Скачать 1.23 Mb.
|
Краткий курс «Психология деловых отношений» Лекция № 1. Предмет, основные категории и задачи психологии делового общения. 1. Взаимосвязь «делового общения» и сфер общественной жизни. 2. Объект, предмет и цели науки «деловое общение». 3.Методы и функции науки «деловое общение». Литература 1. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с. 2.Солякин А.В., Богатырева Н.А. Деловое общение. – М.: «Приор-издат», 2005. – 144 с. 3.Титова Л.Г. Деловое общение. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. -271 с. 4.Урбанович А.А. Психология управления. – Минск: Харвест, 2004. – 639 с. 1. Взаимосвязь «делового общения» и сфер общественной жизни Наука «деловое общение» сформировалась к середине XX века на основе (этических и психологических предпосылок). К этому времени были теоретически выделены и определены ее объект и предмет, разработаны основные понятия и категории. Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире». Общение — сложный многогранный процесс, включающий: • формирование определенных образцов и моделей поведения; • взаимодействие людей; • взаимное влияние людей друг на друга; • обмен информацией; • формирование отношений между людьми; • взаимное переживание и понимание людьми друг друга; • формирование образа внутреннего «Я» человека. В качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа. Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности. Деятельность не может ни возникнуть, ни осуществляться без интенсивного общения. Деловое общение, направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата; когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При этом стороны делового общения выступают в официальных статусах, которые определяют необходимые стандарты (в том числе и этические) поведения людей. 2. Объект, предмет и цели науки «деловое общение». Предметом науки «деловое общение» является изучение социально-психологических, ценностных и организационно-технических проблем общения людей в профессиональной и предпринимательской деятельности. Объектом науки «деловое общение» является реально существующая деловая практика во всем многообразии деловых отношений и взаимосвязей. В объективной реальности деловые отношения всегда тесно связаны с различными видами профессиональной предметной деятельности людей, и их реализация происходит в виде коммуникативных и интерактивных связей. Особенности делового общения заключаются в том, что: - партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта; - общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела; - основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество. Цель делового общения — организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности. Помимо общей цели делового общения, в нем можно выделить и личные цели, реализуемые участниками общения: • стремление к личной безопасности в процессе социальной деятельности, что часто проявляется в уходе от ответственности; • стремление к повышению своего жизненного уровня; • стремление к власти, т.е. стремление расширить круг своих полномочий, продвинуться вверх по служебной лестнице, избавиться от бремени иерархического контроля; • стремление повысить свой престиж, что часто сочетается со стремлением укрепить престиж занимаемой должности и самой организации. Для того чтобы цель делового общения была успешно реализована, в современной психологической науке выделяют основные этико-психологические принципы делового общения, к которым относят: 1) принцип кооперативности — «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»; 2) принцип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»; 3) принцип качества информации — «не ври»; 4) принцип целесообразности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; 5) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»; 6) «умей слушать и понять нужную мысль»; 7) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела». 3.Методы и функции науки «деловое общение». Методы науки «деловое общение». Основным средством построения теории делового общения являются ее методы. Они включают в себя различные способы, приемы познания, описания и исследования деловых ситуаций, межличностных отношений, интерактивных связей, которые возникают в деловом общении. Методы делового общения не только раскрывают сущность и особенности деловых отношений, но и способствуют выработке практических рекомендаций, имеющих цель повысить эффективность делового взаимодействия. Методы науки «деловое общение» - это приемы и способы познания и исследования деловых ситуаций и тех межличностных отношений, которые формируются между деловыми партнерами. В силу сложности и многомерности самого предмета делового общения при построении теории делового общения применяют, как правило, не один, а несколько методов, их комбинацию, которая позволяет всесторонне исследовать содержание и структуру общения в профессиональной и предпринимательской деятельности. Рис. 2.3. Методы науки «деловое общение» Один из общепринятых традиционных методов науки «деловое общение» является метод наблюдения. Это такой способ изучения делового общения, посредством которого его феномены исследуются в тех связях и отношениях, в каких они складываются непосредственно в самой деловой практике. Различают обычно три типа наблюдений, наиболее часто применяемых: свободное, стандартизированное и включенное. Свободное наблюдение, как правило, не ограничивается, фиксируются все проявления и особенности делового общения. Стандартизированное наблюдение всегда четко ограничено заранее заданными параметрами наблюдения. Например, фиксируются социальное стереотипы в поведении деловых партнеров или их психоэмоциональных состояния, установки, ценностные ориентации. Функции науки «деловое общение» - гносеологическая функция, которая состоит в том, что наука «деловое общение» способствует познанию вербальных и невербальных средств делового общения, его коммуникативных форм и техник, а также социально-психологических механизмов межличностного общения в профессиональной и предпринимательской деятельности; - инструментально-трансляционная функция, которая проявляется в разработке различных способов и приемов получения, передачи и интерпретации деловой информации в целях осуществления какого-либо конкретного действия, намерения, решения. - функция социализации, которая способствует формированию и развитию у деловых партнеров социально-психологических механизмов взаимопонимания и межличностного познания, системы когнитивных ориентации и поведенческих стереотипов. - прогностическая функция, которая проявляется в прогнозировании динамики деловых ситуаций, предсказании эффективности использования в них различных коммуникативных приемов и техник, в оценке результативности возможных форм делового взаимодействия (разработка практических рекомендаций для делового взаимодействия и деловой коммуникации). - аксиологическая функция, которая проявляется в утверждении в деловых отношениях универсальных этических принципов делового общения, ценностных ориентации и установок, доминирующего у деловых партнеров профессионально ориентированного делового этикета. Все рассмотренные функции взаимосвязаны и проявляются в различных сочетаниях и комбинациях. |
Учебник для вузов под ред. Лавриненко В. Н. М.: Юнити, 1997,2001,2004,2008.... Кандидат философских наук «Гносеологический анализ взаимосвязи теории и эксперимента в физике», 1978 | Учебник для вузов/ Ю. И. Клименко. М.: «Экзамен», 2005 736 с. Высшая... Борцова Т. В., Денежкина И. Е., Попов В. А. Математический анализ. Ч. Интегральное исчисление: учеб пособие для подготовки бакалавров... | ||
Учебник для студентов вузов / под ред. А. С. Прудникова, Юнити Дана,... Конституционное право России: учебник. – 4-е изд./ Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. М.: Проспект, 2010. – 608 с | Учебник для вузов. 2-е изд., перераб и доп. М.: Юнити-дана, 2001.... Крылова Г. Д. Основы сертификации, стандартизации, метрологии: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юнити-дана, 2001.... | ||
Учебник для вузов. 2-е изд., перераб и доп. М.: Юнити-дана, 2001.... Крылова Г. Д. Основы сертификации, стандартизации, метрологии: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юнити-дана, 2001.... | Учебник для вузов /Под ред. П50 чл корр. Ран ж. Т. Тощенко. М.:... Уделено внимание механизму властных отношений — бюрократии, лоббизму, оппозиции, общественному мнению, электоральному поведению | ||
Учебник для бакалавров / Ю. А. Бабаев, А. М. Петров, Л. А. Мельникова;... Информационные ресурсы и технологии в финансовом менеджмента: учебник для магистров / под ред. И. Я. Лукасевича, Г. А. Титоренко.... | Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. М.: Юнити, 1997 495 с Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. М.: Юнити, 1997 – 495 с | ||
Спиркин А. Г. Философия [Текст]: учебник для студ вузов / А. Г. Философия [Текст] : учебник для бакалавров : рек. М-вом образования РФ / [В. Н. Лавриненко и др.]; под ред. В. Н. Лавриненко. 5-е... | Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики... Философия: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. – 6-е изд. – М.: Юрайт, 2013 в со | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гринберг А. С., Король А. И. Информационный менеджмент. М.: Юнити-дана, 2003. 415 с | Учебник для вузов/Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. Под ред. В. В. Хаскина. М.: Юнити. 1998. 455с А-39 Экология: Учебник для вузов/Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. Под ред. В. В. Хаскина. – М.: Юнити. – 1998. – 455с | ||
Учебник для вузов / Н. Ф. Самсонов, Н. П. Баранникова, А. А. Володин... Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших... | Для студентов гуманитарных вузов, а также читателей, интересующихся... Соколов С. В. Социальная философия: Учеб пособие для вузов. М.: Юнити-дана, 2003. 440 с. (Серия "Gogito ergo sum".) | ||
План – конспек т Информационные ресурсы и технологии в финансовом менеджмента: учебник для магистров / под ред. И. Я. Лукасевича, Г. А. Титоренко.... | Торопова Мария Николаевна Информационные ресурсы и технологии в финансовом менеджмента: учебник для магистров / под ред. И. Я. Лукасевича, Г. А. Титоренко.... |