B. C. Торохтий о сущности социально-педагогического компонента в педагогической науке





Скачать 87.94 Kb.
НазваниеB. C. Торохтий о сущности социально-педагогического компонента в педагогической науке
Дата публикации23.06.2013
Размер87.94 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
B.C. Торохтий

О СУЩНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития, т.е. вольно или невольно включается в социальные отношения, а в них, выступая в роли организатора развития личности с учетом социальной среды, - социально-педагогическую деятельность.

Среди специалистов, начинающих заниматься социально-педагогической деятельностью часто возникает вопрос: что такое «социально-педагогическое» и чем оно отличается от «педагогического», «психологического и т.д.?»

Понятие «социально-педагогическое» - одно из значимых в педагогической науке. Оно подчеркивает тот факт, что в процессе обучения, воспитания и развития личности нужно использовать не только педагогические средства, возможности педагога, способности обучаемого или воспитанника, как отдельной личности, но и широкие возможности социальной среды, социума, как дополнительного педагогического средства воздействия на личность. Оно отражает взаимосвязь процесса обучения, воспитания и развития личности с социумом, реализацию его потенциальных возможностей в педагогическом процессе.

Понятие «социально-педагогическое» возникло от интеграции педагогической науки и социологии как науки о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества, знания о социализации, знания о социуме. Педагогика изначально обладала социальными возможностями, так как любой педагог в той или иной мере опирается на социальную среду (социум) в достижении своих педагогических целей. Однако это воспринималось лишь косвенно, так как педагог мог использовать потенциальные возможности социума, а мог непосредственно их и не использовать. Таким образом, у педагога (специалиста) начала формироваться социально-педагогическая функция, выражающаяся в целенаправленном использовании потенциальных возможностей социума для достижения педагогических целей. Со временем социально-педагогическая функция появилась и у руководителей учреждений, в обязанности которых входит установление и поддержание взаимодействия с различными социальными институтами, и у других должностных лиц, опирающихся в своей деятельности на потенциальные возможности социума. Переход на профессиональный уровень реализации социально-педагогической функции означал активное использование в педагогической сфере знания о социуме, о социализации. Следствием профессиональной реализации целей социально-педагогической деятельности является появление профессии социальный педагог. Социальный педагог - это организатор социально-педагогической деятельности, это посредник в использовании потенциальных возможностей социума по оказанию необходимой помощи личности, нуждающейся в ней. Таким образом, принадлежность к «социально-педагогическому» определяется учетом потенциальных возможностей социума для разрешения проблем личности.

Понятие «социально-педагогическое» употребляется в широком и в узком смысле.

«Социально-педагогическое» в широком смысле рассматривается как общественное явление, отражающее взаимодействие социума и личности с целью реализации потенциальных возможностей и социума и самой личности для ее развития. В данном случае «социально-педагогическое» практически отождествляется с управляемой социализацией и социальным воспитанием. Для определения потенциальных возможностей социума важно уяснить, что социум включает следующие составные элементы: социальные институты, социальную деятельность, социальные отношения, социальные потребности и социальные способности. Таким образом, в число элементов социума входят не только специалисты и другие личности, находящиеся в том или ином социальном институте, но и сама личность, нуждающаяся в помощи.

Носителями потенциальных возможностей социума являются одушевленные и неодушевленные его составляющие, включающие людей (специалистов), их материально-технические средства, библиотеки, учебные классы, специальное оборудование, экспонаты, технологии, методики и другие ресурсы, находящиеся в распоряжении учреждения, или отдельной личности, и предназначенные для использования в целях разрешения проблем личности. Субъектами носителей потенциальных возможностей социума могут являться как профессиональные и ученические коллективы, организации, общества, так и отдельные личности, в том числе и нуждающиеся в помощи извне. Носителем потенциальных возможностей социума может быть сама личность, нуждающаяся в помощи и имеющая свои ресурсы в виде собственных социальных потребностей или социальных способностей.

«Социально-педагогическое» в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность сотрудников образовательного учреждения, родителей и учащихся по реализации потенциальных возможностей социума для разрешения проблем личности, путем проведения заранее спланированных воспитательных мероприятий, в которых обязательно осуществляется работа по реализации (использованию) потенциальных возможностей социума в решении (достижении) заданных воспитательных задач. Деятельность педагогов в этом случае называется социально-педагогической работой. Социально-педагогическая работа выступает как средство реализации потенциальных возможностей социума для ( в интересах) разрешения проблем личности. Главной целью социально-педагогической работы является достижение, формирование социальной активности личности. Конечным результатом социально-педагогической работы должно стать определенное изменение самой личности, выступающей объектом социально-педагогического воздействия, ее качественных параметров – социальная активность личности. Это новое личностное качество, означающее способность личности самостоятельно усваивать социальный опыт, адекватно на него реагировать и активно использовать в своей практической деятельности, самостоятельно разрешать собственные проблемы, а по мере накопления и совершенствования собственного опыта, позитивно влиять на этот опыт, изменяя и обогащая его новыми потенциальными возможностями более высокого уровня. В связи с тем, что в результате социально-педагогической работы происходит качественное изменение всей личности, т.е. практически всех (или значимых) сфер ее жизнедеятельности, то сама социально-педагогическая деятельность носит интегративный характер и включает следующие подвиды деятельности: информационно-воспитательную, психосоциальную, социально-правовую, медико-социальную и социокультурную. Каждый из названных подвидов социально-педагогической деятельности нацелен на ее конечный результат - социальную активность личности, но реализуется своими специфическими средствами, методами, направленными на ту или иную проблемную сферу личности, обозначенную соответствующим знанием в области педагогики, психологии, права, медицины или культурологии. В свою очередь каждый из подвидов социально-педагогической деятельности использует практически одни и те же формы работы для достижения своих специфических целей. Поэтому, к числу наиболее распространенных форм социально-педагогической деятельности следует отнести: социально-педагогическую диагностику, социально-педагогическое просвещение, социально-педагогическую помощь, социально-педагогическую поддержку, социально-педагогическое сопровождение, социально-педагогическую коррекцию, социально-педагогическую реабилитацию.

«Социально-педагогическое» от «педагогического» отличается прежде всего использованием или не использованием потенциальных возможностей социума в педагогическом процессе, а также использованием опосредованных методов воздействия на личность. Любой педагог, наряду с выполнением своих непосредственных обязанностей, может выполнять социально-педагогическую функцию в случае использования потенциальных возможностей социума для достижения педагогических целей. В таком случае он превращается, по сути, в социального педагога. Опыт работы классных руководителей в общеобразовательной школе подтверждает правоту этих выводов, так как они активно использовали и используют потенциальные возможности семьи как социального института для работы, например, со слабоуспевающими учащимися или учащимися с признаками школьной дезадаптации. Учитель-предметник для лучшего усвоения учащимися учебного материала и для формирования патриотических качеств личности может активно использовать в учебном процессе потенциальные возможности школьного музея как социального института. В данном случае он реализует социально-педагогическую функцию. А если работник школьного музея постоянно проводит работу с конкретной группой учащихся, отличающихся особыми потребностями и использует для этой целевой работы специальные экспонаты, музейные материалы, то его по праву можно называть социальным педагогом. В тоже время любой социальный педагог, увлекающийся административными методами воздействия на личность, при обучении или воспитании, и не использующий потенциальные возможности социума для разрешения личностных проблем, превращается в обычного педагога. В любом случае понятие «социально-педагогическое» является неотъемлемой составной частью «педагогического», так как опирается на педагогические принципы и методы воздействия на личность, в тоже время имеет свои специфические принципы и методы социально-педагогического воздействия. В частности, социальная педагогика имеет такие собственные принципы как культуросообразность и природосообразность, принцип согласованности, партнерства, а также методы - согласие, взаимодействие, посредничество, совет, рекомендация и другие.

От «психологического» «социально-педагогическое» отличается своей активной направленностью на использование потенциальных возможностей социума с помощью организованной системы мероприятий, в которые включается искомая личность и на которую осуществляется воздействие социальной среды ее окружающую, вызывающей у личности желание действовать так, а не иначе. Социально-педагогический компонент содержит в себе (опирается на) педагогические теоретические основы, но предполагает использование возможностей психологии для организации целенаправленного воздействия на внутренний мир личности путем создания для этого необходимых условий, создаваемых на основе знаний закономерностей изменения и развития психики личности, ее индивидуально- психологических особенностей или психологии социальной группы. Понятие «социально-педагогическое» как бы продолжает работу, начатую на уровне «психологического», заключающуюся в организации целенаправленного воздействия на личность на основе изучения ее психологических параметров, а поэтому носит более мягкий (психологический), как бы заботливый характер воздействия на личность, нежели чисто педагогическое воздействие. Этим объясняется приоритет охранно-защитной функции в социально-педагогической деятельности специалиста. Этим объясняется феномен профессии социального педагога, проявляющийся у многих в стремлении к психологическому знанию и повышении роли психологического знания в деятельности социального педагога. Тем не менее, социальный педагог остается педагогом по сути и по предназначению и специалистом, умеющим организовать набор мероприятий для реализации необходимых условий формирования новых целесообразных качеств личности, оказавшейся в трудной для нее ситуации, включить в них саму личность и организовать ее активное в них участие. Свою деятельность он организует на основе усвоения психологического компонента личности учащегося, которой предшествует социально-педагогическая диагностика личности, включающая выявление социально-педагогических проблем личности, т.е. ее проблемного поля взаимодействия с социальной средой, в итоге с социумом. Безусловно ясно, что проблемное поле личности начинается с ее психического комфорта или дискомфорта в среде обитания, будь то социальная, профессиональная или школьная среда. Поэтому важным здесь появляются понятия «психическое», рассматриваемое как внутренняя психическая деятельность и «психологическое», рассматриваемое как внешнее проявление внутренней психической деятельности, как реакции человека на воздействие внешних или внутренних факторов. Именно эти нюансы и учитывает социальный педагог: для него становится важным выявить характер воздействия и определить, какие именно факторы влияют на состояние личности и направленность такого влияния - позитивное, стимулирующее или негативное, разрушающее воздействие. Таким образом, роль «психического» и «психологического» в деятельности социального педагога является первоопределяющей, так как на этой основе он выявляет саму социально-педагогическую проблему и строит схему дальнейшего воздействия на личности, строит своего рода гипотезу «лечения ее проблемы», планирует и реализует набор мероприятий, в которые включает искомую личность, заранее предполагая более-менее примерный или точный результат ее изменений. Успешность социально-педагогического воздействия зависит от способности социального педагога распознать истинные причины появления проблемной ситуации у личности и найти необходимые ресурсы, возможности для ее устранения. Как правило, первопричины чаще всего носят психологический характер и проявляются на эмоциональном уровне, независимо от этимологии ее появления - экономические, правовые, организационные, материально-бытовые, физические или любые другие. Социальный педагог находит взаимосвязь выявленной проблемы личности с социумом и отыскивает необходимые, неиспользованные ресурсы, возможности последнего для оказания помощи «пострадавшему» от него. В данном случае социальный педагог выступает как посредник между личностью и социумом и выполняет социально-педагогическую работу по развитию, а при необходимости, по формированию социальной активности личности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

B. C. Торохтий о сущности социально-педагогического компонента в педагогической науке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью педагогической практики является овладение основными функциями педагогической деятельности, а также выработка творческого исследовательского...
B. C. Торохтий о сущности социально-педагогического компонента в педагогической науке iconКомплексная программа психолого-медико-социально-педагогического...
Личностное развитие ребенка средствами психолого – медико – социально – педагогического сопровождения
B. C. Торохтий о сущности социально-педагогического компонента в педагогической науке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщение педагогического опыта – направление методической деятельности, обеспечивающее изучение и описание педагогической практики...
B. C. Торохтий о сущности социально-педагогического компонента в педагогической науке iconРеферата; подготовить логически выстроенное выступление по теме психолого-педагогического...
Целью изучения дисциплины является теоретическая и методическая поддержка научно-педагогической практики и выполнения магистерского...
B. C. Торохтий о сущности социально-педагогического компонента в педагогической науке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В рамках учебной дисциплины студенты рассматривают проблемы сущности техники и технологии как науке о способах воздействия на социальные...
B. C. Торохтий о сущности социально-педагогического компонента в педагогической науке iconТема урока: "Фосфор и его соединения "
Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «циви­лизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение...
B. C. Торохтий о сущности социально-педагогического компонента в педагогической науке iconРабочая программа по истории (с подробным календарно-тематическим планированием)
Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «циви­лизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение...
B. C. Торохтий о сущности социально-педагогического компонента в педагогической науке iconМетодическое пособие по дисциплине «кадровое обеспечение социально-педагогической...
«кадровое обеспечение социально-педагогической деятельности в ученическом общественном движении»
B. C. Торохтий о сущности социально-педагогического компонента в педагогической науке iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 теоретические...
Цель освоения дисциплины Общая и экспериментальная психология реализация социально-психологических компетенций в области психолого-педагогического...
B. C. Торохтий о сущности социально-педагогического компонента в педагогической науке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставление первобытности (поскольку в науке выделение...
B. C. Торохтий о сущности социально-педагогического компонента в педагогической науке iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Занятость населения...
Цель освоения дисциплины «Занятость населения и ее регулирование» является формирование у студентов целостного представления о социально-экономической...
B. C. Торохтий о сущности социально-педагогического компонента в педагогической науке iconМетодические рекомендации "Использование элементов игровых технологий...
Своении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто,...
B. C. Торохтий о сущности социально-педагогического компонента в педагогической науке iconПрограмма наименование дисциплины Компьютерные технологии в науке и образовании
Цель: Познакомить магистров с современными компьютерными технологиями, применяемыми для научно-исследовательской и педагогической...
B. C. Торохтий о сущности социально-педагогического компонента в педагогической науке iconРабочая программа по учебному курсу «Древний мир» учителя истории...
Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение...
B. C. Торохтий о сущности социально-педагогического компонента в педагогической науке iconМосковский государственный
Целью учебного курса является рассмотрение теоретико-методологических и практических вопросов сущности, содержания, формирования,...
B. C. Торохтий о сущности социально-педагогического компонента в педагогической науке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопостав­ленное первобытности (поскольку в науке выделение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск