Учебник для вузов / под ред. Проф. В. Н. Лавриненко. М.: Юнити-дана, 2003. 415 с





НазваниеУчебник для вузов / под ред. Проф. В. Н. Лавриненко. М.: Юнити-дана, 2003. 415 с
страница1/9
Дата публикации23.06.2013
Размер1.23 Mb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Психология > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Краткий курс

«Психология деловых отношений»

Лекция № 1.

Предмет, основные категории и задачи психологии делового общения.

1. Взаимосвязь «делового общения» и сфер общественной жизни.

2. Объект, предмет и цели науки «деловое общение».

3.Методы и функции науки «деловое общение».

Литература

1. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / под ред.

Проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.

2.Солякин А.В., Богатырева Н.А. Деловое общение. – М.: «Приор-издат»,

2005. – 144 с.

3.Титова Л.Г. Деловое общение. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. -271 с.

4.Урбанович А.А. Психология управления. – Минск: Харвест, 2004. – 639 с.
1. Взаимосвязь «делового общения» и сфер общественной жизни Наука «деловое общение» сформировалась к середине XX века на основе (этических и психологических предпосылок). К этому времени были теоретически выделены и определены ее объект и предмет, разработаны основные понятия и категории.

Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение об­щения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».
Общение — сложный многогранный процесс, включающий:

• формирование определенных образцов и моделей поведения;

• взаимодействие людей;

• взаимное влияние людей друг на друга;

• обмен информацией;

• формирование отношений между людьми;

• взаимное переживание и понимание людьми друг друга;

• формирование образа внутреннего «Я» человека.

В качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа.

Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффектив­ности. Деятельность не может ни возникнуть, ни осуществляться без интенсивного общения.

Деловое общение, направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата; когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собесед­ника, но интересы дела более значимы, чем возмож­ные личностные расхождения.

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида дея­тельности. При этом стороны делового общения выступают в официальных стату­сах, которые определяют необходимые стандар­ты (в том числе и этические) поведения людей.

2. Объект, предмет и цели науки «деловое общение».

Предметом науки «деловое общение» является изучение социаль­но-психологических, ценностных и организационно-технических про­блем общения людей в профессиональной и предпринимательской дея­тельности.

Объектом науки «деловое общение» является реально существующая деловая практика во всем многообразии деловых отношений и взаимосвязей.

В объективной реальности деловые отношения всегда тесно связаны с различными видами профессиональной предметной деятельности людей, и их реализация происходит в виде коммуника­тивных и интерактивных связей.

Особенности делового общения заключаются в том, что:

- партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

- общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

- основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество.

Цель делового общенияорганизация и оптимизация опреде­ленного вида совместной предметной деятельности.

Помимо общей цели делового общения, в нем можно выде­лить и личные цели, реализуемые участниками общения:

• стремление к личной безопасности в процессе социальной деятельности, что часто проявляется в уходе от ответственности;

• стремление к повышению своего жизненного уровня;

• стремление к власти, т.е. стремление расширить круг своих полномочий, продвинуться вверх по служебной лестнице, изба­виться от бремени иерархического контроля;

• стремление повысить свой престиж, что часто сочетается со стремлением укрепить престиж занимаемой должности и самой организации.

Для того чтобы цель делового общения была успешно реализова­на, в современной психологической науке выделяют основные этико-психологические принципы делового общения, к которым относят:

1) принцип кооперативности — «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»;

2) принцип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»;

3) принцип качества информации — «не ври»;

4) прин­цип целесообразности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;

5) «выражай мысль ясно и убедитель­но для собеседника»;

6) «умей слушать и понять нуж­ную мысль»;

7) «умей учесть индивидуальные особенно­сти собеседника ради интересов дела».

3.Методы и функции науки «деловое общение».

Методы науки «деловое общение». Основным средством построения теории делового общения являются ее методы. Они включают в себя различные способы, приемы познания, описания и исследования де­ловых ситуаций, межличностных отношений, интерактивных связей, которые возникают в деловом общении. Методы делового общения не только раскрывают сущность и особенности деловых отношений, но и способствуют выработке практических рекомендаций, имеющих цель повысить эффективность делового взаимодействия.

Методы науки «деловое общение» - это приемы и способы познания и исследования деловых ситуаций и тех межличностных отношений, которые формируются между деловыми партнерами.

В силу сложности и многомерности самого предмета делового общения при построении теории делового общения применяют, как правило, не один, а несколько методов, их комбинацию, которая по­зволяет всесторонне исследовать содержание и структуру общения в профессиональной и предпринимательской деятельности.



Рис. 2.3. Методы науки «деловое общение»

Один из общепринятых традиционных методов науки «деловое общение» является метод наблюдения. Это такой способ изучения делового общения, посредством которого его феномены исследуются в тех связях и отношениях, в каких они складываются непосредст­венно в самой деловой практике. Различают обычно три типа наблю­дений, наиболее часто применяемых: свободное, стандартизирован­ное и включенное.

Свободное наблюдение, как правило, не ограничивается, фиксируются все проявления и особенности делового общения.

Стандартизированное наблюдение всегда четко ограничено зара­нее заданными параметрами наблюдения. Например, фиксируются социальное стереотипы в поведении деловых партнеров или их психоэмоциональных состояния, установки, ценностные ориентации.

Функции науки «деловое общение»

- гносеологическая функция, которая состоит в том, что наука «деловое общение» способ­ствует познанию вербальных и невербальных средств делового об­щения, его коммуникативных форм и техник, а также социально-психологических механизмов межличностного общения в профес­сиональной и предпринимательской деятельности;

- инструментально-трансляционная функ­ция, которая проявляется в разработке различных способов и приемов получения, передачи и интерпрета­ции деловой информации в целях осуществления какого-либо кон­кретного действия, намерения, решения.

- функция социализации, которая способствует формированию и развитию у деловых партнеров социально-психологических меха­низмов взаимопонимания и межличностного познания, системы когнитивных ориентации и поведенческих стереотипов.

- прогностическая функция, которая проявляется в прогнозировании динамики деловых ситуаций, предсказании эффективности исполь­зования в них различных коммуникативных приемов и техник, в оценке результативности возможных форм делового взаимодействия (разработка практи­ческих рекомендаций для делового взаимодействия и деловой ком­муникации).

- аксиологическая функция, которая про­является в утверждении в деловых отношениях универсальных эти­ческих принципов делового общения, ценностных ориентации и установок, доминирующего у деловых партнеров профессионально ориентированного делового этикета.

Все рассмотренные функции взаимосвязаны и проявляются в различных сочетаниях и комбинациях.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник для вузов / под ред. Проф. В. Н. Лавриненко. М.: Юнити-дана, 2003. 415 с iconУчебник для вузов под ред. Лавриненко В. Н. М.: Юнити, 1997,2001,2004,2008....
Кандидат философских наук «Гносеологический анализ взаимосвязи теории и эксперимента в физике», 1978
Учебник для вузов / под ред. Проф. В. Н. Лавриненко. М.: Юнити-дана, 2003. 415 с iconУчебник для вузов/ Ю. И. Клименко. М.: «Экзамен», 2005 736 с. Высшая...
Борцова Т. В., Денежкина И. Е., Попов В. А. Математический ана­лиз. Ч. Интегральное исчисление: учеб пособие для подготовки бака­лавров...
Учебник для вузов / под ред. Проф. В. Н. Лавриненко. М.: Юнити-дана, 2003. 415 с iconУчебник для студентов вузов / под ред. А. С. Прудникова, Юнити Дана,...
Конституционное право России: учебник. – 4-е изд./ Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. М.: Проспект, 2010. – 608 с
Учебник для вузов / под ред. Проф. В. Н. Лавриненко. М.: Юнити-дана, 2003. 415 с iconУчебник для вузов. 2-е изд., перераб и доп. М.: Юнити-дана, 2001....
Крылова Г. Д. Основы сертификации, стандартизации, метрологии: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юнити-дана, 2001....
Учебник для вузов / под ред. Проф. В. Н. Лавриненко. М.: Юнити-дана, 2003. 415 с iconУчебник для вузов. 2-е изд., перераб и доп. М.: Юнити-дана, 2001....
Крылова Г. Д. Основы сертификации, стандартизации, метрологии: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юнити-дана, 2001....
Учебник для вузов / под ред. Проф. В. Н. Лавриненко. М.: Юнити-дана, 2003. 415 с iconУчебник для вузов /Под ред. П50 чл корр. Ран ж. Т. Тощенко.  М.:...
Уделено внимание механизму властных отношений — бюрократии, лоббизму, оппозиции, общественному мнению, электоральному поведению
Учебник для вузов / под ред. Проф. В. Н. Лавриненко. М.: Юнити-дана, 2003. 415 с iconУчебник для бакалавров / Ю. А. Бабаев, А. М. Петров, Л. А. Мельникова;...
Информационные ресурсы и технологии в финансовом менеджмента: учебник для магистров / под ред. И. Я. Лукасевича, Г. А. Титоренко....
Учебник для вузов / под ред. Проф. В. Н. Лавриненко. М.: Юнити-дана, 2003. 415 с iconУчебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. М.: Юнити, 1997 495 с
Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. М.: Юнити, 1997 – 495 с
Учебник для вузов / под ред. Проф. В. Н. Лавриненко. М.: Юнити-дана, 2003. 415 с iconСпиркин А. Г. Философия [Текст]: учебник для студ вузов / А. Г.
Философия [Текст] : учебник для бакалавров : рек. М-вом образования РФ / [В. Н. Лавриненко и др.]; под ред. В. Н. Лавриненко. 5-е...
Учебник для вузов / под ред. Проф. В. Н. Лавриненко. М.: Юнити-дана, 2003. 415 с iconУчебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики...
Философия: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. – 6-е изд. – М.: Юрайт, 2013 в со
Учебник для вузов / под ред. Проф. В. Н. Лавриненко. М.: Юнити-дана, 2003. 415 с iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гринберг А. С., Король А. И. Информационный менеджмент. М.: Юнити-дана, 2003. 415 с
Учебник для вузов / под ред. Проф. В. Н. Лавриненко. М.: Юнити-дана, 2003. 415 с iconУчебник для вузов/Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. Под ред. В. В. Хаскина. М.: Юнити. 1998. 455с
А-39 Экология: Учебник для вузов/Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. Под ред. В. В. Хаскина. – М.: Юнити. – 1998. – 455с
Учебник для вузов / под ред. Проф. В. Н. Лавриненко. М.: Юнити-дана, 2003. 415 с iconУчебник для вузов / Н. Ф. Самсонов, Н. П. Баранникова, А. А. Володин...
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших...
Учебник для вузов / под ред. Проф. В. Н. Лавриненко. М.: Юнити-дана, 2003. 415 с iconДля студентов гуманитарных вузов, а также читателей, интересующихся...
Соколов С. В. Социальная философия: Учеб пособие для вузов. М.: Юнити-дана, 2003. 440 с. (Серия "Gogito ergo sum".)
Учебник для вузов / под ред. Проф. В. Н. Лавриненко. М.: Юнити-дана, 2003. 415 с iconПлан – конспек т
Информационные ресурсы и технологии в финансовом менеджмента: учебник для магистров / под ред. И. Я. Лукасевича, Г. А. Титоренко....
Учебник для вузов / под ред. Проф. В. Н. Лавриненко. М.: Юнити-дана, 2003. 415 с iconТоропова Мария Николаевна
Информационные ресурсы и технологии в финансовом менеджмента: учебник для магистров / под ред. И. Я. Лукасевича, Г. А. Титоренко....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск