Общая психология





Скачать 408.53 Kb.
НазваниеОбщая психология
страница1/3
Дата публикации22.11.2017
Размер408.53 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая учебная программа
  1   2   3


Уральская академия государственной службы

Кафедра теории и социологии управления


ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ




Рабочая учебная программа дисциплины
Для специальности

080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

Составитель:

Сергеева Т.А., ст. преподаватель


Екатеринбург

2009
ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ 2

РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3

РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

РАЗДЕЛ 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4

РАЗДЕЛ 5. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 10

РАЗДЕЛ 6. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 17

РАЗДЕЛ 7. ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ 18

РАЗДЕЛ 8. ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ 19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ КО ВСЕМУ КУРСУ 25
Раздел 1.

Введение
ВЫПИСКА ИЗ ГОССТАНДАРТА

Специальность «Государственное и муниципальное управление»

Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.

Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь.

Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Цель курса

  • усвоение студентами системы знаний об общих закономерностях и механизмах психики, биологических, средовых и социальных факторах, влияющих на развитие психики и сознания личности.

Задачи курса

  • изучение основных направлений развития психологической науки,

  • овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности,

  • знакомство студентов с многообразием психологических методов, исследующих личность.


Место курса в системе гуманитарного знания

Курс общая психология состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть предполагает изучение представлений о природе человеческой психики, ее специфике, структуре, феноменологии, динамике, развитии, а также изучение системы категорий и понятий, с помощью которых психологическая наука пытается выразить все многообразие проявлений человеческой реальности, развития и функционирования психики человека, особенностей становления личности и ее взаимодействия в социальной среде. Практическая часть предполагает овладение методами исследования индивидуально-психологических особенностей личности.

Курс общая психология является базовой для изучения специальной учебной дисциплины «Психология управления».
Требования к уровню усвоения курса. Дипломированный специалист по предмету общая психология должен:

  • иметь представление об основных направлениях развития психологической науки;

  • знать об основных закономерностях и механизмах развития и функционирования психики человека, становления и развития личности, ее уникальности и неповторимости, особенностях ее взаимодействия в социальной среде, проявлениях деструктивности личности;

  • знать о психологических методах и приемах изучения свойств и поведения личности.

  • уметь применять методы психодиагностики, а также использовать результаты самодиагностики для построения траектории личностного развития;

  • уметь учитывать психологические факторы и социально-психологические явления в образовательном процессе и социально-профессиональном взаимодействии;

  • владеть навыками работы с учебной и научной психологической литературой.

РАЗДЕЛ 2.

СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»



Формы обучения

Лекции

Практические

занятия

Самостоятель-

ная работа

КСР

Всего часов

1

очная

20

32

77

6

135

2

4 года

8

6

115

6

135

3

6 лет

10

8

111

6

135


Итоговая отчетность

очная форма обучения – зачет

заочная 4 года – контрольная работа, зачет;

заочная 6 лет – контрольная работа, зачет.

РАЗДЕЛ 3.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

специальность «Государственное и муниципальное управление».
Очная форма обучения / 4 года/ 6 лет

Наименование разделов и тем

Лекции

Семи-

нары

Само

стоя-тельная работа

Всего

часов

Раздел 1. Введение в психологию

Тема 1.1. Предмет и задачи психологии

1/1/1

2/1/1

4/6/6

7/8/8

Тема 1.2. Методы психологических исследований

1/1/1

2/1/1

4/6/6

7/8/8

Тема 1.3. Развитие психики в животном мире и становление сознания человека

0/0/0

0/0/0

6/8/8

6/8/8

Итого по разделу

2/2/2

4/2/2

14/20

20/24/24

Раздел 2. Психология познавательных процессов

Тема 2.1. Ощущение и восприятие

2/1/1

2/0/0

4/7/7

8/8/8

Тема 2.2. Внимание и память

2/0/0

2/0/0

6/8/8

10/8/8

Тема 2.3. Мышление, воображение и речь

2/1/1

2/1/1

6/8/8

10/10/10

Итого по разделу

6/2/2

6/1/1

16/23/23

28/26/26

Раздел 3. Регуляция поведения и деятельности

Тема 3.1. Человек как субъект деятельности

0/0/0

0/0/0

6/6/6

6/6/6

Тема 3.2. Потребностно- мотивационная сфера

2/1/1

2/1/1

6/8/8

10/10/10

Тема 3.3. Эмоционально-волевая сфера человека

1/0/0

2/0/0

5/8/8

8/8/8

Итого по разделу

3/1/1

6/1/1

17/22/22

24/24/24

Раздел 4. Общее и индивидуальное в психике человека

Тема 4.1. Характер и темперамент

2/1/1/

2/0/0

6/8/8

10/9/9

Тема 4.2. Способности. Проблема одаренности

1/0/0

2/0/0

5/7/7

8/7/7

Итого по разделу

3/1/1

4/0/0

11/15/15

18/16/16

Раздел 5. Личность и социальное развитие

Тема 5.1. Психология личности

2/1/1

2/2/2

6/8/8

10/11/11

Тема 5.2. Формирование и развитие личности

2/1/1

2/0/1

6/8/7

10/9/9

Тема 5.3. Психология взаимодействия людей. Межличностные отношения

1/0/1

4/0/1

7/12/10

12/12/12

Тема 5.4. Психология общения

1/0/1

4/0/0

6/13/12

11/13/13

Итого по разделу

6/2/4

12/4/4

25/41/37

43/45/45

Всего по дисциплине

20/8/10

32/6/8

83/121

135/135/135


РАЗДЕЛ 4.

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
ТЕМА 1.1. Предмет и задачи психологии

Предмет и объект психологии. Психика и ее проявления. Специфические особенности психологии как естественной и гуманитарной науки.

Основные этапы развития психологии. Психология как наука о душе. Психология как наука о сознании. Поведенческая психология. Когнитивная психология. Психология изучения бессознательных процессов. Психология деятельности. Психология индивидуальных различий. Практическая психология: основные проблемы и направления.

Современная психология, ее задачи и место в системе наук. Отрасли психологии.
ТЕМА 1.2. Методы психологических исследований

Проблема метода исследования и его значения для науки. Краткие сведения из истории методов исследования в психологии. Общая логика научного исследования.

Организационные методы исследования (сравнительный и лонгитюдный).

Эмпирические методы исследования. Наблюдение (самонаблюдение). Психологическое наблюдение. Эксперимент. Психодиагностика. Анализ продуктов деятельности. Анализ документов.

Методы обработки данных. Количественный анализ. Качественный анализ.

Методы интеграции: структурный, генетический.

Психодиагностика в структуре научного исследования и как самостоятельная процедура. Психодиагностические методы. Тесты и их варианты. Опросники. Интервью. Клиническая беседа.

ТЕМА 1.3. Развитие психики в животном мире и становление сознания человека

Проблема возникновения психического. Развитие психики в филогенезе. Научение и интеллектуальное поведение на разных ступенях развития животного мира. Психические функции и среда. Развитие психики человека в процессе онтогенеза. Нервная система и психика.

Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи.

Структура сознания и его основные психологические характеристики. Уровни психики: сознание, неосознаваемое, бессознательное. Психические явления: психические процессы, психические свойства, психические состояния.

Генетика и психология. Генотипическое и средовое, биологическое и социальное в детерминации психического развития человека и его поведения. Социобиология и этология.
Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
ТЕМА 2.1. Ощущение и восприятие

Ощущения и восприятие как психические процессы. Понятие об ощущении. Виды ощущений. Основные принципы классификации ощущений. Физиологические механизмы ощущений. Методы исследования ощущений. Основные закономерности ощущений. Пороги чувствительности: абсолютный, нижний, верхний порог. Изменение чувствительности в процессе деятельности: адаптация, сенсибилизация. Взаимодействие ощущений: синестезия и сенсибилизация. Компенсаторные возможности в области ощущений. Роль ощущений в жизни и деятельности человека.

Понятие о восприятии. Отличия восприятия от ощущения, их взаимосвязь. Проблемы объективности и адекватности восприятия. Основные свойства восприятия: осмысленность, предметность, целостность, структурность, константность, апперцепция. Восприятие в структуре деятельности. Виды восприятия. Восприятие цвета и пространства. Восприятие движения. Восприятие времени. Способы исследования восприятия.
ТЕМА 2.2. Внимание и память

Особенности внимания как психического процесса и состояния человека. Определение внимания. Физиологические основы внимания. Внимание и ориентировочный рефлекс. Функции внимания: активизация, обеспечение избирательности познавательных процессов. Роль внимания в восприятии, памяти, мышлении, осуществлении различных видов деятельности и общения человека. Виды внимания. Свойства внимания: избирательность, устойчивость, распределение, объем, переключение. Методы изучения внимания. Значение внимания в жизни человека, в осуществлении различных видов его деятельности.

Память как психический процесс. Физиологические основы памяти. Теории и законы памяти. Виды памяти: механическая, логическая, образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная. Произвольная и непроизвольная память. Кратковременная, долговременная и оперативная память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. Экспериментальные методы исследования памяти. Индивидуальные различия памяти. Развитие памяти. Мнемотехника и нарушения памяти.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общая психология iconРоссийской федерации
«Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная...
Общая психология iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор...
«Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная...
Общая психология iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине...
Направленность (профиль) программы аспирантуры Общая психология, психология личности, история психологии
Общая психология iconПрограмма дисциплины Общая психология
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 "Психология"...
Общая психология iconПрограмма дисциплины Общая психология
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 "Психология"...
Общая психология iconЮрий Викторович Щербатых Общая психология введение учебный предмет «Общая психология»
Этот материал размещен в блоге Деменевой Н. Н
Общая психология icon7 Вопросы к вступительному экзамену по специальности
Общая психология, психология личности, история психологии является одним из основополагающих и системных по данной специальности...
Общая психология iconКафедра немецкой филологии
«Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,...
Общая психология iconКафедра немецкой филологии
«Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,...
Общая психология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебная дисциплина «Психология стресса» предполагает использование межпредметных связей с другими предметами «Анатомия и физиология...
Общая психология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного...
Общая психология iconИли задание текущей аттестационной работы
...
Общая психология iconКурса «Общая психология» (разделы «Потребности и мотивация, эмоциональная...
Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Общая психология» (часть стандарта)
Общая психология iconИли задание текущей аттестационной работы
«Анатомия и возрастная физиология», «Общая психология», «Возрастная психология», «Специальная педагогика и психология», «Психолого-педагогическое...
Общая психология iconМетодические указания для студента Планы проведения семинарских занятий: тема по порядку
«логопедия» и базируется на знании таких дисциплин, как «Общая психология», «Психология развития», «Специальная психология», «Логопедия»,...
Общая психология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общая психология, Возрастная и педагогическая психология, Социальная психология, Педагогика, Практика речи, Практическая грамматика,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск