонаучной парадигмы в психологии.

5.

Психология в эпоху открытого кризиса: проблема самоопределения науки. Научные школы в психологии

Открытый кризис в психологии. Бихевиоризм. Гештальтпсихология.

Глубинная психология.



6.

Зарождение и развитие отечественной психологии.

Организационно-научное оформление российской психологии в 19 – нач. 20 в.

Образование советских школ в российской психологии. Составление современной психологии в России.

7.

Современные тенденции в развитии психологических концепций и школ: проблемы научного диалога. Перспективы развития психологии.

Гуманистическая парадигма в психологии.

Современные тенденции в развитии психологических концепций и школ: проблема научного диалога.

Современная зарубежная психология.




5. Образовательные технологии




занятия

раздела

Тема занятия

Виды образовательных технологий

Кол-во часов

1-3

1

История психологии как наука.

Информационная лекция.

Семинар.

6

4-6

2

Античная психология.
.

Проблемная лекция.

Практическое занятие в форме презентации

6

7-9

2

Психологические взгляды мыслителей средневековья и эпохи Возрождения.

Лекция-визуализация. Семинар.

6

10-11

3

Выделение сознания как критерия психики в XVII в.

Семинар. Лекция-визуализация.

4

12-13

3

Ассоциативная психология в 18 в.


Практическое занятие на основе кейс-метода. Лекция-визуализация.

4

14

3

Новоевропейская психологическая мысль в постановке проблемы взаимодействия психических и физических феноменов.

Лекция-визуализация.


2

15-16

3

Естественнонаучное направление психологических исследований в первой половине 19 века.

Лекция-визуализация.

Семинар.

4

17-18

3

Эволюция ассоциативной психологии 19 века.

Лекция-визуализация. Семинар.

4

19

4

Первые психологические программы.


Лекция-визуализация.

2

20-21

4

Развитие психологии до открытого кризиса.

Лекция-визуализация. Семинар.

4

22-23

4

Формирование структурного подхода в исследовании сознания.


Лекция-визуализация. Семинар.

4

24-25

4

Становление естественнонаучной парадигмы в психологии.

Лекция-визуализация. Семинар.

4

26

5

Открытый кризис в психологии.

Лекция-визуализация.

2

27-28

5

Бихевиоризм.

Лекция-визуализация. Семинар.

4

29-30

5

Гештальтпсихология.


Лекция-визуализация. Семинар.

4

31-32

5

Глубинная психология.


Лекция-визуализация. Семинар.

4

33-35

6

Организационно-научное оформление российской психологии в 19 – нач. 20 в.

Лекция-визуализация. Семинар.

6

36-37

6

Образование советских школ в российской психологии.

Лекция-визуализация. Семинар.

4

38-39

6

Составление современной психологии в России.

Лекция-визуализация. Семинар.

4

40-41

7

Гуманистическая парадигма в психологии.

Лекция-визуализация.

4

42-43

7

Современные тенденции в развитии психологических концепций и школ: проблема научного диалога.

Лекция-визуализация. Семинар.

4

44-45

7

Современная зарубежная психология.


Лекция-визуализация. Семинар.

4

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «История психологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «история психологии»
Тугайбаева Батима Нагимовна «История психологии» – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», с
Рабочая программа дисциплины «История психологии» iconРабочая программа учебной дисциплины «психология и педагогика»
Цель дисциплины – формирование у студентов представления о предмете, методах и задачах психологии, о взаимосвязи психологии и педагогики...
Рабочая программа дисциплины «История психологии» iconРабочая учебная программа по дисциплине «История психологии» для...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая программа дисциплины «История психологии» iconМ. В. Борцова История психологии
Борцова М. В. История психологии. Ч : Методические рекомендации к семинарским занятиям. – Славянск-на-Кубани: Издательский центр...
Рабочая программа дисциплины «История психологии» iconРабочая программа учебной дисциплины
Он раскрывает закономерности становления психологии как самостоятельной научной дисциплины, изучающей психическую организацию, поведение,...
Рабочая программа дисциплины «История психологии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины  сд. Ф. 9 История психологии...
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного...
Рабочая программа дисциплины «История психологии» iconОбщая психология
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные...
Рабочая программа дисциплины «История психологии» iconПрограмма дисциплины История психологии для направления 030300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов подготовительного отделения...
Рабочая программа дисциплины «История психологии» iconГ. М. Белоусов рабочая программа дисциплины «история»
Рабочая программа учебной дисциплины «История» предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки...
Рабочая программа дисциплины «История психологии» iconТема Содержание работы
Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь...
Рабочая программа дисциплины «История психологии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (психологии человека, психологии развития, педагогической...
Рабочая программа дисциплины «История психологии» iconРегламент проверки рефератов аспирантов факультета психологии спбгу...
Темы рефератов утверждаются силами лекторов с философского и\или психологического факультетов; окончательные списки аспирантов и...
Рабочая программа дисциплины «История психологии» iconРабочая программа дисциплины Специальностей: 032301. 65 «Регионоведение»
История изучаемого региона (история сибири) [Текст]: Рабочая программа дисциплины для студентов очной и заочной форм обучения. Тюмень:...
Рабочая программа дисциплины «История психологии» iconРабочая программа дисциплины История древнего мира Направление подготовки 030600 «История»
...
Рабочая программа дисциплины «История психологии» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине...
Направленность (профиль) программы аспирантуры Общая психология, психология личности, история психологии
Рабочая программа дисциплины «История психологии» iconРейтинговая система оценки знаний студентов по дисциплине «история психологии»
Тема: Теоретическая борьба периода становления психологии как самостоятельной науки


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск