Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии





Скачать 145.27 Kb.
НазваниеТема: Психология как наука. Объект и предмет психологии
Дата публикации23.06.2013
Размер145.27 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Семинарское занятие №1

2 часа

Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии.
Цели занятия:


  1. Сформировать у студентов понятие о предмете, объекте и методах психологии;

  2. Расширить и углубить знания об истории развития психологического знания, месте психологии в системе других наук и основных направлениях в психологии;

3. Закрепить полученные теоретические знания по данной теме.


Задачи:

1.Формирование у студентов навыка переработки научных текстов, обобщения материала, развитие критичности мышления; 
2. развитие самостоятельности при освоении знаний, творческой инициативы; 
3.формирование навыка публичных выступлений, способности к рассуждениям перед аудиторией и защите своей точки зрения.  


Вопросы для обсуждения:

  1. Психология как наука.

Темы докладов:

- Краткий исторический экскурс в историю психологического знания.

- Психология в системе других наук о человеке.

2 Предмет и объект психологии.

Темы докладов:

- Предмет и объект изучения психологии.
Психология – наука относительно молодая, она выделилась в отдельную отрасль лишь в середине 19 века. Эта наука уникальна потому, что в ней сливаются объект и субъект познания - человек. Психология – наука о психике, психических явлениях и свойствах личности, поведении человека.

При подготовке к обсуждению первого вопроса необходимо рассмотреть следующие аспекты: что означает термин «психология» с лингвистической, культурологической и философской точек зрения. Рассматривая связь психологии с другими науками о человеке следует делать акцент на взаимосвязи и преемственности, общих методов и задач. Для подготовки к дискуссии по первому вопросу рекомендуется обратиться к основным учебникам (1,2,3) и позициям дополнительной литературы под № 1,3,5и др.

Подготовка к обсуждению второго вопроса подразумевает выделение объекта и предмета изучения психологии. Достаточно объемная информация содержится в основной литературе(1,2,3), но не стоит исключать и обращение к дополнительным источникам информации по теме.


Основные понятия: психология, предмет и объект психологии, психика, психические процессы, психические состояния, психические свойства.

Семинарское занятие №2

Тема: Субъективная и объективная реальность. Соотношение субъективной и объективной реальности; структура субъективной реальности.

2 часа

Цели занятия:
1. Сформировать у студентов понятие о субъективной и объективной реальности.

2.Расширить и углубить знания о структуре субъективной реальности;

3. Обобщить и систематизировать понятие о соотношение субъективной и объективной реальности;

4. Закрепить полученные теоретические знания по данной теме.


Задачи:

1.Формирование у студентов навыка переработки научных текстов, обобщения материала, развитие критичности мышления; 
2. развитие самостоятельности при освоении знаний, творческой инициативы; 
3.формирование навыка публичных выступлений, способности к рассуждениям перед аудиторией и защите своей точки зрения.  


Вопросы для обсуждения:


  1. Субъективная и объективная реальность.

Темы для докладов:

- Соотношение субъективной и объективной реальности;

- Структура субъективной реальности

Работая над подготовкой к первому вопросу следует учитывать, что объективная реальность формируется предметами и явлениями объективного мира, существующими независимо от сознания человека, а содержание субъективной реальности представляет собой отражение в сознании человека объективного мира и всецело зависит от психики человека - его интересов, эмоционального состояния, особенностей органов чувств и др. В результате одни и те же предметы и явления разные люди воспринимаю по разному.

В основной литературе (1,2,3 данная тема рассматривается обзорно, следовательно обращение к дополнительным источникам информации будет целесообразно. Рекомендуется № 1-3 из списка.
Основные понятия: объективная реальность, субъективная реальность, сознание, отражение, бессознательное.

Семинарское занятие № 3

Тема: Психика. Поведение и деятельность.

2 часа

Цели занятия:
1. Сформировать у студентов понятие о психике человека;

2.Расширить и углубить знания о поведении и деятельности;

3. Обобщить и систематизировать понятия об активности психики;

4.Развить представление о связи психики и организма человека;

5. Закрепить полученные теоретические знания по данной теме.


Задачи:

1.Формирование у студентов навыка переработки научных текстов, обобщения материала, развитие критичности мышления; 
2. развитие самостоятельности при освоении знаний, творческой инициативы; 
3.формирование навыка публичных выступлений, способности к рассуждениям перед аудиторией и защите своей точки зрения.  


Вопросы для обсуждения:

1.Психика человека

Темы для докладов:

-Проявления психики человека

-Особенности психического отражения

-Активность психики

2.Психика и организм

Темы для докладов:

-функциональная ассиметрия полушарий

-особенности функционирования психики при различных хронических и острых соматических заболеваниях

3.Поведение и деятельность

Темы для докладов:

-Виды деятельности.

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Психическое отражение не является пассивным копированием мира , оно сопряжено с поиском, выбором. В психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т. е. психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей.
Подготовку к обсуждению первого вопроса целесообразно начать с обзорной информации о развитии психики, сформулировав в итоге современное определение этого термина. Акцентируя внимание на психическом отражении, которое не является пассивным копированием мира и  сопряжено с поиском, рекомендуется заострить внимание на субъективности избирательного отражения, перейдя затем к феномену активности психики. При подготовке рекомендуется обращение как к основной литературе, так и к дополнительной.
Специфика второго вопроса, предполагающая как минимум базовые знания анатомии и физиологии человека, заключается в обилии медицинской терминологии, что, безусловно, требует пояснения. Раскрывая связь психики с организмом человека следует акцентировать внимание не только на работе центральной нервной системы, определяющей проявление психики, но и на зависимости психических реакций от функционального общего физического состояния организма. При подготовке рекомендуется обращение как к основной литературе, так и к дополнительной.
При подготовке к третьему вопросу рекомендуется опираться на виды деятельности, т.к. объектом психологического изучения является человек как субъект деятельности, поскольку в деятельности формируются психические свойства личности: характер, эмоции, волевые качества, установки, отношения и т.д., что регулирует поведенческие реакции. При рассмотрении данного вопроса рекомендуется изучение как основных, так и дополнительных источников информации.
Основные понятия: психика, психическое отражение, функциональная ассиметрия полушарий, соматика, психосоматика, центральная нервная система, деятельность, поведение.

Семинарское занятие № 4

Тема: Личность и межличностные отношения.

2 часа

Цели занятия:
1. Сформировать у студентов понятие о личности человека;

2.Расширить и углубить знания о воле, ответственности – как личностных характеристиках;

3. Обобщить и систематизировать понятия об общем и индивидуальном в психике человека;

4.Развить представление о межличностных отношениях;

5. Закрепить полученные теоретические знания по данной теме.


Задачи:

1.Формирование у студентов навыка переработки научных текстов, обобщения материала, развитие критичности мышления; 
2. развитие самостоятельности при освоении знаний, творческой инициативы; 
3.формирование навыка публичных выступлений, способности к рассуждениям перед аудиторией и защите своей точки зрения.  


Вопросы для обсуждения:

1.Личность

Темы для докладов:

-качества и свойства личности

-воля и свобода воли

-личностная ответственность
2.Общее и индивидуальное в психике человека

Темы для докладов:

- Общее и индивидуальное в психике человека
При подготовке к обсуждению первого вопроса целесообразно рассмотреть качества и свойства личности, такие, как темперамент, характер, способности, затем перейти к понятию волевые качества личности и личностная ответственность. Список основной литературы, рекомендованной к использованию при подготовке к данному вопросу включает в себя №1-3, а дополнительной №1,2,4.
Подготовка к рассмотрению второго вопроса предполагает обращение к структуре психического, а именно систематизации и обобщению общего и индивидуального в психике человека. Различие людей между собой многопланово: это различие убеждений и интересов, знаний и опыта, способностей и умений, темперамента и характера. И, тем не менее, функционирование психики всех людей подчиняется общим закономерностям, у всех имеется память, эмоции и другие психические процессы, в своем развитии все проходят общие этапы развития, формируются общие, типичные человеческие проявления психики. При подготовке по данному вопросу рекомендуется использование основной литературы (№1-3) и дополнительной литературы.
Основные понятия: личность, характер, темперамент, способности, воля, ответственность, психические процессы, психические состояния.

Семинарское занятие №5

Тема: Педагогика как наука.

2 часа
Цели занятия:
1. Сформировать у студентов понятие о педагогике как науке;

2. Развить представление об основных категориях педагогики;

3. Закрепить полученные теоретические знания по данной теме.


Задачи:

1.Формирование у студентов навыка переработки научных текстов, обобщения материала, развитие критичности мышления; 
2. развитие самостоятельности при освоении знаний, творческой инициативы; 
3.формирование навыка публичных выступлений, способности к рассуждениям перед аудиторией и защите своей точки зрения.  


Вопросы для обсуждения:
1.Педагогика как наука

Темы докладов:

- Лингвистическая трактовка термина и основные задачи современной педагогики

-Предмет педагогики

-Основные категории педагогики

При подготовке к обсуждению первого вопроса рекомендуется изначально рассмотрение педагогической науки с различных временных позиций, сопоставив их с современными общественными требованиями, что позволит выявить как предмет изучения, так и задачи и методы педагогики. Завершить дискуссию рекомендуется обозначением основных категорий педагогики, что позволит более глубоко и основательно проникнуть в суть вопроса. При подготовке следует обратиться к основной литературе и дополнительной.
Основные понятия: педагогика, общая педагогика, педагогика высшей школы, исправительно-трудовая педагогика, воспитание, образование, обучение.

Семинарское занятие №6

Тема: Цели образования и воспитания. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение.

2 часа
Цели занятия:
1. Сформировать у студентов понятие о целях образования и воспитания ;

2.Расширить и углубить знания о педагогических идеалах в разные исторические периоды;

3. Закрепить полученные теоретические знания по данной теме.


Задачи:

1.Формирование у студентов навыка переработки научных текстов, обобщения материала, развитие критичности мышления; 
2. развитие самостоятельности при освоении знаний, творческой инициативы; 
3.формирование навыка публичных выступлений, способности к рассуждениям перед аудиторией и защите своей точки зрения.  


Вопросы для обсуждения:

  1. Цели образования и воспитания

Темы для докладов

- Гуманистический подход в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса

2. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение.

Темы для докладов:

-педагогические идеалы в разные исторические периоды


При подготовке к первому вопросу необходимо учитывать, что воспитательный процесс носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. Цели же воспитания определяются идейными и ценностными установками, которые провозглашает общество. Цель воспитания нельзя выдумать или выдвинуть произвольно. Она должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности.

Рассматривая основные цели образования и воспитания следует акцентировать внимание на гуманистическом подходе как главной цели учебно-воспитательного процесса. Рекомендуется использование основной литературы и дополнительной.

Семинарское занятие№7
Тема: Средства и методы педагогического воздействия на личность. Общие принципы дидактики.

2 часа
Вопросы для обсуждения:

  1. Средства и методы педагогического воздействия на личность.

Темы докладов:

-Убеждение, упражнения и приучения, обучение, стимулирование, контроль и оценка- основные методы педагогического воздействия на личность.


  1. Общие принципы дидактики.


Рассматривая методы воздействия на личность как систему педагогических приемов, позволяющих решать те или иные педагогические задачи, целесообразно акцентировать внимание на основных –которыми являются убеждение, упражнения и приучения, обучение, стимулирование, контроль и оценка Рекомендуется использование основной и дополнительной литературы. При подготовке к обсуждению второго вопроса рекомендуется акцентировать внимание на реализации основных принципов дидактики (классических и современных) в конкретных предметных методиках обучения. При подготовке рекомендуется обращение как к основным источникам (№1-3), так и к дополнительным (№ 1-5)
Основные понятия: методы педагогического воздействия, дидактика, дидактические принципы

Семинарское занятие 8
Тема: Нравственно-психологические и идейные взаимоотношения поколений. Семейное воспитание и семейная педагогика.

2 часа
Цели занятия:
1. Сформировать у студентов понятие о нравственно-психологических и идейных взаимоотношений поколений;

2.Расширить и углубить понятия о семейном воспитании;

3. Обобщить понятия о семейной педагогике;

4.Закрепить полученные теоретические знания по данной теме.


Задачи:

1.Формирование у студентов навыка переработки научных текстов, обобщения материала, развитие критичности мышления; 
2. развитие самостоятельности при освоении знаний, творческой инициативы; 
3.формирование навыка публичных выступлений, способности к рассуждениям перед аудиторией и защите своей точки зрения.  


Вопросы для обсуждения:

1.Взаимоотношения поколений.

-Нравственно-психологические и идейные взаимоотношения поколений

2. Семейное воспитание и семейная педагогика

- Основы семейного воспитания

- Стили семейного воспитания
Подготовка к первому и второму вопросу подразумевает акцентирование внимания на том,что традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. При подготовке рекомендуется использование как основной литературы, так и дополнительной.
Основные понятия: семья, взаимоотношения поколений, семейное воспитание, семейная педагогика.


Семинарское занятие 9
Тема: Межличностные отношения в коллективе

2 часа
Цели занятия:
1. Сформировать у студентов понятие о межличностных отношениях;

2.Расширить и углубить знания о межличностных отношениях в коллективе;

3. Обобщить понятия о психологии коллектива;

4.Закрепить полученные теоретические знания по данной теме.


Задачи:

1.Формирование у студентов навыка переработки научных текстов, обобщения материала, развитие критичности мышления; 
2. развитие самостоятельности при освоении знаний, творческой инициативы; 
3.формирование навыка публичных выступлений, способности к рассуждениям перед аудиторией и защите своей точки зрения.  


Вопросы для обсуждения:

1. Межличностные отношения в коллективе.

- Особенности межличностных отношений в коллективе.

При подготовке к обсуждению вопроса следует обратить внимание на то, что в любой социальной группе, в том числе и в коллективе, внутригрупповые отношения имеют формальную и неформальную структуру. Эти отношения могут определяться как социальным статусом человека, его позицией в системе формальных отношений, так и чувствами, которые люди испытывают друг к другу в процессе совместной деятельности. Рассматривая особенности внутригрупповых отношений целесообразно подробно остановиться на их различных аспектах, в результате чего обобщить и вывести основные особенности межличностных отношений в коллективе. Рекомендуется использование как основной(№1-3) так и дополнительной литературы (№1-5)
Основные понятия: межличностные отношения, социальные группы, коллектив, социометрия.

Семинарское занятие 10

Тема: Нравственно-психологический образ педагога. Мастерство педагогического общения.

1 час

Цели занятия:
1. Сформировать у студентов понятие о нравственно-психологическом образе педагога;

2. Обобщить понятия о мастерстве педагогического общения;

3.Закрепить полученные теоретические знания по данной теме.


Задачи:

1.Формирование у студентов навыка переработки научных текстов, обобщения материала, развитие критичности мышления; 
2. развитие самостоятельности при освоении знаний, творческой инициативы; 
3.формирование навыка публичных выступлений, способности к рассуждениям перед аудиторией и защите своей точки зрения.  


Вопросы для обсуждения:


  1. Нравственно-психологический образ педагога.

- особые личностные характеристики педагога


  1. Мастерство педагогического общения.



Следует иметь в виду, что педагогика лишь наполовину наука, а наполовину искусство. Поэтому первое требование к профессиональному педагогу – наличие особых личностных характеристик, педагогических способностей и профессиональных знаний и навыков. При подготовке к первому вопросу следует акцентировать внимание на особых характеристиках личности, необходимых педагогу. Несколько больший объем информации по этой теме содержится в дополнительной литературе (№1-5),что не исключает обращение к основным источникам (№1-3)

Основные понятия: педагогический такт, педагогическое достоинство, педагогическая справедливость, педагогическая мораль, нравственность, гуманность, педагогическое мастерство.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии iconТема: Психология как наука. Объект и предмет психологии
Программа развития научно-исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета на 2010 – 2012 годы
Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии iconОбщая психология
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные...
Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии iconЛекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы...
Ихология – ( греч. «психе»- душа, «логос»-наука). В наше время вместо понятия душа используется понятие «психика», хотя в языке до...
Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (психологии человека, психологии развития, педагогической...
Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии iconТема Содержание работы
Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь...
Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии iconПрограммные вопросы для подготовки студентов к экзамену
...
Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии iconОбъект, предмет и задачи психологии Исторические этапы развития психологии Методы психологии
Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой
Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии iconВопросы по подготовке к экзамену (зачету) по учебной дисциплине
Особенности юридической психологии как науки. Объект, предмет категории юридической психологии
Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии iconТемы рефератов Раздел 1 Введение в психологию Тема 1 Психология как...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная), очно – заочная (вечерняя), очно- заочная (вечерняя) сокращенная
Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии iconВопрос n из перечисленных точек зрения на предмет психологии в большей...
На выполнение задания в форме тестов по курсу «Управленческая психология» отводится 120 минут
Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии iconПонятие психологии. Предмет, объект и задачи психологии
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65...
Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вопрос Психология как наука. Взаимосвязь психологии с юридическими дисциплинами. История становления науки психологии
Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии iconВопросы к зачету по дисциплине «Психология личности»
Предмет и задачи курса «Психология личности»; ее характеристика как отрасли общей психологии
Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии icon5. Экономическая теория как наука. Главные вопросы экономики. Предмет,...
Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии icon5. историография человеческого развития 32
Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи...
Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагогика как наука, ее объект и предмет. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск