Скачать 408.53 Kb.
|
Уральская академия государственной службы Кафедра теории и социологии управления ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯРабочая учебная программа дисциплины Для специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» Составитель: Сергеева Т.А., ст. преподаватель Екатеринбург 2009 ОГЛАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ 2 РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 РАЗДЕЛ 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4 РАЗДЕЛ 5. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 10 РАЗДЕЛ 6. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 17 РАЗДЕЛ 7. ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ 18 РАЗДЕЛ 8. ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ 19 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ КО ВСЕМУ КУРСУ 25 Раздел 1. Введение ВЫПИСКА ИЗ ГОССТАНДАРТА Специальность «Государственное и муниципальное управление» Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Цель курса
Задачи курса
Место курса в системе гуманитарного знания Курс общая психология состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть предполагает изучение представлений о природе человеческой психики, ее специфике, структуре, феноменологии, динамике, развитии, а также изучение системы категорий и понятий, с помощью которых психологическая наука пытается выразить все многообразие проявлений человеческой реальности, развития и функционирования психики человека, особенностей становления личности и ее взаимодействия в социальной среде. Практическая часть предполагает овладение методами исследования индивидуально-психологических особенностей личности. Курс общая психология является базовой для изучения специальной учебной дисциплины «Психология управления». Требования к уровню усвоения курса. Дипломированный специалист по предмету общая психология должен:
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»
Итоговая отчетность очная форма обучения – зачет заочная 4 года – контрольная работа, зачет; заочная 6 лет – контрольная работа, зачет. РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН специальность «Государственное и муниципальное управление». Очная форма обучения / 4 года/ 6 лет
РАЗДЕЛ 4. Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ТЕМА 1.1. Предмет и задачи психологии Предмет и объект психологии. Психика и ее проявления. Специфические особенности психологии как естественной и гуманитарной науки. Основные этапы развития психологии. Психология как наука о душе. Психология как наука о сознании. Поведенческая психология. Когнитивная психология. Психология изучения бессознательных процессов. Психология деятельности. Психология индивидуальных различий. Практическая психология: основные проблемы и направления. Современная психология, ее задачи и место в системе наук. Отрасли психологии. ТЕМА 1.2. Методы психологических исследований Проблема метода исследования и его значения для науки. Краткие сведения из истории методов исследования в психологии. Общая логика научного исследования. Организационные методы исследования (сравнительный и лонгитюдный). Эмпирические методы исследования. Наблюдение (самонаблюдение). Психологическое наблюдение. Эксперимент. Психодиагностика. Анализ продуктов деятельности. Анализ документов. Методы обработки данных. Количественный анализ. Качественный анализ. Методы интеграции: структурный, генетический. Психодиагностика в структуре научного исследования и как самостоятельная процедура. Психодиагностические методы. Тесты и их варианты. Опросники. Интервью. Клиническая беседа. ТЕМА 1.3. Развитие психики в животном мире и становление сознания человека Проблема возникновения психического. Развитие психики в филогенезе. Научение и интеллектуальное поведение на разных ступенях развития животного мира. Психические функции и среда. Развитие психики человека в процессе онтогенеза. Нервная система и психика. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи. Структура сознания и его основные психологические характеристики. Уровни психики: сознание, неосознаваемое, бессознательное. Психические явления: психические процессы, психические свойства, психические состояния. Генетика и психология. Генотипическое и средовое, биологическое и социальное в детерминации психического развития человека и его поведения. Социобиология и этология. Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ТЕМА 2.1. Ощущение и восприятие Ощущения и восприятие как психические процессы. Понятие об ощущении. Виды ощущений. Основные принципы классификации ощущений. Физиологические механизмы ощущений. Методы исследования ощущений. Основные закономерности ощущений. Пороги чувствительности: абсолютный, нижний, верхний порог. Изменение чувствительности в процессе деятельности: адаптация, сенсибилизация. Взаимодействие ощущений: синестезия и сенсибилизация. Компенсаторные возможности в области ощущений. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Понятие о восприятии. Отличия восприятия от ощущения, их взаимосвязь. Проблемы объективности и адекватности восприятия. Основные свойства восприятия: осмысленность, предметность, целостность, структурность, константность, апперцепция. Восприятие в структуре деятельности. Виды восприятия. Восприятие цвета и пространства. Восприятие движения. Восприятие времени. Способы исследования восприятия. ТЕМА 2.2. Внимание и память Особенности внимания как психического процесса и состояния человека. Определение внимания. Физиологические основы внимания. Внимание и ориентировочный рефлекс. Функции внимания: активизация, обеспечение избирательности познавательных процессов. Роль внимания в восприятии, памяти, мышлении, осуществлении различных видов деятельности и общения человека. Виды внимания. Свойства внимания: избирательность, устойчивость, распределение, объем, переключение. Методы изучения внимания. Значение внимания в жизни человека, в осуществлении различных видов его деятельности. Память как психический процесс. Физиологические основы памяти. Теории и законы памяти. Виды памяти: механическая, логическая, образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная. Произвольная и непроизвольная память. Кратковременная, долговременная и оперативная память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. Экспериментальные методы исследования памяти. Индивидуальные различия памяти. Развитие памяти. Мнемотехника и нарушения памяти. |
Российской федерации «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная... | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор... «Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине... Направленность (профиль) программы аспирантуры Общая психология, психология личности, история психологии | Программа дисциплины Общая психология Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 "Психология"... | ||
Программа дисциплины Общая психология Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 "Психология"... | Юрий Викторович Щербатых Общая психология введение учебный предмет «Общая психология» Этот материал размещен в блоге Деменевой Н. Н | ||
7 Вопросы к вступительному экзамену по специальности Общая психология, психология личности, история психологии является одним из основополагающих и системных по данной специальности... | Кафедра немецкой филологии «Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,... | ||
Кафедра немецкой филологии «Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебная дисциплина «Психология стресса» предполагает использование межпредметных связей с другими предметами «Анатомия и физиология... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного... | Или задание текущей аттестационной работы ... | ||
Курса «Общая психология» (разделы «Потребности и мотивация, эмоциональная... Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Общая психология» (часть стандарта) | Или задание текущей аттестационной работы «Анатомия и возрастная физиология», «Общая психология», «Возрастная психология», «Специальная педагогика и психология», «Психолого-педагогическое... | ||
Методические указания для студента Планы проведения семинарских занятий: тема по порядку «логопедия» и базируется на знании таких дисциплин, как «Общая психология», «Психология развития», «Специальная психология», «Логопедия»,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Общая психология, Возрастная и педагогическая психология, Социальная психология, Педагогика, Практика речи, Практическая грамматика,... |